что значит не приучать ребенка к рукам
“Да возьми ты его на руки, чего он орёт?!” – Почему невозможно приучить ребёнка к рукам
– Не приучай к рукам ребёнка, потом не сбросишь!
– Да возьми ты его на руки, чего он орёт?!
Эти две фразы некоторые мамы умудряются услышать за одну минуту от одного и того же человека. И будь у них время и силы, могли бы обязательно намекнуть на явное проявление политики двойных стандартов. Но некогда – нужно заботиться о ребёнке, который действительно требует внимания.
Однако вопрос приучения младенца к рукам актуален практически для каждой женщины, рождённой в постсоветском пространстве. Их самих растили матери, у которых физически не было достаточно времени, чтобы понянчить собственного малыша.
Условия декрета были совсем другими, приходилось рано вводить детей в жизнь, попросту игнорируя многие их потребности. Поэтому за каждой молодой женщиной, которая боится лишний раз взять крошку на руки, стоят её собственные мать и бабушка и их страх, что такой тесный контакт в будущем перерастет в проблему.
На всякий случай лучше сразу запомнить: невозможно приучить новорождённого к рукам. Он уже родился приученным. Девять месяцев мама носит ребёнка в себе, он привыкает к её теплу и сердцебиению, а при рождении оказывается лишён всего этого.
По сути даже при очень заботливых родителях всю свою последующую жизнь человек отвыкает от такой степени близости. Даже как-то странно ожидать от младенца самостоятельности. У него высокая потребность контактировать со взрослым – малыш же ещё толком не понял куда он попал.
В первые три месяца после рождения вообще невозможно испортить характер постоянной близостью мамы. Этот период называют “четвёртым триместром”. Для этого есть биологические причины.
Новорождённый как будто “дозревает” в надёжных руках взрослого. Именно по достижению трёх месяцев он прямо на глазах мгновенно крепнет, меняется внешне и приобретает новые навыки.
Исторические корни убаюкивания
Отучение ребёнка от рук стало одним из признаков цивилизации. В 1853 году в Англии появилась первая детская коляска, которая моментально обрела популярность. Возможностью разгрузить спину в первую очередь воспользовались представители аристократии. Причём, знатные леди заботились даже не о себе, а о няньках своих детей.
Простой люд тоже быстро подхватил идею. Народные умельцы научились споро сколачивать тележки, в которых можно было возить малышей. В России коляски появились только в середине 20 века и изготавливали их по немецкому образцу. До этого детей родители носили на руках.
На Руси не было такого известного во многих других странах предмета, как слинг. Но русские женщины тоже держали малышей на себе – в подоле или же переднике. Отсюда и появилась известная фраза: “принесла в подоле”.
Когда младенец уже сидел и не так нуждался в материнском молоке, его нянчили старшие девочки – либо сёстры, либо даже соседки. Они носили детей на бедре, придерживая одной рукой, вторая же была свободна. Матери же приступали к выполнению своих бытовых обязанностей в полной мере.
Традиции убаюкивания и укачивания детей сохранялись веками. Считалось, что, если ребёнка покачать на руках перед сном, он будет крепче и глубже спать и меньше мучиться животиком.
Народная культура разных стран знает множество колыбельных песен. Именно пение, покачивание, телесная близость, успокаивающий звук сердцебиения матери были залогом гармоничного развития детей.
Какие проблемы способно решить простое ношение на руках
Дети первых месяцев жизни ещё не умеют капризничать. У них простые и конкретные потребности, их способны легко удовлетворить родители. Малыши, которых мама часто берёт на ручки, обычно ведут себя намного спокойнее. Они лучше засыпают, крепче и дольше спят.
Телесный контакт благотворно влияет на нервную и сердечно-сосудистую системы. Ребёнок намного легче переносит болезненные процессы, связанные с газами и коликами (если оказался подвержен последней напасти).
Прорезывание зубов тоже пройдёт не столь неприятно, если в моменты острой боли носить маленького страдальца на руках. Близость мамы словно сигнализирует – всё хорошо, всё скоро закончится, ты не один, тебя не бросят. На эмоциональном плане малыш это прекрасно ощущает.
Многие мамы отмечают, что улучшается и их собственное настроение, когда они берут детей на руки. А это благотворно влияет на лактацию. Одна уже немолодая женщина даже вспоминала, как оставляла ребёнка кричать в комнате, чтобы не избаловать излишним вниманием. Сама же в это время стояла за дверью, слушала плач и рыдала. В какой-то момент у неё просто пропало молоко, но тогда она не сопоставила эти события.
Почему страх приучить к рукам не оправдан
Методика мягкой адаптации ребёнка к миру состоит в том, чтобы отпускать его от себя постепенно. Первые месяцы у малыша сохраняется ощущение, что они с мамой составляют единый организм, поэтому, когда она уходит, у него возникает ощущение страшной потери. Но постепенно горизонты становятся шире.
Многие родители даже чётко осознают момент, в который их “ручной” малыш вдруг стал самостоятельным. Это происходит примерно в девять месяцев. Ребёнок понимает, что практически всех своих целей он способен достигнуть самостоятельно, без родительской помощи. Ему становится интересен окружающий мир.
Кроха уже получил достаточно тактильного контакта, он уверен в крепкой психоэмоциональной связи с мамой. Так не страшно познавать новое. Задача родителей в этот период – ненавязчиво защищать, при этом давая достаточно свободы и показывая своё доверие. Ребёнку будет проще, когда он понимает: если что, мама или папа рядом.
Когда потребность в близости полностью удовлетворена, за неё нет необходимости изо всех сил держаться. Если же родители ограничивали проявления чувств, то ребёнок будет их требовать. А изредка получая, начнёт требовать ещё и ещё. Он же не насытился. Поэтому лучше не торопиться с возвращением к привычной жизни сразу после родов, а замедлиться и побыть со своим малышом в полной мере.
Как не угробить свое собственное здоровье, пока носишь малыша на руках
Ещё одним аргументом против тесного контакта с крохой является здоровье маминой спины. Её нагрузили беременность, роды, а потом ещё и постоянно растущий ребёнок “прописался” на руках.
Важно сразу же начинать заботиться о себе – побольше лежать и не таскать дополнительные тяжести. А то многие сразу из роддома бегут к плите, в магазин, поднимают коляску с младенцем по ступеням.
От восстановления организма после родов зависит качество родительства в дальнейшем. Поэтому первое правило – лежать, как можно больше. Попросить родственников взять на себя бытовые вопросы.
Через несколько месяцев после родов в зависимости от самочувствия можно начинать делать небольшие упражнения для восстановления мышц спины и тазового дна. Неплохо бы подключить и массажи.
Для того, чтобы ношение ребёнка не превратилось в мучительный процесс, можно использовать хорошие по качеству слинги и эргорюкзаки. Проще один раз научиться мотать слинг, чем потом годами лечить спину.
Выбирать лучше натуральные материалы, эргономичные формы и руководствоваться не только положительными отзывами других родителей, но и рекомендациями медицинских специалистов.
Следует помнить, что мамины руки – это прекрасно. Но безопасность малыша превыше всего. Поэтому не стоит, например, выхватывать ребёнка на полном ходу из автомобильного кресла. Лучше по возможности быстро остановить машину, выяснить причины плача и положить/посадить главного пассажира назад. Мама пусть сидит рядом, разговаривает с ним, поглаживает ручки, щёчки, поёт… Не стоит рисковать жизнью ради тактильного контакта.
Самое трудное для мамы в “приучении к рукам” – момент, когда ребёнок вырос и больше не нуждается в её объятиях. Когда он бежит со всех ног по своим делам, такой уже деловой и взрослый, короткий в сравнении с целой жизнью период укачиваний вспоминается с тоской. Не нужно лишать себя этих нескольких месяцев, они нужны и маме, и малышу.
Как не приучить новорожденного ребенка к рукам?
Мамы часто берут новорожденных на руки, чтобы покормить, успокоить или переложить в кроватку. Но считается, что контактов такого рода должно быть меньше, поскольку если вы увлечетесь и станете постоянно носить новорожденного на руках, это обернется впоследствии для вас определенными неудобствами.
Какой вред от ношения ребенка на руках? Как вести себя, чтобы не сделать кроху «ручным»?
Почему он просится?
С помощью плача кроха общается с вами, показывая, что ему дискомфортно или больно. Первая реакция любой матери в ответ на капризы — взять малыша на руки, успокоить, а затем выяснить, что вызвало у крохи слезы. Со временем родители по тону плача начинают безошибочно определять его первопричину.
Пока вы еще не научились «общаться» с младенцем, вам придется каждый раз выяснять причину плача крохи и устранять ее, не прибегая к успокоению с помощью ношения на руках.
Новорожденный довольно быстро осознает, что мама приходит и прижимает к себе в ответ на плач, и в дальнейшем начинает использовать этот действенный инструмент при малейшей возможности. Постепенно вы заметите, что дитя начинает рыдать без причин и мгновенно успокаивается, только вы взяли кроху на руки.
Почему приучать малыша к рукам — плохо?
Заметив, что младенец использует плач, чтобы оказаться у вас на руках, вы должны немедленно начинать отучать дитя от такой зарождающейся пагубной привычки.
Таким образом, подобная патологическая привязанность к матери может грозить крохе задержкой развития, а маме — хронической усталостью, проблемами со спиной и нервами из-за постоянных капризов младенца.
Другой взгляд
Психологи рекомендуют не лишать младенца телесной связи с матерью. А сторонники «ручного» воспитания считают, что ребенок должен находиться с матерью в тесном контакте, пока он сам не будет психологически готов, чтобы от нее «оторваться». Лишение этой важной для крохи связи грозит рядом проблем:
Вы сами должны обдумать, какой путь вам выбрать: приучить кроху к рукам или же лишить его контакта с собой. Но можно обратиться к «золотой середине»: предоставляя малышу максимум своего тепла, ласки, при этом не применяя ношение на руках. Так младенец получит физиологически необходимый контакт с вами и будет гармонично развиваться.
Как не сделать кроху «ручным»?
Чтобы не приучить грудничка к рукам, но предоставить ему желаемый тесный контакт, важно вовремя заметить зарождение проблемной привычки и пересмотреть собственное поведение.
Разнообразьте способы тактильного контакта с младенцем
У новорожденных еще плохо функционируют слух и зрение, и практически единственным способом их связи с новым миром становится осязание. Даже подрастая, ребенок жаждет ощутить ваши прикосновения и ваше тепло, для него они — гарант безопасности.
Не стремитесь сразу хватать плачущего грудничка, чтобы его успокоить, попробуйте сначала погладить его, успокоить его ласковым тоном и посидеть рядом. В течение дня часто прикасайтесь к крохе, кладите малыша с собой на кровать, согревая своим теплом, или выкладывайте на себя.
Освободите себе руки
Если вы не хотите травмировать дитя и отторгать его, лишая контакта с собой, можете продолжать носить его, но уже не на руках, а в слинге. Этот удобный аксессуар разгрузит вашу спину и сделает вас свободней, а малыш при этом получит желаемое.
Наполните день малыша впечатлениями
Дети часто просятся на руки из-за того, что им скучно и одиноко. С высоты маминых объятий кроха видит мир с другого ракурса, и он намного интересней надоевшего мобиля над кроваткой. Чтобы не приучить дитя к своим рукам, вы должны организовать крохе насыщенный, но не утомительный досуг на период его бодрствования.
Позвольте крохе видеть и слышать вас
Если малыш плачет и просится на ручки потому, что вы его одного оставляете в комнате, занимаясь хозяйством, позвольте дитя слышать и наблюдать, чем вы занимаетесь. Если размеры кухни позволяют — перекатите туда коляску и поставьте ее так, чтобы кроха вас видел. Малышей после полугода можно уже сажать в детский стульчик.
Ребенок будет видеть, чем вы занимаетесь и с интересом наблюдать за вашими действиями и передвижениями. Комментируйте все происходящее на кухне, называйте наименования продуктов, описывайте их свойства: чем больше вы будете общаться с грудничком, тем больше будет у него словарный запас.
Используйте разные способы для успокоения
Безусловно, взять малыша на руки — это самый простой и действенный метод для успокоения. Но вы должны найти иные методы, чтобы не сделать младенца «ручным» и не усложнить тем самым свою жизнь:
Твердо настаивайте на своем
Если малыш уже был приучен к рукам, а теперь вы хотите исправить это, важно строго следовать выбранной линии поведения. Заметив, что кроха плачет именно потому, что хочет оказаться на ваших руках, применяйте разные способы, стараясь отвлечь дитя от этого желания. Не уступайте ребенку, даже если он долго плачет, объясняйте, что вы очень устали и больше не можете носить на руках такого взрослого и тяжелого малыша.
Если ваши уловки и уговоры не помогают, убедитесь, что малыш находится в безопасности, и просто выйдите из комнаты, пока кроха не успокоится. После вы должны обязательно поговорить с дитя ласковым тоном, поглаживая его спинку, тем самым показывая, что вы любите его.
Неудобная поза
Некоторым родителям удавалось отучить дитя от рук, используя неудобный для крохи захват, доставляющий ему дискомфорт. Когда вы берете малыша, вы располагаете его на себе так, чтобы и ему было удобно, и вам было сподручно его удерживать.
Если позу ребенка при удерживании на руках сделать неудобной для него, малыш довольно быстро охладеет к такому «способу перемещения» и перестанет проситься к вам.
Как создать привязанность и избежать гиперопеки
Секреты самостоятельности ребенка от рождения до 3 лет
Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама шести детей
Благодаря психологу Людмиле Петрановской и ее книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» о таком явлении, как привязанность ребенка ко взрослому, узнало уже очень много родителей. Для тех, кто сейчас в самом начале родительского пути, будет полезно краткое объяснение привязанности и ее противоположности — гиперопеки — от семейного психолога Ларисы Сурковой, мамы пяти детей.
Как создать привязанность
Теория привязанности (авторства Боулби) была создана почти сразу после войны, и ее задача состояла в социальной реабилитации детей-сирот. Тогда, пожалуй, впервые психология и педагогика серьезно подошли к тому, что для нормального развития ребенка хотя бы один человек должен быть с ним в стабильно постоянном контакте (не обязательно мама). Тогда же был введен термин «четвертый триместр беременности», который подразумевает первые месяцы жизни малыша. О чем еще говорит нам теория привязанности?
Привязанность ярче всего проявляется у младенца в ситуациях, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимания на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но стоит только чем-либо напугать или взволновать малыша, как он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.
С помощью своего объекта привязанности ребенок оценивает опасность новой ситуации. Например, малыш приближается к незнакомой яркой игрушке, но останавливается и смотрит на мать. Если на ее лице отразится тревога или ее голос будет испуганным — ребенок также проявит настороженность.
Мы забыли один важный нюанс: привязанность — это то, что возникает и у взрослых. И порой ребенку уже необходимо увеличить дистанцию, он показывает это всем своим поведением, но мама не может отпустить его от себя. Тут и начинается явление, которое называется гиперопекой.
Как избежать гиперопеки
Согласно словарному определению, гиперопека (или гиперпротекция) — это такой стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при котором ребенка чрезмерно опекают и контролируют. Ключевое слово — «чрезмерно». Несомненно, детям нужны забота и любовь, поддержка и контроль со стороны родителей. Однако точно так же им необходимо пространство для развития и постижения собственных возможностей. Проблемы начинаются тогда, когда родители игнорируют вторую половину условий роста.
Если ребенок хочет есть или спать, и мы помогаем ему решить эту потребность — это забота. Если мы пытаемся сами убедить его в том, что он хочет есть, спать, гулять, играть — это чрезмерно. Пока ребенок маленький, такая опека не выглядит страшной. Но время идет — и вот мы уже решаем, как ему общаться со сверстниками, кого выбирать в друзья, как он должен думать, что говорить, чувствовать, действовать.
В 1965 году британский психоаналитик и педиатр Дональд Винникотт ввел в оборот термин «достаточно хорошая мать». Он утверждал, что обязанность матери — создать среду, в которой ребенок сможет выработать с течением времени истинное и аутентичное ощущение себя. Эта обязанность может быть выполнена достаточно хорошей, но не совершенной матерью, которая способна удовлетворять потребности ребенка большую часть времени. Из-за регулярных, но не чрезмерных перерывов в материнской заботе ребенок будет обращаться к собственным ресурсам и развивать способность самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Стараясь оградить ребенка от окружающего мира, мы прежде всего мешаем его развитию. Психологи давно сошлись во мнении: гармонично развиваться и формироваться личность может только через преодоление — не важно, преграда ли это на ковре при ползании или отстаивание своего мнения в споре.
Любой ребенок имеет право на самоопределение, самоощущение, даже если ему нет еще и года. Нам только кажется, что мы знаем все лучше него, поэтому отрываем его от собирания пирамидки и несем кормить или спать. Ничего, что он плачет, — мама лучше знает. Если в пять лет он занят игрой в Лего, а мы решили, что ему пора спать, он должен мгновенно подчиниться, ведь мама снова знает лучше, что ему надо!
Конечно, иногда дети вырываются из-под гиперопеки, и все заканчивается хорошо, как в любимом всеми психологами примере с самым известным гиперопекаемым ребенком в истории — Буддой Шакьямуни. Его родители, по легенде, решили во что бы то ни стало оградить свое чадо от любых страданий.
Принц Гаутама рос во дворце, окруженный заботой и беспрестанным весельем, не ведая ни горя, ни болезней — до тех пор, пока однажды не отважился выйти за пределы дома. Обнаружив, что жизнь простых людей полна страданий, он отправился скитаться по миру в поисках универсального средства, способного принести избавление от страдания всем живым существам. Поиски эти, как известно, увенчались успехом: Будда обрел просветление и стал великим учителем.
Однако в наши дни для простого смертного подобные воспитательные эксперименты заканчиваются совсем иначе. Вырастая, такие люди либо остаются большими детьми, зависимыми от мнения окружающих, мягкими и слабовольными, либо, полностью переняв родительскую модель, начинают так же воспитывать своих детей, при этом вычеркивая из своей жизни родителей как травмирующее воспоминание.
Как же не перейти тонкую грань между заботой и гиперопекой?
Что такое норма?
Живите ради себя, а не ради ребенка. Ему нужна счастливая и полноценная мать, удовлетворенная собой и своей жизнью. Дети не станут благодарить вас за то, что вы свою жизнь положили на их алтарь. Поэтому живите рядом с ребенком, а не вместо него!
«Ручной» ребенок
Севсем недавно родителям внушали, что новорожденного ребенка вредно приучать к рукам — и взрослым это осложняет жизнь, и малышей портит, приучает их капризничать
Еще каких-нибудь пятнадцать-двадцать лет тому назад молодым родителям внушали, что новорожденного ребенка вредно приучать к рукам — и родителям это осложняет жизнь, и малышей портит, приучает их капризничать.
Отношение человека к жизни, к окружающей его реальности является одной из важных характеристик личности. И основы мировосприятия любого человека закладываются в первые годы жизни. Для правильного развития ребенка очень важно, в частности, осознание им собственной значимости, которую обеспечивает уверенность в том, что он нужен своим родителям. И самым главным доказательством искренней любви близких для младенца является немедленная реакция на его желания.
Психическое развитие новорожденного
Новорожденный в основном только ест и спит. На втором и тем более третьем месяце в жизнь ребенка входят периоды бодрствования, которые все больше увеличиваются. Сидеть малыш еще не умеет, но желание созерцать окружающий мир у него очень велико, и кроха сообщает вам об этом настойчивыми «просьбами» взять его на руки.
Психическое развитие новорожденного ребенка сопровождают следующие очень важные процессы:
* эмоциональное развитие: маленькому ребенку особенно необходимы положительные эмоции;
* они стимулируют развитие его психики, тогда как отрицательные, наоборот, тормозят;
* интеллектуальное развитие: следует удовлетворять огромную потребность ребенка в новых впечатлениях ненасыщаемость в получении новых впечатлений (остановить этот процесс может только переутомление);
* необходимость в получении все более усложняющейся информации;
Существует очень простой способ, удовлетворяющий практически всем этим требованиям: ЧАЩЕ БРАТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ.
Чудодейственный физический контакт
* Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).
* Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.
* Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.
* У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов).
Во что выливается наша сдержанность
Жесткие методики воспитания, согласно которым брать ребенка на руки означает баловать его, игнорируют естественную потребность малыша в постоянном присутствии матери (или того, кто за ним ухаживает). Пропагандируя принцип раннего формирования «самостоятельности», они имеют существенные отрицательные черты.
Во-первых, у ребенка, сознательно отлучаемого от матери, не формируется доверительное, доброе отношение к миру, и это непременно негативно скажется в его взрослой жизни.
В-третьих, следует иметь в виду, что строгое отношение к ребенку, когда взрослые стараются не показывать своих чувств и эмоций по отношению к чаду, не является залогом хорошего воспитания малыша и его дальнейшей успешности.
Держим ребенка правильно
Как держать ребенка на руках, чтобы не причинить ему вреда? Ведь длительное пребывание крохи в неправильной позе может стать причиной формирования у него в дальнейшем дефектов осанки и искривления позвоночника. Положение малыша на руках у матери (или другого взрослого) прежде всего зависит от его возраста, а также и от того, будет ли он спать или «гулять» вместе с мамой.
Если вы хотите подержать ребенка в вертикальном положении, например для того, чтобы он срыгнул лишний воздух, то поддерживайте ему голову и спинку: одну свою ладонь положите на затылок малыша, предплечьем плотно прижмите его тело к себе. Второй рукой фиксируйте ягодицы крохи.
Внимание! Ни в коем случае не присаживайте ребенка себе на руку до уверенного овладения им навыка сидения, что происходит в среднем в возрасте 6-ти месяцев.
Как облегчить «свою ношу»
Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей.
Подробно о них читайте в замечательных статьях ю-мамы Ray :
Слинг, рюкзак или кенгуру? Часть 1 О приспособлениях, призванных облегчить жизнь маме. Все ли они удобны и полезны для малыша?
Слинг, рюкзак или кенгуру? Часть 2 О том, какой вид держателя удобнее для мамы (или папы), в каком меньше всего устает спина, что быстрее освоить и в чем модно носить.
Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор.
Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе.
Естественное отлучение от рук
Чего нельзя делать взрослым, общаясь с ребенком?
* Постоянно тормошить и тискать ребенка, не считаясь с его состоянием и желанием.
* Подбрасывать ребенка высоко вверх (часто это делают отцы и дедушки), так как можно уронить малыша и травмировать его.
* Целовать лицо ребенка, особенно на первом году жизни, чтобы не заразить кроху какой-нибудь инфекцией, например герпесом.
Полезный совет
Для выхаживания новорожденных или маловесных, недоношенных детей особенно хороша «тактика кенгуру», когда во время дневного сна малыша укладывают маме на грудь (животиком вниз). При этом женщине надо устроиться поудобнее, принять полугоризонтальное положение в кровати или на диване, подложив под спину две-три подушки. В таком положении ребенку комфортно, уютно и проспать он может гораздо дольше. Мама в это время тоже может подремать или почитать книгу.
Американские ученые установили, что прикосновения к телу способствуют лучшему формированию иммунитета, стимулируют центральную нервную систему, выработку гормонов и даже повышают уровень гемоглобина в организме человека.
Психологи располагают данными, что те дети, которым не давали плакать в первые месяцы жизни, вовремя устраняли причины дискомфорта, впоследствии выросли более спокойными, чем те, которым предоставляли возможность «наплакаться».
Известно, что уровень психомоторного развития детей, постоянно находящихся «на маме», выше, нежели у тех их сверстников, телесный контакт с матерью у которых ограничен (правда, это касается лишь первых лет жизни). К таким выводам пришли исследователи, изучавшие детей в африканских странах, где малыши с рождения находятся на спине у мамы, привязанные к ней платком или куском материи. Причем матери настолько хорошо «чувствуют» своих детей, что даже не пользуются пеленками: в нужный момент они просто достают чадо из лоскута, «высаживают» и после отправления ребенком физиологических потребностей помещают обратно.
Автор: Ольга Майорова, врач-педиатр, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, к.м.н.