что значит марко поло в америке
Марко Поло
Краткая биография
Венецианский путешественник Марко Поло родился в 1254 г. в купеческой семье на острове Корчула в Адриатическом море. Его отец Никколо Поло и дядя Маффео не раз совершали коммерческие поездки в азиатские страны, торговали пряностями, тканями, ювелирными изделиями, драгоценными камнями. Их путешествия занимали несколько лет, потому что в те времена добраться из Европы в Индию и Китай можно было исключительно по суше (морской путь в Юго-Восточную Азию Васко да Гама откроет только через 240 лет). Возвращаясь из дальних странствий домой, отец рассказывал мальчику о диковинных городах, необычных народах и сказочных богатствах.
Марко мечтал подрасти и тоже отправиться в путешествие. Так и произошло: он побывал во многих государствах Востока. Его впечатления и воспоминания легли в основу «Книги о разноо бразии мира», в которую вошли не только рассказы о путешествиях и жизни на чужбине, но и описание азиатских государств, местностей, городов, нравов и быта их обитателей, а также исторические очерки и легенды. Она была настольной книгой многих купцов, выдающихся мореплавателей и путешественников и сыграла значительную роль в истории Великих географических открытий. Книга Марко Поло переведена на несколько иностранных языков, она издается и переиздается во многих странах мира.
Марко путешествовал 24 года. Вернувшись в Европу, он женился и прожил долгую и счастливую жизнь. Умер Марко Поло в 1324 г. в возрасте 70 лет.
Путешествия Марко-Поло в Китай и его возвращение в Италию
В 1271 г. Марко Поло с отцом и дядей отправился в увлекательное и опасное путешествие на Восток. Опытные венецианские купцы хорошо знали, что торговля в Азии гораздо более выгодна, чем МАРКО ПОЛО И ЕГО ЗНАМЕНИТАЯ «КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА» в любых других странах. Их путь лежал в Даду – «Великую столицу» Китая (по-монгольски – Ханбалык). Монгольский хан Хубилай, самый знаменитый из внуков Чингисхана, к тому времени почти завершил разгром китайской династии Сун и стал правителем монгольской империи и Китая. Во время прежнего торгового путешествия на Восток Никколо и Маффео Поло были представлены Хубилаю, он принял братьев благосклонно и даже пожаловал им верительную золотую бирку пайцзу (или дщицу), она давала право на получение лошадей и эскорта в трудном путешествии обратно в Европу. Тогда Хубилай поручил венецианцам передать римскому папе просьбу прислать ему «сотню ученых, владеющих мастерством семи свободных искусств».
Однако, когда братья вернулись на родину, им не удалось выполнить повеление хана: папа римский скончался, а выборы нового понтифика затянулись. Братья тем временем предприняли новое торговое путешествие на Восток. Шел 1271 год, с караваном судов Никколо, Маффео и Марко добрались до Палестины, затем пересекли полуостров Малая Азия, Армянское нагорье, по реке Тигр спустились до Басры, затем добрались до Ормуза. По пути венецианцы не раз останавливались в городах, где располагались крупнейшие на Востоке рынки.
В Мосуле Марко поразили шелковые и золотые ткани «мосулины», а также «самые тонкие и красивые в свете ковры», крупнейшим рынком жемчуга славился в те времена Тебриз. Видимо, путешественники собирались плыть в Китай на корабле, но почему-то передумали и направились на северо-восток. Теперь их путь лежал вдоль южных предгорий Гиндукуша к Памиру. По опасным дорогам северо-восточной Персии и Афганистана они добрались, наконец, до древнего города Афганистана – Балха. На Памире Марко Поло побывал на копях, где рабы добывали драгоценные камни: рубины, сапфиры, лазурит.
В городе Ганьчжоу по невыясненным причинам путешественники остановились надолго – прожили целый год. Затем они отправились через перевалы Памира на север и оказались у южных склонов Тянь-Шаня. Много позже в своей «Книге о разнообразии мира» Марко расскажет об этих суровых высокогорных краях и в частности о том, что «птиц тут нет… от великого холода и огонь светится не таким цветом, как в других местах, и пища не так хорошо варится».
Путники обогнули с юга пустыню Такла-Макан и через безжизненные равнины прошли на северо-восток. Далее по долине реки Хуанхэ – к землям, которыми владели великие монгольские завоеватели. Своим достатком и благополучием особенно понравился путешественникам город Хотан: «Всего вдоволь, хлопку родится много, у жителей есть виноградники и много садов, народ смирный, занимается торговлей и ремеслами». Прошло три с половиной года с тех пор, как Поло отплыли из Венеции.
В начале лета 1275 г. они добрались, наконец, до великой резиденции хана Хубилая – города Ханбалык. Венецианцев встретили радушно, город поразил Марко великолепными дворцами, роскошными пирами, шумными многолюдными рынками, бесконечными торговыми рядами, чайными домами, каменными мостовыми, сторожевыми противопожарными башнями и многим-многим другим. Не оставил равнодушными венецианцев и город Кинсай в Южном Китае – самый густонаселенный город мира, в котором проживал миллион жителей! Он был построен, как и Венеция, на каналах, по ним непрерывно сновали корабли, торговые лодки и прогулочные суда.
Восхищался Марко и правителем – великим ханом Хубилаем, «великим делам и диковинам величайшего государя всех татарских князей… росту он хорошего, толст в меру, лицом бел как роза, глаза черные, славные». Хубилай приближал ко двору талантливых иностранцев, и пока отец и дядя занимались торговлей, Марко изучил монгольский язык. Вскоре способного юношу Хубилай нанял на гражданскую службу. Марко жил в почете и роскоши, много путешествовал по Китаю, его посылали в длительные поездки в отдаленные китайские провинции, а возвращаясь, он докладывал правителю о положении дел.
Купцы Поло прожили в Китае 17 лет, пришло время возвращаться домой. По словам Поло, хан был им восхищен, давал различные поручения, не разрешал ему возвращаться в Венецию. Наконец, представился случай: в 1292 г. Марко вызвался сопровождать в Персию монгольскую принцессу Кокёчин для бракосочетания с сыном персидского короля. Чтобы безопасно доставить ее в Ормуз, а затем в Тебриз, Хубилай снарядил четырнадцать кораблей. Флотилия, в составе которой были и купцы Поло, побывала на Зондских островах, Цейлоне, затем вдоль берегов Индии проследовала до Ормуза. Благополучно доставив принцессу в Тебриз, купцы Поло через Иран и Черное море в 1295 г. вернулись в Венецию.
Во время войны Венецианской республики с генуэзцами в 1298 г. Марко Поло оказался на борту торгового судна, захваченного противниками, и год провел в генуэзской тюрьме. Там он надиктовал свои воспоминания о странствиях и жизни на Востоке – знаменитую книгу Марко Поло – заключенному из Пизы – Рустичиано.
Биографы Марко утверждают, что он был способным, энергичным, терпеливым и наблюдательным человеком, хорошим, но увлекающимся рассказчиком. За склонность к преувеличениям Марко еще при жизни получил прозвище «Миллион». Некоторые ученые подвергают сомнению факты, изложенные в книге Марко Поло, и высказывают мнение, что она была лишь талантливым пересказом впечатлений персидских купцов о странствиях по Востоку. Однако обнаруженные неточности могли появиться при многочисленных переводах, к тому же Марко Поло диктовал свои воспоминания по памяти. Можно смело утверждать, что описания Марко Поло вполне соответствуют современным знаниям о природе и истории стран Востока.
Вклад в географию
В XIII в. Марко Поло был, пожалуй, самым известным путешественником в Европе. Он прожил в Китае семнадцать лет, описал неведомые европейцам земли, повседневную жизнь китайцев, типичные ремесла и кулинарные традиции различных областей этой страны. В его книге содержатся сведения о Японии, островах Ява и Суматра, о Цейлоне и Мадагаскаре.
Марко Поло был одним из величайших исследователей Средневековья и первым человеком, который заставил Европу осознать необычайную мощь и культуру Китая. Он якобы путешествовал из Европы и по всей Азии с 1271 по 1295 год. Его приключения были описаны в книге, которая сделала его знаменитым. Влияние истории Марко Поло и его путешествий на европейцев трудно переоценить. Его приключения вдохновили многих более поздних исследователей, таких как Христофор Колумб, а его рассказы во многом способствовали развитию картографии.
Однако не все поверили рассказам Поло о его путешествиях по Азии. Многие расценили его рассказ как восхитительное художественное произведение. Были ли путешествия Марко Поло основаны на реальных событиях и правдоподобны ли рассказ итальянца? Насколько достоверен рассказ Поло как исторический документ?
Марко родился в 1254 году в Венеции, которая была крупной торговой державой в средневековой Европе и имела обширные торговые связи с мусульманским миром. Он родился в преуспевающей семье торговцев. Нам мало что известно о его ранней жизни, но, судя по всему, он был учеником купца и не получил никакого официального образования. В возрасте семнадцати лет он сопровождал своего дядю и отца в торговой экспедиции в Азию. Они уже много лет торговали и путешествовали по Азии.
Поло покинули Венецию и не возвращались домой в течение 24 лет. Они путешествовали по Великому Шелковому пути, добрались до Китая и, судя по всему, добились больших успехов. Во время своих путешествий Поло провел в Китае более 17 лет. Марко, по-видимому, даже служил в администрации императора и много раз бывал при императорском дворе.
Поло вернулись в Венецию в 1295 году с большим количеством драгоценных камней и прочих драгоценностей. Марко был богатым человеком и женился на дочери крупного торговца.
Венеция часто воевала со своим великим соперником, итальянским городом-государством Генуей. Марко был настолько богат, что снаряжал военный корабль, которым лично командовал. Он был захвачен в плен в битве при Курцоле (1298) и был заключен в тюрьму генуэзцами и удерживался для получения выкупа.
В тюрьме купца держали вместе с Рустичелло Пизанским, известным популярным писателем. Марко рассказал пизанскому писателю о своих многочисленных приключениях в Азии. Позже Рустичелло использовал рассказы Марко и включил их в книгу. Книга «Путешествия Марко Поло» стала бестселлером по всей Европе. Позже Марко был освобожден и вернулся в свою родную Венецию. Поло продолжал торговать, но никогда больше не покидал своего родного города и умер в 1324 году.
Путешествия по Китаю и другим странам.
Основываясь на книге, можно реконструировать путешествия Марко. Книга открывается рассказом о путешествии его дяди и отца по Шелковому пути и встрече с великим императором Хубилай-ханом, императором Китая, в его столице Даду (современный Пекин). Он был внуком монгольского завоевателя Чингисхана и правил Северным Китаем, а затем завоевал южный Китай, создав одну из величайших империй в Средневековом мире.
Хубилай-хан основал династию Юань, правившую почти век (1271-1368) всей Восточной Азией. Он попросил, чтобы Поло обеспечили его святым маслом и принесли послание доброй воли от него Папе.
Когда во время второго путешествия отца Марко (в месте с сыном), Марко сам оказался в Китае, он познакомился с Хубилай-ханом и стал ценным членом его двора, отчасти благодаря своему знанию языков.Поло даже выполнял административные обязанности для хана, в результате чего он посетил многие районы Китая. Он путешествовал по владениям монголов в Восточной Азии. Он также посетил Тибет, Бирму и даже плавал по Южно-Китайскому морю. Марко познакомился со многими представителями монгольской и китайской элиты и побывал во многих городах.
Император Китая согласился и послал одну из своих дочерей в Персию. Поло воспользовались этим случаем, чтобы получить разрешение покинуть двор Великого хана.
Они пошли морским путем, и Марко увидел множество островов и гаваней в современной Индонезии, Шри-Ланке и Персидском заливе. Поло едва пережили опасное путешествие и, прибыв в Персию, пробрались в Византийскую империю, а оттуда добрались до Венеции.
Упущения и преувеличения.
Путешествия Марко Поло всегда разделяли публику. Многие относились к книге как к произведению художественной литературы. Есть те, кто считает, что она дает ошибочный отчет о Восточной Азии. Те, кто скептически относится к повествованию, указывают на множество упущений. Это привело некоторых к предположению, что Марко только посетил китайскую столицу или только повторил истории, которые он слышал от других.
На самом деле нет никакого упоминания о Великой Китайской стене, которая пересекает большую часть севера Китая. Марко не упомянул о многих обычаях китайцев и монголов, которые показались бы европейскому путешественнику новыми и заслуживающими внимания, таких как бинтование ног.
Некоторые из его рассказов граничат со сказкой, и в них есть явные прикрасы.
Есть некоторые, кто оспаривает тот факт, что венецианцы могли стать настолько близкими к великому монгольскому вождю Хубилай-хану.
Факты в его рассказах.
Некоторые ученые отмечали, что в его повествовании есть много доказанных исторических фактов. Он дал очень точный отчет о монгольской системе управления и их правлении. Поло также точно описал китайские социальные нормы и обычаи того времени. Он также совершенно верно описал процветание и передовые технологии китайского государства и его многочисленных городов.
Некоторые из его наблюдений были подтверждены археологами. Например, итальянец заметил, что в Центральном Китае было много несторианских церквей, остатки которых были найдены в последние десятилетия.
Венецианец умел точно наблюдать за технологиями китайцев, особенно военно-морскими. Считается, что он поделился ими, когда вернулся домой в Венецию.
В целом, многие из его описаний географии Китая и Восточной Азии были в целом точными, как и его описание Северного Шелкового пути.
Существует множество деталей, которые подтверждают, что Поло посетил Китай и был знаком с обществом Юаня и его экономикой. Есть также свидетельства того, что его описания путешествий за пределы Китая также были в целом точными. Итальянец также дал хорошее описание индуистских обычаев в Индии и специй Юго-Восточной Азии. Однако, вероятно, можно с уверенностью предположить, что Марко не всегда полностью понимал то, что видел.
Рустичелло и путешествия Марко Поло.
Многие полагали, что Рустичелло приукрасил рассказ о путешествиях венецианца. Он был писателем, который специализировался на романах и сказочных историях и был наиболее известен своими популярными историями о короле Артуре и Камелоте. В «Путешествиях Марко Поло» есть много стилистических особенностей ранних произведений пизанского писателя. В повествовании итальянца есть некоторые упоминания о чудесах и сказочных историях. В книге есть печально известные описания людей с собачьими головами.
Затем есть исторически неточная история о великом христианском правителе в Азии, которого звали Пресвитер Иоанн. В некоторых отрывках повествования есть смесь истинных фактов и измышлений. Например, когда итальянец описывает индонезийский остров Суматра, он правильно говорит, что на острове были людоеды, но он также говорит, что здесь были люди с хвостами.
При его жизни и с тех пор многие люди считали, что Марко был лжецом. Когда он лежал на смертном одре, доминиканский монах умолял венецианца признать, что он солгал в своей книге, и покаяться, чтобы он умер безгрешным. Гордый купец отказался и сказал, что сказал только правду и что он не рассказал и половины того, чему был свидетелем. В общем, венецианец дал верный отчет о том, что он видел во время своих путешествий по Шелковому пути, Китаю и Азии. Книга о его путешествии содержит достаточно фактов, подтвержденных другими источниками и археологией, чтобы сделать его рассказ достоверным.
Многое из того, что записано в повествовании 14-го века, является точным и, следовательно, имеет некоторую историческую ценность. Однако нельзя отрицать, что в книге много сказочных и невероятных историй. Эти истории, возможно, были результатом пизанского автора.
Записи Марко Поло о его путешествиях и приключениях в целом достоверны, однако их нужно читать с осторожностью из-за некоторых измышлений, преувеличений и упущений.
Лига историков
8.1K постов 35.8K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Нельзя забывать, что это не дневник, который писали каждый день. Это устный рассказ одного человеку другому, о событиях 30-летрей давности. Да еще и в тюрьме, где скорее всего, не было возможности все записать. Марко Поло мог просто не помнить или путать некоторые события, тем более, что жизнь его была на эти события богата.
Вы можете в подробностях рассказать о том, что случилось в вашей жизни 30 лет назад?
Возможно, его не водили смотреть на Великую китайскую стену. Они же с юга приплывали.
Вот вы пишете. М.Поло путешествовал по «Монгольским землям», описывал «обычаи монголов», был знаком и служил с «монгольским вождём Хубилаем» и т.п.
Между тем, в «Книге о разнообразии мира», которую вы здесь разбираете, слово «монгол»(как и его производные), не встречается ни разу! М.Поло и Рустичелло употребляют этноним «татары».
А есть ли свидетельства из Китая или других стран которые М. Поло посетил, что он действительно там был? По идее они должны были остаться если не в летописях то может быть в дневниках людей которые с ним контактировали?
Смотрел я как то фильм про него. Не от нетфликса. Шикарный. Надо пересмотреть
Есть шикарный сериал от Нетфликса, «Марко Поло», жаль что прекратили его съемки: https://ru.wikipedia.org/wiki/Марко_Поло_(телесериал)
Разрабатываем рацион для древнего человека
Какие-то боги совещаются.
О том, чем лучше питаться древним человекам (и в принципе человекам); чем они теоретически могут питаться и почему именно всеядность вообще.
А также о том, например, зачем варить и жарить пищу, что будет, если питаться только растениями и какое отношение питание имеет к развитию мозга и речи. И все такое.
Правдива ли история про английских лучников, средний палец и происхождение выражения f#ck you?
В соцсетях можно встретить забавную историю о том, что происхождение известного жеста и не менее распространённого ругательства берёт начало от битвы при Азенкуре, состоявшейся в 1415 году. Мы проверили, так ли это на самом деле.
(Спойлер для ЛЛ: неправда)
Современные учёные придерживаются мнения, что демонстрация среднего пальца приобрела своё символическое значение задолго до Столетней войны. По словам антрополога Десмонда Морриса, «это один из самых древних из известных нам жестов». Специалист уверен, что он происходит из первобытных времён, а его символика довольно проста: средний палец — пенис, сжатые пальцы — тестикулы.
Использование подобного жеста можно встретить уже в античные времена. Так, в сочинениях Диогена Лаэртского упоминается история, связанная с Диогеном Синопским — якобы тот указал на Демосфена именно средним пальцем со словами:
«Вот вам правитель афинского народа». Там же описан другой эпизод: «Большинство людей, говорил он (Диоген Синопский. — Прим. ред.), отстоит от сумасшествия на один только палец: если человек будет вытягивать средний палец, его сочтут сумасшедшим, а если указательный, то не сочтут».
Жест сохранился и в Древнем Риме. Например, в эпиграмме Марциала говорится:
«Смейся, Секстилий, над теми, кто называет тебя педерастом, и показывай им средний палец».
В другой его эпиграмме рассказывается о старике, который хвастается отменным здоровьем и демонстрирует врачам «неприличный» палец. Использование этого жеста в Древнем Риме описывает и американский исследователь Энтони Корбелл.
Но вернемся к Столетней войне. Современные историки, занимающиеся этим историческим периодом, не согласны с популярной в интернете байкой. Энн Карри, профессор Университета Саутгемптона и бывший вице-президент Королевского исторического общества, посвятила целую книгу битве при Азенкуре. В ней исследовательница пишет:
«Ни в одной хронике или историческом сочинении XVI века нет сообщений о том, что английские лучники показывали какие-либо жесты французам после битвы, чтобы продемонстрировать тем, что у них всё ещё есть пальцы. Нет никаких доказательств тому, что при захвате лучника тем или иным способом противник отрезал ему пальцы».
Схожую оценку даёт и американский историк Джон Киган.
Возможный первоисточник популярной легенды — хроника XV века, написанная французом Жаном де Вавреном. В ней говорится, что в своей речи перед битвой английский король Генрих V якобы заявил:
«Французы хвастались, что они отрежут по три пальца с правой руки всех попавших в плен лучников, чтобы впоследствии ни один воин или конь не был убит с помощью их луков».
Подлинность этого утверждения весьма сомнительна — присутствие французского хрониста при выступлении английского короля в условиях войны представляется маловероятным.
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Аудиоверсии проверок в виде подкастов c «Коммерсантъ FM» доступны в Simplecast, «Яндекс.Подкасты», Apple Podcasts, «ЛитРес», Soundstream.
Что было после скифов и хунну, перед Тюркским каганатом на территории Тувы
Период после скифов и хунну, до Тюркского каганата, именуемый «гунно-сарматским», в историографии Центральной Азии, довольно интересен, потому как культуры этой эпохи отличаются как от предыдущей «скифской», так и от последующей «тюркской». Хронологически этот период попадает между II веком до н. э. и V веком н. э. и может также именоваться как «хунну-сяньбийское» время. Чтобы было проще представить этот период и осознать его важность в глобальной истории, то как раз примерно в это время происходило чередование и смешение людей с различными западными и восточными генетическими, и антропологическими профилями. И вполне возможно, что также происходила замена языков, преимущественно в сторону тюркских.
Среди нескольких культурных традиций на просторах Центральной Азии, после улуг-хемской культуры, переходной от скифского периода, заметно выделяется кокэльская культура на территории Тувы с I века н.э.
Данный обзор как раз и посвящен работе, опубликованной в этом году, с результатами полевых исследований 2018-2019 гг. южной периферии раннескифского кургана Туннуг-1, тувинской «Долины царей» IX в. до н. э., где были сосредоточены значительно более поздние объекты кокэльской культуры II-IV вв. н. э., представители которой повторно использовали это место уже в своих ритуальных целях.
При этом сразу хочу выразить благодарность руководителю раскопок и одному из авторов описываемой научной работы – научному сотруднику отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН – Тимуру Рашитовичу Садыкову, не только за помощь в написание обзора, но и в целом за его работу, благодаря которой мы узнаём много нового и интересного, тем самым заполняя пробелы в наших знаниях. Также хотелось поблагодарить всех участников экспедиций и раскопок за вклад в наше представление о прошлом.
Кокэльская культура, общие сведения
Кокэльская культура не демонстрирует очевидной связи с материальной культурой хунну и на данный момент не обнаружено археологических участков со смесью предметов из этих культур, за исключением тех мест, где погребения кокэльской культуры, как бы внедрены в более древние объекты хунну, что довольно характерно для могильников Тувы, которые редко состоят из памятников одного периода.
Территория распространения кокэльских памятников пока ограничивается территорией современной Республики Тыва, севернее хребта Танну-Ола. С севера и запада кокэльская культура граничит с таштыкской в Минусинской котловине Хакасии, которая пришла на смену тагарской и с булан-кобинской культурой Горного Алтая, сменившей пазырыкскую.
Погребения кокэльской культуры в основном представлены одиночными захоронениями, покрытыми насыпями без чётких контуров, которые из-за плотности расположения могут образовывать некие аморфные структуры с более чем сотней захоронений. Подобные комплексы характерны для Западной Тувы и были изучены на могильнике Кокэль и в ходе предварительных разведок. Людей хоронили преимущественно в деревянных гробах (реже без них) внутри узких ям, каменные ящики встречаются реже, в отличие от постскифских погребений улуг-хемского типа.
Засыпали ямы не только грунтом, но и камнями. Ориентация тел хаотична, хотя и с неким преобладанием положения головой на северо-запад, а ногами на юго-восток, лёжа на спине в вытянутом положении. Кокэльские курганы разнятся по форме и могут быть как круглыми, так и полуовальными или аморфными. Причём более крупные курганы не планировались изначально, а являются результатом постепенного накопления захоронений, что отличает их от других более ранних степных культур с централизованными погребениями. Однако помимо возведения своих курганов, кокэльские захоронения могут быть внедрены в более древние.
Большинство кокэльских захоронений в различных количествах содержат керамику, иногда в форме котлов, изготовленную без применения гончарного круга, по форме и орнаменту которой, обычно, и относят памятники к кокэльской культуре, а также однолезвийные железные ножи, пряжки и поминальную или сопроводительную мясную пищу.
Могильник Кокэль также примечателен тем, что ранее только с этого участка были доступны некоторые антропологические данные по 380 захороненным из разных курганов. Анализ скелетов показал, что большинство погребенных были в возрасте от 20 до 50 лет, причём две трети были мужчинами, некоторые из которых умерли от травм в ходе конфликтов. Причины малого количества женщин неясны, предыдущие исследователи предполагали предвзятое к ним отношение, вплоть до искусственного сокращения их числа. По мнению предыдущих авторов, объединенные антропологические и археологические данные из могильника Кокэль указывают на социальное разделение по полу и возрасту. Такие особенности, как глубина могил и распределение золотых предметов, могут быть маркерами социального статуса. К примеру, неглубокие захоронения в основном включают останки подростков и взрослых женщин, а глубокие, более 2 метров, почти всегда содержат останки взрослых мужчин. Причём в погребениях мужчин в возрасте от 40 до 60 лет чаще встречались золотые изделия.
Что касается морфологии черепов кокэльцев, то антропологический анализ, проведенный Алексеевым В. П. и Гохманом И. И., указывает на значительное смешение монголоидного и европеоидного населения, что характерно для так называемого южно-сибирского антропологического типа, как у киргизов, казахов и некоторых хакасов, в отличие от более европеоидного населения региона скифского времени. Кстати, если учитывать некую близость кокэльской культуры к таштыкской, не только в территориальном плане, их облик можно представить по сохранившимся погребальным маскам таштыкцев.
Поминальники или надсосудные насыпи, предназначение которых лежит в плоскости представлений о загробном мире — это один из наиболее часто встречающихся типов археологических объектов кокэльской культуры, которые представляют собой каменные насыпи преимущественно над одним керамическим сосудом. Размеры насыпей могут быть, как до 3 м в диаметре, так и более крупные, как у погребений. При этом под одной насыпью могут располагаться и сосуды, и погребения. Помимо этого, в некоторых случаях в одном кургане можно найти несколько отдельно расположенных сосудов
Хотя насыпи над сосудами обычно встречаются вместе с курганами, известны участки, состоящие только из ритуальных объектов, без кокэльских погребений.
В большинстве случаев, что характерно для Тувы, погребения и поминальники кокэльской культуры расположены в непосредственной близости от более старых курганов, например, раннего железного века, а в некоторых случаях и внедрены в них.
Под курганами и надсосудными насыпями часто фиксируются следы костров, зола и фрагментированная кокэльская керамика, что предполагает некие ритуальные действия, связанные с огнем.
В 2014-2015 годах Тимуром Садыковым была раскопана укрепленная сезонная стоянка Катылыг 5. Другое место — Чыварлыг 1 известно из обследований и может быть ориентировочно отнесено к тому же периоду времени. Стоит отметить, что не все типы керамики, которые были найдены в погребениях, обнаружены в поселениях. Это касается сосудов в форме котлов, которые до сих пор не были найдены в контексте поселений, и вполне возможно, что этот тип сосудов изготавливался специально для захоронений.
Необычный тип сосуда асимметричной формы, встречающийся исключительно в поселениях, уникален для Внутренней Азии и еще не связан с определенной целью.
Катылыг 5 продемонстрировал, что население, связанное с этой материальной культурой, вело полукочевой образ жизни относительно небольшими группами. По оценкам, в поселении площадью около 4200 м2 могло размещаться до 30 жителей. Судя по костям животных, состав стад был относительно близок к тому, что можно наблюдать сегодня среди тувинских скотоводов. А по самым скромным подсчётам, для существования семьи из четырех человек при старом комплексном тувинском хозяйстве нужно было иметь около 4-5 коров, примерно 60 голов овец и 2-3 лошади. Хотя содержали не только перечисленных животных. А рацион дополняли охотой на кабанов, зайцев и оленей.
Кстати в комментариях напишите, кто слышал о делении домашних животных у кочевников степной части Тувы на так называемый «скот с холодным дыханием» (как козы и коровы) и «горячим» (как овцы и лошади)? Особенно было бы интересно почитать комментарии тувинцев.
В настоящее время территория древнего поселения Катылыг 5 используется в качестве летнего пастбища. При раскопках также не было обнаружено никаких следов значительных жилищ, что может свидетельствовать об использовании легких конструкций, которые не обеспечивают необходимой защиты в суровые зимы.
Стоит отметить, что радиоуглеродные даты для кокэльских захоронений у кургана Туннуг-1 совпадают с таковыми для укрепленного поселения Катылыг 5 и попадают в диапазон со II по IV век н. э.
Подчеркну, что это возраст кокэльских памятников, а сам курган датирован IX веке до н. э.
Раннескифский курган Туннуг-1 расположен, на территории современной Республики Тыва, в так называемой «Долине царей» в пойме рек Туннуг и Уюк с сезонными затоплениями, и по времени относится к «аржанскому» горизонту раннескифской культуры, при этом немного древнее кургана Аржаан-1, поэтому в более ранней научной литературе можно встретить рядом с названием Туннуг-1 и название Аржаан-0.
В ходе довольно трудоёмких раскопок южной периферии этого кургана, были изучены структуры, относящиеся к кокэльской археологической культуре, включающие один большой курган и несколько отдельных, а также ритуальные объекты.
Курган кокэльской культуры можно стратиграфически разделить на 18 археологических структур, которые возводились постепенно, что и привело к увеличению размеров насыпи.
Археологические структуры, в свою очередь, состоят из объектов, которые обычно представляют собой ямы с одним или несколькими захоронениями. Помимо этого, были обнаружены отдельные скелеты, погребенные в каменном слое кургана без ям или какого-либо другого структурного разделения. Людей хоронили как с погребальным инвентарём, так и без него.
Всего были обнаружены останки 67 человек, из них 20 были захоронены в центральной яме (объект №17 на графике), которая, вероятно, представляла собой групповое захоронение, нарушенное более поздней деятельностью людей.
Среди захороненных преобладают дети от 3 до 12 лет и молодые люди от 19 до 34 лет. Среди взрослых, мужчины составляют большинство 63,2 %, что аналогично пропорциям в могильнике Кокэль, в то время как распределение по возрасту немного отличается.
Большое количество мужчин из погребений имеют предсмертные травмы, которые наводят на мысль о том, что они погибли в ходе боёв, набегов, казней или ритуальных практик.
Это может быть одной из причин дисбаланса между мужчинами и женщинами в захоронениях.
А чтобы продемонстрировать изменчивость кокэльской материальной культуры, авторы исследования приводят подробные описания 3-х объектов.
Объект 46 представляет собой каменную насыпь диаметром 3 м, состоящую из 2-3 каменных слоев, с погребальной ямой не в центре кургана. Между камнями были найдены фрагменты керамики того же типа, что и сосуд у изголовья погребённого. Непосредственно над самим скелетом располагались крупные камни, что является одной из характерных черт кокэльских погребений, хотя часто засыпка погребальных ям состоит только из камней.
Погребальная яма размером 2,0 х 0,7 м находилась на глубине полуметра от уровня дневной поверхности, т.е. той поверхности, откуда собственно и начинали обустройство захоронения. Лежащему на спине, головой на северо-запад, похороненному мужчине на момент смерти было около 40–50 лет.
Это захоронение двух мужчин 30-40 лет в отдельных деревянных гробах, лежащих на спине и головами на северо-запад, покрытых скоплением камней, в яме глубиной 1,1 м и размером 2,0 х 2,5 м. На наличие разных гробов указывают около 20 заклёпок, равномерно расположенных над одним из скелетов и остатки дерева возле другого. Заклёпки использовались для крепления ткани к крышке гроба – обычай, широко распространенный со времен хунну. Отпечатки ткани на обратной стороне заклепок подтверждают это. На участке раскопок эта традиция наблюдается в единичном случае. А частичное наложение костей стоп, вероятно, связано с разложением дерева, за которым последовали переменные процессы промерзания и оттаивания, которые стали причиной смещения частей тела. Скобообразная застёжка и крючок для колчана, скорее всего, были из погребения, изображенного слева на иллюстрации. При этом, хотя крючки для колчанов с поперечным стержнем широко распространены в погребениях как кокэльской, так и других культур из соседних регионов, изделия в форме скобок встречаются довольно редко. На момент написания статьи, была известна только одна подобная находка из погребения постпазырыкской булан-кобинской культуры Алтая, где похожий предмет также был найден рядом с крючком для колчана. Функциональное назначение этих предметов пока не выяснено, но, похоже, это части колчанов. Помимо этого, погребальный инвентарь из этого же погребения состоял из шести железных наконечников стрел в районе левого бедра, железных и керамических сосудов справа у головы, железного ножа с кольцевой рукоятью в правой руке, ножей у ног, двух пряжек у пояса, крючка меньшего размера у колен и круглой железной пластины с отверстием справа от головы.
Погребальный инвентарь захороненного по соседству состоял из трех железных наконечников стрел также в районе левого бедра, скобообразной застёжки и крючка для колчана, как и у соседа, а также двух пряжек, трех железных ножей и нескольких фрагментов керамики справа возле головы.
Два ножа расположены по разные стороны ног, третий с кольцевым навершием был найден под изогнутой в локте левой рукой. Пара небольших железных пряжек была впервые найдена в погребениях кокэльской культуры. Они могут происходить от более крупных железных пряжек с фиксированным язычком, которые были широко распространены со времен хунну.
Помимо этого, в области рёбер слева, был ещё один наконечник стрелы, отличающийся от трёхлопастных у бедра.
Это погребение взрослой женщины в возрасте 25-30 лет, которая была похоронена в деревянном гробу в вытянутом положении и головой на запад.
Само захоронение нарушено криогенными или мерзлотными процессами, что привело смещению элементов скелета. В её погребальном инвентаре зарегистрировано 82 предмета, из них 65 были золотыми и, скорее всего, представляют собой элементы головного убора.
Помимо золотых предметов, остальная часть погребального инвентаря плохо сохранилась и фрагментирована. Миниатюрный железный сосуд в форме котелка был найден слева возле головы, также были найдены фрагмента двух железных ножей и еще два фрагмента были обнаружены во время просеивания и промывки отвала. Остальные железные предметы фрагментированы, но, судя по положению, это могли быть плохо сохранившиеся пряжки. Помимо этого, между челюстями захороненной была обнаружена спираль из золотой фольги.
Такие находки редки, хотя похожие элементы были задокументированы в могильнике Кокэль. Они, по-видимому, присутствуют как в женских, так и в мужских захоронениях. Изделие напоминает украшения груди или шеи, однако её расположение в районе челюсти вызывает вопросы. Может это ремешок для подбородка, как у некоторых культур восточной части степного евразийского пояса. Хотя вполне возможно и то, что спирали из золотой фольги не были повседневными и, по-видимому, выполняли какую-то функцию в погребальном ритуале.
Также были найдены ромбовидные серьги, не имеющие точных аналогов в регионе, но технологически они похожи на серьги, найденные при раскопках могильника Кокэль и погребений булан-кобинской культуры Алтая.
Более мелкие золотые изделия расположены в трех группах вокруг головы, что позволяет предположить, что они, вероятно, были частью головного убора.
А единственным бронзовым артефактом (№684) из погребения, возможно, был фрагментом китайского бронзового зеркала империи Хань, аналогичные части китайских зеркал известны из могильника Кокэль.
Археологические данные из Тувы первых веков нашей эры не указывают на заметную социальную организацию и присутствие элит. Изученные захоронения довольно однородные и различия между ними незначительные, а также не найдено никаких археологических объектов, которые были бы созданы для конкретного человека с высоким статусом. А золотые изделия в погребениях отдельных людей, как к примеру, из захоронения женщины, описанного выше, по-видимому, стоит рассматривать как личные украшения, а не как признак статуса, поскольку общая обстановка могилы не демонстрирует отличительных особенностей в ритуале. Люди с золотыми изделиями были похоронены с той же керамикой и железными предметами, а также на тех же участках и в ямах такого же размера, что и люди без золота.
Захоронения элит известны из раннего железного века, периода хунну и тюркских каганатов, но на данный момент ни одно из погребений со II по IV век не демонстрирует погребальных обычаев характерных для элит. Заметное отсутствие таких захоронений может указывать на отсутствие централизованной власти или её контроля. А высокая доля насильственных смертей, может расцениваться как наличие мелкомасштабных конфликтов. Многочисленные следы ранений на некоторых скелетах, по-видимому, указывают на беспорядочные набеги, а их распределение по телу показывает, что люди сражались как пешком, так и верхом. Частые находки наконечников стрел в разных областях скелетов, помимо добавленных в колчанах рядом с захороненными, дополняют эти наблюдения. Всего в результате раскопок было найдено девять наконечников стрел из разных захоронений, которые могли нанести серьезные повреждения.
Примечательно, что эти наконечники стрел часто типологически отличаются от тех, что были найдены в колчанах из погребального инвентаря рядом с умершими. Причём эти наконечники довольно разнообразны, что противоречит идее о боестолкновениях с хорошо организованными вооруженными группами.
Предварительные зооархеологические данные из Катылыга 5 показывают, что экономика была основана на отгонном животноводстве, вероятно, без межрегиональной мобильности.
В археологических записях преобладает местная продукция, в частности керамика и изделия из железа. В северо-западной части городища Катылыг 5 зафиксированы остатки около десятка железоделательных горнов, т.е. прямые доказательства местного производства металла.
В настоящее время анализ источников глины, которая использовалась для изготовления сосудов в погребениях ещё проводится, но в целом находок, которые могли бы свидетельствовать о дальних контактах, практически нет. Даже части бронзового зеркала династии Хань не могут однозначно свидетельствовать о прямом импорте.
Раскопки периферии кургана Туннуг-1, выявили предметы, ранее не известные в таком виде на других кокэльских участках. Необычные железные элементы для крепления колчанов и пряжки могут быть дополнительными аргументами в пользу местных традиций небольших племен.
С упадком хуннской империи социальные группы Тувы, вероятно, вернулись к мелкомасштабной племенной организации и связи на больших расстояниях больше не поддерживались. А в археологических записях того времени отсутствуют престижные предметы, которые можно было бы однозначно идентифицировать как импорт.
Крах надрегиональных контактов и властных структур в виде так называемых “сверхсложных вождеств”, вероятно, привел к значительному сокращению торговли и, возможно, к экономическому спаду. При этом растущая раздробленность и скопление местных материальных сборок отражает упадок центральной власти.
О социальных или политических событиях во времена после хунну известно лишь в самых общих чертах.
В то время как письменные источники рисуют относительно подробную картину восточных степей во времена конфликта между династией Хань и хунну, период времени, в течение которого появляется кокэльская материальная культура, в письменных источниках не представлен и его следует рассматривать как дописьменный. Потому как даже во времена империи Хунну, китайские источники в основном умалчивают о дальних её рубежах. При этом стоит отметить, что несмотря на четкое хронологическое разделение, материальная культура хунну, всё же является отдалённой предшественницей кокэльской и с археологической точки зрения, кокэльская археологическая культура всё же более тесно связана с культурой хунну, чем с более поздней тюркской.
Реконструкция социальной и политической истории в степном поясе остается спорной, но территория Тувы, по-видимому, время от времени входила в состав империи Хунну или, по крайней мере, включала обычаи, типичные для более крупного комплекса этой материальной культуры, что отражено в немногочисленных археологических памятниках хунну в регионе, хотя и со значительной долей местного культурного влияния.
Благодаря новым данным, представление об археологических материалах и связанной с ними социально-экономической ситуации в Туве в первые века н. э. значительно изменилось. Первоначальное представление о том, что кокэльская культура возникла благодаря наложению материальной культуры хунну на местный постскифский субстрат, больше не выдерживает критики. Радиоуглеродное датирование позволило подтвердить предлагаемое сокращение широкого временного интервала существования кокэльской культуры с семи столетий до относительно короткого промежутка времени между I и IV веками н. э., тем самым выявив значительный хронологический разрыв в истории Тувы со II в. до н. э. по I в. н. э. Общества, связанные с кокэльской материальной культурой, скорее всего, представляли собой небольшие племенные объединения, сосредоточенные вокруг больших семей. При этом в погребальных обрядах не прослеживается никакой ярко выраженной социальной иерархии. А отсутствие импортированных товаров и локализация археологического материала говорит об ограниченной географической протяженности этих групп, вдали от торговых сетей и престижных товаров. Тем не менее конкуренция за местные ресурсы была ожесточенной, о чём свидетельствует наличие скелетных травм. А стало быть, набеги и межплеменные конфликты играли важную роль в жизни этих групп.
Ситуация резко меняется в VI в. с экспансией тюрок в составе Тюркского каганата, когда вновь появляются бронзовые и престижные товары, надрегиональная материальная культура, а также контакты на большие расстояния.
А в целом работа демонстрирует как археологи и другие учёные по крупицам собирают информацию о жизни людей в прошлом. И это только часть той, возможной информации, которую можно извлечь из полученных материалов. Мы конечно же будем ждать генетических и, возможно, изотопных анализов.
Источник:
Sadykov T, Caspari G, Blochin J, Lösch S, Kapinus Y, Milella M (2021) The Kokel of Southern Siberia: New data on a post-Xiongnu material culture. PLoS ONE 16(7): e0254545. doi.org/10.1371/journal.pone.0254545
Комната рабов
В доме, засыпанном почти две тысячи лет назад пеплом Везувия, опять нашли нечто необычное.
Чивита Джулиана — пригородная вилла к северу от Помпей, которая, как и весь город, в 79 году нашей эры оказалась погребена под слоем пепла при извержении вулкана. Скорее всего, первыми ее «исследовали» итальянские черные копатели (tombaroli) не позднее середины прошлого века. Археологи начали работать на вилле в 2017 году. В начале 2021-го они обнаружили там прекрасно сохранившуюся церемониальную колесницу и конюшню с останками трех лошадей.
И вот всего в нескольких шагах от места, где нашли колесницу, расчистили помещение площадью около 16 квадратных метров, которое, по предположению специалистов, служило жилищем для рабов, ухаживавших за лошадьми и транспортным средством. В комнате стоят три деревянные кровати, причем длина их регулируется (можно удлинять дополнительными досками). Длина двух — примерно 1,7 метра, а третьей — 1,4 метра: возможно, на ней спал ребенок или подросток. Лежанки (поверх досок, функциональный аналог матраса) сделаны из веревок, на которые клали тканевые одеяла: их отпечатки в породе сохранились в достаточной мере, чтобы сделать слепки.
На одной из кроватей нашли дышло повозки — либо брошенное случайно, в панике, либо предназначенное для починки. В деревянном ящике обнаружили металлические и текстильные артефакты — скорее всего, части упряжи лошадей. Под кроватями хранили личные вещи, причем некоторые — в амфорах. Также в комнате были керамические кувшины и сосуд, обозначенный археологами как «камерный горшок», вероятно, служивший в качестве туалетного. Комната освещалась небольшим окном в верхней части и не имела отделки стен.
Скорее всего, в комнате жила семья рабов (судя по маленькой кровати), но, кроме этого, помещение явно служило кладовой. Амфорами и другими предметами заняты все углы: жить там вряд ли было комфортно, но для археологов такое количество находок высокой сохранности — большая удача. Повседневная жизнь рабов обычно остается в тени: их помещения редко содержали в хорошем состоянии, да и никто не хранил их вещи.
«Это окно в реальность людей, которые редко появляются в исторических источниках, написанных почти исключительно мужчинами, принадлежащими к элите, — заявил Габриэль Цухтригель (Gabriel Zuchtriegel), директор Археологического парка Помпей. — Это тот случай, когда археология помогает нам открыть часть Древнего мира, о которой мы мало знаем, но которая чрезвычайно важна. Поражает узость и убогость этой комнаты, представляющей собой нечто среднее между общежитием и кладовой… Это, безусловно, одно из самых захватывающих открытий в моей жизни как археолога, даже без наличия больших «сокровищ»: настоящее сокровище — человеческий опыт, в этом случае — опыт слабейших в древнем обществе».
Вопрос о месте рабов в Древнем мире до сих пор чрезвычайно далек от разрешения. Согласно одним источникам, на одного свободного в Античности приходилось до 20 рабов, согласно другим — рабы были сравнительно редки. Еще меньше конкретных данных об их быте и жилищных условиях. В норме помещения для них не рассматривали как нечто ценное, часто сносили, поэтому их редко исследуют археологи. Помпеи, где вулканический пепел законсервировал все, дают уникальную «мгновенную фотографию» античной жизни, позволяющую частично восполнить этот пробел.
Надо отметить, что на раскопках в Чивита Джулиана специалисты из Археологического парка Помпей работают в сотрудничестве с прокуратурой города Торре-Аннунциата, а курирует работу непосредственно главный прокурор. Дело в том, что виллу на протяжении многих лет систематически грабили. Исследователи полагают, что часть археологического наследия даже в свежераскопанной комнате рабов тоже уже утрачена — точнее, украдена мародерами. В целом ущерб, нанесенный черными копателями вилле, на сегодня оценивают почти в два миллиона евро (2,3 миллиона долларов).
Больше, чем на Куликовом поле? Археологи рассказали о находках в Судбищах
МОСКВА, 9 ноя — РИА Новости. Судбищенская битва — один из драматичных и наиболее важных эпизодов в борьбе Русского государства с Великой степью. В начале этого года археологи нашли место сражения, которое, по их словам, имеет беспрецедентную насыщенность артефактами. Онлайн-конференция, посвященная итогам первого этапа раскопок, состоялась в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Обнаружение места Судбищенской битвы — одно из крупнейших достижений отечественной археологии, уверены эксперты. С апреля 2021 года по настоящий момент сделано более 2200 находок. По мнению ученых, есть вероятность, что своим «обилием» этот археологический памятник затмит даже Куликово поле.
«Именно благодаря археологии в наши дни возможны выдающиеся исторические открытия. Несомненно, то, что уже найдено, и то, что будет обнаружено, даст большой материал для того, чтобы ученые скорректировали имеющиеся представления о ходе этого сражения», — заявил председатель Правления Российского исторического общества Константин Могилевский.
Старт масштабным поискам дали многочисленные находки, сделанные членами клуба дайверов «Диво» весной 2021 года на дне реки Гоголь. Десятки объектов, среди которых наконечники стрел и элементы конской упряжи, как выяснили ученые, были вынесены в реку из одного из близлежащих оврагов.
Детально обследовав его, археологи поняли, что обнаружили место крупного сражения середины XVI века. Прекрасную сохранность находок обеспечило то, что значительная часть поля битвы пришлась на территории, не задействованные в сельском хозяйстве.
«Поля больших сражений Средневековья и раннего Нового времени очень редко дают обильные находки. В большинстве случаев картина обратная — характер боевых действий и последующая история не позволяли предметам аккумулироваться. В Судбищах картина обратная», — рассказал академик РАН, директор Института археологии РАН Николай Макаров.
Сражение, по мнению историков, имело большое значение в борьбе Московского царства за влияние в степи и северном Причерноморье. Битва произошла 24-25 июня 1555 года между русскими войсками, защищавшими дорогу на Тулу, и втрое превосходящими силами Крымского ханства. После двухдневной сечи крымчаки повернули домой, так и не разбив русских.
В том, что это именно Судбищенская битва, эксперты не сомневаются, однако научный анализ артефактов и самого поля потребует еще годы тщательный работы. Уже сейчас реставраторы, оружиеведы и другие специалисты изучают находки — свинцовые пули, наконечники стрел и копий, монеты, украшения, детали клинков, доспехов, конской сбруи и многое другое.
«Мы находим материальные подтверждения тех скудных письменных источников, которые рассказывают о ходе сражения. Например, находка нескольких свинцовых ядер подтверждает упоминания о том, что русские войска подверглись артиллерийскому обстрелу», — отметил директор Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко.
Грандиозный успех археологов, достигнутый всего за полгода исследований, по их словам, стал возможен, во многом, благодаря двум факторам — огромному опыту изучения полей битв, накопленному специалистами музея-заповедника «Куликово поле», и широкому использованию новейших технологий.
Так, воздушное лазерное сканирование с помощью «Лидара» позволило с большой точностью воссоздать детали древнего рельефа. На основе этих данных и расположения находок ученые создадут полномасштабную цифровую модель сражения, которая поможет лучше понять его ход.
«Лично я жду с нетерпением того, что, если на месте битвы есть захоронение павших воинов, упомянутых в летописи, мы сможем попытаться восстановить облик тех людей, кто тогда сражались и погибали», — подчеркнул мажоритарный акционер концерна «Калашников» Алан Лушников.
В настоящее время ученые совместно с правительством Орловской области и волонтерами из числа местных жителей активно работают над сохранением поля битвы в неприкосновенности — по словам экспертов, «черные копатели» представляют огромную угрозу для российской археологии вообще и для изучения Судбищенской битвы в частности.
Исследования проводятся при поддержке фонда «Таволга» и концерна «Калашников». Подтвержденная площадь нового археологического памятника уже превысила два квадратных километра и, как полагают специалисты, увеличится еще минимум втрое. Планы по увековечиванию битвы и созданию посвященного ей музейного комплекса активно обсуждаются учеными и Правительством.
Сеченов против религиозно–мистического представления о человеке и его деятельности. Книга
Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) – физиолог, естествоиспытатель, доктор медицины, профессор, почетный член Императорской Академии наук, лауреат XXXII Демидовской премии. И сразу же его книга(аудиокнига), с хорошей озвучкой:
Книга «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченова появилась в разгар острой борьбы церкви с распространением идей материализма, атеизма и социализма в естествознании и философии | Всего-то 10 часов.
Первоначально этот научно-популярный психофизиологический трактат назывался «Попытки свести способ происхождения психических явлений на физиологическую основу» и планировался к публикации в журнале «Современник». В связи с последовавшим запретом, название, которое слишком явно указывало на вытекающие из статьи выводы, пришлось изменить на «Рефлексы головного мозга», и в 1864 году статью было дозволено опубликовать в малоизвестном издании «Медицинский вестник». Направленный против устоявшегося религиозно-мистического представления о человеке и его деятельности, труд Сеченова был встречен как вызов официальному мировоззрению, основанному на христианской религии, получил широкий резонанс в общественных кругах и вызвал полемику о сущности психической деятельности.
Знаменитый физиолог Иван Сеченов был почти нигилистом: дружил с оппозиционерами, конфликтовал с властями и, конечно же, резал лягушек.
В 1866 году «Рефлексы» были изданы в виде отдельной книги. Её низкая стоимость, на которой настаивал сам автор, и популярное изложение делало её доступной для более широкого круга читателей, чего особо опасалась цензура и боялось правительство. Весь тираж книги в 3 тысячи экземпляров был отпечатан, представлен в цензуру и арестован. Цензор отмечал:
«Эта материалистическая книга отвергла свободную волю и бессмертие души, не согласна ни с христианским, ни с уголовно-юридическим воззрением и ведет положительно к развращению нравов… Книга Сеченова вредна, как изложение самых крайних материалистических теорий».
В течение года шли переговоры между министерствами внутренних дел и юстиции об уничтожении книги и предании автора суду по статье 1001 Уложения о наказаниях, карающей авторов сочинений, которые «имеют целью развращение нравов и явно противны нравственности и благопристойности».
Несмотря на крайне резкую оценку книги защитниками православия, министру юстиции князю С. Н. Урусову удалось убедить министра внутренних дел П. А. Валуева не затевать гласный уголовный процесс против её автора и издателя, чтобы не привлекать лишнего внимания общества к книге Сеченова. Арест был снят, а в 1871 году в Санкт-Петербурге вышло второе издание. Тем не менее, еще в 1894 году книга числилась в списках запрещенных для хранения в библиотеках.
В книге научно-популярно излагается учение Сеченова, связанное с его выдающимся научным открытием, предопределившим пути развития физиологии нервной системы и создания научной психологии. Явление центрального торможения, влияние нервных центров головного мозга на задержку двигательной активности организма, было открыто Сеченовым в 1863 году. Этот феномен был положен в основу учения о взаимоотношении организма и среды, дал физиологическое обоснование психической деятельности, как нервного механизма, обусловливающего способность человека противостоять внешним влияниям.
Сеченов описывает рефлекторную природу деятельности человека и показывает, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Заключительные страницы «Рефлексов», логически вытекающие из всего содержания книги, примечательны тем, что в 1877 году были фактически подтверждены известным наблюдением А. фон Штрюмпеля над пациентом с потерей почти всех чувств.
По выражению И. П. Павлова(автор условных рефлексов и ученик Сеченова), это была «поистине для того времени чрезвычайная попытка… представить себе наш субъективный мир чисто физиологически». По мнению академика П. К. Анохина, этот труд Сеченова стал «…одновременно и глубоким научным произведением, и политической проповедью, звавшей к новой материалистической культуре».
О современной физике в одном абзаце
Больше околонаучного на канале https://t.me/everScience
О ЯДОВИТОЙ ЛАПШЕ НА УШИ
Пришла пора опубликовать здесь свою заметку, писанную в 2010 году или раньше. Потому что актуальности она не утратила.
Илья Ильф при полной поддержке Евгения Петрова не церемонился со скудоумными соотечественниками. Достаточно вспомнить Эллочку Щукину, которую он сравнивал по уровню развития с людоедами племени мумбо-юмбо, или её подругу Фиму Собак, знавшую богатое слово гомосексуализм. Была в записных книжках Ильфа и шутка про человека такого некультурного, что бактерия ему снилась в виде большой собаки.
Это я к тому, что на днях многочисленные интернет-леди сделали перепост одного и того же текста с проникновенным заголовком «Для всех, кто дорожит здоровьем близких. ».
Привожу его полностью, с авторской орфографией и пунктуацией.
1. Никакой пластиковой посуды в микроволновых печках.
2. Никаких пластиковых бутылок с водой в морозильных камерах.
3. Никаких пластиковых упаковок в микроволновых печах.
Эта информация была опубликована в газете, выпускаемой больницей им. Джона Хопкинса (Johns Hopkins Hospital), а также распространена Медицинским центром Walter Reed Army.
Диоксин вызывает раковые заболевания, особенно рак груди.
Диоксин является высоко ядовитым веществом для клеток человеческого организма.
Не замораживайте пластиковые бутылки с водой, так как это приводит к освобождению дииоксина, входящего в состав пластика.
Особое внимание следует уделить недопустимости использования пластиковой посуды для нагревания пищи в микроволновках. Особо это касается жирной пищи. Сочетание жира, высокой температуры и пластика вызывает освобождение диоксина и его проникновения в пищу, а, соответственно, в конечном счете, в клетки человеческого организма.
Вместо пластика, медики рекомендуют для подогрева пищи использовать стеклянную или керамическую посуду. Результат будет тот же, но без диоксина в пище!
Поэтому продукты быстрого приготовления, такие как растворимые супы, каши и т.д. вначале необходимо переложить из пластиковой упаковки в стеклянную посуду, а затем лишь ставить в микроволновку или любую другую печь.
Также недопустимо использование пластиковых крышек, покрытий во время приготовления пищи в микроволновой печи. Это также опасно, как и использовать пластиковую посуду. Высокая температура приводит к тому, что диоксин практически «растаивает и стекает» с такой крышки в пищу. Намного безопаснее использовать бумажные салфетки.
Конец пространной цитаты…
…которая представляет собой классический образец белиберды, рассчитанной на впечатлительного идиота – или идиотку, да простят меня дамы. Потому что образ диоксина, «освободившегося» из пищевой посуды благодаря «сочетанию жира, высокой температуры и пластика», или диоксина, который «растаивает и стекает» в пищу – это штука посильнее «Фауста» Гёте, как сказал бы один Отец Народов. И очень напоминает ту самую бактерию в виде большой собаки.
Фрэнк Заппа язвил: современная журналистика – это когда тот, кто не умеет писать, берёт интервью у того, кто не умеет говорить, для того, кто не умеет читать. Я бы добавил, что зачастую разговор идёт на тему, в которой ни бельмеса не смыслят все трое.
Пожалуй, в процитированной статейке верно лишь одно: диоксины (их много разных) действительно представляют смертельную опасность. Кроме рака, они вызывают многие болезни, а ядовиты примерно в тысячу раз сильнее, чем боевые отравляющие вещества.
Но вот незадача: в состав любого диоксина входит хлор. Которого нет и быть не может в полиэтилене, состоящем только из углерода с водородом – это проходят в средней школе.
Хлор есть в ПВХ – поливинилхлориде, из которого не посуду делают, а лепят, например, дешёвую напольную плитку. Если такую плитку сжигать (не нагревать в микроволновке, а именно сжигать!), в самом деле можно получить диоксин. И если отбеливать хлором целлюлозную пульпу – тоже. И если производить гербициды хлорфенольного ряда… Но какое, интересно, отношение это имеет к кулинарии?
Есть соблазн поглумиться над каждой строчкой безграмотных авторов, у которых одинаково плохо и с русским языком, и с физикой-химией. Им для начала не худо бы усвоить, что термическая деформация – это физический процесс, а горение – химический. При окислении появляются новые вещества, а при плавлении – нет.
Есть соблазн, и всё же я не стану тратить время. Ограничусь предложением «для всех, кто дорожит здоровьем близких»: если выуживаете в сети заметки на жизненно важную тему – не почтите за труд освежить в памяти школьную программу, наведите пару справок, ведь интернет как раз под рукой!
И не спешите верить всему, что публикуют доброхоты-двоечники. Особенно если они пугают вас подслушанным где-то непонятным словечком диоксин и ссылаются на американскую клинику имени Хопкинса. Очень может быть, что это как раз пациенты клиники резвятся в отсутствие санитаров.