что значит краеведческий музей
Краеведческий музей
Краеведческий музей — музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей этого региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие края, и т. д.
Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона, включающую многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, экспедиции и археологические раскопки, а также публикацию рукописей по результатам исследований в научных изданиях.
Краеведческие музеи являются неотъемлемой частью деятельности научного или любительского краеведения и существуют сегодня во многих странах мира. В России краеведческие музеи — один из наиболее распространённых видов музея, всего их по стране насчитывается свыше 800. При этом во многих случаях краеведческий музей представляет собой центр культурной жизни своего населённого пункта, его главную достопримечательность, особенно если музей располагается в исторически значимом или тематически для этой цели подходящем здании.
Музеи, специализирующиеся на местной истории, появились в России во второй половине XIX века, еще до появления краеведения как научной дисциплины. Сам термин «краеведческий музей» получил в России распространение в начале XX века, а в массовом порядке такие музеи стали появляться в первые годы и десятилетия после Октябрьской революции, причём многие из советских краеведческих музеев обязаны своим появлением местным энтузиастам, прилагавшим усилия по сохранению предметов исторической ценности, оставшихся, в том числе, от разрушенных храмов, разграбленных усадеб и частных коллекций. На рубеже XIX и XX веков краеведческие музеи основывались в большом количестве не только в России, но и в ряде европейских стран, в том числе в Германии и во Франции.
Что значит краеведческий музей
Краеведение как социокультурный феномен реализует социально значимые функции, решая при этом важные экономические, социальные, исследовательские задачи. Особенности развития краеведения зависят от ряда объективных и субъективных факторов: это и политическая обстановка, и экономическая ситуация, и актуальные направления разных наук, и особенности менталитета различных категорий населения в конкретных регионах. Краеведческие музеи являются «колыбелью» краеведения, но в то же время современный краеведческий музей реализует множество социокультурных функций: документирующую, интеграционную, познавательную, образовательную, мировоззренческую, коммуникационную и др. Но самой важной и основополагающей для любого музея является функция документирования процессов и явлений и хранения собранных артефактов – музейных предметов. Музей как культурная форма, сформировавшись еще во времена античности, подвергаясь соответствующим изменениям, дошел до наших дней. Именно в музее реализовывается важная функция сохранения и репрезентации социальной памяти и осуществляет связь поколений.
В настоящее время принято разделять музеи по профилю: исторические, художественные, литературные, технические, естественно-научные и др. В связи с этим хотелось бы отметить особое положение краеведческого музея, включающего в себя, как правило, многие направления: гуманитарные, естественно-научные, технические, экономические, художественные. И если исторические, технические, художественные музеи собирают, комплектуют, хранят и показывают музейные предметы исходя из профильных научных дисциплин или видов искусств, которым они посвящены, то цель краеведческого музея несколько иная. Краеведческие музеи документируют процессы развития природы и общества определенного края (региона, местности) в их целостности и многообразии [1]. По сути, это музеи определенной территории, их задача – отразить все процессы и явления, происходившие в разное время в определенном регионе. Как писала видный отечественный музеевед Д. А. Равикович, краеведческий музей должен заниматься «сбором и показом местного материала, состоит из отделов, коллекции которых отражают природу края, его историю и экономику» [2]. Предтечей современного краеведческого музея можно считать земские музеи, появившиеся в 80-х гг. XIX в. в структуре органов местного самоуправления – земств.
Земские музеи были направлены на помощь в проведении аграрной реформы. В то время была насущная необходимость в собирании и хранении почвенных образцов для определения доходности разных категорий земель, да и вообще, «исследование ограниченных по пространству местностей необыкновенно важно не только для познания всей обширной страны нашей, но и в чисто ученом отношении. Многие явления высокой важности могут быть изучаемы именно лишь с помощью наблюдений, производимых в продолжение многих лет в одной и той же местности» [3]. Исследования проходили в процессе составления земельного кадастра, и справочный натурный материал подобного плана был важен для определения выкупной цены земли, выявления уровня доходности крестьянского хозяйства, а также решения всевозможных споров земельного характера. Но, по мнению многих исследователей, и в первую очередь Д. А. Равикович, «уровень развития науки, находившейся в тот период в стадии накопления и систематизации фактов, чрезвычайно слабая изученность страны, преобладание в провинции любительского труда краеведов – все это приводило к тому, что деятельность по изучению края могла выражаться только в сборе фактического материала о его природе, истории, экономике» [4]. В Санкт-Петербургском обществе естествоиспытателей была создана особая комиссия для разработки устава земского губернского музея.
Устав предусматривал два основных направления в работе земского музея – научное и прикладное. В рамках научного направления предусматривалось естественно-научное изучение края, сельскохозяйственных ресурсов, полезных ископаемых и пр. Прикладные исследования касались конкретных проблем, связанных с зональной специализацией сельского хозяйства и кустарной промышленности. В рамках прикладных исследований изучались отдельные отрасли, промыслы или культуры. Принятый в Санкт-Петербурге Устав был разослан во все статистические комитеты и губернские управления для подготовки своего устава для каждого земского музея. Первые земские музеи были созданы в конце 80-х гг. XIX в. в Полтаве и Нижнем Новгороде. После этого музеи стали открываться на юге империи при земствах южных губерний – Херсонской, Харьковской, Бессарабской. При помощи статистических комитетов были открыты музеи в Архангельске (1859 г.), Владимире (1862 г.), Уфе (1865 г.), Твери (1866 г.), Тобольске (1870 г.), Петрозаводске (1871 г.), Ташкенте (1876 г.), Екатеринодаре (1879 г.), Могилеве (1879 г.), Семипалатинске (1883 г.), Воронеже (1886 г.) и т. д. [5]. В начале XX в. земские музеи получили широкое распространение и в центральных районах России. По отзывам современников, эти музеи стали для крестьян школами агрономических и агротехнических знаний. Как правило, в структуре земского музея было три отдела: естественно-исторический, сельскохозяйственный и промышленный, представлявший кустарные промыслы. Иногда в связи с ростом коллекций естественно-исторический отдел делился на разделы: почвенный, ботанический, зоологический и др. Специализация земских музеев была связана с зональными и климатическими особенностями региона.
Так, для заболоченных районов в Новгороде возник болотно-луговой музей узкого профиля, причем его коллекция включала обширную информацию о происхождении болот, их типах, способах мелиорации, агротехнических навыках для освоения болот и лугов. Земские музеи нечерноземных губерний показывали особенности природы своего края. Так, например, в Туле в 1910 г. возник еще один вид земского музея – энтомологический и фитопатологический, специализацией которого явилось изучение сельскохозяйственных вредителей, а также различных грибковых заболеваний растений. Вообще в земских музеях большую часть фонда составляли тематические учебные коллекции. Они специально формировались для проведения занятий по агрономии и агротехнике применительно к зональным особенностям. В музеях были специальные «кабинеты участковых агрономов». В арсенале музея были передвижные тематические выставки. С течением времени музеи меняли название, а иногда – специализацию. Некоторое время было распространено название «музей местного края». Среди музееведов нет единства в отношении оценки уникальности краеведческого музея как вида: некоторые считают, что краеведческие музеи не имеют прямых аналогов за рубежом, а другие – что за рубежом похожие музеи есть. Как бы то ни было, краеведческие музеи, даже российские, очень различаются между собой. При некотором общем структурном сходстве (и то не всегда) фактурно они различаются, иногда достаточно сильно, начиная от здания, в котором они находятся, и заканчивая составом коллекций: ведь объектами собирания, хранения и экспонирования современных краеведческих музеев является то особенное, уникальное и в то же время типичное, что характеризует историю, культуру, искусство, технику, хозяйственную деятельность, экономику и вообще жизнь того или иного края. Таким образом, краеведческий музей по определению не может
быть однопрофильным. Его можно рассматривать как современную культурную кентавр-модель, включающую в себя два начала: гуманитарное и естественно-научное, техническое. Практически в каждом краеведческом музее есть отделы природы, характеризующие природные особенности региона. В этих отделах работают специалисты с особым естественно-научным и техническим образованием. Для того, чтобы грамотно показать природу, животный и растительный мир края, наличие и добычу полезных ископаемых на данной территории, динамику развития промышленности, особенности хозяйственной деятельности – для всего этого необходима естественно-научная и техническая компетенция. В то же время каждый регион богат талантами в области культуры и искусства. И задачи краеведческих музеев в данной области – показывать не только высшие достижения, вошедшие в копилку национальной и мировой культуры, получившие импульс и развитие именно на этой земле. Разумеется, знаменитый писатель, актер или композитор, родившийся в малом провинциальном городе, представляет особую гордость этого города. Именем этого человека называют улицы, в честь него делают экспозиции в местных музеях и даже создают специальные мемориальные музеи, посвященные его жизни и творчеству.
Но краеведческий музей призван показывать не только высшие достижения и открытия. Он должен отражать историю повседневности, демонстрировать произведения местных художников второго и третьего ряда и вообще художественную жизнь региона, экспонировать образцы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, бытующих на данной территории. Для комплектования, собирания, хранения и экспонирования подобных экспонатов необходима гуманитарная и искусствоведческая компетенция. Как правило, краеведческий музей – очень динамичный организм, решающий, помимо функций документирования, собирания, комплектования, экспонирования, и многочисленные просветительские задачи. Сотрудниками музея проводятся лекции и экскурсии, организуются музейные и внемузейные мероприятия, в которых бывают задействованы все сотрудники, вне зависимости от профиля их специализации.
Как показывает практика, очень часто сотрудникам краеведческих музеев приходится расширять сферу своей деятельности и своих научных предпочтений, исходя из разнообразных задач и во время реализации общемузейных проектов. В результате сотрудник, долгое время работающий в краеведческом музее, очень часто знаком как с гуманитарной, так и естественно-научной и технической составляющей музея. Краеведческие музеи еще называются комплексными, и их сотрудники вынуждены быть в курсе комплекса разнообразных проблем, разрабатываемых в стенах музея. Таким образом, современный многопрофильный комплексный краеведческий музей можно рассматривать как культурную кентавр-модель современности, потому что, во-первых, в рамках этого социокультурного института органично сочетаются и взаимно дополняют друг друга естественнонаучная, техническая и гуманитарная, искусствоведческая составляющая. Во-вторых, сотрудники музея подобного профиля часто представляют собой универсалов, в процессе работы в музее и под воздействием обстоятельств (а нередко и по собственному желанию) осваивающих новые для себя области наук и сферы деятельности, представленные в данном музее. Основная функция музея – документирующая – представлена в современном краеведческом музее достаточно многогранно. Правда, в последнее время, не оспаривая приоритетность данной функции, ее все же отодвигают и актуализируют культурно-досуговую функцию, превращая музей в культурно-досуговый центр, что, впрочем, является требованием XXI в.
Примечания 1. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен. М., 2003. С. 343. 2. Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX – начале XX века // История музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2. С. 145–176. 3. Там же. С. 147. 4. Там же. 5. Там же. С. 153.
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ
Комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села). Краеведческие музеи — самая массовая группа музеев в музейной сети России (более 800), не имеют прямых аналогов за рубежом.
Деятельность большинства современных краеведческих музеев отличается большим разнообразием форм, они активно и эффективно участвуют в жизни регионов, в решении социально значимых проблем.
Термин «краеведческие музеи» получил распространение в середине 1920-х гг. Прямыми предшественниками «краеведческого музея» являлись музеи местного края (термин сохранялся до середины 1930-х гг.) с комплексом отделов, отражавших природу, историю и экономику своего края. Возникновение таких музеев было общеевропейской тенденцией. И во Франции, и в Германии в начале 20 в. существовали десятки музеев, документировавших различные стороны жизни той или иной провинции, кантона, области, города. Первый музей местного края в России возник еще в 18 в. (Иркутский музей, 1872 г.), а их массовое появление приходится на вторую половину 19 в. Экспозиции местных музеев были систематическими. К 1917 г. в стране, по разным источникам, насчитывалось от 65 до 94 местных музеев. В дальнейшем во многих губерниях произошло их объединение с музеями статистических комитетов, других местных учреждений и обществ, в результате которого образовались губернские музеи — прообразы областных краеведческих музеев. После революции 1917 г. краеведческие музеи сыграли значительную роль в сохранении памятников истории и культуры, в т.ч. церковной старины, частных коллекций.
1920-е гг. стали «золотым десятилетием» истории краеведения, благодаря теснейшей взаимосвязи с академической и университетской наукой и мощному подъему массового культурного и общественного движения в стране, направленному на изучение и благоустройство своего края, распространение этих знаний. Краеведческие музеи стали играть в жизни регионов роль своеобразных культурных и научных центров.
Однако к концу 1920-х гг. наметилась тенденция свести краеведение к удовлетворению утилитарных, хозяйственных и политико-просветительных нужд. Согласно резолюции Первого музейного съезда (1930 г.) краеведческие музеи получили типовую структуру, включавшую 3 отдела — природы, истории, социалистического строительства (с незначительными изменениями сохранялась до 1990-х гг.). В результате в 1930-е гг. в большинстве своем они превратились во второстепенные и обезличенные учреждения культуры. Но и в этом качестве краеведческие музеи способствовали популяризации научных знаний, пробуждению интереса населения к своему краю, содействовали ликвидации неграмотности в стране.
Определенное оживление в деятельности краеведческих музеев наступило в кон. 1950-х — 1960-е гг., что было связано с общими процессами демократизации в стране, возрождением краеведческого движения. Следующий этап в их деятельности и развитии наступил в 1990-е гг. Он характеризуется поиском новых активных форм музейной работы, стремлением выявить природное и культурное своеобразие своего региона.
В состав объекта Всемирного наследия вошли 37 отдельных памятников и целых ансамблей, включен также археологический культурный слой Х-ХVII вв. на территории около 350 га.
Новгородский Кремль имеет площадь 12 га. Он окружен красной кирпичной стеной с 9 башнями, протяженностью в 1385 м, высотой до 10,6 м и толщиной до 3,3 м, которая была заложена еще в XI в., но затем много раз перестраивалась. Стена сама по себе может считаться очень интересным памятником истории и архитектуры.
Самое большое, самое древнее и самое знаменитое сооружение Новгородского Кремля – это Софийский собор. Его воздвигли в 1045–1052 гг. по повелению сына Ярослава Мудрого князя Владимира, и он в общих чертах повторял планировочную схему построенного за несколько лет до этого Софийского собора в Киеве. Новгородский Софийский собор считают одним из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это был пятикупольный храм высотой под 40 м. Фресками его интерьер был расписан уже в XII в. За свою многовековую историю Софийский собор много раз подвергали перестройкам и реставрациям, несколько видоизменившим его первоначальный облик. К сожалению, при этом была почти полностью утрачена первоначальная роспись его стен и куполов. Пострадал он и в годы Великой Отечественной войны.
Однако, несмотря на позднейшие напластования, собор в целом сохранил свой первоначальный монументальный облик. Сложенный из камня – плитняка и ракушечника – он как бы олицетворяет собой архитектуру всей Новгородской земли. Новгородские князья отводили ему роль парадного сооружения, которое резко выделялось на фоне окружавших его деревянных построек. Да и все новгородцы считали Софийский собор главным символом своего города. Бытовала даже поговорка: «Где Святая София, там и Новгород».
Другие примечательные строения Новгородского Кремля: Софийская звонница (XV в., в дальнейшем перестроена), Грановитая палата (1433 г.), Никитский корпус (1670 г.), дозорная башня (1673 г.), Митрополичьи покои (XVII в.), монумент «Тысячелетие России» (1862 г.).
Большинство памятников на противоположном берегу, т.е. на Торговой стороне, сконцентрировано на небольшой площади, расположенной прямо напротив кремля, – на Ярославовом дворище. Здесь стоит Николо-Дворищенский собор – большая нарядная постройка начала XII в. с обширными хорами. От некогда украшавших ее фресок остались лишь незначительные фрагменты. Рядом с собором расположены церковь Жён-мироносиц и церковь Параскевы-Пятницы – одноглавая, с тремя притворами. Ее строительство новгородские купцы в самом начале XIII в. поручили смоленским зодчим. Поодаль от Ярославова дворища стоит церковь Федора Стратилата на Ручью – четырехстолпная одноглавая постройка, относящаяся к классическим памятникам новгородского зодчества второй половины XIII в. Еще дальше расположен ансамбль Антониева монастыря, с трехглавым собором Рождества Богородицы XII в., где уцелели фрагменты древней фресковой росписи. Некоторые памятники, включенные в Объект Всемирного культурного наследия, расположены в пригородах Новгорода: к примеру, это Юрьев монастырь, с его великолепным Георгиевским собором (начало XII в.), церковь Николы на Липне (конец XIII в.), церковь Спаса на Нередице (конец XII в.).
Одна из новгородских церквей – церковь Спаса на Ильине улице – прославилась тем, что здесь сохранились фрески Феофана Грека, гениального живописца, родом из Византии, работавшего на Руси во второй половине XIV в. и в начале XV в.
Ныне Новгородский кремль и другие ценные памятники входят в состав известнейшего музея-заповедника, который был организован в 1925 г. на базе одного из самых древних музеев России, учрежденного еще в 1865 г. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник славится не только своей архитектурой, но и богатыми коллекциями древних икон, декоративно-прикладного искусства, сокровищами грановитой палаты.
Краеведческие музеи России. Часть 2.
А вот ещё один интересный музей из села Сараево Кич-Городецкого района Вологодской области. Руководит им очень колоритный мужик, в прошлом школьный учитель, который сам по себе интересен, но пост не о нем (а наверное зря).
Музей этот он сам организовал и постоянно пополняет. Смотрим:
Ну и немного о самом селе. Оно старое:
Как рассказал создатель музея, Иван Грозный в своё время пожаловал местной колокольне 2 колокола. Они, понятное дело, до наших дней не сохранились. Да и церкви. Вот одну восстанавливают своими силами селяне, батюшка приезжает раз-два в месяц на службу из Никольска (больше 100 км). Вот в эту:
Вторая при СССР использовалась как ремонтная мастерская сельхозтехники. Снаружи выглядит как барак теперь, внутри:
Из этих мест был и один из депутатов дореволюционной Думы:
А за селом есть вот такой прикол:
Кстати, глава Крыма по родне тоже из этих мест, его предок был в соседнем колхозе «Герой» председателем:
Вот такие дела. А кто в каких подобных музеях и местах бывал, делитесь)
У бабушки был подобный ткацкий станок, говорили, что ему больше 100 лет. Половики ткала на нем.
Боже! Моя школьная форма уже в музее(
Экспонат Брянского краеведческого музея: дубликат капсулы с обращением к потомкам заложенной в основание Кургана Бессмертия
7 мая 1967 года в городском парке «Соловьи» Брянска был заложен Курган бессмертия. Сегодня это величественное сооружение, которое венчает огромная пятиконечная звезда.
9 мая 2017 года, в День Победы, заложенное в «капсулу времени» послание потомкам, открыли и зачитали.
Подробнее в видео ниже:
Фото полного текста послания
Источник: Брянский краеведческий музей
Подробнее в видео ниже:
Источник: Брянский краеведческий музей
История моего села
В 1847 году человек 40 из Орловской губернии решили поменять свое местожительства. Добровольное это было желание или принудительное, история умалчивает.
Выбор пал на село Прасковея(это где прасковейский коньяк делают сейчас). Ну а почему бы и нет? Там в это время уже процветало промышленное виноделие.
Но местные особо не обрадовались такому раскладу. И попросили «мигрантов» найти другое место для житья. Выгнали, короче.
Переселенцы обиделись и ушли.
Шли они, шли. Аж целый день шли. К вечеру устали и решили дальше не идти. И стали жить прямо там, где остановились, у речки.
А так как были они из Орловской губернии, то стали называть свое поселение Орловским. А потом подумали, что это слишком длинное название и сократили до Орловка.
Вот так благодаря плохой коммуникабельности моих предков появилось село, в котором я живу)))
Петровские ворота
Ворота, обитые шведскими латами по приказу Петра I после взятия Кексгольма (сейчас — Приозерск Ленинградской области) в 1710 г.
На обе створки ворот при помощи кованых гвоздей с различным диаметром шляпок прибито 87 металлических пластин – в основном, грудные и спинные пластины. Для установки на фасад ворот латы были раскованы (расплющены), в них были проделаны отверстия для крепления к древесине.
Каждая створка Петровских ворот имеет ширину 140 см., а общая высота памятника – 307 см. К сожалению, некоторые металлические элементы ворот, особенно в нижней и боковых частях, оказались утрачены.
Обувка
Сапожки императрицы Марии Фёдоровны, 1880-е.
На сенокос и стар, и млад
В заготовке сена в советских деревнях участвовала вся семья. И этот процесс начинался задолго до того, когда на луга.
Первое дело. Которое доверяли самым опытным- это отбивание косы.
Помню. Дед доставал очки, большой чурбан с специальной бабкой- специальным костылём небольшой молоточек с острыми концами
Еще один вид работ. которые делали перед покосом- это подготовка и изготовление деревянных граблей. Простые железные грабли были тяжелые и неудобные.
Конечно, косить приходилось только мужчинам или подросткам лет с 14 лет, но у них была коса с небольшим захватом,4- или 5.
Иногда в косьбе участвовали и женщины. Но это была вынужденная мера. А вот следующие работы могли уже делать и более младшие дети: переворачивать валки могли и 7-8 летние дети. было уже с 7-8 лет.
Так же с этого возраста можно было сгребать сено и оттаскивать его на волокушах к копнам. Конечно, на установке копны уже был более опытный человек, но с этой задачей уже могла справиться и женщина. Копны, как правило, были невысокие и небольшие охапки сена можно было забросить вилами.
И последняя стадии- это закладывать стог.
И здесь тоже были нужны специальные инструменты- деревянные вилы=трехубей, которые делали из березы.
Одна из проблем сенокоса была в том, что сено можно заготавливать в очень короткий период. До того момента, пока трава не начнет выпускать семена. После этого сено превращается в солому и корма теряет свою ценность. И была нужна погода без дождей, так трава должна была высохнуть. Бывали ситуации. Когда и трава большая. А дожди и слякоть не давали заготовить сено.
Свитки Мертвого моря из музея в Вашингтоне оказались подделкой
Данное заявление сделала группа независимых экспертов.
Некоторое время назад специалисты заявили, что все свитки Мертвого моря, которых находились в музее Библии в Вашингтоне, оказались подделками. Отметим, данное заявление сделал коллектив независимых экспертов. Древние свитки руководство музея когда-то приобрело почти за миллион долларов. В этих артефактах находится один из самых древних библейских текстов на иврите. Однако недавно музей нанял независимых экспертов, которые часто оценивают подлинность многих исторических находок. Именно они сообщили, что все 16 свитков являются не настоящими. Руководитель музея заявил, что они всегда стараются быть объективными и предоставлять общественности настоящие «кусочки истории», но в этот раз они стали жертвами мошенников.
Специалисты установили, что все рукописи были сделаны в настоящее время. Чтобы они выглядели, как настоящие были применены кожа, которую, скорее всего, нашли в Иудейской пустыне. Отметим, что эти 16 рукописей в основном входили в коллекцию из 70 частей, которые примерно 20 лет назад появились на рынке. Теперь стало известно, что данные свитки не имеют ничего общего с теми частями свитков Мертвого моря, найденных в 1947 году в северо-западных скалах Мертвого моря. Большая часть настоящих артефактов находится в Иерусалиме.
Еще один рассказ об уникальных произведениях ювелиров рубежа XII-XIII веков, хранящихся в коллекции музеев Московского кремля
Сегодня я продолжу рассказ о ювелирных украшениях с натуральными камнями из древней истории нашей страны, т.е. её «домонгольского периода». Но на этот раз речь пойдет о мужских украшениях.
В качестве иллюстрации приведен рисунок художника Олега Фёдорова. Его работы основаны на достоверных археологических и научных данных (многие из них созданы для крупнейших музеев и частных коллекционеров). В данном случае изображена реконструкция наряда древнерусского дружинника «домонгольского» времени в распашном кафтане из ткани с набойкой. На груди поверх кафтана виден дорогой нательный крестик из натурального камня. Вот об этом украшении и пойдет речь.
В XIX и XX веках в Московском Кремле нашли 9 древних «кладов» с монетами, украшениями и реликвиями. Так, один из них был обнаружен в 1960-е годы во время земляных работ в подвальном помещении Крестовой палаты Патриаршего дворца. Он состоял из двух каменных наперсных крестов, концы которых были оправлены золотыми пластинками. Вещи лежали в неглубокой ямке, перекрытой остатками какой-то кирпичной вымостки.
Подобные кресты-тельники из поделочных камней довольно часто встречаются в кладах Киева, Старой Рязани и других древнерусских городов «домонгольского» времени.
Больший из них размером 6,5х4,5 см имеет подвижно закрепленную золотую петлю для шнура. Крест сделан из лазурита очень красивого темного синего цвета с вкраплениями золотистого пирита. Это «бадахшанский» лазурит, который добывали с древних времен на северо-востоке Афганистана, в горах восточного Гиндукуша (месторождение Сары-Санг в верховьях реки Кокчи). Такой лазурит изумительного глубокого синего оттенка особенно ценился на арабском Востоке и в Китае, а вывозился также и в Европу и Малую Азию.
На золотой пластинке верхнего конца большого креста хорошо читается надпись в технике граффити — «Исусъ». Она процарапана, видимо, самим владельцем вещи.
Второй, меньший по размерам (4,5х3,0 см) крестик сделан из розового мрамора и имеет неподвижно закрепленное оглавие для шнура. На его золотых оковках в технике гравировки и черни уже русским ювелиром выполнена традиционная надпись — «Исусъ Христос» и «Ника».
Палеографическая дата букв не противоречит датировке слоя, в котором сделана находка — XIII столетие.
В его первой половине Москву, как и многие другие русские центры, постигла жестокая участь — нашествие орд хана Батыя. Город был уничтожен зимой 1238 года, но все же несколько дней оказывал сопротивление врагам. В этот момент, по всей видимости, и были зарыты в землю два креста в оправе из золота, представлявшие для их владельца очень большую ценность. Чувствуя надвигающуюся опасность, он завернул в ткань свои богатые украшения и закопал их в землю. Что помешало вернуться за ними догадаться несложно.
Подобные кресты изготавливали в Византии, откуда они попадали в результате торговых операций в разные страны, в том числе и на Русь. Отделаны золотыми пластинками они были уже в ювелирной мастерской одного из древнерусских городов, о чем свидетельствует гравированная надпись на русском языке на кресте из мрамора.
Сегодня увидеть эти находки из кремлевских кладов можно на экспозиции в подклете Благовещенского собора.
Подписывайтесь! Впереди еще много всего интересного.
Грустная история про подарок последней из рода Медичи
Но колыбелька эта не только выдающийся образец ювелирного искусства XVII века, но и предмет, хранящий в себе очень интересную (правда весьма грустную) историю. Ее и расскажу вам сегодня
Курфюрст даровал супруге эту драгоценную колыбельку вскоре после получения о её беременности в надежде поскорей объявить о рождении сына и наследника. Наследник, правда, так никогда и не появится на свет. В 1692 году у беременной курфюрстины случился выкидыш, а позднее Иоганн-Вильгельм, мужчина очень любвеобильный и ведущий весьма разгульный и беспорядочный в половом отношении образ жизни, заразил ее сифилисом, что в результате привело её к бесплодию.
Сегодня эта маленькая колыбелька, выставленная в фамильном палаццо, является ювелирным памятником пресекшейся династии Медичи, правившей Флоренцией на протяжение более 300 лет.
Как заработать миллион в деревне?
И буквально прошлой осенью, проходя по улице услышал позади себя скрип УАЗика, за рулем был Тема, поздоровались да поговорили.
Третий год в городе. Как живётся деревенскому аборигену в каменных джунглях.
Вид на улицу из окна общаги. Olympus Mju Zoom Wide 80, Kodak Gold 100 (просрочка 2005-го года).
Говорят, деревенщина в городе определяется легко. Согласен, ибо разительна разница меж моими товарищами-горожанами и мной. Разный менталитет, разное воспитание, разные взгляды на жизнь.
Мухомор дремлет на посту. Киев-19, Коника сотка (просрочка 2006-го года)
Нерегулируемый пешеходный переход с инструкцией по пользованию для детей и особо одарённых. Не моё фото, но хотелось бы, чтоб такое было в нашем городе..
Когда закончилась фотоплёнка, плёночный фотоаппарат может быть использован как модель. Снято на двадцатимегапиксельный «мыльница» Сони Сайбершот.
Цыплята дрыхнут на крыльце. 20,1MP Сони Сайбершот.
Вот такие дела! Надеюсь, повеселил вас чутка, товарищи горожане!
Председатель
Через двадцать минут председатель, все-таки, пришел в авто. Мы познакомились. Румяный полный веселый дядька, который за десять минут рассказал нам основы политической и экономической жизни страны. Стало понятно, куда девалась водка: она была в нем. Шлейф перегара смешивался с традиционный колхозным запахом и олицетворял неотъемлемый колорит местности. Мы начали дрифт по гравийной дороге. Стало страшно. Резко заворачивая на поворотах, мы выписывали все возможные фигуры высшего пилотажа.
— Да е-мае! – Закричал вдруг председатель
Мы поехали дальше, нам показали коровники, поля, агро-домики и прочее хозяйство с ремарками: что можно снимать, а что не стоит.
На интервью он долго не соглашался, говорил нет времени, посадки идут, надо работать!
Но мы уговорили. Сняли красиво: на фоне поля с проезжающими тракторами: все как на параде в честь дня независимости. Мы узнали, что в колхозе работает самая современная техника, самые лучшие сотрудники и даже самые лучшие коровы. Надо ли говорить, что на камеру оценка деятельности колхоза несколько разнилась с тем, что он десятью минутами раньше рассказывал нам в авто. Ну да ладно, сделали дело и довольные отправились в столицу. В момент, когда фильм был почти готов нам позвонили:
— Здравствуйте, уберите пожалуйста из фильма интервью председателя колхоза, а вместо него снимите, пожалуйста, другого нашего работника…
— А в чем дело? Интервью не понравилось?
— Да нет, с интервью все хорошо, посадили его просто…
И тут я понял, о каких «посадках» говорил председатель колхоза… Но так и не узнал причину. То ли пил много, то ли говорил…
Про слухи и страхи
Буквально за месяц вокруг участка образовалась зона отчуждения. Раньше, когда 500-й мерс Андрея ехал по тесным сельским улочкам, местные жители плевали ему под колеса с криками: «Ишь понаехали, может еще весь пруд твой стал? Гнида поганая!». Теперь же завидев его машину, все прятались в кустах и закрывали створки на окнах. Андрея это более чем устраивало. Первый тревожный звоночек прозвенел, когда к нему приехал местный участковый. Приехал «знакомится», походил по участку и дому, отказался от угощений. На выходе дал Андрею свой номер телефона и загадочно добавил: «Участок у меня небольшой, я всё знаю».
И все бы ничего, но однажды вечером местные окружили дом Андрея. С факелами и вилами они начали стучать в окна и двери с криками: «Вылезай, паскуда! Мы знаем, что она у тебя». Андрей тут же позвонил участковому и следом начальнику обл.милиции. Участковый на синих жигулях приехал за минуту. Выслушав жителей, он отогнал их входной двери и попросил открыть. Тут то Андрей и узнал, о чем сыр-бор. Оказывается его метода запугивания сработала на отлично, а точнее на 5 с десятью плюсами. За несколько месяцев по селу несколько раз прошел слух, что Андрей утонул. Мол девочка таки утопила его. Один мальчик рассказывал, что его схватила девочка в воде и чуть не утопила. Соседи рассказывали, что неоднократно слышали детский плач из его дома. В итоге все село решило, что он возит сюда девочек, насилует и топит их в пруде. А когда в селе пропала девочка. Народ сразу прикинул, что пропала примерно с приездом Андрея. Даже нашелся местный алкаш, который видел как Андрей заманивает ее в машину чупа-чупсом.
Андрей сразу понял чем пахнет и рассказал как оно было на самом деле. Тем временем народ уже собирался брать дом штурмом. В итоге участковому пришлось волочь бабку к толпе. Та в свою очередь попала в «позицию 2-х стульев», либо признаться во лжи, либо позволить толпе посадить на вилы невинного человека, но выход она нашла. Сказала, что убийца на Андрея не похож. У убийцы была татуировка орла на лбу, глаза разного цвета и ростом он был полтора метра. И вообще, к ней девочка во сне приходила и оказывается, было это в соседней области.
Народ покумекал и сообразил, что ничья девочка в этом году не тонула. Мальчик начал сомневаться, что за ногу его могла схватить водоросль. Соседи сказали, что возможно так кричали коты. Алкаш погрустнел и признался, что не запомнил кто давал девочке чупа-чупс и как выглядела сама девочка. Энтузиазма у толпы убавилось, но расходиться никто не спешил.
К счастью, пока шел «разбор полетов» приехал бобик с ментами. Линчевателей быстро разогнали по домам и эвакуировали Андрея.
Оказалось, девочка поссорилась с родителями и уехала в город к тете. Позже несколько мужиков приходили к Андрею мириться, приперев 3-х литровую банку самогона. Мол «погорячились, ты уж на нас не серчай». Со временем он подружился с местными, но на его участок все равно никто больше не заходил. Как говорится, осадочек.