что значит максимальный перепад высот в кондиционере
Каким может быть расстояние между наружным и внутренним блоками кондиционера
Наружный и внутренний блоки кондиционера размещают на разном расстоянии друг от друга. От чего зависит этот параметр и насколько он критичен для климатических установок?
Как работает кондиционер
В кондиционере хладагент (фреон) циркулирует по замкнутой системе. Непрерывный процесс его перехода из одного агрегатного состояния в другое обеспечивает охлаждение воздуха в помещении. В газообразном состоянии фреон поглощает тепло, а в жидком – отдает. При этом конденсация хладагента происходит при высоких показателях давления и температуры, а кипение – при низких.
Процесс происходит следующим образом.
В испарителе хладагент находится в парообразном состоянии. Его всасывает компрессор (участок 1-1) и сжимает до 15–25 атмосфер. В результате температура пара повышается до +70÷90 °С.
Из компрессора горячий пар направляется в конденсатор (участок 2-2), где охлаждается до температуры 10÷20 °С выше температуры атмосферного воздуха, конденсируется и превращается в жидкость.
Конденсатор находится в наружном блоке, его размер подбирается таким образом, чтобы весь поступивший в него пар успел перейти в жидкость.
Из конденсатора жидкий хладагент при высоком давлении и температуре попадает в регулятор потока. Здесь давление резко падает, небольшая часть жидкости испаряется, остальная попадает в испаритель (точка 4), где нагревается от воздуха в помещении, в котором установлен внутренний блок. Жидкость закипает и переходит в парообразное состояние. Далее процесс повторяется.
Что будет происходить в кондиционере при слишком короткой или, наоборот, слишком длинной протяженности фреоновой магистрали?
Короткая протяженность магистрали
Производители далеко не всегда указывают минимально допустимую протяженность фреоновой магистрали, но опытные монтажники рекомендуют делать ее не короче трех метров.
Дело в том, что при более короткой длине трассы фреон в испарителе может не успеть полностью перейти в газообразное состояние. Он продолжит кипеть в трубе магистрали, в жидком состоянии попадет в компрессор, что приведет к гидродинамическому удару. В результате поломаются клапаны и другие детали компрессора.
Есть несколько аргументов «против» магистралей короче трех метров:
Длинная протяженность магистрали
Изготовители указывают производительность своих кондиционеров и максимально допустимую протяженность фреоновой магистрали. Эти параметры тесно связаны: чем выше производительность по холоду, тем большей может быть длина трассы. Так, для моделей производительностью 2,5 кВт предельная протяженность магистрали не превышает 20 м, а для полупромышленных кондиционеров производительностью 8 кВт она может достигать 50 м.
При этом есть одна важная деталь: показатели производительности указывают для оптимальной длины магистрали – 7,5 м. При увеличении протяженности трассы цифры меняются.
Примером падения производительности могут выступить следующие показатели:
Длина магистрали, м
Падение производительности в % для кондиционеров с разными значениями холодопроизводительности
Перепад высот между блоками кондиционера
Существует множество параметров, по которым выбирают сплит систему, но высота кондиционера никогда не входила в число определяющих критериев. Единственный тип сплит-систем, для которых высота играет некоторую роль, являются кондиционеры колонного типа, но они предусмотрены для установки в больших помещениях с минимальными требованиями комфорта и к их дизайну. Кстати, высота внутренних блоков (колонн) этих сплит-систем колеблется в пределах 1,5-2,0 метра.
Какое-то значение может иметь высота (габариты) мобильных и оконных моноблочных кондиционеров с точки зрения интерьера и сохранения площади оконного проема. Но есть обстоятельства, где термин «высота» имеет большое значение.
Высота установки наружного блока сплит-системы
В числе технических характеристик каждой сплит-систему указывается максимальная высота подъема хладагента и длина трассы для прокачки фреона, которую позволяет мощность компрессора.
Для разных моделей кондиционеров эти показатели сильно отличаются. Высота подъема хладагента компрессором может составлять от 5-ти до 20-ти и более метров, но ориентироваться на максимальные значения не стоит, поскольку работа компрессора на предельных режимах приводит к значительному снижению КПД и сокращению срока службы агрегата.
Длина трассы прокачки фреона не может быть меньшей 3-х метров даже в тех случаях, когда расстояние между блоками сплит-системы меньше этого значения. Тогда излишек медной трубки сворачивается в кольцо и помещается возле блоков сплит системы.
Заводская заправка кондиционера рассчитана на длину трассы 5-7 метров, ее максимальная длина обычно начинается с 15-ти метров и заканчивается на отметке 25-30 метров. Каждый лишний метр трассы требует дозаправки примерно 15 грамм фреона, но о предельных значениях длины контура можно сказать то же самое, что о высоте подъема.
Поэтому перепад высот между блоками кондиционера в перечисленных смыслах должен ориентироваться на «золотую середину», если вы хотите пользоваться сплит-системой максимально долгое время.
Высота установки внутреннего блока сплит-системы
Этот вопрос актуален только для настенных сплит-систем и решается с учетом особенностей помещений, где устанавливаются внутренние блоки. Кассетные, канальные и угловые сплит системы монтируются по высоте потолков, поэтому для них поставленный вопрос не актуален.
Внутренние блоки настенных сплит-систем монтируются на высоте 2,1-2,7 метра в зависимости от высоты потолков, при этом расстояние от верхней кромки блока до потолка должно быть не менее 30 см. Это необходимо для обеспечения нормального воздушного потока.
Кроме этого при выборе высоты кондиционера (установки блока) учитывается расположение предметов и деталей интерьера, чтобы они не перекрывали направление движения воздуха, а также с целью избегания направления холодного воздуха на места, где постоянно находятся люди.
Необходимое расстояние между блоками кондиционера: основные правила и нормативные требования монтажа
В процессе монтажа кондиционеров важно учитывать многие аспекты, в том числе и рекомендации производителя. Согласитесь, что грамотно установленный агрегат работает эффективнее, а срок его службы намного дольше.
К техническим условиям относится выбор длины фреоновой трассы сплит-системы – медного трубопровода, соединяющего внутренний и внешний модули. Существуют границы, нарушение которых приводит к резкому снижению производительности и поломкам ключевых узлов.
В этой статье рассмотрим, каким должно быть необходимое расстояние между блоками кондиционера, и выясним, можно ли увеличить длину соединяющей магистрали без потери функциональных качеств.
Принцип работы сплит-системы
Сначала выясним, как работает бытовая сплит-система – так будет проще понять, почему важны монтажные нюансы.
Как известно, домашний кондиционер традиционной конструкции состоит из двух блоков: один из них устанавливают в комнате, второй фиксируют на улице, с наружной стороны стены, на чердаке или в любом другом месте..
Процесс охлаждения воздуха в комнате происходит за счет непрерывного движения фреона и перехода его из газообразного состояния в жидкое, а затем наоборот. Когда хладагент находится в газообразном состоянии, он поглощает тепло, а в жидкой фазе – выделяет.
Процесс конденсации, то есть переход в жидкое агрегатное состояние, происходит при высокой температуре и давлении, а кипение, при котором газ испаряется, характеризуется низкими значениями.
Процесс теплообмена происходит следующим образом. Компрессор всасывает пар из испарителя (зона 1-1), сжимает его и направляет в конденсатор (зона 2-2). При этом хладагент сжимается до 20-25 атм., а его температура повышается до +90 °С. Там происходит охлаждение и конденсация.
Из кондиционера (3) хладагент, уже в жидком состоянии, через регулятор потока в условиях низкого давления возвращается в испаритель (4). Внутренний воздух нагревает жидкость, происходит закипание и переход в пар. И так процесс повторяется бесконечно.
Переход хладагента из одного агрегатного состояние в другое происходит и в теплообменниках, и в трубах. Чтобы процесс успевал вовремя начаться и закончиться, необходима определенная длина магистрали – вот почему важно учитывать требования по длине, установленные разработчиками техники. С устройством и принципом работы типового кондиционера разобрались, а сейчас переходим к нормам и правилам монтажа его блоков.
Протяженность фреоновой магистрали
Пользователи климатической техники часто ведут споры о расстоянии от внешнего блока кондиционера до внутреннего, а затем экспериментируют с установкой. Их можно понять – иногда особенности интерьера или расположения комнат требуют увеличения длины трубопровода.
Но профессиональные монтажники точно знают, что самовольно увеличивать или уменьшать длину трубопровода нельзя. И действительно, отступление от требуемых параметров тут же сказывается на производительности кондиционера.
Выясним, какими должны быть нормы установки и почему нельзя их менять.
Нормы расстояния между блоками
Монтажные нормативы устанавливает производитель. Если вы возьмете инструкцию, то в разделе по установке найдете схемы и рабочие параметры, на которые нужно ориентироваться при монтаже.
Как правило, указывают максимальную длину магистрали, о минимальной ничего не говорится. Но в комплекте с блоками вы найдете медные трубки для их соединения – их ни в коем случае нельзя укорачивать.
Длина трубопровода зависит от модели.
Для бытовых сплит-систем с внутренним настенным блоком действуют следующие нормы:
Точные данные указаны в технических документах к конкретной модели.
По параметрам, указанным в таблице, понятно, что при удлинении трассы требуется дополнительное заполнение контура фреоном.
Если сплит-система укомплектована 5-метровой трубой, укорачивать ее нельзя. Что делать, если расстояние между блоками всего 3 м, а трубка – 5 м? Нужно просто аккуратно смотать ее крупными кольцами, без сломов и перекручиваний, и оставшиеся 2 м спрятать в одном из блоков.
Слишком короткий трубопровод
Если производителями не указана минимальная длина фреоновой магистрали ни в одном из доступных источников (бумажной или электронной инструкции, видеоролике), ориентируйтесь на общепринятое значение – 3 м. Короче трассу делать нельзя.
Если вспомним, как происходит процесс перехода хладагента из одного состояния в другое, то поймем, что короткой трубы просто не хватит для полного преобразования вещества. Фреон, не успевший превратиться в газ в испарителе, в виде жидкости поступит в компрессор, чего допускать нельзя.
Последствия установки слишком короткого трубопровода бывают различными:
Перечисленные неприятности можно устранить только увеличением длины трубопровода. Как видите, небольшой монтажный нюанс оказался очень важным.
Расстояние больше стандартного
Как вам уже известно, максимальная длина фреоновой магистрали ограничена 20 метрами. Это значение актуально для домашних моделей со средней производительностью 2,5-3 кВт. Но для полупромышленных агрегатов от 8-9 кВт используются другие границы – длина трубопровода увеличивается до 50 м.
Можно сделать вывод, что параметры расстояния между блоками сплит-систем напрямую связаны с такой технической характеристикой, как производительность.
Самое опасное, что может произойти при слишком длинном трубопроводе – снижение давления. Причем негативные последствия ожидают оба участка – газовый и жидкостный.
Если падает давление газа перед поступлением его в компрессор, то на выходе оно также становится более низким. В результате снижаются параметры температуры, происходит обмерзание.
Специальной функции подогрева магистрали не предусмотрено, поэтому компрессор из-за нагрузки перегревается и ломается. Особенности диагностики компрессора и способ его ремонта вы рассмотрели в статье: Как проложить трассу кондиционера: специфика устройства коммуникаций
Снижение давления на участке трубопровода с жидким фреоном приводит к тому, что растет доля газа. Большое содержание газа увеличивает скорость движения хладагента, что приводит к еще большему падению давления. В таких условиях нормальное функционирование кондиционера просто невозможно.
Но есть один выход: чтобы снизить потери давления в магистрали, увеличивают диаметр медной трубы. Для этого используют формулу:
Профессиональные монтажники советуют увеличивать длину фреоновой магистрали только на горизонтальных участках.
Чтобы не обращаться к сложным вычислениям, рекомендуют увеличить диаметр трубы для газа (она чуть толще) на 1 размер: то есть 3/8 заменить на 1/2, 1/2- на 5/8 и т.д.
И обычный монтаж кондиционера, и замену труб не рекомендуем выполнять самостоятельно. Опытные специалисты лучше знают, как поступить в сложных случаях и избежать возникновения неполадок.
Перепад высот между блоками
Кроме длины между модулями сплит-системы нужно выдерживать и определенный перепад высот. Он всегда указан в инструкции и для бытовых моделей обычно составляет не более 5 м, реже – 10. Большие значения характерны для полупромышленных и промышленных моделей – до 20-30 м.
Если длину фреоновой трассы можно слегка увеличить, то экспериментировать с высотой запрещено. По этой причине наружный блок устанавливают чаще всего на 2-3 м ниже настенного модуля.
У владельцев городских квартир выбор небольшой – рядом с балконом или окном. Собственники одноэтажных коттеджей иногда устанавливают внешний модуль прямо на земле, на специальных опорах. О выборе оптимального места для монтажа кондиционера мы детально рассказывали в этой нашей статье.
Выводы и полезное видео по теме
Пример выбора места установки сплит-системы в соответствии с требованиями производителя. Основы монтажа:
Ошибки при сокращении длины трассы:
Гораздо проще производить самостоятельный монтаж или контролировать чужую работу, если знаешь принцип работы техники и тонкости установки. Как вы убедились, выбор длины фреоновой магистрали – это не каприз, а технически выверенное условие правильной работы сплит-системы.
Отходить от параметров, указанных производителем, не советуем. Но если нет другого выхода и вам нужно увеличить длину трубопровода – обязательно обратитесь к специалистам.
А на каком расстоянии установлены блоки кондиционера у вас? Расскажите о личном опыте выбора места под установку блоков снаружи и внутри здания. Если у вас остались вопросы по теме статьи, не стесняйтесь задать их нашим экспертам и другим посетителям сайта – блок обратной связи расположен ниже.
Что значит максимальный перепад высот в кондиционере
в любой инструкции есть максимальная длина и высота
чем мощней тем дальше/выше
в любой инструкции есть максимальная длина и высота
чем мощней тем дальше/выше
врятли, если и есть то у мицубиси электрик, у них хитрые компрессора с кролы с отделением масла
для простеньких кондеев длина и перепад ограничена размером и мощностью компрессора, сможет или нет вернуть масло в картер
чилер шумно + требует больше времени на ТО, но дешевле
фреоновая система более автономна
Здание строится. Нагрузка была 200 холода на фэнкойлы. Хотелось уйти от сложных систем в пользу более простых и бюджетных. Мультизоналка это хорошо но ее как и чиллер из подручных средств не отремонтируешь.
А вариант с увеличением диаметра интересен, я нашел у gree 10 кВт наружки с длинной трассы 50 м. Если заказчик отдаст часть стен то я уложусь в 50м.
И нужна еще холодильная машина на приточную установку, в проекте опять чиллер, но расстояние от венткамеры до чиллера 10 м. Не могу понять почему нельзя поставить ккб с инвертером? Ведь как я понял основная проблема ккб частые включения?
длиная трасса также чревата перегревом компрессора, охлаждается он всеже газом на всасе
на низких холодильников даже инжекцию жидкости делают во всас
Дык если магаз то пихайте маквеи канальники у них трассы запредельные и мощности до 220кВт внутряхи
получше китая будут
Спасибо за дельный совет, да я прекрасно понимаю что маржи больше, но в системе чиллер фэнкойл есть еще и трубопроводы огромных диаметров которые нужно сварить и смонтировать соблюдая уклоны и это все раздел ОВ.
Если скалькулировать стоимость меди, утеплителя, и времени на монтаж. К стоимости стальной трубы, утеплителя, работ по грунтовке, покраске, и утеплению, опрессовке и наладки гидравлики, обвязки чиллера и насосоной группы. И еще есть риск что из за брака в трубе (она ведь будет шовная) зальет магазин. То бросить 500 м трассы на сплиты легче и дешевле. По дням от 10 дней на всю работу, против двух месяцев возни с чиллером и фэнкойлами.
Я предлагал много решений и по выносному холоду обсуждали что можно тепло забирать, но проектировщик их не поддерживал не хотел заморачиваться. Jota правильно меня причислил к мечтателям наши идеи заказчику интересны но Заказчик не склонен к экспериментам ему нужно рабочее решение, а проектировщик не воспринимает предложения всерьез. Проектировщику это не интересно рас заказчик не требует от него новых технологий, его задача сделать проект который пройдет экспертизу, ньюансы и мелочи лишний геморрой.
. Я не настроен на сплиты, это более выгодный вариант для заказчика а дальше ему решать.
Насчет VRV да он работает зимой но не эффективно он берет тепло от горячей воды и компрессором передает его внутренним блокам. Какой тогда коэффициент производительности для зимы? Сколько потеряет заказчик на электричестве?
седня подписал договор на здание сродни вашему, 3600м2 каждый этаж всего 2 таких этажа, 3 таж 1200 квадратов, вентиляция кондиционирование 1-2 этажи, ушли от тупова проекта в сторону комфортности и окупаемости для заказчика.
1-2 этажи (вентиляция) ПВ система с роторным рекуператором, без секции охлаждения и чиллера как предполагалось по проеткту.
1- этаж (кондиционирование) мультизона
2- этаж (кондиционирование) сплиты
почему такое кондиционирование, да потому что все можно разместить на кровле.
с 3 этажем заказчик неопределился что у него там будет, допилить вентиляцию и кондиционирование в любой момент можно, конфигурация здания позволяет.
to VasiliAK, заказчики не особо в нашем регионе идут на новшества им нужно очень долго и упорно доказывать что система себя окупит в реальные сроки и дальше будет приносить профит
по замерам, да и теория тоже самое говорила
Выгодное не всегда с т.зрения инженерии правильное.
А вот потому и может «перебить» дикая бригада.
Что значит максимальный перепад высот в кондиционере
После того как Вы определились с кондиционером, нужно подумать о монтаже. И прежде всего о месте установки внутреннего и внешнего блока. Эти вопросы мы сейчас как раз и обсудим.
Основные моменты, которые надо учитывать при монтаже сплит-системы:
Место установки внутреннего блока.
При выборе места установки внутреннего блока следует обратить внимание на следующий момент. Струя холодного воздуха, которую будет выдувать кондиционер, создает с одной стороны комфортную атмосферу в помещении, но с другой стороны она может создать серьезные проблемы со здоровьем, людям, которые будут находиться в непосредственной близости от кондиционера. Поэтому лучше всего выбрать место установки таким образом, чтобы струя холодного воздуха обдувала пол или мебель, но не людей.
После окончания монтажа и расстановки мебели, к внутреннему блоку должен быть доступ (не забывайте о необходимости время от времени чистить фильтры). Я бы не писал это пожелание, если бы своими глазами не видел, в одном офисе, внутренний блок кондиционера, посередине которого шла перегородка. Тот, кто это придумал, хотел одним кондиционером охладить два помещения. Но результатом такого монтажа, становятся забитые пылью фильтры, и не работающий кондиционер.
Дренаж.
В процессе работы внутреннего блока на холод, в нем собирается конденсат, который отводится по специальному дренажному шлангу.
Существуют два основных способа отвода конденсата:
-принудительный
-самотеком
Принудительный отвод применяется, когда нет возможности обеспечить минимально необходимый наклон дренажного шланга. Для принудительного отвода необходимо дополнительно приобретать и устанавливать дренажную помпу.
В основном, конечно же, используется отвод самотеком. Но если Вы хорошо учили физику, и знаете, «Закон сообщающихся сосудов», то советую Вам о нем на время монтажа кондиционера забыть. Применительно к дренажным шлангам он не работает.
Приведу пример. Дренажный шланг опускается вниз на 2 метра, а затем поднимается вверх на 5 см. В результате такого монтажа, скорее всего, вода польется непосредственно из внутреннего блока, а не из дренажного шланга, хотя он и расположен на 1,95 метра ниже. Поэтому дренажный шланг должен быть проложен с уклоном вниз. Подъемов быть не должно. Горизонтальные участки делать так же не рекомендуется, так как они в процессе работы кондиционера забиваются пылью.
Слив конденсата чаще всего осуществляется на улицу, реже в канализацию, еще реже в емкость.
Бывают случаи, когда необходимо чтобы кондиционер работал на холод и зимой (например, в серверной). Обычно в таких случаях большинство компаний рекомендуют установить обогрев дренажа. Это устройство, при отрицательных температурах, подогревает воду и препятствует образованию сосулек на выходе из дренажного шланга. Я же советую Вам хорошенько подумать, прежде чем устраивать слив воды зимой на улицу. Конечно, если вода попадает на газон, то, скорее всего ничего страшного в этом нет. Но если вода капает на тротуар или проезжую часть, то это может создать серьезные проблемы. В таких случаях лучше всего предусмотреть вентиль, который бы позволял переключать слив воды. Например, вместо улицы, в емкость.
При подсоединении дренажного шланга к канализации, обязательно нужно сделать гидрозатвор. В противном случае запах из канализации будет «ароматизировать» помещение.
Ну а если нет возможности обустроить выход дренажа самотеком ни на улицу, ни в канализацию, а дренажную помпу ставить не хочется, тогда остается только сливать конденсат в емкость. Кстати тоже не плохой вариант. Поскольку конденсат не содержит хлорки и содержит пыль и микроорганизмы, то является незаменимым для поливки растений. Одному заказчику сделали выход дренажа в кадку с растением. Остался очень доволен. Все растет как на дрожжах. Но кадки с растениями это единичные случаи, чаще всего вместо них используется емкость. Она ставится на полу, а дренажный шланг от кондиционера опускается вертикально вниз. Следует помнить, что уровень воды в емкости не должен подниматься до края шланга. Как только это произойдет, вода польется из внутреннего блока (см. выше о неприменимости «Закона о сообщающихся сосудах»).
Лет 12-15 назад большинство внешних блоков монтировалось при помощи альп. снаряжения. В то время не было проблем попасть на крышу, так как большинство чердаков были открыты. После взрывов в жилых домах в Москве чердаки позакрывали, а получить ключи от них стало очень проблематично. Поэтому внешние блоки стали монтировать «под окно».
Рассмотрим достоинства и недостатки этих способов.
Монтаж с использованием альп. снаряжения. Достоинства. Минимальная длина фреонопровода, а также минимальный перепад по высоте между внутренним и внешним блоком. Эстетичный внешний вид. Недостатки. Более дорогой монтаж. Проблемы с получением доступа на крышу. Для обслуживания кондиционера, необходимо заказывать альпиниста и опять получать доступ на крышу. |
Монтаж «под окно». Более дешевый монтаж. При обслуживании кондиционера нет потребности в альпинисте. Не надо получать доступ на крышу. Но с другой стороны, увеличивается длина трассы и перепад по высоте. А также ухудшается внешний вид. При монтаже внешнего блока «под окно» есть два варианта прокладки трассы. Первый вариант: трасса опускается вниз в помещении и выходит на улицу около внешнего блока. Со стороны улицы, такой вариант выглядит более эстетичным, а в помещении есть возможность убрать трассу в короб. |
Но обычно все выбирают второй вариант. Это когда трасса выходит на улицу напротив внутреннего блока и уже по внешней стене идет до внешнего блока. При этом уложить трубы в короб, не всегда возможно без альп. работ. Такой вариант позволяет сэкономить немного денег на коробе, но со стороны улицы выглядит не очень привлекательно. |
Серьезный урон внешнему блоку Вашего кондиционера могут нанести сосульки. Иногда, после их падения внешний блок вообще не подлежит ремонту. Поэтому, если есть малейшая вероятность падения сосулек с крыши, лучше над внешним блоком установить защитный козырек.