что значит не горяч ни холоден по библии

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Откр. 3:15

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 15-16 Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден

Свт. Кесарий Арелатский

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч

Проповеди.

Сщмч. Викторин Петавийский

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ст. 15-16 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих

Надобно, чтобы я был чем-нибудь определенным, а не тем, что называется хаосом, смесью, брожением, в котором все кое-как перемешано и бродит в беспорядке. Чего ожидать доброго от человека, который душею своею представляет беспорядочную смесь доброго с худым, который делает частию добро, но не прочь и от зла. Это состояние опасное: оно означает нравственное бессилие, расслабление. Лучше в этом отношении человек с крайностями: либо холодный, либо горячий. Тут, по крайней мере, есть что-то определенное, чему можно дать определенное место: или – вечный тартар, или – Царство Небесное. Господь говорит о человеке ни холодном, ни горячем: извергну тебя из уст Моих. Люди представляются как бы заключенными в Боге, Который одних вмещает в Себя, а других извергает из Себя. Праведники действительно некогда будут жить в Боге и с Богом: этим объясняется та неизъяснимо высокая степень блаженства, какую будет иметь каждый праведник, хотя бы она и была у некоторых, сравнительно с величайшими праведниками, – низка. И теперь мы некоторым образом живем в Боге: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин. 4:16). Впрочем, это относится к людям добродетельным. Но так как весь видимый мир есть дело Божие и Бог всюду находится в мире – в Своих делах и промышлении, то на этом основании можно сказать, что все люди находятся в Боге. Посечение бесплодных смоковниц – людей, не приносящих плодов добродетели, есть то изблевание из Себя, о котором говорил Бог в Апокалипсисе.

Дневник. Том I. 1856.

Примасий

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч

Комментарий на Откровение.

Экумений

Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П.

Ст. 15-17 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг

Толковая Библия.

Источник

Что означают слова: как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих?

Откр.3:14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: 15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. 17 Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. 21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. 22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Этот символ Бог использует, чтобы показать Свое неприятие формализма и духовной лени Лаодикии. Он говорит, что христиане должны быть носителями живой воды, т.е. святости, спасительного откровения о Божьей любви (Иоан.7:37-38). Это откровение должно быть столь определенным, чтобы устранить всякое сомнение:

С Лаодикией по-другому: «ее вода теплая», она не утоляет жажду человеческого сердца. Члены этой церкви не имеют глубоких духовных опытов, их вера поверхностна и зачастую ограничивается теоретическим знанием о Боге и Его Слове. Как результат, их вера не проявляется во всех аспектах их жизни, не приводит к полной трансформации их действий и образа мыслей.

Источник

Толкование на Откровение 3:15

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Откровение 3:15 / Откр 3:15

Андрей Кесарийский (ок. VII в.)

Ст. 15−16 Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден

И Григорий Богослов говорит: следует в определенной мере гореть, а также и быть холодным. И подлинно холодный, т. е. не испытавший горячей веры, всегда имеет надежду получить ее; согретый же ею через крещение и впоследствии по лености охладевший, отвергаясь прежде избранной веры, теряет надежду на спасение. Как нельзя отвергать средины в делах, — посему и брак, представляющий средину между девством и блудодеянием, принимается, так, напротив, средина в вере не имеет цены.

Кесарий Арелатский (470−543)

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч

И потому, как я выше советовал, давайте остерегаться не только уголовных преступлений, но давайте также отвергнем низменное равнодушие, словно отраву дьявола. Ведь есть некоторые, кто после исполнения религиозных обязанностей расслабляются в чрезмерном равнодушии, ибо кажется, что они ушли из мира. И исполняется на них то суждение Господа, в котором говорится: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, то извергну тебя из уст Моих. Что же значит, что Он сказал: о, если бы ты был холоден, или горяч? Это значит: для тебя было бы лучше остаться холодным в миру, или быть горячим в монастыре. Нынче же — поскольку ты и из мира удалился и, однако, не пожелал удержать душевный жар в результате равнодушия, став теплым, — ты будешь извергнут из уст Господа, и едва ли еще раз Он примет тебя. И потому, братья возлюбленные, с Божьей помощью обратитесь внимательно к божественному Писанию, в котором говорится: Больше всего хранимого храни сердце твое (Притч 4:23). Ведь следует радоваться о монахе, который, уйдя в монастырь, в кротости и смирении желает осуществлять на деле милость, послушание и терпение.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Ст. 15−16 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих

Надобно, чтобы я был чем-нибудь определенным, а не тем, что называется хаосом, смесью, брожением, в котором все кое-как перемешано и бродит в беспорядке. Чего ожидать доброго от человека, который душею своею представляет беспорядочную смесь доброго с худым, который делает частию добро, но не прочь и от зла. Это состояние опасное: оно означает нравственное бессилие, расслабление. Лучше в этом отношении человек с крайностями: либо холодный, либо горячий. Тут, по крайней мере, есть что-то определенное, чему можно дать определенное место: или — вечный тартар, или — Царство Небесное. Господь говорит о человеке ни холодном, ни горячем: извергну тебя из уст Моих. Люди представляются как бы заключенными в Боге, Который одних вмещает в Себя, а других извергает из Себя. Праведники действительно некогда будут жить в Боге и с Богом: этим объясняется та неизъяснимо высокая степень блаженства, какую будет иметь каждый праведник, хотя бы она и была у некоторых, сравнительно с величайшими праведниками, — низка. И теперь мы некоторым образом живем в Боге: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин. 4:16). Впрочем, это относится к людям добродетельным. Но так как весь видимый мир есть дело Божие и Бог всюду находится в мире — в Своих делах и промышлении, то на этом основании можно сказать, что все люди находятся в Боге. Посечение бесплодных смоковниц — людей, не приносящих плодов добродетели, есть то изблевание из Себя, о котором говорил Бог в Апокалипсисе.

Источник: Дневник. Том I. 1856.

Примасий

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч

Здесь можно узнать кое-кого из знатных людей века сего, о которых Он сказал, что они не холодны и не горячи, но скорее теплы, ибо, хотя вращаются они среди столь великого богатства, но в делах благочестия оказываются бесплодными и не восходят они к благим делам через созерцание несчастий. Поэтому сказано, что они и не холодны, то есть не бедны, и не горячи, ибо изобилуют они богатством, но, используя его тепло, цепенеют и, не уделяя его ближним своим, по справедливости порицаются, как не имеющие огня добрых дел. Эти слова могут также обозначать людей, у которых дома лежат Писания, а за дверями дома — непонятно, христиане ли они, и, набравшись самоуверенности из книг, пустыми от дел обретаются. Теперь пусть купят себе золото, о котором Он сказал: примите мудрость, как золото, и знание, как серебро отборной, и если смогут они, как бы просвещенные светом мудрости, почерпнуть что-нибудь из источников божественных Писаний, то тем самым одни окажутся воспламененными жаждой творить дела благочестия от изобилия имущества своего, а другие воспитаются духовно знанием Писаний.

Источник: Комментарий на Откровение.

Экумений († X в.)

Сказано: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. Горячий — тот, кто пламенеет Духом; так апостол говорит: духом пламенейте (Рим 12:11). А холоден тот, кто лишился Святого Духа, Его воздействия и посещения. Но ты тепел, — гласит далее. Теплым он называет того, кто, сподобившись причастия Духа Святого через крещение, угасил [огонь] благодати из-за нерадения и заботы о краткосрочном. Духа не угашайте (1 Фес 5:19) — таково Божественное повеление.

О, если бы ты был холоден, или горяч! но ты тепел. Он хочет сказать: О, если бы ты был горяч, будучи воспламенен воздействием Духа, или насквозь холоден и совершенно лишен причастия благодати Духа, и не крещен, и не тепел! Ибо тот, кто имеет умозримый огонь Духа, усовершается до зрелости, и у него чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евр 5:14); он — духовный. Разумеется, того, кто еще не принял благодать Духа, но питает надежду когда-нибудь спастись, нельзя причислять к безнадежным. Но тот, кто тепел, подлежит смерти и может утратить [благодать] крещения и пламени [Духа].

Источник: Комментарий на Откровение.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 15−17 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг

В обращении к Лаодикийцу одно порицание и никакой похвалы. Ты ни холоден, ни горяч — так начинается порицание. Слова «ты не холоден» означают того, кто хотя принадлежит к обществу христиан, но совершенно не причастен божественной благодати. Дальнейшие слова: «ты и не горяч» показывают, что этот нехолодный христианин — христианин не истинный, что в нем многого не достает до совершенства христианского звания. Тепловатый — не истинный христианин, ни закоренелый язычник, ни явный грешник; он равнодушен к православному учению и к нечестивым ересям. Тепловатый находится в состоянии забывчивости, самообольщения, духовного сна и потому не видит и не чувствует опасности своего положения. В своем самообольщении и беспечности тепловатый зашел так далеко, что утверждает, что он богат и ни в чем не имеет нужды. Но он богат только в смысле мира сего; на самом же деле он несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Он решительно не имеет ничего доброго, что прикрыло бы его грешную душу пред очами Божиими.

Источник

Православная Жизнь

«Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч» Откр. 3:15

что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть фото что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть картинку что значит не горяч ни холоден по библии. Картинка про что значит не горяч ни холоден по библии. Фото что значит не горяч ни холоден по библии

Как эту фразу понимают наши современники?

что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть фото что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть картинку что значит не горяч ни холоден по библии. Картинка про что значит не горяч ни холоден по библии. Фото что значит не горяч ни холоден по библии

Дмитрий Кузнецов, 39 лет, сотрудник компании Bauer:

— Если холодным можно назвать того, кто ничего о Христе не знает и знать сегодня не хочет, то теплый это человек, который о Христе знает, но в движении к Нему остановился.
И если так, то действительно – лучше быть холодным. У холодного есть возможность осознать, что он холоден. Но тёплый – сам себе кажется горячим, особенно по сравнению с теми, кто пока холоден.
Тёплый пребывает в иллюзии, обманывает сам себя, и он – единственная жертва этого обмана.

что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть фото что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть картинку что значит не горяч ни холоден по библии. Картинка про что значит не горяч ни холоден по библии. Фото что значит не горяч ни холоден по библии
Марина Горная, 28 лет, инженер:

что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть фото что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть картинку что значит не горяч ни холоден по библии. Картинка про что значит не горяч ни холоден по библии. Фото что значит не горяч ни холоден по библии
Александр Вознесенский, 34 года, фотограф:

что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть фото что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть картинку что значит не горяч ни холоден по библии. Картинка про что значит не горяч ни холоден по библии. Фото что значит не горяч ни холоден по библии
Дмитрий Авсинеев, 42 года, частный предприниматель:

что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть фото что значит не горяч ни холоден по библии. Смотреть картинку что значит не горяч ни холоден по библии. Картинка про что значит не горяч ни холоден по библии. Фото что значит не горяч ни холоден по библии
Владислав Козачок, 30 лет, пономарь:

Толкование Церкви

Свт. Андрей Кесарийский:

Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден.

Источник

Теплохладность

Теплохла́дность – 1) духов­ное рав­но­ду­шие, пас­сив­ность в рели­ги­озно-нрав­ствен­ном отно­ше­нии; 2) рав­но­душ­ное отно­ше­ние к испол­не­нию Запо­ве­дей Божиих при внеш­ней цер­ков­но­сти; духов­ная рас­слаб­лен­ность.

Про­ти­во­по­лож­но­стью теп­лохлад­но­сти явля­ется рев­ность.

Почему теп­лохлад­ное состо­я­ние опас­нее про­хлад­ного?

Несмотря на то, что поня­тие «теп­лохлад­ность», при поверх­ност­ном вос­при­я­тии, кажется более близ­ким к поня­тию «пла­мен­ность» («горе­ние духом»), чем поня­тие «холод­ность», в дей­стви­тель­но­сти «теп­лохлад­ность» под­ле­жит боль­шему осуж­де­нию ( Откр.3:15-16 ).

Холод­ность в отно­ше­нии Бога бывает вызвана общим состо­я­нием гре­хов­но­сти, неве­рием, или недо­ста­точ­но­стью знаний о Боге как о Благом Творце, Все­дер­жи­теле и Спа­си­теле мира (см.: Знание).

Теп­лохлад­ность же под­ра­зу­ме­вает нали­чие веры, нали­чие знаний о Боге и Его нрав­ствен­ных тре­бо­ва­ниях, и при этом их игно­ри­ро­ва­ние, по рав­но­ду­шию и духов­ной рас­слаб­лен­но­сти.

Как пра­вило, холод­ное отно­ше­ние чело­века к Богу по при­чине неве­рия меня­ется к луч­шему по мере при­об­ще­ния к вере, под­ра­зу­ме­ва­ю­щего про­све­ще­ние, уча­стие в бого­слу­же­ниях, Таин­ствах, в делах Церкви вообще. Рав­но­ду­шие же чело­века, уже при­об­щён­ного к жизни Церкви, однако холод­ного в отно­ше­нии веры, имеет другую основу.

В первом вари­анте холод­ность обу­слов­лена незна­нием, неуме­нием, отсут­ствием духов­ного опыта, незна­ком­ством с радо­стью бого­об­ще­ния. В этой ситу­а­ции рав­но­ду­шие к рели­ги­оз­ной жизни явля­ется логи­че­ским след­ствием неве­рия. Это след­ствие устра­ня­ется через веру.

Во втором вари­анте рав­но­ду­шие высту­пает не столько след­ствием, сколько само­при­чи­ной, и явля­ется основ­ным внут­рен­ним фак­то­ром невни­ма­ния к духов­ной жизни. Соб­ственно, такое состо­я­ние души и назы­ва­ется теп­лохлад­но­стью.

Раз­ница между холод­но­стью и теп­лохлад­но­стью будет более оче­вид­ной, если при­бег­нуть к пояс­ни­тель­ной ана­ло­гии.

В первом случае чело­век подо­бен боль­ному, кото­рый не лечится не потому, что в прин­ципе не желает лечиться, а потому, что не знает о своей болезни.

Во втором случае чело­век бывает подо­бен боль­ному, кото­рый хотя и знает, что тяжело болен, однако же рав­но­ду­шен и к лекарю, и к лекар­ству. Настро­ить такого чело­века на лече­ние бывает куда более затруд­ни­тельно, чем того, кто не лечится по неве­де­нию.

Уже только поэтому теп­лохлад­ность заслу­жи­вает пори­ца­ния. Если же чело­век с таким внут­рен­ним настроем мас­ки­ру­ется внеш­ним бла­го­че­стием (демон­стра­тив­ным моле­нием, показ­ными покло­нами, теат­раль­ным сми­ре­нием и т. д.), тогда это гре­хов­ное состо­я­ние усу­губ­ля­ется лице­ме­рием.

Вот почему Сам Гос­подь предо­сте­ре­гает от теп­лохлад­но­сти в столь резких, обли­чи­тель­ных, угро­жа­ю­щих тонах: «знаю твои дела; ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 )

Теп­лохлад­ность – это «сто­я­ние между добром и злом, между жизнью без­бож­ного мира и жизнью в истин­ной вере, между свя­то­стью и грехом, между Хри­стом и сата­ною».
Феофан Затвор­ник, свт.

«Кто не торо­пится сде­лать добро, тот его не сде­лает. Добро тре­бует горяч­но­сти, теп­лохлад­ные не сотво­рят добра». Иоанн Шахов­ской, архиеп.

«Теп­лохлад­ность в духов­ной жизни невоз­можна».
Андрей Лоргус, свя­щен­ник

Мы живем в период Лаоди­кий­ской церкви, о кото­рой Бог гово­рит так: «знаю твои дела; ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). Сла­вян­ский текст еще силь­ней выра­жает отвра­ще­ние Гос­пода к их духов­ному состо­я­нию: там ска­зано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Кажется, только в одном еще месте Писа­ния («бысте ми в сытость», Ис.1 ) столь откро­вен­ным антро­по­мор­физ­мом обли­чает Бог нрав­ствен­ную порчу веру­ю­щих. Поэтому каж­дому из нас нужно пом­нить сле­ду­ю­щую фразу Апо­ка­лип­сиса: «Ибо ты гово­ришь: «я богат, раз­бо­га­тел и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несча­стен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:17 ).

«…Люди посто­янно тщатся соче­тать небо и ад. Они счи­тают, что на самом деле нет неиз­беж­ного выбора и, если хватит ума, тер­пе­ния, а глав­ное – вре­мени, можно как-то сов­ме­стить и то, и это, при­ла­дить их друг к другу».
Клайв Льюис

Вспо­ми­на­ется слово Апо­ка­лип­сиса: Ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:15-16 ). Теп­лохлад­ность, неопре­де­лен­ность – явле­ние печаль­ное. Сын Божий, Иисус Хри­стос… не был «да» и «нет», но в Нем было «да» ( 2Кор.1:19 ). Огонь, – огонь пла­мен­ной веры и ярких опре­де­лен­ных убеж­де­ний, пришел Я низ­ве­сти на землю, и как желал бы, чтобы он уже воз­го­релся! ( Лк.12:49 ).
свя­щен­но­му­че­ник Ила­рион (Тро­иц­кий)

Теп­лохлад­ность в вере – малая рев­ность (или полное отсут­ствие ее) к бого­об­ще­нию и духов­ной жизни во всех ее про­яв­ле­ниях. О таких людях в Откро­ве­нии свя­того апо­стола Иоанна Бого­слова ска­зано: «… знаю твои дела; ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). И дей­стви­тельно, чело­век, рав­но­душ­ный к вере или даже атеист, под вли­я­нием жиз­нен­ных обсто­я­тельств и бла­го­дати Божией, может пока­яться и ради­кально изме­ниться. Теп­лохлад­ный же будет духовно тлеть всю свою жизнь и вряд ли когда при­ло­жится к Богу всем серд­цем.
Если у чело­века нет любви к молитве, к храму, к уча­стию в цер­ков­ных таин­ствах, то это явный при­знак отсут­ствия рев­но­сти к бого­об­ще­нию. При­ме­ни­тельно к молитве это про­яв­ля­ется в том, что она бывает только по при­нуж­де­нию, нере­гу­ляр­ная, невни­ма­тель­ная, рас­слаб­лен­ная, с небреж­ным поло­же­нием тела, огра­ни­чен­ная лишь заучен­ными наизусть или меха­ни­че­ски вычи­тан­ными молит­во­сло­ви­ями. Также, отсут­ствуют посто­ян­ная память о Боге, бла­го­го­ве­ние и любовь перед Ним, как посто­ян­ный фон всей жизни.
По отно­ше­нию к хра­мо­вому бого­слу­же­нию, этот грех про­яв­ля­ется в редком, нере­гу­ляр­ном уча­стии в обще­ствен­ном бого­слу­же­нии, в рас­се­ян­но­сти или раз­го­во­рах во время службы, хож­де­нии по храму, отвле­че­нии других от молитвы своими прось­бами или заме­ча­ни­ями. А также, в опоз­да­нии к началу бого­слу­же­ния, в уходе прежде отпу­ста и бла­го­сло­ве­ния.
В отно­ше­нии к таин­ству Пока­я­ния грех теп­лохлад­но­сти, про­яв­ля­ется в редких испо­ве­дях, про­хо­дя­щих без долж­ной под­го­товки, в пред­по­чте­нии общей испо­веди личной, в отсут­ствии жела­ния познать свою глу­бо­чай­шую гре­хов­ность, в несо­кру­шен­ном и несми­рен­ном душев­ном рас­по­ло­же­нии.
свя­щен­ник Алек­сий

Придёт время, когда не гоне­ния, а деньги и пре­ле­сти сего отвра­тят людей от Бога, и погиб­нет тогда больше душ, чем во вре­мена откры­того бого­бор­че­ства. С одной сто­роны, будут воз­дви­гать кресты и золо­тить купола, а с другой – наста­нет цар­ство лжи и зла.
прп. Сера­фим Выриц­кий

Теп­лохлад­ность – это особый вид духов­ного отступ­ни­че­ства, когда чело­век, внешне соблю­дая поста­нов­ле­ния и обряды Церкви, одно­вре­менно оста­ется чуждым Богу. Такой чело­век держит посты, творит мило­стыню, посе­щает храм и в то же время пре­да­ется сти­хиям этого мира и не забо­тится об очи­ще­нии ума своего от гор­дыни, а сердца от стра­стей. Теп­лохлад­ность – это хри­сти­ан­ство без Живого Христа, это жела­ние отку­питься от Бога внеш­ними делами, напри­мер испол­не­нием опре­де­лен­ных правил и риту­а­лов, пожерт­во­ва­ни­ями в пользу бедных и даже хра­мо­стро­и­тель­ством; это попытка при­ми­рить в сердце своем Христа с миром, нена­ви­дя­щим Его; это уния между рели­гией Христа и уче­нием князя пре­ис­под­ней; это попытка создать ком­форт­ное хри­сти­ан­ство и сде­лать саму веру гаран­том зем­ного бла­го­по­лу­чия…

Теп­лохлад­ность – это посто­ян­ные ком­про­миссы, посто­ян­ные согла­ша­тель­ства, это пер­ма­нент­ное пре­да­тель­ство Христа в своем сердце…

Холод­ность – это духов­ное неве­же­ство, отчуж­ден­ность от Бога, незна­ние Бога и даже вражда против Него, но она легче пере­хо­дит в веру, чем теп­лохлад­ность. На Кресте пока­ялся раз­бой­ник, а не фари­сей. Тот, кто холо­ден, может почув­ство­вать и понять тяжесть своего состо­я­ния и потя­нуться к Богу, как замер­за­ю­щий в зимнюю стужу – к огню. А теп­лохлад­ный ничего не ищет, он дово­лен собой; он счи­тает себя «созна­тель­ным» хри­сти­а­ни­ном без фана­тизма. Во время молитвы он, подобно фари­сею, вспо­ми­нает свои заслуги и пере­чис­ляет их в уме пред Богом…

Теп­лохлад­ные обычно отли­ча­ются рав­но­ду­шием и без­раз­ли­чием к учению Церкви и вопро­сам веры. У теп­лохлад­ного чело­века при­туп­лена духов­ная инту­и­ция, он внут­ренне не может отли­чить ложь от правды, как опре­де­ляют пищу на вкус. Дог­ма­ти­че­ская чистота его не инте­ре­сует, ереси его не вол­нуют, его сердце не устрем­лено к буду­щей жизни, и он мало думает о ней. Для него рели­гия – это земное бла­го­по­лу­чие, эле­мен­тами кото­рого явля­ются нрав­ствен­ность и эсте­тизм. Такой чело­век, даже будучи сам без­нрав­ствен­ным, внешне под­дер­жи­вает нрав­ствен­ность, считая, что без нее не могут суще­ство­вать ни Цер­ковь, ни семья, ни госу­дар­ство. Совесть его мало тре­во­жит; люди таких, как он, редко пори­цают; он может зани­маться бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью, стро­ить и укра­шать храмы и в то же время самое глав­ное – свое сердце – скры­вать от Бога, подобно тому как раб в притче зарыл полу­чен­ный талант в землю ( Мф.25:18 )…

Теп­лохлад­ность стала свой­ством многих хри­стиан. Они умерщ­вляют свое сердце стра­стями, с кото­рыми не желают бороться, оправ­ды­ва­ясь тем, что это их личное дело, не при­чи­ня­ю­щее никому вреда. Их душа про­пи­тана, как губка влагой, зло­во­нием гнус­ных обра­зов и картин греха, с кото­рыми они не могут рас­статься, как пой­ман­ная рыба с крюч­ком. Они раз­вра­щены душой, но не пони­мают этого; более того, они счи­тают, что такая жизнь «соот­вет­ствует эта­лону совре­мен­ного чело­века», и хотят быть или казаться «на уровне» совре­мен­ной циви­ли­за­ции и куль­туры, а что это за «куль­тура» и куда она ведет – это их мало инте­ре­сует. Они участ­вуют в цер­ков­ных таин­ствах скорее по тра­ди­ции, испо­ве­ду­ются, не имея реши­мо­сти пере­ме­нить свою жизнь, при­ча­ща­ются, не заду­мы­ва­ясь о том, что при­ни­мают огонь, кото­рый ожи­во­тво­ряет каю­щихся и опа­ляет гордых и само­до­воль­ных. Хри­сти­ан­ство ста­но­вится для них рели­гией не духа, а плоти…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *