что значит макрух в исламе
Что означает «макрух» в ханафитском мазхабе?
Вопрос:
Что значит «макрух» в ханафитском мазхабе? Какие у него виды? Что это за виды? Как это выводится из источников Шариата? Например, если мы возьмем хадис: «Выравнивайте ряды, или Аллах разведет ваши сердца», – здесь речь о нежелательности, запретности или о чем?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Макрух (или караха) в языке означает «не любить», «испытывать неприязнь». И этим словом обозначают действие, которое не одобряется в Шариате.
Есть два вида макруха:
Макрух танзихан
Макрух танзихан, или караха танзихийя, обозначает действие, которое не одобряется в Шариате, однако наказание за этот поступок не полагается. И это ближе к дозволенному (мубах), чем к недозволенному (харам).
Примеры:
1) Использовать слишком воды при совершении омовения или, наоборот, использовать слишком мало воды.
3) Не делать гусль по пятницам.
4) Не читать тасмийю (бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим) в начале омовения.
5) Не пользоваться сиваком в начале омовения.
Правило:
Тому, кто воздержится от такого поступка, полагается награда, однако тот, кто совершает его, не будет наказан. Тем не менее, совершать такие действия регулярно – возмутительно.
Макрух тахриман
Макрух тахриман, или караха тахримийя, содержит в себе повеление воздерживаться от некого поступка, что выведено на основе размышления (далиль занни). Это ближе к запретному (харам). И можно сказать, что макрух тахриман – полная противоположность ваджибу.
Примеры:
1) Откладывать намаз аср до того времени, когда солнце меняет цвет.
2) Совершать различные составляющие намаза слишком быстро, например, быстро исполнить два земных поклона с коротким промежутком между ними.
3) Пост в день Ид аль-Фитр.
4) Пользоваться золотыми и серебряными приборами (как для мужчин, так и для женщин).
5) Продавать и покупать во время азана на пятничную молитву.
Правило:
Если человек не воздерживается от совершения таких поступков, это грех – и за него положено наказание в вечной жизни, однако это наказание меньше того, которое полагается за совершение запретного (харам). Если человек не совершает таких поступков, ему полагается награда за это. Тот, кто отрицает недозволенность этого действия, не выходит из Ислама, в отличие от человека, который отрицает недозволенность харама.
Примечание:
В ханафитском мазхабе, если слово «макрух» употреблено без пояснения (мутлакан), обычно это означает макрух тахриман. Это общий принцип, из которого есть исключения.
Все вышесказанное, главным образом, взято из книги великого ученого, шейха Абдуль-Фаттаха Абу Гудды (да помилует его Аллах), – из введения к его трактату по ханафитскому фикху «Фатх баб аль-инайя шарх Китаб ан-Нукайя».
А Всевышний Аллах знает лучше.
[Муфтий] Мухаммад ибн Адам
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
Что такое макрух?
Макрух с точки зрения ислама
Вопрос от Валентины:
В лексическом значении слов «макрух» означает нечто нежелательное, неприятное и нехорошее. В терминологии фикха слово «макрух» означает те действия, совершение которых является нежелательным и порицаемым, но при этом данные действия не являются харамом.
Все то, что не нравится Аллаху Всевышнему и Его посланнику, а также аннулирует вознаграждение, полученное за совершение поклонения, является макрухом. Как известно харам – это то, совершение чего категорически запрещено в исламе.
Тогда как макрух, это так же запрещенное действие, но данный запрет не столь категоричен, как в случае с харамом, и опирается косвенные доказательства. Совершение действий, считающихся макрухом, считается грехом.
Между харамом и макрухом существуют точки соприкосновения. Оба этих понятия обозначают запрещенные или как минимум отвратительные и мерзкие поступки. Однако к категории харам относятся те действия, которые категорически запрещены Аллахом Всевышним.
В качестве примера можно привести следующий аят: «Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (ан-Ниса 4/23).
Тогда как запретность макруха не столь категорична. То, что то, или иное действие является макрухом, следует из некоторых выражений содержащихся в аятах и хадисах. Например, в следующем хадисе можно видеть разделение действий на харам и макрух: «Поистине, Аллах Всевышний запретил неуважительное отношение к матерям; закапывание живьем ваших дочерей; и требование того, на что у вас нет прав. Так же Аллах Всевышний считает отвратительным (макрухом) злословие, задавание большого количества вопросов, а так же порчу имущества» (Бухари, Рикак, 22).
Макрух делится на два вида:
От харама до макруха: разбираемся в деталях
Виды запретного в исламе (Источник фото: freepik.com).
С арабского языка слово харам переводится как запрещенный или грех, а в качестве шариатского термина это слово значит действие, которое запрещено законодателем (Аллах и Его посланник) посредством четкого и конкретного выражения. Процесс запрещения называется тахрим, а запрещенная вещь или действие называются харам, мухаррам и махзур.
Чем отличается харам от макруха
Ряд имамов ханафитского мазхаба считает, что для того, чтобы действие называлось запрещенным, необходимо наличие запрета в коранических аятах или мутаватир и машхур (сообщение, передаваемое тремя передатчиками в каждом из разрядов иснада) хадисах. Те действия, на запрет которых есть указание в хадисах ахад, в ханафитском мазхабе называются макрух тахриман (нежелательные действия, близкие к запрету). Другие имамы мазхаба утверждают, что для категоричного запрета хватает и того указания, что содержится в хадисах ахад.
Разновидности запретных действий
1. Харам ли ‘айнихи (запрещенные сами по себе).
Это действия, которые запрещены по причине того зла и вреда, что в них имеются. К этому можно отнести воровство, убийство, прелюбодеяние и так далее. Человек, который совершает подобные действия, считается нечестивцем, заслуживающим наказание в будущем мире. Это пагубное последствие в следующей жизни. Что касается этой жизни, то у совершения подобных действий есть также определенные негативные последствия.
К ним можно отнести тот факт, что определенные права, которые человек приобретает дозволенным путем, будут недействительными, если их приобрести, нарушая запреты. Например, украденная вещь не принадлежит человеку, ее укравшему. Родители детей, которые родились у них от прелюбодеяния, не могут оставить им свое наследство.
Некоторые запретные действия могут стать дозволенными при возникновении крайней необходимости. Например, человек, который боится умереть от голода, может есть запретную пищу, если у него не имеется пищи дозволенной.
2. Харам ли гайрихи (запрещенные из-за различных сторонних факторов, зачастую временных).
Некоторые разрешенные в основе действия по причине различных факторов могут стать запретными. К примеру, пост является дозволенным (даже поощряемым) действием, однако в дни праздника поститься не рекомендуется. В праздник люди должны радоваться и благодарить Аллаха за Его блага, не утруждая себя голодом и жаждой.
К этому также можно отнести перебивание торговли. Пророк (с.а.с.) сказал:
«Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти и не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат».
Торговля сама по себе является дозволенной, но перебивание торговли другого человека порицаемо в исламе. То есть, нельзя подходить к человеку, который что-то хочет приобрести у определенного продавца, и говорить ему: «Я могу тот же товар продать тебе за более дешевую цену».
Выражения, указывающие на категорический запрет
Всевышний Аллах и Его посланник Мухаммад (с.а.с.) запретили определенные действия, используя различные выражения:
1. Иногда в коранических аятах и хадисах посланника Аллаха то или иное действие называется «харам» (запретно):
«Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость…» (ан-Ниса, 23).
Также Аллах сказал:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам» (аль-Маида, 3).
2. Иногда говорится, что это «не является дозволенным».
Пророк (с.а.с.) в одном хадисе сказал: «Имущество одного мусульманина не является дозволенным другому, если тот не подарил (или не продал) его ему» (Муснад).
3. В других текстах может использоваться отрицательное повелительное (запретительное) наклонения глагола.
«Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (аль-Хадж, 30).
Что нужно знать о хараме и макрух?
Харам — это запрещённые действия, а макрух — нежелательные. Запреты в Исламе определены аятами и хадисами в твёрдой и категоричной форме.
По мнению большинства учёных-правоведов, кроме ханафитов, харамность допускается и в случае, если имеются лишь предположения («хабару вахид»). Ханафиты называют тахриман макрух те действия, которые в категоричной форме указаны в «хабару вахид». Понятие танзихан макрух у ханафитов подразумевает поступки, которые указаны не столь категорично. Запреты Аллаха и Его Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) имеют различную форму.
1. Прямое повеление в Коране.
В аятах запрет передан в категоричной форме с помощью слова «харам»: «Запретны вам в качестве жён ваши матери, дочери, сёстры, тётки со стороны отца, тётки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, молочные матери, молочные сёстры, матери ваших жён, падчерицы — ваши воспитанницы, с матерями которых вы сошлись (а если вы не сошлись с их матерями, то нет греха, если женитесь на падчерицах); запретны [вам также] жёны ваших кровных сыновей, запретно жениться одновременно на двух сёстрах, если это не случилось прежде, — воистину, Аллах — прощающий, милостивый» (Сура «ан-Ниса», 4 / 23).
«Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха, [убоину] удавленную, забитую палками, издохшую при падении [с высоты], убитую рогами и [скотину], которую задрал хищник, — если только вы не заколете её по предписаниям, — и то, что заколото на [языческих] жертвенниках. Запрещено вам также предсказывать будущее. И всё это — нечестие. Сегодня те, которые не уверовали, потеряли надежду отклонить вас от вашей веры. Но вы не бойтесь их, а бойтесь Меня. Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довёл до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам. Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет [съесть запретное], то ведь Аллах — прощающий, милостивый» (Сура «аль-Маида», 5 / 3).
2. Если разрешённое спустя некоторое время стало запретным.
В качестве примера можно привести аят: «Отныне и впредь тебе не дозволено [брать новых] жён, а также заменять [прежних жён] другими, если даже ты очарован их красотой, за исключением твоих невольниц. Аллах ведь следит за всем сущим» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 52).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Верующему запрещается пользоваться имуществом другого мусульманина без позволения» (Ахмад ибн Ханбаль, «Муснад», 5 / 72).
3. С использованием глагола повелительного наклонения: «И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно — мерзость и мерзкий путь» (Сура «аль-Исра», 17 / 32).
4. Используя выражения, содержащие предупреждение.
Например, в аяте глагол «воздержитесь» запрещает совершение действий (харам): «О, вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам — скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете» (Сура «аль-Маида», 5 / 90).
Виды харама
Причиной запрета является вред или опасность, которые имеются в вещи или в действии. В зависимости от явного или косвенного проявления, харам делится на два вида:
Харам лизатихи — действия, которые изначально запрещены Аллахом и Его Посланником (салляллаху алейхи ва саллям), без условий и указания временных рамок. Например, прелюбодеяние, кража, употребление падали, заключение брака с родственниками. Эти запреты введены для сохранения пяти основ существования человечества: жизни, имущества, разума, религии и продолжения рода.
Запрещенные действия считаются незаконными, но не влекут за собой никаких юридических последствий. Например, прелюбодеяние не может быть причиной для установления кровного родства или права наследства. Также кража не даёт права владеть имуществом, приобретённым незаконным путем. Все виды харама (если не наступит безвыходное положение) не могут быть дозволенными.
Харам лигайрихи — дозволенные действия, которые в силу обстоятельств стали запретными. Например, видеть аурат женщины является харамом, так как это может привести к прелюбодеянию. Однако после заключения брака позволяется смотреть на любую часть тела супруги.
Также мусульманам запрещено совершать куплю-продажу во время джума-намаза: «О, вы, которые уверовали! Когда вас зовут на соборную молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела. Это лучше для вас, если только вы разумеете» (Сура «аль-Джума», 62 / 9). Но этот запрет распространяется лишь на ограниченное время, чтобы не удерживать людей от посещения мечети.
При острой необходимости дозволено нарушение этого вида харама. Например, eсли возникла острая необходимость во врачебном осмотре, и нет врача-женщины, то доктору-мужчине разрешается провести осмотр.
Синонимами слова «харам» являются «масият» (ослушание) и «грех». Человек, отрицающий запреты Всевышнего, считается вероотступником (Газзали, «аль-Мустасфа», «Булак», 1322, 2/31; Паздави, «Усуль», на полях «Кашфуль-асрар», Стамбул, 1308; 1 / 66; Ибн Хумам, «Ат-Тахрир», Каир, 1316—1317; 1/329; Абу Захра, стр. 432; Закиуддин, «Шабан», стр. 215).
Макрух
В эту категорию попадают действия, запретность которых установлена повелениями Аллаха и Его Посланника (салляллаху алейхи ва саллям) не в категоричной форме или в неоднозначных выражениях. Между харамом и макрух есть нечто общее: и то, и другое означает неприглядные и предосудительные действия. Однако, согласно мазхабу Ханафи, существует ряд отличий.
Харам — действия, которые чётко и ясно запрещены повелениями Аллаха, а также мутаватир— или машхур-сунной, тогда как макрух — это запрещённые действия, основанные на тех же доказательствах, но выраженные в более мягкой форме. Макрух делится на два вида: тахриман и танзихан.
Макрух тахриман — запреты на определённые действия, выраженные не в категоричной форме. Если повеление основывается на предположительных доказательствах (слабее машхур), то оно считается макрух тахриман — близким к хараму. В качестве примера можно привести хадис: «Пусть никто без позволения брата по вере не перебивает чужие торги и не сватается к помолвленной девушке» (Бухари, «Никах», 45; Муслим, «Бую», 8; «Никах», 38, 49, 52, 54, 56).
Запрет в хадисе носит категоричный характер. Исходя из формы выражения, эти действия должны быть харамом, но так как хадис является лишь предположительным, то его положения относятся к группе «тахриман макрух». Заслуживает наказания тот, кто совершит указанные поступки, но не считается вероотступником тот, кто не признаёт положений этого хадиса.
Макрух танзихан — запреты Аллаха и Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), носящие не столь категорический характер. Например, употребление чеснока или лука перед посещением мечети. Известно, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) велел: «Если вы поели чеснок или лук, то сидите дома и не ходите некоторое время в мечеть!» (Бухари, «Азан», 160; Абу Давуд, «Атима», 41).
Этот хадис учит людей правилам поведения в обществе — не доставлять неудобств другим. Сюда же можно отнести и другие запахи, которые вызывают отвращение: грязных носков, пота или немытого тела.
Совершение поступков, относящихся к танзихан макрух, не влечёт за собой наказания или порицания, но противоречит общественным нормам. Похвально поведение человека, который стараетося избегать совершения обоих видов макруха. Имамы всех мазхабов, кроме ханафитов, относят все действия макрух к разряду харам. Нежелательными они считают только те поступки, которые не запрещены.
Для ханафитов тахриман макрух является синонимом ваджиба, а танзихан макрух — мандуба (Ибн Рушд, «Бидаятуль-муждтахид», Каир, 1952, 2 / 167, 168; Аз-Зухайли, 1 / 53, 2 / 263—264, 4 / 240; Абу Захра, стр. 45, 46; Закиуддин, «Шабан», стр. 217).
Макрух
Дословно слово «макрух» обозначает что-то отталкивающее, противное или неприятное. Исламское право этим термином обозначает совершение такого нежелательного действия, от которого мусульманину лучше отказаться, чем совершить его. И к понятию «макрух» в исламе, и к понятию «харам» синонимом будет являться слово «грех».
Макрух в исламе не содержит столько категоричного запрета, но в ряде выражений, которые можно встретить в некоторых аятах и хадисах, указывается на то, что определенное действие является макрухом. В хадисе от Бухари, глава «Рикак», 22 говорится, что Аллах запрещает определенные действия, среди которых упоминается неуважительное отношение к матерям, закапывание живьем дочерей, а также требование чего-то, на что человек не имеет прав. Далее там говорится, что Всевышний Аллах относит к категории макруха, то есть «считает отвратительным» порчу имущества, задавание вопросов в большом количестве и злословие.
Виды макруха
Макрух принято подразделять на два вида – тот, который близко к хараму, или макрух-тахриман, а также макрух-танзихан, который подразумевает какие-то нежелательные действия, которые ближе к мубаху. Если человек намеренно совершает макрух-тахриман, то он совершает грех, а если совершает макрух-танзихан, то грехом это считаться не будет. Кто не признает положений хадиса из категории макрух-тахриман, не считается вероотступником, согласно мнению богословов ханафитского мазхаба.
Разница между макрух-тахриманом и макрух-танзиханом также заключается в том, что макрух-тахриман имеет доказательства в каком-то из исламских первоисточников.
Макрух-тахриман
Под категорию харама ханафитский мазхаб относит такие вещи или деяния, на запретность которых напрямую указывает Коран, сунна-мутаватир или сунна-машхур. Если же о запрете какого-либо деяния говорится в единичных хадисах-ахад, то такие запретные деяния относят под категорию «макрух». Совершить макрух-тахриман значит совершить грех, и если мусульманин воздержится от совершения такого действия, это будет его богоугодным деянием. Один из явных примеров макрух-тахримана – это если мужчина носит шелковую одежду либо вкушает питье или пищу из посуды из золота.
Макрух-танзихан
Более легким видом макруха является макрух-танзихан, за который не накажут человека, если он будет совершен, но если мусульманин воздержится от совершения этого греха, то это будет его богоугодным деянием. В первоисточниках Ислама довольно редко упоминается такой вид макруха, и его можно отнести к таким повелениям сунны-ахад, в которых не предоставляются категоричные запреты. Примером такого может стать хадис, где говорится: «Тот, кто съел лук или чеснок, пусть не приходит в мечеть, а сидит у себя дома». Есть суннитские мазхабы, которые относят макрух-тахриман к категории харама, то есть запретного, и лишь те из деяний, на которые не существует категорического запрета, указанного в Сунне или Коране, считают макрухом.
Многие ученые-правоведы, к которым не относятся ханафиты, допускают харамность на основе «предположительного довода» (далиль занни), то есть в хадисах от единичных передатчиков «хабару вахид», а ханафиты же относят к макрух-тахриман такие деяния, которые в хадисах категории «хабару вахид» указываются в категоричной форме. Ханафиты считают, что макрух-танзихан – это такие деяния, которые не столь категорично указываются.
Формы запрета в Коране
Запреты Всевышнего Аллаха можно подразделить на несколько форм.
Харам лигайрихи предполагает дозволенные действия, которые стали запретными по каким-то определенным обстоятельствам. Примером такого может являться аурат мусульманки – такой запрет был введен с той целью, чтобы возможность смотреть на открытые части тела женщины не привела к прелюбодеянию. Но этот запрет снимается для мужа после того, как между супругами заключается брак.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)