что значит лейбл в музыке
Зачем нужны лейблы и как они работают с артистами?
Лейбл- звукозаписывающая компания, занимающаяся заключением контрактов с исполнителями и их продвижением, а также записью и распространением музыки.
В каждом лейбле имеется отдел, занимающимся поиском новых исполнителей- A&R-отдел («Artist and Repertoire»- артист и репертуар). Раньше музыканты отправляли свои записи на кассетах и дисках, что сейчас потеряло свою актуальность из-за слишком большого количества носителей. Колоссально снизилась вероятность того, что работник вообще найдёт вашу флешку или диск. Куда чаще сотрудники прослушивают записи, попавшие к ним в руки через доверенных лиц.
Только после того, как сотрудник A&R-отдела проявит интерес к исполнителю и убедит руководство в необходимости подписать с ним контракт, лейбл подключает к работе все остальные отделы. Подписание контракта запускает процесс внедрения в музыкальную индустрию и активирует все остальные отделы компании. Далее следует запись альбома. Руководитель A&R службы находит продюсера, вместе с которым разрабатывает концепцию альбома и выбирает песни для пластинки. Лейбл выделяет группе бюджет, из которого оплачивается работа студийных инженеров, звукорежиссеров, сессионных музыкантов, а также аренда самой студии звукозаписи. В свою очередь представитель A&R-отдела планирует расписание записи. Также лейбл выделяет бюджет на рекламу, оформление альбома, публикации и освещение в СМИ. A&R-специалист совместно с отделом маркетинга, продаж и связей с общественностью планируют дату выхода альбома.
Отдел развития исполнителей бронирует концертные площадки и составляет расписание выступлений. Вместе с этим готовится промо-тур, в рамках которого запланированы появления музыкантов на теле- и радиоэфирах. Масштабы подготовки и частота появления музыкантов в эфирах и СМИ зависят исключительно от бюджета.
Все отделы работают, как единый механизм, направленный на то, чтобы будущий альбом разошелся максимально возможным тиражом. Продажи напрямую зависят от того, насколько слаженно и качественно сработают все участники процесса: от самих музыкантов до радиостанций и музыкальных магазинов.
Лейблы живут за счет распространения музыки: чем больше количество каналов распространения, тем больше прибыль. Радиостанции и стриминговые сервисы существуют за счет рекламы. Чтобы продавать рекламное время, площадки нуждаются в слушателях. Постоянные и новые слушатели не будут появляться без проигрывания новой музыки. Без радиостанций и стриминговых площадок слушатели не узнают о новых релизах и исполнителях. А без этого не получится продавать альбомы. Когда звукозаписывающая компания выпускает альбом, она покупает эфирное время на радио. Покупка эфира гарантирует определенное количество трансляций песен с выпускаемой пластинки. Для того, чтобы альбом продавался и приносил прибыль, лейблу важно, чтобы песни транслировались как можно чаще.
Что такое музыкальный «Лейбл», и с чем его «едят»
Здравствуйте друзья!
Мы решили разместить несколько блоков из нашей книги о музыкальных лейблах
(полная книга — будет доступна подписчикам блога).
В данной статье мы разберем какие бывают лейблы, что они дают, и где применяются.
Существует несколько вариантов расшифровки понятия лейбл (от англ. «label»).
II. Лейбл звукозаписи (от англ. Recordlabel, торговая марка звукозаписывающей компании) — это бренд, созданный компаниями, занимающимися производством, распространением и продвижением аудио и иногда видеозаписей (главным образом музыкальные видеоклипы и видеозаписи концертов) на носителях разных соответствующих форматов, среди которыхвиниловые пластинки, компакт-кассеты, компакт-диски, мини-диски, SACD, DVD.
III. Нет‑лейбл (он же: нетлейбл, сетевой лейбл, интернет-лейбл) — лейбл звукозаписи, который распространяет и продаёт своюмузыкальную продукцию в виде цифровых аудиофайлов (таких как MP3, Wave, OggVorbis, FLAC). Сетевые лейблы схожи с традиционными лейблами, распространяющими компакт‐диски либо грампластинки; отличие заключается в том, что музыка веб‐лейбла не имеет физического носителя.
Некоторые сетевые лейблы также высылают за отдельную плату (например, подписчикам) и диски.
Обычно интернет-лейбл — это некоммерческая организация, которая предоставляет возможность познакомиться с музыкой, мало представленной или вообще не представленной на традиционном музыкальном рынке: в магазинах, на радиостанциях, телевизионных шоу и пр. Поскольку интернет-лейбл не требует значительных расходов и времени на поддержку, часто они организованы и работают под управлением небольшой группы лиц, или даже одного человека, что, однако, не подразумевает наличие слабого музыкального материала. В последнее время новые способы распространения музыки получают всё большую популярность, потому нет-лейблы более доступны для начинающих музыкантов. Они предоставляют обложку, размещение материалов на всех популярных площадках, и полноценную промо-рекламу. Это хороший старт.
Нет-лейблы стали новым шагом реализации музыки. С появлением сжатого музыкального формата MP3, имеющего значительно меньший объём и пригодного для передачи по компьютерным сетям, и ростом популярности интернета появилось большое количество музыки, распространяемой свободно и бесплатно, начали появляться сайты, занимающиеся поиском и публикацией подобной музыки. Скопировав подход рекорд-лейблов, и применив его к распространению цифровых копий музыкальных записей, появились первые интернет-лейблы, сначала в США, затем и в других странах, в том числе в России и Украине.
Поскольку исторически большое количество музыки, распространяемой свободно, относилось к электронным жанрам, то первые интернет-лейблы занимались в основном распространением именно электронной музыки. В настоящий момент также довольно распространены лейблы, занимающиеся альтернативной и инди-музыкой, то есть такой, для создания которой необязательны крупные вложения.
Кстати, наша студия тоже имеет свой логотип, который выглядит так
Заблуждения начинающих артистов
— Если я подпишусь на лейбл, то стану популярным.
Лейбл — это в первую очередь поддержка/продажа вашего материала, его распространение. Работа над имиджем и популярностью артиста может занять годы.
— Если я подпишусь на лейбл, то стану зарабатывать на своей музыке.
В последнее время продажи лейблов падают. Это связано с тем, что существует множество ресурсов, которые позволяют скачивать музыку бесплатно. Не стоит рассматривать лейбл как основной заработок в этой сфере. Заработать на музыке можно другими путями (к примеру – писать ее на заказ).
— На лейбл трудно (невозможно) попасть.
Это не так. В наше время существуют сотни тысяч лейблов, которым нужны новые перспективные музыканты, и которые с удовольствием послушают Ваше демо.
Даже если их что-то не устроит в вашем материале – они могут написать замечания, исправив которые вы сможете подписаться. Конечно, если Вы начинающий диджей и хотите попасть сразу на мировой лейбл с большим списком известных имен – тогда это будет невозможно.
Вдохновения Вам!
с наилучшими пожеланиями — к оманда AREFYEV Studio
Лейбл
Лейбл звукозаписи (англ. record label ) или, если понятно из контекста, сокращённо просто лейбл — это бренд, созданный компаниями, занимающимися производством, распространением и продвижением аудио- и иногда видеозаписей (главным образом музыкальные видеоклипы и видеозаписи концертов) на носителях разных соответствующих форматов, среди которых виниловые пластинки, компакт-кассеты, компакт-диски, мини-диски, DVD и др. Название происходит от бумажной этикетки (англ. label ), содержащей общую информацию о записи, наклеиваемой на центр виниловых пластинок.
Большинство ведущих лейблов, так называемых мейджор-лейблов (англ. major label ), принадлежит нескольким крупным многонациональным компаниям (Большая четвёрка лейблов звукозаписи), на долю которых приходится основной процент мирового музыкального рынка. Хотя в последнее время наблюдается всплеск независимых (от мейджоров) лейблов, так называемых инди-лейблов (англ. indie label ), представляющих собой альтернативу мейнстриму от мейджор-лейблов. В то же самое время, между мейджорами и инди часто встречается сотрудничество на взаимовыгодных условиях, в частности, они могут выполнять по заказу друг друга те или иные этапы производства, распространения и продвижения музыки.
Сейчас с развитием интернет-технологий наблюдается большой всплеск так называемых нет-лейблов (англ. net label ), которые распространяют музыку в цифровых звуковых форматах (главным образом файлов. При этом нет-лейблы параллельно «нет»-релизам нередко выпускают ограниченные тиражи компакт-дисков и других популярных носителей информации, распространяя их в основном по обычной почте.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Лейбл» в других словарях:
лейбл — лейбл, а [лэ] … Русское словесное ударение
лейбл — лейбл, а … Русский орфографический словарь
лейбл — лейбл/ … Морфемно-орфографический словарь
ЛЕЙБЛ — а; м. [англ. label этикетка, ярлык] Фирменный ярлык, этикетка на изделиях иностранного производства. Джинсы с лейблом. * * * ЛЕЙБЛ ЛЕЙБЛ (англ. label), фирменная этикетка, фабричная марка, бирка на одежде, которая является товарным знаком фирмы… … Энциклопедический словарь
ЛЕЙБЛ — [англ. label ярлык, этикетка] разг. небольшая фирменная метка на одежде; вид товарного знака, имеющего также декоративное значение. Ср. ТРЕЙД МАРК. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. лейбл (лэ), а, м. (англ. label … Словарь иностранных слов русского языка
лейбл — заставка, бирка, наклейка, вещь, лэйбл Словарь русских синонимов. лейбл сущ., кол во синонимов: 7 • бирка (6) • вещь … Словарь синонимов
Лейбл — англ.label жаргонное обозначение этикетки на товаре, торговой марки или фирменного знака. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
лейбл — м.; = лэйбл 1. Фирменный знак производителя, который пришивается или приклеивается к каждому экземпляру выпускаемого изделия. 2. см. тж. бренд Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
лейбл — ЛЕЙБЛ, а, ЛЭЙБЛ, а, м. Фирменная наклейка, заставка, бирка и т. п.; качественная, фирменная вещь. англ. label ярлык, наклейка, этикетка … Словарь русского арго
лейбл — а, м. ст. фр. label, lambel > англ. label. Фирменный ярлык. Ср. фр. lambeau лоскут, тряпка, лента, узкая полоска. Эрудит 1995 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
лейбл — лейбл. Произносится [лэйбл] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Как открыть цифровой музыкальный лейбл
В этой статье я хочу поделиться личным опытом с теми, кому это нужно. Я сам гуглил нечто подобное и приходилось по крупицам собирать информацию. Чтобы была некая четкая и простая инструкция. Одни знакомые говорили это супер сложно. Другие отказывались делиться какой-либо информацией. Открыть лейбл просто. Вопрос: надо ли оно вам?
Возможно кому-то эта статья поможет открыть собственный музыкальный лейбл. У кого-то получится из этого создать прибыльный бизнес, а кто-то просто осуществит свою мечту и станет владельцем лейбла 🙂
Если очень просто: музыкальный лейбл это компания по производству и распространению музыки.
В феврале 2021 года я открыл музыкальный лейбл Forgotten Dreams. На старте была определена четкая концепция для лейбла: «Выпускать фоновую музыку для работы, концентрации и медитации». Таким образом сразу определились основные музыкальные стили: ambient, lo-fi, chillout.
На сегодня подписаны контракты с 17-ю музыкантами, оформлен 20-й релиз лейбла, десятки тысяч стримов суммарно по всем платформам и слушатели из 50+ стран. Прикрепляю плейлист с нашей музыкой на спотифай, чтобы вы понимали, что мы делаем.
Каждый релиз это непосредственно музыка и обложка, как минимум. И перед тем как искать дистрибьютора стоит заранее подумать о логотипе и какой-то общей визуальной концепции оформления обложек, социальных сетей и т.д.
Некоторые дистрибьторы при регистрации попросят загрузить логотип.
Следует заранее подготовить все необходимое оформление, продумать шаблоны для обложек. Я заказывал PSD шаблон, чтобы было проще менять фоновую картинку и название релиза.
Обложка должна быть квадратной. Обычно это 3000*3000 пикселей.
Примеры обложек релизов:
Как бы банально это ни звучало, но музыка является основным продуктом будущего лейбла. И двигаться куда-то далее бессмысленно. Необходимо заранее подготовить несколько релизов. Для этого нужна обложка и музыка.
Релизом может быть:
Как искать музыкантов это тема отдельной статьи и если вам понравится мой формат изложения, то в другой статье расскажу об этом. Дайте знать в комментариях.
Я сам пишу музыку и первый релиз я подготовил со своим треком, а второй договорился с другим исполнителем.
У меня было подготовлено 2 сингла к релизу от двух музыкантов.
Конечно, можно просто купить аккаунт на bandcamp для лейбла и уже осуществлять свою деятельность только там. Можно уже называться музыкальным лейблом 🙂
Меня же интересовало присутствие во всех популярных магазинах (такие как beatport, juno) и стриминговых сервисах (boom, spotify, yandex).
Поэтому большинство современных цифровых лейблов пользуются услугами дистрибьютора/паблишера. Который доставляет музыку во все цифровые магазины и стриминговые сервисы. Собирает отчисления за продажи и воспроизведение, формирует всю статистику в одном кабинете.
Процесс работы с дистрибьютором выглядит так: в личном кабинете загружаешь музыку, обложку, добавляешь информации по артисту и названию релиза. Далее добавляешь дату выхода релиза.
Всю работу по доставке музыки в нужный магазин и сервис делает дистрибьтор. Условия сотрудничества разные, кто-то берет оплату за каждый релиз ежегодно. Кто-то берет итоговый процент от продаж и стримов. Выбирайте дистрибьтора исходя из своих предпочтений и планов.
Есть дистрибьюторы у которых кабинет не предусмотрен для лейблов. Через них могут публиковаться только музыканты напрямую. Вам же надо искать такого, в котором можно планировать релизы для разных музыкантов. Обычно на сайте дистрибьютора написано работает ли он с лейблами.
Дистрибьютору необходимо предоставить несколько уже готовых к публикации релизов. Их можно например загрузить на саундклауд. Где-то будет форма заявки куда можно прикрепить ссылки, а где-то надо будет написать на электронную почту и прекрепить ссылки к письму.
Их очень много, можно нагуглить. Когда я искал своего дистрибьютора натыкался на такие, где есть кабинет для лейблов: label-worx, sundesiremedia, proton. Вот как раз с последним я и работаю.
Просто опубликоваться на стриминговых сервисах это ничего не даст. Представьте, на спотифай ежедневно публикуется более 60 тысяч релизов. А это синглы, альбомы, епи. Представляете сколько музыки выходит каждый день? И это только спотифай.
Релизы необходимо продвигать. На разных сервисах будут свои инструменты. Например на спотифай больше 40% прослушивания музыки приходится на плейлисты. Попадание в плейлисты даст свои прослушивания там.
Вконтакте можно продвигать свою музыку с помощью таргета и публикуясь в сообществах.
На саундклауде можно просить (покупать) репосты релизов в популярные сообщества с тематической музыкой или на страницу исполнителя со схожим жанром.
В твиттере продвигать релизы по хештегам.
Чтобы был эффект необходимо разбираться в инструментах продвижения.Вообще это тоже тема отдельной статьи. Напишите в комментариях, если интересно об этом узнать.
В принципе не всё так сложно. Остается только готовить новые релизы и продвигать их. И вот вы уже владелец музыкального лейбла. Надеюсь статья была полезной.
И в заключении еще раз повторюсь. Открыть лейбл просто. Вопрос: надо ли оно вам?
История трёх крупнейших музыкальных лейблов: от продажи грампластинок до интернет-эпохи
Рынок звукозаписи проделал длинный путь от продаж грампластинок с записанными на них композициями до продаж альбомов исполнителей в интернет-магазинах и музыкальных сервисах.
Обозреватель vc.ru разобралась в основных тенденциях и узнала о работе звукозаписывающих компаний в мире развивающихся технологий.
Зарождение рынка звукозаписи
Конец 19 и начало 20 века навсегда изменили способы прослушивания музыки. Если раньше исполнителей можно было услышать в концертных залах, клубах и филармониях, то в начале 20 века получает массовое распространение радиовещание.
Затем случается ещё один переворот рынка звукозаписи — появление и массовая доступность граммофонов. Грампластинки позволяют каждому желающему услышать ту или иную композицию неограниченное число раз в любое удобное для него время. Этот период является отправной точкой истории звукозаписывающих лейблов: Columbia Records, Decca Records, Edison Bell, The Gramophone Company, Invicta, Kalliope и многих других.
По прошествии времени одни лейблы вливаются в большие компании, а другие остаются независимыми, делая ставку на небольшую аудиторию преданных слушателей.
Наиболее успешные исполнители создают свои собственные лейблы. Собственные звукозаписывающие компании открывали такие звезды, как The Beach Boys, The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin, Eminem и многие другие.
К концу 1980 годов в отрасли начинает лидировать так называемая «Большая шестерка лейблов звукозаписи» — EMI, CBS, BMG, PolyGram, WEA и MCA. К концу 20 века происходит слияние PolyGram и Universal Music Group, а также Sony Music и BMG. «Большая шестерка» превращается в «Большую четверку»:
Эта группа компаний до 2012 года, по разным оценкам, контролировала от 70% до 88% мирового рынка звукозаписи.
Звукозаписывающие компании в эпоху развития интернета
На заре рынка звукозаписи контракт с известным лейблом являлся необходимым условием успеха артистов, ведь вероятность стать известным широкому кругу слушателей была низкой даже для самых талантливых исполнителей. Подписание контракта помимо качественной записи на студии обеспечивало артисту внушительную рекламную кампанию и доступ к розничным магазинам, а саму студию — авторскими правами на запись.
Однако с появлением интернета, развитием пиринговых сетей и свободы информации всё большую популярность стали получать нетлейблы (интернет-лейблы) и open-source звукозаписывающие лейблы.
Нетлейблы получили развитие с появлением цифровых форматов (МР3, WAV, FLAC и других). Использование этих форматов предполагает создание музыкальных записей приемлемого качества и небольшого размера. Нетлейблы редко занимаются раскруткой группы, организацией концертов и защитой прав. Владельцы данных компаний делают упор на распространении продукции через интернет и отказе от производства физических носителей.
Open-source-лейблы выпускают музыкальную продукцию под копилефт-лицензией, которая, в отличии от копирайта, разрешает свободное распространение и модификацию треков.
Самым известным файлообменным сервисом конца 20 – начала 21 века стал Napster. Основанная в 1999 году файлообменная сеть изменила музыкальную индустрию навсегда и закончила своё существование через два года после создания.
В отличие от других подобных однораноговых сетей, Napster имела центральный сервер и была прост в использовании. На сервере находились только информация о файлах, а сами файлы скачивались непосредственно с компьютеров пользователей.
Эти преимущества быстро принесли ему популярность, а в феврале 2001 года число уникальных пользователей достигло 26,4 млн. Однако такой успех не стал поводом для радости создателей сервиса.
Впервые обвинения в нарушении авторских прав предъявила Napster американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) ещё в декабре 1999 года. Фатальным для Napster стал иск большой четверки, который известен как «дело A&M Records против Napster». Несмотря на название, в качестве истцов выступили все члены RIAA. Данное дело стало первым крупным случаем применения законов об авторском праве применительно к пиринговым файлообменным сетям.
Суд постановил, что Napster должен быть привлечен к ответственности за нарушение авторских прав. В целях соблюдения запрета Napster закрыла сервис 1 июля 2001 года. В ходе процедуры банкротства компания передавалась из рук в руки и на сегодняшний день стала частью музыкального сервиса Rhapsody.
Несмотря на все возможности, которые новые технологии предоставили исполнителям, соотношение сил на мировом рынке звукозаписи осталось прежним. Но потерь в связи с пиратством и развитием цифровых форматов крупным лейблам избежать не удалось. Так в 2007 году продажи физических носителей упали на 17%, а доходы Universal Music и Sony Music на 11,7% и 27,7% соответственно.
Инди-лейблы
Инди-лейблы ведут свою историю со времен появления всех звукозаписывающих компаний — второй половины 20 века. За время своего существования многие инди-компании стали частью мейджор-леблов, а те, которые удержались на плаву, позиционируют себя как альтернативу ведущим компаниям звукозаписи.
Поскольку инди-лейблы не обладают теми возможностями, которые доступны крупным компаниям, они обычно обращают внимание на отдельные музыкальные ниши или работают в определённом музыкальном жанре. Заключение контракта с инди-лейблом для артиста имеет и свои преимущества, в числе которых, например, гибкие контракты, и свои недостатки: малая влиятельность отдельной компании на рынок в целом, малые возможности для продвижения и финансирования исполнителя.
Именно из-за недостатков исполнители предпочитают заключать контракты с крупными лейблами, обладающими всей мощью рекламных, маркетинговых, юридических и других отделов. Однако крупные лейблы охватывают все музыкальные жанры, а потому новому таланту требуется приложить немало усилий, чтобы добиться шанса на прослушивание.
Некоторые исполнители всё же записывают свои альбомы на инди-лейблах и не ошибаются. Так, альбом Smash группы The Offspring был продан тиражом более чем 11 млн копий и 6 раз признавался платиновым. Данный альбом стал самым продаваемым альбомом всех времён из выпущенных независимыми лейблами.
Инди-лейблы зачастую заключают контракты с небольшими независимыми магазинами и сотрудничают с ними многие годы, а потому праздник музыкальных магазинов занимает особое место в музыкальной инди-культуре. К радости меломанов всего мира, а также для поддержки маленьких независимых магазинов грамзаписи, не выдерживающих конкуренции в эпоху цифровых технологий, в США был придуман день музыкального магазина — Record Store Day.
К этому дню лейблы и исполнители создают специальные релизы, которые можно будет приобрести в розничных магазинах. Этот праздник отмечается на всех континентах, кроме Антарктиды. Если найти в списке магазин, поддерживающий праздник, и прийти туда, то можно попасть на выступления исполнителей, а также их встречи с поклонниками, диджей сеты, батлы, боди-арт фестивали и кухни на открытом воздухе.
Барабанное соло Дэйва Грола (бывший барабанщик Nirvana и гитарист-вокалист Foo Fighters) на Record Store DayПраздник появился в 2007 году на встрече владельцев и сотрудников независимых магазинов звукозаписи. 19 апреля следующего года группа Металлика открыла праздник в Rasputin Music в Сан-Франциско.
В 2008 в празднике приняли участие США и Великобритания, однако в следующем году праздник стал по-настоящему международным. Его поддержали магазины Ирландии, Японии, Канады, Италии, Швеции, Норвегии, Германии и других стран, включая США и Великобританию. Менеджер по продажам Universal Music Марк Файдерб назвал Record Store Day «лучшим, что когда-либо происходило с независимыми магазинами звукозаписи».
Однако есть и другая сторона медали. Некоторые исполнители и общественные деятели подвергли праздник критике за то, что изначально он привлекал внимание к инди-лейблам, а теперь его захватили крупные звукозаписывающие компании.
Howling Owl и Sonic Cathedral — британские независимые лейблы — объединились, чтобы выступить против Record Store Day. В материале под названием «Почему Record Store Day умирает» на сайте Sonic Cathedral компании объясняют свою позицию: «Мы не можем конкурировать, поэтому мы не будем конкурировать. Праздник превратился в цирк, а мы будем там клоунами».
Entertainment Retailers Association — компания, стоящая за организацией Record Store Day в Великобритании, — ответила на критику, сказав: «Record Store Day всегда ставил своей главной целью поддержку независимых магазинов звукозаписи, но не независимых лейблов. Кроме того, три из четырех релизов, проданных на Record Store Day, принадлежат независимым компаниям. Едва ли это можно назвать предательством инди-лейблов. Мы знаем, что мы не идеальны, но, чёрт возьми, даже то, что есть на данный момент, намного лучше, чем мир совсем без Record Store Day».
Праздник отмечается ежегодно в третью субботу каждого апреля и в 2016 году назначен на 16 апреля.
Большая тройка лейблов звукозаписи
2012 год запомнился мировому рынку звукозаписи процедурой банкротства EMI. EMI Group была продана Universal Music Group, а EMI Music Publishing приобретена Sony Music Entertainment. «Большая четверка» стала «Большой тройкой».
Universal Music Group
Universal Music Group — американско-французская медиакорпорация, которая принадлежит французскому медиаконгломерату Vivendi SA. Является лидером среди лейблов «Большой тройки».
История Universal Music Group начинается с основания MCA (Music Corporation of America) в 1924 году. Всего лишь через пять лет после создания МСА становится крупнейшим агентством в мире, включающем более 700 клиентов: киноактеров, исполнителей, звёзд радио, продюсеров и режиссеров.
Десять лет спустя в Америке открывает свой филиал другой будущий «родитель» Universal Music Group — Decca. Компания быстро набрала популярность даже в период Великой Депрессии благодаря своему списку подписанных исполнителей и цене в 35 центов за одну музыкальную запись.
В 1962 году компания МСА происходит слияние с Decca, которой принадлежал контрольный пакет акций Universal Pictures. Во главе компаний находится Лев Вассерман, прославившийся контрактами с такими звёздами, как Лана Тернер, Кери Грант и Альфред Хичкок.
Этот год для Decca, помимо удачного слияния с МСА, запомнился ещё и прослушиванием группы The Beatles, которое впоследствии назовут одной из самых больших ошибок в истории популярной музыки. Прослушивание было назначено на 1 января, однако из-за сильного снегопада дорога вышла очень длинной. Кроме того, по приезде группы представитель отдела, отвечающего за исполнителей и репертуар, Майк Смит настоял на использовании аппаратуры Decca, оценив аппаратуру The Beatles как некачественную.
Группа сыграла 15 композиций в течение часа. Несмотря ни на что, участники The Beatles и их менеджер были уверены, что контракт будет подписан, однако получили отказ. Официальной причиной отказа стало то, что «группы гитаристов выходят из моды». Эти слова стали печально известными для Decca, а сам Дик Роуи (глава отдела, отвечающего за исполнителей и репертуар) запомнился как «человек, отказавший The Beatles».
В 1995 году компания Seagram приобрела МСА, и в 1996 году изменила название МСА на Universal Studios, а её музыкальное подразделение MCA Music Entertainment Group получило название Universal Music Group. В 2012 году после одобрения Европейской комиссии и Федеральной торговой комиссии UMG приобрела EMI. За покупку EMI боролся ещё один лейбл «большой тройки» — Warner Music — однако долгожданного слияние не произошло ни в 2006 году, ни в 2009 году.
Universal Music в 2014 году приняла участие в UNICEF Imagine ProjectГромкие споры и критика
Злоупотребление цифровым копирайтом (2007 год). UMG обвинена в злоупотреблении законом о цифровом копирайте, руководствуясь которым компания пыталась удалить видео с Мишель Малкин. В данном видео Малкин критически отозвалась об Эйконе, назвав его женоненавистником. В конце концов, UMG отступила от претензий, однако видео оказалось недоступным в течение 10 дней.
В этом же году UMG была вызвана в суд за требование без разбора инцидента удалить домашнее видео длиной в 29 секунд, где ребенок танцует под песню Prince. Решением суда было установлено, что видео не нарушает авторских прав Universal.
Злоупотребление цифровым копирайтом (2011 год). В декабре сайт Megaupload опубликовал видео, в котором Канье Уэст, Snoop Dogg, Алишия Киз и Will.i.am хвалят ресурс. UMG заблокировала видео на YouTube, ссылаясь на закон о цифровом копирайте. Представитель Megaupload заявил, что все необходимые соглашения на съемку с каждым исполнителем были подписаны. По решению суда видео было возвращено на ресурс за отсутствием причин для удаления.
Исполнители, работавшие с лейблом
Sony Music Entertainment
Sony Music Entertainment — американская звукозаписывающая компания, находящаяся на втором месте по степени влияния из «Большой тройки».
ARC была приобретена в 1938 году компанией Columbia Broadcasting System (CBS). Эта покупка вывела CBS в лидеры музыкального рынка, благодаря доступу к огромной музыкальной коллекции компании ARC.
В марте 1968 года компания Sony, наравне с другими крупными медиахолдингами, приходит к пониманию того факта, что ей нужна собственная звукозаписывающая компания. В результате инвестируя 50:50 в будущий звукозаписывающий лейбл, CBS и Sony формируют CBS / Sony Records. В 1987 году Sony Corporation of America (SCA) после 13 месяцев ожидания приобрела CBS Records, у которой были подписаны контракты с такими звездами, как Майкл Джексон.
Разработки Sony и возможности флагманской звукозаписывающей компании CBS Records сделали SCA одним из самых мощных медиахолдингов. Так, в 1983 году, последовав примеру компании Philips, Sony начала производство оптических дисков, а спустя 10 лет бросила вызов всей индустрии, создав стандарт SDDS (Sony Dynamic Digital Sound). Этот стандарт использовал одновременно 8 каналов (7.1) в отличие от шести каналов Dolby Digital 5.1, которым все тогда пользовались. Однако стандарт потерпел неудачу, поскольку кинотеатры отдали предпочтение цифровым стандартам и Dolby Digital, а развитие SDDS для домашнего использования компанией Sony никогда не рассматривалось.
В июне 2012 Sony/ATV Music Publishing приобрела EMI Music Publishing, став крупнейшим в мире музыкальным издательством. Эта сделка вызвала множество споров на тему монополизации музыкального издательского бизнеса, однако была одобрена решением Федеральной торговой комиссии. Прошлый глава EMI Music Publishing (сейчас исполнительный директор Sony/ATV) прокомментировал сделку следующим образом: «Сегодня действительно особенный день. Я с нетерпением жду возможности помочь в создании величайшей издательской компании в мире вместе с невероятными исполнителями, композиторами и другими профессионалами, которые работают в Sony/ATV и EMI».
Громкие споры и критика
Диски с руткитами (2005 год). Скандал вокруг незаконных и потенциально вредных мер защиты от копирования, которые Sony установила на 22 млн компакт-дисков.
Исполнители, работавшие с лейблом
Warner Music Group
Warner Music Group — американская компания звукозаписи. Является третьей по степени влияния компанией из «Большой тройки».
Согласно информации на официальном сайте, свою историю Warner Music Group предпочитает отсчитывать с открытия в 1810 году в Лондоне компании Chappell & Co. Компания была основана тремя партнёрами — музыкальным издателем Сэмюэлем Чэппеллом и двумя музыкальными профессорами: Френсисом Латуром и знаменитым лондонским композитором Иоганном Крамером.
В залах фирмы располагались музыкальные инструменты для продажи или проката, а также осуществлялась продажа нот.
Известность Крамера и общественная активность Чэппелла принесли свои плоды. Chappell & Co через 9 лет после открытия уже упоминал Бетховен в своем письме другу, желавшему опубликовать свое произведение: «Поттер говорит, что Чэппелл на Бонд Стрит в настоящее время одни из лучших издателей».
В конце 19 века – начале 20 века начинает активно развиваться киноиндустрия, а братья Уорнер основывают одноименную компанию. Warner Bros сразу стала пионером в мире звукового кино: компания приобрела инновационный витафон, позволивший им синхронизировать музыку, звуки и картинку на экране.
В истории любой крупной компании есть место ошибкам и неудачам. Одна из них и ознаменовала создание компании Warner Bros Records, как подразделения Warner Bros Pictures. До 1958 года компания Warner Bros Pictures не имела собственной звукозаписывающей компании, и один из актеров, с которым у Warner Bros Pictures был подписан контракт, записал хит у конкурентов. Подобная потеря клиентов могла повториться в будущем, а потому компании ничего не осталось, кроме как созлать собственный звукозаписывающий лейбл.
Первый успех не заставил себя долго ждать. Через два года после создания звукозаписывающей компании был записан альбом комика Боба Ньюхарта «The Button-Down Mind of Bob Newhart». Его дебютный альбом завоевал первое место в чарте Billboard 200, основывающемся на продажах альбомов исполнителей, и приз лучшего альбома года на премии «Грэмми» в 1961 году.
В последующие годы компания Warner быстро развивалась, расширяя сферы своей деятельности, и в 1987 году происходит слияние Warner Communications (издательской компании холдинга Warner) с Chappell & Co. Компания приобрела имя Warner / Chappell и стала крупнейшей издательской фирмой того времени.
С развитием эпохи цифровой музыки и интернета руководители Warner Music Group предприняли ряд шагов, позволивших их компании идти в ногу со временем. В 2002 году компания начала первые цифровые продажи музыки, в 2007 году открыла продажи через AmazonMP3, в 2008 году предоставила свои музыкальные каталоги сервису Spotify. Сотрудничество с популярными музыкальными сервисами и отказ от DRM-средств защиты принесли WMG звание одной из самых инновационнных компаний по версии Fast Company.
Рекламное видео WarnerГромкие споры и критика
Напряженные отношения с YouTube (2008 год). В декабре 2008 переговоры между WMG и YouTube провалились, в результате чего видео, принадлежащие WMG, оказались заблокированы, что ухудшило мнение пользователей о Warner Music.
В сентябре 2009 года издание CNET сообщило, что между WMG и YouTube заключен новый контракт, и видео вновь появятся на сайте в течение нескольких недель.
Решение об остановке лицензирования бесплатных сервисов (2010 год). Генеральный директор лейбла Эдгар Бронфман-младший заявил, что Warner Music Group будет останавливать лицензирование бесплатных потоковых музыкальных сервисов. «Это не тот вид бизнеса, который мы будем поддерживать в будущем», — отметил Эдгар Бронфман-младший.
Отказ от распространения продукции через Google Music (2012 год). Warner Music отказались предоставлять свою музыку на Google Music, чем вызвали волну негодования, но через год изменили своё решение.
Исполнители, работавшие с лейблом
Структура крупного звукозаписывающего лейбла
Структура каждого из лейблов «Большой тройки» представляет собой матрёшку. С одной стороны, каждый лейбл принадлежит медиахолдингу или зонтичному бренду, с другой — сам содержит ряд дочерних звукозаписывающих компаний.
Кроме того, любой звукозаписывающий лейбл похож на венчурный фонд. Обе организации рискуют, вкладываясь в потенциально успешные компании (исполнителей), а выгоду получают только в случае успеха своих протеже.
Список отделов крупной звукозаписывающей компании наглядно демонстрирует, какой работой она занимается кроме непосредственной звукозаписи:
A&R-отдел (Artist and repertoire)
Один из самых престижных отделов в звукозаписывающей компании. Занимается открытием и сопровождением новых талантов.
Работой этого отдела является отслеживание вкусов аудитории, поиск новых исполнителей, запись альбома (поиск авторов музыки и текстов, если артист не пишет сам), выбор композиций, которые войдут в альбом, попадут на радио, на которые снимут клип, связь с отделом PR и отслеживание выбранной стратегии продвижения исполнителя.
Люди, работающие в этих отделах, напоминают бизнес-ангелов, которые рискуют всем, вкладываясь в неизвестый стартап. Работники A&R-отдела зачастую завалены новым материалом для прослушивания, а сами музыканты называют отдел «attitude and rejection» (оценка и отказ).
Художественный отдел
Отвечает за продумывание рекламных изображений, обложек альбомов, сотрудничество с продюсерами.
Отдел развития исполнителей
В работу этого отдела входит создание стратегии продвижения и развития карьеры исполнителя.
Отдел финансов
Отвечает за управление денежными средствами компании.
Отдел связей с компаниями
Занимается связью между компаниями-дистрибьютерами продукции и звукозаписывающими компаниями, помогает выбрать дату выпуска альбома.
Юридический отдел
Отвечает за заключение контрактов между исполнителем и компанией, между звукозаписывающей компанией и другими компаниями, а также другие правовые вопросы.
Отдел маркетинга
Создает маркетинговый план выпускаемого альбома, координирует работу PR-отдела, отдела рекламы, отдела продаж.
Медиаотдел
Имеет дело с новыми бизнес-тенденциями, проводит презентацию альбома исполнителя в интернете и музыкальных сервисах.
Отдел рекламы
Главная задача этого отдела — убедиться, что исполнитель ротируется на радио, может также отвечать за обеспечение эфирного времени на музыкальных телеканалах.
PR-отдел
Отвечает за распространение информации об исполнителе в журналах, газетах, телевидении, на радио.
Отдел продаж
Занимается розничными продажами, связями с музыкальными сетями продажи. Обеспечивает появление продукции на полках магазинов.
Инвестиции и доходы лейблов
По данным IPFI (международная федерация звукозаписывающей индустрии), на 2014 год инвестиции лейбла из «Большой тройки» в нового артиста, с которым подписан контракт, составляли от 500 тысяч до 2 миллионов долларов. Затраты на запись составляли от 150 до 500 тысяч долларов.