что значит маломобильные граждане
4 группы маломобильного населения: главные отличия
Маломобильные группы населения (МГН) — общепринятая формулировка, касающаяся людей, испытывающих проблемы с самостоятельным передвижением, ориентированием в пространстве, получением информации и услуг. К маломобильному населению относятся на только люди с инвалидностью, но и дети до 7 лет, старики, беременные женщины, родители с детскими колясками, люди с временными травмами, граждане с тяжелыми грузами в руках.
К тому же, согласно СП 59.13330.2016 в актуализированной редакции СНиП 35-01-2001, маломобильное население принято разделять на 4 группы, которые зависят от степени мобильности людей.
Группа мобильности М1 включает в себя людей со сниженным слухом, а также тех людей, которые не имеют инвалидности, то есть беременные женщины, люди старшего поколения после 60 лет, дети дошкольного возраста и т.д.
Группа мобильности М2 охватывает людей преклонного возраста, людей, имеющих протезы, лиц, частично или полностью лишенных зрения, людей с когнитивными расстройствами.
В группу мобильности М3 входят люди, страдающие от нарушений опорно-двигательного аппарата, которые используют при этом дополнительную опору: трость, костыли, ходунки.
Группа мобильности М4 включает в себя людей, лишенных подвижности, которые вынуждены передвигаться на инвалидных креслах с ручным приводом.
Группы мобильности от М1 до М4 тесно связаны с вопросом экстренной эвакуации людей из зданий общественного назначения. Например, слабослышащий человек сможет без труда покинуть социальное учреждение как с помощью лифта, так и с помощью лестницы. Тогда как человеку, прикованному к инвалидному креслу, подойдет только лифтовая кабина с широким дверным проемом, к тому же необходимо учитывать низкую скорость и интенсивность движения данной группы людей. Также на этажах необходимо располагать планы эвакуации и мнемосхемы этажей для помощи ориентирования в экстренной ситуации для людей различных групп мобильности.
Поэтому важно принимать во внимание тот факт, что группы маломобильного населения имеют существенные отличия, а, следовательно, и нормы доступности зданий и сооружений для каждой группы будут различными.
Для того, чтобы создать безбарьерную среду на своем объекте, обращайтесь в наш проектный отдел по телефонам: 8 800 555 34 73, +7 910 539-20-08 или отправьте заявку на почту project@vertical.pro.
Мы учтем все нюансы для различных нозологий и сделаем ваши объект действительно доступным для всех.
Категории мобильности
В связи с доступностью окружающей среды люди с ограниченными возможностями также подразделяются на группы по мобильности. В целом все население делится на группы с нормальной мобильностью и маломобильные. При этом учитывается, какие в данном случае имеются в виду категории инвалидов К, О, С, Г, У. Так, например, инвалиды по слуху обычно относятся к категории мобильных. К маломобильным относятся люди, если они испытывают затруднения, когда им приходится самостоятельно передвигаться, получать услугу или информацию либо ориентироваться в пространстве. В эту группу входят не только инвалиды. Временные нарушения здоровья, беременность, престарелый возраст также ограничивают мобильность. В эту же группу можно отнести и тех, кто перемещается с детскими колясками.
В свою очередь, не все инвалиды относятся к маломобильной группе. Их можно разделить на категории мобильности инвалидов М1-М4:
Паспорт доступности ОСИ
Один из важных факторов создания доступной среды – чтобы любые категории инвалидов К, О, С, Г, У были обеспечены возможностью посещать здания, сооружения и прочие места. В число условий входит возможность беспрепятственно входить в объекты и выходить из них, самостоятельно передвигаться по территории объекта к месту, где им должна быть предоставлена услуга, в том числе со сторонней помощью (например, работников объекта), размещение информации, необходимой, чтобы инвалиды получили беспрепятственный доступ к объекту или услугам, и многое другое.
Расшифровка этих обозначений следующая:
Доступная среда для маломобильных групп населения
Одним из приоритетных направлений деятельности Отделения ПФР по городу Москве и Московской области является повышение уровня обслуживания граждан. С этой целью реализуются различные мероприятия, направленные на обеспечение условий для беспрепятственного доступа всех категорий граждан к объектам и услугам, оказываемым территориальными органами ПФР.
Некоторые клиентские службы Московского региона оснащены всем необходимым для достижения комфортных условий. Так, прилегающие территории оборудованы парковочными местами с обозначением мест стоянки для маломобильных групп населения.
Структурные подразделения ведут работу с соответствующими органами по вопросам ремонта путей движения к административным зданиям, где располагаются клиентские службы.
Входные площадки и тамбуры зданий имеют покрытия, не допускающие скольжение в зимнее время. На лестничных маршах в зданиях территориальных органов ПФР первые и последние ступени обозначены яркой полосой. Входы во все территориальные органы ПФР имеют пандусы и поручни, кроме тех, где это невозможно сделать в силу особенностей архитектурно-конструктивного и планировочного решения зданий.
Для удобства граждан в клиентских службах зона приема оборудована стойкой, позволяющей инвалидам, в том числе на креслах-колясках, и другим маломобильным группам населения, пользоваться услугами справочной службы; организована работа администратора зала, имеются таблички со шрифтом Брайля, тактильные пиктограммы, индукционные панели. Пути движения обозначены тактильными полосами и плитками. Окна и рабочие места для приема маломобильных групп населения и санитарные комнаты имеют установленные размеры, за исключением тех, где это невозможно сделать в силу особенностей архитектурно-конструктивного и планировочного решения зданий.
В территориальных органах Отделения ПФР по городу Москве и Московской области функционирует система вызова помощника (сотрудника, способного оказать помощь клиенту, пришедшему на прием) и специальный переносной прибор для усиления звука (прибор для слабослышащих). Также имеются в наличии справочники нормативно-правовых актов со шрифтом Брайля «Информация для маломобильных групп населения».
Для приобщения граждан серебряного возраста и других маломобильных групп населения к современным технологиям проводится обучение основам компьютерной грамотности, презентуется учебное пособие для пользователей старшего поколения «Азбука Интернета».
Консультацию специалиста ПФР можно получить не выходя из дома. На сайте ПФР работает онлайн-приемная.
Читать сайт Пенсионного фонда России могут и люди со слабым зрением. У ресурса существует специальная версия. Для тех, кто видит хотя бы десять процентов от нормы, ПФР разработал специальную версию официального ресурса. Она дублирует информацию с сайта, но отличается специальными настройками. На странице можно увеличить шрифт, изменить его цвет и фон.
Специальной версией полезно будет пользоваться и людям с обычным зрением. По мнению врачей – офтальмологов, чтение такой страницы – своеобразная гимнастика для глаз. Варьируя размеры шрифта, условия освещенности, контрастности, можно с профилактической целью тренировать глаза и намного снижать вред от работы за компьютером.
Вместе с тем, на официальном сайте ПФР все публикуемые материалы можно не только читать, но и слушать. Озвучиваются как короткие тексты – меню страниц, названия разделов сайта, так и длинные материалы – новости и тематические статьи.
Также Отделением ПФР по городу Москве и Московской области в постоянном режиме ведется работа и по улучшению приёма клиента. В отдаленные населенные пункты региона выезжают мобильные бригады специалистов для оказания консультативной помощи на местах.
Доступ разрешен? О правах маломобильных граждан и инвалидов
Передвигаться без помех людям с ограниченными возможностями непросто. Что делать, если права нарушены?
Содержание
Право инвалидов, испытывающих сложности с передвижением, получить доступ к социальным объектам – магазинам, ресторанам, управам, органам власти, больницам, учебным заведениям и так далее – закреплено в законодательстве. Что именно обязаны сделать представители вышеперечисленных организаций, читайте ниже. А для начала разберемся с законами.
Что говорит закон о маломобильных гражданах?
Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).
Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».
В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).
Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:
Кто относится к маломобильным группам населения?
Закон «О социальной защите» дает только определение понятия «инвалид».
«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Закон города Москвы оперирует более широким понятием и говорит о маломобильных гражданах, к которым помимо инвалидов относятся пожилые, люди с малолетними детьми, в том числе с детскими колясками, другие лица, не имеющие возможности свободно передвигаться (например, получившие травмы и потому временно маломобильные). Дальше рассказываем о категориях маломобильных групп населения.
Термин «маломобильные группы» шире: он подразумевает людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п. Так как мы будем говорить именно о защите прав потребителей (в частности – прав на получение товаров, услуг и информации), основные тезисы статьи по большей части относятся и к маломобильным гражданам, а не только к инвалидам, не могущим передвигаться самостоятельно.
Что обязаны делать организации?
В соответствии с законодательством, организации, органы власти обязаны обеспечить инвалидам:
Такими объектами считаются жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.
Беспрепятственный доступ должен быть к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Все эти объекты должны быть оборудованы пандусами, поручнями, туалетами для инвалидов (если туалеты в принципе предполагаются); должны иметь достаточно широкие проходы для того, чтобы можно было проехать на коляске.
К примеру, в общественном городском транспорте должны быть специальные площадки для размещения инвалидных колясок, оборудованные поручнями и кнопками вызова водителя. Автобус или электробус оборудуется специальным пандусом для въезда в салон и выезда, некоторые модели умеют «наклоняться» к бордюру, чтобы не оставалось большого зазора.
Сюда же относится наличие средств связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На вокзалах должны быть пандусы, грузопассажирские лифты; места для колясочников в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе и ресторанах; туалеты, оборудованные для инвалидов. Для посадки в вагон должны быть предоставлены передвижные подъемники для перемещения с платформы в вагон. Проходы в купе, оборудованных для инвалидов, должны быть расширенными по сравнению со стандартными.
Целый комплекс требований существует для вагонов, предназначенных для путешествий инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные купе, оборудованные таким образом, чтобы можно было с комфортом путешествовать (включая вероятность присутствия сопровождающего лица). В купе устанавливаются специальные поворотные и откидные кресла, поручни, а также дополнительные переговорные устройства для экстренной связи с проводником. Для слабовидящих и слепых устанавливаются специальные средства информации и связи, голосом дублирующие информационные сообщения в вагоне, а также размещаются надписи в рельефной технике.
Для других видов транспорта действуют аналогичные требования.
То есть пандусы, широкие проходы, специальные туалеты, поручни должны быть на всей территории. Посещая организацию, человек с ограниченными возможностями должен иметь возможность обходиться без дополнительной помощи.
Для тех, кто испытывает проблемы со зрением, существуют дополнительные условия, потому что предоставить им в незнакомом пространстве полную самостоятельность сложно. Стоит заранее узнать, каким образом обеспечивается сопровождение. Возможно, требуется сообщить о предполагаемом визите, чтобы помощник был уже готов.
В продовольственные магазины, например, нельзя заходить с животными. Запрет продиктован санитарными нормами. Но для собак-поводырей обязаны сделать исключение, так как без собаки слабовидящий или слепой человек не сможет совершить покупки.
Важно! В случае возникновения вопросов необходимо будет показать документы, которые подтвердят, что собака действительно обучена быть поводырем и выступает именно в этой роли (а не является обычным питомцем).
Собаку-поводыря без всяких оговорок и дополнительных документов должны пустить вместе с хозяином в поезд.
Доступная городская среда
Когда и как адаптируют организации для нужд людей с ограниченными возможностями
В законе указывается, что полностью оборудовать объект можно во время капитального ремонта или реконструкции – если, конечно, это еще не было сделано и он возводился до вступления в силу этих правил. Как быть, если ремонт или реконструкция в ближайшее время не предполагаются?
Организация или магазин, которые не соответствуют правилам и не могут предоставить инвалидам полноценный доступ к своим услугам, должны действовать согласованно с одним из местных общественных объединений инвалидов. Вместе они разрабатывают меры и обеспечивают условия для доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Если это никак невозможно организовать, инвалиду должна быть оказана услуга дистанционно по месту жительства.
А новые городские объекты можно возводить, только если в плане заранее заложены конструкционные особенности, обеспечивающие доступ инвалидов.
Места на парковках
Предусмотрены законом и специальные парковочные места для инвалидов. На всех парковках общего пользования, в том числе тех, которые расположены у социально значимых объектов, выделяется не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами. Другим автовладельцам занимать эти места своими машинами нельзя.
Рекомендации по обеспечению комфорта маломобильных граждан в заведениях общепита
К ресторанам и кафе предъявляются те же требования. Они должны обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный доступ. Меры предполагаются стандартные: пандусы, поручни, оборудованные туалеты, возможность использовать столы и так далее.
Какое наказание ждет нарушителей этих требований?
Должностные и юридические лица за несоблюдение требований несут административную ответственность. Конкретные размеры штрафов могут задаваться локальными документами. Например, ст. 8.23 КоАп Москвы предусматривает штраф для юридических лиц 100 000–200 000 рублей. В ст. 9.13 КоАП РФ санкции ниже: уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
Если вы столкнулись с тем, что организация, транспорт, магазин не предоставляют инвалидам возможность беспрепятственно пользоваться их услугами, можете жаловаться в вышестоящую инстанцию. Например, если у магазина или ресторана отсутствует пандус, обратитесь в Роспотребнадзор и/или прокуратуру. Также можно написать жалобу в Административно-техническую инспекцию или местный орган власти.
– Если вы видите, что все эти меры не действуют, остается самостоятельно обращаться в суд о понуждении организаций, будь то администрация, автотранспортная организация или другая, исполнять требования законодательства. Далее на основании судебного решения уже судебные приставы проконтролируют его исполнение.
Статистика показывает, что количество обращений с жалобами на нарушение прав людей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Значит, растет и гражданское самосознание. Но гораздо важнее, чтобы процесс шел во встречном направлении и организации сразу предоставляли инвалидам все возможности для доступа к их услугам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Создание доступной среды для маломобильных групп населения: проблемы и пути решения
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. Проведение государственной экспертизы проектов строительства приобретает в этом процессе особенно большое значение. «Доступная среда» на 2011–2020 годы – государственная программа, призванная облегчить жизнь людей с ограниченными способностями и дать им возможность максимально интегрироваться в общество, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297. Первый срок реализации данной программы был осуществлен в период с 2011 до 2012 года. Следующие этапы ее реализации производились в 2015 и 2018 годах. Четвертый этап осуществляется в 2019 году. Окончание программы планируется в 2020 году. Доступная среда — это среда обитания, объекты строительства и транспорта, информации и связи, спроектированные с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни.
В настоящее время в стране реализуются масштабные программы по новому строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий и сооружений, разрабатывается проектная документация нового поколения с учетом требований действующих нормативных документов, отвечающая современным требованиям по условиям эксплуатации и безопасности.
Одним из разделов такой проектной документации является раздел «Мероприятия по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Оценка проектных решений в этой области является непосредственной задачей экспертной деятельности. Процесс проведения государственной экспертизы проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения включает в себя:
1) Анализ исходных данных для проектирования;
2) Определение перечня нормативных документов, используемых при проведении государственной экспертизы проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения;
3) Оценку проектной документации в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения:
●оценку соответствия принятых решений исходным данным для проектирования (заданию на проектирование и иным нормативно-правовым актам);
●оценку соответствия содержания рассматриваемого раздела проектной документации требованиям Положения;
●оценку соответствия требованиям законодательных актов, стандартов, сводов правил и нормативных технических документов, в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения;
●оценку соответствия предусмотренных мероприятий проектным решениям, данным и сведениям, представленным в других разделах (подразделах) проектной документации.
Оценка содержания рассматриваемого раздела проектной документации производится в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса, Федерального закона № 384-ФЗ, законодательными актами о градостроительной деятельности, а также иными действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативно-техническими документами и распорядительными документами.
Помимо этого, эксперт руководствуется требованиями, указанными в пункте 27 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (Положение). Требования указанного Положения распространяются на все здания и сооружения, входящие в объем проектирования рассматриваемого объекта в соответствии с заданием на проектирование.
Данный перечень может быть дополнен другими нормативно-техническими документами, необходимость учета которых при разработке проектной документации установлена заказчиком в задании на проектирование и которые не противоречат стандартам и сводам правил, установленным требованиями федеральных законов.
Оценка соответствия проектной документации требованиям законодательных актов, стандартов, сводов правил и нормативно-технических документов, в части мероприятий по обеспечению доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, распространяется на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг, а также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков.
Критерии доступности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом:
●условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта;
●беспрепятственное движение по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;
●достижение места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями;
●возможность воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.
Критерии безопасности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом:
●возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);
●возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;
●отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;
●предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;
Критерии информативности, по которым осуществляется проверка представленных проектных решений экспертом:
●использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;
●своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;
●точная идентификация своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;
●возможность эффективной ориентации как в светлое, так и в темное время суток;
●возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.
Данные критерии оценки проектных решений экспертом применяются как к новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в части объемно-планировочных решений, так и к генеральному плану.
При рассмотрении Главгосэкспертизой России зданий непроизводственного и производственного назначения основное внимание уделяется следующим аспектам:
При новом строительстве общественные здания и сооружения:
●пути движения к помещениям, зонам и местам обслуживания внутри здания;
●вертикальные коммуникации (лестницы и пандусы);
●лифты, подъемные платформы и эскалаторы;
●решения зданий и сооружений, обеспечивающих безопасность маломобильных групп населения;
●основные требования к дошкольным образовательным учреждениям и общеобразовательным и специальным учреждениям.
Так, особое внимание уделялось обеспечению доступа людей с ограниченными физическими возможностями на стадионы (по требованиям СП 59.13330.2012 – 5%, а по требованиям ФИФА – 1%. Принятыми решениями предусмотрен 1 %, что было обосновано в специальных технических условиях).
●при проектировании жилого здания должны быть обеспечены условия для жизнедеятельности маломобильных групп населения, доступность участка, здания и квартир для инвалидов и пожилых людей, пользующихся креслами-колясками, если размещение квартир для семей с инвалидами в данном жилом доме установлено в задании на проектирование;
●в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов доля квартир для проживания семей с инвалидами, пользующимися креслами-колясками, устанавливается в задании на проектирование органами местного самоуправления (квартиры для семей с инвалидами следует размещать, как правило, на первых этажах);
●пути движения внутри здания;
●вертикальные коммуникации (лестницы и пандусы);
●лифты, подъемные платформы;
●решения зданий и сооружений, обеспечивающих безопасность маломобильных групп населения;
●при создании на предприятии цехов или складов (участков), предназначенных для использования труда инвалидов, следует руководствоваться также едиными санитарно-эпидемиологическими правилами для предприятий (производственных объединений), цехов и участков, предназначенных для использования труда инвалидов и пенсионеров по старости, требованиями СП 59.13330.2012.
Основные пути решения проблемных вопросов при формировании доступной среды обитания для маломобильных групп населения
При подготовке проектной документации для обеспечения доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда необходимо предусматривать минимальные требования для безопасного осуществления необходимой деятельности маломобильных групп населения.
Для комплексного использования зданий для маломобильных групп населения необходимо, прежде всего, определить основные функционально-типологические группы зданий и сооружений, их наполняемость, местные условия и т.д.
При проектировании необходимо учитывать два принципиальных подхода к созданию доступной среды.
Первый принцип – «универсальный дизайн», предусматривающий изготовление предметов, обстановок, программ и услуг, в максимальной степени пригодных для использования всеми людьми. Полностью требования «универсального дизайна» возможно исполнить в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта).
Второй принцип – «разумное приспособление», там, где возможно, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособление окружающей обстановки под нужды инвалида, с учетом, с одной стороны, его потребностей, а с другой – имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в условиях реставрации, реконструкции объектов культурного и исторического наследия, а также в решении проблем доступа у действующим объектам, введенным ранее утверждения действующих норм и требований.
Вместе с тем при подготовке проектной документации в части обеспечения доступа маломобильных групп населения современные нормативные требования не полностью учитывают создание полноценной среды обитания для маломобильных групп населения, так, например:
●несовершенство законодательного и нормативного регулирования создания доступной среды для маломобильных групп населения из-за рекомендательного характера для исполнения части норм и правил;
●несоответствие норм, в части размещения маломобильных групп населения на стадионах международным требованиям ФИФА и КХЛ;
●не определены стандарты проживания (в части жилых помещений) для инвалидов и членов их семей;
●отсутствует законодательно закрепленный принцип непрерывности путей движения маломобильных групп населения, в том числе для объектов культурного наследия.
Решение данных проблем за счет формирования отдельных элементов более невозможно, в данных случаях инвалиды находятся на площадках доступности посреди в целом недоступной среды. Для решения данных проблем необходимы комплексные усилия Минстроя России, Минздрава России, Минсоцзащиты России, а также соответствующих ведомств и организаций.
В целом создание доступной среды для инвалидов повысит уровень социальной адаптации и интеграции маломобильных групп населения в современное общество, их социальную защищенность.
Андрей Сергеевич Зарубин. Геннадий Вадимович Чистяков. Абдуллаев Дмитрий Абаевич. Публикация за третий квартал 2019 года.