что значит крутой склон
крутой склон
Смотреть что такое «крутой склон» в других словарях:
Крутой склон (для подъемных склонов) 1) — 057 Крутой склон (для подъемных склонов) 1) (рисунок А.54) Стандартное графическое содержание: силуэт лыжника на лыжах в профиль, которого почти вертикально тянет подъемник. Лыжи параллельны стороне закрашенного равностороннего треугольника со… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
склон материковый — Относительно крутой уступ с уклоном в среднем 3 50, верхняя граница которого совпадает с краем шельфа, а нижняя (подножие) образована перегибом поверхности при переходе к ложу океана (глубина 3 5 км). [Словарь геологических терминов и понятий.… … Справочник технического переводчика
склон — ▲ покат ↑ земная поверхность склон наклон земной поверхности. под гору. под горку. в гору. пологость, пологий. отлогость. отлогий. косогор. подъем. крутизна. круча. крутой пологий в высокой степени. ↓ река, лавина … Идеографический словарь русского языка
материковый склон — (континентальный склон), элемент рельефа дна океана, часть подводной окраины материка, расположен между шельфом и подножием. Характеризуется большими уклонами (в cp. ок. 4°, нередко 15–20°, иногда до 40°) и резкой расчленённостью рельефа (ступени … Географическая энциклопедия
береговой склон — Высокий и обычно крутой склон суши к берегу моря … Словарь по географии
вогнутый склон — Склон с крутой верхней частью, постепенно выполаживающейся книзу … Словарь по географии
выпуклый склон — Склон с пологой верхней и крутой нижней частями и с резко выраженной подошвой … Словарь по географии
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ СКЛОН — КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ СКЛОН, относительно крутой откос морского дна между КОНТИНЕНТАЛЬНЫМ ШЕЛЬФОМ и КОНТИНЕНТАЛЬНЫМ ПОДЪЕМОМ, уходящий на большие глубины. В некоторых случаях этот откос изрезан глубокими подводными каньонами … Научно-технический энциклопедический словарь
Родоман, Борис Борисович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Родоман. Борис Борисович Родоман Дата рождения: 29 мая 1931(1931 05 29) (81 год) Место рождения … Википедия
Куэста — Схема куэсты … Википедия
Значение слова «склон»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Рельефообразующие процессы разделяются на эндогенные (медленные или быстрые, вплоть до мгновенных при землетрясениях, перекосы земной поверхности, вулканизм) и экзогенные (речная и склоновая эрозия, абразия, карст и просадки, выветривание и др.).
Характер склонов определяется составом и залеганием слагающих их пород, абсолютными и относительными высотами местности, интенсивностью склоновых процессов, в свою очередь зависящих от климата, количества и интенсивноста выпадения атмосферных осадков, особенностей растительности, наличия мерзлоты и других компонентов природной среды, экспозиции склонов (расположения относительно стран света) и господствующих ветров, деятельности человека.
Различают следующие формы склонов:
прямые — вертикальные (отвесные) и наклонные;
вогнутые — верхняя часть крутая, нижняя более пологая;
выпуклые — верхняя часть пологая, книзу постепенно крутизна увеличивается;
ступенчатые — линия поперечного профиля осложнена одним или несколькими переломами;
Важной характеристикой склонов является их крутизна. В горах преобладают, как правило, крутые склоны, вплоть до отвесных (90°) и нависающих (с обратным уклоном), на равнинах — склоны пологие (менее 5°) и средней крутизны. В ходе своей эволюции под воздействием сил гравитации склоны постепенно становятся более пологими и снижаются.
Материковый склон — один из основных элементов подводной окраины материков. Расположен между шельфом и материковым подножием. Характеризуется более крутыми уклонами поверхности по сравнению с шельфом и ложем океана (в среднем около 4°, нередко 15-20°, до 40°) и значительной расчленённостью рельефа.
Подводный береговой склон — прибрежная полоса морского дна, непосредственно примыкающая к берегу и подвергающаяся деформациям под воздействием волн и течений.
Склон долины водотока — повышающаяся часть долины, ограниченная сверху её бровкой, а снизу подошвой склона.
СКЛОН, а, м. Покатость, плоскость, расположенная наклонно. На южном склоне горы. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
склон
1. покатость, плоскость, расположенная наклонно ◆ На южном склоне горы.
Почему крутизна склонов измеряется в процентах, и зачем водителям это нужно
Наверняка вы уже ни раз встречали предупреждающие дорожные знаки 1.13, он же «Крутой спуск», и 1.14 (соответственно, «Крутой подъем»). И кто-то из водителей точно обратил внимание, что уклон обозначен не в привычных градусах, а в процентах. Градусы – они же и при температуре, и в спиртном. Родные, понятные. Зачем все усложнять? Настало время разобраться с этим недоразумением и узнать, как автомобилистам может помочь данная информация при езде.
Представьте ситуацию: едете вы за городом и встречаете перед собой дорожный знак, предупреждающий водителей о том, что впереди подъем с крутизной уклона в 10%. Как на картинке выше. В голове сразу: 10% – это вообще сколько? Но если мы скажем, что это почти 6 градусов, вам разве станет от этого понятнее?
Тут важно понимать, что дорога постоянно меняет угол своего наклона, поэтому определить этот показатель в градусах будет сложновато. Зато уклон дороги в процентах – легко! Это то количество метров, на которое проезжая часть опустится или поднимется через 100 метров пути. То есть в нашем случае, проехав 1 километр по дороге с крутизной уклона в 10%, вы поднимитесь на 100 метров относительно первоначальной точки. Если вспоминать школьный курс тригонометрии, то цифра на дорожном знаке – это тангенс угла наклона проезжей части, выраженный в процентах. Впрочем, не заморачивайтесь: за вас уже давно все подсчитали, а вам нужно просто научиться этими данными пользоваться.
Зачем нужно знать крутизну склона?
Оказывается, тангенс угла наклона равняется коэффициенту сцепления с дорожным покрытием. Если вы едете по сухому асфальту, этот показатель составляет около 0,7 (при условии, что у вас не «лысая» резина). Пошел дождь – коэффициент сцепления с мокрой дорогой сразу упал до 0,5. А если дело происходит поздней осенью, и после ливня «удачно» подморозило, то асфальт превращается в настоящий каток. И тут уже коэффициент сцепления с проезжей частью снижается до минимума – менее 0,1. Что это значит в нашей ситуации, когда мы поднимаемся в горку с крутизной уклона в 10%, или 0,1?
Вы должны понимать, что, если вы остановитесь на склоне, то, в лучшем случае, не сможете тронуться, чтобы продолжить путь, в худшем – автомобиль с легкостью покатится обратно. И никакой водительский опыт или даже самая лучшая шипованная резина не помогут автомобилю остановиться, пока он не скатится с горы. Потому что с дорогой колеса практически ничего не связывает. Именно поэтому Правила дорожного движения (п. 11.7 ПДД) принуждают спускающихся со склона водителей уступать встречному поднимающемуся в гору потоку (даже, если препятствие расположено на их половине дороги).
Чем опасен затяжной спуск
Съезд с крутой горы – не менее опасное мероприятие. Во время длительного спуска, когда вы беспрерывно давите на педаль тормоза, в автомобиле могут перегреться и отказать тормоза. Чтобы этого не случилось, советуем научиться «гасить скорость» при помощи двигателя, постепенно снижая передачи. Чем круче спуск, тем ниже должна быть передача. Об особенностях торможения двигателем мы подробно писали в нашем блоге ранее.
Кстати, многие не обращают особого внимания на знаки «Крутой спуск» или «Крутой подъем». Особенно, когда там указан небольшой процент крутизны склона. Напрасно. Нередко случается, что в условиях плохой погоды (например, в снегопад, туман или когда темно) автомобилист может попросту не заметить небольшие, но затяжные спуски или подъемы. А именно на них чаще всего и перегреваются тормоза. Так что знаки не пропускаем. Стали бы чиновники тратить деньги из местного бюджета, если бы данный отрезок дороги не представлял никакой опасности?
Ну и напоследок расскажем о том, как отличить спуск и подъем на знаках. Конечно, чаще всего можно понять, что перед тобой чисто визуально. Но не всегда. Погода вносит коррективы, и в сильный снегопад небольшой длительный спуск можно запросто не заметить, а тормозная система автомобиля заметит. Так что в плохую погоду стоит особенно внимательно смотреть на знаки, установленные на обочине.
Отличить спуск от подъема на дорожных знаках вам поможет левая рука. Направьте ладонь по наклонной линии, над которой написана крутизна склона в процентах. Если пальцы будут направлены вниз, значит перед вами крутой спуск, если вверх, то значит вам предстоит забираться в гору.
К счастью, наибольшие продольные уклоны на автомобильных дорогах России не превышают 6-7% на равнинной и холмистой местности и 9-10% в горах. Конечно, в приморских городах есть дороги с довольно серьезными склонами, крутизна которых превышает все имеющиеся нормативы. Но мы-то теперь знаем, где опасность, а значит преодолеем даже самые крутые подъемы и спуски. Удачи на дорогах!
Крутые склоны
Я буду рассказывать здесь о тактике для склонов, где снег не слишком глубок. Глубокая целина на крутых склонах обычно создает достаточное сопротивление, так что в этом случае можно использовать стандартную целинную технику. Описанные в данной главе приемы стоит применять только тогда, когда склон становится столь крутым, что набор излишней скорости создает проблемы.
В идеале вы должны достичь баланса между контролируемым торможением и тем, как много вы позволяете силам тяжести, и как долго остаетесь на линии склона. Лыжник, слишком много времени проводящий в закантовке и тормозящий движение, не сможет найти тот естественный ритм, возникающий если позволить лыжам ускоряться в каждом повороте. С другой стороны, лыжник, который без сомнений отдается силам тяготения и не контролирует скорость, быстро обнаружит, что его способность исправлять ошибки утрачена.
Общие проблемы, мешающие успеху на крутых склонах
На крутом склоне может быть непросто даже стоять на месте, держа лыжи перпендикулярно линии склона. Чтобы сильно закантовать лыжи, нужно сместить бедра ближе к склону. Значительное изменение угла закантовки с использованием бедер требует хорошего равновесия, и еще понимания того, как принять угловое положение в пояснице, которое я рассмотрю позже. Непонимание механизма использования кантов в стойке на крутом склоне приводит к неэффективным движениям в процессе поворотов. Часто лыжники наклоняются к склону и поворачиваются лицом и плечами в ту же сторону. Эта стойка дает им ложное чувство безопасности, так как они настолько близко к склону, насколько это возможно, и считают, что шансы упасть вниз в таком положении уменьшаются. Но они неправы.
Устранение проблем напуганного крутизной лыжника
Обеспечение агрессивных углов закантовки с использованием углового положения бедер требует выполнения некоторых специализированных движений, не столь важных в других ситуациях. Чтобы сместить бедра достаточно глубоко в сторону центра поворота и получить экстремальные углы закантовки, бедра должны быть развернуты в сторону долины. Это движение именуется контр-вращением бедер (винтовым положением) поскольку бедра разворачиваются в направлении, противоположном направлению движения лыж. Без этого движения нужные углы закантовки не могут быть получены. Ваше тело просто не сможет согнуться в таком направлении. Чем активнее контр-вращение бедер, тем шире ваши возможности для закантовки лыж.
В точке закантовки вы имеете дело со значительной накопленной энергией. Это происходит потому, что вы замедлили свое движение, направив лыжи поперек линии склона и закантовав их. Эта энергия накапливается в вашем теле и лыжах. Агрессивно тормозя на крутом склоне, вы как бы сжимаете три пружины: сильно прогнутые лыжи, ваше сжатое тело в согнутом положении, а также скрученный торс. В данный момент пружины готовы распрямиться. Как готовый лопнуть воздушный шарик, вы должны сделать что-то, чтобы освободить накопленную энергию.
Что же именно вы теперь делаете? Вы отдаете себя власть тех сил, которым только что сопротивлялись. Теперь вы можете позволить это, поскольку только что затормозили до приемлемой скорости, и знаете, что сможете сделать это снова, когда понадобится. Подчиняясь силам тяготения, вы даете выход накопленной энергии пружин. Лыжи начинают разгибаться (это называется отдачей). В результате они приподнимают вас вверх, может быть даже отрывая от снега. Одновременно вы возвращаетесь к естественной высокой стойке. Все вместе это усиливает движение вертикально вверх и в сторону долины, снижая трение между лыжами и склоном, упрощает руление лыжами и начало поворота. Освобождение третьей пружины, скрученного торса, начинает сам поворот. Когда торс скручен, ваши плечи направлены в долину, а лыжи поперек линии склона. После раскантовки лыжи начинают разворачиваться в долину. Таким образом первая, обычно наиболее трудная часть поворота, завершается автоматически. От вас требуется лишь продолжить руление лыжами за линию склона и завершить поворот, который ваше тело начало за вас.
Почувствуйте: ваш успех на крутом склоне
Посмотрите: ваш успех на крутом склоне
Следующие упражнения помогут вам покорить крутые склоны.
Повороты с активным выдвижением внутренней ноги
Чтобы понять, как винтоугловое положение бедер работает на крутом склоне, попробуйте выполнить максимально подчеркнутое винтоугловое положение на гладкой, плоской дороге. Спускаясь прямо вниз по дороге, обычно под некоторым углом к линии склона, постепенно увеличивайте выдвижение носка внутренней лыжи. Сначала выдвиньте лыжу вперед на 15 см, затем на длину стопы, затем на полторы стопы. Важно чтобы при этом бедра имели возможность разворачиваться в долину по мере выдвижения лыжи вперед. По мере выдвижения лыжи вперед и увеличения контр-вращения бедер обратите внимание на полученную закантовку лыж. Чем больше контр-вращение, тем больше закантовка. Расслабьте тело в процессе выполнения упражнения, чтобы лучше почувствовать, как бедра и голова занимают положение, когда бедра слегка смещены в сторону склона, а голова наклонена в направлении долины. Увеличение контр-вращения позволяет увеличить и наклон бедер.
Повороты глядя в прицел с приподниманием лыжи
Когда вы выполняете закантовку на крутом склоне, ваши бедра играют важную роль в обеспечении значительного угла закантовки лыж. Сгибая тело в тазобедренном суставе, многие лыжники отмечают, что на крутом склоне тазобедренный сустав внутренней ноги располагается выше, чем сустав наружной ноги. В результате бедра не только наклонены в сторону долины, но и развернуты в эту же сторону. Чтобы усовершенствовать навыки принятия такого положения на крутом рельефе, выполните повороты с приподниманием внутренней ноги на подготовленном склоне средней крутизны. В резаном повороте среднего радиуса приподнимите пятку внутренней лыжи, оставив носок лыжи на поверхности. Продолжайте поднимать пятку, примерно до высоты 30 см от снега. Постарайтесь чтобы точка наивысшего подъема пятки совпадала с завершением поворота. Приподнимайте лыжу не просто сгибая ногу, а наклоняя таз. Чтобы усилить эту связь между бедрами и остальными частями тела в процессе агрессивной закантовки, представьте что вы смотрите в прицел винтовки, установленный на носке внешней лыжи. Наклон таза для отрыва пятки внутренней лыжи от снега приводит бедра в положение для закантовки лыж, а положение головы над внешней лыжей позволяет вам сохранять равновесие.
Прыжковые повороты с тяжелыми носками лыж
Сопряженные хоккейные остановки в одну сторону
Начните упражение с очень короткого прямого спуска; затем перейдите к почти полной закантовке, или хоккейной остановке. После закантовки вы почувствуете отдачу от лыж, по мере того как они разгибаются, и энергию вашего ряспрямляющегося тела. Используйте эту энергию для выполнения поворота, но не беспокойтесь о пересечении линии склона. Обратите внимание на мгновенный возврат к прямой стойке, ненадолго позвольте лыжам двигаться по линии склона, ощутите давление на подушечки стоп из-за смещения центра масс тела вперед. Затем повторите закантовку в том же направлении, в котором начали упражнение. Повторяйте движения, пока позволяет ширина склона. Затем выполните это же упражение в другую сторону. Ваша траектория на снегу будет выглядеть как лестница.
Замедленные движения стоп
Начало поворота на крутом склоне ощущается так, как будто вы падаете через свои лыжи. Некоторые лыжники называют такое начало поворота «заглядыванием в пропасть». Чтобы выработать навыки начала поворота после закантовки и торможения, выполните поворот с намеренно замедленными движениями стоп. Притворитесь, что ваши ступни отстают на пол-секунды от остальных частей тела. Сосредоточтесь на том, чтобы оставить ступни позади, как будто снег под ними намазали клеем. Воображаемые замедленные ступни помогут вам правильно двигать центр масс в начале поворота.
Типичные ошибки на крутом склоне
a) Лыжник активно встает на внутренней лыже, используя точку укола палкой как центр разворота.
b) В момент полета лыжи вполняют полный поворот.
c) В момент нового контакта со снегом лыжник делает укол другой палкой, закантовывает лыжи и готовится к очередному повороту педалированием.
Как передвигаться в горных районах?
При передвижении по пологим склонам подниматься и спускаться в горах надо по прямой.
Если склон покрыт кустарником, постарайтесь их обойти или двигайтесь по прогалинам. Здесь нужна простая прочная обувь с рифленой подошвой и одежда, которая закрывает все части тела.
На травянистых склонах часто встречаются промоины, ямы, стволы деревьев, камни, невидимые из-за высокой травы, поэтому надо внимательно смотреть себе под ноги и не торопиться.
Низкая трава, намокнув, становиться очень скользкой, поэтому при передвижении по лесисто-травянистым склонам, для самостраховки необходимо иметь альпеншток или крепкую палку. При падении необходимо немедленно предпринять все меры к самозадержания. Для этого следует развернуться лицом к склону и начать торможение ледорубом, альпенштоком или чем другим, находящимся в руках.
При движении вверх по травянистому склону ногу надо выносить вперед расслабленно, нагибаясь вперед больше, чем тяжелее груз и круче склон. Когда подъем идет прямо, ступни ног следует ставить под углом друг к другу, разводя носки «елочкой».
С увеличением крутизны склона шаг делается короче. Нога ставится на всю ступню. При этом ступни следует ставить «лесенкой» или «елочкой». По крутым длинным травянистым склонам следует идти зигзагами. Ширина шага должна соразмеряться с крутизной ската. Чем круче подъем, тем меньше шаг. На спусках шаг несколько увеличивается. Меняя направление, всегда начинайте движение с той ноги, которая находится выше по склону, что позволит избежать скрещивания ног и, как следствие, потери равновесия. Поднимаясь по крутым склонам, после каждого шага сводите колени вместе, чтобы дать отдых мышцам.
Если склон покрыт редкой осыпью или камнями старайтесь не сталкивать осыпь вниз.
На крутых каменистых скатах ступать нужно осторожно, чтобы не сталкивать вниз камней. На крутых склонах рекомендуется пользоваться палкой. Для облегчения подъема по крутым, скользким, глинистым или обледенелым скатам следует вырубать ступеньки на расстоянии примерно 50 см одна от другой. В мягком грунте или в снегу ступеньки можно выбить обувью.
При спуске согните ноги в коленях и идите прямо вниз. Если чувствуете, что набираете слишком высокую скорость, то сядьте и упритесь пятками в землю. Старайтесь не наступать на свободно лежащие камни или каменистую осыпь. При подъеме проверяйте любую опору, прежде чем поставить на нее ногу. Не наступайте на камни или бревна, которые могут сдвинуться у вас под ногами.
На крутых склонах ноги нужно обмотать веревкой, проводом или сделать специальное приспособление против скольжения обуви. Пояс рекомендуется слегка отпустить, воротник расстегнуть.
Прыгать вниз можно лишь на рыхлую почву и только в том случае, если ниже нет неожиданных провалов. Расставьте ноги на ширину плеч, приземляйтесь на пятки и скользите вниз. Если при увеличении скорости почувствуете, что теряете контроль над спуском, прыгайте снова. Но значительно более безопаснее спускаться с помощью веревки.
Склоны с мелкой осыпью — двигаться наискось или серпантином. Двигаться по склонам с мелкой осыпью нужно наискось или серпантином, выбирая для постановки средние камни. Наиболее проста техника спуска по сплошной мелкой осыпи, по которой можно «съехать «, сползая вместе с камнями, но если в движение придут более крупные камни обломки горных пород надо быстро уйти в сторону.
Средняя осыпь. Избегать резких движений, идти осторожно не вызывая камнепада. Ледоруб бесполезен, т.к. опора на него ненадежна и можно нечаянно столкнуть лежащий камень.
Крупная осыпь — обычно очень непрочна, особенно после дождя или в снег. Прежде чем наступить на очередной обломок нужно убедиться в его устойчивости. При движении по крупной осыпи, прежде чем наступить на очередной обломок, нужно убедиться в его устойчивости. Безопаснее наступать на конец камня ближе к склону.
При преодолении непрочно лежащих камней, осыпей, узких переходов над обрывом ступни ставить в зависимости от точек опоры и не отрывать ногу до тех пор, пока не будет твердо поставлена другая, вынесенная вперед нога.
Прежде чем приступить к прохождению участка со сложным скальным рельефом, необходимо принять все меры предосторожности, наметить примерный путь движения, отметить наиболее сложные участки, места камнепада и места их обхода.
При подъеме лучше видно, за что можно ухватиться, но все же обойти препятствие безопаснее, чем преодолевать его. Наметьте маршрут с самого низа; не прижимайтесь телом к скале, ноги ставьте ровно, смотрите вверх. Не перенапрягайтесь.
Двигаясь по равнине, мы используем только одну точку опору. Стоим на одной ноге, другую переставляем, а руки свободны. Движение по скалам требует «трех течек опоры». Это значит надо двигаться так, чтобы на более или менее сложных участках во время перемещения одной конечности другие три не отрывались от опоры.
На легких скалах руки обычно только поддерживают равновесие и активно работают лишь там, где нет удобной и надежной опоры для ног. Туловище надо по возможности держать вертикально, а руки и ноги разводить не менее чем на ширину плеч.
На выступы следует опираться внутренними рантами ботинок. Никогда не скрещивать ног. При использовании захвата не следует прижиматься к скалам. Это обеспечит лучшие условия для работы ног. Двигаться надо плавно, без рывков — так легче сохранить равновесие и сэкономить силы.
Для движения нужно поочередно использовать упоры и распоры, предпочитая последние: при распорах меньше опасность срыва и нагрузка на пальцы рук. На трудных, но удобных для движения с распором участках двигаться надо прямо вверх. Если необходимо перемещаться в сторону, делать это надо на более легких участках. В случае отсутствия или недостаточности надежных опор на скальном участке следует возможно, полнее использовать трение (на плитах, гребешках) и силу расклинивания (углу, расщелины).
Чтобы выбраться из расщелины, прижмитесь спиной к одной стенке, а ногами упритесь в другую, затем начинайте медленно подниматься.
При движении по скально-плиточным склонам нужно особенно внимательным на участках, где плиты имеют большой угол наклона и плохую связь между собой. При плохой метеорологической обстановке такие участки практически непроходимы.
Наиболее просты в прохождении по скальным склонам ребра, контрфорсы, кулуары, но они опаснее возможными камнепадами, Следует избегать спусков по особенно крутым и длинным кулуарам. Запрещается производить спуск во время и после снегопада и дождя, т.к. на этих участках повышается вероятность срыва и очень сложно остановиться скольжение вниз.
Спуск со скального склона иногда значительно сложнее, чем подъем, т.к. склон полностью не просматривается. В результате возникает дополнительные трудности в организации его прохождения. Безопаснее производить плавные движения, придерживаясь ближе к скале.
По крутому склону следует спускаться, обратившись лицом к скале. Двигаясь по менее крутым склонам с большими выступами, идите боком, при необходимости используя для опоры ладонь. Спускаясь по пологим склонам, можно идти как обычно, слегка откинув назад корпус и неся груз перед собой (если это возможно).
При спуске безопаснее производить плавные движения, придерживаясь ближе к скале.
Если в экстремальных условиях нужно во что бы то ни стало подняться по скалистому обрыву по мокрым и покрытым мхом скалам, то лучше это сделать не в ботинках, а в носках, т.к. носки обеспечивают лучшее сцепление на скользкой поверхности скал, чем обувь.
Лучше проходить ранним утром, когда еще снег скреплен ночным морозом, прочный наст.
На склонах с рыхлым снегом идти осторожно, т.к. большая вероятность схода лавин.
Подниматься по крутому склону лицом к нему, выбивая ступени носком ботинок.
Снежные склоны лучше проходить ранним утром. Снег и наст будут в замерзшем состоянии и это избавит вас от необходимости вытаптывания ступеней и сэкономит много сил.
По крутому снежному склону надежнее подниматься «в лоб». По крепкому насту идти нужно в кошках и с обязательной страховкой.
Не следует резко ударять ногой в снег — лучше спрессовывать в нем след с двух — трех нажимов. Двигаясь по непрочному насту, не надо пытаться удержаться на его поверхности. Лучше пробить наст и утоптать ступеньку. По склонам с рыхлым снегом идти следует осторожно, т.к. здесь большая вероятность схода лавины.
При движении по снегу соблюдается самостраховка альпенштоком. Подъем по крутым участкам организуется в три такта. Впереди себя втыкает альпеншток, и, держась за него руками, вбивает в снег сначала одну ногу, потом другую, затем альпеншток переносится выше, движение повторяется в той же последовательности
На пологих склонах спускаются лицом к долине и по возможности крепче вминают каблуки в снег. Альпеншток держится на изготовку.
По пологим склонам, свободным от камней и трещин, можно спускаясь скользящим шагом, напоминающим бег на коньках, страхуясь ледорубом.
Если у вас нет хорошего ледоруба, шипованной обуви и навыков их использования, старайтесь избегать ледников. По крутым склонам поднимайтесь зигзагом, пробивая ступеньки. Чтобы сохранить равновесие, ледоруб или шест ставьте чуть в сторону. На покатых склонах вбивайте в слежавшийся снег каблуки и пользуйтесь шестом. При спуске с крутых склонов двигайтесь спиной вперед, опираясь на воткнутый в снег шест. Если вы поскользнетесь, он сработает как тормоз и поможет вам удержаться на месте. Но ни в коем случае не используйте этот метод, если существует угроза схода лавины.
Если один из членов группы провалился в трещину, то его следует поднимать на поверхность с соблюдением всех мер предосторожности: сдавливание веревкой грудной клетки может привести к удушению. Опустите вниз веревку с петлей, которая воспримет всю нагрузку, когда человек вставит в петлю ногу. Если упавший потерял сознание, то для его подъема потребуются совместные усилия трех человек со страховочным снаряжением. Необходимо действовать как можно быстрее: в трещинах температура очень низкая, и пострадавший быстро замерзнет.