что значит мужская и женская рифма

Клаузулы. Рифмы мужские, женские, дактилические

Как правило, рифмы находятся на окончаниях стихов (стихотворных строк). Исходя из этого, важным признаком для классификации рифм являются сами окончания стихов, называемые клаузулами. В русском стихосложении, метрически основанном на чередовании сильных мест (ударных слогов) и слабых мест (безударных слогов) клаузулы могут быть четырех типов.

1. Мужская клаузула. Стих оканчивается ударным слогом.

Духовной жаждою томим

Это может быть завершение стопы ямба, или анапеста, усеченные стопы хорея, дактиля и амфибрахия, или различные варианты дольников, тактовиков, акцентных стихов, завершающиеся иктом.

2. Женская клаузула. Стих оканчивается одним безударным слогом.

В пустыне мрачной я влачился

В данном случае этот одиночный безударный слог – усеченная стопа ямба. По аналогии с мужской клаузулой можно найти массу вариантов осуществления такого окончания.

3. Дактилическая клаузула. Стих оканчивается двумя подряд безударными слогами:

По вечерам, над ресторанами

«Незнакомка» Блока на писана четырехстопным ямбом, как и пушкинский «Пророк». Но у Блока непарные строки заканчиваются двумя безударными слогами, пиррихием, следующим за последней ямбической стопой. Дактилическая клаузула может получаться в случае добавления одного безударного слога к хорею, при «полностопном», не усеченном дактиле, при усечении на последний слог стопы анапеста.

4. Гипердактилическая клаузула. Стих оканчивается тремя и более безударными слогами подряд.

Вечер, тайно очаровывающий (Брюсов)

Это четырехстопный хорей, после последней стопы которого следуют три безударных слога. Данный тип клаузулы наиболее редок.

Стихи могут слагаться как с однородными клаузулами, так и с чередованием разных клаузул – упорядоченным (закономерным) и неупорядоченным.

В этом мире есть большие звезды,
В этом мире есть моря и горы,
Здесь любила Беатриче Данте,
Здесь ахейцы разорили Трою (Гумилев)

Это пример белого стиха с однородными женскими клаузулами.

Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися. (Пушкин)

Здесь неурегулированно чередуются разные клаузулы – мужские, женские, дактилические.

Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом.
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы. (Ахматова)

В этом стихотворении три первых строки каждого четверостишия оканчиваются женским клаузулами. А последняя – мужской. Это урегулированное чередование разных клаузул.

В данных примерах мы видим, как зависит интонация стиха от характера клаузул и их чередования. Все примеры нарочно даны по нерифмованных (белым) стихам. Если же взять рифмованные стихи, то эта зависимость станет еще более отчетливой, ведь рифма один из главных инструментов мелодики стиха.

И рифма, будучи, как правило, завершением стихотворной строки, определяет в рифмованных стихах тип клаузулы. Соответственно, рифмы в русском стихосложении подразделяются на мужские, женские, дактилические и гипердактилические.

Вернемся к «Пророку» Пушкина, и теперь рассмотрим рифмы:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.

Вот пары соответствующих рифм:

Мужские
томим – серафим, сон – он

Женские
влачился – явился, зеницы – орлицы

А теперь посмотрим чередование разных типов рифмы у Блока:

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

Здесь рифмы дактилические чередуются с мужскими:

ресторанами – пьяными, переулочной – булочной

глух – дух, дач – плач

Пример использования дактилической рифмы:

Исчезли стены разбегающиеся,
Пропали городские зданья:
Ярчеют звёзды зажигающиеся
Любимого воспоминанья.

Я слышу, как в гнездо укладываются
Над дремлющим затоном цапли,
Как сумерки с лугов подкрадываются,
Роняя голубые капли;

Я вижу очертаний скрадываемых
Клубы и пятна. мошки, росы.
Заречных сёл, едва угадываемых,
Лилово-сизые откосы;

Возов, медлительно поскрипывающих,
Развалистую поступь в поле;
Взлет чибисов, визгливо всхлипывающих
И прядающих ввысь на воле.

И в грёзе, жестко оторачиваемой
Сегодняшнею скорбной былью,
Я чувствую, как сон утрачиваемый,
Своей души былые крылья. (Даниил Андреев)

Гипердактилические рифмы применяются сравнительно редко, хотя в русском языке довольно много слов с длинными безударными окончаниями, на что указывал еще Брюсов. Но все-таки этот тип рифмы редко используют, вероятно, из-за того, что приходится почти целиком ограничиваться грамматическими рифмами, которые сейчас не в почете…

Стихи можно строить также на однородных рифмах. Например, вся поэма Лермонтова «Мцыри» имеет только мужские рифмы:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.

Из всех типов рифм в русаком языке больше всего женских. Они составляют приблизительно 50-55% от общего числа рифм. Несколько уступают им мужские – 35-40%. Дактилические и гипердактилические рифмы сравнительно редки – на их долю приходится около 10%. У разных поэтов соотношение используемых рифм может быть различным. Скажем, Гумилев очень редко пользуется дактилическими рифмами, а Цветаева – часто.

Любопытно, что в других европейских языках тоже могут быть выделены рифмыф мужские, женские и дактилические, но соотношение их может быть совершенно иным. Например, в английском языке подавляющее большинство рифм (более 80%) – мужские. Соответственно, в английской поэзии стихотворения очень часто построены на одних мужских рифмах. Таковы, например, многие сонеты Китса. У английских поэтов вообще нет той свободы маневра, какая есть у русских – у нас возможно сочетание всех основных типов клаузул (и рифм) в одной строфе, да и сами типы сочетаний клаузул чрезвычайно разнообразны. Благодаря этому, и ритмика русского стиха очень богата.

Источник

Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая рифмы

Рифмой называют повтор сходных комбинаций звуков, которые связывают и переплетают таким образом между собой как минимум две строки. Также рифма может сплетать между собой симметрично стоящие места строчек, располагаясь, к примеру, посередине. По русским канонам считается показателем рифмы наличие в словах в окончании строчки одних и тех же гласных, стоящих под ударением. Повторный звук в конце строчки – клаузуле – выделяет паузу между строчками и задает ритм всего произведения. Рифма подразделяется на виды в зависимости от места ударения в созвучных словах. Она бывает:

Мужская

Мужская – это рифма, при которой в созвучных словах в конце строки ударение приходится на последний слог. Например:

Я живу только в снах,

Мужской клаузулой может завершаться стопа ямба, анапеста, а также усеченная стопа хорея, амфибрахия и дактиля. Кроме того, это могут быть разные виды акцентных стихотворных произведений, тактовый и долевых, которые завершаются иктом. Таким способом написаны, например, «Черная, потом пропахшая выть» Есенина и «С последнею нежностью, потому» Цветаевой.

Женская

В этом случая ударение падает на предпоследний слог в строчке:

Замело на несчастной планете,

То ль пурга, то ль тоска виновата,

Но смеются одни только дети,

В бой идут уж не только солдаты.

Строка должна оканчиваться одним слогом без ударения. Стихотворный размер может быть практически любым, усеченным или нет. Из классики можно вспомнить Лермонтова «Утес».

Дактилическая

Ударение при данном типе рифмовки должно падать на слог, третий с конца. Это идентично схеме дактиля – стихотворного размера, при котором ударный звук чередуется с двумя безударными.

В поле, в лесу – всё-то прелесть незримая,

Всё невесомая, звонкая, чудная.

Как же мне слиться с тобою, о милая

Матерь-природа, живая и юная?

С помощью этой клаузулы написана известная блоковская «Незнакомка» и «Пророк» Пушкина. Стихи эти звучат по-разному за счет использования разных размеров.

Гипердактилическая

При такой разновидности клаузулы ударение ставится на четвертый и следующие после него от конца строчки слоги. Это нечастый способ. Родился он благодаря устному фольклорному творчеству, в котором не всегда есть строгий размер. Например, он может выглядеть так:

А русалка из пруда водой поплескивает,

Добра молодца манит, косу причесывает.

Подобную рифму можно встретить в классике, например, в произведении Брюсова «Друзья».

Точная и неточная

Рифма может быть точной или неточной – тут играет роль совпадение и несовпадение звуков в переплетающихся клаузулах. Вот пример точной:

Блеснет на небе утром мимолетным

От ливня, слез и рос промокшая заря,

И человечество ребенком беззаботным

Продолжит жить, дышать, всё руша и творя.

Неточная рифма выглядит следующим образом:

Молод день, певуч и светел,

Слышен колокол вдали,

Над костром разносят пепел

Неточные рифмы являются отклонением от классических канонов, но часто применяются сознательно, для придания произведению оригинального звучания. Состав заударных гласных в них разнится.

Заключение

Стихотворения могут чередовать в себе разные виды рифм или сочетать один. Часто встречаются произведения с попеременной мужской и женской клаузулой, например:

По острым камням выжженных долин истерши ноги,

Из виду упустил единственный маяк.

Я долго брел во тьме, не находя дороги,

Несозданных миров искатель и чудак.

Это чередование может быть как упорядоченным, так и случайным. По статистике, среди стихотворных произведений русских классиков чаще всего встречается женская рифма – она занимает больше половины от всех других видов. На втором месте мужская, а на последнем – дактилическая и гипердактилическая. А вот в других языках это соотношение иное. Например, в английском подавляющее количество рифм – мужские (около восьмидесяти процентов от всех). Можно предположить, что частота использования той или иной рифмы зависит от свойств языка – в русском больше длинных и певучих слов, в языках же с латинскими корнями слова короче и ударение в них чаще падает на последний слог.

Источник

Мужская и женская рифма как определить

что значит мужская и женская рифма. Смотреть фото что значит мужская и женская рифма. Смотреть картинку что значит мужская и женская рифма. Картинка про что значит мужская и женская рифма. Фото что значит мужская и женская рифма что значит мужская и женская рифма. Смотреть фото что значит мужская и женская рифма. Смотреть картинку что значит мужская и женская рифма. Картинка про что значит мужская и женская рифма. Фото что значит мужская и женская рифмачто значит мужская и женская рифма. Смотреть фото что значит мужская и женская рифма. Смотреть картинку что значит мужская и женская рифма. Картинка про что значит мужская и женская рифма. Фото что значит мужская и женская рифма что значит мужская и женская рифма. Смотреть фото что значит мужская и женская рифма. Смотреть картинку что значит мужская и женская рифма. Картинка про что значит мужская и женская рифма. Фото что значит мужская и женская рифма что значит мужская и женская рифма. Смотреть фото что значит мужская и женская рифма. Смотреть картинку что значит мужская и женская рифма. Картинка про что значит мужская и женская рифма. Фото что значит мужская и женская рифма

что значит мужская и женская рифма. Смотреть фото что значит мужская и женская рифма. Смотреть картинку что значит мужская и женская рифма. Картинка про что значит мужская и женская рифма. Фото что значит мужская и женская рифма

Бывает так, что в голове вертятся всевозможные мысли, которые иногда сливаются в целые поэтические строчки. И вот их после переноса из головы на бумагу читать и воспринимать написанный текст становится трудно: то здесь звучит некрасиво, то нет четкого ритма.

Другие полезные статьи:

Оказывается, за долгие годы существования поэзии наблюдательные люди выделили её основные особенности: то, на чем строятся стихотворения, и что нужно учитывать при их составлении.

Из этой статьи вы узнаете о рифме: что это такое, как она создается, какие ее виды бывают и используются чаще всего. Ещё со школы можно помнить, что существует как минимум 2 разновидности: мужская и женская, но только загвоздка в том, как их различить и правильно употребить. Об этом тоже поговорим.

что значит мужская и женская рифма. Смотреть фото что значит мужская и женская рифма. Смотреть картинку что значит мужская и женская рифма. Картинка про что значит мужская и женская рифма. Фото что значит мужская и женская рифма

Какой может быть рифма

Начать разговор о рифме стоит с этого: рифма – это не просто одинаково заканчивающиеся слова в конце поэтической строчки, как роза – мимоза, это окончание стихотворной строфы в более широком понимании. Одинаковых окончаний слов в стихотворении может вовсе и не быть, а вот рифма присутствовать может.

Русское стихосложение строится на силлабо-тоническом принципе, когда в каждой строчке приблизительно одинаковое количество слогов и по одной и той же схеме чередуются ударные и безударные звуки. Именно ударение – более универсальное мерило рифмы, которое позволяет выделять ее разновидности.

А они бывают такими:

Мужская рифма – стихотворная строка заканчивается ударным слогом.

Например: «Духовной жаждою томи́м» (А. С. Пушкин «Пророк»).

Женская рифма – при ней ударение падает на предпоследний слог в строчке.

Например: «В пустыне мрачной я влачи́лся» (А. С. Пушкин «Пророк»).

Дактилическая рифма – в таком случае строчка заканчивается двумя безударными слогами, перед которыми есть ударный.

Например: «По вечерам, над рестора́нами» (А. А. Блок «Незнакомка»).

Гипердактилическая рифма – самый редкий вид рифмы, при котором после конечного ударного слога следуют 3 и более безударных.

Например: «Холод, тело тайно ско́вывающий» (В. Я. Брюсов «Холод»).

И всё-таки как различать женскую и мужскую рифму? Очень просто. Других отличий, кроме расположения ударного слога, в них нет. При схематическом обозначении стихотворных строчек даже используются специальные обозначения для этих видов – самых распространенных. Так, мужская рифма обозначается маленькой буквой (а), а женская – большой (А).

«Он, поравнявшись, погляде́л,

Он вихрем мимо пролете́л,

Наташа помертве́ла.» (А. С. Пушкин «Жених»)

Как видно, в этих строках чередуются женская и мужская рифмы, поэтому схема данного четверостишия будет выглядеть как aBaB.

Чередование видов рифмы, кстати, − достаточно распространенный в русской поэзии прием, который позволяет создать прекрасную ритмику в стихотворении, характерную для ямбической поэзии. Много произведений такого типа написано классиками: А. Пушкиным, С. Есениным и т. д.

Написать стихотворение, придерживаясь только одного вида рифмы, куда сложнее, но примеров в русской и мировой литературе достаточно. Давайте рассмотрим строки, где используется только 1 ее вид.

«Сегодня дурной де́нь:

Кузнечиков хор спи́т,

И сумрачных скал се́нь −

Мрачней гробовых пли́т.» (О. Э. Мандельштам «Сегодня дурной день. », мужская)

«Есть речи − значе́нье,

Темно иль ничто́жно,

Но им без волне́нья

Внимать невозмо́жно. » (М. Ю. Лермонтов «Есть речи – значенье. », женская рифма)

что значит мужская и женская рифма. Смотреть фото что значит мужская и женская рифма. Смотреть картинку что значит мужская и женская рифма. Картинка про что значит мужская и женская рифма. Фото что значит мужская и женская рифма

Исследователи поэтического искусства провели приблизительные подсчеты и выяснили, что в русском языке преобладает женская рифма – 50-55% от всех стихотворных строчек. Это объясняется ее удобством для слуха, распространенностью ямбической поэзии и большим количеством слов с ударением на предпоследний слог.

Меньшее количество у мужской рифмы – 35-40%, а дактилическая и гипердактилическая в сумме набирают около 10%. Если говорить о последних, стоит ответить, что они могут служить «визитной карточкой» стиля конкретных поэтов, талант которых дает им возможность выражаться именно так. Например, М. Цветаева часто использует такие рифмы в своем творчестве.

Русский язык обладает огромным потенциалом для создания стихотворений, ведь он не имеет ограничений для ритма. В польском языке, в котором абсолютное большинство слов имеет ударение на предпоследнем слоге, мужской рифмы просто нет. А английском же языке наоборот: более 80% рифм − мужские, причем это распространяется и на старую, и на новую поэзию.

Откуда взялись слова «женская» и «мужская» для рифмы

что значит мужская и женская рифма. Смотреть фото что значит мужская и женская рифма. Смотреть картинку что значит мужская и женская рифма. Картинка про что значит мужская и женская рифма. Фото что значит мужская и женская рифма

Этот факт тоже можно отследить: он отнюдь не взят с потолка и не делит виды рифмы с помощью ассоциаций. Дело в том, что в старофранцузском языке большая часть прилагательных и существительных женского рода заканчивались безударным гласным «е», а среднего рода, как и в современном французском, не существовало.

В средние века появилась традиция, при которой строчки в стихотворении сознательно писались так, чтобы чередовались «мужские» и «женские» слова. Потом эти понятия прочно закрепились в языке и перенеслись в русскую поэзию стараниями В. Тредиаковского и М. Ломоносова.

Итак, вы узнали, какой может быть рифма и как отличить мужскую разновидность от женской. Если материал был для вас полезным, поделитесь им с друзьями. Пишите собственные стихи с удовольствием и узнавайте много нового и интересного!

Источник

Лекция 5. Стихосложение. Рифмы

Различные виды рифм. Различная ценность рифм.
Составные и разноударные рифмы. Чередование рифм.

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.
Феб, увидев ее, страстию к ней воспылал.
Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;
Меж говорливых наяд, мучась, она родила
Милую дочь…
… на земле Рифмой зовется она.
(А.С. Пушкин «Рифма»)

Итак, первую версию по возникновению в человеческом обиходе рифм предложил А.С. Пушкин. Действительно, вполне возможно, что первым поэтам рифмы подсказало эхо.
Ерунда – эхо будет: да; голубей – бей; монет – нет и т.п.
С тех пор, правда, понятие рифмы значительно расширилось.
В первом приближении рифму можно определить как совпадение в окончаниях слов последнего ударного гласного и последующих согласных звуков.
Поэтому, слова «молотОк» и «сгУсток», «напЁрсток» не рифмуются, хотя у них и одинаковые окончания, а рифмой к слову «молоТОК» будет – «желТОК», «поТОК».
Но, оказывается, что некоторые гласные и согласные, хотя и различны, но звучат одинаково. Например, в словах: сновА – готовО; рассказОм – голубоглазЫм; ЛенскИй – деревенскОй. Часто ОГО в конце слов читается как ОВО: слОВО – большОГО. Могут совпадать по звуку и согласные: глаЗ – кваС.

Поэтому более корректное определение рифмы:
слуховое совпадение ударного гласного и последующих за ним согласных звуков в окончании слов.

И ни души. Один лишь хрИП,
Тоскливый лязг и стук ножОВЫЙ,
И сталкивающихся глЫБ
Скрежещущие пережЕВЫ.
(Б.Пастернак)

И с бессмысленной улЫБКОЙ
Вспять глядишь, жесток и слАБ,
Словно зверь, когда-то гИБКИЙ,
На следы своих же лАП.
(О. Мандельштам «Век»)

При другом несовпадении рифма будет отсутствовать: стОйка – стАйка, лИст – тОст – не рифмуются.
Все, что сказано выше относится к классической рифме 19 века. Символисты значительно расширили это понятие, но об этом поговорим немного позже.

Ударная гласная может располагаться в слове несколькими способами. Она может замыкать слово, после нее могут идти только согласные, а могут следовать один или два слога с безударными гласными. В первом случае, когда после ударной гласной нет других гласных, рифма называется односложной. Если имеется безударная гласная – то двухсложной.
Односложные рифмы называются МУЖСКИМИ. Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.
Двухсложные рифмы называются ЖЕНСКИМИ. В них совпадает больше звуков: плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ, вИна – картИна.
Иногда стихи строятся только на мужской, иногда только на женской рифме.

Как полны их звУКИ
Безумством желАНЬЯ!
В них слезы разлУКИ,
В них трепет свидАНЬЯ.
(М.Лермонтов)

Но чаще всего мужские и женские рифмы чередуются, что автоматически получается, например, при усечении амфибрахия.

Поздняя осень. Грачи улеТЕЛИ,
Лес обнажился, поля опусТЕЛИ.

Только не сжата полоска одНА…
Грустную думу наводит оНА.
(Н.Некрасов «Несжатая полоса»)

Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку.

После ударной гласной могут следовать и два слога: нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА. Такие рифмы называются ДАКТИЛИЧЕСКИМИ.
Дактилической рифмой связаны строки лермонтовской «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники….»). Но чаще встречается чередование дактилической рифмы с мужской.

По вечерам над рестоРАНАМИ
Вечерний воздух дик и глУХ,
И правит окриками пьЯНЫМИ
Весенний и тлетворный дУХ.

Вдали над пылью переУЛОЧНОЙ,
Над скукой загородных дАЧ,
Чуть золотится крендель бУЛОЧНОЙ
И раздается детский плАЧ.
(А. Блок «Незнакомка»)

Гораздо реже встречается чередование женской и дактилической рифм.

Под насыпью, во рву некОШЕННОМ,
Лежит и смотрит, как живАЯ,
В цветном платке, на косы брОШЕННОМ,
Красивая и молодАЯ.

Бывало, шла походкой чИННОЮ
На шум и свист за ближним лЕСОМ.
Всю обойдя платформу длИННУЮ,
Ждала, волнуясь под навЕСОМ.
(А. Блок «На железной дороге»)

Влияние вида рифм на музыку стиха хорошо видно на примере стихотворений одного размера (ямба).
«Мцыри» М.Лермонтова построено на мужских рифмах:

Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.

Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.

Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.

Кратко скажем о ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ – четырех, пяти, шестисложной рифме: поМЕШАННАЯ – бЕШЕННАЯ, расскАЗЫВАЯ – размАЗЫВАЯ.
Они встречаются редко.

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…

От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
….
Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися,

Над последними привязанностями,
Над святыми недосказанностями!

РАЗЛИЧНАЯ ЦЕННОСТЬ РИФМ

Данная лекция посвящена классическим рифмам. Неклассические рифмы разбираются в следующей.
Сравним несколько женских рифм с одной основой:

Наяда – ограда,
Парада – ограда
Награда – ограда.

Первая рифма, в которой неточно совпали гласные: А – Я и никаких других совпадений, кроме звуков лежащих за ударной гласной, нет, звучит гораздо слабее остальных. Такая рифма называется БЕДНОЙ.
Во второй паре рифм кроме совпадения звуков за ударной гласной совпала и стоящая перед ней согласная – Р: паРАДА – огРАДА. В третьей паре совпало еще больше звуков перед ударной гласной: наГРАДА – оГРАДА. Подобные рифмы называются БОГАТЫМИ.
Если совпадение продолжается и дальше: миНОВАЛА – сеНОВАЛА, то рифма приобретает характер ГЛУБОКОЙ.

Чем больше в рифмующихся словах совпадает звуков, лежащих перед ударными, тем звучнее становится рифма.

В мужских рифмах это становится практически обязательным условием (лунА – онА). Исключение бывает в случаях, когда перед ударной гласной стоит гласная или мягкий знак: чьИ – моИ, пьЮ – моЮ, краЯ – твоЯ.
Если же в мужской рифме перед ударной гласной не совпадают согласные или стоит гласный и согласный звук, то рифма становится очень бедной. ГонИ – моИ, менЯ – твоЯ, гонЮ – моЮ. Или вовсе исчезает, при твердом звучании ударной гласной: веЛА – поКА, уРА – луНА, уВЫ – киТЫ, беДЕ – траВЕ и т.п.
В последнем случае рифма появится, если перед ударной гласной будет совпадать хотя бы одна согласная. Такая согласная во всех видах рифм носит название ОПОРНОЙ. ВеЛА – быЛА, поКА – руКА, луНА – оНА, беДЕ – воДЕ.
Естественно, при совпадении нескольких согласных мужская рифма становится богаче. гОДА – вОДА, ВОРОТ – скоВОРОД.
Это в полной мере относится и к другим видам рифм, например, дактилическим: ГОЛОДНАЯ – подКОЛОДНАЯ.
С другой стороны, когда в рифме совпадают гласные звуки, согласные могут варьироваться: желЕзнОй – бЕзднОй, морОзнОй – звЕзднОй, лУннАЯ – безУмнАЯ.

Легче всего подобрать рифмы среди одинаковых частей речи: пол, стол, кол, мол… или квас, бас, час, раз, рассказ и т.п. Еще легче подобрать рифмы к глаголам, например, к словам «пить», «звать» можно подобрать сотню рифм.
Такие рифмы малоценны, и их надо стараться избегать.

Надо стараться избегать и шаблонных, приевшихся рифм: кровь – любовь – вновь, грезы – слезы – березы – розы – морозы.

Рифмы приобретают большую ценность, когда рифмуются разные части речи, или слова, взятые в разных падежах.

По морям, играя, НОСИТСЯ
с миноносцем МИНОНОСИЦА.
(Вл. Маяковский «Военно-морская любовь»)

Другие примеры: нахал – махал, синяя – инея, отстал – кристалл, брось – врозь, глаза – туза, роз – вопрос и т.п.

Стихотворение Саши Черного «Переутомление» не только само построено на классических рифмах, но и содержит их интересное обыгрывание.

Я похож на родильницу,
Я готов скрежетать.
Проклинаю чернильницу
И чернильницы мать!

Если век девятнадцатый требовал от поэтов рифм точных как в звуковом плане, так и по написанию, то поэты Серебряного века сосредоточились только на слуховом совпадении звуков.
Справедливости ради надо сказать, что Пушкин тоже иногда использовал в женских рифмах усечение звука: Евгений – тени, ступени – Евгений, няне – мечтаний. Но это было скорее исключением. Символисты из исключения сделали правило.
Приведем отрывок из статьи Валерия Брюсова «О рифме»:

«Принцип новой рифмы состоит в том, что созвучны (рифмуются) те слова, в которых достаточное число сходно звучащих элементов. Центральное место среди этих элементов занимают ударная гласная и опорная согласная, как звуки, наиболее выдвигаемые произношением. Если, помимо того, сходство распространяется на окончание слова, получается то, что я называю «сочной» рифмой (в отличие от «глубокой»); если – на слоги, предшествующие ударному, то, что можно вообще назвать «глубокой» рифмой (обобщая это понятие). Притом сходные элементы могут быть расположены в словах даже в различном порядке, например, прерываясь несходными звуками; примеры у Б. Пастернака: «чердак – чехарда», «сколько им – кокаин», «восток – свисток» и др. Следовательно, эта новая рифма не только освобождает поэтов от прежних требований (соблюдать сходство окончаний), но и налагает на поэтов новые требования (соблюдать тождество опорной согласной и искать сходство предыдущих звуков). Новая рифма – иная, нежели классическая, но ни в коем случае не «менее точная» и «не менее строгая»».

Таким образом, неклассическая рифма все-таки должна соблюдать три правила:
1. Слуховое совпадение ударных гласных.
2. Если за ударной гласной совпадающих звуков нет, то должны совпадать опорные согласные (что такое опорная согласная – см. выше).
3. Независимо от расположения совпадающих звуков должно быть как можно больше.

Проиллюстрируем это на примерах.
Если Пушкин усекал рифму только на «И», то символисты, футуристы, имажинисты стали усекать согласные и даже гласные: глаза – назаД, плачу – охвачеННЫЙ (С.Есенин), папахи – попахиВАЯ (Вл.Маяковский).
Пытаясь модернизировать рифму, они почти перестали заботиться о совпадении звуков, лежащих за ударной гласной:
голоВу – голоМу, выпачкаВ – цыпочкаХ, остыЛ – ТолстыХ (Вл.Маяковский),
звоночЕК – ночьЮ, садняТ – палисадниК (Б.Пастернак).
Рифма при этом не теряет своей звучности, т.к. вместо несовпадения последних звуков в словах совпадает множество других, в результате расхождение в послеударных звуках скрадывается:
ГОЛОвУ – ГОЛОмУ, вЫПАЧКАв – цЫПОЧКАх., ПАРОль – ПОРОй, ГРОБА – миКРОБОм, вЫЛОМИл – перИЛАМИ, наРЯДЕ – ЯДЕР, ЖаРУ – ЖРУт, ЛАДИть – руЛАДЕ, ТЕБЕ – ТИБЕт, ПАПАхи – ПОПАхивая.
Из последнего примера видно, что совпадение звуков и перед ударным и после него позволяет ввести лишний слог. Такие рифмы называются НЕРАВНОСЛОЖНЫМИ. Другие примеры из Маяковского: младенца – денется, театра – гладиаторов.

Зевы зарев, оскальтесь НАГЛО!
Бурши,
скачите верхом на Канте!
Нож в зубы!
Шашки НАГОЛО!

С тех пор как нА ПОЛЕ
Первую кровь войне Отдали,
В чашу земли сцедив по КАПЛЕ.
(Вл. Маяковский «Война и мир»)

Как допетровское ЯДРО,
Он лугом пустится ВПРИПРЫЖКУ
И раскидает груду ДРОВ
Слетевшей нА сторону КРЫШКОЙ.
(Б. Пастернак «Приближенье грозы»)

СОСТАВНЫЕ И РАЗНОУДАРНЫЕ РИФМЫ

В СОСТАВНОЙ рифме одно слово рифмуется с двумя. Пользовался этим приемом еще А.Пушкин, но скорее как исключением.

В год за три щелка тебе ПО ЛБУ,
Есть же мне давай вареную ПОЛБУ.

Не затем
Взвела
по насыпям ТЕЛ ОНА,
чтоб, горестный,
сочил заплаканную гнусь;
страшной тяжестью всего, что СДЕЛАНО,
без всяких
«красиво»,
прижатый, гнусь.
(Вл.Маяковский «Война и мир»)

Из сел иди, из РОЩ ИДИ
К широкой лобной ПЛОЩАДИ.
(И.Северянин)

Поэзия Маяковского вообще неотделима от составных рифм:
лбом бы – бомбы,
мадьяр усы – ярусы,
нападали – на падали,
растишь ее – четверостишие,
части – причастия.
При этом составные рифмы могут быть и неравносложными:
лжи за ней – жизней,
лира вам – вырвал,
дребезги – небе ни зги,
прах о том – бархатом.

Если посмотреть на рифмы: рощ иди – площади, мадьяр усы – ярусы, лед щеки – летчики, то можно заметить, что в них ударения стоят на разных местах. В словосочетаниях, стоящих на первой позиции ударение падает на последнюю букву: идИ, усЫ, щекИ, а рифмующихся с ними словах – первую гласную. Такие рифмы называются РАЗНОУДАРНЫМИ или побочноударными. Такое название рифма получила за то, что метрическое ударение на последнем слоге скрадывается.

Разноударные рифмы бывают не только составные: кость – молодость. На них построено стихотворение С. Городецкого «Частушка».

Как пошли с гармоникой –
Скуку в землю затолкай!

Как пошли по улице,
Солнце пляшет на лице.

Приведем несколько примеров составных рифм из И. Бродского.

Я пишу эти строки, стремясь РУКОЙ,
их выводящей почти вслепую,
на секунду опередить «НА КОЙ».
……….

Я пишу из Империи, чьи края
опускаются под воду. Снявши ПРОБУ С
двух океанов и континентов, я
чувствую то же, почти, что ГЛОБУС.
То есть, дальше некуда. Дальше ряд
звезд. И они горят.
……….

Одиночество учит сути вещей, ибо суть их то же
одиночество. Кожа спины благодарна коже
спинки кресла за чувство прохлады. Вдали РУКА НА
подлокотнике деревенеет. Дубовый лоск
покрывает костяшки суставов. Мозг
бьется, как льдинка о край СТАКАНА.

И очень интересный пример из того же Бродского, когда рифма отсутствует вообще и, тем не менее, это тоже стихи.

…. Какой-то грязный остров,
кусты, постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни… Милый Телемак,
все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь, и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плачет,
и водяное мясо застит слух.
(И. Бродский «Одиссей Телемаку»)

В поэзии наибольшее распространение получили ПЕРЕКРЕСТНАЯ рифмовка, когда первая строчка рифмуется с третьей и вторая с четвертой и ЗАМКНУТАЯ – первая строка рифмуется с четвертой и вторая с третьей.

Однако встречается и более сложная рифмовка строк. Они могут рифмоваться парами, тройками.

И мальчик, красный как фонарик,
Своих салазок государик
И заправила, мчится вплавь.
(О.Мандельштам «Люблю морозное дыханье»)

Красный огонь, раскрутись, раскрутись!
Красный огонь, взвейся в темную высь!
Красный огонь, раскрутись, раскрутись!

Лживую куклу, в цепи золотой,
Лживую куклу пронзаю иглой,
Лживую куклу в цепи золотой!
(В.Брюсов «Заклинание»)

Беспредельна даль поляны.
Реет, веет стяг румяный,
Дионисом осиянный.

И взывает древле-дико
Яркость солнечного лика,
Ярость пламенного крика…
(С.Городецкий «Хаос»)

Строка в стихотворении называется РИТМИЧЕСКОЙ ФРАЗОЙ. Несколько ритмических фраз, составляющих нечто музыкально-законченное, называются СТРОФОЙ. Строфа может быть двухстишием, трехстишием. Самый распространенный вариант – четырехстишие. Но встречаются и более сложные конструкции.

Где-то есть, за темной далью
Грозно зыблемой воды,
Берег вечного веселья,
Незнакомые с печалью
Гесперидовы сады.

Жизнь отдай во власть теченья,
И оно прибьет твой челн
Там, где словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн.
(В.Брюсов «Гесперидовы сады»)

Под сердцем травы тяжелеют росинки,
Ребенок идет босиком по тропинке,
Несет землянику в открытой корзинке,
А я на него из окошка смотрю,
Как будто в корзинке несет он зарю.

Когда бы ко мне побежала тропинка,
Когда бы в руке закачалась корзинка,
Не стал бы глядеть я на дом под горой,
Не стал бы завидовать доле другой,
Не стал бы совсем возвращаться домой.
(А. Тарковский)

И стала мне молодость сниться,
И ты, как живая, и ты…
И стал я мечтой уноситься
От ветра, дождя, темноты…
(Так ранняя молодость снится.
А ты-то, вернешься ли ты?)
(А. Блок «Двойник»)

Жутко мне от внешней радости,
От воздушной этой сладости,
И от звона, и от грома
Ледолома
На реке
Сердце бьется налегке.

Солнце вешнее улыбчиво,
Сердце девичье узывчиво.
Эта сладкая истома
Незнакома
И страшна, –
Пала нА сердце весна!
(С. Городецкий «Веснянка»)

Пыль садится на вещи летом, как снег зимой.
В этом – заслуга поверхности, плоскости. В ней самой
есть эта тяга вверх: к пыли и к снегу. Или
просто к небытию. И, сродни строке,
«не забывай меня» шепчет пыль руке
с тряпкой, и мокрая тряпка вбирает шепот пыли.
(И. Бродский)

В стихотворении Даниила Хармса «Я гений пламенных речей», написанном шестистишиями, применена очень интересная рифмовка. Первая строка рифмуется с шестой, вторая с пятой, а третья с четвертой.

Я гений пламенных речей.
Я господин свободных мыслей.
Я царь бесcмысленных красот.
Я Бог исчезнувших высот.
Я господин свободных мыслей.
Я светлой радости ручей.

Когда в толпу метну свой взор,
Толпа как птица замирает
И вкруг меня, как вкруг столба,
Стоит безмолвная толпа.
Толпа как птица замирает,
И я толпу мету как сор.

Напомним, что «Евгений Онегин» написан четырнадцатистишиями. Часто встречаются в творчестве Пушкина и октавы, триолеты, терцины, сонеты.
Например, в октавах Пушкин рифмовал первую строчку с третьей и пятой, вторая с четвертой и шестой, а седьмая с восьмой.

Четырестопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
(«Домик в Коломне»)

Встречаются очень сложные рифмовки. Например, Блок рифмовал первую строку с пятой, вторую с шестой и т.п.

Под ветром холодные плечи
Твои обнимать так отрадно:
Ты думаешь – нежная ласка,
Я знаю – восторг мятежа!

Брюсовское «Приветствие» написано восьмистишиями.

Поблек предзакатный румянец.
На нитях серебряно-тонких
Жемчужные звезды повисли,
Внизу – ожерелье огней,
И пляшут вечерние мысли
Размерно-радостный танец
Среди еле слышных и звонких
Напевов встающих теней.

Полмира, под таинством ночи,
Вдыхает стихийные чары
И слушает те же напевы
Во храме разверстых небес.
Дрожат, обессилевши, девы,
Целуют их юноши в очи,
И мучат безумных кошмары
Стремительным вихрем чудес.

Весьма интересно в плане чередования рифм стихотворение Бориса Пастернака «Земля», в котором сочетаются строфы из четырех, пяти, семи и восьми строк.

В московские особняки
Врывается весна нахрапом.
Выпархивает моль за шкапом
И ползает по летним шляпам,
И прячут шубы в сундуки.

По деревянным антресолям
Стоят цветочные горшки
С левкоем и желтофиолем,
И дышат комнаты привольем,
И пахнут пылью чердаки.

И улица запанибрата
С оконницей подслеповатой,
И белой ночи и закату
Не разминуться у реки.

И можно слышать в коридоре,
Что происходит на просторе,
О чем в случайном разговоре
С капелью говорит апрель.
Он знает тысячи историй
Про человеческое горе,
И по заборам стынут зори,
И тянут эту канитель.

И та же смесь огня и жути
На воле и в жилом уюте,
И всюду воздух сам не свой,
И тех же верб сквозные прутья,
И тех же белых почек вздутья
И на окне, и на распутье,
На улице и в мастерской.

Зачем же плачет даль в тумане,
И горько пахнет перегной?
На то ведь и мое призванье,
Чтоб не скучали расстоянья,
Чтобы за городскою гранью
Земле не тосковать одной.

P.S. Следует учесть, что сложные рифмовки создают очень жесткий каркас стихотворения, который у начинающего поэта часто погребает под собой смысл написанного.

Напишите, что такое сонет. Каким образом рифмуются строчки в сонете. Что такое венок сонетов, магистрал.

Подберите классические, неклассические, составные рифмы к словам: окунь, дерево, память.

Напишите стихотворение состоящее из четырехстиший, в котором первая и третья строчки написаны четырехстопным амфибрахием, а вторая и четвертая – трехстопным амфибрахием с усеченным безударным слогом в конце.

Напишите хотя бы одну строфу в виде четырехстишия, в которой мужская рифма чередуется с женской.

Напишите хотя бы одну строфу в виде пятистишия или шестистишия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *