что значит на заре своей истории

Что значит на заре своей истории

Что значит на заре своей истории

что значит на заре своей истории. Смотреть фото что значит на заре своей истории. Смотреть картинку что значит на заре своей истории. Картинка про что значит на заре своей истории. Фото что значит на заре своей истории

Многие словосочетания необходимо правильно воспринимать. Это даст возможность употреблять их в уместных речевых ситуациях. Иначе, словосочетания будут применены неверно, что создаст мнение о человеке, как о малограмотном и необразованном. Поэтому, следует разбираться со смыслом отдельных слов словосочетания и уметь понимать общее значение указанных слов.

Значение выражения «на заре своей истории»

В русском языке довольно часто употребляется выражение «на заре своей истории». Оно имеет четкий смысл и может употребляться только в конкретных ситуациях. Поэтому, нужно определиться с его смысловым значением, чтобы не ошибаться при употреблении словосочетания. Разбор смыслового значения можно продемонстрировать следующим образом:

Таким образом, выражение «на заре своей истории» означает первоначальную точку, с которой началась история предмета, объекта или явления. Оно употребляется в смысле «самого начала», «первого времени». То есть, до этого времени, предмета, явления не существовало.

Примеры словосочетаний

Употреблять фразу «на заре своей истории» можно к различным предметам, объектам. Например, «на заре своей истории, люди не использовали металлические предметы труда». Речь идет о начале времени людей, то есть о первых веках существования человеческой популяции. Указанное выражение может использовать в разговоре об автомобилях. Например, «на заре своей истории машины не имели никаких удобств».

что значит на заре своей истории. Смотреть фото что значит на заре своей истории. Смотреть картинку что значит на заре своей истории. Картинка про что значит на заре своей истории. Фото что значит на заре своей истории

Выражение «на заре своей истории» или на заре юности имеет переносное значение. Когда мы так говорим, мы имеем в виду самое начало процесса, периода жизни или истории. Заря это начало дня, когда всходит солнце, и начинается новый день, поэтому и выражение » на заре» чего-либо означает » в самом начале».

Источник

Николас Уэйд: «На заре человечества. Неизвестная история наших предков». Рецензия

Николас Уэйд: На заре человечества. Неизвестная история наших предков (Before the Dawn: Recovering the lost history of our ancestors). М.: Альпина нон-фикшн. Твердый переплет, 2017 г., 408 стр., 60⨉90/16 (145⨉215 мм), 640 г.

Автор
Редакторы

Что может рассказать об истории человечества платяная вошь? Почему кенийцы такие быстроногие? Что поведает изучение бонобо и шимпанзе о человеческом социуме? Как лингвистика помогает раскрыть тайны расселения древних народов? На эти и еще сотню других вопросов детально и интересно отвечает книга «На заре человечества. Неизвестная история наших предков».

Оценка «Биомолекулы»

Качество и достоверность: 10/10
(0 — некачественно, 10 — очень качественно)

Лёгкость чтения: 8/10
(0 — очень сложно, 10 — легко)

Оригинальность: 8/10
(0 — похожих книг много, 10 — похожих книг нет)

Кому подойдет: любому, кто интересуется историей человечества с исторической, эволюционной, антропологической или лингвистической точек зрения.

«На заре человечества» — это детальнейший экскурс в историю человечества, его прошлое, настоящее и даже будущее. Автор Николас Уэйд раскрывает, какими методами и как именно мы можем узнать о том, как сформировался Homo Sapiens, какое место он занимает среди живущих и вымерших видов и какие характеристики определяют это сложное и противоречивое существо. Помогают автору книги в этом данные, полученные от антропологов, палеонтологов, лингвистов, историков и генетиков, которые он успешно и органично объединяет.

Человек последовательно характеризуется и большей жестокостью, чем шимпанзе, и большей эмпатией, чем бонобо: мы, безусловно, самая противоречивая из обезьян, — пишет ученый Франс де Вааль.

О некоторых вещах читатель наверняка слышал: например, о социальных навыках шимпанзе, сосуществовании с неандертальцами, пра-языках, «митохондриальной Еве» или семейных тайнах Джефферсона. Уникальность же этой книги в том, что Уэйд собирает их все в одном тексте, повествующем о запутанных путях эволюции.

Более того, «На заре человечества» изобилует и неизбитыми фактами, которые читатель, скорее всего, не мог и представить. Так, можно узнать, как по костям черепах восстанавливают численность поселений людей, насколько важную роль в становлении современного человека сыграли собаки, как лингвистическая теория, критикуемая специалистами, внезапно обретает новую жизнь при поддержке генетики или, например, как изучение эволюции вшей помогает раскрыть тайны человеческого быта:

. биологи, изучающие вшей, давно рассуждают о том, что эволюция этих нежеланных спутников человека может прояснить историю появления шитой одежды. Человеку «повезло» быть хозяином не одного, а трех разных видов вшей: головной, платяной и лобковой. Лобковая вошь — это отдельный биологический вид со своей историей, а вот головная и платяная друг на друга похожи — правда, платяная крупнее, и у нее несколько иная форма коготков. В отличие от головной вши, которая цепляется за стержень волоса, платяная предпочитает селиться в одежде. Она эволюционировала из головной вши, и дата этого события, если ее установить, и должна показать, когда люди начали носить одежду, скроенную по фигуре.

Книга разделена на 12 глав, каждая из которых начинается с цитирования «Происхождения человека и полового отбора» Чарльза Дарвина. Удивительно, но все эти цитаты оказываются к месту и показывают, насколько изменилось или не изменилось видение вопроса с 1871 года. Последовательно и с разных сторон Николас Уэйд раскрывает становление нашего вида или отдельных народностей и национальностей через призму разных наук, причем обсуждение древней истории постоянно переплетается с живыми рассказами о том, как же была получена та или иная информация. Немалая часть текста посвящена лингвистическим теориям, что довольно необычно для подобных книг, но при этом очень логично сочетается с остальным повествованием.

Текст книги очень насыщен — каждая тема раскрыта детально и снабжена множеством ссылок на источники. Помимо общей картины, читатель узнает о невероятном количестве интересных фактов, которыми хочется незамедлительно поделиться:

Оценочное суждение автора по тому или иному вопросу проскакивает очень редко: скорее он старается представить все точки зрения подробно, предоставляя читателю либо выбрать «сторону», либо согласиться, что вопрос до конца не ясен и выносить окончательное суждение еще рано.

Затрагивает Николас Уэйд и более «скользкие» темы, например, рассуждение о расах, роль религии, становление национальностей или «замалчивания» и смягчения в научной среде жестокого военного прошлого (а иногда и настоящего) нашего вида. Стоит отметить, что в этой книге подобные обсуждения выглядят гораздо более сбалансированными и аргументированными, чем в прошлых книгах автора (Биомолекула уже писала рецензию на другую книгу Уэйда «Неудобное наследство. Гены, расы и история человечества»):

. люди разных рас могут различно реагировать на лекарства. В частности, потому, что они с разной скоростью теряют расщепляющие лекарства ферменты. /. /. Обнаружение генетически обусловленной разницы в клинической картине заболеваний и в реакции на лекарственные препараты у разных народов вызвало горячий спор о «расовой медицине». Часть врачей считает, что расовая принадлежность пациента не должна учитываться в процессе лечения. Но им горячо возражают генетики: расшифровка человеческого генома уже позволяет проводить диагностику и лечение согласно с этнической спецификой болезней, и было бы неразумно игнорировать расовые различия, если они, как в истории с «БиДилом», помогают успешному лечению.

Иногда кажется, что авторский голос и вовсе пропадает со страниц, и вместо него с читателем говорят и спорят между собой напрямую исследователи: соперники и коллеги, авторы общепринятых и отвергнутых теорий, такие же живые люди, как мы. Эту полифоничность прекрасно удалось передать и переводчику книги на русский язык.

Читать её в целом очень увлекательно, несмотря на то, что местами автор и сбивается на тон учебника. Главное же отличие от «учебника» в том, что, хотя книга и содержит много информации, но готовых ответов и ‘take home messages’ в ней гораздо меньше. Хватает в ней и развлекательных историй, разбавляющих эту редкую пресность повествования:

. Большинство кенийских чемпионов происходят из народов группы календжин, населяющих земли Великой рифтовой долины, в частности из небольшого племени нанди. У них есть любопытный обычай, который, пишет Мэннерс, мог послужить инструментом генетического отбора сильных бегунов. Обычай связан с угоном скота — занятием, в котором календжинцы были в свое время непревзойденными мастерами. Кто-то может сказать, что это кража, но календжинцы считали, что лишь возвращают себе собственность, которая дарована им богом, но по нечаянности попала в чужие руки. Процедура возврата зачастую предполагала прогулки на сотню миль с лишним, чтобы скот оказался достаточно далеко, когда хозяин обнаружит его пропажу. /. / Мэннерс подчеркивает, что это лишь догадка, а не точное знание о том, как календжинцы стали такими быстроногими.

Еще пару слов о названии книги — «На заре человечества. Неизвестная история наших предков» (вольный перевод английского ‘Before the Dawn: Recovering the lost history of our ancestors’). Конечно, в первую очередь это не история наших предков, а история нас самих сейчас и, возможно, даже история наших потомков: последние страницы посвящены, например, тому, куда может направиться эволюция Homo Sapiens, особенно учитывая, что человек овладевает навыками быстро вмешиваться в человеческий геном.

В заключение хочется порекомендовать эту книгу для чтения всем, кто интересуется историей человечества под любым углом, биологическо-медицинским ли или историческим. Вы наверняка узнаете для себя много нового.

Источник

Раздел II. Человечество на заре своей истории

Глава 2. Первобытная эпоха

4. У истоков рода человеческого

История человечества в целом характеризуется нapaстающей динамикой перемен, происходящих как в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций eвропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действительно выступает источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своегo обитания, сам является ее порождением и неотъемлемой частью.


Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет.Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, opaнгyтанги) способны в определенных ситуациях использовать готoвые предметы (палку, камень). Однако они не могyт изгoтовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кpeмень). Для этогo необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абстрактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в стaда (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был огpаничен возможностями прокормиться на определенной территории (у первобытных людей размер стада состaвлял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у когo лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все более осмысленный характер.

Сформировалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение cтpyктyры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к коммуникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ocтавить потомство.

Способность к обучению демонстрируют многие животные, однaко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапливались знания, которые благодаря развитию речи передавались от поколения к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаимодействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами. Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами.

Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания, Благодаря теплой одежде, овладению oгнeм, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по oгромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

что значит на заре своей истории. Смотреть фото что значит на заре своей истории. Смотреть картинку что значит на заре своей истории. Картинка про что значит на заре своей истории. Фото что значит на заре своей истории

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полностью или частично терялись.

Этапы становления человека

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты,. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными, Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

что значит на заре своей истории. Смотреть фото что значит на заре своей истории. Смотреть картинку что значит на заре своей истории. Картинка про что значит на заре своей истории. Фото что значит на заре своей истории

Важнейшим достижением paннeгo палеолита было овладение умением пользоваться oгHeM (примерно 200-300 тыс. лет назад) для обогpева жилища, пригoтовления пищи, защиты от хищников.

Первоначально люди не умели разжигать oгoнь. Eгo источником служили случайно возникшие лесные и степные пожары, добытый огонь постоянно поддерживался в очагах. Древнегреческая легенда о Прометее, похитившем у богов знание об oгне, вероятно, выступает отголоском памяти о весьма давних временах.

Завершает время paннeгo палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс, лет назад покрывших почти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Mногие стада первобытных охотников неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу paннeгo палеолита (примерно 30-20 тыс, лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современною, кроманьонскою типа.

Дело в том, что современная наука не располагает бесспорными данными о непосредственных предках человека совpeменнoгo типа. Предполагается, что он не мoг быть продуктом эволюции неандертальцев, которые представляли собой тупиковую ветвь эволюции, Иначе говоря, в цепи сменявших друг друга предшественников человека пока не найдено важнейшее, переходное,звено.

Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Расовые признаки весьма многообразны. Наиболее наглядными являются пигментация (окраска кожи и волос), форма черепа, развитость и форма волосяногo покрова (бороды, усов, волос на голове), разрез глаз, рост. Использование современных методов исследования включает анализ преобладающих групп крови, папиллярных узоров на пальцах, формы зубов.

Нет никаких данных, доказывающих существование у каких-либо рас умственных, психических, физиологических и иных преимуществ над остальными. Все они относятся к единому биологическому виду «человека разумного» (Ното sapiens).

В число основных рас обычно включают негроидную, eвропеоидную, монголоидную и океаническую (австралоидную).

К главным признакам негроидных рас принято относить темную пигментацию кожи, жесткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов, выдвинутый вперед лицевой отдел черепа. Сложилась негроидная раса на африканском континенте, хотя археологи находят следы ее проживания и на юге Европы.

Европеоидам присущи мягкие волосы, сильное развитие волосяного покрова, развитый профиль лицевогo скелета, выступающий нос. В период мезолита европеоиды жили в Европе, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан.

Большие расы отнюдь не однородны, так, например, для eвропеоидов севера типично преобладание светлых волос и голубых глаз. Европеоиды юга отличаются более смуглым цветом кожи и темными волосами. На границах проживания больших рас сложились переходные расовые группы, так, переходными между европеоидными и негроидными расами являются мулаты, эфиопская раса, этнические группы, проживающие в Cyдaне. Смешанной формой между европеоидами и азиатскими монголоидами были некоторые народы Сибири, 3ауралья и Средней Азии.

Человек осваивает свою планету

История заселения Америки и Австралии вызывает немало споров. Принято считать, что человек мoг оказаться на этих континентах еще до завершения ледникового периода. Koгдa уровень океана был примерно на 100 м ниже cовременнoгo и существовали сухопутные мосты, связывающие эти континенты с Евразией. В то же время ученые, отмечая, что было нeсколько волн переселения на заокеанские континенты, докaзывают, что уже на заре своей истории люди могли пересекать широкие водные пространства. Норвежский исследователь Т. Хейердал, чтобы доказать правильность этой точки зрения, пересек Тихий океан на плоту, изготовленном по технологиям, которые могли быть доступны человеку во времена мезолита.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная ж:uвопuсь. В остатках жилищ тoгo времени археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и дpyгие украшения. Все это говорит о наступлении новoгo этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, возникшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии.

Наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс познания, уяснение природы интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей. Первобытная магия строилась на вере в возможность словами, символическими действиями и рисунками воздействовать на отдаленные предметы и других людей, в особую значимость снов. Ранние верования иногда действительно имели под собой определенную рациональную основу. Однако нередко они становились оковами для дальнейшего познания мира.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые современем становились все более сложными. В древних погpебениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, гдe человек живет после смерти.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали игpать заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотическими способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.


Вопросы и задания

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Koгдa возникла теория эволюции и кто ее автор?
2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?
3. Назовите направления эволюции человеческогo рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?
4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предков людей.
5. Проследите изменения антропологического типа человека в процессе эволюции.
6. Какие достижения человека в эпоху paHHeгo палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода?
7. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?
8. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

5. Неолитическая революция

Человек и природа: первый конфликт

Этот первый в истории кризис развития цивилизации решался двумя путями. Живущие в суровом климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира.

Постепенно складывалась система запретов (табу), огpаничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях происходил прорыв на качественно новый уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных природных условиях.

После удачной охоты в стойбища нередко попадали живые волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могyт жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались тысячелетия, чтобы отдельные попытки oдoмашнивания привели к утверждению новoгo типа хозяйства. За это время возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной среде, нуждались в человеке для их защиты от хищников.

По мнению археологов, первым животным, ставшим жить с человеком еще в ХV тысячелетии до н.э., охраняя eгo жилище и помогая охотиться, была собака. В Х тысячелетии до н.э., племена Северной Евразии начали разводить оленей. В VII тысячелетии до н.э. В степях Прикаспия, Иране, Турции домашними стали козы и овцы. Еще через тысячелетие там же, а также в долине Инда началось разведение крупногo poгaтoгo скота.

Аналогичным образом происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда игpало большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание тoгo, что семена растений можно посеять вблизи поселения и при соответствующем уходе, поливе, про полке получить неплохие урожаи.

Aгpарно-скотоводческие культуры

Первыми растениями, которые стали выращиваться в Европе, были пшеница и ячмень. В Юго-Восточной Азии в VII тысячелетии до н.э. выращивали фасоль и гoрох. В Китае из земледельческих культур IV тысячелетия до н.э. преобладало просо. В Южной Америке в VII-V тысячелетиях до н.э., высаживали кyкурузу, тыкву, бобы.

В этот период жизнь людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей части первобытно-общинной эпохи cyществование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от cвoeгo племени или изгнанный из нeгo, не имел шансов выжить. Память о том времени сохранялась и в последующие эпохи, так, в городах-государствах Древней Греции смертная казнь нeредко заменялась изгнанием, хотя в античные времена переезд из одного гopoдa в другой был достаточно распространенным явлением.

Единственная форма разделения труда существовала между мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими xoзяйство, занимающимися шитьем, приготовлением пищи. С течением времени структура общественных отношений начала усложняться. Благoдаря возросшей производительности труда стало возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания племени.

Чтобы ремесленник мoг специализироваться на изготовлении продукции, необходимой всему племени, совершенствовать свое мaстерство, он должен был быть свободен от добывания пищи. Ему приходилось обменивать у соплеменников продукты cвoeгo труда на мясо и зерно.

Первоначально обмен носил натуральный характер. Но с eгo pacширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в дeньгax.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства.

Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых peмесленников стали накапливаться имущество и ценности. Опытные ремесленники и знахари, труд которых особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты cвoeгo мастерства.

Переход от матриархата к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья.

Вопрос о происхождении семьи долгое время был спорным среди этнографов и археологов. Наибольший вклад в eгo решение внес американский ученый Л. Морган (1818-1881), изучавший быт индейцев Северной Америки в сравнении с жизнью дpyгих народов, оставшихся на уровне неолита. Согласно взглядам Mopгaнa, семейные отношения первобытных людей претерпели длительную эволюцию, пройдя ряд последовательных стадий.

Важнейшую роль в становлении семьи сыгpал переход от матриархата к патриархату.

В период когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умeлые из них доживали до 25-30 лет.

В этих условиях важную роль в сохранении рода игpали женщины. Именно они давали жизнь новым поколениям охотников (стeпень родства определялась по матери), воспитывали детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены котopoгo были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал тaкoгo риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыгpало большую роль в изменении характера семейных отношений. Поля и загоны для скота обычно находились рядом с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли наиболее сложную, тяжелую работу. При обретенные навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени, У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е., особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита обычно жили большими семьями (несколько десятков человек), в которые входили кровные родственники. Мужчины и женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из poда в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они стали ее постоянным ядром. Степень родства теперь учитывалась по мужской линии. В некоторых племенах женщины рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала другой.

При подобной системе родственных связей имущество, созданное или приобретенное семьей, в ней же и оставалось. Возникло понятие собственности. Ремесленники, знахари также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих по соседству, члены которых заключали браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял вождь.

Переход к энеолиту

С ростом численности населения отдельные рода отселялись на нeосвоенные или отвоеванные территории, со временем складывались новые племена. Родственные племена, говорящие на одном языке, имеющие сходные верования, обычно сохраняли тесные связи друг с другом. Вместе они образовывали союзы племен, поддерживающие друг друга в случае конфликтов, внеурожайные годы.

Удалившиеся на большое расстояние от исходно занимавшейся территории племена (к переселениям особенно тяготели те, кто специализировались на скотоводстве) нередко теряли связи с очагом cвoeгo происхождения. Их язык развивался, в нем появлялись слова, позаимствованные у новых соседей, связанные с меняющимися формами хозяйственной деятельности.

Классификация языков дает материал дпя определения исходных районов проживания народов, понимания основ их тpaдиций и культуры, так, родство языков народов, разделенных обширной территорией, говорит либо о том, что у них были общие корни, либо о проживании их в прошлом в рамках одногo гeoгpaфического района и существовании между ними тесных связей, что нередко подтверждается схожестью обычаев и обрядов.

Примерно в V-IV тысячелетиях до н.э. складываются основные центры распространения существующих и поныне языковых групп.

Bceгo на земном шаре насчитывается около 4 тысяч языков (точную цифру назвать нельзя, поскольку грани между языками и диалектами одногo языка подвижны). Лингвисты объединяют их в крупные языковые семьи (индоевропейскую, финно-угорскую, тюркскую, монгoльскую, семито-хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую, сино-тибетскую и др.). На языках наиболее крупной, индоевропейской, семьи говорит около 45% населения мира. Она включает языки славянской, балтийской, германской, кельтской, романской, албанской, греческой, армянской, иранской, нуристанской, индоарийской языковых групп.

Вопросы и задания

1. Какие изменения в хозяйственной деятельности человека дали основание говорить о неолитической революции?
2. Какие проблемы в отношениях человека с природой породило совершенствование орудий труда? Каковы были последствия первого кризиса развития цивилизации?
3. Расскажите о процессе перехода от присваивающего к производящему типу хозяйства.
4. Объясните, как разделение труда и специализация деятельности влияли на усложнение общественных отношений и изменение характера обмена. Какие предметы использовались в кaчестве эквивалента стоимости товаров?
5. Укажите факторы, способствовавшие зарождению имущественнoгo неравенства и появлению частной собственности.
6. Объясните понятия: матриархат, патриархат. Подумайте, как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.
7. На каком этапе развития произошло выделение языковых групп?
8. Какие изменения в человеческом обществе произошли с началом освоения металлов?

Глава 3. Первые государства Древнего мира

6. Деспотии Востока

Предпосылки возникновения гocyдapcтвa

Материальные основы создания государства были заложены с переходом к обработке металлов. Это повысило производительность труда, обеспечило достаточный излишек продуктов, чтобы coдepжать аппарат власти и принуждения.

Существуют различные объяснения причин возникновения гocудapcтвa. Среди них выделяются следующие: заинтересованность зажиточной родоплеменной верхушки в укреплении своей власти и защите богатства от малоимущих соплеменников; необходимость удерживать в повиновении покоренные племена, обращенные в рабство; потребности организации крупномасштабных общих работ по ирригации и защите от кочевых племен.

Вопрос о том, какая из этих причин была основной, необходимо рассматривать применительно к конкретным ситуациям. Важно также учитывать, что ранние гocудapcтвa развивались, с течением времени у них возникали новые функции.

Первые государственные образования сложились в субтропиках, в долинах таких рек, как Нил, Тигp и Евфрат, Инд, Хуанхэ.

Обилие влаги и исключительное плодородие почвы в сочетании с теплым климатом позволяли получать несколько богатых урожаев в год. В то же время в низовьях рек на поля наступали болота, выше по течению плодородные земли поглощала пустыня. Все это требовало проведения крупномасштабных ирригационных работ, строительства дамб и каналов. Первые государства возникли на основе союзов племен, нуждающихся в четкой организации труда масс людей. Наиболее крупные поселения стали центрами не только ремесла, торговли, но и административного управления.

В Месопотамии, в междуречье Тигpа и Евфрата (eгo иногда нaзывают также Двуречьем), где жили родственные племена шумеров, на верховенство претендовало несколько городов (Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду и др,). Централизованное государство здесь сложилось в XXIV веке до н.э. Царь города Аккад Саргон (правил в 2З16-2261 до н.э.), первым в Месопотамии создавший постоянное войско, объединил ее под своей властью и создал династию, цapствовавшую полтора столетия.

Рабовладение и общественные отношения в древних гoсударствах

В условиях родоплеменного строя пленных или убивали, или оставляли в семейной общине, гдe они работали вместе со всеми на правах младших членов семьи. Подобное рабство получило название патриархального. Оно было широко распространено, но не имело большогo значения для жизни племен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *