что значит личность не установлена
Что значит личность не установлена
Статья 10.1. Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность
(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 83-ФЗ)
1. Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы с фотографией вместе с описью приложенных к заявлению документов.
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе:
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;
2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;
3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;
4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации;
5) направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
5. Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество лица, проводившего опрос, персональные данные свидетеля, а также документ, удостоверяющий личность свидетеля.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Для опознания иностранного гражданина сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предъявляет его свидетелям, которые предварительно сообщают сведения о себе, а также об обстоятельствах знакомства с данным иностранным гражданином.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Иностранный гражданин предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Перед началом опознания иностранному гражданину предлагается занять любое место среди предъявляемых для опознания лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись. В случае невозможности опознания иностранного гражданина непосредственно может быть проведено опознание по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, по возможности внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее трех. Если опознающий указал на одно из предъявленных для опознания лиц или на одну из фотографий, то ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данное лицо, а также сообщить фамилию, имя и отчество опознанного.
9. По результатам опознания составляется протокол опознания, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.
10. Протокол опознания предъявляется для ознакомления всем участвовавшим в опознании лицам. Указанные лица могут вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые должны быть удостоверены их подписями.
11. Протокол опознания подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также участвовавшими в опознании лицами. В случае отказа участвовавшего в опознании лица подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления этого заключения.
Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдается справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации.
Форма заявления о выдаче справки для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации, форма такой справки и порядок ее выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(п. 12 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца. В случае непоступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций ответов на запросы территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца.
(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае непоступления ответов в течение времени, на которое продлен срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина, заключение об установлении личности иностранного гражданина выносится на основании данных, имеющихся ко времени истечения этого срока.
(абзац введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)
14. Формы бланков заявления об установлении личности, справки о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)
Установление личности. Кому требуется и для чего
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержит нормы, регулирующие процедуру установления личности иностранного гражданина.
Согласно закона, эта процедура проводится по заявлению гражданина либо по инициативе МВД в отношении иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории России и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях.
Кому нужна процедура установления личности
Фактически эта процедура необходима:
Последние две категории лиц – это так называемые лица с неурегулированным правовым статусом, то есть те, кто длительное время проживают на территории России, не являются иностранными гражданами, либо никогда не документировались иностранным паспортом и паспортом гражданина России.
Чтобы легализовать свое положение в России, такому человеку требуется первоначально установить свою личность. Проходит эта процедура в подразделении по вопросам миграции территориального органа МВД России (ранее – в миграционной службе).
Как проводится установление личности.
После этого гражданину выдается справка с описью принятых документов. Срок проверки составляет до 3 месяцев.
После 24 августа 2021 года вступят в силу изменения, согласно которых срок будет продлеваться еще на 3 месяца в случае непоступления ответов о гражданской принадлежности из консульских учреждений.
Затем в ходе проверки проводится дактилоскопирование, у гражданина может быть запрошена дополнительная информация о его биографии, сотрудники МВД проводят проверки по имеющимся учетам (базам российских паспортов, регистрации, информационной системе миграционного учета и т.д.), опрашивают свидетелей, направляют запросы в различные государственные органы, а также дипломатические представительства и консульские учреждения
Если по результатам проверки подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, то составляется заключение об установлении личности, копию которого выдают гражданину.
Заключение об установлении личности не признается документом, удостоверяющим личность. С ним нельзя заключить брак или поступить в университет.
Для чего проводить установление личности
Эта процедура дает возможность определиться с дальнейшим порядком урегулирования своего правового статуса.
Для тех, лиц без гражданства кто не может получить разрешительные документы, например в связи с наличием судимости или по иным причинам, после 24 августа 2021 года можно будет получить временное удостоверение личности сроком на 10 лет.
Установление личности гражданина Российской Федерации, совершившего правонарушение
Трусов А.И., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России.
В работе рассмотрен наиболее актуальный вопрос, вызывающий серьезные затруднения в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, а именно невозможность установления личности физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В статье на основе мнений специалистов автор приходит к выводу о необходимости расширения списка применяемых законодателем методов идентификации личности на территории нашей страны.
Ключевые слова: удостоверение личности, идентификация личности, гражданин Российской Федерации, установление личности, условные обозначения физического лица, опознание.
Determining the identity of the citizen of the Russian Federation, committed the offense
Trusov A.I., candidate of law, senior lecturer of department of administrative law and administrative activities of the Stavropol branch of Krasnodar university of MIA of Russia.
The paper considered the most urgent issue that causes serious difficulties in the practice of law enforcement officers, namely the inability to determine the identity of an individual who is a citizen of the Russian Federation in respect of which the proceedings are conducted on an administrative offense. The article, based on the views of experts, the author comes to a conclusion about the need to expand the list used by the legislator to identification of the person on the territory of our country.
Key words: identification, identification of the person, a citizen of the Russian Federation, the identification, symbols of a natural person, the identification.
Наиболее актуальным вопросом, вызывающим серьезные затруднения в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел, является невозможность установления личности физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Следует отметить, что данный вопрос не получил должного внимания со стороны научного сообщества, что подчеркивает актуальность его рассмотрения.
Непосредственное отношение к установлению личности физического лица имеют современные возможности идентификации личности, которые по-разному используются всеми государствами. Идентификация личности необходима для установления тождества человека самому себе или его документам, с целью обеспечения его основными документами, удостоверяющими личность. Для установления тождества человека самому себе по идентификационным признакам или его документам в Российской Федерации действует паспортно-визовая система, предусматривающая процедуру оформления доказательств идентификации с обязательным соблюдением прав человека и сохранности его персональных данных.
Музыченко П.Б. Актуальные проблемы теории и практики идентификации личности // Российская юстиция. 2014. N 9.
Зинин А.М. Проблемные вопросы экспертной портретной идентификации // Эксперт-криминалист. 2010. N 4.
Черненко М.Д. Теория и практика идентификации неопознанных трупов в западноевропейских государствах: Лекция. М.: ВНИИ МВД России, 2007. С. 6.
Деньги сквозь пальцы: на смену кошелькам приходят биометрические платежные терминалы // http://hitech.newsru.ru/article/29apr2013/paytouch (дата обращения 12.04.2016).
Касенова М.Б. Идентификация лиц в Интернете и киберпространство социальных сетей // Юрист. 2014. N 6.
Таким образом, государство использует разнообразные системы идентификации личности, с целью установления тождества человека по различным элементам, которые также определяются государством и носят обязательный характер в виде конкретных данных регистрируемых в определенных документах, удостоверяющих его личность.
Безусловно, особую актуальность рассматриваемая проблема представляет при установлении личности правонарушителя, не имеющего гражданства Российской Федерации. Но данный вопрос был изучен нами ранее и не будет затронут в настоящем исследовании.
Для того чтобы в отношении правонарушителя составить протокол об административном правонарушении либо протокол о применении меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, необходимо установить его личность по документам, предусмотренным на территории РФ.
ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 // СПС «КонсультантПлюс».
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ любое физическое лицо, в том числе гражданин РФ, совершившее на территории РФ административное правонарушение, подлежит административной ответственности на общих основаниях. Однако полная административная правосубъектность любого физического лица возможна только при наличии у него действительного удостоверения личности, выданного органом государства его гражданства, либо полученного от компетентного российского органа государственной власти.
Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 18.11.2005 N 687 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 N 125 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 N 1352 // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление Правительства РФ от 06.04.2011 N 243 // СПС «КонсультантПлюс».
Приказ ФМС России от 30.11.2012 N 391 // СПС «КонсультантПлюс».
ФЗ РФ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Несмотря на принятые законодателем нормы, регламентирующие процедуру установления личности гражданина РФ, в отдельных случаях признать их достаточными не представляется возможным по ряду причин.
ФЗ РФ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Итак, подводя итог вышесказанному, следует сформулировать ряд предложений, способствующих усовершенствованию процедуры идентификации личности граждан РФ, совершивших правонарушение, и улучшению правоприменительной практики производства по делам об административных правонарушениях в отношении данных лиц:
Что значит личность не установлена
Обзор документа
Приказ Министерства юстиции РФ от 30 сентября 2020 г. N 228 “Об утверждении Порядка установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации” (документ не вступил в силу)
В соответствии с частью пятой статьи 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 52, ст. 7798) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 29.12.2020.
Министр | К.А. Чуйченко |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 октября 2020 г.
УТВЕРЖДЕН
решением Правления
Федеральной нотариальной палаты
от 16 сентября 2020 г. № 16/20
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 30 сентября 2020 г. N 228
Порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица посредством единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации
I. Общие положения
2) сведений о гражданине Российской Федерации, содержащихся в единой системе идентификации и аутентификации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации 3 :
— фамилия, имя, отчество (при наличии);
— дата рождения (число, месяц, год);
— адрес места жительства (регистрации);
— реквизиты основного документа, удостоверяющего личность (серия и номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);
— страховой номер индивидуального лицевого счета.
3. В целях установления личности гражданина в соответствии с Порядком нотариус получает от гражданина, личность которого устанавливается, информацию о его абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи, содержащимся в единой биометрической системе.
В случае, если информация о представленном гражданином абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи не содержится в единой биометрической системе, установление личности гражданина в соответствии с Порядком не осуществляется.
Полученные в соответствии с абзацем первым настоящего пункта данные нотариус посредством ЕИС направляет в единую биометрическую систему.
5. В случае положительного результата проверки соответствия представленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, нотариус получает информацию в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Порядка. В данном случае личность гражданина считается установленной.
6. В случае отрицательного результата проверки соответствия представленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, нотариус в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Порядка получает только информацию о результатах такой проверки, при этом информация о степени взаимного соответствия 5 нотариусу не предоставляется.
В данном случае сведения, указанные в подпункте 2 пункта 2 Порядка, нотариусу не предоставляются, и установление личности гражданина нотариусом не осуществляется.
1 Статья 34.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 10).
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2018, N 1, ст. 66.
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4108; 2020, N 34, ст. 5484).
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 28, ст. 4234; 2019, N 38, ст. 5310.
5 Приказ Минкомсвязи России от 21.06.2018 N 307 «Об утверждении методик проверки соответствия предоставленных биометрических персональных данных физического лица его биометрическим персональным данным, содержащимся в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, а также об определении степени взаимного соответствия указанных биометрических персональных данных, достаточной для проведения идентификации, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (зарегистрирован Минюстом России 29.06.2018, регистрационный N 51496).
6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4108; 2020, N 34, ст. 5484.
Обзор документа
Минюст определил порядок установления личности гражданина, его представителя или представителя организации посредством ЕИС персональных данных.
Порядок применяется в случае, когда отсутствует документ, удостоверяющий личность гражданина, или при наличии сомнений относительно личности гражданина, предъявившего указанный документ.
Личность гражданина устанавливается нотариусом на основании получения им с использованием единой информационной системы нотариата определенных сведений. Приведен перечень.
Для установления личности гражданина нотариус получает от гражданина информацию о его абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи, содержащимся в единой биометрической системе.
Прописаны необходимые процедуры.
Приказ вступает в силу с 29 декабря 2020 г.