что значит культура для человека
Для чего человеку нужна культура
Культурой принято называть своеобразную матрицу моделей поведения в обществе, которая формируется на ментальном уровне. Речь идёт о стандартных реакциях людей, которые выросли в одинаковой культурной среде, а также конструктивном взаимодействии индивидуумов в рамках одной группы во всех проявлениях жизни, начиная от технических разработок и заканчивая простыми человеческими эмоциями. Представителям славянской культуры стоит обратить своё внимание на медиапортал «Славянский Мир». Здесь можно найти ответы на современные вопросы под призмой наследия предков и узнать массу полезной информации.
Культура отдельной страны – это своего рода набор моделей поведения для каждого конкретного случая. Таковые являются общими для большинства. Речь идёт о понятиях, традициях и классическом отношении, а также устоявшихся правилах, которые присущи людям того или иного менталитета.
Культура – это неотъемлемый элемент общественного строя. Без неё никак не обойтись. Культура необходима для того, чтобы держать человека в некоторых рамках. Представьте, если каждый будет делать то, что он хочет. Кроме того, культура способствует построению коммуникаций и облегчению понимания в рамках группы. Когда существует некоторая общая база, индивидуумам гораздо проще понимать друг друга, и предугадывать реакции собеседника на определённые фразы либо же действия.
Культура – это общая характерная особенность людей, которые живут в пределах одной страны или отдельного её региона. Понятно, что далеко не все ситуации прописаны в законах и нормах. Однако культурный человек даже в незнакомой среде сможет сопоставить события и повести себя правильно, опираясь на существующие ценности.
Наличие общей культуры – это признак того, что в одинаковой ситуации люди поведут себя аналогичным образом. Речь идёт о своеобразном своде неписаных правил. Каждый человек должен знать и понимать суть существующих законов. В ином случае он не сможет стать полноценным членом группы и проявить себя с положительной точки зрения. Стоит сказать, что часть правил усваивается человеком «с молоком матери», а вот другие нужно культивировать в себе. Не стоит жалеть времени на культурное развитие.
Что такое Культура
Культура — это совокупность знаний, результатов творческой деятельности, убеждений, верований, моральных ценностей, традиций, поведенческих привычек, навыков и умений, которые человек приобретает не только в семье, но также в социуме, частью которого он является. Другими словами, в понятие культуры входит как деятельность человека, так и всё то, что было им создано.
В каждой стране — своя культура. Она может меняться под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных и т. д.
Культуру можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Можно говорить о культуре страны, народа в целом и культуре отдельного человека.
В русском языке есть такое понятие, как культурный человек, что означает образованный, воспитанный, интеллигентный человек.
Культура России
Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.
Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.
Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:
Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).
Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет.
Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.
Кто ввёл понятие культура
Слово культура пришло в русский язык от латинского cultura (лат. возделывание, обработка). Впервые слово употребил древнеримский деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в своём трактате «Земледелие» (de agri cultura). В нём собраны советы, как вести сельское хозяйство. Уделяется внимание отношениям между рабами и хозяевами.
Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в своей книге «Тускуланские беседы» впервые применил термин cultura в ином смысле. Он говорит о культуре души (лат. cultura animi).
«А возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай».
В Россию термин культура пришёл в начале 19 века. Русский учёный и философ Данило Михайлович Велланский употребил его в своём сочинении «Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира».
Культура и философия
В философии под культурой понимаются материальные и духовные ценности человека, а также то, каким образом человек их создаёт, применяет для развития человечества и передаёт потомкам.
Однако культура является предметом изучения не только философии, но и других наук: истории, социологии, юриспруденции, экономики, культурологии и т. д. Каждая наука раскрывает понятие культуры по-своему.
Например, экономическая культура — это ценности, связанные с коммерческой деятельностью человека. Правовая культура — это правовой опыт человека, организаций, государств.
Смотрите также значение Философия.
Виды культуры
Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.
Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.
По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.
Смотрите также значение Религия.
По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.
Массовая культура
Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).
Элитарная культура
Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.
Народная культура
Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).
Материальная культура
Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.
Духовная культура
Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.
Мировая культура
Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую культуры.
Национальная (этническая) культура
Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.
Субкультура
Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).
Контркультура
Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).
Функции культуры
С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.
Функция освоения и преобразования мира
Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.
Коммуникативная функция
Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).
Сигнификативная функция
Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.
Функция накопления и хранения информации
Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.
Нормативная функция
Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.
Функция проективной разрядки
Культура помогает человеку справиться с психическим напряжением, расслабиться, даже обрести покой. В частности, кино и телевидение помогают отвлечься от суеты, негативных мыслей, а различные ритуалы и празднества (похоронные, свадебные, именины и т. д.) сближают людей, помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.
Функция защиты
Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.
Смотрите также значение Искусство и Абстракция
Что такое культура: понятие, примеры, признаки, виды, функции
Мы часто слышим и употребляем слово «культура» в повседневной жизни. Культурой называют уровень воспитания человека, причём как искренне, так и с иронией. На полях растут сельскохозяйственные культуры, а в каждой деревне есть свой Дом культуры (или даже Дворец). Пока биологи выращивают в чашках Петри культуры бактерий, археологи раскапывают культуры древних цивилизаций. Да что археологи? В каждой профессии есть своя культура – профессиональная.
Можно подумать, что у слова «культура» много разнообразных значений, но суть в том, что все его значения имеют общий смысл. Культура – это всё, что создано человечеством, и именно этот смысл так или иначе подразумевается во всех перечисленных выше случаях. Сегодня мы подробно разберём это понятие, чтобы впредь понимать, насколько глубокий смысл кроется в таком простом и привычном слове.
Что такое культура?
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. Данное определение является наиболее универсальным, охватывающим максимальное количество аспектов, связанных с понятием «культура». Однако, это определение далеко не единственное. Давайте так же рассмотрим что такое культура в широком и узком смысле.
В повседневной жизни под культурой обычно подразумевают совокупность ценностей, моральных и нравственных принципов, а также уровень воспитания и образования отдельно взятого человека или группы людей.
Человеку свойственно трансформировать мир вокруг себя для достижения самых разных целей. Это и называется культурой, и в этом смысле она противопоставляется природе. Например, упомянутые выше микроорганизмы являются культурой лишь в чашке Петри, но не в гнилом яблоке или прокисшем супе. Также культуру можно определить как совокупность традиций, ценностей и прочих признаков, свойственных определенному обществу или социальной группе.
Применительно к разным сферам жизни культура изучается такими науками как культурология, история, философия, искусствознание, этнология, психология и множество других научных дисциплин. Авторство термина «культура» приписывается немецкому филологу Иоганну Кристофу Аделунгу, который впервые использовал его в 1782 году в своём эссе «Опыт истории культуры человеческого рода».
Признаки культуры
Как мы выяснили выше, можно по-разному понимать, что такое культура, акцентируя внимание на разных её аспектах. Устранить эту неоднозначность позволяют основные признаки, которыми она должна обладать:
Последний пункт важно учитывать, изучая культуры, ценности которых сильно отличаются от современных (например, те, в которых практиковались рабство, жертвоприношения и прочие явления, неприемлемые в современном мире). Это нельзя использовать как оправдание. Просто важно понимать, что у каждой культуры свои эталоны нравственности и морали, а также свои представления о социальной справедливости, добре, зле и прочих категориях.
Виды культуры, примеры
В любом достаточно большом обществе одновременно есть 3 основных вида культуры: элитарная, народная и массовая. Кроме того, параллельно с ними обычно существуют субкультуры и контркультуры. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее, а так же ознакомимся с примерами.
1. Элитарная культура
Элитарная культура – это часть общей культуры, доступная для понимания лишь небольшой части общества, обладающей определенными знаниями, эрудицией или образованием.
Основные признаки элитарной культуры:
К элитарной культуре относятся такие явления как театр, классическая музыка, «сложная» литература, авторское кино. В некоторых случаях объекты элитарной культуры выглядят для большинства населения не просто бессмысленно, но и глупо (например, сатирические карикатуры, тонко высмеивающие злободневные проблемы).
2. Массовая культура
К массовой культуре относятся произведения, нацеленные на основную массу населения. Это эстрадная музыка, цирк, жёлтая пресса, молодёжные комедии, мелодрамы и «мыльные оперы», современные сериалы и прочие культурные объекты массового потребления.
Основные признаки массовой культуры:
Иногда объекты массовой культуры с целью повышения популярности мимикрируют под элитарную культуру (например популярный сериал «Теория большого взрыва» с закадровым смехом позволяет зрителям ощущать себя причастными к современной науке).
3. Народная культура
Одним из главных признаков народной культуры является анонимность авторов (не потому, что авторы скрываются специально, а потому что произведение распространяется без упоминания авторства). К народной культуре относятся мифы, легенды, народные сказки и песни, анекдоты, афоризмы и прочие «мудрые высказывания».
Основные признаки народной культуры:
Важно также учитывать, что между разными видами культур наличествует определенная «диффузия». Например, если какое-то классическое произведение становится популярным и звучит в качестве рингтона из каждого второго смартфона, это переводит его из элитарной культуры в массовую.
Кроме того, многое зависит и от самого общества. Например, произведения Пушкина при его жизни принадлежали к элитарной культуре, поскольку 98% населения Российской империи в те времена не умело читать. Но сейчас с его произведениями знаком каждый, а значит, их можно относить к массовой культуре.
4. Субкультуры и контркультуры
Субкультура представляет собой обособленную часть общей культуры, выделяющуюся на общем фоне за счёт собственной системы ценностей, особых правил поведения, традиций и прочих социокультурных особенностей. К субкультурам относятся всевозможные молодёжные течения, а также сообщества фанатов литературных произведений (рассказы Лавкрафта, Толкиена), фильмов (Звёздные войны) или компьютерных игр (Fallout, StarCraft).
Контркультура – это специфический тип субкультуры, построенный на отрицании ценностей доминирующей культуры. То есть, представители контркультуры стремятся не только отстраниться от «мейнстрима», но и противопоставить себя ему, целенаправленно нарушая законы и правила общества, в котором живут.
Функции культуры
Для полного и точного понимания того, что такое культура, важно знать её основные функции. Она является не только главным признаком общества и всей человеческой цивилизации, но и главной движущей силой, поддерживающей и непрерывно стимулирующей развитие. Она оказывает влияние на каждого члена общества, формируя его внутренний мир, взгляды, ценности и жизненные цели.
В качестве наиболее важных исследователи выделяют следующие функции культуры:
Материальная и духовная культура
В завершение нашей статьи также поговорим о том, что культура традиционно делится на 2 фундаментальных вида: материальную и духовную.
К материальной культуре принято относить материальные объекты, созданные людьми и представляющие собой культурную ценность. К таковым обычно относят всевозможные исторические артефакты, строения, орудия труда, ритуальные аксессуары и прочие предметы, которые можно «потрогать руками».
К духовной культуре относят объекты, ценность которых не привязана к материальной оболочке. Это наука, просвещение, искусство, мифы, всевозможные художественные и литературные произведения, теоретические и эмпирические знания.
Важно понимать, что чётких границ между материальной и духовной культурой не существует. К примеру, дом точно является объектом материальной культуры. Но что можно сказать о проекте, по которому этот дом построен? С одной стороны, он материален, поскольку начерчен или распечатан на бумаге. С другой стороны, проект как «идею» дома можно рассматривать как нематериальный объект.
А что насчёт стихотворений Пушкина? Можно предположить, что это духовная ценность. И покупая томик стихов, мы платим лишь за бумагу и работу типографии, а духовную составляющую получаем бесплатно. Но всё станет гораздо сложнее, если мы захотим купить рукопись поэта. Тут выяснится, что хоть ценность и духовная, но за вполне материальный предмет заплатить придётся немало. То же относится к картинам великих художников и прочим предметам искусства, духовная ценность которых попросту неотделима от их материального воплощения.
Заключение
Культура – важнейший признак любого общества. Именно она определяет среду, в которой происходит воспитание и социализация людей, а значит, формируются их цели, ценности и жизненные принципы, манеры поведения и повседневные привычки. В этом проявляется одна из главных особенностей культуры – воспроизводимость. Вырастая в определённом обществе, человек «впитывает» его культурные особенности, и в будущем транслирует их следующим поколениям.
Культура в жизни человека
Культура в жизни человека
Статья содержит материал о культуре как общественно-историческом явлении. Автор размышляет о причинах упадка культуры в современном мире и обращает внимание на нравственные аспекты культуры.
Ключевые слова: культура, человек, нравственность.
Культура есть не что иное, как наиболее полное развитие воли к жизни, происходящее вследствие всех доступных человеку видов прогресса воли к жизни, которая испытывает благоговение перед жизнью во всех её проявлениях в сфере деятельности человека и которая стремиться к совершенствованию, к духовности благоговения перед жизнью.
Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое.
В культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности.
Мир человека широк, многогранен, глубок и в своей таинственной необъятности открыт как бесконечному совершенствованию, так и беспредельному падению. Но в то же время этот мир един, что позволяет вести разговор о вполне определенных закономерностях и соответственно возможных путях его развития.
Культура родилась из культа. С религиозной точки зрения культ- служение божеству и связанные с этим действием обряды. Это преклонение перед кем-нибудь, почитание чего-нибудь. То есть культура имеет религиозные основы. Она формировалась вокруг храмов и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, культуре греческой, в культуре средневековья, в культуре раннего Возрождения. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Она неразрывной нитью связана с великим прошлым. Первые культуры: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую можно назвать первичными, потому что они сами себя построили, сосредоточив на разных концах земного шара слабые попытки проявления первобытной, догосударственной деятельности человека. Они были культурами подготовительными, имевшими своей задачей выработать те условия, при которых вообще становится возможною жизнь в организованном обществе.
История культуры движется и развивается не только путем изменений внутри этой культуры, но и путем накопления культурных ценностей. Ценности культуры не столько меняются, сколько создаются, собираются или утрачиваются. Особенное значение имеет отношение одной культуры к другой. Это оказывает огромное влияние на развитие общества.
Носителем и субъектом культуры является весь народ, независимо от деления его на классы, общественные группы или сословия. Однако социальная структура общества оказывает воздействие на развитие каждой области культуры.
Культура представляет собой объект особой сложности. Она является природным объектом, хотя и связана с природой тысячелетней историей. Религия, церковь, право, государство, нравственность, наука, язык, литература, искусство, хозяйство, а также необходимые для его функционирования технические средства, являются, во всяком случае, на определённой ступени своего развития, объектами культуры или культурными благами в том смысле, что связанная с ними ценность или признаётся значимой всеми членами общества или её признание предполагается.
Культура целиком зависит от человека, имеет субъективный, то есть исходящий от субъекта источник происхождения, наполненный в то же время объективным содержанием. Любой объект культуры имеет смысл только в деятельности человека, обретает своё подлинное бытие в том случае, когда он имеет смысл и значение для субъекта, который его использует, потребляет в процессе своей жизнедеятельности.
Материальные ценности не являются главными в культуре. Главное в культуре то, что индивиды постигают идеалы совершенствования человека и улучшения социально-политических условий жизни народов и всего человечества в своих взглядах постоянно руководствуются этими идеалами.
Многие люди должны задуматься над своей жизнью, над тем, чего они добиваются для себя в борьбе за существование, над тем, чего они добиваются для себя в борьбе за существование, над тем, какие трудности возникают перед ними в силу обстоятельств, и над тем, в чем они отказывают сами себе. Многие полностью отдаются борьбе за существование и не в силах думать об идеалах, связанных с культурой. Все их помыслы направлены только на улучшение, их собственного бытия. А идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, которых в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Для нас быть культурным человеком означает оставаться культурным человеком, несмотря на состояние современной культуры.
Причины упадка культуры в современном мире.
Сейчас мы живем в условиях, характеризующихся упадком культуры. Все, что было духовного в жизни общества, воплотилось в факты, которые в свою очередь вновь оказывают отрицательное воздействие на духовное начало и создают угрозу развитию и процветанию культуры.
Угроза культуре, которая таится в материальных достижениях, состоит в том, что люди, в результате коренного преобразования условий их жизни, из свободных превращаются в несвободных.
Те, кто обрабатывал свою землю, стали рабочими, люди делового мира превращаются в служащих. Все они утрачивают элементарную свободу человека, живущего в собственном доме и непосредственно связанного с землёй. Теперь каждый человек ведёт борьбу за существование. До некоторой степени все мы являемся в современных условиях несвободными людьми. С каждым годом нам приходится вести всё более трудную борьбу за существование. Наша духовная несамостоятельность увеличивается в той же мере, что и материальная. Таким образом, наше личное бытие приводит к тому, что мы утрачиваем способность к постижению подлинной культуры.
К несвободному состоянию и разобщённости современных людей добавляется ещё и их ограниченность. Огромный рост достижений науки и практики ведёт к тому, что поле деятельности каждого члена общества всё больше ограничивается одной определённой областью.
В настоящее время нормальное отношение человека к человеку стало затруднительным для нас. Постоянная спешка, характерная для нашего образа жизни, взаимное общение, совместный труд и совместное бытие многих на ограниченном пространстве приводит к тому, что мы, при самых разнообразных условиях встречаясь друг с другом, держится отчуждённо по отношению к себе подобным. Мы уже не страдаем от того, что в той или иной ситуации не можем больше проявлять подлинно человеческое участие к своим ближним.
Конечно, все эти факторы ставят под угрозу духовную жизнь каждого человека, и для того, чтобы возродить культуру нельзя забывать о её нравственных аспектах.
Нравственные аспекты культуры.
Нравственность – это исторически сложившаяся система неписанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.
Нравственность проявляется в отношении человека е семье, своему народу, родине, другим народам. Она распространяется и на отношение личности к самой себе. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности, которые формируются стихийно и выступают как законы, которым должны подчиняться все. Нравственные нормы, принципы и оценки, в конечном счёте, выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.
Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Всюду, где человек связан с другими людьми, определёнными отношениями, возникают взаимные обязанности. Социальные обязанности, которые налагаются на каждого члена общества своим народом, родиной, другими народами, своей семьёй, принимают форму нравственного долга. Принимая во внимание то или иное жизненно важное решение, человек, если он нравственно воспитан, должен исходить не из соображений внешнего порядка, а исключительно из веления долга. Долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений.
Религия – феномен духовной жизни человека.
Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. История человечества не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта. Это само по себе говорит о том, что всем народам мира изначально свойственны религиозная потребность духа и соответствующая ей область идей, чувств и опыта.
Нравственный человек наделён чуткой совестью – удивительной способностью самоконтроля. Совесть проявляется в человеческой душе – часто неожиданно, но захватывающе и властно. Не произносится никаких слов, никаких повелений. В сознании нет ни суждений, ни формул. В бессловесной тишине совесть овладевает сердцем человека и его волей. Она утверждает, созидает и укрепляет духовно-личное начало в человеке. Преобладанье духа над плотью необходимо для сохранения нравственного достоинства человека.
Культура реально существует как исторически сложившаяся разноуровневая система, обладающая своими вечными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни – этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры обретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем, как глубоко личный опыт индивида.
Культура есть сознательное познавание, духовная утонченность. Возникнув однажды и утвердившись, она будет существовать всегда в сердце человеческом.
Когда культуру называют культурой, прежде всего, предполагают наличие ценностей, точно также как нравственность и духовность предполагает их наличие. Сейчас вполне реально стоит вопрос выхаживания культуры. И путь к спасению только один – восстановить нравственность, восстановить ценности, в которых и должна существовать культура.
Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, необходимо передавать те духовные, ценностные ориентиры, на которых держалось общество на протяжении сотен лет.
Бердяев Н. Философия неравенства. О культуре // Бердяев Н. Судьба России: Сочинения – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Рерих Н.К. Прекрасное // Рерих Н.К. О вечном. М.: Республика, 1994.
Риккерт Г. Науки о природе, науки о культуре. Природа и культура // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.
Черносвистов П. Ю. Культура как адаптивная система: ресурсный и информационные аспекты // Мир психологии. 2004. № 1.