что значит критическая литература
Зачем нужна критическая литература?
Произведения, которые даны в кодификаторе для обязательного чтения, были написаны достаточно давно. Например, Пушкин закончил работу над «Евгением Онегиным» 1830 году, чуть меньше, чем 200 лет назад. Это огромный временной промежуток, за который произошла масса событий, повлиявшие как на людей, так и на историю, на быт, на культуру. И ни Пушкин, ни Гоголь, ни Достоевский не писали свои произведения для потомков, они писали их для современников. Отсюда у них не стояло задачи максимально подробно объяснять все и вся. Например, зачем Пушкину дополнительно пояснять, почему Онегин так одевался, или откуда вдруг взялась такая мода, или почему он так странно вел себя перед дуэлью? Для тех, кто жил во времена Пушкина, — все эти моменты не вызывали вопросов, они были частью их жизни. Но для нас с вами, представителей 21 века, очень многие вещи культурно-исторического плана непонятны, поэтому необходимо обращаться к дополнительной литературе, чтобы глубже разобраться в самом произведении, его проблематике, мотивах героев и т.д.
Только благодаря критической литературе вы сможете глубже охватить произведение и взглянуть на него совершенно иначе.
— Хорошо, убедили. Буду читать. Но что?
— А вот об этом в другой раз. Список любимых критических материалов предоставлю.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Электронная книга в формате PDF, где мы собрали 30 образцовых эссе по
5 блокам тем.
Проверяли эксперты ЕГЭ с многолетним опытом.
Литературная критика
Полезное
Смотреть что такое «Литературная критика» в других словарях:
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в т. ч. насущных проблем… … Большой Энциклопедический словарь
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА — занимается оценкой отдельных произведений литературы. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
Литературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем… … Википедия
литературная критика — (от греч. kritike искусство оценивать, судить) область литературного творчества на грани искусства и науки о литературе (литературоведение). Занимается истолкованием и оценкой художественных произведений с точки зрения интересов современной… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
литературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем… … Энциклопедический словарь
Литературная критика — см. Критика литературная … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА — ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА, см. Критика литературная … Литературный энциклопедический словарь
литературная критика — Частная теория текста, рассматривающая сегодняшнее состояние литературы, интерпретирующее литературу прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
литературная критика — Частная теория текста, рассматривающая сегодняшнее состояние литературы, интерпретирующее литературу прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
Литературная критика — В эпоху античности Л. к. развивалась в гесной связи с риторикой и поэтикой. Ее возникновение связано с деятельностью софистов, изучением жанров др. греч. поэзии, в первую очередь гомеровской эпохи, по законам риторики, морали и педагогики … Словарь античности
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
В отличие от литературоведения, для которого естественной является временнáя дистанция по отношению к анализируемому тексту, позволяющая рассматривать его на фоне уже завершённой литературной эпохи, Литературная критика обращается преимущественно к произведениям современной литературы. Старые тексты могут привлечь внимание Литературной критики, но не в качестве исторически обусловленных феноменов, а как некие культурные символы, анализ которых способствует постановке злободневных проблем и самовыражению критика.
Литературная критика и литературоведение в культурной традиции европейских стран разграничиваются в различной степени: в России и в Германии их разграничение закреплено в языке, в то время как во Франции и в англосаксонской традиции термин «критика» (critique, literary criticism) применяется как к собственно Литературной критике, так и к филологическим, литературоведческим штудиям. В рамках таких направлений современной культуры и гуманитарной мысли, как постмодернизм и постструктурализм, разграничение литературоведения и Литературной критики мыслится как неадекватное и архаичное, поскольку объективное, исторически ориентированное изучение литературного произведения признаётся невозможным.
Выявление смысла произведения в Литературной критики всегда сопровождается оценочным суждением, которое основано не на научном анализе (как в литературоведческом исследовании), но на субъективных представлениях критика о нормах художественности, правилах вкуса, эстетических запросах эпохи. Критик высказывает мнение о том, насколько удачно воплощён в тексте авторский замысел, насколько убедительно автор решает ту или иную художественную проблему; сопоставляя рассматриваемый текст и современную писателю действительность, критик оценивает, насколько полно и точно автор воссоздал внехудожественную реальность, передал мироощущение времени (отсюда типичный для литературной критики XIX-XX веков переход от собственно литературных к социально-общественным и даже политическим проблемам).
На основании собственных представлений о литературной ситуации критик может давать своеобразные «предсказания», прогнозы, как будет дальше развиваться литература, какие жанры, темы, приёмы будут в ней преобладать. Поскольку критик пишет лишь о тех идеях и мотивах произведения, которые он считает важными, его истолкование, обращённое к широкому читателю и дающее ему ориентиры в мире книг, неизбежно приводит к некоторому упрощению смысла. В противоположность критику, литературовед, как правило, устраняется от оценки исследуемого произведения и обращается не столько к читателям и к литераторам, сколько к коллегам-учёным.
Исторический очерк
Самостоятельной частью словесности Литературная критика становится лишь в XVII-XVIII веках; до этого литературно-критические суждения находили место в текстах различного характера и предназначения. В эпоху античности элементы Литературной критики присутствовали в филосовских трактатах («Государство» Платона), трактатах по поэтике и риторике (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан, Дионисий Галикарнасский, «О возвышенном» Псевдо-Лонгина и др.); литературная полемика отражена в аттической комедии (комедия Аристофана «Лягушки», направленная против Еврипида, и др.). В средние века литературно-критические отступления могли быть частью куртуазного романа (например, в «Тристане» Готфрида Страсбургского). Рамки поэтики (устанавливающей правила для поэтических произведений) и риторики (содержащей свод правил красноречия для прозаических жанров) в значительной мере определяли литературно-критические суждения и в эпоху Возрождения. Повышению статуса поэтического творчества (которое в эпоху Средневековья рассматривалось лишь как несовершенное подражание «древним») способствовали создаваемые многими авторами (Дж. Боккаччо, К. Салутати, Ф. Сидни и др.) тексты в «защиту поэзии», понимаемой как отображение небесной гармонии, плод Божественного вдохновения, синтез всех прочих искусств и т. п.
В Германии XVIII века Литературная критика теснейшим образом срастается с эстетикой как отраслью философии. Протестом против нормативной поэтики проникнуты литературно- эстетические сочинения Г. Э. Лессинга («Гамбургская драматургия», тома 1-2, 1767-1769, и др.) и И. Г. Гердера («Шекспир», 1773, и др.). Ориентация на филоское обоснование литературно-критических высказываний характерна для Литературной критики немецких писателей этого периода, в частности Ф. Шиллера и И. В. Гёте. Позиции классицизма отстаивал английский критик С. Джонсон, соединивший Литературную критику с жанром литературной биографии («Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов», тома 1-3, 1779-1781).
В XX веке Литературная критика, испытавшая сильное воздействие различных филосских учений, лингвистики, антропологии, психоанализа, развивалась усилиями как профиссиональных критиков, так и писателей. Среди наиболее известных её представителей: Ф. Р. Ливис, Т. С. Элиот, У. Эмпсон в Великобритании; П. Валери, Ж. П. Сартр во Франции; Дж. Де Робертис в Италии; Г. Бар в Австрии; В.Беньямин, Т. Манн, Б. Брехт, М. Райх-Раницки в Германии; Н. Фрай в Канаде; Р. П. Уоррен, К. Брукс, С. Льюис, Т. Вулф, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер в США.
В России Литературная критика зарождается в XVIII веке В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, в отличие от европейских теоретиков, в своих литературно-критических разборах не столько утверждали новые принципы в борьбе со старыми, сколько создавали новую светскую литературу как таковую. Формирование Литературной критики в современном смысле слова в России связано с деятельностью Н. М. Карамзина, освободившего критические оценки от нормативности, от ориентации на безусловные правила поэтики и риторики и поставившего в центр внимания личность писателя. Карамзин создал новый для русской литературы жанр рецензии; в своих рецензиях он совместил черты критического разбора с элементами художественного эссе. Он же впервые ввёл постоянный раздел рецензий в своём «Московском журнале».
1850-1860-е годы характеризуются противостоянием в Литературной критики «эстетической критики», или «пушкинского направления» (П. В. Анненков, А. В. Дружинин), и «реальной критики» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др.), для приверженцев которого Литературная критика была формой не столько анализа и эстетической оценки литературного произведений, сколько выражения социально-политических идей. Концепцию «органической критики» выдвинул в 1850-е годы А. А. Григорьев, опиравшийся на взгляды Ф. Шеллинга и убеждённый в том, что литература должна вырастать из народной «почвы». Позднее почвеннические взгляды развивал в своей критике Н. Н. Страхов. Значительным явлением в Литературной критике 1870-1880-х годов стали статьи Н. К. Михайловского.
Развитие Л. к. в России в советский период происходит под знаком идеологизации и превращения её в инструмент управления литературой со стороны власти. В Литературную критику возвращается нормативность, казалось бы, ушедшая в прошлое вместе с разрушением классицизма. К 1930-м годы, в связи с исчезновением возможностей для открытых дискуссий, Литературная критика перестаёт быть формой самосознания соперничающих литературных направлений, групп и кружков. В то же время традиции русской Литературной критики продолжали сохраняться в литературе эмиграции. На страницах русских газет («Последние новости», «Возрождение» и др.) и журналов («Современные записки», «Числа» и др.), в литературных кружках и объединениях велись оживлённые дискуссии о новинках эмигрантской и советской литературы.
Перемены в Литературной критике происходят в период «оттепели», когда возрождаются элементы литературной, а также социальной полемики, а Литературная критика становится закамуфлированной формой идеологической борьбы (спор «прогрессистов» и «консерваторов», наиболее ярким проявлением которого было противостояние журналов «Новый мир» и «Октябрь»). Новая идеологическая эмансипация Литературной критики совершается в период перестройки, при этом возрождаются давние споры между «либералами» и «консерваторами». В связи с отменой цензуры роль Литературной критики меняется: она перестаёт быть скрытой формой выражения социально-политических идей. Происходит уменьшение влияния журналов как основной формы бытования Литературной критики и возрастает роль газетных рецензий. Формируется новое поле существования Литературной критики в Интернете.
Лит.: Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950–1965;
Spingarn J. E. A history of literary criticism in the Renaissance. 2nd ed. N. Y., 1954;
Wellek R. A history of modern criticism, 1750–1950. New Haven, 1955–1992. Vol. 1–8;
История русской критики: В 2 т. М.; Л., 1958;
Очерки римской истории литературной критики. М., 1963;
Wimsatt W.K., Brooks C. Literary criticism: a short history. L., 1970. Vol. 1–2;
Древнегреческая литературная критика. М., 1975;
Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Л., 1980;
Проблемы теории литературной критики. М., 1980;
Бурсов Б. И. Избр. работы. М., 1982. Т. 1: Критика как литература;
Ржевская Н. Ф. Литературоведение и критика в современной Франции: Основные направления. Методология и тенденции. М., 1985;
Зарубежная литературная критика: Вопросы теории и истории. Л., 1985;
Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. Л., 1986;
Кулешов В. И. История русской критики XVIII – начала XX вв. 4-е изд. М., 1991;
Grube G.M.A. The Greek and Roman critics. Indianapolis; Camb., 1995;
Russell D. A. Criticism in antiquity. 2nd ed. L., 1995;
Очерки истории русской литературной критики. СПб., 1999. Т. 1;
Гаспаров М. Л. Критика как самоцель // Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М., 2000;
Николюкин А. Н. Американские писатели как критики. М., 2000;
Ранчин А. М. Первый век русской литературной критики // Критика XVIII в. М., 2002;
Ford A. The origins of criticism: literary culture and poetic theory in classical Greece. Princeton, 2002;
Сазонова Л. И. Литературная культура России: раннее Новое время. М., 2006;
Недзвецкий В. А., Зыкова Г.В. Русская литературная критика XVIII–XIX вв. М., 2008;
Голубков М. М. История русской литературной критики XX в. (1920–1990-е гг.). М., 2008.
Критика русской литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое литературная критика
Под понятием литературная критика понимают область литературного творчества, которая стоит на границе между художественной литературой и литературоведением. Литературные критики истолковывают и дают оценку произведениям с точки зрениях их личного мнения. Так же в их работу входит выявление литературных принципов направлений и жанров. Они могут оказывать активное воздействие на процесс формирования литературы, более того своими критическими комментариями они могут воздействовать на общественное сознание, этого они достигают, уходя во взаимодействие с такими дисциплинами как философия, этика, история литературы.
Литературная критика начала формироваться достаточно давно, еще во времена Древней Греции и Древнего Китая это направление воспринималось как особое профессиональное знание. Долгое время ее задача заключалась лишь в том какую оценку дать произведению, рекомендовать или нет его читателю.
Древнерусский период литературной критики
18 век русской литературной критики
В 18 веке впервые вводится термин «критика». Литературная критика берет свое развитие с момента появления литературных журналов. Первым критиком по сути можно считать Н. М. Карамзина, он любил жанр монографической рецензии. Специфическими характеристиками русской литературной критики 18 века являются:
Готовые работы на аналогичную тему
19 век русской литературной критики
В 19 веке начинает явно прослеживаться связь литературной критики и журналистики. Критические замечания, рецензии публикуются в основном в литературных журналах и других периодических изданиях. В 19 веке популярными были такие критические жанры как:
Особенно славился написанием рецензий А. С. Пушкин. Его рецензии представляли собой краткие, изящные, полемичные произведения, которые способствовали развитию русской литературы.
В 19 веке критика в основном зиждется на базе литературных произведений. К известным литературным критикам этого периода относят В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарев и др.
20 век русской литературной критики
Конец 19 – начало 20 века ознаменован развитием промышленности и культуры. В этот период цензура становится более лояльной, повышается уровень грамотности. Публикуется большое количество периодических изданий, газет, журналов, книг. Критики подставлены в своём большинстве писателями, такими как: В. Соловьев, А. Блок, Н. Гумилёв, О. Мандельштам, М. Цветаева, К. Чуковский.
Далее в 30-х годах 20 столетия формируется основной литературный стиль литературы советского периода – социалистический реализм. Критика принимает облик карательного инструмента. Журнал «Литературный критик» и другие организации, осуществляющие литературную критическую деятельность, были закрыты, так как качество литературных произведения имела право определять только партия.
50-60 годы 20 века становятся новым витком в развитии русской литературной критики. Давление ослабевает и появляются два противостоящие друг другу лагеря: демократическая критика и ортодоксальная критика.
В 70- х годах появляются такие направления как «националистическая» критика и «эстетическая» критика.
Следует отметить, что несмотря на запреты, все это время (50-ые-70-ые гг.) имеет место неофициальная советская литературная критика, развивается она на почве всей неофициальной советской культуры.
Далее в период перестройки формируется и перестроечная литературная критика. Она вовлечена в период 1980-90 годов. Характерная черта этого периода – злободневность, идет осуждение русского постмодернизма, появляются статьи о значении самой русской литературной критики. Критика 1990гг отличается тем что в этот период критической работай занимаются несколько поколений критиков. Для старшего поколения характерна вера в социальную роль литературы. Представителями этой группы критиков были Л. Аннинский, И. Золотусский и др. Среднее поколение отличалось тем, что не имело приверженности к какой-то одной группе. Предстателями его можно назвать С. Чупринина, В. Ерофеева, Н. Иванова. Младшее поколение критиков было представлено критиками различных направлений: реализма, постмодернизма, филологического направления, представителями его были А. Агеев, А. Немзер, П. Басинский, А. Казинцев, Д. Быков, М. Липовецкий, Д. Кузьмин.
Основные жанры литературной критики
Основные жанры литературной критики включают в себя:
Рецензия – жанр литературной критики, который дает оценку произведения, рецензия помогают автору, который нуждается в совете, корректировке. В рецензии речь идет о произведении, проводится анализ и даётся оценка этому произведению.
Критическая статья является жанром литературной критики, который дает разбор, оценку, содержанию произведения, его тематике, проблематике, оценивает стиль и язык автора.
Проблемная статья посвящена изучению конфликта, сложному противостоянию, как правило она затрагивает серьезные общественные темы.
Критическая монография представляет собой работу в которой содержится углубленное изучение определенной темы.
Критика литературная
Литературная критика (от греч. kritikē — суждение, искусство разбираться, судить) — одна из составных частей литературоведения, т. е. науки о литературе. Тесно связанная с историей и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного творчества, установлением основных закономерностей эстетического освоения действительности, анализом классического литературного наследия, критика литературная — в отличие от них — оценивает главным образом современное литературное развитие, истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.
Определяя идейно-эстетическое качество текущей книжной и журнальной литературно-художественной продукции, критика литературная исходит прежде всего из задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития. Рекомендуя читателю то или иное произведение или, напротив, отвергая его, вскрывая его изъяны, критика литературная обосновывает свои объективные выводы, исходя из своего понимания значимости его содержания, равно как и степени формального совершенства и новизны. Произведение искусства, которое не расширяет духовного кругозора читателя, не доставляет человеку эстетического удовольствия, т. е. эмоционально бедно и в силу этого не воздействует на эстетическое чувство, — такое произведение не может быть признано подлинно художественным.
Неразрывное единство формы и содержания, их соответствие — один из важнейших критериев оценки произведения искусства, в том числе и литературы.
Своими корнями история литературной критики уходит в далекое прошлое: критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа думающих, умудренных жизненным опытом и наделенных эстетическим чутьем и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности критика литературная формируется как относительно самостоятельная отрасль творчества.
В последующие века литературная критика неуклонно расширяет масштабы своей деятельности, становится влиятельной силой воздействия на общественное сознание. В этом отношении показательна роль, которую играли в идейной жизни XVIII столетия Г. Э. Лессинг в Германии, Д. Дидро во Франции. Исключительно плодотворное влияние на народно-освободительное движение в России, на формирование передовых общественных воззрений, на становление и развитие реализма в русской литературе XIX в. оказали В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, их соратники.
Добролюбов и другие демократы-«шестидесятники» провозгласили в противовес эстетической критике (А. В. Дружинин, В. П. Боткин, П. В. Анненков), которая проповедовала так называемую теорию «искусства для искусства», задачу проверки литературы жизнью. «Реальная критика», исследуя литературу, выносила приговор самой жизни, запечатленной писателем. Критика литературная подвергала тщательнейшему анализу социальные процессы, рассматривала типические явления, содержащиеся в произведениях писателей-реалистов. С этих позиций были рассмотрены, например, «Обломов» И. А. Гончарова, романы И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. Ф. Писемского. Критика, с которой выступали русские революционные демократы, носила откровенно публицистический характер.
Как пользоваться критической литературой
Любая работа по литературе — сочинение, доклад, сообщение на литературную тему — требует знакомства с критической литературой, а очень часто и её использования. Суждения критика могут переубедить вас, показать новые аспекты художественного произведения.
Читая литературно-критическое произведение, помните, когда, в каких исторических условиях оно было написано, чтобы понять задачи критика, исходя из его взглядов.
Обдумывая различные, порой противоречащие друг другу оценки, учитесь на этих примерах строить систему доказательств. Отдельно взятая критическая статья не должна становиться единственным источником мыслей для вашего сочинения или доклада. Работы по литературе должны быть самостоятельными, основанными на анализе текста и несовпадающих на него точек зрения. Итогом этого анализа должен стать ваш собственный взгляд. Так, предметом для сопоставления и размышления в работе о комедии А. С. Грибоедова («Горе от ума») кроме точки зрения В. Г. Белинского должна стать оценка Чацкого А. С. Пушкиным (письмо Пушкина П. А. Вяземскому) и И. А. Гончарова (статья «Мильон терзаний»). Сопоставляя оценки писателей, постарайтесь выработать собственное, хорошо аргументированное отношение к Чацкому. Если ваше несогласие вызывает, например, пушкинская оценка, постарайтесь понять её психологические причины. Ведь Пушкин писал о комедии Грибоедова в то время, когда он сам находился в ссылке, причем именно за свои вольнолюбивые взгляды. Может быть, порицая Чацкого за то, что он «мечет бисер перед репетиловыми», Пушкин досадовал на самого себя, безрезультатно, как ему казалось, пытавшегося разбудить гражданские чувства дворянского общества вольнолюбивыми стихами.
Навыки работы с литературно-критическими произведениями по школьной программе помогут вам пользоваться литературно-критическими статьями, касающимися современной литературы, книг, составляющих круг вашего внешкольного чтения.
Вот некоторые советы по работе с литературно-критическим текстом. Заинтересовавшую вас критическую статью, законспектируйте (см. Как работать с конспектом). Если книга со статьей принадлежит вам, то оставьте в наиболее важных местах закладки или вложите в книгу листок бумаги с краткой характеристикой нужных вам высказываний и указанием страниц, на которых они находятся. Нужные вам строки слегка отчеркните на полях карандашом — ни в коем случае не чернилами, даже если книга ваша! Если книга библиотечная, то и карандашом пользоваться не следует, а нужно включить цитаты в конспект. Критические высказывания цитируйте точно, с указанием автора и названия литературно-критического произведения. Не стоит приводить слишком длинных цитат. Лучше конспективно перескажите точку зрения критика, прибегая к цитированию лишь в тех случаях, когда текст сложен и не поддается пересказу. При этом не забывайте, что ссылки на чужие мысли или цитирование вовсе не должны служить для «украшения» работы и для демонстрации собственной эрудиции. Ссылки и цитаты либо подтверждают ваши доводы, либо являются предметом полемики. Даже используя критические суждения для обзора истории вопроса или для обоснования возможности разных взглядов на одно и то же художественное произведение, не следует ограничиваться одной только информацией. Ведь ваша работа на литературную тему должна быть творческой, а значит, самостоятельной.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.