что значит наперсный крест
Наперсный крест
Крест наперсный — крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи.
Содержание
История
Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпий или энколпион (от греч. έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана. О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст.
Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого энколпия найден в 1862 году в развалинах построенной Константином Великим базилики Святого Лаврентия в Риме, на груди скелета, погребенного при церкви — вероятно, епископа. Кресты-энколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже — и в России, до Петра Великого. В древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее Санкт-Петербургской духовной академии, находятся энколпии, замечательные по величине и рисунку.
В XVIII веке энколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или вложений внутри. В России ношение таких крестов с 1741 года было усвоено и архимандритам, состоявшим в составе Синода, а с 1742 года, по примеру монастырей киевской епархии (где наперсные кресты издавна носились всеми архимандритами) — всем архимандритам, в отличие от игуменов, что сохраняется и по настоящее время.
В Русской православной церкви
До XVIII века в Русской церкви только епископы имели право носить наперсные кресты. В 1797 году императором Павлом установлен, как знак отличия, и выдавался протоиереям и священникам, наперсный крест четырёхконечный, серебряный позолоченный, с изображением Распятия. Он составлял четвёртую, по порядку, награду (после набедренника, скуфьи и камилавки).
С 1820 года такой же крест, но весь золотой, с литым Распятием и изображением императорской короны на внутренней стороне жаловался из Кабинета Его Величества придворным священникам, а также священникам православных заграничных церквей при поступлении их на службу, и оставлялся им навсегда, если они прослужат при тех церквах не менее семи лет.
Протоиереям и священникам, имеющим уже который-либо из двух вышеупомянутых наперсных крестов, разрешалось принимать и носить подносимые им прихожанами наперсные кресты с драгоценными украшениями. Священникам, имеющим учёные степени кандидата, магистра и доктора, выдавались особые кресты, из которых докторский — наперсный, а магистерский и кандидатский носился в петлице, укрепленной в воротнике рясы. Крест докторский и магистерский учреждены в 1808 году, кандидатский — в 1884 году. Кресты наперсные из бронзы коричневого цвета на владимирской ленте, учреждены были для раздачи всем священникам по окончании войн 1812—1814 и 1853—1855 годов.
В настоящее время всем священникам после их рукоположения выдаётся наперсный крест, который носится ими за богослужением поверх риз, а в повседневной обстановке — поверх рясы. Он имеет восьмиконечную форму. На лицевой стороне помещено рельефное изображение распятого Иисуса Христа и надписи в верхней части: « Гдь, ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ » («Господь — Царь Славы»); в концах широкой перекладины « ІС҃ ХС҃ » («Иисус Христос»), под нижней косой перекладиной — « НИКА » (греч. — победитель). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим.4:12).
В Католической церкви
История применения
Одно из самых ранних упоминаний о наперсном кресте является его упоминание папой римским Гиларием в 461 году. В 811 году византийский император Никифор I послал папе римскому Льву III золотой наперсный крест.
Однако до XIV века наперсный крест не получил в Западной Церкви широкого распространения. Использование наперсного креста в римском обряде стало необходимым впервые в Римском Понтификале Пия V.
Первым англиканским епископом, носящим наперсный крест был Эдуард Кинг, епископ Линкольна (1885—1910).
Нательный крест
Крест, даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и называется тельным крестом или тельником; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто — кипарисный). Нательный крест надевается на крещаемого в связи с буквальным пониманием евангельских слов: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8:34). В русской православной традиции на обороте нательного креста помещают надпись «Спаси и сохрани».
Тельные кресты — единственный предмет из области православного религиозного культа, который разрешено свободно изготавливать и продавать.
Крест наперсный
Что такое наперсный крест?
Наперсный крест – это атрибут священника и архиерея. Его носят поверх подрясника, рясы или облачения. Он имеет довольно большой размер – значительно больший, нежели у нательного креста. Наперсный крест носят на особой цепи. Форма и декор наперсного креста в современной церковной практике довольно строго регламентированы.
Ношение священником наперсного креста не отменяет ношения им креста нательного. Это – два разных предмета, не заменяющих друг друга: нательный крест является обязательной принадлежностью православного христианина в Русской и многих других поместных православных церквях. Наперсный крест возлагают на священника при его рукоположении (посвящении в сан).
Слово «наперсный» означает «носимый на персях», т.е. на груди.
Разновидности наперсных крестов
В современной практике наперсные кресты делятся на 3 основных вида:
• Наперсный крест из белого металла – его надевают при рукоположении и носят до награждения следующим видом наперсного креста;
• Наперсный крест из золотистого металла – им награждают священника;
• Наперсный крест с украшениями. Этот крест может иметь практически любое художественное решение. Главная его особенность – небольшая подвеска в нижней части. Как правило, кресты с украшениями имеют вверху изображение короны. Большинство крестов с украшениями выполнены в технике расписной эмали (финифти); как правило, они декорируются цветными каменьями. Встречаются и другие варианты: например, костяной крест в серебряной оправе.
Архиереи во время богослужения возлагают на себя комплект, состоящий из панагии и наперсного креста с украшениями. Вне службы представители епископата носят только панагию.
Существует столь редкая награда для священников, как право ношения двух наперсных крестов одновременно. Ее удостаиваются маститые протоиереи, служащие в сане не менее 50 лет.
Материалы изготовления
Наиболее распространены металлические наперсные кресты – серебряные и латунные, выполненные в технике литья. История знала кресты из золота. В неофициальной обстановке многие священники носят кресты из дерева – легкие, недорогие и оригинальные. Наконец, можно встретить и наперсные кресты, вырезанные из кости или камня.
Из истории наперсного креста
История наперсного креста в России знала разные этапы. Было время, когда крупные нагрудные кресты возлагали поверх своей одежды и миряне, а было – когда и священники не носили их.
В Древней Руси наперсные кресты носили и представители простых сословий – в частности, мы встречаем нечто подобное на изображении мастера-строителя. Во времена царя Алексия Михайловича Тишайшего наперсный крест был принадлежностью царского одеяния и указывал на Богом данный характер государевой власти.
Во времена Петра I право ношения наперсного креста принадлежало только архиереям и особо заслуженным архимандритам – то есть фактически, его статус был почти таким же, как сегодня у панагии.
В 1722 году ношение наперсного креста было разрешено архимандритам, являющимся членами Синода. Царицы Екатерина I и Анна Иоанновна давали право ношения наперсного креста архимандритам в качестве награды, а императрица Елизавета Петровна, наконец, сделала его принадлежностью сана архимандрита вообще, чтобы отличить его носителей от игуменов. После введения этого правила, представители епископата во избежание путаницы стали носить вне богослужения главным образом панагии.
Екатерина II наградила наперсными крестами нескольких игуменов и иеромонахов.
Император Павел I стремился упорядочить все сферы русской жизни. Он разработал систему награждения духовенства, которая легла в основу практики, действующей по сей день. Именной указ царя гласил: «А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее; во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты, с тем, однако ж, что сии отличные почести не инако, как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут».
Крест, введенный Павлом I, священники носят по сей день. Он имеет простую четырехконечную форму и выполнен из позолоченного серебра. На обороте его начертаны слова «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием», восходящие к Первому посланию апостола Павла к Тимофею, где сказано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12). На реверсе креста также был вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18». На гладкой лицевой стороне находилось накладное рельефное изображение Распятия. Размер павловского креста при его введении в обиход составлял 11х7,5 сантиметров, а длина цепи для него равнялась 126 сантиметров. До 1881 года награждение наперсным крестом утверждалось лично императором, затем же стало полномочием Синода. В современной практике Павловский крест соответствует упоминаемому Положением о наградах Русской Православной Церкви кресту золотистого цвета, которым награждаются священники по истечении 10 лет беспорочного служения в сане.
Император Николай II в 1896 г. пожаловал право ношения наперсного креста всем священникам. «Николаевские» кресты также в обиходе по сей день: одни батюшки носят исторические артефакты, перешедшие к ним по наследству от предшественников, другие возлагают на себя копии, выполненные в наши дни. Николаевский крест – восьмиконечный, из белого металла (изначально – из серебра). На его обороте начертано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою». Такой крест возлагается на священника сразу по рукоположении.
В Царской России существовала практика награждать священников крестами «из кабинета Его Императорского Величества». Такое награждение происходило по указу Царя, и сподоблялись его относительно немногие. В современной практике ему соответствует наградной крест с украшениями, который возлагается на священника, отслужившего не менее 20 лет. Основными отличительными признаками такого креста являются подвеска, крепящаяся к его нижней части и корона вверху.
Символика
Крест наперсный: описание, фото
Предшественник наперсного креста
Прежде чем появился наперсный крест, существовал так называемый энколпий. Это небольшой ларец округлой, крестообразной или прямоугольной формы, на котором было размещено изображение святых или Иисуса Христа. Внутрь помещали частички просфоры или мощи святого. Считалось, что таким образом человек может оградить себя от всяческих напастей в походах или дальних путешествиях.
Первое упоминание об их существовании относят к IV веку. Иоанн Златоуст пишет, как священные предметы мужчины и женщины часто вешали на шею в качестве украшения.
Древнейший экземпляр энколпия, дошедший до наших дней, был обнаружен в середине XIX века. В 1862 году его обнаружили на груди скелета, найденного на развалинах базилики Святого Лаврентия в Риме. Базилику построил еще Константин Великий, а погребенный с энколпием, скорее всего, был епископом. Также энколпии были принадлежностью для торжественного облачения царственных особ в Константинополе.
На Руси их носили чаще всего под одеждой. Активно выходить из употребления они начали в XVIII веке. На смену стали приходить наперсные кресты с украшениями. В России ношение таких крестов стало массово распространяться с 1741 года.
Крест наперсный в Русской православной церкви
Уже в 1797 году император Павел I отдельным указом постановил, что кресты наперсные серебряные могут выдаваться как особые знаки отличия. И сам вручал их священникам и протоиереям. На них изображалось распятие.
Наперсные кресты в XIX веке
Начиная с 1820 года уже золотые кресты с распятиями, а также изображением императорской короны на обратной стороне стали вручаться придворным священникам. Их же получали служители заграничных православных приходов в тот момент, когда поступали на службу. Он им оставался насовсем спустя всего 7 лет.
С тех пор наперсные кресты стали считаться обязательным атрибутом священников. Это отличает Русскую православную церковь даже от других епархий. Например, в Греции обычным священникам такие кресты не полагаются по статусу.
Для всех священников
К середине XX века был учрежден патриарший наперсный крест. Он являлся высшим знаком, с помощью которого признавали заслуги архимандрита или протоиерея. Вручение производилось в исключительных случаях. Духовный чин мог его получить только за особые заслуги по указу Московского патриарха. При этом не имела значения выслуга лет, а также все предшествующие награды.
Кресты наперсные иерейские в Русской православной церкви полагались женатым священникам после получения ими определенного сана.
Наперсный крест сегодня
В наши дни наперсные кресты вручаются всем священникам после их рукоположения. Они его обязаны носить поверх риз на всех богослужениях. В повседневной жизни надевать поверх рясы. Такой крест имеет восьмиконечную форму.
На его лицевой стороне размещено изображение Иисуса Христа, распятого на кресте.
Наперсный крест в католической церкви
В католичестве также существует традиция ношения наперсного креста представителями духовных лиц. Правда, в первые века христианства взрослые люди вместо него надевали особый медальон, на котором было изображено распятие или закланный агнец. За это их в свое время критиковал Иоанн Златоуст, который призывал ничего не возлагать на новорожденных младенцев, кроме нательного креста. Его он считал спасительным символом веры.
Кресты получили широкое распространение после того, как Григорий Великий отправил их королеве лангобардов. Их полагалось носить на груди. Так они вошли в определенную моду.
Кресты было принято носить под одеждой, обычно они непосредственно соприкасались с телом. В том случае, когда крест оказывался поверх одежды, это символизировало особый род служения, который несет человек. Обычно это был священник или епископ.
Одно из самых первых в истории упоминаний о наперсном кресте относится к V веку. Сделал его римский папа Гиларий в 461 году. А в 811 уже известный византийский император Никифор I отправил наперсный крест, весь покрытый золотом высочайшей пробы, римскому папе Льву III.
Но несмотря на эти широкие жесты, вплоть до XIV века наперсный крест не имел широкого распространения среди католиков и вообще в Западной Европе. Обязательное использование такого креста в римской традиции и обряде появилось только при папе Пие V, который руководил римской католической церковью в XVI веке.
На рубеже XIX-XX веков наперсный крест прижился и в англиканской церкви. Эту традицию привнес епископ Линкольна, которого звали Эдуард Кинг.
Сегодня наперсные кресты есть практически у всех христианских священников. Особенно они почитаются в православии.
ИЗ ИСТОРИИ НАПЕРСНОГО КРЕСТА
Фотографии предоставлены автором.
В начале 1990-х годов Председатель общества Православных врачей, профессор А. В. Недоступ пригласил меня на заседание, пообещав, что там будет показан интересный фильм об известном враче, архиепископе Симферопольском Луке (Войно-Ясенецком). Автором сценария и режиссером была Алла Торгало. Она пояснила, что снимала картину на Центрнаучфильме в 1988-1989 гг. Фильм оказался интересным и мне удалось получить его копию на кассете, чтобы посмотреть внимательнее. Текст картины читал известный артист Владимир Заманский, с которым мы впоследствии были хорошо знакомы и подготовили уникальный аудиопроект неизвестных проповедей Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Фильм назывался «Я вас избрал». В начале читается евангельский текст о том, что каждый должен взять свой крест.
Мало кто знает, что архиепископ Лука, назначенный во время войны заведующим эвакогоспиталями, будучи еще осужденным на лагеря, никогда во время операций не снимал Наперсного креста. На все уговоры отвечал: Тогда сами делайте операции. Авторитет Лауреата Сталинской премии был так высок, что никто не посмел ему перечить.
Но самое удивительное, что когда я пересматривал видеоленту, заметил нечто необычное. На Евангельских словах идут начальные кадры, снятые в конце 1980-х годов на станции метро Площадь Революции. На эскалаторе поднимаются современные люди, спешащие на работу, и не замечающие, что их снимают.
Внезапно, среди этих людей я увидел самого себя, средний план, сразу узнаваемый. Мне показалось это невероятным. Но, показав фильм нескольким знакомым, смогли убедиться, что это было мое изображение. В то время, работая на Студии «Мир искусства», офис которого располагался в Госкино СССР в Малом Гнездиковском переулке, мне удобно было доезжать до «Площади революции» и потом дойти пешком до нашего офиса.
Сейчас стараются забыть, как опасно было священникам и епископам в советское время появляться на улице с Наперсным крестом на груди. Многие переодевались в цивильное для выхода. Появление с Крестом могло быть расценено как религиозная пропаганда и реально было получить тюремный срок.
Пересматривая недавно советский фильм «Ищу мою судьбу» (1974), режиссера Аиды Манасаровой, где в главных ролях Георгий Жженов и Эдуард Марцевич, который изображает молодого священника, я отметил, что фильм неплохой, но заметная деталь – священник не носит Наперсный крест. Только в каком то доме достает его из саквояжа, при Таинстве Исповеди старушки. Да и вообще он как бы стесняется своего служения.
Вся литература религиозная, тем более Библия, были запрещены. Из писем изымались изображения икон.
С начала 1990-х гг. началось возрождение Церкви. Священники начали появляться с Наперсными крестами на груди. Их уважали и старались получить благословение. Сейчас опять иная картина.
Был еще случай, о котором меня благословили рассказать. В то время мне уже довелось встретить и получать пастырское окормление у духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова). Работая тогда в издательстве подворья Псково-Печерского монастыря в Москве, однажды рассказал о том, что собираюсь к о. Кириллу. Книги у нас выходили полезные и интересные. О. Тихон (Шевкунов) попросил меня отвезти несколько пачек в подарок архимандриту Кириллу. Тот был в Переделкино и выразил большую благодарность. А в конце беседы, как обычно стал собирать подарки. Взял большую корзину и наложил в нее множество фруктов и сладостей. Попросил передать о. Тихону.
Потом задумался и достал из шкафа старинный Наперсный крест и тоже положил в корзину. Я переспросил: а Крест тоже о. Тихону, Неожиданно он ответил: да нет. Крест это вам. Тогда меня это поразило! И я могу его носить, переспросил? Батюшка Кирилл ответил спокойно: да можете.
Почему вспомнилась эта история, потому что не так давно, когда мне довелось быть главным редактором сайта Кафедрального Богоявленского Собора в Елохове ко мне подошел наш уважаемый протоиерей о. Борис Обрембальский, который попросил написать статью про Наперсный крест. Оказывается об этой истории мало кто знает.
Теперь пришло время и, хотелось бы напомнить о необычной российской традиции, которой нет в других странах – ношения священниками Наперсного креста. Об этой истории спрашивают не только прихожане, но и некоторые священнослужители.
Существует предание, что однажды Император Павел I посетил монастырь.
Встретив монаха, он захотел взять у него благословение. Но тот учтиво ответил, что не является священником. И у него нет права благословения.
Император подошел к другому встреченному монаху, но тот оказался иеродьяконом и тоже не смог благословить. Удивленный Император задал вопрос: как же отличить священника? И тогда ему пришла мысль введения ношения священниками Наперсного креста.
Так ли это было, трудно проверить. Но то, что именно в правление Павла I был введен этот обычай, существует письменное доказательство. Указ Императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 года гласил:
– А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее.
Во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи. И, наконец, третье, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты. С тем, однако ж, что сии отличные почести не инако как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут.
Император указал, чтобы Синод выбрал форму надписи на кресте. Был утвержден текст: Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. На оборотной стороне креста помещался вензель Императора Павла I и дата. Установлено 1797, декабря 18.
Фото: Павловский крест
На лицевой стороне помещалось изображение Распятия. Крест был четырехконечный на цепочке. И изготавливался из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года.
Вскоре после учреждения он приобрел название: Наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый. Хотя в действительности до 1881 года эта награда утверждалась Императором. Но только с 1881 года Святейшим Синодом.
«Павловские кресты», передаваемые духовенством из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Многие батюшки носят их с особым чувством – как знак преемственности, духовной связи с предшественниками.
С начала XIX века стали регулярно жаловаться наперсные кресты из Кабинета Его Императорского Величества на цепочке или на Георгиевской ленте. В том числе, с драгоценными украшениями.
На протяжении XIX – начала XX веков существовала практика подношения священнослужителям наперсных крестов от офицеров полка, разных обществ, прихожан и др.
До 1881 года для ношения таких крестов требовалось утверждение Священного Синода.
Наличие поднесенного креста до 1881 года считалось наградой и записывалось в послужные списки духовенства. С февраля 1881 года право на разрешение ношения поднесенных крестов перешло на низшие инстанции: к епархиальным архиереям и Главным священникам армии и флота, гвардии. И перестало вноситься в послужные списки.
Во второй половине XIX века некоторые священнослужители и игуменьи становятся счастливыми обладателями нескольких наперсных крестов и начинают носить их одновременно.
В связи с этим Святейший Синод в 1881 году издал постановление, согласно которому разрешалось одновременное ношение двух крестов. При этом отмечалось, чтобы имеющие два или более поднесенных крестов не возлагали на себя в одно время более одного из них.
В 1886 году по инициативе Императора Александра III священнослужителям было запрещено одновременное ношение двух наперсных крестов. Духовенству было предоставлено право возлагать на себя любой из имеющихся крестов: поднесенный от прихожан, Синодальный или из Кабинета Его Императорского Величества.
Как исключение, допускалась, возможность ношения двух крестов одновременно. Если один из крестов был на Георгиевской ленте или это был крест на Владимирской ленте в память Крымской войны 1853–1856 годов.
В 1896 году Императором Николаем II был учрежден новый тип Наперсного креста. Император – Всемилостивейше соизволил на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест установленного образца, приобретаемый за свой счет.
Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне цитата из 1-го послания св. апостола Павла к Тимофею:
– Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, а также вензель Императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.
Обязательного ношения Коронационного креста не предусматривалось.
Однако мало кто из духовенства не захотел себя украсить святыней. И крест данной формы постепенно стал обязательным элементом облачения священнослужителей при совершении богослужений. Носили его и в обиходе. Таким он является и в наши дни.
Можно отметить, что крест был установлен Императором Николаем II, принявшим позднее мученическую кончину и канонизированным Русской Православной Церковью.
Примечательно, что на кресте, возлагаемом на священника при хиротонии, начинающему службу дается напутствие: образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою. Такой образ хранят верные Христу священнослужители.
Интересно, что в греческой православной церкви Наперсный крест до сих пор не является привилегией иереев, а сохраняет статус довольно редкой награды.
Удивительно, что Иван Грозный задолго до установившейся традиции носил на груди Наперсный крест. Считая себя не только Государем, го и Духовным лидером страны.
На одной из фотографий прошлых лет удалось заметить, что над моим рабочим местом на «Диафильме» в 1970-е гг. висел плакат фильма-балета «Иван Грозный» Юрия Григоровича. На нем – устремленный ввысь Иван Грозный в исполнении Юрия Владимирова. А на его груди Наперсный крест.
Все права на материалы сайта принадлежат редакции и являются ее собственностью.
Права на иные материалы, являющиеся объектами авторского права, принадлежат их авторам.
При цитировании информации гиперссылка на сайт обязательна.
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!
Выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl + enter