что значит моно и стерео звук
Разница между моно и стерео
Человеческое стремление к объемам проявилось задолго до появления видеоэффектов 3D — в звуковой сфере. На заре звукозаписи, когда не было не только цифровой аппаратуры, но и даже магнитных лент, работа со стереозвуком уже была реальностью. Правда, до середины прошлого века она имела вид экспериментов, и широкое распространение стереосистемы начали получать только к шестидесятым годам. Сегодня стереозвук для абсолютного большинства потребителей представляется естественным благом, а монозвучание аудиотехники — редкостью и игрушкой для профессионалов.
Определение
Моно, или монофония, представляет собой одноканальную запись звука (и, соответственно, его воспроизведение).
Стерео, или стереофония — двухканальная (и более) запись и трансляция звука.
Сравнение
Чем отличается моно от стерео для обычного потребителя, пользователя аудиотехники или слушателя? В первую очередь пространственным отношением. Моно не дает возможности определить пространственное положение источника звука, стерео это позволяет. Все дело в особенности устройства человеческого слуха: уши наши, хоть и расположены на небольшом расстоянии друг от друга, звук воспринимают не одновременно. Если источник звука находится справа, то сначала его услышит правое ухо, а потом левое, причем для левого частота будет иной. Мозг полученную информацию обрабатывает, и мы можем определить на слух, откуда поступил сигнал.
Звук моно записывается в одну аудиодорожку и воспроизводится одним динамиком. При этом на восприятие его не влияет пространственное положение слушателя относительно источника звука. В принципе, подключить можно и множество колонок, однако в этом случае каждая будет транслировать звук абсолютно одинаково. Стереозвук записывается при помощи двух микрофонов в две и более дорожки, и разделение по каналам происходит на уровне частот, инструментов, голоса, шумовых и звуковых эффектов. К примеру, при прослушивании монозаписи интервью звук проезжающего мимо автомобиля будет воспринят наряду с голосом опрашиваемого, а в случае стереозаписи — как фон далекий или близкий. Для воспроизведения стереозвука требуется наличие как минимум пары колонок, а для достижения оптимального эффекта слушатель должен располагаться примерно по центру от обоих источников звука. Потому стереоколонки устанавливаются по обе стороны от монитора или телевизора.
К слову, трехмерность и объемность стереозвука — своего рода фикция. Две колонки на столе или наушники объемности звучанию не придают, так как служат источниками звука, четко определяемыми мозгом как “справа” и “слева”. Если число источников увеличить (знаменитый “суперсурраунд” — звук вокруг), то это будет означать всего лишь большее количество точек воспроизведения. Для получения трехмерного эффекта и получения реальной звуковой картины, к примеру, при просмотре фильма, звук должен разноситься еще и по вертикали.
Моносистемы на сегодняшний день стали редкостью, тогда как стерео в разных вариантах исполнения полностью захватило аудиорынок. Однако для профессионалов, работающих со звуком, нет и не может быть предпочтений: одноканальные записи используются в работе наравне с многоканальными. Считается, что моно объективнее в отношении источника звука, а стерео — в отношении звуковой картины.
Моно и стерео — что это такое и отличия
Такие слова, как моно или стерео присутствуют в нашей жизни постоянно. Звуки и музыкальное сопровождение – то, что окружает людей, делает их мир ярче и интереснее. Человеческое ухо получило способность к распознаванию качества звучания до того как появились различные дополнительные эффекты, объем. Для того чтобы лучше понимать, что же собой представляют моно и стерео в музыке и звуковой сфере в целом, нужно провести сравнение каждого элемента. Также потребуется дать определение понятиям. Известно, что еще в самом начале развития звукозаписи, когда не существовало компьютерных технологий и цифровых возможностей, специальной аппаратуры, магнитных лент и знаний по обработке звуковых дорожек, работать со стереозвуком было вполне реально. Достаточно длительное время подобные способы обработки были подобием экспериментов и только в конце ХХ века они стали частью полноценной работы с музыкальной и звуковой составляющей в различных направлениях человеческой деятельности.
Определение понятий
Обще понятие для моно (монофонии) – одноканальная запись звука. Восприятие его человеческим ухом в одиночном потоке.
Стерео (стереофония)запись звукового потока и его последующее восприятие производится с помощью двух и более каналов.
Сравнение
Для того чтобы понять разницу межу двумя этими понятиями, необходимо провести детальное сравнение. Знать это нужно не только профессионалам, но и обычным потребителям звуковой или музыкальной аппаратуры. В первую очередь отличия имеются в пространственном отношении. Моно поток не дает возможности определить пространственное положение источника звука, то есть понять, откуда он исходит. В случае со стерео можно определить направление или источник звучания. Такой эффект связан с особенностями строения человеческого уха. Известно, что уши не могут воспринимать звук одновременно справа и слева.
Если источник звука будет располагаться справа, то первым его воспримет и зафиксирует именно правое ухо и только потом левое. Изменится для него не только время восприятия, но даже частота звучания. Затем полученную информацию начнет воспринимать и обрабатывать мозг. После этого человек сможет на слух определить источник звука.
В случае с записью звуковой дорожки на моно формате он будет воспроизводиться на одном динамике. На восприятие его человеческим ухом не влияет пространственное положение слушателя относительно источника этого звука. Нужно учитывать, что подключить можно и несколько колонок одновременно, но особенностью моно будет тот факт, что каждая будет транслировать звук одинаково. Стереозвук имеет несколько потоков, поэтому записывается при помощи двух микрофонов, получается 2 и более дорожки. Происходит также разделение по каналам на уровне частот, инструментов, голоса,. Можно различить разнообразие шумовых и звуковых эффектов. Пример для понимания различий межу форматами: при моно звучании шум от дороги идет параллельно разговору, что мешает восприятию речи и заставляет прислушиваться, если же используется стерео, то шум движения машин будет фоновым и не помешает разговору и его восприятию.
Для воспроизведения стереозвука и его преимуществ требуется не менее двух колонок, а для достижения оптимального эффекта сам человек должен находиться в центре. Объемность звучания достигается путем увеличения числа колонок (источников звука). В этом случае мозг будет воспринимать их как несколько справа и слева, что и придаст общему звучанию объемности.
Для получения качественного трехмерного эффекта (объема) и реальной звуковой картины,(важно во время просмотра видео, фильма, записи концертного выступления), необходимо следить за тем, чтобы звук дополнительно еще и разделялся на несколько потоков по вертикали.
Моно звук в современном мире используется редко. В большинстве случаев его применяют в работе профессионалы для решения поставленных перед ними задач. Считается, что моно формат звучания объективнее в отношении источника звука, когда требуется определить именно его источник. Формат стерео используется в том случае, когда необходимо определиться в отношении целостной звуковой картины.
Выводы
Моно представляет собой одноканальную запись звука, стерео же является двухканальной.
Для воспроизведения моно звучания достаточно одной колонки или динамика, для стерео потребуется два источника звука, которые нужно поставить справа и слева. Стерео формат позволяет определять, где звук располагается в пространстве и дает звуковую картинку, максимально приближенную к реальности.
Моно против Стерео
Стереозвук почти полностью заменил моно из-за улучшенного качества звука, которое обеспечивает стереозвук.
Сравнительная таблица
Приложения
Монофонический звук предпочтителен в радиотелефонной связи, телефонных сетях и радиостанциях, предназначенных для ток-шоу и разговоров, громкой связи, слуховых аппаратов. Стереозвук предпочтителен для прослушивания музыки в театрах, радиостанциях, посвященных музыке, FM-вещании и цифровом звуковом вещании (DAB).
история
До 1940-х годов монофоническая звукозапись была популярной, и большая часть записи делалась в монофоническом режиме, хотя Клемент Адер продемонстрировал двухканальную аудиосистему еще в 1881 году. В ноябре 1940 года « Фантазия» Уолта Диснея стала первым коммерческим фильмом со стереофоническим звучанием. звук. С появлением магнитных лент использование стереозвука стало проще. В 1960-х альбомы выпускались как в виде монофонических, так и в виде стереофонических пластинок, потому что у людей все еще были свои старые моноплееры, а радиостанция была в основном AM. Точно так же фильмы были выпущены в обеих версиях, потому что некоторые театры не были оснащены стереодинамиками. Сегодня нет никаких монофонических стандартов для 8-дорожечной ленты и компакт-диска, и все фильмы выпускаются в стереофоническом звучании.
Методы записи и качество звука
Запись монофонического звука в основном осуществляется с помощью одного микрофона, и для прослушивания звука требуется только один громкоговоритель. Для наушников и нескольких громкоговорителей пути смешиваются в один путь сигнала и передаются. Сигнал не содержит информацию об уровне, времени прибытия или фазе, которая бы повторяла или имитировала направленные сигналы. Каждый слышит один и тот же сигнал и одинаковый уровень звука. Звук, воспроизводимый, например, каждым инструментом в группе, не будет отчетливо слышен, хотя он будет иметь полную точность. Ручные рекордеры записывают звук в моно. Это дешевле и проще записывать в монофоническом режиме.
Стереозапись осуществляется с помощью двух или более специальных микрофонов. Стереоэффект достигается путем аккуратного размещения микрофона, принимающего различные уровни звукового давления, поэтому даже громкоговорители должны иметь возможность воспроизводить стереозвук, а также их необходимо аккуратно устанавливать. Эти звуковые системы имеют два или более независимых аудиосигнала. Сигналы имеют определенный уровень и фазовое соотношение друг с другом, так что при воспроизведении через подходящую систему воспроизведения, будет видимое изображение исходного источника звука. Это дорого и требует умения записывать стереозвук. Существуют следующие способы записи в стерео
Это видео дает объяснение некоторых различий между моно и стереозвуком, а также о том, как записывать стереозвук.
Совместимость
Mono совместим и обычно находится на цилиндрах фонографа, дисковых записях, таких как 78 об / мин и более ранних 16⅔, 33⅓ и 45 об / мин, Gro AM и некоторых (очень немногих) FM-радиостанциях. Моно и стерео встречаются в MiniDisc, компактной аудиокассете, большинстве FM-радио (и в редких случаях AM-радиовещание), в форматах VCR (NICAM Stereo) и на ТВ (NICAM Stereo). Mono не используется в 8-трековых кассетах и аудио CD.
В чем разница между стерео и моно звуком: сравнение и особенности
Прослушивание звука в режиме стерео и моно имеет значительные различия. Сейчас наиболее распространен первый вариант, именно он используется в большинстве современных гарнитур и девайсов. Ценители прослушивания музыки и геймеры сразу узнают брак в наушниках, представленных производителем как “стерео”, но однозначно издающих звук в “моно” варианте. Но далеко не все понимают, что разного в этих двух понятиях.
Стерео
Стереофонический звук создают домашние и индивидуальные аудиосистемы. Они передают в пару динамиков два независимых друг от друга сигнала. Наиболее актуально прослушивание в таком режиме оркестров или музыкальных групп, чтобы создавалось ощущение “глубины” и присутствия. Именно стереозвук позволяет воссоздать мелодию каждого отдельного инструмента, которые находятся в разных областях, передавая сигналы в левый и правый канал. Особенно это ощутимо при прослушивании в наушниках.
Когда человек слушает стереозвук, он способен определить, где располагается источник по разнице фаз звуковых колебаний, происходящих между ушами, которая становится достижимой за счет конечности скорости звука. Запись стерео происходит с применением двух микрофонов, расположенных на определенном расстоянии, для каждого из них отведен один (левый или правый) канал. Таким образом создается эффект “панорамного звучания”, то есть приближенного к реальному. Могут использоваться не только 2 канала, но и больше. Если в системе их 4, она называется квадрофонической.
Когда звукозапись начинала свое развитие, в детекторном приемнике и граммофоне звук был монофоническим (одноканальным). Его недостатки стали понятны в 1920-х годах. Живая музыка на концерте значительно отличалась от той, которую можно было услышать из трубы граммофона. Важное пространственное восприятие сводилось к нулю, ведь монозвучание не дает возможности ощущать разное расположение музыкальных инструментов и других объектов относительно слушателя.
Усилители передают один монофонический звук на один канал независимо от количества громкоговорителей. Говоря простыми словами, если слушать музыку в “моно” наушниках, ни о каком панорамном и глубоком звучании можно и не мечтать.
Сравнение
Оба варианта воспроизводят звук, и, если человеку просто нужно услышать какую-то информацию, разницы он не заметит.
Конечно же, главное отличие стереофонии от монофонии в пространственном аспекте. Стерео раскрывает всю глубину звука, исходящего из аудиосистемы. Определить расположение источника в моно можно и не пытаться. С точки зрения естественности, более анатомичными являются стереосистемы, ведь они учитывают устройство человеческого уха. Хотя уши и находятся на маленьком расстоянии друг от друга, но звук слышат не одновременно. Первым он доходит до того уха, которое расположено ближе к источнику, при этом отличается и его частота. Таким образом мозг обрабатывает информацию и может определить, с какой стороны получен сигнал.
Запись монозвука происходит на один микрофон, он имеет одну аудиодорожку. Его восприятие не зависит от месторасположения слушателя. Даже при использовании нескольких колонок одновременно звук в каждой из них будет аналогичен, и никакого ощущения “глубины” не будет. Стереозвук записывают с применением двух записывающих устройств как минимум в две аудиодорожки. Распределение по каналам осуществляется на уровне звуковых и шумовых эффектов, частот, голосов и инструментов. Чтобы слушать стереозвук, понадобится не менее двух колонок или стереогарнитура.
Сейчас на рынке редко можно встретить аудиосистемы с монозвуком, так как люди отдают предпочтение стереозвучанию. Он более приятен при диалоге и прослушивании музыки, а геймеры так и вовсе другого варианта и не рассматривают.
Однако если говорить о профессионалах, которые работают со звуком, им не приходится выбирать и полагаться на собственные предпочтения. Независимо от количества каналов воспроизведения, им необходимо работать с любым их количеством одинаково.
Стерео имеет такие преимущества:
Моно имеет такие преимущества:
Моно против Стерео
Стереозвук почти полностью заменил моно из-за улучшенного качества звука, которое обеспечивает стереозвук.
Сравнительная таблица
Приложения
Монофонический звук предпочтителен в радиотелефонной связи, телефонных сетях и радиостанциях, предназначенных для ток-шоу и разговоров, громкой связи, слуховых аппаратов. Стереозвук предпочтителен для прослушивания музыки в театрах, радиостанциях, посвященных музыке, FM-вещании и цифровом звуковом вещании (DAB).
история
До 1940-х годов монофоническая звукозапись была популярной, и большая часть записи делалась в монофоническом режиме, хотя Клемент Адер продемонстрировал двухканальную аудиосистему еще в 1881 году. В ноябре 1940 года « Фантазия» Уолта Диснея стала первым коммерческим фильмом со стереофоническим звучанием. звук. С появлением магнитных лент использование стереозвука стало проще. В 1960-х альбомы выпускались как в виде монофонических, так и в виде стереофонических пластинок, потому что у людей все еще были свои старые моноплееры, а радиостанция была в основном AM. Точно так же фильмы были выпущены в обеих версиях, потому что некоторые театры не были оснащены стереодинамиками. Сегодня нет никаких монофонических стандартов для 8-дорожечной ленты и компакт-диска, и все фильмы выпускаются в стереофоническом звучании.
Методы записи и качество звука
Запись монофонического звука в основном осуществляется с помощью одного микрофона, и для прослушивания звука требуется только один громкоговоритель. Для наушников и нескольких громкоговорителей пути смешиваются в один путь сигнала и передаются. Сигнал не содержит информацию об уровне, времени прибытия или фазе, которая бы повторяла или имитировала направленные сигналы. Каждый слышит один и тот же сигнал и одинаковый уровень звука. Звук, воспроизводимый, например, каждым инструментом в группе, не будет отчетливо слышен, хотя он будет иметь полную точность. Ручные рекордеры записывают звук в моно. Это дешевле и проще записывать в монофоническом режиме.
Стереозапись осуществляется с помощью двух или более специальных микрофонов. Стереоэффект достигается путем аккуратного размещения микрофона, принимающего различные уровни звукового давления, поэтому даже громкоговорители должны иметь возможность воспроизводить стереозвук, а также их необходимо аккуратно устанавливать. Эти звуковые системы имеют два или более независимых аудиосигнала. Сигналы имеют определенный уровень и фазовое соотношение друг с другом, так что при воспроизведении через подходящую систему воспроизведения, будет видимое изображение исходного источника звука. Это дорого и требует умения записывать стереозвук. Существуют следующие способы записи в стерео
Это видео дает объяснение некоторых различий между моно и стереозвуком, а также о том, как записывать стереозвук.
Совместимость
Mono совместим и обычно находится на цилиндрах фонографа, дисковых записях, таких как 78 об / мин и более ранних 16⅔, 33⅓ и 45 об / мин, Gro AM и некоторых (очень немногих) FM-радиостанциях. Моно и стерео встречаются в MiniDisc, компактной аудиокассете, большинстве FM-радио (и в редких случаях AM-радиовещание), в форматах VCR (NICAM Stereo) и на ТВ (NICAM Stereo). Mono не используется в 8-трековых кассетах и аудио CD.