что значит мыслить системно

Системное мышление как эффективная парадигма умственной деятельности: особенности применения и развития

Системное мышление представляет собой особую парадигму в интеллектуальной активности, направленную на комплексный подход к изучаемому предмету или явлению, его особенностям, также к процессам и задачам. По своей сути, системное мышление — это не самостоятельная разновидность умственной деятельности, но нечто большее.

Речь идет об интегративном понятии, включающем в себя абстрактные способы интеллектуальной активности, подходы и практики, основанные на учете максимума факторов и признаков предмета, с которым ведется работа, определенные методологии оперирования данными. То есть нужно говорить о парадигме, особом принципе организации интеллектуальной активности. В этом случае понятие будет наиболее полно отражено.

что значит мыслить системно. Смотреть фото что значит мыслить системно. Смотреть картинку что значит мыслить системно. Картинка про что значит мыслить системно. Фото что значит мыслить системно

Системное мышление подходит для решения огромного круга задач – от повседневных до академических. Но наибольшую роль оно играет в научной деятельности, моделировании, структуризации и оценке данных. В поиске новой информации, проработке уже полученной. Например, такая модель широко применяется в критическом исследовании информации, при анализе высказываний, текстов, при проведении научных исследований.

Человеку в целом присущ подобный подход. Но поскольку он слабо развивается в условиях современного академического образования, а порой вообще не развивается (своей целью, образование, развитие интеллектуального потенциала учащихся не ставит), постепенно навыки угасают. Сформировать их заново можно в любом возрасте. Для этого есть специальные подходы и методики.

Структура системного мышления

Структура представляет собой внутреннее устройство процесса мыслительной активности. В него входит группа явлений и объектов.

Общее понятие объекта и предмета

Чтобы точно работать с данными, необходимо однозначно определить рамки, в которых будет существовать рассматриваемое явление. То есть дать дефиниции. В противном случае изначально возможны ошибки при конструировании, моделировании. В целом, определение базовых понятий, использованных в ситуации, представляет собой вариант вторичного моделирования.

Если говорить на конкретном примере. Классическая ситуация касается анализа текста, критического подхода к нему. При чтении и анализе необходимо определить, что имеет в виду под тем или иным утверждением автор. Исследовать, насколько целесообразно применение подобной терминологии в контексте высказываний, не происходит ли необоснованной подмены понятий, расширения или сужения дефиниций. Если на этом этапе наблюдается грубое нарушение правил формальной логики, то говорить о качестве текста и исследования в общем уже не приходится. Необходимо проверить подобным образом весь текстовый материал как структуру, отражающую ход мыслей автора. Автор может сознательно использовать демагогические приемы или же непреднамеренно заблуждаться.

Системное мышление — в первую очередь критический подход, основанный на беспристрастной оценке. Подобным же образом нужно подходить к собственному исследованию, чтобы создать непротиворечивую и стройную структуру, отвечающую требованиям. Необходимость быстро определять предмет разговора, обсуждения или дискуссии, особенности применяемых дефиниций также важен для ритора, публичного оратора. Будь то адвоката или других, чтобы быстро парировать демагогические высказывания оппонента или находить логические противоречия в его речи. Это абсолютно необходимое свойство для эффективной деятельности во многих подобных сферах.

Свойства, признаки

При исследовании объекта или явления необходимо выявить важные свойства предмета исследования или оценки. Это позволит выбрать правильные методы оперирования над данными.

Например. При моделировании в инженерной практике, человек должен хорошо понимать, с какими материалами он работает. Этим целям отвечает целая группа прикладных наук: от сопромата до прочих. Если человек не изучает свойства предмета, с которым работает, практически не миновать грубых ошибок. В представленном примере, их будет множество, и они сделают всю работу непригодной для практического применения. Потому как расчеты будут изначально неверными, основанными на ложных данных, предположениях. Системное мышление наиболее явно отражается в технической деятельности представителей разных профессий: программистов, инженеров, архитекторов. Менее отчетливо на первый взгляд прослеживается у ученых и практиков других областей.

Признаки предмета определяются исчерпывающе в той мере, в какой необходимо знать о них исследователю. То есть, вычленяются только существенные стороны. Инженеру важно знать, какую нагрузку будет выдерживать конструктивный элемент, но без разницы, в каком городе он будет сделан, сколько человек будет принимать участие в изготовлении. Если говорить утрированно.

Функции

Любой предмет в контексте прикладной или исследовательской деятельности имеет свои особенности в плане пользы и потенциала. Искусство системного мышления требует учета функций, их исчерпывающего понимания. Поскольку именно функциям посвящены прочие особенности, в том числе и признаки (из них как раз и проистекают те особенности, которые делают предмет полезным).

Продолжая серию примеров. Конструктивные элементы здания имеют определенное назначение. Нужно правильно учитывать их функции и планировать применение, исходя из них. В аналитической практике все несколько проще. Но и не столь очевидно на первый взгляд. Например, при исследовании научной статьи, ее критическом анализе, необходимо понять, какую смысловую нагрузку несет текст, не ошибается ли автор в установлении функциональных связей между предметами (это может быть критически важно). Только затем говорить о правильности выводов и полезности всего исследования.

Методы, подходы к оперированию над данными и информацией

Как правило, это стандартные логические операции, которые применяются в рамках абстрактного подхода. Например, анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, прочие способы. Не все они годятся в равной мере. Все зависит от конкретной ситуации. Имеет смысл подбирать именно тот инструментарий, который годится для данного случая.

Большую роль играют и специфические методы, присущие определенному виду практической деятельности или теории. В работе инженера большое значение имеют расчеты. Также общие методы анализа, синтеза, но категорически не подходят умозрительные подходы, не дающие стопроцентной проверенной информации. Будь то аналогия, индукция и прочие. Поскольку не миновать ошибки. Куда шире перечень возможностей при применении системного мышления в теоретических областях: гуманитарных, социальных знаниях и прочих сферах.

Особенности, которые могли быть не учтены ранее

Навыки системного мышления предполагают неоднократную проверку полученных результатов. По возможности конечные результаты нужно апробировать, проверить на практике или же провести прочие методы верификации.

Исходя из структуры системного мышления, можно говорить об определенном алгоритме интеллектуальной деятельности подобного рода.

Нужно четко понимать, какой конечный итог хочет получить человек. Для архитектора — это создание чертежа и плана. Для того, кто проводит критический анализ статьи — непротиворечивая конструктивная рецензия и пр. Задача должна быть достаточно конкретной, чтобы можно было проверить полученные результаты на полноту достижения цели.

Тех, которые необходимы в данном контексте. Подбор объектов и предметов, которые годятся для решения поставленной задачи. У инженера-архитектора — это набор конкретных конструктивных элементов, у программиста — перечень предполагаемых элементов (переменные, функции, объекты, классы) и прочие инструменты. При этом нужно знать не только, что представляет собой предмет, но и каковы его функции, что с ним можно делать и как он проявляет себя в функциональном плане.

Системное мышление дает большие возможности и для простой, на первый взгляд, деятельности. Например, процесс приготовления пищи может быть искусством. Повар должен знать, какие ингредиенты использовать, какими качествами они обладают. Также ключевая роль отводится функциональным связям. В этом контексте — насколько продукты сочетаемы, и какой вкус дают в совокупности. Это не оторванная от жизни парадигма, но наиболее эффективный способ работы, творческой деятельности.

Нужно подобрать четкие подходы для оперирования над объектами. Как уже было сказано, подход здесь основывается на принципе целесообразности. Инструментарий подбирается изначально, чтобы получить понимание, что и как можно делать для достижения конечной цели.

Выведение определенных результатов. Выводы, «черновой» вариант конечного продукта. Это своего рода контуры конечного результата. Но пока еще недостаточно обработанные. Необходимо привести результат в оформленный вид, тогда можно говорить о его достижении.

Достигнуть результата недостаточно. Конечный этап системного мышления — проверка результатов. Не всегда можно сделать это здесь и сейчас. В некоторых случаях, требуется дополнительная активность (например, при выведении гипотезы необходимо применение методов наблюдения, эксперимента, прочих способов). Иногда проверка здесь и сейчас в принципе невозможна. Тогда имеет смысл еще раз исследовать полученные вывод, их непротиворечивость, достаточность оснований. То есть проверить собственную работу.

Простыми словами, системное мышление — это особый подход к интеллектуальной деятельности по исследованию, моделированию, планированию, учитывающий максимум особенностей объекта, с которым ведется работа и методов, которые могут быть использованы.

Зачем нужно системное мышление? Несмотря на довольно существенные трудозатраты, это наиболее эффективная модель. Она позволяет исключить ошибки и снизить количество последующих «правок» в будущем. Цель системного мышления — оптимизировать процессы рациональной деятельности при решении проблем и задач.

Диагностика

что значит мыслить системно. Смотреть фото что значит мыслить системно. Смотреть картинку что значит мыслить системно. Картинка про что значит мыслить системно. Фото что значит мыслить системно

Обследованием занимаются специалисты по психологии. Задача довольно сложная, поскольку речь не об одном конкретном навыке и даже не о простой их совокупности. Мало обладать конкретными знаниями и умениями. Необходимо еще и правильно их применять. Тем не менее, есть определенные способы проверки. Хотя как такового теста на системное мышление и нет. Это все же интегративный навык и особый стиль мыслительной активности, основанный на особенностях развития в течение долгого времени.

Профессиональное мышление как прикладное системное мышление не исследуется в рамках деятельности психолога. Куда эффективнее оценивать эффективность такого мышления по результатам работы человека, их качеству и сообразности изначальным целям.

Какие методики применяются для исследования интеллектуальных особенностей человека?

Тест SHL. Для работы используются карточки с описанными на них ситуациями, процессами и явлениями. Задача человека — систематизировать полученные входные данные, поставить цели, добиться результата и сделать определенные выводы. По качеству и скорости деятельности, достижения конечного результата можно говорить о развитости системного мышления. Хотя это и не специфический тест, он дает много данных и считается крайне информативным.

Второй способ диагностики — работа с текстовым материалом. Задача человека за минимально возможное количество времени разобрать текст. Определить главную мысль, найти позицию автора, исследовать достаточность аргументации того, кто подготовил материал. То есть подготовить краткую критическую рецензию. Время не является ключевым фактором, но все же учитывается.

Следующий способ — интерпретация данных. Обычно числовых. Идеальным материалом для работы с ним является статистическая информация. Задача заключается в том, чтобы сделать максимальное количество обоснованных выводов на основании информации, полученной посредством простого анализа.

Также проводится и интерпретация данных диаграмм.

Хороший и простой способ диагностики — всестороннее рассмотрение определенного понятия, отражающего объект или явление. Задача человека — задать максимальное количество вопросов о сути этого предмета. Чем больше рациональных вопросов — тем лучше. Частный способ работы по такой методике — способ Шарагиной. Есть и другие модификации, в том числе и упрощенные.

Дополнительно можно оценить способность к самостоятельному мышлению по определенному предмету. Дается тема или высказывание, на основе которой человек должен подготовить эссе. Сложные абстрактные темы подходят для подростков и взрослых. Эссе отличается от сочинения необходимостью краткости и строгости аргументации с разных позиций.

Также возможно предоставление максимальной свободы, самостоятельной разработки предмета исследования, постановки целей. Но эти методики требуют куда больше времени, потому применяются сравнительно редко.

Самостоятельно интерпретировать результаты трудно, лучше работать под контролем психолога.

Как развить подобный подход к интеллектуальной деятельности

что значит мыслить системно. Смотреть фото что значит мыслить системно. Смотреть картинку что значит мыслить системно. Картинка про что значит мыслить системно. Фото что значит мыслить системно

Выработать навыки системно-векторного мышления можно в любом возрасте. Однако потребуется определенная работа. Систематическая, каждый день, по крайней мере, по 1-2 часа. Плюс-минус в зависимости от занятости и желания достичь результатов быстрее.

Каким образом можно развивать подобный подход к интеллектуальной активности?

Решением логических задач. При этом нужно стремиться решать их на время, как только проблем в целом не будет. Задачи на системное мышление в собственно подобном смысле можно создавать самостоятельно. Достаточно поставить цель и достигать ее. Например, анализировать статистику в числах, таблицах и диаграммах.

Необходимо работать с публицистическими и несложными научными текстами, материалами из сферы собственной, близкой профессиональной. Это позволит добиться лучшего результата.

Отличный способ — написание эссе по заданным темам.

Развитие системного мышления у взрослых проводится также по тестам, определенным выше. Они подходят не только для диагностики, но и для поступательного развития. Ответ на вопрос как развить системное мышление у детей примерно тот же. Только подбор методик нужно основывать на интеллектуальном уровне ребенка. Не давать слишком сложных задач, поскольку это демотивирует и убивает интерес к умственному труду. Цель развития, подходы, особенно при работе с ребенком, лучше проработать вместе с психологом.

Постепенно практический вариант интеллектуальных навыков формируется и при эффективной работе, реализации в собственной профессиональной сфере. Не нужно бояться применять полученные умения на практике. Это, в конечном итоге, и является одной из важных целей. Нужно стремиться постоянно применять новые знания и навыки в прикладных целях.

О других типах мышления:

Источник

«Незамеченные ошибки могут стать критичным барьером для дальнейшего развития»: о роли системного мышления в бизнесе

Редакция Нетологии поговорила с Джозефом О’Коннором — профессором по коучингу бизнес-школы ISCTE в Лиссабоне и преподавателем курса «Системное мышление для решения бизнес-задач» в Нетологии. Джозеф рассказал, чем отличается системное мышление от привычного, кому и как критически важно его изучить и почему компаниям нужны люди с системным мышлением.

что значит мыслить системно. Смотреть фото что значит мыслить системно. Смотреть картинку что значит мыслить системно. Картинка про что значит мыслить системно. Фото что значит мыслить системно

Ведущий теоретик коучинга и системного мышления

Главный миф о системном мышлении

Само словосочетание «системное мышление» звучит довольно сложно, поэтому у людей часто возникают ассоциации со сложным техническим оборудованием и ложная логическая связь ⟶ «этот тип мышления нужен в первую очередь математикам и инженерам». Всё это мешает многим разобраться, почему важно иметь системное мышление и чем оно может быть полезно.

Система — любая сложная конструкция, между частями которой есть связи. Это и тело человека, и система кондиционирования воздуха, и система управления организациями, странами, и многое другое.

В системном мышлении есть своя методология, но она не требует специальных технических знаний для изучения, а позволяет по-другому понимать происходящие процессы, посмотреть на привычные вещи иначе и понять, как устроены и функционируют системы.

В чём отличие системного мышления от стандартного

В процессе эволюции обучение человека проходило через формирование причинно-следственных связей. Поэтому наш стандартный мыслительный процесс выглядит так: то, что для одного события было причиной, автоматически становится следствием и причиной для развития новых событий.

Такой упрощённый подход к мышлению иногда приводит к ложным и примитивным выводам. Например, когда нас спрашивают о причине автомобильной аварии, мы в первую очередь думаем о превышении скорости водителем или его алкогольном опьянении. А если попросят предположить причину повышенной преступности, то, скорее всего, мы спишем её на возрастающую безработицу.

Однако мир устроен сложнее и для формирования корректных выводов не всегда достаточно простых, линейных причинно-следственных связей.

Системное мышление помогает структурировать потоки информации и понимать, как функционируют и взаимодействуют между собой сложные системы — компании, организации, команды. А также видеть закономерности и определять, к каким последствиям может привести деятельность человека или компании.

Мы часто ищем подтверждение наших собственных суждений в событиях: совершаем действие «А» и ждём, что произойдёт событие «Б». Но эти события могут быть не связаны друг с другом. Например, некоторые менеджеры думают, что деньгами можно мотивировать человека подходить к делу более творчески. Повышают зарплату и ждут проявлений творческого подхода. Согласно системному мышлению, время от времени человеку свойственно проявление творчества и для него не нужны дополнительные материальные стимулы. Этот подход называется регрессией.

Помимо этого системное мышление включает в себя постоянную работу с обратной связью, построение ментальных и системных моделей, понимание циклических причинностей, которые позволяют понять, как изменение одного элемента системы влияет на остальные, и многое другое.

Принципы системного мышления

Обычно люди воспринимают системы как машины, но система — группа элементов, которые взаимодействуют друг с другом, выполняют ряд задач и стремятся сохранить стабильность. Системное мышление обращено и к целому, и к частям этих элементов, а также к связям между ними. Особенно важным этот тип мышления стал в последние 10–15 лет — когда рынок изменился стремительно и кардинально, а процессы во многих компаниях застряли в 1990-х годах.

К ключевым аспектам системного подхода относятся:

Отказ от привычного причинно-следственного мышления и развитие дополнительных софт-скиллов. Один из них — получение обратной связи, поскольку она помогает отслеживать реакцию на действия и выстраивать дальнейшие шаги с учётом этого отклика. Чем сложнее система, тем больше времени нужно на получение обратной связи и результатов. Это схоже с физической нагрузкой или отказом от вредных привычек — отдача не будет моментальной.

Понимание, что стабильность системы зависит от размера, числа и разнообразия подсистем, а также от характера и силы связи между ними. При этом появление новых элементов может привести к созданию множества дополнительных связей. Но сложные системы не обязательно должны быть нестабильными.

Изучение мотивации людей и форматов взаимодействия между ними. Системное мышление помогает прийти к пониманию, что законы динамики внутригруппового взаимодействия значительно отличаются от общения между двумя людьми.

Обращение к контексту. Например, при обсуждении лидерства возникает множество стереотипов о том, как лидер должен себя вести. Однако чаще всего лидерами становятся в конкретной ситуации — в одном случае человек может взять на себя такую роль, а в другой нет. И контекст иногда может быть более значимым, чем конкретные качества человека.

Обращение к архетипам систем — паттернам событий и проблем, которые появляются из-за типовых внешних и внутренних ограничений систем. Например, один из известных архетипов — «чем больше усилий потрачено для достижения результата, тем сложнее этот результат улучшить». Когда вы учитесь играть на гитаре, строите бизнес или приобретаете любой новый навык, сначала прогресс идёт очень быстро, а со временем для достижения даже несущественных улучшений нужно приложить намного больше усилий.

Кому в первую очередь необходимо системное мышление

В целом системное мышление помогает решать задачи разных сфер жизни и масштабов проблематики — от выстраивания семейных и межгрупповых процессов до организационных. Однако можно выделить несколько основных типов людей, которым системное мышление критически необходимо.

Топ-менеджеры и предприниматели

Чем выше человек находится в иерархии, тем в большей степени ему необходимо мыслить системно — уровень сложности задач и горизонт планирования у него намного шире, чем у рядового сотрудника.

Так, планирование сотрудника на стойке ресепшен будет, скорее всего, лишь на несколько дней вперёд. А предпринимателям и руководителям высшего или среднего звена следует отслеживать и менять процессы прошлого и настоящего, прогнозировать возможные последствия, оценивать различные сценарии развития событий на рынке и внутри компании. При этом всё предсказать не получится — эффект чёрного лебедя никто не отменял.

Те, кто хочет изменений в системе

Если перемены нужны в работе организации, то системный подход помогает понять, как устроен бизнес на всех уровнях и этапах развития, как процессы и элементы выстраиваются в систему и какие из них нужно изменить.

Системное мышление не только помогает в работе, но и затрагивает другие аспекты жизни: общение и выстраивание отношений с людьми, регулирование жизни семьи и бытовых вопросов. Поэтому по большому счёту оно может быть полезно каждому.

Как понять, что человек не мыслит системно

Если в компании уже несколько раз пытались провести изменения, было потрачено много ресурсов и сил, но результат не достигнут или становится только хуже — это верный признак того, что люди, задействованные в этом проекте, не мыслят системно.

Этот эксперимент показывает, что даже те, кто не сталкивался со сложностями, перенимают привычные психологические и ментальные модели, а также склонны действовать по уже сложившейся практике.

Проблема заключается в том, что отказ от использования системного мышления загоняет человека в рамки: из-за стереотипных представлений не происходит развития и изменений, хотя обстоятельства и условия уже могли поменяться.

Стоит также сказать, что люди с системным и несистемным мышлением задают разные вопросы. Первые задумываются сначала о том, что важно изменить, а вторые — как.

Ключевое отличие заключается в следующем: когда мы думаем, как изменить что-то, мы подразумеваем действие. Хотя на самом деле сначала нужно думать о том, что мешает изменениям и почему. Устранение этих препятствий поможет изменить всю систему так, что больше не придётся прикладывать никаких усилий. Поэтому прежде чем просто идти путём проб и ошибок, лучше сначала отрефлексировать и понять, как получить максимальную отдачу с минимальными усилиями.

что значит мыслить системно. Смотреть фото что значит мыслить системно. Смотреть картинку что значит мыслить системно. Картинка про что значит мыслить системно. Фото что значит мыслить системнокурс

Источник

Мыслить системно: что это значит и как научиться?

Все в этом мире подчинено системам. Это упорядоченные структуры, состоящие из различных элементов: природа, общество, быт, работа. Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, нужно развивать системное мышление.

Мышление — одна из базовых функций головного мозга, оно позволяет нам обретать опыт, обучаться навыкам, применять их в деятельности, решать задачи. Системное мышление (СМ) — это способность понимать связи между объектами, предметами, явлениями, а также целостно их рассматривать. Логика направлена на упрощение любой системы, ведь она позволяет как раз разделить ее на составные элементы. А выявить глобальные закономерности можно лишь при помощи системного подхода. Таким образом, для развития СМ необходимо обладать развитым логическим мышлением.

что значит мыслить системно. Смотреть фото что значит мыслить системно. Смотреть картинку что значит мыслить системно. Картинка про что значит мыслить системно. Фото что значит мыслить системно

Зачем нужно

Системное мышление полезно людям абсолютно разных профессий — творческих, аналитических, прикладных. Оно позволяет проследить процессы развития тех или иных явлений, разрушить стереотипы, рассматривать ситуации объективно — т.е. со стороны. Если говорить простыми словами, то такой мыслительный процесс позволяет здраво оценивать мир вокруг и допускать меньше ошибок. Это пригодится для управления в любом виде — от руководства компанией до воспитания детей, создания комфортных условий для жизни, аналитики, прогнозирования. Вместе с критическим мышлением, СМ позволяет объективно оценивать поступающую информацию и правильно ее применять.

Где познакомиться

Поскольку понятие СМ появилось относительно недавно, сейчас многие ученые активно изучают его принципы, а также формулируют основы развития. Дети самостоятельно создают почву для развития этого склада ума. Пример — сборка конструктора. Для взрослых же разрабатываются инструкции, упражнения, игры, книги.

Например, в книге «Технология системного мышления», которая создана целым коллективом авторов, разобрана пошаговая инструкция:

Авторы Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт в своей книге «Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» также дают несколько полезных рекомендаций:

Как развить

Системное мышление не развивается вместе с остальными когнитивными функциями, его необходимо тренировать дополнительно. Этот навык формируется в процессе обучения следующими методами:

Креативное решение проблем. Фундаментальная стратегия развития СМ основана на всемирно признанной Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это методика направленного поиска ответа, которая позволяет выявить закономерности развития любой системы и применить их в качестве рабочего инструмента. Подробно эта методика разобрана в нашем курсе «Творческое мышление».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *