что значит крест с розами
> «> Сакральный смысл символа Розенкрейцеров — Роза и Крест
Глава. 13 — из моей первой книги — «Невидимый Египет»:
Тайные Символы Братства Розенкрейцеров — Роза и Крест
Очевидно, что древние знания существовали всегда. Их корень и исток находится в высочайших божественных сферах. По Божьему проведению они становились доступными для человечества в разные эпохи его развития и никогда до конца не исчезали. Их хранители исчезали на закате очередного периода развития человеческого сознания и приходили вновь на заре нового периода. Возможность такого сохранения знания определяется божественной природой человека, о которой много говорят, но мало кто знает. Вероятно, одними из таких хранителей знаний были основатели Братства Розы и Креста или, как их называют, Розенкрейцеры.
«Допуская существование Розенкрейцеров как секретного общества, преследующего философские и политические цели, представляется удивительным, что эта организация, имеющая членов во всех странах Европы, смогла сохранить особую секретность в течение нескольких столетий.
Рис. 13.1. На рисунке показан один из символов Братства Розенкрейцеров — «Роза распятая» на кресте. «Распятая роза» — Символом Братства Розенкрейцеров было изображение розы, распятой на кресте. Крест часто при этом изображался стоящим на постаменте из трех ступенек, что тоже существенно. Розенкрейцеровская роза была нарисована на Круглом Столе короля Артура. Часто деятельность Ордена символизировалась крестом, возникающим из розы.
Тот же автор определяет Розенкрейцеров как «людей, которые путем духовного пробуждения добиваются практического знания секретного значения Розы и Креста…
Назвать человека Розенкрейцером не значит сделать его таковым, точно так же как назвать человека христианином еще не значит сделать его Христом. Настоящим Розенкрейцером или Масоном сделаться нельзя, им можно стать только путем роста и развертывания своей божественной власти над собственным сердцем. Невнимание к этому принципу является часто причиной того, что многие церкви и секретные общества весьма далеки от того, чем они себя называют».
Символические принципы Розенкрейцерства столь фундаментальны, что они до сих пор не оценены должным образом. Диаграммы и чертежи, в которых рассматриваются важнейшие космические принципы, трактуемые с философским пониманием, выглядят весьма свежими по сравнению с ортодоксальной узостью, превалировавшей в те дни. Согласно доступным свидетельствам, Розенкрейцеры были связаны больше взаимным притяжением, нежели законами Братства. Братья Розы и Креста, как полагают, жили неприметно, работали упорно в обычных профессиях и не раскрывали своей принадлежности к Ордену даже своим близким. После смерти учителя C.R.C большинство Братьев как будто не имели определенного центра для встреч. Какими бы ни были ритуалы у Ордена, они столь тщательно охранялись, что никогда не были раскрыты.
Усилия в проникновении в Орден были, очевидно, тщетными по той причине, что Розенкрейцеры сами выбирали себе учеников. Придя к согласию относительно кого-либо, кто был, по их мнению, достоин их прославленного общества, они сносились с ним самым таинственным путем. Он мог получить письмо, либо анонимное, либо с печатью «C.R.C.» (закрытое имя первого учителя) или «R.C.». Ему предлагалось пойти в определенное место в определенное время. Что ему там открывалось, он никогда не говорил, хотя во многих случаях его последующие сочинения показывали новое влияние на его жизнь, которое углубляло его понимание и расширяло его интеллект. Некоторые из них в аллегорическом виде представляли в сочинениях, что они испытывали в августейшем присутствии Братства Розы и Креста».
КОММЕНТАРИЙ :.
Совместим, приведенные выше на рисунках 13.1. — 13.2. символы Розенкрейцеров, с «энергетической матрицей мироздания» или просто матрицей Мироздания. На рисунке 13.3. показан результат совмещения креста с розой, показанного на рисунке 13.1.
Рис. 13.3. На рисунке показан результат совмещения креста с розой, показанного на рисунке 13.1. с «энергетической матрицей мироздания». В книге Мэнли П.Холла этот рисунок по геометрическим размерам практически такой же, за исключением вертикального размера поперечины креста, которая мной немного увеличена по сравнению исходным рисунком. Остальные размеры символа полностью подобны исходному рисунку. Общие пропорции рисунка кратны расстояниям между уровнями и позициями матрицы. Положение в матрице деталей рисунка хорошо видно. Базой совмещения рисунка с матрицей — была нижняя линия у первой ступеньки основания креста, которая совместилась с 15-ым уровнем Нижнего мира. Роза на кресте практически вписалась в круг (на рисунке круг с двойными линиями) описанный вокруг «звезды Давида» в месте перехода миров. Она «прикрывает завесой» «звезду Давида». Три нижних ступени основания креста совместились с уровнями матрицы от 12-го до 15-го. Точно такие же уровни матрицы выделяются вертикальной проекцией в Верхнем мире, как и в Нижнем. Ступени в основании креста выделяют определенное количество позиций на каждом уровне Нижнего мира. Слева от ступеней в круге с цифрой показано выделенное ступенями число позиций. Верхняя горизонтальная граница креста достигает 7-го уровня Верхнего мира тем самым, указывая на его существенное значение. Значение, выделенных в Нижнем мире ступеней, было известно египтянам. Мы к этому вернемся в последующих книгах.
В книге Мэнли П.Холла этот рисунок по геометрическим размерам практически такой же, за исключением вертикального размера поперечины креста, которая мной была немного увеличена по сравнению с поперечным размером вертикали креста исходного рисунка. Общие пропорции рисунка кратны расстояниям между уровнями и позициями матрицы. Значение, выделенных в Нижнем мире ступеней, было известно египтянам. Мы к этому вернемся в последующих книгах.
Далее проведем графический анализ рисунка 13.2. с изображением символа — Розы Розенкрейцеров. На рисунке 13.4. показан результат совмещения этого символа с «энергетической матрицей мироздания». При рассмотрении рисунка розы хорошо видно, что центральный «золотой плод», на котором покоится крест, обрамляется пятью (5) лепестками розы, а те, в свою очередь, обрамляются еще пятью лепестками, между которыми видно еще 5 маленьких листов. Так, что в сумме число обрамляющих лепестков — 15. По аналогии с предыдущим анализом креста с розой (рис. 13.3.) мы будем совмещать этот символ дважды. Сначала, как показано на рисунке 13.4., — с двумя Тетрактисами Верхнего и Нижнего мира в пределах от 4-го уровня Верхнего мира до 4-ого уровня Нижнего мира.
Рис. 13.4. На рисунке показан результат совмещения символа «Роза» с «энергетической матрицей мироздания». На рисунке — А показан исходный рисунок символа, а на рисунке — В — символ, совмещенный с местом Перехода между Верхним и Нижним миром. Символ «Роза», как хорошо видно на рисунке, достаточно гармонично совместился с матрицей. Верхняя веточка «золотого плода» совместилась с вершиной пирамиды Нижнего мира. Вертикальная часть креста соединила центральные позиции 3-го уровня Верхнего и 3-го уровня Нижнего мира. Поперечина креста соединила две позиции 2-го уровня Нижнего мира. Однако представляло интерес рассмотреть другой вариант совмещения символа «Роза» с матрицей. На следующем рисунке — 13.5., рассмотрим увеличенный в размерах символ «Роза», совмещенный с матрицей, так, чтобы нижний острый листок касался пятого уровня Нижнего мира.
Рис. 13.5. На рисунке показан результат совмещения увеличенного в размерах символа «Роза» с «энергетической матрицей мироздания» в месте перехода между Верхним и Нижним миром. Символ, как хорошо видно на рисунке, также достаточно гармонично совместился с матрицей. Однако при таком положении и размере рисунка символа центральный крест, внутри розы иначе совмещается с матрицей. Вертикаль креста соединяет центральную позицию 3-го уровня Верхнего Мира с вершиной пирамиды Верхнего мира. Поперечина креста «соединила» второй уровень Верхнего и Нижнего мира. Нижний внешний острый листок касается центральной позиции пятого уровня Нижнего мира.
На рисунке 13.6. в увеличенном виде показан фрагмент рисунок 13.4. «Розы» в матрице. На рисунке розы для лучшей видимости деталей совмещения его с матрицей дополнительно проведена графическая очистка областей со штриховыми тенями вокруг креста и по телу плода.
Вероятно, оба варианта совмещения символа «Роза» с матрицей (рис. 13.4. и 13.5.) имеют право на существование. Но каждый из них акцентирует внимание на определенных статусах (позициях) матрицы в месте перехода между Верхним и Нижним миром.
Из проведенного нами графического анализа можно сделать вывод, что рассмотренные нами символы Розенкрейцеров хорошо совмещаются с матрицей Мироздания и, по всей видимости, эти символы были созданы с использованием «энергетической матрицы мироздания» и для ее описания. Однако более глубокий анализ, результатов совмещения, рассмотренных нами символов Розенкрейцеров, с матрицей, мы в настоящем работе делать не будем, так как еще не достаточно хорошо знакомы с особенностями и характеристиками конкретных областей матрицы Верхнего и Нижнего миров.
В заключение этого этапа исследований приведу еще некоторые выдержки из работы Менли П.Холла:
«Розенкрейцеровские символы имеют много значений, но истинное их значение до сих пор не раскрыто. Гора, на которой стоит Дом Розы и Креста, все еще скрыта в облаках, в которых братья, скрываясь сами, прячут свои секреты…. Роза и крест имеются на витраже Чаптер Хауса в Личфилде, где, как утверждает Уолтер Аренсберг, погребены лорд Бэкон и его мать. Изображения розы с крестом имеются в виде водяных знаков на странице с посвящением в книге Роберта Бертона «Анатомия Меланхолии» издания 1628 года.
Рис. 13.6. На рисунке в увеличенном виде показан фрагмент рисунок 13.4. «Розы» в матрице. На рисунке розы для лучшей видимости деталей совмещения его с матрицей дополнительно проведена графическая очистка областей со штриховыми тенями вокруг креста и по телу плода.
Фундаментальными символами Розенкрейцеров были Роза и Крест. Это вечные универсальные фаллические символы, роза — женский, а крест — мужской. Хотя такие просвещенные джентльмены, как Томас Инмен, Харгрейв Дженнингс и Ричард Пейн Найт, правильно заметили, что роза и крест типизируют процесс воспроизведения, они оказались не способны проникнуть сквозь завесу символизма; они не понимают, что творческая мистерия в материальном мире есть просто тень божественной творческой мистерии в духовном мире…. А поскольку возрождение есть ключ к духовному существованию, они основывают свой символизм на розе и кресте, типизирующих искупление человека через союз его низшей временной природы с его высшей вечной природой. Роза с крестом являются иероглифической фигурой, представляющей формулу Универсальной Медицины».
Не исключено, что — «формулу Универсальной Медицины» нам удастся найти в наших последующих исследованиях.
Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.
Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет — Яндекс Деньги – 410011416569382
©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.
Легенда об основателе: Легендарная история розенкрейцерских обществ восходит к 1378 году, когда, по преданию, в Германии родился Христиан Розенкрейц. Все подробности его биографии известны лишь из розенкрейцерских документов начала XVII века, поэтому невозможно сказать, существовала ли в действительности такая личность, или был ли у нее хотя бы конкретный исторический прототип.
Братство Золотых Розенкрейцеров
Согласно этой системе, Орден делится на 10 степеней: Zelator (Ревнитель) (в Братстве Золотых Розенкрейцеров — Juniores (Ученик)), Theoricus (Теоретик), Practicus (Практик), Philosophus (Философ), Adeptus Minor (Младший Адепт), Adeptus Major (Старший Адепт), Adeptus Exemptus (Свободный Адепт), Magister (Магистр), Magus (Маг), Supreme Magus (Верховный Маг).
Русские масоны
Данный список включает исторически значимые личности, чьё участие в той или иной масонской организации документально подкреплено источниками, достоверность которых в разумных пределах неоспорима:
Павел I (1754—1801), император России. Посвящён в масоны в 1777 году; по другим данным, посвящён за границей во Фридрихсфельде в 1776 году или во время иной заграничной поездки в 1782 году[1]; по вступлении на престол резко охладел к масонству.
Елагин, Иван Перфильевич (1725-1794), канцлер, руководитель «Елагинской системы» масонских лож[2].
Баженов, Василий Иванович, архитектор. Посвящён в ложе «Латоны» или «Девкалиона» не ранее 1774 г. розенкрейцер. Позднее один из руководителей Ордена Розенкрейцеров[3], наряду с Новиковым Н. И., Херасковым М. М., князьями Ю. Н. и Н.Н.Трубецкими.
Карамзин, Николай Михайлович, историк, писатель, зачинатель сентиментализма, критик. Член Симбирской ложи «Золотого венца», 2 градус, 1782 г. По совету И.П.Тургенева переехал в Москву, где вступил в масонское «Дружеское учёное общество» [4][5]
Новиков, Николай Иванович (1744—1818), журналист, писатель, издатель. В масоны посвящён в 1775 году, в ложах XIX века участия не принимал. Великий мастер директории VIII провинции (то есть России) Ордена вольных каменщиков (1785) [6]
Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837), поэт. Член кишинёвской ложи «Овидий», куда принят, согласно собственноручной дневниковой записи, 4 мая 1821 г.[1] Ранее посещал с 1818 года петербургскую ложу Трёх добродетелей[8]. Ложа «Овидий» прекратила существование уже в конце 1821 г. [9][10]
Бакунин, Михаил Александрович (1814—1878), теоретик анархизма, руководитель «Альянса интернациональных братьев», автор «Франкмасонского катехизиса»[15][16][17]
Яблочков, Павел Николаевич, создатель дуговой лампы. Досточтимый Мастер лож Шотландского ритуала в Париже (в 1884—1885 годах возглавлял парижскую ложу «Труд»), первый Досточтимый Мастер ложи Шотландского ритуала «Космос», 1887—1888 годы[18]
Джунковский, Владимир Фёдорович, генерал, московский губернатор (1908-1913), товарищ министра внутренних дел и командующий Отдельным корпусом жандармов. При Советах служил консультантом ГПУ и являлся автором паспортной системы в СССР[14]
[1] Мэнли П. Холл, Энциклопедическое изложение Масонской, Герметической, Каббалистической и Розенкрейцеровской символической философии. Интерпретация Секретных учений, скрытых за ритуалами аллегориями и мистериями всех времен. СПИКС, Санкт-Петербург, 1994 г., с. 499-512.
[2] На самом деле, на рисунке розы — 10 основных и пять дополнительных лепестков (Прим. ред.)
СОДЕРЖАНИЕ
Символизм
Также было высказано предположение, что роза представляет тишину, а крест означает «спасение, которому Общество Розы-Креста посвятило себя, обучая человечество любви к Богу и красоте братства со всем, что они подразумевали». Другие видели Розовый Крест как символ человеческого процесса воспроизводства, возвышенного до духовного: «Основными символами розенкрейцеров были роза и крест; роза женского пола и крест мужского пола, оба универсальные фаллические [. ] Как поколение является ключом к материальному существованию, естественно, что розенкрейцеры должны принять в качестве характерных символов те, которые иллюстрируют репродуктивные процессы. Поскольку возрождение является ключом к духовному существованию, они поэтому основали свой символизм на розе и кресте, которые олицетворяют искупление человека через соединение его низшей временной природы с его высшей вечной природой ».
Розенкрейцерство
Масонство и Герметический Орден Золотой Зари
Связи между масонством и Розовым крестом существуют со времен, предшествовавших образованию настоящей Великой Ложи (Достопримечательности Андерсена в 1717 г.), как это доказано в стихотворении Генри Адамсона «Треноди» (1638 г.) «Мы братья Рози Кросси, у нас есть Слово Масона и второе зрение «
В последнее время Розовый Крест также является символом, который встречается в некоторых масонских христианских организациях и используется отдельными лицами и группами, сформировавшимися в течение последних столетий для изучения розенкрейцерства и связанных с ним предметов, но возникшим в результате принятия красной розы.
Масонство
Степень Розового Креста учит трем вещам: единству, неизменности и доброте Бога; бессмертие Души; и окончательное поражение и исчезновение зла, зла и печали Спасителем или Мессией, которые еще не наступили, если он еще не явился.
Далее он дает объяснение того, что он считает символикой Розового Креста в этой степени:
Золотой рассвет
Регарди говорит о розовом кресте в «Золотой заре» :
Символика Розового Креста Золотой Зари
Этот ламен представляет собой полный синтез мужской, позитивной или радужной шкалы цветовых атрибутов, которую также называют Шкалой Короля. Четыре руки креста относятся к четырем стихиям и окрашены соответствующим образом. Белая часть принадлежит Святому Духу и планетам.
Алистер Кроули и Ordo Templi Orientis
Кроули также поясняет, что этот процесс отражается в половом акте:
Ordo Templi Orientis
Члены Пятой Степени несут ответственность за все, что касается Социального благополучия Ордена. Этот сорт символически символизирует красоту и гармонию; это естественная остановка большинства мужчин и женщин; ибо продвижение дальше, как выяснится, предполагает отречение от самых суровых. Вот тогда вся радость, мир, благополучие на всех планах; Суверенный принц Роза Крест в равной степени привязан к высшему и низшему и образует естественную связь между ними. Но пусть он смотрит на то, что его глаза устремлены высоко!
Братство Розового Креста
Кто такие розенкрейцеры и какие цели преследует орден
Название «розенкрейцеры» или орден розы и креста с эмблемой золотой крест, с распускающейся на нем розой, на первый взгляд кажутся христианскими определениями. Но это тайное мистическое общество, названное в честь литературного персонажа, придуманного теологом Иоганном Валентином Андреэ (1586-1654). Своей работой «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца» он постарался стимулировать реформацию наук и условий жизни в целом. Благодаря этому алхимическому роману Андреэ в определенной степени можно считать пионером Просвещения.
Имя Иоганна Валентина Андреэ заявлено в мистификации 1960 годов, как одного из гроссмейстеров Приората Сиона, фигурировавшего в «Кодексе да Винчи».
Определение розенкрейцерства
Розенкрейцерство – духовное и культурное движение, возникшее в Европе в начале 17 века после публикации нескольких текстов, объявивших о существовании неизвестного до сих пор эзотерического мирового порядка. Поиск знаний о нем стал привлекательным для многих. Космоконцепция основана «на эзотерических истинах древнего прошлого», которые «скрыты от обычного человека, дают представление о природе, физической вселенной и духовном царстве».
Отправной точкой истории идей розенкрейцеров являются алхимические, теософические, герметические и каббалистические спекуляции, со ссылками на неоплатонизм с его орфическими, пифагорейскими и платоническими доктринами, и заимствованные элементы средневековой мистики. Учение розенкрейцеров – синтез оккультизма, разных религиозных верований и практик, включая герметизм, еврейскую мистику и христианский гнозис.
Розенкрейцерство впервые появилось как реформаторское движение среди группы ученых Тюбингена в рамках немецкого протестантизма с двумя анонимными, социально критическими, политическими программными манифестами (Fama Fraternitatis и Confessio Fraternitatis) и романтической аллегорией, Chymische Hochzeit Christiani Rosencreutz anno 1459. Манифесты появились в поворотный момент, когда появление естествознания и космологическая переориентация привели к противоречиям между наукой и христианской культурой. Целью трех писаний было противодействовать такому развитию посредством постоянного реформирования науки, этики и религии. Розенкрейцерское христианство хотело объединить эмпирически и количественно теологический подход или духовно ориентированное мировоззрение с действующими естественными науками.
Современный розенкрейцерский путь объединяет несколько отдельных обществ, основанных на традиции розенкрейцеров 17 века. Существуют как крупные, так и малые теологические и мистические школы, использующих название «розенкрейцер». Таким образом, термин «розенкрейцер» может относиться к таким объединениям как:
Многие современные оккультно-философские, магические, мистически ориентированные или даже духовные общества находятся под влиянием розенкрейцеров.
Символика розенкрейцерства
Центральный символ розенкрейцеров – золотой крест и цветущая красная роза (или несколько роз). Концепция символизма отличается в зависимости от розенкрецерской организации, но знак, в первую очередь, отражает идеальную и духовную цель розенкрейцерства. Символика прослеживается до фамильного герба Иоганна Валентина Андреэ, на котором изображены четыре розы на Андреевском кресте.
Крест розенкрейцеров может олицетворять человека или материальный мир. Он призван исследовать себя и в той степени, в которой можно изменить свою природу с «несовершенного» на «благородного» человека. В Fama Fraternitatis символика креста объясняется следующим образом:
Драгоценный металл (золото) представляет символический процесс духовного очищения, который восходит к практическим идеям алхимиков в средневековье. Они предполагали, что металлы (свинец) в земле постепенно превращаются в золото.
Роза – символ божественной жизни или цветущей души, когда четыре элемента (огонь, земля, вода и воздух) находятся в гармонии друг с другом, что представляет квинтэссенцию.
Начало розенкрейцерского движения
Стимулом к началу послужила легенда о Христиане Розенкрейце и братстве розенкрейцеров. Анонимные манифесты, опубликованные в период между 1614 и 1616 годами, «Fama Fraternitatis» (Откровение Братства Высокочтимого Ордена R.C.), «Confessio Fraternitatis» (Исповедание Братства) и «Chymische Hochzeit Christiani Rosenkreuz (R.C.) – Anno 1459», описывают открытие нового мировоззрения, основанного на алхимии и искусстве медицины и целительства. Но они также содержат математические и механические аспекты. Это мировоззрение представляло «пансофию» или вселенскую мудрость, в то же время религиозное и духовное просвещение.
Манифесты провозглашали идеальную гармонию между макро и микрокосмосом и, благодаря их призыву к всеобщей реформе, представляли решительные описания для того времени. Они рассказывали о мифических членах тайного братства, которые работали на территории всей Европе. В конфликтной атмосфере начала 17 века манифесты розенкрейцеров вызвали огромный интерес и волну публичных просьб присоединиться к ордену. Действительно, для многих создавалось впечатление, что тайный орден розенкрейцеров существовал долгое время, и теперь он становится публичным, принимая новых членов. Однако запросы остались без ответа.
Но архетипические мотивы розы с крестом, космогоническая концепция розенкрейцеров и повторное открытие утраченных знаний, а также идея тайного братства, работавшего над обновлением человечества, неизменно привлекали эзотерическим воображением. Несмотря на неясное начало, а, возможно, и благодаря ему, розенкрейцерский космогонический миф вдохновил литературу, масонство 18 века и ритуалы Ордена «Золотой Зари» – ведущего магического ордена Оккультного Ренессанса в 20 веке.
Розенкрейцерские манифесты
Первый розенкрейцерский манифест был опубликован в Касселе в 1614 году под названием «Fama Fraternitatis». «Fama» в переводе молва, легенда, слух, но также может означать традицию или историческую традицию. Название поднимает вопрос о том, какой статус авторы присваивают тексту. Но если заголовок предполагает выдумку, текст противоречит этому предположению, претендуя на то, что рассказывает якобы о фактах.
«Fama Fraternitatis» (Откровение Братства Высокочтимого Ордена R.C.)
Публикация включала немецкий перевод отрывка из «Вести из Парнаса» («De’ragguagli di Parnaso», 1612) сатирика Траяно Боккалини, защищавщего общую реформацию, независимость Венеции и направленного против папы и империи Габсбургов. Также был включен комментарий Адама Хаслмайра на манифест, в котором утверждалось, что он уже видел рукопись текста в 1610 году. Хаслмайр, тирольский нотариус, был убежденным сторонником революционных богословских сочинений Парацельса, которые он продвигал под названием «Theophrastia Sancta» как новое евангелие религии, основанное на «свете природы». Публикация «Fama», таким образом, указывала на протестанские и парацельсовские тенденции авторов (или автора) манифеста.
Второй розенкрецерский манифест сообщает, что Христиан Розенкрейц родился в 1378 году и прожил 106 лет, умерев в 1484 году. Согласно «Fama Fraternitatis», брат R.C. –немец, с пяти лет воспитывался в монастыре, совершил паломничество на Святую Землю в возрасте 16 лет. Его спутник погиб в поездке на Кипр и брат R.C. продолжил странствования по исламскому миру в поисках тайных знаний. В Дамкаре мудрецы приняли его как того, которого они ждали. В некоторых переводах название города переводят как Дамаск. Это неверно. В Йемене есть город Дамар. Мистический Дамкар розенкрейцеры связывают именно с этим городом. В нем, якобы, проживали ученые и алхимики, изучавшие утерянные секреты Гермеса Трисмегиста и Соломона.
Жизнь Христиана Розенкрейца
В Дамкаре, брат R.C. получил медицинские знания, выучил математику и арабский язык, перевел книгу М. (вероятно, «Liber Mundi», книга мира) на латынь. Через три года Х.Р. отправился в Египет, где изучал естественную историю, а затем отплыл вдоль побережья Северной Африки в Фес, чтобы провести еще два года, изучая магию и каббалу. Эти науки укрепили его веру, «основанную на гармонии мира». В этом пункте описания жизни Х.Р. упоминается Иоганн Кеплер с его трудом об орбитах звезд и ссылается на герметическую идею гармонии или соответствия, согласно которой все что имеет «большой мир» есть и в «малом мире», то есть это можно найти в каждом человеке. Религия, язык, тело человека отражают природу Бога, а также структуру неба и земли. Авторы манифеста высоко ценят готовность арабов и африканцев делиться своими знаниями, призывая европейских магов, каббалистов, физиков и философов вести себя таким же образом.
Брат R.C. приезжает в Испанию, чтобы поделиться приобретенными знаниями с учеными и показать, как можно исправить ошибки, допускаемые Церковью. Но испанские ученые, чувствуя угрозу, отвергли новые знания. Х.Р. отправился в другие страны, но повсюду его знания отвергали. Авторы манифеста отмечают, что мир полон пороков, но породил людей, которые смогли прорваться через тьму. Примером такого человека называется Парацельс, который, не будучи членом братства, хорошо разбирался в Книге Природы. Парацельс был разочарован учеными, которые не хотели принимать новые знания о природе, и сделали невозможным их распространение. Вместе с Парацельсом «Fama» указывает на важную связь между средневековым восприятием мусульманских и еврейских эзотерических традиций и латинским Западом, их поздней интерпретацией, основанной на неоплатонизме эпохи Возрождения, алхимии и германской мистики Средневековья.
После бесплодных усилий открыть ученым новые знания во многих странах Европы, Х.Р. возвращается в Германию. Он мог прославиться как адепт, владевший искусством превращать металлы. Но построил дом, в котором жил тихой жизнью, изучал математику, применяя эзотерические знания о гармониях на практике, делал прекрасные инструменты. Через пять лет он снова попытался применить идеи Реформации на практике. Он выбрал трех братьев из своего монастыря, которые поклялись в верности и секретности. Это стало основополагающим актом братства розенкрейцеров. «Они использовали тайный язык и письменность с обширным словарным запасом, который мы до сих пор используем для чести и славы Бога», – провозглашает «Fama».
Число братьев выросло до восьми человек. Они создали центр, который назвали «Haus des Hl. Geistes» («дом Святого Духа»), написали книгу об их «тайной и в то же время открытой» философии. После того, как они усвоили новую мудрость, пятеро отправились в другие страны, чтобы распространить ее, пока Х.Р. оставался с двумя братьями в Германии.
Третье поколение Братства знало только имена основателей, не ведая о том, где находится могила Х. Р.. Но она была обнаружена чудесным образом за стеной дома, в котором проживал один из братьев.
Могила Христиана Розенкрейца
Открытие могилы и её описание – центральные аспекты легенды розенкрейцеров. Склеп имел форму семиугольника, семь сторон которого были 1.5 м в длину и почти 2.5 м в высоту с каждой стороны. На них были нанесены надписи с геометрическими фигурами и мотивами. Даже если солнце никогда не светило в этом замкнутом пространстве, оно волшебным образом освещалось внутренним светом.
В центре склепа находился круглый алтарь вместо надгробия, покрытый медной табличкой с надписями, подобными: «Я создал этот сборник вселенной при моей жизни, чтобы он стал моей могилой», «Иисус – все для меня». Рядом с ним на медном листе стояли четыре фигуры, окруженные кругом с четырьмя предложениями: «пустота нигде, ярмо закона, свобода Евангелия, безграничная слава Бога». Потолок и пол склепа были разделены на треугольники, образованные линиями, проходящими от семи углов склепа к центру. По семи сторонам могилы находились сундуки, содержащие разнообразные атрибуты, в том числе словарь терминов Парацельса, волшебные колокольчики, лампы и «чудесные песнопения». Упоминание Парацельса еще раз подчеркивает то значение, которое его учение имело для авторов писаний розенкрейцеров.
Когда братья отодвинули одну сторону алтаря, они обнаружили нетленное тело Х.Р.. В руке он держал пергаментную книгу T. – «семя, посаженное в сердце Иисуса». В последующем Х.Р. интерпретируется как человек, благодаря божественному откровению, глубокому размышлению и неустанной работе которого обрел понимание тайн и небес и земли. Поскольку время для полученных им знаний, еще не пришло, поэтому он оставляет их потомству.
Предполагаемое открытие могилы в 1604 году, спустя 120 лет со смерти Х.Р. в 1484 году, произошло, за 10 лет до публикации манифестов и стало поводом для публичного объявления о существовании ордена. Таинственная пергаментная книга подписана восьми братьев-основателей, и заканчивается знаменитой розенкрейцерской формулой: «Es Deo nascimur, в Christo morimur, per Spiritum Sanctum reviviscimus».
«Confessio Fraternitatis» (Исповедание Братства)
Confessio значительно короче, чем Fama. В нем есть рассказ о жизни основателя, повторном открытии его могилы. Но в то время как Fama проповедует герметическую пан-софическую науку, медицину и философию, Confessio, что следует из названия, – символ веры. Текст, опубликованный в Касселе в 1615 году, предназначался для научной аудитории. В нем цитировались и комментировались 13 теорем «Monas hieroglyphica» (Иероглифическая монада), опубликованной Джоном Ди в 1564 году. Филипп фон Габелла (вероятно, псевдоним, относящийся к каббалисту) анализировал таинственный знак Ди, который содержит все символы планеты и символ барана, обозначающий огонь, и относится как к алхимическим процессам, так и к геометрическим преобразованиям. Читатели Confessio, очевидно, должны были связать его с герметичной философией Джона Ди.
В отличие от пансофии Fama, Confessio отводит центральное место Библии и подчеркивает, что секреты и космоконцепция розенкрейцеров могут быть получены только по божественной благодати. Приветствие в начале гласит: «Теперь мы свободно, не опасаясь ничего, называем папу в Риме антихристом». Подобно тому, как это раньше считалось смертным грехом, за который люди наказывались казнью, наступит время, и тайная философия розенкрейцеров будет доступна по всему миру. Авторы утверждают, что они знают об изначальных знаках, которые Бог запечатлел в Писании, на небе и на земле. При этом они ссылаются на идею оригинального природного алфавита, который исходит из христианской каббалы и был знаком как Агриппе Неттесгеймскому, так и Джону Ди.
Из этих загадочных писем розенкрейцеры получили свой секрет «магической письменности», чтобы создать новый язык, на котором можно было бы выразить сущность всех вещей. Это не что иное, как язык Адама и Еноха. Тот факт, что Исповедание Библии отдает приоритет Книге Природы, также свидетельствует о близости авторов к парацельсовским верованиям.
Confessio также убежден, что конец света неизбежен. Тирания Папы закончилась в Германии, но его последнее дело отложено «до нашего времени», в котором он будет уничтожен гласом «рычащего льва с севера». Комментарий Адама Хаслмайра на Fama также намекает на «льва с севера», который, согласно пророчеству, широко приписываемому Парацельсу в 16 веке, – апокалиптический защитник Бога, низвергнувший антихриста. Предположительно, на авторов Confessio также повлияли пророчества о Папе, приписываемые калабрийскому аббату Иоахиму Флорскому (1145-1203), широко распространенные в 16 веке.
Confessio интерпретирует появление новых звезд в созвездиях змеи и лебедя как знак зари новой эры. Поскольку эти звезды появились в 1604 году, этот астрономический намек еще более подчеркивает важность повторного открытия склепа Х.Р..
«Chymische Hochzeit Christiani Rosenkreuz (R.C.) – Anno 1459» («Химическая свадьба Христиана Розенкрейца»)
Три манифеста произвели настоящий всплеск в определенных кругах. Они вдохновили многих выдающихся интеллектуалов своего времени, особенно Яна Амоса Коменского. Лидеры оккультизма и науки пытались установить контакт с описанным тайным обществом, включая Рене Декарта, Уильяма Шекспира, философа и ученого сэра Фрэнсиса Бэкона (некоторые исследователи считают, что Бэкон был также тамплиер). Закрытый характер братства в ранний период (если бы оно в действительности существовало), в любом случае, затруднял любые контакты с ним. Но алхимия и мистика стали очень влиятельными тенденциями в Европе и розенкрейцерство – популярным и привлекательным для многих мыслителей. Важно сказать, что Лондонское королевское общество, предшественником которого была Незримая коллегия, основано в 1660 году под влиянием розенкрейцеров.
Однако в 18 веке, став жертвой скептицизма и рационализма Просещения популярность розенкрейцерства снизилась, несмотря на то, что некоторые идеи выжили в спекулятивном масонстве.
Основание ордена розенкрейцеров
История розенкрейцерских идей насчитывает более 400 лет. Даже если учитывать, что эзотерические факты, учения или движения защищала тайна, до публикации манифестов розенкрейцеров, никаких исторических следов этого предполагаемого религиозного движения не найдено. Но, ни это реформаторское движение, ни сам Андреэ и ученые Тюбингена не имеют никакого отношения к современным розенкрейцерам. Хотя два манифеста являются ревизионистскими, они все еще несут зародыш Просвещения, что удивительно, учитывая более поздние цели розенкрейцеров.
Только с середины 18 века большое количество групп становятся историческими, и чаще всего иерархически они организованы согласно масонской модели. Родиной первой такой организации, орден золотого и розового креста, является Германия. Авторов манифестов, тех, кто представлял идеи манифестов, часто называли «старшими розенкрейцерами», в отличие от последовавших за ними групп и организаций, представлявших Христиана Розенкрейца своим духовным предком. Представителей этих организаций называют «поздними розенкрейцерами».
Мистический орден розенкрейцеров был основан во Франкфурте-на-Майне примерно в 1757 году. Он представлял полную противоположность тому, что задумал Андреэ. Современные розенкрейцеры сформировались в среде немецкого масонства высокого уровня и изначально представляли анти-просвещенное мировоззрение, полное алхимии, магии и каббалистики. Вместо реформирования науки и общества розенкрейцеры посвятили себя мистическому иррационализму и просветлению.
Вопреки историческим фактам, розенкрейцеры находят свои истоки во времена Моисея, а некоторые даже в Бытие и первым розенкрейцером, оказывается, был Адам. Истинными инициаторами первого ордена розенкрейцеров были Иоганн Кристоф фон Вёльнер (1732-1800) и Иоганн Рудольф фон Бишофвердер (1741-1803). Оба – масоны высокой степени и государственные деятели при Фридрихе Вильгельме II Прусском (1744-1797). Фридрих тоже присоединился к розенкрейцерам. Видимо, он был слишком доверчив, поскольку объединение по существу представляло «театр».
Становится нехорошо, понимая, кто мог получать политическую власть в руки. При Фридрихе Вильгельме II Бишофердер был назначен военным министром, а Вёльнер – министром образования. Используя рычаги власти, им удалось разорвать союз между прусской государственной церковью и просветительским протестантизмом. Но их влияние прекратилось, когда Фридрих Вильгельм II дистанцировался от розенкрейцеров за пять лет до своей смерти.
Орден действовал как тайная христианская секта с алхимическими тенденциями. Его лидеры утверждали, что обладают мудростью, способной избавить от нищеты и болезней, имеют секретный рецепт для создания философского камня из «prima materia». Под влиянием теософов и пансофенов 16 и 17 веков были предприняты попытки бороться с рационализмом Просвещения. Основу эзотерических сфер составили три секретных учения:
На этом основывался розенкрейцерский ритуал. В нем говорилось, что цель ордена – очистить падших людей, восстановить «испорченный» образ Бога и добывать золото из неблагородных металлов. Члены ордена идентифицировали себя как традиционалистов с аристотелевским мировоззрением, придерживались доктрины четырех элементов (стихий) и игнорировали современные химические открытия.
После упразднения немецкого ордена в Лондоне в 1865 году был основан Societas Rosicruciana Робертом Вентвортом Литтлом, который полностью посвятил себя масонству. Изначально, только те, кто имел степень мастера, могли стать его членами. Скоро были открыты новые филиалы, в Шотландии и США.
Розенкрейцеры поддерживали отношения и с другими тайными обществами. В результате было много двойных членств (масон и розенкрейцер). При поддержке иезуитов они хотели уничтожить орден иллюминатов Адама Вейсгаупта. Скрытая война между различными масонскими (тайными) обществами велась уже в 18 век.
Мальтийский орден является закрытым братством Римско-католической церкви. Его инициированные члены, которые должны быть католиками и служить в армии, участвуют в тайных церемониях, феодальных ритуалах, принимающих сильный классовый/кастовый менталитет как часть посвящения в розенкрейцерскую догму.
Степень розенкрейцера в масонстве
Рыцарь розы и креста – 18 градус в ранге совершенствования имеется в Древнем и принятом шотландском уставе. Первые известные ритуалы этого градуса относятся к 1765 году.
Система степеней в розенкрейцерстве
Розенкрейцерство проведено в системе 9 градусов. Первый орден (ученики) состоит из четырех классов: Зелатор, Теоретик, Практик и Философ. Второй орден (учитель или адепт) состоит из трех степеней: Младший Адепт, Старший Адепт и Свободный Адепт Адептуса. Третий орден (правитель или волхвы) включает в себя две степени: Магистр и Маг. Носители девятой степени считаются лидерами высшего руководства и богоподобными. Обещание человека стать Богом – удивительная параллель с теософией, и на самом деле между розенкрейцерами и Теософским обществом Блаватской существуют прочные связи. Помимо прочего, обе организации занимаются магией, астрологией и каббалистикой.
Современное розенкрейцерство
Современное розенкрейцерство основывается на немецком ордене золотого и розового креста. Многие эзотерические общества утверждали, что произошли от первоначальных розенкрейцеров.
Герметический орден «Золотая Заря»
12 февраля 1888 года розенкрейцеры Уильям Уинн Уэсткотт, Уильям Роберт Вудман и Сэмюэль Лидделл Макгрегор Мазерс начали основывать в Лондоне орден, который позиционировал себя продолжением западных мистерий, особенно традиции розенкрейцеров.
Являясь частью оккультного движения последней трети 19 века, «Золотая заря» представляла школу, посвященную изучению оккультных, метафизических и паранормальных явлений, их систематизации, организации и преподаванию. Известный как магический орден он сосредоточил свои практики на теургии и духовном развитии. Многие современные ритуальные и магические концепции, такие как Викка и Телема, вдохновлялись «Золотой Зарей».
Система «Золотой Зари», как масонская ложа, была основана на иерархии и инициации; но женщины принимались в орден наравне с мужчинами. В систему степеней орден добавил десятую – Ипсиссимус. «Золотая заря» был первым из трех орденов, хотя все три упоминаются под одним названием.
Орден просуществовал до 1903 года, а затем распался из-за внутренних конфликтов на различные сообщества-преемники. Среди известных членов ордена – «великий маг» Алистер Кроули, Артур Мейчен, Густав Майринк, Брэм Стокер, Памела Колман Смит, Сакс Ромер, Артур Эдвард Уэйт, Уильям Батлер Йейтс…
Античный мистический орден Розы и Креста (АМОРК)
Основанная в Нью-Йорке в 1915 году Харви Спенсером Льюисом amorc – крупнейшая розенкрейцерская организация, охватывающая весь мир. Она работает на 19 языках, имеет ложи, отделения и филиалы в разных странах, включая РФ.
Всемирная штаб-квартира AMORC находится в Сан-Хосе (Калифорния) в розенкрейцерском парке. Здесь можно видеть египетский обелиск, покрытый иероглифами, рядом с которым статуя Цезаря Августа, за пределами планетария в исламском архитектурном стиле. Египетский музей розенкрейцеров, вход к которому выложен огромными колоннами, растущими папирусами и рядами бараноголовых сфинксов (точно такими же, как те, которые выстилают знакомый путь к Карнакскому храму), на самом деле превосходный и очень известный музей, наполненный древнеегипетскими артефактами. Прах основателя AMORC Харви Спенсера Льюиса покоится в храме, посвященном египетскому фараону Эхнатону. Экскурсия по парку не гарантирует ключи от каких-либо светских знаний, но посетители определенно знакомятся с древнеегипетским стилем.
Представляя международный философско-гуманистический, несектантский и аполитичный братский орден, аморк открыт как для мужчин, так и для женщин с совершенолетия, независимо от религиозных убеждений.
Что делает аморк орден и современные розенкрейцеры? Став членом, вы отсылаете в организацию определенные суммы за членство. В обмен вам отправляются печатные уроки для самостоятельного изучения. Они обучают мистической системе убеждений, «ключам к всеобщей мудрости». В течение первых пяти лет вы пройдете три степени «неофита», затем от Первой степени Храма до Девятой ступени Храма, которой закончится первый этап обучения. Оно будет включать такие темы как:
Одним из преимуществ, доступных для современных розенкрейцеров, является магическая помощь тем, кто нуждается в реальной помощи, которая предоставляется петиционерам через «Совет утешения». Сайт описывает, как это работает, приводя в действие определенные духовные энергии и направляя их в соответствии с мистическим законом и естественными принципами. Таким образом, метафизическая помощь направляется лицам, имеющим проблемы со здоровьем, испытывающим бытовые, экономические или другие неудобства, и помощь также направляется тем, кто настроен на работу с Советом. Помощь Совета Утешения действует на космическом плане. Его деятельность носит исключительно метафизический характер и никоим образом не препятствует получению какой-либо профессиональной или медицинской помощи в физическом плане.
Братство Розенкрейцеров
Розенкрейцерство в его современной форме расцвело на рубеже 20 века вместе с множеством других метафизических философий, стремящихся открыть глубины древности, чтобы по-новому взглянуть на загадки жизни и природы.
Автор: Элла Михайленко, историк