что значит культовый драг
«Дрэг как протест в России никому не нужен»: 4 проблемы предстоящего шоу Анастасии Ивлеевой Объясняют активисты и феминистская исследовательница
«Первое drag-шоу в России» — так описывает свой проект «Королевские кобры» блогер Анастасия Ивлеева. Он должен выйти 28 сентября на YouTube. По сути, Ивлеева готовит российскую адаптацию американской программы RuPaul’s Drag Race, шоу-соревнования между дрэг-королевами (квир-артистами, использующими феминные образы для создания шоу). Судя по анонсам, «Королевские кобры» — это «липсинк-баттлы», «невероятные костюмы» и «звездные гости», но нигде не упоминается, что дрэг-квин — это часть ЛГБТ-комьюнити, а сам дрэг — изначально протестная культура. Также авторы проекта не говорят, платят ли они за съемки королевам. На запрос The Village создатели шоу не ответили, а одна из участниц «Королевских кобр» сказала, что по контракту не может разглашать информацию о передаче до конца съемок.
Мы попросили ЛГБТ-активистов, феминистскую исследовательницу, а также создательницу проекта Dragzina рассказать о дрэге и поделиться мнением о концепции шоу Анастасии Ивлеевой и позиционировании этой передачи.
Как возник дрэг и почему он политичен?
Рассказывают феминистская исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS Лана Узарашвили и автор ЛГБТ-проекта «Тетки» Никита Андриянов.
Первым дрэг-артистом был темнокожий американец Уильям Дорси Свонн — бывший раб, который участвовал в тайных дрэг-балах еще в 1880 годах в Вашингтоне. Он назвал себя «королевой» — это была попытка вернуть себе достоинство и заполучить власть, пусть и символическую. После отмены рабства в США в 1865 году институциализированный расизм в американском обществе не исчез, поэтому любые организованные афроамериканские группы считались опасными для общества, в том числе и дрэг-балы, которые регулярно срывала полиция. Сам Свонн был арестован в 1896 году по ложному обвинению в организации борделя и просидел 10 месяцев в тюрьме.
В 1920–1930 годы с наступлением Гарлемского Ренессанса в Нью-Йорке появились пространства для темнокожих квир-людей. Дрэг-балы начали официально называть «балами [гомосексуалов]» — речь шла не просто об актерстве, но и о создании дружественной квир-среды. Это раздражало полицию, чиновников и гомофобов: в 1923 году власти Нью-Йорка признали «гомосексуальные подстрекательства» незаконными.
В 1960-е в США появилась Imperial Court System, первая организация, защищавшая права ЛГБТ и дрэг-квин, а в 1969 году в Нью-Йорке случился важный для дрэг-культуры Стоунволлский бунт, когда полиция пришла с рейдом в местный бар Stonewall Inn и начала выгонять оттуда геев (гей-бары в те годы фактически находились под запретом). Дрэг-королева Марша П. Джонсон вступила в драку с полицией. По словам очевидцев, она среди прочего запустила в зеркало стакан с криком «У меня есть права!». Затем этот бунт перерос в массовые беспорядки в районе Гринвич-Виллидж. В дрэг-комьюнити Стоунволл воспевается как один из первых случаев квир-протеста. Расцвет американского дрэг-движения, однако, состоялся уже в 1980-х, на тот момент балы проводились по всей стране.
Что не так с шоу Ивлеевой?
Проблема первая: В анонсах шоу ничего не говорится про ЛГБТ и политичность дрэга
Я фанат RuPaul’s Drag Race, смотрю это шоу уже шесть лет, там явно артикулировано, что дрэг — это протестная арт-форма. В RuPaul’s Drag Race основной упор делается как раз не на потрясающие костюмы и липсинк, а именно на политическую, психологическую составляющую проекта, который создан для ЛГБТ-людей. В шоу затрагивают важные вопросы: ВИЧ, полицейская агрессия, расизм. Меня очень разозлил тот факт, что Настя Ивлеева эксплуатирует форму квир-искусства и талант дрэг-королев, зарабатывает на этом какой-то социальный капитал и деньги, но при этом не подсвечивает тот факт, что участницы шоу — часть ЛГБТ-сообщества. Ивлеева полностью убрала политический контекст [дрэг-движения] и оставила только экзотичный фасад, моду и красоту, тем самым просто стерев самую важную сторону дрэга — культуру сопротивления.
Судя по анонсу, шоу «Королевские кобры» сводит дрэг-культуру до абсолютно поверхностной репрезентации, которая не позволяет решать проблему гомофобии или стигматизации квир-опыта. В России любят травести-актеров, когда они безобидные и неполитические, например Верку Сердючку. Половина таких артистов скрывает свою гомосексуальность, и это никак не способствует нормализации ЛГБТ-культуры. Вместо дрэг-исполнителей такие артисты превращаются в участников застольной культуры праздников с переодеваниями. А дрэг как протест в России никому не нужен.
феминистская
исследовательница, соосновательница проекта FEM TALKS
Я считаю проблемным то, что дрэг в интерпретации Насти Ивлеевой — это просто зрелищное представление. Мне кажется, такой подход наследует традиции постсоветского травести. Когда отменили статью за мужеложество в 1993 году, ЛГБТ-культура получила некий выход в зону видимости и сразу же, с моей точки зрения, коммерциализировалась. Я не умаляю важности активистской деятельности в те годы, но политизации было мало. Поэтому условные переодевания мужчин-перформеров, пусть даже геев, в рамках травести в ночных клубах, без политического заряда — вот что будет представлять собой шоу «Королевские кобры», по моим прогнозам. Буду рада ошибиться.
Мы знаем шоу RuPaul’s Drag Race, в том числе его британскую версию, где помимо зрелищности есть рассказ о проблемах ЛГБТ-комьюнити, нередко именно внутри рабочего класса. Идентичность дрэг-квин в этих шоу складывается не только из артистизма, но и их классовой, расовой, гендерной и сексуальной идентичности. Я знаю, что у шоу Ру Пола есть проблемы: трансфобия и эксплуатирующие контракты. Но хотя бы на уровне нарратива создатели не отклоняются от основной задачи дрэга — репрезентации квир-сообщества со всеми его сложностями и проблемами.
Кто такие дрэг-квин и сколько они зарабатывают
Вечеринка в ночном клубе в самом разгаре. Вдруг музыка затихает. Публика замирает. На сцене появляется ведущая. Блестящее платье, пышные кудри, ярко накрашенные глаза — перед ними настоящая королева. Она берёт микрофон.
«Ну что, мои хорошие? Начинаем!?» — кричит ведущая мужским голосом с хрипотцой. Ещё днём королева была обычным мужчиной, но сейчас она — дрэг-квин.
Диджей включает следующий трек. Звучит песня Светланы Лободы «Парень, ты меня так сильно ранил». Королева начинает петь под фанеру и зажигательно трясёт грудью. Публика взрывается аплодисментами.
Разберёмся с терминологией
Дрэг-квин — так называют артистов, которые переодеваются в женскую одежду и развлекают публику своими номерами: песнями, танцами и липсингом — исполнением песен под фонограмму, когда артист просто открывает рот. Дрэг-артисты называют себя дивами.
«Дрэг» — аббревиатура от выражения «dressed resembling a girl» или «dressed a girl» («одетый, как девушка»). «Квин» (от англ. queen — «королева») — вторая часть термина связана с тем, что артисты используют детали образов королевских особ. Некоторые исследователи считают, что «квин» происходит от архаичного слова «quean» — «распутница».
Дрэг — это культура не только гомосексуалов. В дрэге есть мужчины-гетеросексуалы, которым просто нравится перевоплощаться в дрэг-квин. И есть девушки, которые примеряют образ дрэг-кинг: переодеваются в мужскую одежду, утягивают грудь и двигаются как мужчины.
Дивы в России
Дрэг-культура в России только набирает популярность. Современные дивы появляются на обложках глянца, раскручивают свои аккаунты в соцсетях и участвуют в рекламных кампаниях крупных брендов. К примеру, дива Блонди Бонд рекламировала «Бургер кинг».
Див можно встретить в как обычных ночных клубах, так и в гей-клубах. Одни подражают знаменитостям, другие придумывают собственные номера, приглашают танцоров и записывают аранжировки для шоу.
Мы можем обращаться к дрэг-квин и как к мужчине, и как к женщине. «Он дива» или «она дива» — неправильного варианта нет, артисты не обижаются, ведь для них нет гендерных границ. Сегодня они на каблуках и ярко накрашены, а завтра смоют грим, наденут кроссовки и станут обычными парнями или девушками.
Дженни Скинни и Роберт — гетеросексуальная пара из Москвы. Дженни — это образ Глеба, а Роберт — в обычной жизни Вера. Он перевоплощается в девушку, она — в парня. Раньше они увлекались косплеем (перевоплощение в героев компьютерных игр, кино и комиксов. — Прим. «Секрета»), а теперь стали яркими представителями дрэга.
Дженни и Роберт выступают в ночных клубах, на частных вечеринках, шьют костюмы, делают грим и парики. Они не кроссдрессеры (люди, которые в повседневной жизни носят одежду противоположного пола) Для них дрэг — это эпатаж, искусство и бизнес в одном флаконе.
Миллион за вечер
Лорина Рэй работал стилистом в Ростове-на-Дону. Однажды он случайно зашёл в клуб, увидел дрэг-артистов и решил, что хочет быть как они.
«Сначала я выглядел как обычный травести-артист: одевался как девочка, красился. В Ростове не было какого-то креатива. Спустя два года переехал в Москву и уже здесь появился образ Лорины», — рассказывает он.
Цена за выступление дрэг-артиста зависит от вечеринки, продолжительности шоу и затрат дивы на подготовку номера. Лорина утверждает, что, если нужны танцоры, новые костюмы, декорации или долгое выступление, чек может превысить 1 млн рублей за вечер.
«В гей-клубах артистам платят мало. Арт-директора не готовы к креативу, им нужно то, что люди хавают, — попса, банальные номера, недорогие костюмы», — говорит Лорина Рэй.
Дженни Скинни рассказывает, что некоторые дрэг-квин работают в клубах за оклад: «Зарплаты на постсоветском пространстве за смену, конечно, будут отличаться. В среднем в клубах платят от 30 тысяч рублей и до бесконечности», — добавляет Дженни.
Другие получают деньги за каждое шоу. Сам он за выступление на закрытой вечеринке получил восемь тысяч рублей. По его словам, начинающие дивы за ночь в клубе зарабатывают две тысячи рублей, опытным артистам платят около 10 тысяч. Иногда дивы выступают бесплатно — только чтобы пропиариться.
Дрэг-квин Дориана Грей работает в сети клубов, часто гастролирует. Он не только выступает с номерами, но и ведёт всю вечеринку. Озвучивать свой месячный оклад в клубах Дориана отказался. Но, по его словам, в Москве выступление на корпоративе стоит от 20 тысяч рублей. В регионах ниже — около 10 тысяч рублей.
Лорина Рэй принципиально не работает в клубах. Она участвует только в шоу, которые ей интересны. Одно из последних — вечеринка стилиста Александра Рогова, где Лорина выступила с несколькими номерами в сопровождении танцоров.
В начале 2000-х на телеэкранах появились Заза Наполи и Верка Сердючка. Дрэг-квин в свои клипы приглашали Филипп Киркоров, «Руки вверх», «Мумий Тролль».
Как рассказала «Секрету фирмы» дива Каллиста Блэк, съемка в клипах не приносит больших денег: «Пока мы работаем на своё имя и продвигаем дрэг-культуру больше, чем зарабатываем».
Региональный дрэг
В каждом московском гей-клубе есть свои дивы, но помимо этого есть и самостоятельные дрэг-квин, которые выступают на разных мероприятиях — юбилеях, корпоративах и даже на свадьбах.
В регионах дрэг-движение не так распространено. Дрэг-артист из Краснодарского края на условиях анонимности рассказал «Секрету», что за пятничную вечеринку в клубе он берёт пять-семь тысяч рублей, за выступление на корпоративе — 15 тысяч рублей.
В городах, где нет гей-клубов, закрытые вечеринки и тематические тусовки проходят в ресторанах или кафе. Опытные дивы приезжают туда в качестве приглашённых звезд. Цена за выступления всегда разная — зависит от количества номеров и уровня события.
Как отмечает Каллиста Блэк, больших денег дрэг-шоу не приносят, потому что почти всё уходит на костюмы и косметику. У многих артистов есть вторая работа. Каллиста работает в сфере парфюмерии, а дива Моника днём превращается в консультанта в «Золотом яблоке».
Дорого и красиво
Костюм
Уважающие себя дрэг-квин шьют себе костюмы на заказ. Так они проявляют свою индивидуальность и могут быть точно уверены, что на вечеринке не появится дива в похожем образе.
«На свой день рождения я устроил грандиозную вечеринку, сшил себе два платья и заказал парик. Всё это обошлось мне в 70 тысяч рублей», — рассказывает Дориана Грэй.
Лорине костюмы шьёт его молодой человек Алексей, он дизайнер. К выбору одежды пара подходит очень строго: всё должно быть качественным, в единственном экземпляре. Иногда костюм стоит дороже, чем выступление дивы.
«Образ может стоить и 25 тысяч, и 10. Зависит от того, что ты хочешь: яркий наряд со стразами или просто шёлковое красивое платье. Чем больше у дивы костюмов, тем лучше. Я даже не считал, сколько у меня образов. Больше 30 — это точно. Но у каждого костюма есть свой срок годности. Он либо уходит на покой, либо продаётся кому-то в тусовке. Всегда есть начинающие артисты, которые перекупают костюмы, так и я когда-то начинал», — говорит Каллиста Блэк.
Дивы шьют свои костюмы у проверенных мастеров. В обычном ателье возникает слишком много вопросов: люди не понимают, зачем парню экстравагантное платье со стразами. Объяснять каждой швее, что нужно и зачем, не хочется. Поэтому у дрэг-квин есть свои кутюрье.
Дженни Скинни и Роберт сначала шили костюмы для косплееров (людей, которые переодеваются в персонажей компьютерных игр, кино и комиксов), сейчас создают образы для див.
Ткани для простого платья можно закупить и на рынке, цена за метр от 300 рублей. В специализированных магазинах цены выше, отрез ткани может стоить и пять тысяч за метр. За пошив боди Дженни берёт две тысячи, за платье — больше, в зависимости от кроя и декора.
Некоторые дрэг-квин покупают костюмы на AliExpress за три-семь тысяч рублей. Качество оставляет желать лучшего. Дориана отмечает, что через интернет он покупает бижутерию, блёстки или перья, но не образ целиком. В регионах клубные дрэг-квин зарабатывают не так много и порой не брезгуют образами с AliExpress.
Если образ дивы примеряет мужчина, то у него могут возникнуть проблемы с выбором обуви. Найти шпильки 44-го размера непросто, поэтому дрэг-квин закупаются у американских реселлеров.
Формы
Дивам нужны грудь и бедра. Качественная накладная грудь из силикона стоит около 30 тысяч рублей, на AliExpress резиновый аналог можно купить за пять-семь тысяч рублей. Бёдра самостоятельно делают из поролона либо покупают за тысячу рублей специальные шорты с вставками. Сверху надевают несколько пар колготок — чтобы накладки не съехали.
Парик
Ещё одна статья расходов — парик. Можно заказать через интернет за 10–15 долларов. «Качество жуткое», — говорит Лорина. Хороший парик с незаметной линией роста волос стоит от 15 тысяч рублей (300–800 долларов).
Дрэг-кинг Роберт шьёт парики на заказ и красит див. Клиентов не очень много, потому что ручная работа стоит дорого. За парик из натуральных и искусственных волос, прошитых в тонкую сетку, клиент Роберта заплатил 22 тысячи рублей. И это только за работу мастера, сами волосы стоили около восьми тысяч.
Макияж
За макияж Роберт берёт от трёх тысяч рублей. Если клиенту нужен портретный грим — под Уитни Хьюстон или какого-то другого артиста — цена растёт.
Многие красятся сами, но тогда приходится тратиться на косметику. Щетину сложно замаскировать — дивам приходится наносить тональный крем в несколько слоев и сильно пудриться. Чтобы смягчить черты лица, важен правильный контуринг. Некоторые сбривают брови, чтобы было проще краситься для выступлений, другие — сильно гримируют эту часть лица.
«Я не могу сказать, что сильно трачусь на косметику, просто использую хорошие марки, которые не портят кожу. Крашусь сам для выступлений, это тоже экономия. Визажиста приглашаю только если есть какие-то съёмки», — говорит Дориана.
У Лорины на косметику уходит от 10 до 25 тысяч рублей в месяц. Другая дива, выступающая в гей-клубах Челябинска, каждый месяц покупает тональный крем за 2000 рублей и тушь за 500.
Дивам нужно постоянно вкладываться в себя: отшивать новые костюмы, ставить новые номера, придумывать образы. Если этого не делать, легко скатиться до клубного травести-артиста, выступающего с русской попсой.
Дива в сети
Дрэг-культура в России представлена очень слабо, потому что большинство хороших и качественных артистов и художников развиваются только в соцсетях, в клубах они не выступают, говорит Лорина:
«В клубах работают те, для кого дрэг-шоу стали рутиной: каждые выходные в примерно одних и тех же заведениях, с примерно одинаковой программой — всё по накатанной, денег, времени и желания для развития у них нет».
В соцсетях к дрэг-квин относятся неоднозначно. Как отмечают сами дивы, в Instagram негатива намного меньше, чем в TikTok — там переодетого в женщину парня принимают в штыки.
Соцсети не приносят российским дивам больших денег. Как правило, стилистов, визажистов и фотографов пиарят по бартеру или по дружбе. Лорина запускает таргетированную рекламу в соцсетях, чтобы привлечь новую аудиторию. Бюджет для продвижения — от 5000 рублей.
«TikTok лично мне принёс деньги. Я состою в программе поддержки талантов этой соцсети. С октября по декабрь прошлого года нужно было снять определённое количество роликов и собрать определённое количество просмотров, за это TikTok платил по 100–150 долларов в месяц, и ещё пришла пиар-рассылка косметики от брендов», — рассказала Роберт.
В реальной жизни публика сама выбирает артиста, благо дрэг-рынок богат на жанры: есть пародисты, стендаперы, художники и представители андеграунда, живущие в своих закрытых клубах.
«Сердючку и Киркорова можно отнести к дрэгу, но они позиционируют себя как совсем артисты большой сцены, поэтому их аудитория — бабушки. У них нет никакого сексуального подтекста в выступлениях, да и креатива нет, они существуют в своих рамках, иначе их не поймут поклонники», — добавляет Лорина.
Дивам нравятся эстрадные звёзды. Лорина считает Сердючку «главной королевой русского дрэга», потому что Андрей Данилко соединил дрэг с комичностью, но при этом не скатился в идиотизм. Но этот образ — уже пережиток прошлого, считает Лорина.
Стать королевой
Кастинги и наборы див в гей-клубы проходят регулярно по всей России. Раньше в одном из московских клубов был «университет» дрэг-квин, где учили искусству див. Сейчас этот формат закрыли, оставили только вечеринки для новичков. «На этих вечеринках никто никому не платит. Вкладываешься только в свой образ и можешь почувствовать себя дрэг-квин», — говорит Лорина.
Дориана ведёт эти вечеринки каждую неделю и с полной уверенностью заявляет: желающих очень много. Они наряжаются, красятся, выступают с липсингом, делятся опытом и нарабатывают аудиторию. Публика либо принимает, либо освистывает артиста.
«Дивы востребованы у абсолютно разных категорий людей. Иногда я выступаю на корпоративах у 18–20-летних ребят, а иногда заказывают взрослые люди — старше 60», — говорит Дориана.
402 метра истории: как дрэг-рейсинг стал профессиональным спортом
В России именно заезды по прямой считаются основным видом уличных гонок. В этой статье мы расскажем, почему этот спорт называется «дрэг», а дистанция ограничена странным числом 402 и как в США сумели превратить нелегальную забаву в доходный бизнес.
Соревновательный дух был присущ человеку во все времена и всегда являлся одним из основных двигателей развития практически всех сфер жизни общества. Поэтому после изобретения автомобиля, проведение первой автомобильной гонки было лишь вопросом времени. Недолгого времени.
Спортивные дисциплины в разных частях света отличаются примерно так же, как и сами автомобили. И если старушка Европа всегда тяготела к кольцевым дисциплинам и ралли, то Новый Свет со своими многолитровыми «монстрами» пошел своим путем, упростив суть соревнований до предела: прямой участок дороги без светофоров, пара водителей, пара автомобилей… Кто первым пересек финишную черту, тот и уезжает с деньгами, женщинами и непошатнувшейся самооценкой.
Что значит drag racing?
Английское слово drag дословно переводится как «тащить/тянуть», что очень слабо ассоциируется с гонками как таковыми. На данный момент не представляется возможным выяснить точную этимологию этого термина и хотя бы примерную дату его появления.
По одной версии, в основу легла фраза «Drag your car out of the garage and race me!» («Вытаскивай свою тачку из гаража, давай погоняемся»). Другая версия гласит, что на заре дрэг-рейсинга пригодных для проведения соревнований дорог было очень мало, и гонщик был вынужден «тащить» на трейлере свой автомобиль к месту старта.
Кроме того, в обиходе гонщиков середины прошлого столетия глагол to drag употреблялся в контексте более поздних переключений вверх для оптимальной реализации крутящего момента.
Как все начиналось
Дрэг-рейсинг зародился в Америке в 30-х годах на соляных озерах Калифорнии. Моторы становились мощнее, водители смелее, а максимальная скорость в 100 миль в час уже не была чем-то запредельным. Гонки по прямой, благодаря своей простоте и доступности, стремительно набирали популярность по всему континенту.
Окончание Второй мировой войны ознаменовало новый, небывалый по масштабам бум дрэг-рейсинга. Автомобильная промышленность Америки в послевоенное время переживала небывалый подъем, рынок наводнили новые модели, в то время как автомобили 30-х годов стремительно падали в цене, становясь доступными для жадной до скорости молодежи. Именно довоенная техника и мощные форсированные моторы, увидевшие свет в конце 40-х — начале 50-х стали той самой технической базой, которая легла в основу профессионального дрэг-рейсинга.
В конце 40-х годов дрэг-рейсинг развивался очень стремительно, по-прежнему оставаясь незаконной забавой молодых фанатов скорости. Заезды проводились в городах, на автострадах и заброшенных после войны аэродромах. В 1949 году на бывшей военной базе в калифорнийском городе Голета прошли первые официальные соревнования, которые большинство автоисториков и определяют как точку отсчета в истории гонок на четверть мили.
Профессиональный дрэг
1950 год стал переломным для дрэг-рейсинга по двум причинам: в массовую печать поступает роман Hot Rod (дословно «горячий жезл») авторства Henry Gregor Felson. Благодаря этой книге мир хот-роддинга приобретает некий романтический флер, а само движение становится полноценным молодежным бунтом со своей философией.
Тогда же, в 1950 году, на высохшем озере Мурок в пустыне Мохаве, Калифорния, человек по имени Си Джей Харт (C.J.Hart) строит первый в мире дрэг-стрип, предназначенный специально для заездов на 402 метра.
Изначально трэк Santa Ana не обладал должной инфраструктурой, техника для измерения результатов была несовершенна, безопасность была на примитивнейшем уровне: отсутствовали барьеры, разделяющие непосредственно стрип и зрителей, трибуны для которых еще не были построены.
Однако складывающейся ситуацией были довольны все. Фанаты скорости получили уникальную возможность для достижения новых результатов, болельщики — достойнейшее зрелище (к слову, и те и другие за вход на мероприятие платили по полдоллара), а муниципальные власти выдохнули с облегчением. Именно здесь зародился драг-рейсинг в его привычной для нас форме легальных соревнований с оборудованными треками, ремонтными боксами и толпами зрителей.
Первой целью Харта как организатора гонок было определиться с единой для всех заездов дистанцией. И он остановился на четверти мили, ссылаясь на существующие с прошлого века лошадиные бега на аналогичную дистанцию, а также на собственные представления о безопасности (на более длинной дистанции значительно выше скорости, а значит, и риск травм при ДТП).
Следующей его целью было сделать заезды максимально объективными, разделив все участвующие дрэгстеры на классы в зависимости от их технических характеристик (конструкции двигателя, года выпуска, типа кузова и т.д.). И за 9 лет (вплоть до 1959 года) существования Santa Ana Drags дрэг-рейсинг изменился коренным образом, снискав популярность по всей стране.
Если Си Джей Харт совершил в начале 50-х революцию в заездах по прямой, то Уолли Паркс (Wally Parks) определил вектор развития дрэг-рейсинга на многие десятилетия вперед. Семья Уолли переехала в Калифорнию в 20-х годах, а в середине 30-х Паркс уже участвовал в соревнованиях на соляных озерах, став в 1937-м одним из основателей RoadRunners Club.