что значит курганный могильник
Что такое курган в географии, истории и археологии?
Курганом называют высокую насыпь на равнинной поверхности, в глубине которой чаще всего скрыто древнее захоронение. Некоторые курганы представляют собой смотровые холмы, насыпанные посреди степи, с которых в старину дозорные могли обозревать окрестности.
Высота кургана может быть довольно внушительной – до двадцати метров, но сегодня большая часть таких холмов просела и сгладилась под влиянием времени и погоды. Курганы можно увидеть практически на любом континенте, нет их лишь в Антарктиде и Австралии.
Между собой курганы различаются по особенностям конструкции насыпи и погребальной камеры, по времени возникновения и по изначальному предназначению.
Курганы в истории
С точки зрения историков, курганы представляют собой интереснейший объект для исследований. Например, до наших дней скифские поселения практически не сохранились, зато скифских курганов найдено великое множество. Изучение курганов помогает понять особенности того или иного периода в истории развития народа и местности, узнать, чем жили люди в отдаленные времена.
Что удалось установить археологам?
Первые курганы относят к периоду неолита. Форма земляных насыпей обычно шаровидная, основание может быть как квадратным, так и круглым, и овальным. Самые крупные из найденных курганов достигают ста метров в диаметре основания; визуально они похожи на вытянутые земляные насыпи. Внутренние помещения оборудовались по-разному: это могли быть каменные склепы, земляные камеры, пещеры, деревянные срубы. Встречаются курганы, образованные из тысяч одиночных насыпей.
Курганы были предназначены не только для захоронений. Помимо функции «смотровых холмов», в древности курганы служили в качестве кладовых, церквей, различных общественных помещений. Археологам удалось найти курганы без признаков погребений и без присутствия алтарей, что говорит об их бытовом предназначении.
Сложенная из камня без использования скрепляющего раствора и присыпанная сверху землей конструкция была проста в возведении; внутри можно было жить, либо хранить запас овощей, зерна, солений.
Что означает слово «курган»?
В переводе с турецкого, откуда, вероятнее всего, и произошло заимствование, «курган» означает «крепость». Это подтверждает смысл возведения кургана как последнего пристанища усопшего – новообретенного дома-крепости в загробном мире.
В татарском языке словом «курган» могут быть обозначены самые разные понятия. Это и насыпной бугор, и ледяная глыба на воде, и металлический кувшин с ручкой и крышкой. На древнем тюркском слово «курган» означает «холм». В древнем шумерском языке были похожие слова – «кур-ан», или «небесная гора», и «кур-галь», что значит «великая гора».
В русском языке словом «курган» часто обозначали границу, потому что обычно за насыпными курганами (сторожевыми холмами) начинались чужие земли.
География: город Курган
Российский город Курган, стоящий на реке Тобол, был основан в 1679-м году, однако древнее поселение существовало здесь как минимум на сто лет раньше. Первые упоминания о нем датированы 1553-м годом.
Курган – крупный промышленный и научный центр Российской Федерации, где действует множество исследовательских лабораторий, производственных предприятий и всероссийских ВУЗов.
Древние кладбища Руси: погосты и курганы
В наши дни места захоронений обозначают привычным словом «кладбище». Однако само понятие заимствовано. Гораздо более характерным для древнего русского языка считаются определения «погост» и «курган». Помимо самого места погребения они также означают соответствующие способы упокоения. В чём различия и особенности каждого будет рассказано ниже.
Виды погребальных курганов на Руси
Изначально курганами именовались большие насыпи над могилами. Согласно антропологических исследований установлено два варианта древних курганных захоронений. В первом случае подготовительные работы заключались в возведении земляной ограды 1-4 высотой. Диаметр кольцевого сооружения порой достигал 140 м. Тело умершего обряжали в одежды, клали в центр круга с личными вещами, а затем всё вместе поджигали. Пепелище засыпали землёй, нагромождая большой холм. Чем выше насыпь – тем значительнее был прижизненный социальный статус покойного.
Во втором варианте жертву богу Огня приносили на одном устоявшемся расчищенном участке. Прах каждого почившего затем собирали и предавали земле в ином месте.
Как сжигали умерших на Руси
В более поздние времена тело усопшего стали класть в ладью или на сани. Таким образом родственники желали умершему быстрее достичь чертогов Царства Мёртвых, где обитают остальные души. Вместе с покойным надлежало «уходить» в мир иной домашней утвари, деньгам, крупам и прочим необходимым бытовым вещам. Бывало, что на погребении закалывали любимого коня или собаку почившего, а то и младшую жену.
Формы древнеславянских погребальных курганов
Для крепости курган засыпали землёй с камнями. Холму придавали форму полусферы. Примечательно, что никаких памятных знаков сверху не водружали.
Как древние славяне отличали захоронения от природных курганов?
Для распознавания курганов захоронения обносили остатками каменных пород. Таким образом искусственная насыпь не расползалась и не оседала со временем. Иногда вблизи таких погребений можно увидеть остатки глубокого рва. Рылся он для воспрепятствования разграблению и надруганию над могилой.
Христианизация Руси
После Крещения Руси обычай курганного погребения ещё оставался. Но сжигать сами тела перестали. Запрет на предание огню умерших основан на строках Библии, в которых сказано про Воскресение во плоти. Отказавшись от кремации, люди стали разжигать костры поверх могил. Сюда же в огонь кидали остатки «тризны» – поминального ужина. В различных уголках нашей страны можно найти отголоски давнего обряда. Одни посыпают пеплом кладбищенскую землю, другие – сыплют золу на тело умершего. При чём делается это в процессе отпевания.
Погосты
Если словом «курган» во все времена называли насыпь над захоронением, то с понятием «погост» не было всё так однозначно. Синонимом «кладбища» он стал не так давно. Существует несколько версий возникновения слова «погост»:
Погосты – сёла с церквями
Позднее возле центровых постоялых дворов и торжищ стали строить церкви. Здесь же славили Господа за удачный выторг, испрашивали милости на дальнюю дорогу, отпевали умерших. Так понятием «погост» уже начали обозначать Храм и земляной надел возле него. Вплоть до 16-го века слово употреблялось в этом значении. Подтверждение вы можете найти в толковом словаре Даля.
Почему погосты стали кладбищами?
Захоронения вблизи Церкви почитались осенёнными благодатью Божиею. На прежних торговых площадях стали проводиться погребения по христианскому обряду. Вскоре понятие «погост», как кладбище, вытеснило определение постоялого двора. Произошла своего рода подмена. Старое слово с отменой в 1775 году территориального деления на погосты стало забываться. В 19 веке уже повсеместно «погост» обозначал место погребения.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Что значит курганный могильник
С середины III тысячелетия до н. э., с началом эпохи бронзы, на Средний Дон проникают племена из степей Заволжья и Нижнего Дона, в скотоводческом хозяйстве которых сложилась овцеводческая специализация. Они принесли с собой и первые изделия из искусственного сплава — бронзы. Если чистая медь — относительно мягкий металл (хотя медный топор и производительнее каменного в три раза), то бронза значительно тверже меди и в то же время менее тугоплавкая. Бронза — сплав меди и олова (содержание олова в древней бронзе от 6 до 10%) — почти всегда создавалась искусственно. В одном из гимнов древнего Шумера, относящемуся к тому времени, говорится: «Меди и олова смешиватель ты». Применение бронзы для изготовления орудий давало резкое увеличение производительности труда, что, как известно, постепенно приводит к появлению эксплуатации человека человеком, а затем — и к смене первобытнообщинного строя первым классовым обществом — рабовладельческим.
С приходом новых племен, культура которых па-лучила название «древнеямной» (умерших хоронили на спине с подогнутыми ногами в глубоких прямоугольных ямах) (рис. ), на нашей территории начинается эпоха бронзы. Характерной принадлежностью погребального обряда пришельцев являлись надмогильные насыпи — курганы. С того времени курганы становятся неотъемлемой деталью степного и лесостепного ландшафта нашей страны. Много о них сложилось легенд, в которых возраст курганов, как правило, омолаживается и связывается со временем татарских набегов, а нередко —с турками или предводителями разбойничьих ватаг. В курганах, по преданиям, спрятаны либо бочка с золотом, либо золотая лодка, либо карета из того же металла. Некоторые из местных жителей настолько уверовали в реальное существование «кладов», что археологам, бывает, предъявляют претензии на свою долю сокровищ. К счастью, такие случаи очень редки. Но действительно, в древнейшие курганы делались подхоронения и в последующие эпохи, вплоть до средневековья. Создавались и новые курганы, что предусматривалось обрядовыми установками языческих религий. И только с утверждением на русских землях христианства курганы теряют свсе значение. Однако вспомним, что спустя много лет появились казачьи курганы. Возводятся они и в наши дни, но уже как символ славы и памяти о героических защитниках Родины в годы суровых военных испытаний.
Первоначальная же функция курганов — место обитания умерших, откуда их души, как полагали древние, вознесутся к богам. Чем выше будет курган, тем быстрее произойдет встреча с богами. Но это действо — привилегия выдающихся лиц, которые остаются таковыми и в потустороннем мире. Разве не те же цели преследовали древние фараоны Египта, когда создавали для себя грандиозные пирамиды? И совсем нельзя исключать того, что курганы — отражение тех же пирамид, проявление общей идеологической основы, но в условиях местной специфики социально-экономического развития.
Курганы Донского бассейна уступают, конечно, упомянутым пирамидам по всем параметрам. Но давайте представим себе, сколько труда вложено в каждый из них. Средние размеры кургана эпохи бронзы — 20 метров в диаметре при высоте 1,5—2 метра (с учетом того, что по разным причинам они изменили свой первоначальный облик: «оплыли» и стали ниже). Сотни кубических метров земли, которые без каких-либо технических средств, вручную насыпались на месте захоронения! В этом деле были заняты все трудоспособные члены рода или племени в течение многих дней. Южнее (например, в Прикубанье) есть курганы диаметром до сотни метров и высотой в 10—12 метров! Они требовали уже во много раз больше и труда, и времени. Появление курганов — бесспорное свидетельство усложнения социального устройства древних обществ, возникновения неравенства между людьми, когда прижизненная власть стала закрепляться религиозными ритуалами, а позднее — и институтом ее наследования. Действительно, раньше родовая община не могла позволить себе столь расточительно обходиться с затратами общественного труда и времени, которые использовались прежде всего рационально.
Иррационализм же порожден целью закрепить власть вождей и жрецов.
Правда, очень часто удается проследить, что многие курганы возводились не в один, а в несколько приемов, через какие-то промежутки времени, а в самих курганах встречается не по одному захоронению, а по нескольку и даже по нескольку десятков. Это отражает, надо полагать, попытку примирить сложившийся ритуал с рациональным использованием трудовых затрат коллектива. Но задумаемся, могли ли рядовые члены общины рассчитывать в случае смерти на отдельное место в кургане, где захоронен вождь или жрец? Вряд ли, поскольку устранялась бы социальная суть нового обряда. Вероятно другое: если богатому захоронению сопутствуют другие, то они принадлежат слугам или рабам. Это положение находит яркое подтверждение в курганах скифских царей.
Не мог рядовой общинник в условиях бурного процесса социального и имущественного расслоения претендовать и на отдельный курган. За полуторатысячелетнюю историю эпохи бронзы (от середины III до начала 1 тысячелетия до н. э.) их бы потребовалось возвести многие миллионы, чего нет в реальной действительности. Так что выводы напоатииваются следующие. Во-первых, если в кургане содержится несколько отдельных захоронений, сходных по обряду и относящихся примерно к одному времени, то они, вероятно, принадлежат ближайшим родственникам привилегированного лица, захороненного в основной (ранней) могиле. Во-вторых, наряду с курганами, видимо, существовал и другой погребальный обряд (бескурганный) для обедневших рядовых общинников и зависимых людей. Подтверждением служит тот факт, что нередко в одном кургане погребены представители разных этнических групп, сменявших друг друга и не очень считавшихся с погребальными установками своих предшественников. Только кургану отводилась та же роль. «Впускные» захоронения могли принадлежать и рядовым членам коллектива, особенно скотоводам. Когда кто-то из них умирал во время перекочевок, то находил последний приют здесь, поскольку особых усилий погребения в готовую насыпь не требовалось, и такая процедура вряд ли у кого вызывала нарекания относительно нарушения погребальной регламентации.
Яркий пример сосуществования разных обрядов захоронений представило недавнее исследование на Дону Мастищенского (раскопки А. Т. Синюка) и Семилукского (раскопки А. Д. Пряхина) городищ, на площади которых без каких-либо наземных признаков были созданы могильники скифского времени. Встречаются и отдельные грунтовые захоронения эпохи бронзы, в частности, при раскопках поселений Борщево IV, Мосоловского (раскопки А. Д. Пряхина) и ряда других памятников. Но, вероятно, существовали и другие места для массовых захоронений. Их еще предстоит открыть археологам. Как обнадеживающий симптом можно рассматривать небольшой грунтовый могильник эпохи бронзы у хутора Чехурский в Петропавловском районе (раскопки В. И. Погорелова). Перспективно, на наш взгляд, исследование межкурганных пространств на площади, занятой группой курганов. Курганы бывают одиночные, но чаще группируются по два, три, а то и по нескольку десятков и даже сотен. Такие группы или компактно занимают небольшой участок ровного поля, где насыпи чуть ли не соприкасаются своими краями, или же рассредоточены на площади в несколько гектаров. Курганы встречаются и на невысоких участках (от уровня речной поймы), но характерное их местоположение — господствующие высоты на водоразделах, откуда открывается широкий обзор местности. В могильнике, как правило, имеется курган, выделяющийся из собратьев величиной, достигая высоты трех, пяти и даже более метров. Такой признак еще предстоит оценить археологам.
Устройству могильников и форме курганов археологи в настоящее время уделяют большое внимание: удалось установить, что размещение насыпей иногда преднамеренно планировалось. Курганы являлись как бы узловыми точками поверхности могильника. Направленные через них условные линии создают комбинации отрезков и геометрических фигур, напоминающие расположение небесных светил в определенные времена года. Известно, что среди древних земледельцев и скотоводов широко распространился наряду с культом природы (огонь, вода, ветер) культ небесных светил (главным образом солнца и луны). Изменения в размещении светил на небосводе относительно друг друга и относительно постоянной точки наблюдения имеют циклический характер, а каждый из циклов был связан с тем или иным хозяйственным сезоном. Для их фиксирования требовались систематические наблюдения, и некоторые места захоронений с наземными надмогильными устройствами являлись одновременно и святилищами, и древнейшими астрономическими обсерваториями, где производились календарные расчеты. Так через искаженные, фантастические представления о характере мироздания пробивались рациональные устремления людей к познанию законов природы, и базировались такие устремления на производственных потребностях человеческого общества. Коллективы людей эпохи бронзы накопили солидную сумму знаний, включая основы астрономии, геометрии, математики и многое другое.
Формы и системы надмогильных сооружений нередко бывают очень сложными по своей конструкции и предполагают математические расчеты.
Древние донские курганы в большинстве своем имеют овально-сферическую форму и лишь изредка — эллипсоидную. Насыпи возводились из земли, но внутренняя их архитектоника еще с трудом поддается изучению, для чего необходимо подключать методы многих научных дисциплин, в том числе и точных. Уже сейчас можно сказать, что донские курганы не так просты, как может показаться на первый взгляд. Некоторые из них имеют неоднократные досыпки, системные слои глиняных обмазок, включают кольцевые ровики, круговые и прямоугольные каменные обкладки и т. д. Во всем этом есть свой смысл.
Древние курганы, располагаясь на возвышенных водоразделах, служили ориентирами во время движения многочисленным группам скотоводов, особенно при освоении новых пространств. Еще в недалеком прошлом наиболее высокие курганы использевались в качестве сторожевых постов, откуда казаки и стрельцы сигнальными кострами оповещали о приближении к границам Русского государства конных отрядов крымских татар. На «сторожевых» курганах устраивали вышки и укрытия. От Великой Отечественной войны на их вершинах остались следы огневых точек.
Ну а что касается ценных кладов последних столетий, зарывавшихся якобы в курганы, то среди сотен курганов, исследованных археологами на Дону, лишь в одном найдена. медная двухкопеечная монета 1876 года выпуска!
У подножия «царских курганов». Новейшие археологические и геофизические исследования
Герман Парцингер, Антон Гасс, Йорг Фассбиндер
«Наука из первых рук» №4(64), 2015
Об авторах
Герман Парцингер — доктор исторических наук, профессор, президент Фонда прусского культурного наследия (Берлин, Германия). Награжден рядом престижных премий и наград. Почетный доктор РАН (2004) и СО РАН (2001). Автор и соавтор свыше 230 научных работ, в том числе 20 монографий.
Антон Гасс — кандидат исторических наук, сотрудник Фонда прусского культурного наследия (Берлин, Германия). Член Exzellenzcluster TOPOI, Berlin, Берлинской античной коллегии. Автор и соавтор 16 научных работ, в том числе одной монографии.
Йорг Фассбиндер — доктор естественных наук, приват-доцент, научный руководитель сектора магнетики кафедры геофизики Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (Мюнхен, Германия). Автор и соавтор свыше 300 научных работ, в том числе 2 монографий.
Десятки, а может быть, и сотни тысяч курганов на евразийских степных просторах — безмолвные свидетели прошлого. Сколько их на самом деле — сказать уже невозможно, ежегодно обнаруживаются все новые и новые курганные памятники. Эти курганы строили, начиная с эпохи энеолита и бронзового века (IV–III тыс. до н. э.) вплоть до раннего средневековья. Однако большая часть сохранившихся на сегодня курганов степи была сооружена древними кочевниками в первом тысячелетии до нашей эры, в раннем железном веке. Основная часть курганов раннего железного века была построена представителями скифо-сакской культурно-исторической общности, существовавшей на территории степного и лесостепного поясов Евразии от Среднего Енисея на Востоке до Среднего Дуная на Западе в период с конца IX — начала VIII вв. до н. э. до III–II вв. до н. э. Среди так называемых скифских курганов особо выделяются курганы больших размеров, возвышающиеся на однообразном степном ландшафте и служащие как ориентиром для путников, так и маркерами территорий, принадлежащих тому или иному объединению древних кочевников.
Распаханные курганы малых размеров на фоне большого кургана. Могильник Виноградный 1 (Ставропольский край, Северный Кавказ)
Большие скифские курганы (называемые еще «элитными», или «царскими») являются не только погребальными сооружениями: для древних общин они служили также местом встреч для решения насущных проблем, поминовения предков, приношения жертв богам в рамках культово-религиозных церемоний и связанных с ними различными праздниками, т. е. выполняли роль своеобразного храма. В этом смысле курган-храм и площадь вокруг него можно назвать местом культурной самоидентификации древних кочевников. Ведь недаром скифский царь Иданфирс в ответ на вызов персидского царя Дария ответил, что у скифов нет ни городов, ни обрабатываемой земли; что скифы не боятся ни разорения, ни опустошения их земель. Но «если же вы [персы] желаете во что бы то ни стало сражаться с нами [скифами], то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет» (Геродот, кн. 4, § 127).
Рисунок кургана с околокурганным рвом вокруг Александропольского кургана (Нижнее течение Днепра, Украина). Вид с запада. (По: Polin, Daragan, 2011, Abb. 2)
В XVIII — начале XX вв. существовало мнение, что надземную, видимую часть кургана просто насыпали (отсюда и происходит термин «курганная насыпь»), однако это представление, исходя из современных знаний о курганах, оказалось не совсем корректным. Сегодня мы рассматриваем монументальные сооружения древних кочевников в совершенно новом свете — как сложные архитектурные сооружения, возведенные из различного строительного материала по заранее намеченному плану.
Вокруг больших курганов и ранее фиксировались валы, каменные кольца, скопления камней или рвы — все эти элементы могут быть отнесены к объектам периферии кургана, играющей значительную роль как в период его возведения, так и после завершения строительства. Возможно, сооружением рва, вала или каменного кольца намечалась будущая граница кургана, носящая также и сакральный характер, отделяя пространство мира живых от мира мертвых (Мозолевский, Полин, 2005). Именно на периферии кургана по завершении строительства исполнялись различные культово-религиозные церемонии, фиксируемые археологами в виде остатков поминальной тризны. Это подтверждают как античные письменные источники, например, повествование Геродота о проведении царских поминок у курганов (Геродот, кн. 4, § 72), так и результаты недавних археологических раскопок таких больших курганов, как Аржан 2 в Туве (Южная Сибирь) и Александропольский курган (Луговая Могила) по нижнему течению Днепра (Украина) (Čugunov et al., 2010; Polin, Daragan, 2011).
В результате исследований царского кургана Аржан 2 в Туве в 1998–2004 гг. вокруг него было выявлено около 130 каменных колец и каменных округлых вымосток, содержащих следы древесного угля, золы, пережженных, кальцинированных костей и оплавленных металлических предметов (Čugunov et al., 2010). Все это свидетельствовало о ритуальном характере сооружений, относящихся к большому кургану, хотя определить их точное хронологическое соотношение оказалось невозможным. Часть конструкций вокруг кургана Аржан 2 была видна на поверхности до начала раскопок. Для выявления полной картины периферии кургана были привлечены специалисты-геофизики Баварского департамента охраны памятников (Мюнхен), проводившие исследования с применением цезиевого магнитометра.
Схожие признаки интенсивного использования околокурганного пространства больших курганов кочевниками раннего железного века в местах, столь удаленных друг от друга, побудили нас исследовать периферию курганов и на других скифо-сакских памятниках на территории между курганом Аржан 2 и Александропольским курганом. Принимая во внимание огромные размеры интересующей нас территории, исследования проводились выборочно на ряде памятников Юго-Восточного Семиречья, в Западном Казахстане и на Северном Кавказе (Ставропольский край).
Слева: Йорг Фассбиндер проводит геомагнитную съемку. Справа: золотые предметы из кургана Аржан 2. (Тува)
Магнитограммы позволяют еще до проведения раскопок получить информацию о наличии каких-либо конструкций на периферии кургана, которые не видны на поверхности, что облегчает проведение полевых работ. Но, конечно, одни лишь результаты геофизических измерений не могут ответить на вопрос, принадлежат ли исследуемые памятники одной или разным эпохам. Это можно сделать только благодаря археологическим раскопкам.
План кургана и магнитограмма, сделанная в 1998 г. Размер квадрата 40×40 м; Север справа. Динамика измерений ±3,0 нанотесла. По: Čugunov et al., 2010, Abb. 17, 23
В стране семи рек
Курганы могильника Иссык на фоне гор Заилийского Алатау (Юго-Восточное Семиречье)
Первый шаг по геофизическому изучению околокурганного пространства был сделан в 2008–2009 гг. на Юго-Востоке Казахстана, в Семиречье, в первую очередь известному по великолепной находке «Золотого человека» — сакского воина из кургана Иссык под Алма-Атой. Большинство «элитных» курганов этого региона расположены в степных равнинных районах у подножия Тянь-Шаня, вдоль хребта Заилийского Алатау. Материалы исследования курганов Семиречья вошли в научный оборот еще в 1960–1970-х гг., но тогда изучению их периферии внимание практически не уделялось, при том что в результате многолетней распашки околокурганные территории значительно пострадали.
Слева: ров вокруг кургана 4 на плато Кеген (Юго-Восточное Семиречье, Казахстан). Справа: проведение геофизических измерений на наклонной поверхности с помощью цезиевого магнитометра на склоне большого кургана могильника Виноградный 2 (Ставропольский край, Северный Кавказ)
При осмотре памятников Юго-Восточного Семиречья наше внимание привлекло наличие рвов, валов и каменных колец вокруг больших курганов, которые встречались как единично, так и в комбинации между собой. Особый интерес вызвали двойные каменные кольца, находящиеся на расстоянии от 0,5 до 5,0 м друг от друга, между которыми виднелись единичные речные окатыши средних размеров. Периферия одного такого большого кургана была исследована в рамках совместной казахстано-германской экспедиции под руководством профессора З. Самашева с казахской стороны и Г. Парцингера и А. Наглера — с немецкой. Был выбран самый большой и, по-видимому, основной из девяти курганов могильника Жоан Тобе, расположенный к востоку от Алма-Аты.
Курган 1 могильника Жоан Тобе. Юго-Восточное Семиречье. Вид с востока. Фото Р. Бороффки
Интересующие нас двойные каменные кольца располагались в 33 м от подножия кургана 1, а расстояние между ними составляло 3,0–3,5 м, так что общий диаметр конструкции достигал 185 м. Между этими двойными кольцами и подножием кургана было обнаружено еще 28 округлых каменных конструкций, представляющих собой курганы малых размеров диаметром 4–7 м. Некоторые из них были видны на поверхности, но полностью их число удалось установить лишь благодаря геофизическим исследованиям.
Магнитограмма кургана 1 и его периферии могильника Жоан Тобе. 2008 г. Размер квадрата 40×40 м. Север сверху. Динамика измерений ±40 нТл. Геомагнитная проспекция (Й. Фассбиндер и Т. Горка)
В дальнейшем выяснилось, что такие каменные выкладки возводились над могильными ямами на одного человека, а из-за полного отсутствия могильного инвентаря дату этих захоронений можно определить лишь с использованием радиоуглеродного анализа костей скелета. Анализ фаланги пальца погребенного в одной из могил позволил датировать его X–XI вв., т. е. у подножия большого сакского кургана V в. до. н. э. находилось как минимум одно погребение раннетюркского времени, периода существования Караханидского государства. Были ли остальные 27 малых курганов также возведены в раннем средневековье или же значительно раньше — ответить на этот вопрос могут лишь дальнейшие исследования на этом могильнике.
Двойные каменные кольца исследовались двумя разрезами в северном и восточном секторах. Как показали раскопки, каменные кольца являлись элементами одной конструкции — своего рода бордюрами, ограничивающими утрамбованную и вымощенную окатышами средней величины центральную часть. Этот своеобразный фундамент перекрывался утрамбованным слоем глины, перемешанной с мелким щебнем. Более высокая центральная часть конструкции обеспечивала превосходный водосток в период дождей. Таким образом, вся конструкция носила явные признаки «дороги».
Поскольку дорога протянулась вокруг кургана, она, скорее всего, была построена не в практических, а в ритуальных целях представителями сакских племен, населявших этот регион в период раннего железного века. Возводилась ли она до строительства кургана или после — ответить, к сожалению, невозможно; также нельзя с полной уверенностью заявить, что она была построена саками, так как не было найдено ни одного предмета, характеризующего время ее строительства. Но все же, исходя из результатов изучения всех элементов периферии скифо-сакских больших курганов степной и лесостепной Евразии, можно с большой уверенностью предположить, что и «ритуальные дороги» входили в спектр сакральных околокурганных конструкций древних кочевников.
Подобные кольцевые «дороги» были обнаружены еще вокруг 18 курганов на девяти сакских могильниках Юго-Восточного Семиречья в предгорных районах и высокогорных долинах Заилийского Алатау. При этом размеры конструкции были всегда строго пропорциональны размеру самого кургана. Где-либо еще на территории Евразии в рамках распространения скифо-сакской культурно-исторической общности аналогов подобных «ритуальных дорог» пока не обнаружено (Гасс, 2011; Nagler, 2013).
Погребение из малого кургана раннетюркского времени у подножия большого сакского кургана 1 могильника Жоан Тобе. Фото Р. Бороффки
Пирамиды степей
Возвращаясь к могильнику Жоан Тобе, нужно отметить и второй по величине курган в восточной цепи, имеющий форму усеченной пирамиды, ориентированный своими склонами по сторонам света. Такие же «пирамиды степей» были обнаружены и в других курганных цепях этого же некрополя. Всего же на территории Юго-Восточного Семиречья было выявлено 16 курганов четырехугольной формы с пирамидальной насыпью и несколько уплощенной вершиной на десяти различных могильниках. Если вокруг такого кургана сооружалась «ритуальная дорога», то и она имела в плане подквадратную форму.
До начала наших исследований в Семиречье курганы подобной формы были известны лишь в Южной Сибири (в Республике Хакасия и на юге Красноярского края), на территории распространения Тагарской культуры скифского мира. Кроме этого, один ров подквадратной формы был найден вокруг скифского кургана 22 у с. Волчанск в Утлюкском междуречье, севернее Азовского моря. Но так как сам этот курган был сильно распахан, то установить его первоначальную форму было невозможно (Мозолевский, Полин, 2005). Все это позволяет говорить о том, что большие курганы подквадратной пирамидальной формы возводились древними кочевниками не только в Сибири, но и в Средней Азии.
Такая форма кургана, очевидно, была неслучайна, однако объяснить ее мы пока не можем. Не прояснили проблему и раскопки одного из таких подквадратных курганов на могильнике Жоан Тобе. Сильно распаханный, курган 8 выглядел округлым, но геофизические измерения показали изначальную квадратность его конструкции. Для подтверждения этого был параллельно исследован соседний курган 9, который, как оказалось, имел классические округлые формы скифо-сакского кургана. К сожалению, из-за больших разрушений этих курганов нам не удалось найти какие-либо различия, указывающие на причины возведения конструкций столь разных форм.
Слева: магнитограмма курганов 8 (сверху) и 9 (снизу) могильника Жоан Тобе. 2008 г. Геомагнитная проспекция (Й. Фассбиндер и Т. Горка). Несмотря на деформацию первоначальной формы курганов, на магнитограмме хорошо видны их различия — курган 8 имеет подквадратную форму, а курган 9 — типичную для скифо-сакских курганов округлую форму. Справа: на космоснимке кургана 2 на плато Кеген (Юго-Восточное Семиречье, Казахстан) археологи обнаружили пять «лучей», отходящих от кургана в северном и западном направлениях, оказавшихся остатками строительных рамп, ведущих к подножию кургана. Космоснимок SPOT (разрешение 2,5 м)
К счастью, не все загадки древних курганов остаются неразгаданными. Так, в 2008 г. при разведочных работах в районе высокогорного плато Кеген на казахско-киргизской границе, со стороны Казахстана мы нашли одиночный большой курган сакского времени, стоящий на подквадратной платформе с округленными углами высотой около 1 м, так что общая высота конструкции насчитывала 13 м. При GPS-картировании кургана и привязке его к космоснимку были замечены пять странных «лучей» шириной 8–10 м, отходящих от кургана в северном и западном направлениях. Проведение геофизических измерений на следующий год никаких результатов не дало — цезиевый магнитометр не смог «увидеть» каких-либо изменений почвы. Но ведь «лучи» были!
Разъяснить всю загадочность ситуации помогли три раскопа на северной части периферии. Пять «лучей» оказались остатками строительных рамп, ведущих к платформе и подножию кургана. Грунт из «межлучевого» пространства изымался в качестве строительного материала при сооружении самого кургана, а после завершения строительства рампы не были разрушены. Таким образом, диаметр всей конструкция кургана оказался, как минимум, 330 м! Возможно, подобные рампы стояли также с восточной и с южной стороны, но в результате интенсивной распашки были полностью уничтожены.
Как бы то ни было, большой курган 2 на плато Кеген впечатлял некогда не только своими размерами, но и яркой цветовой гаммой: зеленой (степь) — черной (насыпь) — желтой (материковая глина из «межлучевой» выборки) на фоне кристально голубого неба Тянь-Шаня. И все три элемента кургана — рампы, платформа и сама «насыпь» — придавали ему черты дополнительной монументальности, которая, кстати, сохранилась и до наших дней, впечатляя путников на протяжении 2,5 тыс. лет. И если скифо-сакские курганы на платформах имеют единичные аналоги в предгорьях Тарбагатая в Восточном Казахстана (могильник Аксуат; Самашев и др., 2010) и на Северном Кавказе (курган Азиатский), то следы строительных рамп у курганов древних кочевников действительно уникальны.
Курганы Семиречья хранят еще много тайн и археологических загадок, но наш интерес к изучению периферии больших курганов побуждал двигаться дальше, идя по сакским следам «на закат».
На запад обращая взгляд
В 2010 г. Зайнолла Самашев (Астана) обратил наше внимание на могильник Тёрт-Оба у с. Жиренкопа на северо-западе Актюбинской области (Казахстан), расположенный недалеко от границы с Оренбургской областью. Могильник состоит из пяти курганов, стоящих по линии запад — восток. Каждый курган был окружен рвом, причем курганы стояли так компактно, что рвы некоторых из них соприкасались и частично перерезали друг друга.
Могильник Тёрт-Оба Актюбинской Области (Западный Казахстан) состоит из пяти окруженных рвами курганов, расположенных очень близко друг к другу. Вид с северо-запада
Результаты геофизического исследования периферии курганов в 2011 г. превзошли все ожидания: вокруг каждого из них было обнаружено большое число малых, не видимых на поверхности курганов, единичных могил, ритуальных ям и жертвенных комплексов. Кроме того, с южной стороны каждого кургана располагалась ранее не известная науке подпрямоугольная конструкция размером около 10×40 м, вытянутая по линии север — юг. Раскопки части периферии самого восточного кургана цепи обнаружили жертвенные комплексы с остатками керамики, предметами конской упряжи, а также бронзовый котел. Также был исследован и ряд захоронений.
На 3D-модели могильника Тёрт-Оба (справа) видны малые курганы, ритуальные ямы, а также вытянутые подпрямоугольные конструкции неизвестного назначения. 3D-модель выполнена Й. Фассбиндером на основе наложения магнитограммы на топографическую карту. Слева сверху: раскопки подпрямоугольной конструкции южнее восточного кургана могильника Тёрт-Оба позволили предположить, что она носила ритуальный характер. Фото Р. Бороффки
Изучение подпрямоугольной конструкции неизвестного предназначения показали, что она представляла собой ров размером 39×13 м, глубиной от 1,0 до 1,8 м и шириной по дну до 1 м. В материале, заполнявшем ров, встречались зола, древесный уголь и кости животных, уложенные в определенном порядке. Так как следов оплывания рва не было обнаружено, можно сделать вывод, что после краткосрочного использования он был засыпан еще древними строителями. Очевидно, речь идет о культовом сооружении, возведенном для определенного ритуала, проводимого у подножия кургана. Результаты радиоуглеродной датировки костей животных показали, что вся эта конструкция была построена в одно время с курганом (VII–V вв. до н. э.).
Тестовая магнитная разведка, проведенная в том же 2011 г. на соседнем могильнике Бесоба, полностью повторила картину магнитограммы частично исследованного нами некрополя. Возник закономерный вопрос: является ли наличие на южной периферии больших скифо-сакских курганов культовых площадок, связанных с определенными религиозными представлениям и ритуалами у древних кочевников «локальным вариантом», характерным лишь для территории Западного Казахстана и граничащей с ней Оренбургской области, или же мы просто не находили подобных конструкций в силу слабой изученности периферии больших курганов? Как ни удивительно, но ответ на этот вопрос нашелся на Северном Кавказе.
Скифы Северного Кавказа
Начиная с 2012 г. наша исследовательская группа работала в составе российско-германской археологической экспедиции на Северном Кавказе (Ставропольский край) совместно с ГУП «Наследие» под руководством его директора А. Б. Белинского с российской стороны и Г. Парцингера и А. Гасса — с немецкой. Среди множества запланированных работ мы использовали любую возможность, чтобы проехать новой дорогой и увидеть новые памятники. Одним из них стал могильник Зункарь-2 в Ногайской степи, на самом востоке Ставропольского края.
Первое впечатление от некрополя было неоднозначным — возникало стойкое ощущение дежавю, как будто бы снова находишься в Семиречье, на известнейшем могильнике Иссык; для полноты картины не хватало только горной гряды Заилийского Алатау. Однако выехать на исследования в Ногайскую степь удалось лишь весной 2014 г.
Зункарь-2 представляет собой три расположенные по линии север — юг курганные цепи, содержащие от пяти до девяти курганов. Его территория, расположенная на небольшой возвышенности, защищена от талых вод в период весенних паводков. С севера некрополь граничит с пашней, где, возможно, ранее находились малые, теперь полностью распаханные, курганы. По границе степи и пашни была протянута линия ЛЭП, вызывающая большие магнитные помехи сигнала магнитометра, поэтому исследовать можно было лишь южную часть могильника, включавшую три кургана диаметром 30–50 м и один малый.
Магнитограмма некрополя показала наличие рвов вокруг больших курганов, дополнительных малых курганов и ям неизвестного характера. Особый интерес вызвали подпрямоугольные конструкции к югу от больших курганов, которые очень напоминали аналогичные конструкции, обнаруженные в Западном Казахстане. Хотя необходимо отметить и ряд внешних отличий подобных конструкций с территории Северо-Восточного Кавказа от поминальных площадок в Актюбинской области. Подпрямоугольные конструкции Зункарь-2 были значительно меньше (размером 10×15 м и 10×20 м), а ориентированы они были по линии запад — восток, т. е. вдоль кургана, а не поперек, как на Тёрт-Оба и Бесоба.
Магнитограмма и ее интерпретация могильника Зункарь-2 показала наличие рвов вокруг больших курганов, дополнительных малых курганов, ям неизвестного характера, а также прямоугольных конструкций, очень похожих на ритуальные площадки у сакских курганов Западного Казахстана Геомагнитная проспекция (Й. Фассбиндер и И. Хофманн)
Поисковые шурфы или разрезы на периферии больших курганов некрополя Зункарь-2 пока еще не заложены, поэтому нельзя однозначно утверждать, что подпрямоугольные конструкции периферии этих курганов полностью соответствуют ритуальным площадкам у сакских курганов Западного Казахстана. По той же причине нельзя утверждать, что эти конструкции соорудили в то же время, что и сами курганы. Но сам факт их находки, общность формы и места расположения на периферии большого кургана наталкивает на мысль, что религиозные представления древних кочевников раннего железного века в Ногайской степи и степи Западного Казахстана были одинаковы, и что там практиковались схожие погребально-поминальные ритуалы. Так это или нет, мы сможем узнать лишь после раскопок периферии курганов некрополя Зункарь-2.
Измерение цезиевым магнитометром могильников Виноградный 1, Виноградный 2 (Ставропольский край, Северный Кавказ)
Наглядным подтверждением этого предположения стали результаты геофизических измерений могильника Виноградный (Ставропольский край), сделанные в 2012 г. Виноградный 1 состоит из одного большого (высота 5,4 м; диаметр 58 м) и, как минимум, 14 малых курганов. Так как весь могильник находится на современной пашне, нетронутым остался лишь большой курган, при этом окружающий его ров и подножие также значительно повреждены.
Магнитограмма могильника Виноградный 1 (2012 г.). На фрагменте — увеличение подковообразной и округлой конструкций ритуального характера. Цветовая гамма и характеристика магнитограммы позволяют определить конструкции как рвы, подвергавшиеся термальному воздействию
Магнитограмма могильника дала поразительные результаты: оказалось, что не только все пространство вокруг кургана было плотно «застроено» объектами и конструкциями периферии, но и вообще вся территория могильника площадью в 5,2 га! Было найдено большое число невидимых на поверхности малых курганов, полукруглые пристройки со рвами к более крупным курганам, ямы, одиночные захоронения, подковообразные и округлые конструкции неизвестного назначения, а также система прямоугольных рвов, соединяющихся друг с другом и образующих своеобразные оградки с катакомбами внутри, которая имеет параллели с погребениями аланского времени на территории Кисловодской котловины (Коробов и др., 2014). Некоторые из конструкций были определены как рвы, заполненные органикой, золой и древесным углем. Горел в этих рвах огонь или нет, сказать, опираясь лишь на данные магнитограммы, нельзя. Радиоуглеродная датировка свидетельствует, что по крайней мере одна из этих конструкций — подковообразный ров — была сооружена в скифский период истории Северного Кавказа, что связывает ее с большим курганом могильника.
Насчет времени сооружения остальных культово-погребальных конструкций трудно судить без раскопок. Единственным исключением служит центральное погребение кургана с пристройкой в южной половине некрополя, исследование костного материала из которого позволило датировать его концом IV тыс. до н. э. Таким образом, перед нами предстает картина ритуального использования четко ограниченного пространства, связанного с погребально-поминальным культом, охватывающего периоды от раннего бронзового (майкопская культура) до раннего железного века (скифский период) и, возможно, заканчивающегося в период раннего средневековья (аланская культура).
Однако совершенно другое использование периферии кургана было обнаружено на некрополе Виноградный 2, расположенном всего в 3 км от Виноградного 1. Эти два могильника внешне очень схожи, только Виноградный 2 включает в себя около 80 курганов, а его «царский» курган — большего размера. Приступая к геофизическим работам на этом некрополе, мы рассчитывали превзойти результаты, полученные на Виноградном 1. Но за исключением четкого очертания рва вокруг большого кургана и распаханного вала, ограничивающего его, а также нескольких малых курганов и могильных ям у подножия, периферия кургана оказалась практически «пустой». Такой же «пустой» оказалась и периферия большого кургана могильника Владимировка к востоку от г. Буденновск.
Таким образом, на территории Северного Кавказа удалось выявить два различных типа ритуального использования околокурганного пространства больших курганов. Было ли это связано с различным социальным статусом погребенных, их половозрастными различиями или же их различной культурной, если не хронологической принадлежностью, определить без проведения раскопок невозможно. Несмотря на годы работ, мы находимся пока в самом начале пути, и скифские курганы в бесконечных степях Евразии продолжают хранить свои тайны.
Литература
1. Белинский А. Б., Парцингер Г., Гасс А., Фассбиндер Й. Исследования больших курганов эпохи раннего железного века Северного Кавказа и их периферии с применением магнитометрии // Тр. IV (XX) Всерос. археологического съезда в Казани 2014 г. Казань: Отечество, 2014. Т. 2. С. 83–87.
2. Бидзиля В. И., Полин С. В. Скифский царский курган Гайманова могила. Киев: Издательский дом «Скиф», 2012. 752 с.
3. Веселовский Н. И. Записка по вопросу о приемах при производстве раскопок // Тр. XIV Археологического съезда 1908 г. М.: Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1911. Т. 3. С. 99.
4. Гасс А. К проблеме изучения памятников раннего железного века Юго-Восточного Семиречья в свете данных геоархеологических исследований // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № (47). С. 57–69.
5. Коробов Д. С., Малашев В. Ю., Фассбиндер Й. Предварительные результаты раскопок на курганном могильнике Левоподкумский 1 близ Кисловодска // КСИА. 2014. № 232. С. 120–135.
6. Мозолевский Б. Н., Полин С. В. Курганы скифского Герроса IV в. до н. э. Киев: ИД «Стилос», 2005. 599 с.
7. Čugunov K. V., Parzinger H., Nagler A. Der skythenzeitliche Fürstenkurgan Aržan 2 in Tuva. Archäologie in Eurasien 26. Steppenvölker Eurasiens 3. Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern, 2010.
8. Fassbinder J. W. E., Geophysikalische Prospektionsmethoden — Chancen für das archäologische Erbe // Toccare — Non Toccare. ICOMOS. Hefte des Deutschen Nationalkomitees. München: Siegl, 2009. Vol. 47. S. 8–30.
9. Nagler А. Grabanlagen der frühen Nomaden in der eurasischen Steppe im 1. Jahrtausend v. Chr. // Unbekanntes Kasachstan. Archäologie im Herzen Asiens. Kat. der Ausst. des Deutschen Bergbau-Museums Bochum vom 26. Januar bis zum 30. Juni 2013. Bd. II. Bochum: DBM, 2013. S. 609–620.
10. Parzinger H. Die Reiternomaden der Skythenzeit in dereurasischen Steppe // Unbekanntes Kasachstan. Arch ologie im Herzen Asiens. Kat. der Ausst. des Deutschen Bergbau-Museums Bochum vom 26. Januar bis zum 30. Juni 2013. Bd. II. Bochum: DBM, 2013. S. 539–553.
11. Polin S., Daragan M. Das Prunkgrab Alexandropol’-Kurgan. Vorbericht über die Untersuchungen in den Jahren 2004–2009 // Eurasia Antiqua. 2011. № 17. S. 189–214.