что значит навигация завершена

Значение слова «навигация»

что значит навигация завершена. Смотреть фото что значит навигация завершена. Смотреть картинку что значит навигация завершена. Картинка про что значит навигация завершена. Фото что значит навигация завершена

1. Судоходство, мореплавание.

2. Такое время в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Открытие навигации.Две навигации потом я на буксирных пароходах плавал. Сартаков, Горный ветер.

3. Раздел кораблевождения — наука о способах проведения корабля точно по намеченному пути с помощью навигационных приборов и пособий для плавания. Практическая навигация. Учебник по навигации.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство

Основной раздел судовождения, в котором разрабатываются теоретические обоснования и практические приёмы вождения судов

В течение многих веков термин навигация означал совокупность указанных значений. В XX веке, с развитием науки и техники, появлением воздушных судов, космических кораблей — новых объектов навигации, появились новые смысловые значения термина. Теперь, в общем смысле, навигация — процесс управления некоторым объектом (имеющим собственные методы передвижения) в определённом пространстве передвижения. Состоит из двух основных частей:

теоретическое обоснование и практическое применение методов управления объектом,

маршрутизация, выбор оптимального пути следования объекта в пространстве.

НАВИГА’ЦИЯ, и, мн. нет, ж. [латин. navigatio]. 1. Судоходство, мореплавание (мор.). Мелкие реки недоступны для навигации. 2. Период времени, когда возможно судоходство. Открытие навигации. Н. на Волге длится до 9 месяцев. 3. Искусство и наука вести судно (мор.). Школа навигации. 4. То же, что аэронавигация (нов. авиац.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

навига́ция

1. морск. судоходство, мореплавание ◆ Мелкие реки недоступны для навигации. ◆ У нас на флоте столько дел, каждая навигация по-своему уникальна, связана с определенными сложностями, и не менее интересна, чем космические полеты. «Вы бы за сколько в космос полетели?», 2002.06.02 г. // «Дело» (цитата из НКРЯ) ◆ Надо думать, что весьма часто вода эта содержит гораздо больше суспензированных веществ, нежели она содержала их во время взятия данной пробы, совпадавшего с самым благоприятным в этом отношении временем года, когда река покрыта льдом и навигация, т. е. вообще жизнь на реке, прекращена. Ф.Ф. Эрисман, «Коммунальная гигиена», 1871–1908 г. (цитата из НКРЯ)

2. период времени, когда возможно судоходство ◆ Открытие навигации. ◆ Навигация на Волге длится до 9 месяцев.

3. морск. искусство и наука вести судно ◆ Большая заслуга в создании и развитии отечественной школы навигации также принадлежит советским учёным: Н. Н. Матусевичу, Н. А. Сакеллари, А. П. Ющенко. ◆ — Навигация, — сказал он на первом уроке, — это наука, которая учит нас избирать наиболее безопасные и выгодные морские пути, прокладывать эти пути на картах и водить по ним корабли. Александр Некрасов, «Приключения капитана Врунгеля», 1960–1980 г. (цитата из НКРЯ)

5. комп. процесс перехода между страницами сайта или иными блоками информации ◆ Для получения возможности навигации в видеоряде посредством гиперссылок в видеофайл введены индексы. ◆ Навигация по сайту проста до невозможности: интерактивные фреймы, масштаб, настройки. «Автоинтернет», 2002.04.15 г. // «Автопилот» (цитата из НКРЯ)

6. комп. жарг. то же, что панель навигации; совокупность визуальных графических элементов (меню, ссылок и т.п.), обеспечивающая навигацию [5] ◆ Не скажете, как засунуть картинки возле пунктов в навигации?

Источник

Что такое навигация и когда она открывается

Старт туристического плавания связан с временными и географическими отрезками. Период с оптимальными природными условиями для движения по выбранному пути называется навигацией. В широком значении термин подразумевает выбор метода вождения кораблей и способы установления маршрута. Аренда теплохода в Москве для прогулки по реке и подмосковной акватории возможна в период летней и зимней навигации.

что значит навигация завершена. Смотреть фото что значит навигация завершена. Смотреть картинку что значит навигация завершена. Картинка про что значит навигация завершена. Фото что значит навигация завершена что значит навигация завершена. Смотреть фото что значит навигация завершена. Смотреть картинку что значит навигация завершена. Картинка про что значит навигация завершена. Фото что значит навигация завершена

Допуск к судоходству

Для того, чтобы круиз по реке состоялся, затрачивается много усилий. Прохождение проверки соответствующими службами и получение разрешительной документации на перевозку пассажиров служат гарантией безопасности и высокого уровня сервиса на теплоходе.

Обязательные требования для возможности осуществления навигации:

Время открытия навигации

Климатические условия местности позволяют насладиться отдыхом на борту в теплое и холодное время года. Весенне-летний сезон оптимально подходит для регулярного судоходства и позволяет отдыхающим в полной мере прочувствовать великолепие морской прогулки, в том числе на открытых палубах.

Свадьбу, день рождения, корпоратив на теплоходе можно провести в период холодов. Второй сезон длится до наступления суровых заморозков. Судоходная компания «Все теплоходы» предоставляет информацию о характеристиках теплоходов, оснащении ледовым поясом и необходимым оборудованием, обустройстве внутреннего пространства. В период зимней навигации теплоходы с легкостью дробят заледенение на реке и следуют проложенному маршруту по акватории.

Открытие навигации – торжественное и зрелищное событие официального характера, на котором присутствует много гостей и уполномоченные лица. Корабли в лучшем виде начинают величественное шествие, олицетворяющее старт сезона.

Источник

Что такое Навигация

Значение слова Навигация по Ефремовой:

Навигация — 1. Судоходство, мореплавание.
2. Время года, когда по климатическим условиям судоходство возможно.
3. Научная дисциплина, занимающаяся вычислением пути корабля и способов определения места корабля в море.

Значение слова Навигация по Ожегову:

Навигация — Время, в течение которого возможно судоходство

Навигация Наука о вождении судов и летательных аппаратов

Навигация в Энциклопедическом словаре:

Навигация — (лат. navigatio — от navigo — плыву на судне), 1) наука оспособах выбора пути и методах вождения судов, летательных аппаратов(воздушная навигация, аэронавигация) и космических аппаратов (космическаянавигация). Задачи навигации: нахождение оптимального маршрута(траектории), определение местоположения, направления и значения скоростии других параметров движения объекта. В навигации используютастрономические, радиотехнические и другие методы. 2) Период, когда поместным климатическим условиям возможно судоходство.

Значение слова Навигация по словарю Ушакова:

НАВИГАЦИЯ
навигации, мн. нет, ж. (латин. navigatio). 1. судоходство, мореплавание (мор.). Мелкие реки недоступны для навигации. 2. Период времени, когда возможно судоходство. Открытие навигации. Навигация на Волге длится до 9 месяцев. 3. Искусство и наука вести судно (мор.). Школа навигации. 4. То же, что аэронавигация (нов. авиац.).

Значение слова Навигация по словарю Даля:

Навигация
ж. плаванье, мореплаванье, мореходство, судоходство. наука мореплаванья, кораблевожденье, знание определять точку, место корабля на карте и придти оттуда лучшим путем в назначенное место. Навигационный, к навигации относящийся. Навигационное время, лето, мореходная, судоходная пора.

Определение слова «Навигация» по БСЭ:

Навигация — Навигация (лат. navigatio, от navigo — плыву на судне)
1) мореплавание, судоходство. 2) Период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. 3) Основной раздел судовождения, в котором разрабатываются теоретические обоснования и практические приёмы вождения судов. (О вопросах воздушной Н. см. в ст. Навигация воздушная.)
Начало морской Н. восходит к глубокой древности. Простейшие приёмы вождения судов были известны не только древним египтянам и финикийцам, но и народам, стоявшим на более низкой ступени развития. Основы современной Н. были заложены применением магнитной стрелки для определения курса судна, относимым к 11 в., составлением карт в прямой равноугольной цилиндрической проекции (Г. Меркатор, 1569), изобретением в 19 в. механического лага. В конце 19 — начале 20 вв. успехи в развитии физики послужили основой создания электронавигационных приборов и радиотехнических средств судовождения. В России первое учебное пособие по Н. было составлено в 1703 Л. Ф. Магницким — преподавателем Школы математических и навигацких наук, основанной Петром I в 1701. Большой вклад в разработку вопросов Н. внесли русские мореплаватели и учёные: С. И. Мордвинов, Л. Эйлер, М. В. Ломоносов и др. Кругосветные плавания и научные экспедиции, совершенные русскими моряками, способствовали дальнейшему развитию науки судовождения. Создаются учебники, в которых методы Н. получают трактовку, близкую к современной. В 1806 выходит учебник П. Я. Гамалеи
«Теория и практика кораблевождения», выдержавший несколько изданий и служивший в 1-й половине 19 в. основным пособием по Н. Новый этап в развитии Н. и штурманского дела открыло изобретение радио А. С. Поповым. Большая заслуга в создании и развитии отечественной школы Н. принадлежит советским учёным: Н. Н. Матусевичу, Н. А. Сакеллари, А. П. Ющенко, К. С. Ухову и др.
Задачи современной Н.: выбор безопасного и наиболее выгодного пути судна, определение направления движения и пройденного судном расстояния в море при помощи навигационных инструментов и приборов (в том числе определение поправок показаний этих приборов). изучение и выбор наиболее удобных для судовождения картографических проекций и решение на них аналитическими и графическими способами навигационных задач. учёт влияния внешних факторов, вызывающих отклонение судна от выбранного пути. определение места судна по наземным ориентирам и навигационным искусственным спутникам и оценка точности этих определений. Ряд навигационных задач решается с использованием методов геодезии, картографии, гидрографии, океанологии и метеорологии.
Плавание судна между заданными пунктами требует расчёта и нанесения его пути на Морские навигационные карты, а также определения курса, обеспечивающего перемещение судна по намеченному пути с учётом воздействия внешних возмущающих факторов — ветра и течения. В качестве основной единицы измерения расстояний в море принята морская Миля, а направлений — градус.
Кратчайшим расстоянием между двумя данными точками на поверхности Земли, принятой за шар, является меньшая из дуг большой окружности, проходящей через эти точки (см. Ортодромия). Кроме случая следования судна по меридиану или экватору, ортодромия пересекает меридианы под разными углами. Поэтому судно, следующее по такой кривой, должно всё время изменять свой курс. Практически удобнее следовать по курсу, составляющему постоянный угол с меридианами и изображаемому на карте в проекции Меркатора прямой линией — локсодромией. Однако на больших расстояниях различие в длине ортодромии и локсодромии достигает значительной величины. Поэтому в таких случаях рассчитывают ортодромию и намечают на ней промежуточные точки, между которыми совершают плавание по локсодромии.
Графическое изображение пути судна на морской карте называется прокладкой. Во время плавания судоводитель ведёт непрерывный учёт положения судна по направлению его движения и пройденному расстоянию на основе показаний Компаса судового и лага, а также данных о течении и дрейфе судна. Метод учёта положения судна по элементам его движения называется счислением, а место судна на карте, полученное этим методом, — счислимым местом судна. Однако как бы тщательно ни велось счисление, оно всегда расходится с действительным местом судна из-за ошибок в принятых поправках показаний компаса и лага, неточностей учёта элементов течения и дрейфа, а также отклонений судна от курса под влиянием др. факторов. Поэтому во время плавания для исключения ошибок постоянно корректируют счисление посредством периодических определений места судна (обсерваций) по наземным ориентирам (т. е. навигационными способами) или небесным светилам, применяя способы мореходной астрономии. Навигационные способы основаны на измерении расстояний и направлений (или их комбинаций) до объектов, координаты которых известны, или углов между ними.
Каждое измерение даёт одну линию положения. Пересечение 2 линий положения определяет обсервованное место судна. При 3 и более линиях можно не только определить место судна, но и найти вероятные значения ошибок наблюдений. Ориентирами для навигационных определений вблизи берега служат нанесённые на карту естественные приметные места или искусственные сооружения (преимущественно средства навигационного оборудования — Маяки, знаки, створы и др.), наблюдаемые визуально или при помощи Радиолокатора, сигналы круговых или створных Радиомаяков, звуковые сигналы, а также отличительные глубины. На значительных расстояниях от берега используются импульсные, импульсно-фазовые и фазовые радионавигационные системы или секторные радиомаяки.
Повышение интенсивности движения на морских путях, увеличение размеров и скорости хода морских судов требуют совершенствования технических средств и методов Н. Одним из путей увеличения точности счисления является использование эффекта Доплера (см. Доплера эффект) в гидроакустических лагах, позволяющее измерять скорость судна относительно грунта. На подходах к портам и при плавании по стеснённым Фарватерам необходимая точность проводки судов обеспечивается применением прецизионных радионавигационных систем ближнего действия или береговыми радиолокационным станциями. Для Н. в открытом море разрабатываются глобальные радионавигационные системы, позволяющие определять место судна в любой точке. Весьма перспективна для этой цели система навигационных искусственных спутников Земли.
Развитие техники судовождения позволяет автоматизировать получение и обработку навигационной информации и выдавать данные непосредственно на систему управления для решения задачи стабилизации судна на заданной траектории. Перспективным направлением является развитие и применение на транспортных судах автономных систем инерциальной навигации.
Лит.: Ухов К. С., Навигация, Л., 1954. Щеголев Е. Я., Радиотехнические средства морского судовождения, Л., 1956. Якушенков А. А., Судовождение и связь, в кн.: Проблемы развития морского флота, Л., 1970. Ющенко А. П., Лесков М. М., Навигация, 2 изд., М., 1972.
Б. П. Хабур.

Навигация — у животных, то же, что Бионавигация.

Источник

Что такое «навигация» в инстаграм–историях: значение действий и расшифровка параметров

что значит навигация завершена. Смотреть фото что значит навигация завершена. Смотреть картинку что значит навигация завершена. Картинка про что значит навигация завершена. Фото что значит навигация завершена

В Инстаграм в статистике сторис есть интересные и очень полезный раздел «навигация», который показывает, как с контентом взаимодействует аудитория. Зная, что означает каждый параметр можно сделать выводы и принять меры по дальнейшему ведению и продвижению аккаунта.

В этой статье расскажем, что такое навигация в сторис, как расшифровывать показатели и что означают строки данных: «Назад», «Прокрутка вперед» и «Выходы». А так же затронем другие метрики из статистики.

Просмотр раздела статистики в сторис Инстаграм, приблизительно одинаков для приложений на всех устройствах т.е. IPhone и Android. Различия в интерфейсе и расположении элементов могут быть незначительными.

Что такое навигация в сторис?

Для полного понимания темы данной статьи и усвоения материала, сначала нужно разобраться с терминологией, которая применяется в Инстаграм. Понимая, что значит тот или иной термин, прочитать статистику и сделать аналитику будет намного проще.

Термин «навигация» может быть применён при просмотре истории, то есть это набор жестов и касаний, а «навигация в статистике сторис» это раздел с показателями по взаимодействиям пользователей с конкретной единицей контента.

Навигация при просмотре историй

Чтобы понимать, что показывает статистика сторис, нужно самому уметь возвращать просмотренную историю назад, ставить на паузу или перелистывать сразу все сторис пользователя целиком. Только тогда показатели в статистике будут понятны при чтении.

Доступные действия при просмотре историй

Запомните эти пять жестов для просмотра чужих историй, также эти знания пригодятся для понимания статистики собственных историй.

Что означает «Навигация» в статистике историй

Навигация в статистике сторис – это раздел, где можно увидеть, как пользователи просматривают ваши истории.

Если вы запомнили и знаете все жесты и движения при просмотре сторис, значит понять раздел «навигация» в статистике будет тоже просто.

В статистике вы увидите: сколько раз возвращали историю назад для повторного просмотра, количество переключений ваших сторис на сторис следующего пользователя и выходы из режима просмотра историй.

Далее мы более подробно рассмотрим все показатели из статистики Инстаграм и дадим по ним расшифровку.

Где находятся данные по навигации

Посмотреть статистику историй можно двумя разными способами: через просмотр сторис и в разделе «статистика» в главном меню профиля.

Для изучения данных по навигации через просмотр сторис нужно:

Этот раздел показывает статистику действий по каждой истории, у которой еще не закончился срок публикации (до 24 часов).

Листайте влево и вправо, если историй несколько, для просмотра данных по навигации для каждой части сторис.

Для тех историй, у которых срок публикации уже истёк, но ещё не прошло 30 дней, статистику нужно смотреть в разделе главного меню.

На странице со статистикой можно настроить за какой период показывать данные и какие показатели действий отобразить.

Расшифровка данных из статистики по историям

Чтобы грамотно проанализировать статистику и сделать правильные выводы, нужно уметь расшифровывать данные и знать, что может означать каждый параметр. Только после этого начинать изучать действия пользователей по представленным значениям.

После того как вы перешили в статистику истории в самой сторис т.е. кликнули по количеству просмотревших, вам станет доступны для чтения показатели.

Взаимодействия

Этот раздел покажет, сколько людей перешли на страницу профиля для изучения информации или подписки, а так же количество ответов – быстрые реакции на сторис

Метрика будет полезна с случае если в истории есть призыв почитать информацию в описании профиля, перейти по ссылке, а так же если нужно получить ответ на историю.

Источники и взаимодействия

Это раздел поможет понять сколько людей увидели историю. Откуда они приходят, как взаимодействуют с контентом и профилем.

Метрика будет полезна в случает размещения рекламы в сторис.

Показы

Показы в Инстаграм – этот показатель обозначает количество людей посмотревших ваши фото и видео, в отличии от охвата, показом может считаться и повторный просмотр истории одним пользователем, в том числе и ваш собственный.

Подписки

Количество людей ставшими подписчиками после просмотра опубликованной истории. Метрика актуальна, когда сторис размещается с целью привлечения подписчиков и тестирования призыва к действию. Например: проведения конкурса с розыгрышем ценных призов.

Навигация

В этом разделе показаны все действия пользователей при просмотре ваших историй.

Назад – покажет сколько раз при просмотре истории было выполнен возврат сторис от текущей к предыдущей.

Толковать данный показатель можно по разному, либо пользователь захотел посмотреть историю еще раз или не успел поставить на паузу и прочитать текст, либо ему действительно понадобилось повторить просмотр сторис, которая шла перед текущей.

Прокрутка вперёд – даёт понимание просмотрена ли была сторис до конца или же пользователю стало не интересно и он пролистал её, чтобы перейти к следующему сюжету истории.

Анализ данного показателя так же зависит от цели опубликованного видео или фото. Так, например при размещении сторис по типу «Найди отличия», «ДО–ПОСЛЕ», «А или Б» подписчик может листать истории вперёд и назад до тех пор, пока не разгадает весь смысл.

Переходы к следующей истории – показатель того что пользователь перешел от просмотра вашего контента к сторис другого пользователя следующего за вами.

Выходы – показывает сколько раз пользователи заканчивали сеанс просмотра историй на вашем фото или видео. Аналитика этих цифр также зависит от целей публикуемого контента.

Расширенные статистические данные сторис

Изучать статистику историй, которые были опубликованы за последние 30 дней, нужно в разделе общей статистике аккаунта. Как найти и открыть этот раздел написано выше, поэтому повторять не будем, а сразу перейдем к расшифровке данных.

В расширенной статистике так же присутствуют метрики по навигации в сторис, которые были уже упомянуты, опишем только те, которые ещё не затрагивали.

Для перехода от одной метрики к другой нужно открывать выпадающий список и выбирать его касанием.

Охваты – первое и самое популярное значение «охваты», обозначает сколько людей посмотрели вашу сторис. Охватом считается просмотр истории уникальным пользователем, даже если человек посмотрел сторис 10 раз, охватом будет считаться 1 (единица).

Т.е. если в истории есть призыв к действию «Позвонить» или «Приходите к нам в магазин», то в статистике вы можете оценить, насколько эффективно отработала данная история. Настраиваются кнопки связи по пути: Редактирование профиля–Способы связи.

что значит навигация завершена. Смотреть фото что значит навигация завершена. Смотреть картинку что значит навигация завершена. Картинка про что значит навигация завершена. Фото что значит навигация завершена Кнопки контактов в профиле Инстаграм

Клики по ссылке – если в историю была добавлена ссылка, то данный параметр покажет количество переходов по ней. Функция доступна для аккаунтов с количеством подписчиков от 10000.

Ответы – показатель вовлеченности целевой аудитории. По этой метрике можно оценить её степень. Ответы и реакции на сторис приходят в директ.

Репосты – метрика покажет, насколько часто люди делятся контентом с друзьями, отправляя историю личным сообщением в директ. Показатель этого действия полезен при оценке полезности контента.

Нажатие на адрес сайта – если в профиле указана ссылка на сайт, то метрика покажет, сколько людей перешли по ней.

Взаимодействия с историей – общий показатель вовлеченности пользователей в ваш контент. Сюда входят все вышеописанные метрики: ответы, репосты, навигация и другие. Чем выше этот показатель тем интереснее ваши сторис людям.

Если у вас есть только страница в Инстаграм, но нет своего сайта, создать его можно при помощи специального сервиса – мультиссылка. На таком сайте можно разместить более подробную информацию о себе и своих услугах.

что значит навигация завершена. Смотреть фото что значит навигация завершена. Смотреть картинку что значит навигация завершена. Картинка про что значит навигация завершена. Фото что значит навигация завершена

Один из лучших сервисов для создания минисайта для своего Инстаграм Taplink. Удобный и понятный интерфейс позволяет за пару часов создать привлекательный сайт с контактами и описание вашей деятельности.

Сервисы сбора статистики Инстаграм

Сбор статистики и аналитика Инстаграм играет ключевую роль при развитии аккаунта и построении бизнеса в социальной сети.

Поэтому для более глубокого анализа и принятия правильных решений, стандартной статистики в приложении Инстаграм недостаточно, тем более что данные для анализа доступны только за 30 последних дней.

Решением в данной ситуации является подключение и использование автоматизированных онлайн сервисов, которые собирают, агригируют и предоставляют статистические данные по сторис в удобном виде и за весь период использования сервиса.

Подробнее о каждом сервисе можно узнать в подборке сервисов для аналитики Инстаграм.

Почему недоступна статистика в Инстаграм

Иногда встречаются случаи, когда статистика по сторис не доступна или отображается некорректно. За время нашей работы были выявлены основные причины.

Если в аккаунте нет охватов, возможно профиль ни кто не просматривает и вы ошиблись со стратегией продвижения. Устраните все причины описанные выше и если это не помогло напишите в службу поддержки.

Источник

Значение слова навигация

Словарь Ушакова

навиг а ция, навигации, мн. нет, жен. (лат. navigatio).

1. Судоходство, мореплавание (мор.). Мелкие реки недоступны для навигации.

2. Период времени, когда возможно судоходство. Открытие навигации. Навигация на Волге длится до 9 месяцев.

3. Искусство и наука вести судно (мор.). Школа навигации.

4. То же, что аэронавигация (неол. авиац.).

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

2) время года, в течение которого река или морской порт доступны для судоходства (навигационный период).

Военно-морской Словарь

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

1) Судоходство, мореплавание;

2) период времени, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство;

3) наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных и космических аппаратов.

лат. navigatio «судоходство, мореплавание». Заимств. из польск. navigacja в том же знач. (Фасм., III, 34).

Употребляется с Петровской эпохи. Впервые фиксируется в Сл.Кург. (402) в значений «кораблеплавание». Ср.: БАС, VII, 71.

Термин навигация уже в ХVIII в. начинает употребляться в значении, еще не фиксируемом словарям – «раздел науки кораблестроения, изучающей методы вождения судов», напр.: «В математическом классе содержится математика частная и прикладная; до первой надлежит геометрия и аналисис, до второй – механика и астрономия с географией и навигацией» (Ломоносов, Проект переустр. Академии, Х, 89). Приводится в Сл.Сокол.(I, 1490). В первой трети XIX в. словом навигация стали обозначать и сам «период времени, когда по климатическим условиям возможно судоходство» (Сл.Ушак., I, 313). Во второй половине ХХ в. термин навигация стал употребляться в аэронавтике и космонавтике (СИС 1979, 327- 328).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Судоходство, мореплавание, а также время года, когда они возможны.

2. Наука о вождении судов или летательных аппаратов.

* Учебник по навигации. *

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: кораблевождение, передвижение, судоходство, мореплавание

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

НАВИГАЦИЯ, и, ж.

1. Наука о вождении судов и летательных аппаратов. Школа навигации. Воздушная н. Межпланетная (космическая) н.

2. Время, в течение к-рого возможно судоходство, а также само судоходство. Начало, конец навигации. Н. открыта.

| прил. навигационный, ая, ое. Навигационные приборы. Н. период. Навигационные сигналы.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

— отдел кораблевождения (см.), заключающий изложение способов определения места корабля на море, пользуясь компасом и лагом (см.). Определить место корабля на море, значить нанести на карту ту точку, в которой корабль в данный момент находится. Пользование для этой цели компасом может быть двоякое: 1) при плавании в виду берегов, заметив по компасу направления на два предмета, напр. маяка, показанных на карте, и проложив их на ней, получают место корабля. Направление, по которому предмет усматривается с корабля, называется пеленгом этого предмета, и вышеуказанный способ — определением места по пеленгам. 2) По компасу замечают направление, по которому корабль идет, называемое курсом корабля, а по лагу определяют или скорость хода, или же пройденное расстояние от исходной точки; отложив от этой точки на карте по замеченному курсу переплытое расстояние в масштабе карты, получают на ней ту точку, в которую корабль пришел. По известному курсу, переплытому расстоянию и широте и долготе исходной точки можно определить вычислением широту и долготу той, куда корабль пришел. Такой расчет называется счислением, графические же приемы определения места — прокладкой. Для морских карт употребляется исключительно меркаторская проекция по следующей причине: исправив, как будет указано ниже, показания компаса, получают угол между меридианом и направлением пути корабля — этот угол называется истинным курсом корабля. Когда корабль идет тем же истинным курсом, то он описывает на поверхности земного шара кривую, пересекающую все меридианы под одним и тем же углом. Такая кривая называется локсодромией, а так как постоянно приходится наносить на карту путь корабля, то и принята такая система проекции, где локсодромия изображается прямой линией. Такое условие требует, чтобы все меридианы изображались параллельными между собой прямыми. Первоначально сеть морских карт составлялась так: вообразив описанный около земного шара цилиндр, касающий его по экватору, продолжают плоскости всех меридианов до пересечения с этим цилиндром, развернув который на плоскость получают на ней систему равноотстоящих параллельных прямых, изображающих меридианы, и прямую к ним перпендикулярную, изображающую экватор. Чтобы изобразить параллели — на старинных картах проводили прямые, параллельные экватору в таком же расстоянии одна от другой как и на шаре, спрямляя дугу меридиана между экватором и наносимой параллелью. Карты, построенные по такой проекции, употреблялись до 1600-х годов и назывались плоскими. В 1568 г. Герард Меркатор издал карту, на которой расстояния между параллелями шли увеличиваясь по мере удаления от экватора, меридианы же изображались системой равноотстоящих параллельных прямых, но он не дал никаких объяснений этой системы проекции. В 1590 г. англичанин Эдвард Райт (Edward Wright) в сочинении: «Certain errors in navigation detected and corrected» объяснил, что употребление плоских карт ведет к ошибочному определению места и что для составления сети морских карт с системой меридианов, изображаемых параллельными прямыми, надо для нанесения параллели не спрямлять дугу меридиана между ней и экватором, а рассчитывать это расстояние особым способом. Сущность его соображений состоит в следующем. Пусть abсd (черт. 1) есть весьма малый прямоугольник, начерченный на поверхности шара и ограниченный дугами ab и cd двух смежных параллелей и дугами ас и bd двух смежных меридианов.

На плоской карте (черт. 2) этот прямоугольник изобразится прямоугольником a 1 c 1 b 1 d 1, который не будет подобен abсd, ибо стороны ас = bd = a 1 c 1 = b 1 d 1, сторона же a 1 b 1 = ef дуге экватора между теми же меридианами, значит изображение получается растянутым по параллели, и угол d 1 a 1 c 1 будет больше угла dac, значит — проложив на такой карте линию a1d’ под углом равным dac, считали бы себя в точке d’ а не в d 1 и сделали бы в долготе ошибку d 1 d’.

eQ 1— ek 1‘ + k 1k 2‘ + k 2k 3‘ +. + kn -1b 2 = h (Sec0 + Sec( ech ) + Sec( ec 2 h ) +. + Sec(φ — h ) = φ / n (Sec0 + Sec(φ / n ) + Sec(2 φ / n ) +. + Sec([( n — 1) φ ]/ n ).

Можно приближенно брать h— 1′, тогда

M (φ) = 1′[Sec0° + Sec1′ + Sec2′ +. + Sec(φ — 1)’].

Эта величина M (φ), показывающая выраженное в минутах экватора расстояние по меридиану карты от экватора до параллели широты φ, называется меридиональными частями этой широты. Для вычисления меридиональных частей служит точная формула

которая получается, предполагая n бесконечным и взяв предел соответствующей суммы. Чтобы выразить М (φ) в минутах экватора, а не в долях радиуса, предыдущую величину надо умножить на 10800/π или же умножить обыкновенный Log tg(π /4+ φ/2) на число 7915,70. Чтобы избавить от этого вычисления, составлены таблицы меридиональных частей для всех широт от 0 до 90° через каждую минуту. Карты, составленные по такой системе проекций, и называются меркаторскими. На море все расстояния измеряются морскими или итальянскими милями; длина мили равна длине одной минуты экватора = 6080 фт. В Н. сжатием земли пренебрегается, так что считают ее за шар и длину меридиана — равной длине экватора. Из самого способа составления меркаторской карты видно, что масштаб ее в разных широтах различный, поэтому, чтобы на карте всегда иметь и масштаб и удобно было бы измерять число миль расстояний, разбивают боковую рамку карты между проведенными параллелями через 1′, т. е. итальянскую милю, или же на более крупные части, если масштаб слишком мелок, верхняя же нижняя рамка разбивается также через 1′: эти деления равны одной миле на экваторе, или одной минуте: по долготе на данной параллели. Компас на корабле не дает истинного курса, и показания его требуют поправок: 1) от действия судового железа стрелка компаса отклоняется от магнитного меридиана на некоторый угол, зависящий от курса и называемый девиацией (см.). Этот угол считается от северной части магнитного меридиана до направления северной части компасной стрелки, или, как говорят, северной части компасного меридиана к В (О) или З (W), сообразно чему и девиация называется Остовой или Вестовой. 2) Магнитный меридиан не совпадает с географическим, а составляет с ним угол, называемый склонением, которое считается от северной части географического меридиана до северной части магнитного к О или к W. 3) Когда корабль идет под парусами бейдевинд, т. е. когда его курс составляет острый угол с направлением ветра, то направление перемещения корабля не совпадает с направлением его диаметральной плоскости, т. е. с показанием компаса, а уклоняется под ветер и составляет с диаметральной плоскостью угол, называемый дрейфом. При ходе под парами или под парусами, но не бейдевинд, дрейфа не бывает. Получение по замеченному показанию компаса истинного курса корабля или истинного пеленга предмета называется исправлением румбов и по простоте своей достаточно выясняется на одном примере: пусть при ветре компасный курс корабля SSO, дрейф 1 /2 румба, девиация на этом курсе 15° Ost, склонение компаса 5° W. Найти истинный курс корабля.

Пусть линия AN (черт. 3) представляет истинный меридиан; отложив влево 5°, получают магнитный меридиан AN1, отложив от которого вправо 15° получают компасный меридиан AN2; отложив от AN2 10 румбов (112 1 /2 °) или от AS2 6 румбов (67 1 /2 °), получают направление линии AD1, по которой корабль правят, идет же он по линии AD, отклоненной от AD1 на 1 /2 румба (5 1 /2 °) вправо, так как ветер дует слева. Истинный курс корабля есть угол

NAD = 112 1 /2° + 15° — 5° + 5 1 /2° = 128° = SO 52°.

Подставляя сюда величины Аb 1, с 1b1 и проч., определенные из треугольников Аb 1 с 1, и проч., имеем:

(1). AD = Δ φ 0 = ADCosk = lCosk

Если AB выражено в милях, то Δ φ 0 получится тоже в милях, а так как морская миля равна 1′, то Δ φ 0 и представит разность широт точек А и В в минутах. Разность долгот Δ λ 0 точек А и В есть дуга экватора EF, заключенная между меридианами этих точек. Так как AB разделено на равные части, то и

Также разность долгот точек с 1 и с 2 равна

где M(φ 1) и М( φ 0) суть меридиональные части, соответствующие широтам φ 1 и φ 0; разность их M(φ 1) — M(φ 0) называется меридиональной разностью широт. Вместо этой точной формулы разности долгот (2) берут для плаваний меньших 200 — 300 миль другую приближенную — именно сумму:

заменяют такой суммой:

(3). Δ λ 0 = ABSinkSec[(φ 0 + φ 1)/2] = lSinkSec[(φ 0 + φ 1)/2]

Величина АВSink называется отшествием, само же АB — плаванием; таким образом получаем следующиe три основные формулы счисления:

I. разность широт = плавание.Cos (курса).

II. отшествие = плавание.Sin (курса).

III. разность долгот = отшествие. Sec (средней шир.) = (мерид. разн. шир.).tg (курса), причем все эти величины получаются в минутах, когда плавание выражено в морских милях. При вычислении разности широт и разности долгот и отшествия надо обращать внимание на наименование курса, т. е. разность широт будет к N, если курс NО или NW четверти, и к S при курсах SO и SW четвертей, разность же долгот и отшествие будут к О при курсах NО и SO четверти и к W при курсах NW и SW четвертей. Для вычисления разности широт и отшествия по данному плаванию и курсу составлены таблицы, где по аргументам плавание и курс прямо находят соответ. разность широт и отшествие. Вычислив по форм. I, II и III разность широт и разность долгот и зная широту и долготу отшедшего пункта А, сейчас же находим и широту и долготу пришедшего пункта В. Если корабль менял свой курс, так, что его истинные курсы были напр. k1, k2. ki и плавания им соответствующие l1, l2. li, то не вычисляют координат промежуточных точек, т. е. где корабль менял свой курс, а прямо координат пришедшего пункта. Это вычисление выполняется так: по данным l1, k1; l2, k2;. li, ki, находят соответствующие этим плаваниям и курсам частные разности широт и отшествия. Взяв затeм сумму всех разностей широт к N и сумму всех разностей широт к S, вычитают из большей суммы меньшую и получают так наз. генеральную разность широт, приписывая ей наименование большей из вышеупомянутых сумм. Это и будет разность широт φ 1 — φ 0 пришедшего и отшедшего пунктов, вычислив ее и зная φ 0, находят и φ 1. Совершенно также взяв суммы всех частных отшествий к О и к W и вычтя из большей суммы меньшую, получают так наз. генеральное отшествие, которому приписывают наименование большей из этих двух сумм. По этому генеральному отшествию и средней широте по форм. III вычисляют так наз. генеральную разность долгот, присоединив которую к долготе λ 0 отшедшего пункта, получают долготу λ 1 — пришедшего. Разность долгот может быть вычислена и иначе: по генеральной разности широт и генеральному отшествию вычисляют так наз. генеральный курс и генеральное плавание, т. е. такой курс и такое плавание, которым соответствовали разность широт и отшествие, равные вышеупомянутым генеральной разности широт и генеральному отшествию; это будет тот курс, который прямо ведет из отшедшего пункта в пришедший, а плавание, ему соответствующее, равно расстоянию этих пунктов по локсодромии. Пусть R есть генеральная разность широт, P — генеральное отшествие, К — генеральный курс и L — генеральное плавание, то из форм. I и II и сделанного определения видно, что:

tgК = P/R и L = R/CosK — = — P/SinK.

Δ λ 0 = [M(φ 1) — M(φ 0)]tgK

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *