что значит крестовый поход
Крестовые походы
Кресто́вые похо́ды — военные походы периода XI–XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической церкви, формально имевшие целью освобождение христиан из-под владычества мусульман, защиту христианских святынь от поругания и осквернения (первые походы), распространение и утверждение католической веры (последующие походы).
Идея священной войны, в той форме, в какой её реализовывала Римская церковь, противоречит Божественным Заповедям, учению о Церкви и Царстве Божием. Несколько Римских пап позднее приносили извинения за грехи католиков-крестоносцев.
Какова предыстория крестовых походов?
Ко времени начала крестовых походов над многими областями некогда Православного Востока, с его древнейшими христианскими святынями, в том числе Гробом Господним, установилось господство мусульман.
Серьезная угроза со стороны иноверцев нависла над Константинополем. Он был сплошь обложен полчищами врагов. Не находя возможности противостоять опасности собственными силами, Византийский император Алексей Комнин стал слать письма на Запад, полагаясь на него едва ли не как на последнюю земную надежду.
Запад в то время и сам подвергался набегам иноверцев. Среди европейцев, как сверху, так и снизу, всё чаще раздавались призывы объединить усилия и идти на помощь Востоку, на священную битву с неверными. Все это не могло не отражаться на общем политическом фоне и настроении.
Одну из важнейших ролей в деле религиозного воодушевления народных масс сыграл Петр Пустынник (Амьенский). Обходя города и селения, он проповедовал так ревностно и так проникновенно, что многие почитали его за пророка. Тем временем, воинственный дух зрел и среди рыцарских кругов. Папа Урбан II поддержал идею крестового похода в своей речи в Клермоне. Успех был огромным. Многие тут же давали обеты идти и сражаться.
Каковы цели крестовых походов, помимо главной, заявленной?
Многие представители крестовых походов искренне верили, что отправляясь в поход, исполняют Божественную волю и являются орудиями Промысла Божия. Освободить (защитить) Иерусалим, Гроб Господень — всё это выглядело очень благородно и возвышенно.
Наряду с официально заявленными богоугодными целями существовали менее афишированные политические и экономические задачи, среди которых, конечно же, значились: демонстрация и усиление папской власти, желание распространить её на восточные области; подчинение европейскому влиянию восточных территорий; образование новых княжеств; контроль над торговыми путями; подавление могущества Византии.
Для огромной массы людей существовали и особые, частные причины отправляться в поход; строго религиозные мотивы отступали здесь на второй план: кто-то искал авантюры, грезил приключениями, а для кого-то главным стимулом служила банальная алчность, жажда наживы. Не в последнюю очередь именно это служило причиной того, что двигаясь по маршруту, участники ополчения грабили и убивали местное население, возбуждая в нём ужас (впрочем, иногда они встречали достойный организованный отпор).
Немалая часть крестового воинства представляла собой плохо дисциплинированный сброд: беглых крестьян и преступников, монахов, не ужившихся в монастырях, лихих праздных людей. Уже первые непосредственные знакомства Православных с крестоносцами сопровождались всплеском негодавания и разочарования в них как (якобы) в братьях по вере.
Крестовые походы в 8 пунктах
Кем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха II закидали потрохами
27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве вознаграждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.
1. Основные события Крестовых походов
15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, которое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитателей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — графство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское королевство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Африки были отправлены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства крестоносцев испытывали постоянную нехватку в защитниках.
В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окончился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иерусалим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христианский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участвовать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Триполи, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.
2. Как походы изменили отношение к войне
Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, возникшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанностью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплиеры приняли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.
3. Сколько стоило участие в походе
Историки подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, должен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.
Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дарили местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувшийся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.
4. От чего умирали крестоносцы
Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не вернулись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от полученных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка провизии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновидность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У другого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.
5. Участвовали ли в походах женщины
Да, хотя их количество сложно подсчитать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во время Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 мужчин приходилось 42 женщины. Некоторые женщины участвовали в Крестовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались относительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спасти душу, помолиться у Гроба Господня, посмотреть на мир, забыть о домашних неурядицах, а также прославиться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательницы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение крестоносцы старались соблюдать целомудрие: внебрачные связи карались, а проституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.
В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.
6. В какие настольные игры играли крестоносцы
Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 году они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, византийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.
Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о священной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в результате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут помешать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, королей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное разрешение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов монашеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть только в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпитальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).
7. С кем крестоносцы воевали
С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только против мусульман, но и против язычников, еретиков, православных и даже католиков. Например, так называемые Альбигойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — секты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с крестоносцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Католик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых походах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.
8. Какой поход был самым необычным
Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Крестовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нарушение обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фридрихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муаззамом. Но когда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иерусалим. У мусульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом скалы» и мечетью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть населения которой была арабоговорящей, говорил сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Возвращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлученным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.
Крестовые походы
Крестовые походы, феномен европейской экспансии на Ближний Восток, решающим образом повлияли на средневековую культуру и мировоззрение и сыграли важную роль в политической, социальной и религиозной истории Европы. Период с конца XI по конец XIII века был эпохой бурных перемен, временем мужественных людей, тысячами отправлявшихся в Святую землю освобождать из рук мусульман Гроб Господень. Среди них были короли и простолюдины, высшая феодальная знать и духовенство, рыцари и слуги… В деяниях одержимых идеей «справедливой войны» тесно сплетались вера и безрассудство, отвага и алчность, простодушие и жестокость, а их надежды в итоге сменило отрезвляющее разочарование. Волнующая, полная героики и трагизма глава всемирной истории, отличающаяся удивительной многогранностью тем и аспектов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крестовые походы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Текст, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015
Что такое «крестовый поход»?
В конце XI в. произошло событие, ставшее одним из центральных в европейской истории: тысячи людей со всей Европы двинулись в поход за тридевять земель, освобождать Гроб Господень. Началась эпоха Крестовых походов…
Слово «крестоносец» возникает в XIII столетии, и это название связано с тем, что каждый воин, отправлявшийся в поход, давал так называемый «обет креста», по-латыни — votum crucis. Принявшие обет прикрепляли к одежде матерчатый знак креста, символизирующий их религиозные цели и намерения. А вот словосочетание «крестовый поход» было не известно ни участникам этих походов, ни их современникам. Речь могла идти о «паломничестве за море», «пути в Иерусалим», «пути в Святую землю», «заморских странствованиях», «походе по стезе Господней» — в общем, каждый называл это по-своему.
Термин «крестовый поход», как и многие другие термины, которые мы считаем наследием давнего прошлого (вроде выражения «Киевская Русь»), придумали историки. Они стали использовать словосочетание «крестовый поход» с конца XVII в. Во Франции первым его употребил придворный историограф Людовика XIV иезуит Луи Мэмбур (1610–1686), опубликовавший в 1675 г. свой труд «История крестовых походов».
Итак, что же такое «крестовый поход»? И здесь, как ни странно, тоже нет однозначного ответа. По сути, все понимают, что речь идет об имеющей религиозную окраску военной экспансии европейских стран в определенный исторический период, но историки и по сей день ведут оживленные дискуссии о том, какие походы за веру относятся к Крестовым, а какие нет. Среди многообразия позиций выделяются два основных подхода: сторонников первого обычно именуют традиционалистами, второго — плюралистами.
Представители второй точки зрения, плюралисты (Ж. Констабль, Дж. Райли-Смит и другие), обращают внимание на то, что «огромное число людей принимало крест и участвовало в крестоносном движении на всех направлениях» [9]. Этот процесс шел «не только на Востоке, но и в самой Европе» и был направлен «не только против мусульман, но и против язычников, еретиков и раскольников, и даже против католических противников папского престола». Если принять эту позицию, то Крестовых походов было несоизмеримо больше, крестоносное движение длится добрую половину тысячелетия и завершается только в XVI в.
В этой книге мы ограничимся традиционной трактовкой: Крестовый поход — это освобождение Гроба Господня в Иерусалиме.
Немного о крестовых походах
Введение
Крестовые походы XI–XV веков стали одним из определяющих событий Cредневековья, как в Европе, так и на Ближнем Востоке. Кампании крестоносцев принесли значительные последствия, где бы они ни происходили, но также подтолкнули к изменениям внутри тех государств, которые организовали их и боролись с ними. Даже когда крестовые походы закончились, их влияние продолжалось через литературу и другие культурные средства.
Влияние крестовых походов в общих чертах можно охарактеризовать следующим образом:
– увеличение присутствия христиан в Леванте в Средние века;
– разработка военных заказов;
– поляризация Востока и Запада, основанная на религиозных различиях;
– особое применение религиозных целей к ведению войны в Леванте, на Пиренейском полуострове и в Прибалтике;
– возросший престиж пап и активизация роли католической церкви в светских делах;
– ухудшение отношений между Западом и Византией привело, в конечном счете, к ее разрушению;
– усиление могущества королевских домов Европы;
– появление более сильной коллективной культурной идентичности в Европе;
– всплеск ксенофобии и нетерпимости между христианами и мусульманами, между христианами и иудеями, еретиками и язычниками;
– рост международной торговли и обмена идеями и технологиями;
– повышение могущества таких итальянских государств, как Венеция, Генуя и Пиза;
– использование религиозного исторического прецедента для оправдания колониализма, войны и терроризма.
Ближний Восток и мусульманский мир
Непосредственным геополитическим результатом крестовых походов стало возвращение Иерусалима 15 июля 1099 года, но для того, чтобы город оставался в руках христиан, необходимо было основать в Леванте различные поселения (все вместе известные как Латинский Восток, государства крестоносцев или Утремер).
Для их защиты потребуются постоянные поставки новых крестоносцев и создания военных орденов профессиональных рыцарей, таких как рыцари-тамплиеры и рыцари-госпитальеры. Это вдохновило формирование рыцарских орденов, таких как Орден Подвязки в Англии (основан в 1348 году), который пропагандировал преимущества крестовых походов для своих членов.
Несмотря на милитаризованное присутствие на Святой Земле, продолжающуюся вербовку в Европе и растущее участие королей и императоров, оказалось невозможным удержать завоевания Первого крестового похода и потребовалось больше кампаний, чтобы вернуть такие города, как Эдесса и сам Иерусалим после его падения в 1187 году.
В XII и XIII веках было восемь официальных Крестовых походов и еще несколько неофициальных, но все они закончились скорее неудачей, чем успехом.
Расширение крестовых походов
Движение крестоносцев распространилось на Испанию, где в XI–XIII веках была начата так называемая реконкиста – возвращение земель Испании от мусульман.
Пруссия и Прибалтика (Северные крестовые походы), Северная Африка и Польша среди многих других мест также стали местами появления крестоносных армий с XII по XV век, так как идеалы крестоносцев, несмотря на сомнительные военные успехи, продолжали привлекать королей, солдат и простых людей на Западе.
Византийская империя
Крестовые походы вызвали разрыв западно-византийских отношений.
Во-первых, византийцы испытывали ужас перед неуправляемыми группами воинов, сеющими хаос на их территории. Вспышки боевых действий между крестоносцами и византийскими войсками были обычным делом.
Это вскоре только ухудшилось, когда посыпались обвинения в том, что ни одна из сторон не пытается изо всех сил защищать интересы другой.
Кульминацией ситуации стало шокирующее разграбление Константинополя в 1204 году н. э. во время Четвертого крестового похода.
Европа
Завоевание мусульманских территорий в Южной Италии, Сицилии и на Пиренейском полуострове открыло доступ к новым знаниям, так называемой «Новой логике». Возникло более сильное ощущение того, что они «европейцы», что, несмотря на различия между государствами, народы Европы имеют общую идентичность и культурное наследие.
Другой стороной монеты был рост ксенофобии. Религиозная нетерпимость проявлялась во многих отношениях, но наиболее жестоко – в погромах против евреев (особенно в Северной Франции и Рейнской Области в 1096–1097 годах н. э.) и жестоких нападениях на язычников, раскольников и еретиков по всей Европе.
Значительно возросла торговля между Востоком и Западом. В Европу поступало больше экзотических товаров, чем когда-либо прежде, таких как: специи (особенно перец и корица), сахар, финики, фисташки, арбузы и лимоны, хлопчатобумажная ткань, персидские ковры и восточная одежда.
Итальянские государства Венеция, Генуя и Пиза разбогатели, благодаря своему контролю над ближневосточными и византийскими торговыми путями, что было дополнением к деньгам, которые они зарабатывали на транспортировке армий крестоносцев. Крестовые походы, вероятно, ускорили процесс международной торговли через Средиземное море.
Крестовые походы. Кратко
Участники Крестовых походов
Предыстория Крестовых походов
Восток представлялся рыцарям страной изобилия. Представим себе обстановку тогдашнего европейского города или рыцарского замка. Город в 5 тысяч жителей был по тогдашнему масштабу уже немалый город. Он был сдавлен стенами, тесен, неудобен, грязен. Замок рыцаря, только-только из деревянного становящийся каменным, состоял из башни и полутёмных, плохо отапливаемых жилых помещений … И вот паломники попадали на Восток. Они видели города, которые насчитывали не пять, а десятки тысяч жителей, великолепные храмы и дворцы восточных городов, видели роскошь, в которой жили византийские и арабские богачи.
Причины Крестовых походов
— Численность мелких феодалов была большой, но землю наследовал только старший сын. Остальные рыцари могли заработать на жизнь только войной, захватом новых земель, грабежом. А дворянские семьи были многочисленными, и избыточного рыцарства всё прибывало
— Короли, герцоги стремились к увеличению своего политического влияния, доходов, расширению владений
— Крестьяне, страдающие от эксплуатации своих феодалов, рассчитывали на новых землях, в новой обстановке найти свободу и довольство. Кроме того, к моменту первого крестового похода в Западной Европе особенно часто возникали голодовки и эпидемии. С 970 по 1040 годы в Европе случилось 48 голодных лет
— Купцы Венеции, Генуи, Пизы имели торговый интерес. Появление христианских пунктов на побережье Малой Азии позволил бы купцам создавать новые торговые центры посреднической торговли с богатым Востоком
— Католическая церковь выступала идеологом крестовых походов. Но, объявляя целью походов «освобождение гроба господня от неверных» благочестивым делом, стремилась к созданию на Востоке новых христианских владений, получению новых доходов, установлению, укреплению власти над миром
Что представлял собой Ближний Восток?
Крестовые походы
Первый крестовый поход. Участники, цели, результаты
— Крестьяне, рыцари. Короли участия не принмали
— Захват территорий в Малой Азии, «освобождение» Иерусалима
— Образование княжества Антиохского, графства Эдесского, Иерусалимского королевства, создание рыцарских орденов: Тамплиеров, Госпиталеров, Тевтонского
Второй крестовый поход. Участники, цели, результаты
— В 1144 году эмиром Мосула была взята Эдесса
— Король Франции Людовик VII, германский император Конрад III, рыцари, крестьяне мореходы Венеции
— Возврат Эдессы, но затем полная неудача
Третий крестовый поход. Участники, цели, результаты
В 70-х годах XII века Египет, части Сирии и Месопотамии объединилсь под властью султана Саладина. В 1187 году Саладин разгромил армию крестоносцев в битве при Тивередиадском озере (современное озеро Кинерет в Израиле), захватил большую часть Палестины, Акру и, после недолгой осады, Иерусалим
— Германский император Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август, английский король Ричард Львиное Сердце, рыцари
— Возвращение Иерусалима
— Крестоносцы отвоевали обратно Акру, оставили за собой узкую полосу восточного побережья Средиземного моря, княжество Антиохия. Купцам и богомольцам Саладин разрешил посещать Иерусалим
Четвертый крестовый поход. Участники, цели, результаты
— Французские, итальянские, германские рыцари, крестьяне
— Война против Египта, владеющего Иерусалимом
— Не имея ни денег, ни флота, чтобы переправиться в Египет, крестоносцы обратились за помощью к Венеции. Венецианский дож Энрико Дандолло потребовал от них за услуги 85 тыс.марок серебра. Крестоносцы согласились на это требования, однако когда их ополчение собралось в Венеции, то оказалось, что они не набрали необходимую сумму.
Детский крестовый поход
«В 1212 году во Франции появился мальчик-пастух Этьен, объявивший себя посланцем бога, призванным освободить Иерусалим, и начавший проповедовать крестовый поход среди детей. На его призыв откликнулись толпы детей. Успеху этой проповеди, вероятно, содействовала массовая детская беспризорность, вызванная в некоторых местностях Франции войнами начала XIII века. К детям присоединилось немало взрослых, особенно из опустошенных войнами районов.
Такую же пропаганду вел одновременно в Германии мальчик Николай, которому не было еще и 10 лет и которым руководил его отец, торговец рабами. За Николаем последовало около 20 тыс, детей. Эти дети добрались до южной Италии, где местные власти остановили дальнейший поход и заставили детей вернуться на родину. Большинство их погибло на обратном пути»
Пятый крестовый поход. Участники, цели, результат
— Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, европейские рыцари
— Попытка завоевать Египет, владеющий Иерусалимом
— После долгой осады захвачен портовый город Дамиетта (сегодня Думъят в дельте Нила, примерно в 200 км к северу от Каира). Переговоры по Иерусалиму потерпели крах. В 1221 году крестоносцы ушли из Египта
Шестой крестовый поход («дипломатический»). Участники, цели, результат
— Император Германии Фридрих II Гогенштауфен, внук Фридриха Барбароссы.
— Иерусалим
— Путем переговоров в обмен на обещание оказать поддержку египетскому султану в борьбе с дамасским эмиром за Сирию Фридриху удалось получить Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229 он короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновь завоеван мусульманами
Седьмой крестовый поход. Участники, цели, результат
— Король Франции Людовик IX и его рыцари, французские крестьяне
— Египет
— 6 июня 1249 года отбита у мусульман Дамиетта. 8—11 февраля 1250 года возле Эль-Мансура, города в дельте Нила, арабы наголову разбили крестоносцев, пленили короля, который получил свободу за выкуп.
Восьмой крестовый поход. Участники, цели, результат
— Король Людовик IX. Рыцарей было так мало, что он нанимал их за деньги
— Тунис
— В Тунисе среди крестоносцев случилась чума, унёсшая жизни части из них, в том числе самого короля. Оставшиеся вернулись назад