что значит летний мясоед
Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год
Православный церковный календарь постов и трапез на 2021 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.
Церковный православный календарь постов и трапез на 2021 год
Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица
Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).
ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.
Даты указаны по новому стилю.
Календарь постов и трапез на 2021 год
Периоды | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | |
Великий Пост с 15 марта по 1 мая | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Весенний мясоед | рыба | рыба | ||||||
Петров пост с 28 июня по 11 июля | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба | |
Летний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Успенский пост с 14 по 27 августа | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Осенний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Рождественский пост с 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 года | до 19 декабря | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба |
20 декабря — 1 января | горячая без масла | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба | |
2-6 января | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Зимний мясоед | рыба | рыба |
Великий Пост в 2021 году
с 15 марта по 1 мая в 2021 году.
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.
Петров пост в 2021 году
Петров пост еще называют Апостольским постом
с 28 июня по 11 июля в 2021 году.
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Успенский пост в 2021 году
С 14 по 27 августа в 2021 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.
Рождественский пост в 2021 году
С 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 года.
Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Сплошные седмицы в 2021 году
Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста
Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
Троицкая – неделя после Троицы.
Пост в среду и пятницу
Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
Однодневные посты
Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.
Православные праздники. О трапезе в праздники
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Когда не совершается браковенчание
Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
Мясоед
Мясоед (мясоястие) — период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время после какого-либо поста.
Традиционно различают четыре мясоеда:
При этом в течение всего года православный устав предписывает однодневные посты по средам и пятницам. В летний и осенний мясоеды по этим дням скоромная пища запрещена. В весенний и зимний же мясоеды в эти дни разрешена рыба.
Мясоед, вместе с тем, пора свадеб. Временем для венчания избираются обыкновенно, особенно в крестьянском быту, осенний и зимний Мясоед. Первый обнимает период с 15 августа по 14 ноября (по старому стилю), но порой свадеб являются лишь октябрь и первая половина ноября, что объясняется частью экономическими причинами (к октябрю уже подведён итог урожая), частью религиозными воззрениями народа, считающего праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1(14) октября) покровителем свадеб.
Зимний мясоед
Конечно же, такое разнообразие мог позволить себе только зажиточный хозяин. Простой народ употреблял мясо, в основном, в виде солонины. «Домострой» повествует о том, что ели простые люди: «В скоромные дни хлеб решетный, щи каждый день да каша с ветчиной жидкая, а иногда, сменяя ее, и крупная с салом, а на ужин щи да молоко или каша. По воскресеньям да праздникам к обеду какие-нибудь пироги или густые каши, или овощи, или селедочная каша, блины и кисель, и что Бог пошлет.»
Главным блюдом русского повседневного стола являлись, конечно, щи. О щах народ сложил множество поговорок: «Щи да каша — пища наша», «Не отстать от людей, не обедать без щей», «Кипите щи, чтобы гости шли». Может быть, уважение народа ко щам выразилось и в том, что именовали их на «вы», а не на «ты» — щи. Их ели во всех домах вплоть до царского. История сообщает, что когда царь Иван Грозный разгневался во время обеда на князя Гвоздева, то приказал вылить на князя миску горячих щей.
Первоначально щами называли любую похлебку, впоследствии это название закрепилось по преимуществу за первым блюдом из капусты, щавеля, крапивы, свекольника. Вот рецепт щей XVI века: «Капусту или ботву или крошево мелко нарезать и вымыть хорошо, и разварить, и посильней распарить; в скоромные дни положить мяса, ветчины или сальца ветчинного, сметанки подать. »
Несколько позже щей в русский обиход вошли борЩи, рассольники, селянки.
Весенний мясоед
В это время в пищу можно употреблять:
Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Всего в году бывает четыре мясоеда: летний, осенний, зимний и весенний. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу.
Весенний мясоед обычно это перед Пасхой и Троицкой седмицей и до Дня Святой Троицы: далее все как в зимнем.
Летний мясоед
Не менее чудесно и призвание к служению апостола Павла. Сын богатых родителей из города Тарса, Павел-Савл получил хорошее образование и был яростным гонителем христиан. Он участвовал в убиении святого архидиакона Стефана. Не довольствуясь репрессиями в Иерусалиме, Савл направился в Дамаск, чтобы схватить там всех последователей Христа. Но на пути внезапно он увидел яркий свет и услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Испуганный пал он на землю и в страхе спросил: «Кто Ты, Господи?» — «Я Иисус, Которого ты гонишь, — следовал ответ. — Трудно тебе идти против рожна». И с этого момента из гонителя Павел превратился в ревностного служителя и апостола Христова. Претерпев множество страданий, он самоотверженно проповедывал Евангелие по всему миру — от Аравии до Испании. Иногда за просвещение язычников его еще называют «великим апостолом языков». По приказу императора Нерона, Павел был обезглавлен в Риме.
В праздничной службе оба апостола прославляются как «основания Церкви», «реки премудрости», «вселенной учители».
В день святых Петра и Павла начинается летний мясоед, продолжающийся до 13 августа. Если этот праздник не приходится на среду или пятницу, то разговляются мясом, в противном случае — рыбой, а мясо начинают есть со следующего дня (13 июля), когда отмечается Собор двенадцати апостолов.
В старину на селе розговенье праздновали всем миром. На скошенном лугу ставили столы, приносили, кто что мог, и вся крестьянская община собиралась на братскую трапезу. Эти трапезы потому и назывались братчины-петровщины. Братчины устраивались не только в Петров день, но и в некоторые другие праздники. Так, братчина в день святителя Николая Чудотворца (22 мая) именовалась «микулыциной».
Обычай братских трапез имеет древнюю историю. Первые христиане ежедневно собирались вместе для вкушения пищи. Богатые и бедные приносили с собой пропитание, каждый что имел, и приносимое делилось между всеми во имя любви. Голодных не было, все «принимали пищу в веселии и простоте сердца». Ели обычно под вечер после окончания работы. Поэтому трапеза получила название вечеря любви (агапа). Завершалась она, подобно Тайной вечери Христа и апостолов, общим причащением.
Вечери любви были выражением единства христиан. Не только стол, но и все остальное было у них общим. Как пишет апостол Лука: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2, 44-45). Человек существовал не сам по себе, а был членом Церкви — тела Христова.
Не нужно думать, что собственность, даровая еда и легкая жизнь объединяла христиан. Апостол Павел говорит о себе и своем окружении: «Мы. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночи и дни» (2 Фес. 3, 8) и еще более требовательно добавлял: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Не стремление все отобрать и переделить, а совместный неустанный труд во славу Божию является основой единства христиан от первых дней во все последующие века.
Собираясь за одним столом, крестьяне радовались плодам своих трудов. Здесь они с особой силой чувствовали сплоченность для общего труда на благо каждого. Братчина была залогом того, что община будет нераздельна перед лицом любых испытаний — будь то пожар или наводнение, не оставит никого в одиночестве со своими тяготами. Это было важно не только при стихийных бедствиях. Чтобы нормально жить, общине совершенно необходимы были общественные работы: рытье колодцев, строительство мостов, устройство плотин, чистка рек и прудов и т. п. Они, кстати, также нередко увенчивались общей трапезой. Могло случиться, что кто-либо по болезни или другой причине не справлялся вовремя со своими хозяйственными делами, например, с жатвой. Это грозило голодом. Тогда он просил соседей придти на помощь. Такая работа называлась «помочью». Устраивалась она и тогда, когда дело требовало слишком много рабочих рук сразу. В знак благодарности пригласивший хозяин выставлял угощение, и работа опять-таки кончалась общим столом. Так на деле осуществлялся завет апостола Павла: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните Закон Христов».
Богатые люди имели обычай по праздникам «ставить кормы», «столы строить» для окольных крестьян — угощать сытым обедом, пивом похмельным да вином зеленым с расчетом на то, чтобы им всегда была оказана помощь в нужное время «по первому зову».
Для совместного разговенья в Петров день существовала еще одна причина. Летом колоть скотину в каждом доме было невыгодно — она еще не совсем отъелась, и в жару хранить мясо было затруднительно — оно быстро портилось. Чтобы разговеться, община колола барана на всех — его хватало, чтобы за раз поесть досыта свежего мяса жителям всей деревни. При этом проблемы хранения не возникало. Баранина являлась традиционным русским блюдом, главным угощением на петровских братчинах.
Баранина издавна присуствовала и на русском столе. «Домострой» говорит: «Летом же для еды покупать и мясо домовитому человеку: купить баранчика и дома освежевать, да овчинок и накопить человеку на зиму, а бараний потрох — добавка к столу, утешение тоже. У жены хозяйственной и у хорошего повара замыслов много: из грудинки сварить отвар, почки — начинить, лопатки — прожарить, ножки яичками начинить, печень изрубить с лучком и, пленкою обернув, на сковороде изжарить, легкие, также с молочком, с мукой да яичками разболтав, нальет, а кишечки зальет яичками, из бараньей головы мозжок с потрошком в отваре сготовит, а рубец начинит кашкою, а почки — сварит или, начинив, ужарит, и если так делать, от одного барана много радости будет».
Осенний мясоед
28 августа празднуется Успение Божией Матери. О конце земной жизни Богородицы ничего не сообщается в Новом Завете. Сохранилось лишь предание, согласно которому Богородица была извещена архангелом Гавриилом о времени Ее преставления.
К этому дню по Ее желанию в Иерусалим за исключением апостола Фомы собрались все апостолы, чтобы проститься с Ней. Чудесным образом перед ними предстал Сам Христос, чтобы принять пречистую душу Своей Матери. В третий день, открыв гроб, апостолы поняли, что и тело Богородицы вознесено на небо. Эти события послужили основой установления праздника Успения, который отмечается с IV века. Праздник Успения был одним из самых любимых на Руси. Он являлся престольным для ее главнейших соборов — Софии Киевской и Софии Новгородской. Сохраняя преемственность, главный собор Москвы был также освящен в честь Успения Божией Матери.
Осенний мясоед продолжается до 27 ноября — дня святого апостола Филиппа. В течение его можно есть мясо в любой день, кроме среды и пятницы. Исключение составляют два особых праздника, которые являются днями строгого поста.
Летний мясоед: почему на Руси было принято играть свадьбы
Сегодня мало найдется смельчаков, которые решат сыграть свадьбу в мае. А по какому принципу выбирали время для создания семьи наши предки?
Сделал дело – женись смело
Отпечатанного на глянце свадебного календаря у наших предков, понятно, не было, но это не мешало им правильно выбирать даты. Язычники ориентировались на годовые фазы солнца, смену времен года, дни равноденствий и солнцестояния. С принятием христианства к традициям предков прибавились наставления отцов церкви, которые запрещали любые гульбища во время Постов и Великих праздников.
Именно поэтому назначали свадьбы с учетом благополучности того или иного временного отрезка, когда у родителей жениха и невесты появлялась финансовая возможность в виде полученных от труда излишков. Важно было не ударить в грязь лицом: чтобы все гости ушли со свадьбы «сыты-пьяны».
Любомир
У наших предков-славян существовало понятие любомира – духовного объединения двух родовых общин, и эта семантика свадебного обряда сохранилась до наших дней. В конце лета во время праздника Любомира-свадьбы проводилось освещение супружеских союзов – некий аналог современной свадьбы, отдельная символика и традиции которого сохранились до наших дней.
Так, любомир-свадьба длилась два дня. За западным столом сидели родные и старцы из обоих родов. За восточным – гости. За центральным, родовым столом, – молодожены. К языческой свадьбе восходит и традиция кричать «Горько!». Гости жаловались на горьковатый хмель и просили его подсластить сладким напитком жениха и невесты.
На Красную горку
Этнографические записи подтверждают, что самым благоприятным днем для языческой свадьбы было воскресенье, а лучшим временем – весна.
Испокон веков Красная горка – праздник в честь начала весны, завершающийся в воскресенье, считался чуть ли не самым удачным временем для свадьбы. У славян-язычников праздничная неделя начиналась на Ярилу Вешнего (позднее – Юрьев день), то есть 22 апреля. В наши дни Красная горка – это первая неделя после Пасхи, поэтому каждый год числа меняются.
Наши предки верили, что поженившиеся на Красную горку могут автоматически рассчитывать на безоблачную и счастливую семейную жизнь, ведь их покровителем становился сам Ярило – бог плодородия, солнца, силы и жизни. Однако, с принятием христианства Красная горка часто совпадала с Радуницей – временем поминания усопших предков, и в этом случае гуляния приходилось переносить.
Сегодня на Красную горку (в христианской традиции он называется Фоминой неделей) каждый год наблюдается свадебный бум. Вряд ли влюбленные чтят традиции предков, хотя присказку «Кто на Красную горку жениться, тот век не разженится» знают многие. Просто терпения у многих уже не хватает, ведь возможностей обвенчаться зимой или в начале весны не так много. Если выбрать время до Масленицы не успели, то придется еще ждать, ведь и в Масленицу, и в следующий за ней Великий Пост, и в Пасху, и в Светлую Седмицу венчания не проводятся.
Иван Купала
У славян праздник Ивана Купалы приходился на самый длинный день лета, когда Ярило перерождается и… женится. По наблюдениям известного русского этнографа Ивана Михайловича Снегирева, в некоторых губерниях во время массовых гуляний в день летнего солнцестояния проводились свадебные обряды. На них кукла Ярилы женилась на своей невесте (тоже кукле или молодой березке).
Символика и обрядовость праздника тесно связана со свадебной: выбор суженых, очищение прыжками через костер, обмен сплетенными веночками. Подтверждения суждению нет, но вполне вероятно, что наши далекие предки именно на Ивану Купалу проводили свадьбы.
В христианскую эпоху свадьбу на Ивана Купалу назначали редко, ведь в пылу полевых работ сил и времени на развлечения просто не было. Такая свадьба могла состояться лишь из-за практических соображений: например, семье срочно потребовались дополнительные руки для помощи в уборке урожая.
После революции Иван-Купала сместился на две недели, на 7 июля. И сегодня эта дата отлично подходит для свадебного торжества.
Летний мясоед
Играли свадьбы и в летний мясоед – промежуток между постами, кода разрешено кушать мясо. Летний мясоед начинался после Петрова Поста в Петров день (29 июня) и длился до Успенского поста (1 августа).
Интересно, что вместе с Иваном Купалой и Аграфеной Купальницей Петров день формирует затяжной праздничный цикл, посвященный рассвету природы. И именно на Петров день у девушек появлялось много шансов на замужество, ведь во время гуляний, игр, обрядов приглянуться парню проще.
До и после Покрова
Сбор урожая открывал нашим предкам новые возможности как в языческий период, так и в христианский – с 1 сентября по 15 ноября шли так называемые свадебные недели. Исключением становилось Усекновение Иоанна Крестителя (11 сентября) и Воздвижение (27 сентября).
К октябрьскому Покрову собранные припасы уже надежно разложены в амбаре, а их излишки можно и на свадебный стол выставить. Не забудем, что полное название праздника звучит как Покров Пресвятой Богородицы, а эта святая всегда считалась покровительницей брака и семейного очага.
Иванов день
Пожениться зимой было сложнее – подходящих дней не так много. Например, можно было успеть с 7 по 10 января, после Рождественского поста, но до Крещения Господня.
Особенной датой зимнего свадебного календаря становился Иванов День (зимний мясоед, зимний свадебник). 20 января им открывался непродолжительный свадебный сезон. Эта дата знаменовала еще и окончание страшных Святочных недель. К слову, на Святки свадьбы не проводились, чтобы ни ровен час с чертом не обручиться.
Зимние свадебные мероприятия нужно было завершить до Масленицы, ведь после нее возможности стать женатым или замужней приходилось ждать еще 2 месяца. А вот наши предки-язычники, вероятно, играли свадьбы и на Масленицу, ведь она совпадала с днем весеннего равноденствия. Подтверждение тому – этнографические записи о сохранившихся языческих традициях увоза невесты: в Витебской губернии женихи именно на Масленицу приезжали в дом будущей жены, чтобы забрать ее под венец.
Сегодня свадьбы играют круглый год, и даже от рокового месяца мая некоторые отмахиваются, но тем, кто хочет обвенчаться, нужно помнить о церковных запретах и подбирать дату с учетом двунадесятых праздников и Постов.