что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Управление автономным ДОУ

что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть картинку что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Картинка про что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Надежда Чистякова
Управление автономным ДОУ

Автономное учреждение как организационно-правовая форма некоммерческой организации появилось в Российской Фе-дерации после принятия Федерального закона от 03.10.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Цель данного закона — предоставить большую самостоятельность (правовую, управленческую, организационно-содержательную, финансово-экономическую и др.) образовательным организациям.

В настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») является базовым нормативным актом, устанавливающим правовые основы функционирования как всей системы образования РФ. так и отдельных образовательных организаций РФ. В связи с его принятием прекращают свое действие более 100 нормативных актов РСФСР и РФ, в т. ч. Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Для того чтобы привести в соответствие с ним существующие нормативные акты, Государственная Дума разрабатывает закон, который внесет изменения в более чем 100 федеральных законов.

Со дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, будут применяться постольку, поскольку они не противоречат ему или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РФ. Изданные до дня вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Основными задачами нового закона об образовании являются:

— обновление и развитие системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

— расширение образовательных возможностей граждан;

— комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

— обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ;

Что касается предмета исследования наших методических рекомендаций, то Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вводит вместо давно переставшего быть адекватным термина «образовательное учреждение» термин «образовательная организация». В своё время Закон РФ «Об образовании» разрешал образовательную деятельность любым некоммерческим организациям, однако именовал их все образовательными учреждениями. В результате в отношении автономных некоммерческих организаций, фондов и т. п. приходилось каждый раз решать вопрос, применимо ли к ним данное нормативное регулирование, не противоречит ли оно их организационно-правовой форме.

Для более эффективного управления созданием, функционированием и развитием образовательных организаций в рамках нового закона необходимо обратиться к таблице №1, составленной сотрудником Института развития образования Высшей школы экономики Вавиловой А. И.

Источник

Чем отличаются бюджетные детские сады от автономных

что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть картинку что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Картинка про что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Автономные детские сады – относительно новое для России явление. Несомненный плюс таких учреждений – собственная образовательная программа. В то время как в бюджетных садах образовательный процесс и все проводимые мероприятия строго закреплены программой, принятой на федеральном уровне.

В автономных детских садах может быть сделан определенный уклон, например, на изучение иностранных языков. Также учреждение имеет возможность пригласить определенного специалиста на время или для конкретной группы детей.

Как правило, в автономных детских садах существует расширенный список дополнительных услуг: спортивные секции, занятия по рисованию, вокалу, танцам, театральная студия, специальное медицинское сопровождение, посещение психолога, логопеда и т.п.

Какие еще преимущества имеет автономный детский сад?

Что удобно, автономные детские сады комплектуются без привязки к месту жительства. Таким образом, ваш ребенок может попасть в выбранное вами учреждение, в какой бы части города вы ни жили.

Во главе автономного детского сада находится руководитель и наблюдательный совет. В состав наблюдательного совета могут входить общественные представители, представители от учредителя, воспитатели самого детского сада.

Автономные и бюджетные детские сады получают финансирование из городского бюджета в равном размере. При этом автономные учреждения пользуются правом льготного налогообложения и имеют возможность самостоятельно искать поставщиков и привлекать дополнительные инвестиции. Именно это преимущество становится одной из основных причин стремления многих дошкольных учреждений получить статус автономных.

В автономных детских садах, так же как и в бюджетных учреждениях, между родителями и детским садом заключается договор.

Как и в бюджетных детских садах, в автономных учреждениях действуют льготы по оплате и поступлению для определенной категории граждан. Их размер и порядок получения зависит от региона.

Есть ли недостатки у автономных детских садов?

Наряду с ощутимыми преимуществами, автономные детские сады имеют и свои недостатки. В первую очередь, речь о размере оплаты. Несмотря на то, что стоимость услуг в автономных и бюджетных дошкольных учреждениях не должна различаться, на деле разница нередко оказывается существенной. На стоимость значительное влияние оказывают, как правило, дополнительные услуги, часть из которых преподносится как обязательные.

Источник

Что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть картинку что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Картинка про что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Автономный детский сад. Из личного опыта.

В ТРАДИЦИЯХ СТАНИСЛАВСКОГО

ПРАВО НА СВОБОДНЫЙ ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В сентябре 2008, когда года моей дочери было около двух лет, она уже сносно говорила. Как-то на прогулке она заявила мне: «Мама, хочу в садик». Возможно, я неправильно ее поняла, и ребенок просто хотел гулять на яркой площадке, полной шумящих детей, но я решила, что это знак, и пора пробивать нам место в детском раю.
С садиками в нашем микрорайоне весьма туго, да и в районе не лучше. Благодаря практикуемой ныне уплотнительной застройке количество жителей растет с геометрической прогрессией. Новые сады тоже есть. В девятом году открыли один. И в этом году открывают тоже.
Правда, десять лет назад, двадцати этажного квартала, в котором появился новый сад, и в помине не было. Другой же сад просто возвращен в прежнее состояние. Последние лет двенадцать он был отдан в распоряжение спецшколы. В округе с 95-го года переданы под другие государственные нужды четыре детских сада (теперь там милиция, СЭС, детский дом для кавказских беженцев). Сверх того, здание одного сада было снесено, теперь там приватная автостоянка новой многоэтажки, еще один корпус того же сада продан или сдан в аренду коммерческой фирме, в нем офис-особняк.
Одним словом, садов у нас в расстоянии трех автобусных остановок не хватает. Я не удивилась, когда в РОНО мне предложили место в детском саду, в который можно добраться, лишь поменяв три вида городского транспорта. Взяв направление, я отправилась к завроно. То ли мне повезло, то ли такова практика, но свое возмущение мне выплеснуть не удалось. Как только я оказалась в заветном кабинете, меня окружили сочувствие, добросердечностью. А через семь минут мне выдали направление в желанное для меня ДО.
Два слова об этом саде. Как всякая мать, желающая устроить своего ребенка как можно комфортнее, я подошла к выбору детсада весьма ответственно. Педагогическая грамотность сыграла со мной злую шутку и я решила, что если сад работает по прогрессивной методике, то уж с дремучими дикостями нашей дошкольной педагогики я не столкнусь.
Поэтому, узнав, что в соседнем микрорайоне работает единственный в Питере государственный сад, осуществляющий дополнительную программу по Монтессори-методу, я сделала выбор в его пользу.
Для несведущих сообщу, что Монтессори-метод – это великолепно отработанная за столетие система образования и взаимодействия с детьми от трех до семнадцати лет, которая дает прекрасные результаты – глубокие знания и адекватную самооценку –, например, в Финляндии, где государственные учебные заведения работают только так.
Меня не остановило, что за такой дополнительный блок занятий нужно доплачивать (на момент записи в желанное ДО около 2 500 руб). Напротив, я решила, что платность сада – некий плюс: меньше желающих, проще прорваться.

Довольная собой 31 мая 2009 года я пришла на первое родительское собрание. Здесь нам сообщили о том, что возможности выбирать только Монтессори-занятия в качестве дополнительных больше не будет. Теперь все дополнительные образовательные услуги, которые будут именоваться «А

что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть картинку что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Картинка про что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

збука Гармонии», объединены в один договор об основных дополнительных услугах, ежемесячная стоимость которого составит 4 500 руб. В него будут включены, кроме Монтессори-занятий, музыкальные занятия, и индивидуальные встречи с логопедом и психологом.
Кроме этого нам предложили ознакомиться с ассортиментом просто дополнительных услуг, которые можно брать, а можно и не брать. Он включал в себя ИЗО, музыкальный театр, танцевальную студию, а так же медицинскую профилактику плоскостопия и скалиоза (видимо, то, что раньше называлось физкультурными занятиями) и питие кислородных коктейлей.
На вопрос, куда же делись бесплатные музыкальные занятия, ведущая собрание дама приятной наружности, сообщила, что в первой младшей группе государственным стандартом они не предусмотрены, но мы все понимаем, что без них нельзя.
Я задала второй вопрос о том, зачем детям в первой младшей группе психолог и логопед. Оказалось, что эти специалисты помогут детям справиться с будущим ЕГЭ, которое хоть и не ждет их на выпуске их детского сада, но готовиться к нему нужно уже у материнской груди, настолько он страшен.
Затем, дама начала рассказ о грядущих переменах в статусе детского сада. «С января 2010 года» – с гордостью сообщила она, – «наш детский сад, в числе еще трех лучших детских садов района, получит статус автономного. Государство будет по-прежнему финансировать нас и объемы финансирования не изменятся. Правда сейчас сфера дошкольного образования финансируется по остаточному принципу, на каждого ребенка в нашем детском саду приходится всего по семь с половиной тысяч в месяц, а это очень мало, хватает только на ремонт, оборудование и обслуживание помещений. Родителей тоже никак перемены не коснутся: стоимость и объем занятий не изменится. Главный плюс – это то, что детский сад сможет привлекать средства близлежащих коммерческих предприятий, производств. Мы обсуждали это на РОНО, схема рабочая!» – с комсомольской энергичностью заявила дама.
Тут я не выдержала, и позволила себе поинтересоваться, кто она такая и как ее зовут. Я-то дура, думала, что это наш будущий воспитатель, а молчаливо восседающая рядом суровая женщина – заведующая. Выяснилось, что оратор и есть заведующая.
Тогда вы наш воспитатель?» – обратилась я к ее соседке. «Валентина Алексеевна – наш лучший педагог, она будет проводить у вас занятия по методике Марии Монтессори, она старший воспитатель детского сада».
«А где же наш воспитатель?»
«Пока вакансия на вашей группе не закрыта, но я надеюсь приобрести на рынке труда двух молодых специалистов с высшим образованием».
Заострять внимание на этом вопросе заведующая не стала и вернулась к своей речи об автономии: «От автономии мы только выиграем. А родителям беспокоится нечего, к тому же, с 2012 года все детские сады и школы станут автономными».
С этого собрания я вернулась с неприятным предчувствием. Конечно, мне не понравилось то, что я не увидела в глаза человека, которому собиралась доверить свою дочь. Не показали нам, как-то отговорившись, и группу. Смутила заведующая, которая тоном напоминала больше руководителя отдела продаж, чем педагога. Вызывала вопросы насыщенность программы «Азбука Гармонии», а играть-то детям когда?
Успокаивало то, что унизительных поборов быть в саду не должно было. Что сад один из лучших. И что сомнительная система, по выданной информации ждала всех и каждого без всякого выбора в недалеком 2012 году, наступление которого многие ставят под сомнение.

Наступил сентябрь. Время ответов на вопросы. На нашу группу вышла воспитатель с дурными сталинскими замашками, свято верующая в то, что каждый ребенок, приходящий в детский сад должен проораться, и что одному на это нужно полчаса, а другому полгода. К тому же, она не по-сталински опаздывала на работу на полчаса, и недовольно смотрела на тех, кто приходил за детьми позже, чем за час до закрытия группы. Время работы группы тоже умиляло, с 8.00 до 17.00, а фактически с 8.30 до 16.00. Кому удобен такой график?
Как-то, в первые дни адаптации, я заглянула в группу на завтраке и увидела святую кар

что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть картинку что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Картинка про что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

тину: восемь орущих двухлетних малышей, и двух теток – воспитательницу и няню – засовывающих ложки в их рты, когда они пытаются взять новый воздух для крика.
С этого началась моя борьба. Заведующая, к которой я обратилась за разъяснениями, сообщила мне, что инструкция требует докармливать детей, если они не едят. К сожалению, инструкция не требовала отвлечь детей от переживаний расставания с родителями, привести их в веселое расположение духа через игру, а потом уже усаживать за стол.
В течение нескольких дней я внимательно наблюдала работу нашей воспитательницы и поняла что, чем меньше она проводит времени с детьми, тем лучше. Но основные дополнительные занятия все не начинались. Оказалось, что слишком мало детей посещают группу.
«Где же педагоги с высшим образованием?» – возмущалась я в кабинете старшего воспитателя. «За шесть тысяч никто работать не хочет» – отвечала она мне.
«Наш воспитатель, что шесть тысяч получает?»
«Да».
После такого ответа я перестала вести счет ее ошибок, мне лишь по-прежнему хотелось, чтобы она приходила на работу к 8.00. Забегая вперед, сообщу, что этого я так и не дождалась. Зато введения хваленых платных занятий, не дожидаясь полной посещаемости, добилась. Психолога, правда, долго не было видно. Штатный сотрудник заболел. А дополнительного психолога нашли только через полтора месяца. Логопедом оказалась воспитательница другой группы, подрабатывающая во вторую смену. Музыкальные занятия вела опытная и сердечная женщина, они оказались на высоте.
Отдельно о Монессори-занятиях. Смысл метода заключается в том, что дети свободно работают в предметно-адаптированной среде под наблюдением наставницы, которая не вмешивается в их деятельность, а лишь созерцает и анализирует процесс постижения ребенком предложенных ему материалов. Все пособия созданы самой Марией Монтессори и ее последователями, их лаконичность и точное попадание в детское сознание – результат такого тщательного наблюдение за развитием ребенка.
Монтессори-материалы провоцируют детей на эксперименты с ними, и в результате этих экспериментов дети, как ученые, делают первые открытия в различных областях. Мария Монтессори считала, что каждый ребенок развивается по своему индивидуальному генетическому плану, а педагоги должны позволить этому плану осуществиться. Поэтому в ее методе не существует программ, которые определяют последовательность постижения предметов, количества занятий, которое посвящается одному и тому же эксперименту. Одному ребенку Розовая башня может быть не интересна, в то время как другой будет сто пятьдесят раз собирать и разбирать ее.
коммерческих рамках в нашем саду была реализована столь дикая схема продажи Монтессори-занятий, что у меня возникло острое желание немедленно его покинуть. Богатейший ассортимент Монтессори-материалов полностью заполонял свое пространство группы и внимание детей. Но работать свободно с этим материалом детям позволялось только в присутствии Валентины Алексеевны, т.е. четыре раза в неделю по полтора часа. В остальное время познавательная активность детей (мощно стимулируемая самими материалами) грубо подавлялась одергиваниями воспитательницы: «Это брать нельзя. Это только с Валентиной Алексеевной».

Осень крепчала, а отопительный сезон не начинался, и тут выяснилось, что сад не готов был к началу учебного года по техническим показателям. Вернее, за весь сад сказать нельзя, но наша группа замерзала. В двадцатых числах сентября воспитательница встретила нас словами: «Одевайте кофты, в группе четырнадцать градусов. Надо ставить стеклопакеты».
Оказывается, тех денег, которые государство сполна перечисляет на содержание детского сада, не хватает на ремонт и окна в группах родители ставят сами. Нам, как принято, досталась не благоустроенная группа. Первое желание – пойти в прокуратуру и СЭС – охладил здравый смысл. Закрытый по техническому несоответствию детский садик открыть практически невозможно.
Вместо работы, я отправилась в строительные магазины за утеплителями и принялась обзванивать мам, чтобы утеплить окна в тот же день. Утепление дал

что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть картинку что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Картинка про что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

о свой результат, на другой день термометры показали семнадцать градусов. Через пять дней состоялось родительское собрание, на котором мы решили собрать по три с половиной тысячи для замены половины остекления в группе на стеклопакеты и покупки нового ковра и пылесоса. Мой супруг вызвался участвовать в работе бригады пап по самостоятельной установке стеклопакетов, дабы сэкономить общие средства.

Но поменять остекление удалось только через пару недель, когда и днем уличная температура не поднималась выше пяти градусов. Работать можно было только в выходные, поэтому, несмотря на холод, дождь и сильный ветер, мужики проработали весь день на ремонте группы.
Не узнавала, как другие, но наш папа захворал. Вскоре заболела и дочка. Проболев две недели легким ОРЗ, она вышла в садик на четыре дня, и свалились снова, теперь уже с высокотемпературным гриппом. Грипп дал неожиданное осложнение – инфекционную дыхательную аллергию, ребенок захлебывался в кашле. С новой бедой мы просидели дома еще дней двадцать.
Итого в октябре мы были в саду всего лишь шесть дней. Каково же было мое удивление, когда бухгалтер выдала мне квитанцию на оплату с гораздо большей суммой, чем я ожидала. Начались разбирательства, и тут мне объяснили, что при перерасчете оплаты услуг из дней, пропущенных по болезни вычитаются первые три дня болезни, делается это в соответствии с городским законам о родительской плате.
Но я не тот человек, который принимает все на слово. Нашла закон и убедилась в том, что перерасчет должен быть произведен полностью. На всякий случай связалась со знакомым главбухом детского сада, которая не только подтвердила, что я все правильно поняла, но сказала, что в случае проверки из-за такого начисления родительской платы в саду будут серьезные проблемы. Решив, что причина недоразумения в некомпетентности нового бухгалтера, я оправилась на прием к заведующей.

ВРАКИ, ВРАКИ, ЧТО СВИСТЯТ РАКИ, ЭТО САМИ РЫБОЛОВЫ

Заведующая была доброжелательна и любезна. Сверкая ослепительной улыбка, она сообщила мне, что перерасчет в ДОУ, производится в соответствии с законом о родительской плате, и что первые три дня болезни оплачиваются родителями в полном объеме.
Когда я сослалась на то, что имею информации о противоположной практике применения этого закона в таких же ДОУ, заведующая пошла на попятную и пригласила меня на встречи с главным бухгалтером, сославшись на свою неосведомленность в бухгалтерских делах.
Бухгалтер уже не ссылалась на закон, она заявила, что такой порядок перерасчета описан договоре между родителями и ДОУ. Договора эти на тот момент все еще не были подписаны и находились у администрации, под предлогом того, что сад еще не поучил лицензию, номер которой нужно вписать в договор. Лицензию на те самые дополнительные образовательные услуги, вопрос оплаты которых послужил поводом для разбирательства. Я стала требовать договор.
После того, как я получила его на руки и убедилась в том, что речь о частичной оплате пропущенных по болезни дней в нем не идет, заведующая позвонила мне сама. Может быть, подписывая договор, она тоже его прочла?
Она начала объяснять мне, что мы должны оплатить три дня из болезни, так как ребенок пропустивший занятия нуждается в индивидуальной дополнительной работе с педагогом, ибо он отстал от программы. Я возразила, что это их программа отстает от развития моего ребенка. И выдвинула еще десяток аргументов, главным же было отсутствие законного основания для подобных денежных начислений.
Тогда заведующая выдвинула новый аргумент: детский сад оплачивать работу педагогов независимо от того, пришли дети на занятия или нет, так как их труд социально защищен.
Когда и на этот аргумент у меня нашлись возражения, последовала третья тирада о том, какие большие налоги платит детский сад государству. К этому моменту мне стало противно, и я выключила мобильный телефон.
Я четко поняла, что не могу доверить ребенка людям, которые юлят, врут на ходу и ведут себя подобно мошенникам. То у них все в ажуре, то все по закону, то все по договору, то все в интересах ребенка

что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть картинку что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Картинка про что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

, то жизнь тяжела и государство обирает. А может быть, и не было тут никакого противоречия? Все в ажуре: по закону, по договору, в интересах ребенка и учителя жизнь тяжела и государство обирает.
Замечу только, что все эти события происходили еще до преобразования ГДОУ в АДОУ. Возможность оказывать дополнительные образовательные услуги и работать по альтернативным методикам была и до реформы бюджетной сферы, к чему же нововведения?

С 1 января наш детский сад стал автономным. С декабря мы его не посещаем, сидим на больничном, так как аллергия началась снова, потом проблемы с пищеварением, потом обнаружили глисты, месяц их гнали, потом ОРЗ и так далее. Только вчера ребенок сказал мне: «Мама, я больше не буду уже болеть».
Поэтому, обо всех изменениях я знаю понаслышке, от мам, которые по вечерам гуляют вместе с нами.
Новый договор содержит пункт о пятидесятипроцентной оплате образовательных услуг в случае болезни ребенка. Всех родителей принудили его подписать. Нашу группу, в которой посещаемость так и не стала полной из-за постоянных болезней детей, уплотнили малышами из ясельной группы.
Родительская плата с первого сентября 2010 года поднимется до 10 000 руб.
Вот думаю сходить сегодня в садик и попытаться получить обратно деньги, сданные на благоустройство группы. Или конфисковать пылесос, на даче пригодится.

что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Смотреть картинку что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Картинка про что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Фото что значит муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

. «Я задала второй вопрос о том, зачем детям в первой младшей группе психолог и логопед. Оказалось, что эти специалисты помогут детям справиться с будущим ЕГЭ, которое хоть и не ждет их на выпуске их детского сада, но готовиться к нему нужно уже у материнской груди, настолько он страшен.».

Это суппер. ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ЕГЭ с детского сада, а вы гворите что Россия отсталая страна.Да мы тут впереди планеты всей))))). Скоро будем говорить весь Единоросский народ и в все прогрессивное человечество))

Один из новаторских способов вытягивать деньги!!

Источник

Деятельность детсадовского автономного учреждения

«Руководитель автономного учреждения», 2010, N 3

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). В настоящее время все большее количество бюджетных ДОУ становятся автономными учреждениями. Детсадовские АУ, в отличие от бюджетных учреждений, более свободны в своей деятельности, это касается, в частности, возможности использования полученных доходов по своему усмотрению. Каковы основные особенности деятельности детского сада, являющегося автономным учреждением?

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666.
Утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204.

Зарождение автономного ДОУ

Более подробная информация о процедуре перевода бюджетного учреждения в автономное представлена в статье А.Г. Снегирева «Создание АУ путем изменения типа бюджетного учреждения: от инициативы до проекта решения» («Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, 2009).

Примечание. Автономное ДОУ вправе заниматься только теми видами деятельности, которые зафиксированы в его уставе.

Устав детсадовского АУ

Утверждение устава относится к компетенции учредителя АУ. В уставе должны содержаться сведения, перечисленные в п. 2 ст. 7 Закона об автономных учреждениях и ст. 13 Закона об образовании. Среди прочего в уставе следует в обязательном порядке закрепить:

К платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся:

Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.

Что касается предпринимательской деятельности образовательного учреждения, к таковой согласно п. 2 ст. 47 Закона об образовании относятся:

Основная деятельность автономного ДОУ

Согласно п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом:

Примечание. Размер субсидий АУ определяется исходя из нормативных затрат, а не на основании бюджетной сметы, устанавливающей лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Кроме того, учредитель может осуществить финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Со стороны учредителя финансовое обеспечение происходит путем выделения субсидий (субвенций) из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Таким образом, АУ может в соответствии с заданием учредителя получить субсидию в качестве:

Утвержден Постановлением администрации Новосибирской обл. от 30.04.2009 N 181-па.
Утверждено Постановлением главы городского округа г. Воронежа от 26.09.2008 N 1250.
Утверждено Постановлением главы местной администрации г. Нальчика от 16.06.2008 N 1077.

Расчет размера субсидии производится учредителем на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках задания и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем, а также расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество. Кстати, финансовое обеспечение основной деятельности АУ, в том числе осуществляемой в рамках выполнения задания учредителя, может производиться за счет не только субсидий (субвенций), но и других не запрещенных федеральными законами источников (п. 4 ст. 4 Закона об автономных учреждениях).

Что должно содержать задание учредителя автономного ДОУ?

Что именно должно содержать государственное (муниципальное) задание, перечислено в п. 1 ст. 69.2 БК РФ. Кроме того, учредитель АУ при формировании задания должен учитывать Методические рекомендации (положения) о порядке формирования задания, разработанные на соответствующем уровне, например, в отношении федеральных АУ, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 424.

Итак, в состав задания для автономного ДОУ должны быть включены следующие разделы:

Примечание. Если дошкольное учреждение является образовательным и имеет юридическое лицо, то осуществляемая им образовательная деятельность подлежит лицензированию (Письмо Рособразования от 13.09.2007 N 01-52-908/12-13).

О договоре с родителями

Правила приема детей в детский сад определяются учредителем дошкольного образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе этого учреждения (пп. 5 п. 1 ст. 13, п. 1.1 ст. 16 Закона об образовании). Как правило, в бюджетные ДОУ дети набираются в зависимости от их регистрации (места жительства) на определенной территории. В автономных ДОУ место проживания ребенка может вообще не влиять на возможность его зачисления в детский сад. При приеме ребенка в образовательное учреждение, вне зависимости от того, является оно бюджетным или автономным, родителей (законных представителей) необходимо ознакомить с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Способ ознакомления с указанными документами законодательством не предусмотрен, поэтому автономному ДОУ нужно установить его самостоятельно.

Взаимоотношения между ДОУ (исполнителем) и родителями (законными представителями), которые выступают в роли потребителей, регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон (п. 4 ст. 18 Закона об образовании). Данный договор включает в себя:

При изменении типа бюджетного учреждения на АУ с родителями детей, которые были зачислены в образовательное учреждение ранее, можно заключить новый договор либо внести необходимые изменения в уже существующий. Изменения могут коснуться размера родительской платы, перечня предоставляемых дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг (чаще всего в автономном ДОУ он намного шире, чем в бюджетном учреждении), графика посещения ребенком ДОУ и т.д.

Кто оплачивает содержание ребенка в ДОУ?

Дошкольное образование в РФ является бесплатным (п. 3 ст. 5 Закона об образовании), чего не скажешь о содержании ребенка в ДОУ. Частично бремя содержания ребенка в детском саду ложится на родителя (законного представителя), правда, не во всех случаях. Так, не взимается родительская плата за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в этих образовательных учреждениях (п. 2 ст. 52.1 Закона об образовании).

Заметим, взимание родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных ДОУ не свидетельствует о возложении на родителей обязанности по оплате образования детей, поскольку плата взимается лишь за их содержание в таких учреждениях, а не за дошкольное образование (Определение ВС РФ от 03.04.2003 N КАС03-137, которым оставлено без изменения Решение ВС РФ от 27.01.2003 N ГКПИ02-1399). Арбитры отметили: требование о необходимости внесения платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) вытекает также из п. 9 ст. 50 Закона об образовании, в соответствии с которым на основе полного государственного обеспечения осуществляется содержание в дошкольных образовательных учреждениях только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Следовательно, родители (законные представители) не освобождены от оплаты расходов, связанных с содержанием их детей в ДОУ.

В связи с этим учредитель автономного ДОУ должен определить сумму затрат на содержание одного ребенка и на основании этого установить размер родительской платы. Понятно, что для расчета могут быть взяты только нормативные затраты. При этом АУ не надо пересчитывать размер платы исходя из фактически возникших расходов.

Компенсация родительской платы

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Как правило, порядок получения компенсации таков. Родители (законные представители) с целью получения компенсации части родительской платы должны представить в ДОУ документы, необходимые для назначения данной компенсации. Это могут быть:

В свою очередь, ДОУ осуществляет прием названных документов, заверяет их копии, а оригиналы возвращает заявителям. Также на ДОУ возлагается обязанность по формированию и направлению в уполномоченный орган списка получателей компенсации с указанием фактически внесенной родительской платы за определенный промежуток времени (например, месяц, если информация передается ежемесячно) и начисленных сумм компенсации части родительской платы. Перечислением денежных средств на счета получателей компенсации занимается уполномоченный орган.

Однако орган государственной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления, наделенный соответствующими полномочиями) может постановить, что выплатой компенсации непосредственно родителям (законным представителям) детей занимается автономное ДОУ. В этом случае бюджетные средства на выплату компенсации родителям перечисляются на расчетные счета автономных ДОУ, открытые в кредитных организациях. И уже оттуда попадают к родителям (законным представителям). В частности, такие правила действуют на территории г. Рязани (Постановление главы администрации г. Рязани от 10.02.2009 N 533, измененное Постановлением администрации г. Рязани от 15.06.2009 N 4133), Мелеузовского района (Постановление главы администрации Мелеузовского муниципального района от 18.09.2009 N 1647).

При выплате автономным ДОУ родителям (законным представителям) компенсации части родительской платы НДФЛ удерживать не надо, поскольку в данном случае действует льгота, установленная п. 42 ст. 217 НК РФ. Согласно этому пункту не подлежат обложению НДФЛ средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. При этом данная норма не содержит ограничений по форме собственности образовательных организаций и источнику финансирования, в связи с чем суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях (вне зависимости от собственника и источника финансирования), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не подлежат обложению НДФЛ (Письмо ФНС России от 17.09.2009 N ШС-22-3/719).

Немного о бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете субсидии, полученные от учредителя для выполнения задания, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При осуществлении деятельности, связанной с оказанием услуг в соответствии с заданием учредителя частично за плату или бесплатно, в учете по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 «Продажи» отражаются доходы от обычных видов деятельности. Причем доходы формируются с учетом сумм, полученных в виде субсидий и субвенций из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. Такие рекомендации даны в комментариях «Об особенностях бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности автономных учреждений», размещенных на официальном сайте Минфина в Интернете, на целесообразности использования которых настаивают финансисты (Письма от 31.03.2009 N 07-02-06/94, от 12.11.2008 N 07-05-06/226).

По мнению автора, в состав доходов необходимо включать субсидии, направленные на возмещение нормативных затрат на оказание АУ услуг. Субсидии, направленные на возмещение затрат по содержанию недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за АУ учредителем или приобретенного на средства, полученные от него на приобретение этого имущества, и расходов по уплате налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в состав доходов не включаются.

Что касается платы, получаемой от родителей за содержание детей в детском саду, считаем, что это прочий источник финансового обеспечения основной деятельности автономного ДОУ. Плата, подлежащая получению от родителей (законных представителей), отражается в бухгалтерском учете в составе доходов от обычных видов деятельности (проводка Дебет 62 Кредит 90-1). Таким же образом в учете отражаются доходы от оказания дополнительных образовательных и прочих предусмотренных уставом услуг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *