что значит lebensraum im osten
Что такое «лебенсраум»?
Ассоциации с Lebensraum возникают не самые весёлые — немцы, захватническая война, территориальная экспансия, что-то мрачное типа «всех убьём, одни останемся». Однако изначально всё было не так.
Ратцеля интересовало, как географическое положение и особенности рельефа влияют на развитие общества. Он считал, что существует духовная и нравственная связь людей с территорией, на которой они живут. С землёй непосредственно связана история народа, а народ — это группа людей, объединённая общей землёй. Государство — это «оседлый организм», а прогресс цивилизаций подобен росту растения, корни которого уходят в почву. «Если народ естественно укоренён в своей территории, то он всегда будет возрождаться…»
Однако очень быстро понятие «лебенсраум» зажило своей жизнью, независимой от воли создателя. Его стали использовать журналисты, писавшие в духе Пангерманского союза в защиту колониальных претензий Германии.
Следующий виток развития идея «жизненного пространства» получила в трудах ещё одного географа и геополитика — Карла Хаусхофера. Хаусхофер, в отличие от Ратцеля, был фигурой трагической и неоднозначной.
Без Хаусхофера не было бы «Майн кампф», он учил Рудольфа Гесса и встречался с Адольфом Гитлером.
Всё это было бы печально, если бы не было так неоднозначно. При всей любви к Германии Хаусхофер мыслил глобально, планетарно, его занимали континенты и цивилизации. Национал-социализм был слишком узок для него. «Необъятная Евразия», ключевая роль в которой отводилась России, — вот то «жизненное пространство», частью которого, по замыслу Хаусхофера, должна была стать Германия.
Всему хорошему, как обычно, противостояли англосаксы с их «политикой анаконды», однако Хаусхофер никогда не говорил на языке ненависти и вражды. Его «Лебенсраум» был про другое: про экспансию, да, но про экспансию «панидеи», объединяющей миллионы людей, а не про уничтожение.
Разница была в том, что в «Лебенсраум им Остен» речь шла не о том, как бы всех объединить в «планетарном будущем», а о том, как отобрать и поделить, поработить и даже умертвить.
Доминирующими идеями «жизненного пространства на востоке» стали захват ресурсов, борьба за выживание — причём выживание одних за счёт других. Мирную и умеренную экспансию немецкого рейха заменила идея оккупации, истребления, расовой борьбы, насилия и жестокой войны.
Сумерки «Лебенсраум» породили чудовище — замыслы вроде «Хунгерплана» с задуманными массовыми убийствами.
Но эту концепцию разрабатывали уже совсем другие люди.
Жизненное пространство на востоке
Жи́зненное простра́нство на Восто́ке (нем. Lebensraum im Osten ) — термин немецкой национал-социалистической пропаганды, отражавший планы заселения германскими народами (арийцами в понимании национал-социалистических вождей) территорий в Восточной Европе и СССР. Впервые этот термин появился ещё в вильгельминскую эпоху, но впоследствии нацистское движение придало ему расово-биологический контекст. Стремление обрести обширные территории для «народа без пространства» (нем. Volk ohne Raum ) послужило одной из идеологических основ для разработанного Генрихом Гиммлером Генерального плана «Ост». В его рамках была предусмотрена крупномасштабная депортация «расово нежелаемого» населения, его порабощение и экономическая эксплуатация.
Содержание
Предыстория
Фридрих Ратцель (1844-1904) ввёл в обиход этот термин в своих научных трудах «Политическая география» (1897) и «Жизненное пространство» (1901). При этом он перенёс теории Чарльза Дарвина о борьбе за выживание в животном мире на отношения между народами и описывал государства как живые существа, которые находятся в постоянной борьбе за жизненное пространство и чьё дальнейшее существование зависит от его наличия.
Термин был подхвачен Фёлькише бевегунг и Всегерманским союзом (нем. Alldeutscher Verband ) и использован в связи с многочисленными на тот момент немецкими меньшинствами в Восточной Европе (фольксдойче) и планами их экспансии. Считалось, что принадлежавшие им земли не должны быть потеряны, а целью должно быть основание новых поселений. Отношение к заморским колониям Германской империи при этом было негативным. Германская колониальная политика рассматривалась как исключительно меркантильная и состоящая под еврейским влиянием. Необходимым считалось пространство для «всегермански» ориентированной «поселенческой политики в крупном масштабе». Для этого не рассматривались внеевропейские колонии, а «непосредственно граничащий с германским Отечеством Восток. Туда нас ведёт судьба. Компас германцев указывает на Восток». Немецкие эмигранты в Америку должны были быть направлены на Восток. Доминирующим идеалом Фёлькише бевегунг было чистокровное германское государство на «народной земле» стран Центральной и Восточной Европы, населённое немецкими крестьянами и ремесленниками, «отцами будущих воинов». Уже в 1875 году Паулем де Лагардом было представлено видение германского государства, границы которого простираются
на западе от Люксембурга до Бельфора, на востоке он Немана до «древних готских земель» Причерноморья, на юге с выходом к Адриатическому морю и с потенциалом расширения в Малую Азию. [1]
Сильную популяризацию получила идея пространства на востоке в 1926 году с выходом романа Ганса Гримма «Народ без пространства» (Volk ohne Raum).
Майн кампф
В вышедшей в 1925 книге «Майн кампф» Адольф Гитлер подробно описал в отдельной главе «Восточная ориентация или Восточная политика» свои планы по захвату жизненного пространства и призвал «раздобыть для немецкого народа земли, на которое у него имеется обоснованное право».
Мы, национал-социалисты, совершенно сознательно ставим крест на всей немецкой иностранной политике довоенного времени. Мы хотим вернуться к тому пункту, на котором прервалось наше старое развитие 600 лет назад. Мы хотим приостановить вечное германское стремление на юг и на запад Европы и определенно указываем пальцем в сторону территорий, расположенных на востоке. Мы окончательно рвем с колониальной и торговой политикой довоенного времени и сознательно переходим к политике завоевания новых земель в Европе. Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены. |
Между тем, стоит отметить что эта задача в основном труде Гитлера ставилась не на текущее время, а на столетия вперед. А своей основной задачей Адольф Гитлер считал освобождение от позорного для Германии Версальского договора и уничтожение евреев.
Ключевые документы
Множество ключевых документов демонстрируют, насколько последовательно Гитлер придерживался своех военных целей.
Жизненное пространство
Смотреть что такое «Жизненное пространство» в других словарях:
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — минимум пространства, обеспечивающий нормальное существование организма. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО средняя площадь, приходящаяся… … Экологический словарь
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) Antinazi.… … Энциклопедия социологии
жизненное пространство — сущ., кол во синонимов: 1 • место под солнцем (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Жизненное пространство — минимальный территориальный объем, позволяющий народу достичь реализации своих исторических и политических стремлений (термин введен Хаусхофером). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
жизненное пространство — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN living space Any room, structure or area used as a residence and associated with subsistence activities, including sleeping, relaxing or eating. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика
жизненное пространство — Соседняя территория, на которую распространяются экономические и политические интересы сильного государства … Словарь по географии
Жизненное пространство — на Востоке (нем. Lebensraum im Osten) термин немецкой национал социалистической пропаганды, отражавший планы заселения германскими народами (арийцами в понимании национал социалистических вождей) территорий в Восточной Европе и СССР. Впервые этот … Википедия
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — Центральное понятие в теории личности Курта Левина. Находясь под влиянием гештальтистского направления, он определял мир каждого индивида как динамическое жизненное пространство, состоящее из областей, представляющих все состояния дел, людей,… … Толковый словарь по психологии
ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО — англ. life space; нем. Lebenstraum. 1. В психологической теории поля мир псих, представлений и переживаний личности. 2. В идеологии фашизма пространство, необходимое для полноценного существования нации. Жизненные возможности (шансы) … Толковый словарь по социологии
жизненное пространство — (Lebensraum), концепция германской экспансионистской политики, введенная в обиход еще в XIX веке. Задолго до 1 й мировой войны германские территориальные требования касались в основном колоний в Африке и Азии. После заключения Версальского… … Энциклопедия Третьего рейха
Что такое « лебенсраум»?
Ассоциации с Lebensraum возникают не самые весёлые — немцы, захватническая война, территориальная экспансия, что-то мрачное типа « всех убьём, одни останемся». Однако изначально всё было не так.
Ассоциации с Lebensraum возникают не самые весёлые — немцы, захватническая война, территориальная экспансия, что-то мрачное типа « всех убьём, одни останемся». Однако изначально всё было не так.
Началось всё, конечно, с учёных, причём с географов. Географ и зоолог Фридрих Ратцель использовал термин « жизненное пространство» в своих работах — в « Политической географии» и в книге 1901 года, которая так и называлась « Лебенсраум».
Ратцель, в свою очередь, развивал идеи Карла Риттера, учёного XIX века.
Ратцеля интересовало, как географическое положение и особенности рельефа влияют на развитие общества. Он считал, что существует духовная и нравственная связь людей с территорией, на которой они живут. С землёй непосредственно связана история народа, а народ — это группа людей, объединённая общей землёй. Государство — это « оседлый организм», а прогресс цивилизаций подобен росту растения, корни которого уходят в почву. « Если народ естественно укоренён в своей территории, то он всегда будет возрождаться…»
Однако очень быстро понятие « лебенсраум» зажило своей жизнью, независимой от воли создателя. Его стали использовать журналисты, писавшие в духе Пангерманского союза в защиту колониальных претензий Германии.
Следующий виток развития идея « жизненного пространства» получила в трудах ещё одного географа и геополитика — Карла Хаусхофера. Хаусхофер, в отличие от Ратцеля, был фигурой трагической и неоднозначной.
« Демон геополитики» — как называют его сейчас; « крёстный отец Гитлера» — как о нём отзывались американцы в 1945-м.
Без Хаусхофера не было бы « Майн кампф», он учил Рудольфа Гесса и встречался с Адольфом Гитлером.
Всё это было бы печально, если бы не было так неоднозначно. При всей любви к Германии Хаусхофер мыслил глобально, планетарно, его занимали континенты и цивилизации. Национал-социализм был слишком узок для него. « Необъятная Евразия», ключевая роль в которой отводилась России, — вот то « жизненное пространство», частью которого, по замыслу Хаусхофера, должна была стать Германия.
Всему хорошему, как обычно, противостояли англосаксы с их « политикой анаконды», однако Хаусхофер никогда не говорил на языке ненависти и вражды. Его « Лебенсраум» был про другое: про экспансию, да, но про экспансию « панидеи», объединяющей миллионы людей, а не про уничтожение.
Однако нет добра без худа. Довольно быстро умозрительный « Лебенсраум», придуманный учёными-философами, подменил вполне конкретный и осязаемый « Лебенсраум им Остен», то есть « жизненное пространство на востоке».
Идея схожая до смешения. Тёмный близнец.
Разница была в том, что в « Лебенсраум им Остен» речь шла не о том, как бы всех объединить в « планетарном будущем», а о том, как отобрать и поделить, поработить и даже умертвить.
Доминирующими идеями « жизненного пространства на востоке» стали захват ресурсов, борьба за выживание — причём выживание одних за счёт других. Мирную и умеренную экспансию немецкого рейха заменила идея оккупации, истребления, расовой борьбы, насилия и жестокой войны.
Сумерки « Лебенсраум» породили чудовище — замыслы вроде « Хунгерплана» с задуманными массовыми убийствами.
Но эту концепцию разрабатывали уже совсем другие люди.
Жизненное пространство
Довольно долго считалось, что главными программными целями Гитлера были борьба с марксистами и евреями и завоевание жизненного пространства. Однако в 1970—1980-е годы некоторые историки пришли к выводу, что фюрер использовал эти цели лишь как инструмент в борьбе за власть. В плоскость реальности они перешли лишь тогда, когда возник риск того, что вечная мобилизация общества начнет выдыхаться.
Этот вопрос служит предметом спора, разделившего немецких историков в трактовке феномена гитлеровского нацизма. Корнями он уходит в глубокое расхождение в понимании немецкой истории и выражает нежелание признать, что весьма существенная часть немцев сыграли свою роль в приходе к власти и поддержке национал-социалистов. Почему такое большое число немцев потянулись к этому человеку и его партии нового типа? Кем был Гитлер – «рупором» идей и убеждений, имевших широкое распространение в обществе, которым умело манипулировали группы интересов внутри страны и за ее пределами? Или, напротив, ловким манипулятором, который под видом давно ожидаемого провидца расчетливо вел страну к революции невиданного дотоле масштаба? Частично ответить на эти вопросы нам поможет концепция жизненного пространства.
Сам термин жизненного пространства – Lebensraum – появился в речах и высказываниях Гитлера только после 1924 года. Следовательно, он стал плодом его размышлений в тюрьме Ландсберга. Он фигурировал в названии книги геополитика Ратцеля, имевшейся в тюремной библиотеке.
Вместе с тем, хотя сам термин еще не вошел в широкий обиход, идея немецкой колонизации на восток выкристаллизовалась еще в конце XIX века и завоевала множество сторонников.
В своем империалистическом варианте идея Lebensraum в значительной мере была ответом на проблему эмиграции и базировалась на сельском романтизме, отвергающем модернизацию и индустриализацию и настаивающем на «германском духе». Возникает вопрос: беря на вооружение концепцию Lebensraum, чем руководствовался Гитлер: идеологическими, тактическими или экономическими соображениями? Мечтал ли он возродить мифическое величие Первого рейха в его более или менее средневековом обличье? Использовал его в качестве инструмента национальной интеграции? Или стремился к завоеванию земель для решения проблемы перенаселенности? А может, надеялся с его помощью превратить экономику Германии в самодостаточный механизм, не зависящий от внешних воздействий?
Ответы на эти вопросы мы находим во второй части «Майн Кампф». Базовая посылка – количество ртов, которые нужно кормить, и пространство, имеющееся в распоряжении человека. Речь идет не только о сельскохозяйственных землях, но и о природных богатствах.
Итак, долг правительства – «восстановить разумное соотношение между численностью населения и площадью земель». В случае нарушения этого соотношения есть несколько путей выхода. Гитлер приводит четыре: искусственно снизить рождаемость; гармонизировать соотношение «территория – население» (так называемая внутренняя колонизация); проводить торгово-колониальную политику; силой завоевать новые территории. Разумеется, фюрер отдает предпочтение последнему. «Если говорить о правах человек, – пишет он, – то одним из основополагающих прав является война; она дает человеку землю, на которой он будет старательно и честно трудиться, чтобы у его детей была ежедневная пища».
Он был убежден, что борьба неизбежна, что подвело его к еще одной «модной» со времен Первой мировой войны теме – автаркии. Учитывая ограниченный запас природных ресурсов в Германии, следовало добиться частичной автаркии, что позволит начать борьбу за жизненное пространство, в свою очередь способную привести к полной автаркии. В отличие от неоконсерваторов, Гитлер откровенно заявлял, что эта задача должна решаться насильственными методами.
Двумя державами, владевшими одновременно всем тем, чего так не хватало рейху – сельскохозяйственными землями, природными ресурсами и огромными рынками, – были США и Советский Союз. Получить это Германия могла только одним путем – путем вооруженной экспансии на Восток. «Европа, – заявлял Гитлер, – нуждается в российском хлебе, мясе, древесине, угле, железе и нефти, чтобы продолжать свою решительную борьбу против США». В 1931–1932 годы Гитлер подчеркивал, что Японии и Германии нужны природные ресурсы, чтобы освободиться от зависимости от мирового рынка и обеспечить свое национальное будущее. После первых побед на территории СССР он опять вернулся к этой теме. Ресурсы, захваченные в ходе войны, должны быть использованы для развития немецкой промышленности; в СССР будет проведена деиндустриализация; на завоеванных землях будут заложены новые города для немцев и родственных им народов, тогда как славяне будут низведены до положения рабов.
Таким образом, реализация идеи жизненного пространства должна была дать Германии промышленную и сельскохозяйственную базу, сопоставимую с США; кроме того, последовательно проводимая расовая политика позволит народам Европы не попасть под владычество США. Восхищаясь экономической и особенно технической мощью американцев, Гитлер жестоко упрекал их в отсутствии культуры. Известно восторженное отношение Гитлера к достижениям технического прогресса; он начал строить в Германии автобаны – в стратегических целях и для снижения безработицы, но также и потому, что был без ума от автомобилей; он мечтал, чтобы в каждой немецкой семье были всевозможные бытовые приборы, и стал первым из европейских политиков, использовавших для проведения избирательных кампаний самолет. В то же время уровень знаний не позволял ему правильно оценить значение многих изобретений, в том числе в области вооружений.
Довольно трудно с точностью определить причины негативного отношения Гитлера к модернизации. Он сам приводил всего две: пролетаризация масс и экологические последствия. В то же время, как мы уже показали, он не скрывал восхищения перед техническими новинками. Можно ли в таком случае причислить его к противникам прогресса, цепляющимся за старину, и апостолам иррационального мира?
Напомним снова: необходимо различать его убеждения и склонности и его умение эксплуатировать человеческие слабости. Для него не были секретом иррациональные побуждения людей, и он ловко их стимулировал при помощи символики, пробуждающей эмоции сродни религиозному рвению: песни, знамена и т. д. Но сам он не верил ни в какой мистицизм, не признавал религиозных обрядов, тем более – оккультизма. Это отличало его от Розенберга, Дарре и Гиммлера, исповедовавших темные учения о «кровной связи человека с почвой» и усердно посещавших общество «Туле». При этом Гитлер и не думал отдалять от себя этих людей, поскольку они представляли собой серьезное партийное течение, которым он умело пользовался.
Фюрер считал, что его мировоззрение представляет собой рациональную теорию, основанную на современной науке. Хотя национал-социализм считался «народным движением» с точки зрения организации, он ни в коем случае не был «культом», но политическим течением, базирующемся на расовых теориях. Поэтому у членов партии не существовало никаких культовых сооружений – лишь народные дома, места собраний и стадионы.
Гитлер был скорее «рационалистом», отталкивающимся от «научных» (впрочем, ложных) посылок, на основе которых он выстроил стройную и последовательную систему. В этой системе жизненное пространство являло собой необходимость для выживания немецкого народа как с точки зрения экономики, так и с точки зрения геополитики.
Завоевание жизненного пространство входило в одну из среднесрочных задач Гитлера. После ее решения он мог перейти к постановке более далеких целей, например достижению Германией статуса мировой державы, а затем и мировой гегемонии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
36.6. Жизненное кредо Ван Мэна
36.6. Жизненное кредо Ван Мэна «В человеческих отношениях я руководствуюсь пословицей: «Верный путь обходится без искусства» («да дао у шу»). Мне хотелось бы естественно и непринужденно следовать верному пути, совершенно не заботясь о том, как сдюжить со своей «ловкостью»
«Жизненное пространство»
«Жизненное пространство» В итоге слова «раса» и «поселение» стали паролями принципа расового отбора и стремления к этнической реорганизации Европы. Расистские идеи имели в Германии давние традиции. Прежде всего, это связано с идейным наследием групп «фелькише»,
Схватка за «жизненное пространство»
Схватка за «жизненное пространство» Гитлер и другие руководители Германии, начиная войну против СССР, смотрели на советскую территорию как на место создания новых немецких поселений и источник почти дарового сырья и энергии. Населению же отводилась роль дешевой
1. Родина — естественное жизненное пространство?
1. Родина — естественное жизненное пространство? В 1966 году популярный этолог[91] Роберт Одри (Ardrey) произвел социобиологическую сенсацию, удостоившуюся, что довольно удивительно, внимания широкой читающей публики. В своей книге «Территориальный императив. Персональное
Жизненное пространство на востоке вместо колоний. Восточная стена против азиатов
Жизненное пространство на востоке вместо колоний. Восточная стена против азиатов 22 июля 1942 года– А хватит ли вам людей для ваших сверхфаустовских планов? – спросил я у Гиммлера.В ответ услышал следующие любопытные замечания:– В первую очередь, естественно, требуется,
1. ПРОСТРАНСТВО
1. ПРОСТРАНСТВО Проблема взаимодействия с окружающими народами и странами всегда занимала существенное место в мировоззрении римлян. На ранних стадиях исторического развития ограниченные, этнически относительно однородные коллективы обычно воспринимают
Борьба за ресурсы и «жизненное пространство»
Борьба за ресурсы и «жизненное пространство» Эта успешная экономическая модель развития базировалась на идеологии национал-социализма. Гитлер заявил, что высшей нацией мира являются арийцы и их лучшая ветвь — германцы, а остальные нации — это «недочеловеки». Помимо
«Жизненное пространство»
«Жизненное пространство» (Lebensraum), концепция германской экспансионистской политики, введенная в обиход еще в XIX веке. Задолго до 1-й мировой войны германские территориальные требования касались в основном колоний в Африке и Азии. После заключения Версальского договора 1919,
1. От союза к борьбе за жизненное пространство
1. От союза к борьбе за жизненное пространство В сентябре 1919 г. Адольф Гитлер, безвестный обитатель мужских общежитий, казематов и казарм, — подобно непроизвольному «сновидцу», из которого внезапно начинает выговариваться «бессознательное», — обнаружил в себе талант
От союза к борьбе за жизненное пространство
От союза к борьбе за жизненное пространство В отношении национальной России, которая после своего освобождения от еврейского господства вступит в «естественный» союз с Германией, разумеется, не могли предъявляться какие-либо претензии на «жизненное пространство». Да и