что значит коробка с делителем
КПП с делителем на КамАЗе: устройство и принципы использования
Коробка переключения передач, установленная на автомобиль КамАЗ, является достаточно сложным устройством. Данный механизм обеспечивает удобство управления грузовиком. Однако водитель, даже при наличии теоретических знаний об устройстве и эксплуатации КПП КамАЗ с делителем, на практике может поначалу столкнуться с серьезными проблемами при попытках использования коробки передач для переключения скоростей автомобиля.
Принципы устройства КПП КамАЗ
Автомобили КамАЗ по большей части оснащаются двумя типами КПП: имеющими пять и десять ступеней, соответственно, это модели 14 и 15. Пятиступенчатые коробки передач чаще используются на машинах, используемых в качестве индивидуальных транспортных средств, тогда как 10-скоростные КПП являются более предпочтительными для грузовиков, входящих в состав автопоездов.
Конструкция коробки передач с 10 ступенями включает в себя обычную пятиступенчатую КПП и редуктор-делитель.
Этот делитель передач КамАЗ, используемый в совокупности с пятискоростной коробкой, позволяет автомобилю использовать 10 передних скоростей и 2 задние.
Со стартом производства грузовиков, технические характеристики которых предусматривали значительно большую грузоподъемность, специалисты Камского автомобильного завода разработали и новую модель КПП, обозначаемую как 152.
Перечень основных отличий и доработок в этой коробке включает в себя:
В обновленной версии операции управления и включения делителя выполняются пневматической системой. В процессе эксплуатации КПП КамАЗ очень важно, чтобы обслуживание, диагностика неисправности, ремонт, сборка и замена деталей осуществлялись высококвалифицированными специалистами, обладающими соответствующими знаниями и практическими навыками, а также необходимым оборудованием и инструментами.
Устройство пятиступенчатой коробки КамАЗ 152 предусматривает следующие компоненты и детали:
Коробка передач КамАЗ, оснащенная делительным редуктором, имеет целый ряд положительных качеств, включая сниженную частоту переключения скоростей, повышение тяги и упрощение управления автомобилем.
Схема работы коробки передач с делителем
Большая часть эксплуатируемых сегодня грузовиков КамАЗ оснащено пятиступенчатыми механическими коробками передач. Схема переключения скоростей в подобных КПП довольно привычна: водитель выжимает сцепление и смещает рычаг в требуемое положение. При этом важно понимать, что автомобили КамАЗ — это большегрузные грузовые автомашины, то есть регулировка положения рычага должна производиться строго поэтапно.
схема переключения кпп и делителя
Привычными для трансмиссии грузовика с дизельным двигателем являются пониженный («Н») и повышенный («В») режимы работы. Разработка этих двух вариантов велась специально в целях минимизации нагрузки на мотор машины как с максимальным грузом, так и в порожнем состоянии. Многие модели автомобилей КамАЗ позволяют переключать эти режимы без использования рычага КПП.
Водителю нужно просто поднять или опустить специальный переключатель делителя и буквально на секунду выжать сцепление.
Регулировка режима происходит автоматически: опущенный переключатель активирует облегченный режим езды, поднятый — усиленный.
Разобраться с переключением режимов КПП на грузовиках КамАЗ относительно просто. Для переключения скоростей 1-5 используется соответствующий рычаг, расположенный правее сиденья водителя. Например, разгон грузовика предусматривает использование следующей схемы переключения скоростей: 1B-2B-3B-4Н-4B-5Н-5B. На забитой трассе или в сложных дорожных условиях применяют 1H-2H-ЗH-4H-4В-5H-5В.
Следует иметь в виду, что устройство КПП КамАЗ позволяет переключать скорости только с условием отключения сцепления. Для переключения с верхнего режима на нижний и наоборот нужно передвинуть переключатель в соответствующую позицию и только потом до упора и максимально резко выжать сцепление. Буквально через секунду надо отпустить педаль, чтобы включилась нужная главная передача.
В процессе эксплуатации автомобиля очень важно следить за тем, сколько масла в КПП КамАЗ, и по мере необходимости своевременно доливать смазку, предотвращая возможные проблемы и неполадки.
Управление делителем
КПП и делитель на КамАЗе предусматривают стандартный механический режим управление. Управление коробкой представляет собой механизм выбора передачи с тремя вилками, отвечающими за передаточные числа. Система управления делителем (сокращенно — МППД, механизм переключения передач делителя) предусматривает лишь одну вилку, смонтированную на собственном валу, выходящем из корпуса коробки и соединяемом с рычагом сзади. Для взаимодействия вилки с муфтой используется сухарь делителя, смонтированный в каретке синхронизатора.
МППД оснащен пневмомеханическим приводом, в котором скорости переключаются за счет усилия сжатого воздуха, получаемого от пневмосистемы автомобиля.
Разборка позволяет выделить осмотреть основные компоненты и узлы:
Для обеспечения надежной и бесперебойной эксплуатации важно своевременно проводить обслуживание и ремонт КПП КамАЗ с делителем. Необходимо регулярно осуществлять регулирование привода переключения передач, проверку размера зазора в клапане включения делителя, замену масла.
Устройство КПП и схема переключения передач на грузовых автомобилях КамАЗ
Схема переключения передач на КамАЗе мало чем отличается от схемы автомобиля. Но каждая система грузовой машины имеет свои особенности.
Устройство и принцип работы
Рассмотрим расположение и устройство коробки передач автомобиля КамАЗ. На КамАЗах установлены механические КПП. Они имеют 5 скоростей. Переключение КПП происходит посредством нажатия педалей сцепления и перемещением рычага КПП в нужную позицию. Поскольку машина имеет большой вес, то переводить КПП с одной передачи на другую надо в несколько этапов.
Принцип работы КПП КамАЗа состоит в следующем: с дизельным мотором работает либо в повышенном режиме B, либо в пониженном H. Они были созданы, чтобы уменьшить нагрузку на мотор тяжеловесной машины, когда она заполнена, и в то же время не заставлять его слишком активно работать без груза.
Схема коробки передач КамАЗа с делителем несложная, но имеет отличие в зависимости от модели коробки. Рассмотрим схему КПП КамАЗа, которая бывает на дизельных машинах. При движении по ровной дороге нужно переключать передачи без сцепления. Устройство раздаточной коробки КамАЗа можно представить такой формулой: 1B — 2B — 3B — 4H — 4B — 5H — 5B.
Переключение скоростей осуществляют следующим образом:
Бывают коробки передач с автоматическим переключением режимов.
Как работает делитель на КамАЗе
Делитель или мультипликатор коробки передач представляет собой дополнительно установленную повышающую передачу, которая из 5ти-ступенчатой КПП делает 10ти-ступенчатую.
Принцип его работы заключается в следующем. Мультипликатор сокращает диапазоны между основными передачами, уплотняя ряд передаточных чисел коробки и расширяя их на 20-25 процентов.
Такая модификация позволяет улучшить такие характеристики автомобиля, как:
Механизм располагается перед коробкой передач, или чуть правее от нее, так как основной узел не испытывает больших нагрузок и не требует конструктивной переделки. Это позволяет производить ремонт и регулировку делителя при возникновении неисправности самостоятельно.
Расположение и порядок переключения скоростей на КамАЗе
Большинство авто Камского завода оснащаются механическими коробками переключения передач, имеющими 5 ступеней (с делителем или без него). Переключение скоростей осуществляется путем перемещения кулисы КПП с нажатой педалью сцепления. Но передачи на грузовых автомобилях должны включаться не напрямую, а поэтапно. Теоретически, это снижает нагрузку на мотор при езде с полной загрузкой, а при работе с пустым кузовом – экономит топливо.
Привычными режимами работы коробки переключения передач КамАЗа являются повышенный «В», или пониженный «Н». В машинах, оснащенных КПП с мультипликатором, переключение с режима «В» на режим «Н» осуществляется за счет опускания специального одиночного рычага делителя.
Важно знать, как включать повышенную передачу при езде на КамАЗе с полной загрузкой: первые 4 передачи опытные водители рекомендуют включать в утяжеленном вторичном режиме «Н», а затем перевести 4-ю скорость на режим «В», переключиться на 5-ю пониженную, и далее перейти на «В». Порядок переключения может меняться, в зависимости от конкретной модели КПП.
Технические характеристики
В КПП КамАЗ с делителем входят такие элементы:
КПП КамАЗовских машин бывает пяти- и десятиступенчатая. Делитель КПП имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной коробкой позволяет получать 10 передач переднего хода и 2 заднего. Система делителя улучшает тяговые качества машины, облегчает управление, снижает частоту переключения скоростей рычагом. Передаточные числа КПП имеются в инструкции по эксплуатации устройства.
На КПП 141 КамАЗ имеется выключатель фонаря заднего хода. Для предотвращения одновременной активации 2 передач в крышке имеется замок шарикового типа, а от случайного включения заднего хода — пружинно-пальчиковый предохранитель. КПП с делителем весит 320 кг. Манжеты находятся в крышках валов. Они предохраняют КПП от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточный объем масла в КПП ведет к ее повреждению. При первой заправке в КПП должно быть 9 литров масла, при смене жидкости — 8 л.
Технические характеристики КПП КамАЗ-141:
Картер:
Вторичный вал имеет следующие диаметры у деталей:
Вес КПП с делителем — 320 кг.
Как переключать передачи на КамАЗе
Чтобы правильно переключать передачи, надо знать, как устроена трансмиссия. КПП изготовлена так, что чаще движение осуществляется на пониженной скорости, поэтому машина может транспортировать тяжелые грузы. КамАЗ имеет 5-ступенчатую коробку. Переключать передачи нужно при помощи педали сцепления и рычага.
Начало движения
Прежде чем начать движение, надо нажать пониженную скорость. Переключать передачи следует лишь при нажатой педали сцепления. Схема переключения скоростей основана на поэтапном переключении передач. Чтобы начать движение на грузовике, нужно раскрутить коленвал ДВС.
Включение второй передачи надо производить тогда, когда стрелка на тахометре дойдет до отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой метод переключения передач даст возможность продлить срок эксплуатации КПП и снизит расход бензина.
Переключение скоростей
Рассмотрим порядок переключения скоростей, после того как автомобиль уже начал движение. Когда КамАЗ разгонится, то порядок переключения передач: 4H — 4B — 5H. Чтобы включить 2 скорость, надо чтобы частота вращения коленчатого вала повысилась до 3000 об/мин по показаниям тахометра. Функции коленвала являются основными.
Задний ход
Чтобы включить задний ход на грузовике, надо поставить переключатель в нижнее левое положение. Включение задней передачи нельзя осуществлять во время движения машины. Чтобы задействовать задний ход, нужно сначала полностью остановить агрегат, потом совершить маневр.
Правила переключения в разных условиях
Переключения скоростей зависят от различных условий, в которых осуществляет движение автомобиль. Следует выполнять эти правила, чтобы в ходе использования КПП не произошел выход ее из строя.
Подъем
Во время подъема надо переключить КПП на режим H, в результате чего трансмиссия начнет работать при повышенном напряжении.
Следует выполнять правила:
Спуск
Некоторые шоферы при спуске с горы выключают мотор, чтобы экономить бензин. Такого нельзя допускать на КамАЗе.
Если выключить ДВС во время поездки, то электроусилитель не будет выполнять свои функции, что приведет к блокировке руля.
Торможение КамАЗа происходит не только в результате прекращения работы мотора, но и при помощи активации вспомогательной тормозной системы. Когда большегрузный автомобиль преодолевает спуск и водитель включает вспомогательные тормоза, нельзя выжимать сцепление и переключаться с одной передачи на другую.
Обледенелые участки
Ехать на грузовике по обледенелым участкам надо с максимальным запасом скорости и хода. Во время торможения необходимо использовать вспомогательную систему остановки мотора. Если нужно выполнить срочное торможение, то оператор должен остановить колеса прицепа. Если не учитывать этого правила, можно попасть в занос.
Притормаживать ДВС можно только в виде исключения, так как это может привести к его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.
Занос
При заносе нельзя выключать сцепление. Когда грузовик заносит, нужно повернуть руль в сторону заноса. Если КамАЗ забуксовал, требуется снять ногу с педали газа и нажать дифференциал. Это необходимо выполнить с помощью регулятора, имеющегося на щитке. В результате на панели включится индикатор. Начать ход надо со второй повышенной передачи. После преодоления заноса следует разблокировать дифференциал.
Особенности переключения в разных моделях
На автомобилях КамАЗ различных моделей и конфигураций (седельные тягачи – 44108 или 5490; самосвалы – 6520 или 55111; грузовики – 5320, либо военная модель 5350; автопоезда – 5410, 65206) устанавливаются следующие КПП:
Модели коробок передач для грузовых автомобилей отличаются друг от друга количеством ступеней, сложностью устройства, конструкцией кулисы и порядком переключения передач. Более подробное описание различных КПП приведем на примере нескольких моделей КамАЗ.
Устройство и схема переключения коробки передач КамАЗ-5320 с делителем
На КамАЗ-5320 устанавливают коробки передач двух моделей – пятиступенчатую 142 или десятиступенчатую 152 с делителем. Переключение скоростей на КАМАЗ-152 происходит по следующей схеме:
КамАЗ-4310: схема переключения
Грузовики военного назначения модели 4310 имеют повышенную проходимость, и оборудуются пятиступенчатой трехходовой коробкой переключения передач 14 (от 141 она отличается тем, что имеет прямую пятую передачу, а у модели 141 прямая – четвертая, пятая передача здесь ускоряющая). Механизм переключения передач аналогичен рассмотренному выше для основной коробки автомобиля КамАЗ-5320 с делителем. Схема представлена на фото:
КПП КамАЗ-43118
КамАЗ-43118 оборудуется КПП модели КАМАЗ-154 с делителем, которая имеет аналогичную 152-ой модели схему переключения передач.
Передаточные числа коробки передач:
КПП КамАЗ-65115
В зависимости от модификации на самосвал модели 65115 устанавливается усиленная коробка с мультипликатором КАМАЗ-154, либо девятиступенчатая коробка немецкого производства – ZF9.
Коробка с механическим типом управления имеет передаточные числа в диапазоне 9,48 – 0,75; и 8,97 для задней передачи. Максимальный крутящий момент – 1300 Нм. Схема переключения передач представлена ниже:
Неисправности и ремонт
Ремонт КПП состоит из разборки узла, диагностики, починки или замены изношенных элементов. После восстановления работы механизма проводится обратная сборка узла и осуществляются испытания системы в работе. Можно обратиться в сервисный центр, но лучше выполнить руками своими ремонт раздаточной коробки.
Как проверить уровень масла
Уровень масла в коробке проверяют следующим образом. Отворачивают пробку картера. При проверке надо установить указатель картера в отверстие до упора. Масло из картера десятиступенчатой МКПП сливают через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части картера КПП, а третье — делителя. Из картера пятиступенчатой КПП слив происходит через 2 отверстия.
Замена масла
Чтобы поменять масло, нужно помыть картер КПП моторным маслом. Очистить магнитные пробки от частиц металла и заливать масло до верхней черты указателя. Уровень масла измеряют через 5 минут. При движении машины КПП должна работать без колебаний, скорости должны переключаться свободно и фиксироваться прочно. Сильный шум может указывать на износ подшипников валов, недостаточный уровень масла или плохое качество смазки в картере.
Как снять коробку
Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:
Как отрегулировать
Теперь нужно отрегулировать КПП, выполнить дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, заменяют новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменить, предварительно осмотрев место их установки, нет ли износа или участков, продавленных роликами.
Подшипники вала заменяют, так как в результате поломки и попадания в масло металлической стружки места качения подшипников получили повреждения, которые могут вызвать поломку КПП. Осматривают шестерни, выявляют повреждения, износ зубьев шестерен. Конические обоймы синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны болтаться. Не должно быть повреждений на шлицах.
Как правильно собрать
Сборка КПП осуществляется в обратном порядке. Промежуточный вал устанавливают в корпус коробки передач. Монтируют подшипники — передний роликовый и задний сферический. Закручивают опорную шайбу. Фиксируют ее гайкой и закрывают заднюю крышку крепления сферического подшипника. Устанавливают прокладки. Вал должен вращаться легко, не должно быть заедания детали при движении.
Схема ремонта КПП КамАЗ-5320 с делителем
Для проведения ремонта КПП КАМАЗ-152 с делителем ее необходимо разобрать. Разбор включает в себя следующие шаги:
Далее следует осмотреть все детали и произвести замену износившихся, а затем собрать устройство, следуя вышеизложенной инструкции в обратном порядке.
Сколько стоит коробка на КамАЗ
Купить КПП на КамАЗ можно в специализированном магазине, где вам покажут прайс-лист с имеющимися моделями. Цена покупки КПП зависит от модели грузового автомобиля, на который она будет устанавливаться. Так стоимость КПП на КамАЗ составляет от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач на КамАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на КПП КамАЗ экологического класса Евро-3.
КПП какой модели установлена на вашем КамАЗе?
Вопрос: Зачем нужна коробка передач с делителем?
Проще говоря, делитель увеличивает количество передач в 2 раза, и тем самым увеличивает силу тяги транспортного средства. Включается он с помощью кнопки на рычаге, либо тумблера, таким образом, выбирается низший или высший ряд переключения передач.
Как работает коробка с делителем?
На рычаге переключения передач грузовых автомобилей с делителем находится переключатель («флажок»), соединённый гибким тросиком с газораспределителем. После того, как водитель произведёт переключение на рычаге, он нажимает на педаль сцепления и исполнительный пневмопривод переключает передачу в делителе.
Для чего служит коробка переключения передач?
Коробка переключения передач является неотъемлемой частью любого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Назначение коробки передач — это передача и преобразование крутящего момента с двигателя на колеса, а так же осуществление отбора мощности на привода других агрегатов и дополнительного оборудования.
Как работает делитель на Камазе?
Работает механизм следующим образом. При переводе переключателя на рычаге в нижнее положение (понижающая передача делителя) сжатый воздух из крана управления разделяется на два контура и подается: В правый управляющий цилиндр воздухораспределителя; На вход клапана включения делителя.
Сколько передач у кого Камаза?
На автомобили КамАЗ устанавливаются две модели коробок передач: на одиночных автомобилях — пятиступенчатые коробки передач модели 14; на автомобилях-тягачах, презназначенных для работы в составе автопоездов, — десятиступенчатые коробки передач модели 15, состоящие из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего …
Как работает делитель и демультипликатор?
Делитель имеет прямую и повышенную передачу, а демультипликатор — прямую и понижающую с большим передаточным числом. … Переключение передач делителя совершается добавочной кнопкой на рычаге коробки переключения передач. Демультипликатор — это тоже двухступенчатый редуктор, но нижняя ступень которого сделана понижающей.
Как переключать передачи с делителем?
Для переключения передач в делителе следует переключатель крана управления перевести в верхнее или нижнее положение, что соответствует высшей или низшей передаче. Педаль сцепления выжать до упора и держать до полного включения передачи в делителе (примерно 0,6…0,8 с).
Какие бывают виды коробок передач?
Механическая (сокращенно МКПП или «механика») Автоматическая гидротрансформаторная (АКПП или классический «автомат») Автоматическая вариаторная (Вариатор) Автоматическая роботизированная («Робот» или РКПП)
Как классифицируют коробки передач по числу передач?
Классификация коробок передач по числу валов:
— 2х вальные; — 3х вальные; — Многовальные (планитарные коробки передач или 2х, 3х поточные механические коробки). Классификация коробок передач по числу передач и диапазонов бывают с 1м или 2мя диапазонами.
Какая скорость на какой передаче?
Обычно первая передача используется для движения автомобиля на скорости примерно от 0 до 20
25 км/ч. Вторая передача —p от 20
25 км/ч и примерно до 40 км/ч, третья —p от 40 до 60 км/ч; четвертая передача —p для скоростей свыше 60 км/ч. Пятая передача —p это отдельная тема для разговора.
Как вручную переключить делитель на Камазе?
Педаль сцепления выжать до упора и держать до полного включения передачи в делителе (примерно 0,6…0,8 с). При выжиме педали сцепления до упора открывается клапан включения делителя и происходит автоматическое переключение делителя на выбранную передачу. После этого плавно отпустить педаль сцепления.
Как переключать передачи на Камазе с делителем?
Для переключения режима необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой выдержки (1 секунда) отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Как правильно включать раздатку на Камазе?
Включается электропневматический клапан, и сжатый воздух подается в пневмокамеру понижающей передачи. Под действием давления сжатого воздуха прогибается диафрагма пневмо-камеры, перемещаются шток с вилкой, муфта и выключается понижающая передача.
Сколько передач у фуры?
В зависимости от производителя и типа коробки, они могут иметь 6, 8, 9, 12, 14 и 16 скоростей. Такое количество вариаций обусловлено наличием демультипликатора и делителя, которые сдваивают каждую передачу.
Как переключать скорости камаз?
Для перехода с высшей передачи на низшую, и, наоборот (без переключений рычага), необходимо перевести переключатель управления делителем передач в нужное положение, а затем нажать и после небольшой (1 секунда) выдержки отпустить педаль сцепления – передача включится автоматически.
Какая коробка стоит на камаз 5320?
Коробка передач КПП Камаз-5320 бывает двух видов— пятиступенчатая и десятиступенчатая, которая состоит из основной пятиступенчатой коробки передач Камаз-5320 и переднего двухступенчатого редуктора-делителя.