что значит ночь предопределения в месяц рамадан
7 вещей, которые нужно совершить в Ночь Предопределения
Лайлатуль Кадр – Ночь предопределения – является самой великой ночью для всех мусульман, ибо в это время возможно получить очень большое вознаграждение – равное вознаграждению за поклонение в течение тысячи месяцев.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ
«Лайлатуль Кадр (ночь предопределения) лучше тысячи месяцев». (сура аль-Кадр, 3)
Также в хадисе, который Имам Ахмад передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится: «Когда наступил Рамадан, сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
فِيهِ لَيْلَةٌ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ، مَنْ حُرِمَ خَيْرَهَا فَقَدْ حُرِم
«И в нем (в месяце Рамадан) есть ночь, которая лучше тысячи месяцев, и кто лишён ее блага, тот поистине лишён». (Имам Ахмад, Ан-Насаи)
Также, что о большой награде за поклонение в Ночь Лайлатуль Кадр сказано в обоих «Сахихах».Приводится от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ قَامَ لَيْلَةَ القَدْرِ إيمَاناً وَاحْتِسَاباً غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ
«Тому, кто выстаивал в поклонении ночь Лайлатуль Кадр с верой и надеждой на награду Всевышнего Аллаха, простятся все его предыдущие прежние грехи». (Бухари; Муслим)
Поэтому каждому человеку следует совершить как можно больше поклонений и выбирать такие поклонения, которые рекомендовано совершить в эту ночь и за которые можно получить больше всего вознаграждения. Лучше всего заранее подготовиться к этой ночи.
По воле Всевышнего мы ниже перечислим некоторые вещи, которые следует совершить в Ночь Лайлатуль Кадр и в ходе подготовки к ней.
1. Заранее составьте список дуа и того, что вы желаете попросить у всевышнего Аллаха в эту ночь, ибо дуа в эту ночь принимаемся у всех мусульман, за исключением некоторых грешников.
2. Читайте дуа, которые рекомендовал Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Праведные предшественники старались делать в эту ночь самые хорошие дуа.
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она сказала Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О, посланник Аллаха, если я застану Ночь ЛайлатульКадр, что мне следует сказать?».Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
قُولِي: اللْهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي
«Скажи: «Аллахумма Иннака ‘афуввун тухиббу ль-‘афва фа‘фу ‘анни» –«О Аллах! Поистине, ты – Прощающий, любишь прощать, так прости же меня»».(Тирмизи)
Также в книге «Хашия Ас-Сави» приводится:
من قال لا إله إلا الله الحليم الكريم، سبحان الله رب السماوات السبع ورب العرش العظيم ثلاث مرات، كان كمن أدرك ليلة القدر
«Кто скажет три раза: «Ля иляха илля Ллаху ль-Халиму ль-Карим, СубханаЛлахи Раббуссамавати ссаб’и ва рабби ль-’арши ль-’азим»–«Нет божества, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха Аль-Халим (Тот, Кто утаивает, прощает грехи, освобождает от мучений тех, ктопроявил ослушание;), Аль-Карим (Щедрый; Тот, у Кого не уменьшаются блага, сколько бы Он ни дал;). Пречист Аллах, слава Аллаху, Господу семи небес и Господу великого Арша», подобен тому, кто провёл в поклонении всю ночь Лайлатуль Кадр».
3. Совершайте ночной намаз с джамаатом, ибо это равно выстаиванию половины ночи в поклонениях.
4. Совершайте также и утренний намаз с джамаатом, ибо тогда это будет равно выстаиванию всей ночи в поклонениях.
От Усмана Ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ صَلَّى الْعِشَاءَ فِى جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا قَامَ نِصْفَ اللَّيْلِ وَمَنْ صَلَّى الصُّبْحَ فِى جَمَاعَةٍ فَكَأَنَّمَا صَلَّى اللَّيْلَ كُلَّهُ
«Тот, кто совершил ночной намаз вместе с джамаатом, подобен тому, кто выстоял полночи в поклонениях, а тот, кто совершил с джамаатом и утренний намаз, подобен выстоявшемувсю ночь в поклонениях». (Муслим)
5. Совершайте также таравих-намаз с джамаатом.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
من قام رمضان إيمانا واحتسابا، غفر له ما تقدم من ذنبه
«Тому, кто выстаивал молитвы (таравих-намазы) в месяц Рамадан с верой и надеждой на награду Всевышнего Аллаха, простятся все его прежние грехи». (Муслим)
6. Совершайте в эту ночь как можно больше намазов-тахаджуд.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَفْضَل الصَّلاَةِ بَعْدَ الْفَرِيضَةِ صَلاَة اللَّيْل
«Наилучший Намаз после обязательного – это Намаз, совершаемый ночью». (Муслим)
7. Читайте в эту ночь как можно больше Коран.
От Абу Умами Аль-Бахилий (да будет доволен им Аллах) передается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:
اقرؤوا القرآن فإنه يأتي يوم القيامة شفيعا لأصحابه
«Читайте Коран! Ведь в день Суда он явится заступником за тех, кто его читал». (Муслим)
Также в другом хадисе передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
من قرأ حرفا من كتاب الله فله به حسنة والحسنة بعشر أمثالها
«Тому, кто прочтёт хотя бы букву из Корана, запишется одно благодеяние, а одно благодеяние приравнивается к десяти». (Тирмизи)
В эту ночь занимайтесь богослужением, совершайте молитвы сунна, если есть пропущенные молитвы, то возмещайте всю ночь пропущенные намазы, поминайте Аллаха (зикр), восхваляйте Его, читайте священный Коран, молите Аллаха в своих дуа.
Да поможет нам Аллах и примет все наши деяния!
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что значит ночь предопределения в месяц рамадан
10 особенностей месяца Рамадан
Главной особенностью этого месяца, указывающей на его важность, является то, что в этом месяце началось ниспослание Корана, являющегося последним божественным откровением. Также в этом месяце мусульмане соблюдают пост, являющийся одним из основных видов поклонения. На месяц Рамадан приходится Ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр), которая лучше тысячи других месяцев. За поклонение, совершенное в этом месяце, дается большее вознаграждение, чем за поклонение, совершенное в любом другом месяце года. Рамадан является месяцем прощения и милости, взаимопомощи и поддержки, изобилия и достатка. В этом разделе мы поговорим именно об этих особенностях.
1. Коран начал ниспосылаться в месяце Рамадан.
В суре аль-Бакара о ниспослании Корана говорится следующее: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 2/185).
Ниспослание Корана началось с того, что в 610 году в месяце Рамадан в Ночь Предопределения ангел Джибрил (алейхиссалям) передал первые пять аятов суры аль-’Аляк пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который в это время находился в поклонении в пещере Хира на горе Нур в Мекке. В суре аль-Кадр говорится: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (аль-Кадр, 97/1).
Чтобы в полной мере воспользоваться баракатом месяца Рамадан, нужно посвящать больше времени изучению Корана. На самом деле, верующий должен часть из двадцати четырех часов суток отвести для чтения Корана; в эти благословенные дни нужно приложить больше старания, чтобы основная часть дня была предоставлена Корану. Нужно постараться, погрузившись в атмосферу смыслов и наставлений Корана, действовать в соответствии с его содержанием. Изменить в лучшую сторону свое состояние и поведение, а также работать над своими недостатками.
2. Месяц Рамадан – это месяц, в котором соблюдается обязательный пост.
В Коране говорится: «Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен, или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185).
3. Одна из ночей месяца Рамадан является Ночью Предопределения, которая лучше тысячи месяцев.
Аллах Всевышний говорит в Коране: «Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джибрил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] – ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (аль-Кадр, 97).
Совершенно точно известно, что Ночь Предопределения является одной из ночей месяца Рамадан, но какой именно по счету – неизвестно. Мать всех правоверных ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамадана» (Тирмизи, Саум, 71).
Выражение «ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамадана» означает, что эта ночь может приходиться на любой из этих дней, и указывает на необходимость увеличения поклонений в эти дни.
Наибольшее распространение получило мнение, по которому эта ночь приходится на двадцать седьмую ночь месяца Рамадан, и во всем исламском мире она отмечается, как Ночь Предопределения.
В некоторых хадисах сказано, что жизнь людей предыдущих поколений была гораздо более продолжительной, чем у наших современников, и, соответственно, у них было больше времени для совершения богоугодных дел. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) печалился, что по причине малой продолжительности жизни верующие его общины не в состоянии были заслужить столь большой награды, несмотря на все усилия. Поэтому Всевышний Аллах наградил общину пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Благословенной Ночью, которая лучше, чем тысяча месяцев.
Мудрость того, что точно не установлен срок Ночи Предопределения, заключается в том, чтобы люди, приложив усердие и старание, в полной мере смогли прочувствовать и осознать ценность этой Ночи и милость Творца, скрытую в ней.
Безусловно, лучше всего проводить в поклонении все последние ночи, начиная с двадцатой, чтобы быть более уверенным, что застанешь Ляйлятуль-Кaдр и все ее блага. Провести 10 или 11 ночей в полном служении Аллаху не так уж и сложно, особенно если учитывать, какое огромное благо и вознаграждение обещано за это.
Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов сказал: «Тому, кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари, Муслим).
В Ляйлятуль-Кадр самым лучшим для человека будет искреннее покаяние, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, прощаются былые обиды, анализируются ошибки проведенных дней, месяцев, строятся планы на будущее.
На эту тему существует немало хадисов. Но важно знать, что Аллах даровал нам такую благословенную ночь как особую милость. И сколь же удачливы те, которые никогда не пропускают ее!
Многочисленные хадисы свидетельствуют о том, что ду’а, сделанные в эту ночь, принимаются. Сообщается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: (Однажды) я спросила: «О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) ночи Предопределения, что мне следует говорить?». Он сказал: «Говори: “О, Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Щедрый Ты любишь прощать, так прости же меня”» (ат-Тирмизи, Байхаки).
4. В месяц Рамадан открываются двери рая и закрываются двери ада, а дьяволы заковываются в цепи.
В одном из хадисов говорится: «В первую ночь Рамадана шайтаны и джинны заковываются в цепи, закрываются ворота ада, и ни одни из них не открываются. Открываются ворота рая, и ни одни из них не закрываются. И глашатай объявляет: «О те, кто желает совершить благое! Осуществите свое желание, совершая благое. О те, кто желает совершить плохое! Откажись от этого. В месяц Рамадан Аллах освобождает многих людей из ада. Это продолжается каждую ночь этого месяца. Когда наступает месяц Рамадан, небесные врата открываются, а врата ада закрываются, и шайтаны заковываются в цепи» (Саум, 1; Бухари, Саум, 5).
5. В месяц Рамадан совершается намаз-таравих.
Слово «таравих» – это форма множественного числа слова «тарвиха», означающего «предоставление отдыха». В религиозной терминологии слово «таравих» означает добровольный намаз, совершаемый в месяц Рамадан после намаза ‘иша. Этот намаз получил свое название в связи с тем, что после каждых четырех ракаатов, молящиеся делают небольшую паузу для отдыха. Как уже было сказано, таравих-намаз является добровольным поклонением. Поэтому из-за усталости, занятости и других подобных причин намаз-таравих можно совершать дома в 8, 10, 12, 14, 16 или 18 ракаатов. Совершение намаза-таравих таким образом также соответствует сунне.
Этот намаз является обязательной сунной (сунна-муаккада) для мужчин и женщин, который совершается каждый день в течение месяца Рамадан. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в 23-ю, 25-ю и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал намаз-таравих вместе со своими сподвижниками в мечети.
Время этого намаза наступает после ночного намаза аль-‘иша и длится до времени утреннего намаза. Намаз-таравих выполняется до витр-намаза и состоит из двадцати ракаатов, о чем стало известно из действий второго праведного халифа ‘Умара (радыйаллаху ‘анху). Он окончательно утвердил количество ракаатов с согласия сподвижников Пророка. Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «После меня не отступайте от моей Сунны и сунны праведных халифов» (Абу Дауд, ат-Тирмизи). А также: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой и ожиданием вознаграждения от Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи».
6. В Рамадан прощаются грехи верующих, которые оживляют этот месяц своим поклонением.
Оживление месяца Рамадан поклонением имеет огромное значение. Понятие «оживление месяца Рамадан» включает чтение Корана, зикры и тафаккур (размышление), изучение жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получение религиозных знаний.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пятикратный намаз, джума-намаз до наступления следующего джума-намаза и пост месяца Рамадан вплоть до наступления следующего Рамадана будут искуплением за совершенные малые грехи при условии избегания больших грехов» (Муслим, Тахара, 17).
7. Рамадан – это месяц милости и изобилия, а также общественной взаимопомощи.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря о достоинствах месяца Рамадан, сказал: «В месяц Рамадан моей общине было дано пять вещей, которые не были даны прежним общинам. Это:
8. За поклонение, совершенное в месяц Рамадан дается большее вознаграждение.
Аллах Всевышний безгранично милостив и всепрощающ к Своим рабам. Наш Господь дает нам от десяти до семисот вознаграждений за каждое совершенное нами благое дело. Что касается вознаграждения за терпение, то оно безгранично. По сравнению с другими месяцами, в месяце Рамадан за совершенное поклонение верующий получает гораздо большее вознаграждение.
Аллах Всевышний сказал в Коране: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (аль-Ан’ам, 6/160).
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто соблюдал пост месяца Рамадан, а затем еще шесть дней месяца Шавваль, тот подобен тому, кто соблюдал пост на протяжении всего года» (Тирмизи, Саум, 53).
9. Рамадан – это месяц терпения и воспитания духа.
Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета» (аз-Зумар, 39/10). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подтвердил это, сказав: «Рамадан – это месяц терпения. А вознаграждением за терпение является рай» (Мунзири, II, 94-95).
Таким образом, мусульманин, соблюдающий пост в месяц Рамадан, воспитывает свой дух и учится быть терпеливым путем противостояния низменным желаниям и отказа от дурных слов и поступков.
10. В месяце Рамадан совершается такой вид поклонения, как итикаф.
Итикаф – это уединение с соблюдением определенных правил в мечети или в месте, которое считается мечетью, с намерением совершения поклонения Аллаху. Сунной является совершение итикафа в последние десять дней Рамадана. В состоянии итикафа мусульманин проводит время, совершая намазы, читая Коран и другие книги, молясь и делая зикр.
Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на протяжении своей жизни в последние десять дней каждого Рамадана не покидал мечети» (аль-Бухари, Муслим).
Этот вид поклонения считается очень достойным деянием. Благодаря уединению, душа человека на некоторое время отрешается от мирской суеты и устремляется к Господу, и верующий, поклоняющийся в мечети – доме Аллаха, обретает спокойствие. Сколь велико благо, когда мусульманин использует проходящие дни своей жизни, устремляясь всем существом к своему Творцу в таком священном месте и пребывая в поклонении, приближается к Аллаху с чистой душой!
Совершение итикафа означает посвящение своего времени поклонению и молитвам, ибо, даже не совершая намаз, но пребывая в мечети, человек находится в готовности к молитве. А это стремление само по себе равносильно молитве. Итак, благодаря итикафу, человек возвышается духовно, просветляется душой, и облик его источает свет служения. Как же благословенны и прекрасны эти мгновения жизни!
Ночь предопределения
Ночь предопределения
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Достоинства Ночи предопределения
Ночь предопределения наделена великими достоинствами. Она лучше тысячи других ночей и она является лучшей из всех ночей рамадана. Всевышний Аллах сказал:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ * وَمَا أَدْرَاكَ مَا لَيْلَةُ الْقَدْرِ * لَيْلَةُ الْقَدْرِ خَيْرٌ مِّنْ أَلْفِ شَهْرٍ * تَنَزَّلُ الْمَلَائِكَةُ وَالرُّوحُ فِيهَا بِإِذْنِ رَبِّهِم مِّن كُلِّ أَمْرٍ * سَلَامٌ هِيَ حَتَّى مَطْلَعِ الْفَجْرِ *
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения. Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари».
Ас-Са‘ди (да помилует его Аллах) сказал в своём «Тафсире», комментируя аят: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев»: «Это означает, что по своему достоинству она лучше тысячи месяцев, и дела, совершённые в эту ночь, лучше дел, совершаемых в течение тысячи месяцев, в которых нет этой ночи.
Это приводит в изумление всякого: Всевышний Аллах даровал этой слабой общине такую силу. Это особая ночь: дела, совершённые в эту ночь, приравниваются к делам, совершаемым в течение тысячи месяцев, а это целая жизнь, и не простого человека, а долгожителя, прожившего более восьмидесяти лет.
Ибн Касир сказал в своём «Тафсире», комментируя Слова Всевышнего: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят»: «То есть в эту ночь умножается нисхождение ангелов, учитывая её особую благодать. Ангелы нисходят с благодатью и милостью, как нисходят они при чтении Корана, окружают собрания поминающих Аллаха и преклоняют крылья перед искателем знаний, возвеличивая его».
Когда наступает ночь предопределения?
В «Ар-рауда ан-надиййа» говорится: «В “Аль-мусавва” сказано: “Относительно Ночи предопределения учёные разошлись во мнениях. Наиболее правильное мнение — что это одна из нечётных ночей последней декады рамадана, и она может наступать в один год раньше, чем в другой и наоборот”. Абу Са‘ид сказал, что это ночь двадцать первого числа»[1].
Аль-Музани передаёт, что аль-Хузайма сказал: «Эта ночь перемещается, то есть в один год выпадает на одно число, а в другой — на другое. Это мнение позволяет согласовать все передаваемые хадисы на эту тему».
А «Ар-рауда» также говорится: «Это сильное мнение. А аш-Шафи‘и считал, что она не приходится на какую-то определённую ночь. А в “Аль-минхадж” аш-Шафи‘и склонялся к мнению, что это ночь двадцать третьего или двадцать пятого числа. А Абу Ханифа утверждал, что это одна из ночей рамадана. Но какая именно, неизвестно…»
Абу ‘Иса ат-Тирмизи (да помилует его Аллах) сказал: «От Пророка r передаётся относительно Ночи предопределения, что это ночь двадцать первого числа, или двадцать третьего, или двадцать пятого или двадцать седьмого или двадцать девятого, или же это последняя ночь рамадана»[2].
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха r неотлучно пребывал в мечети в последние десять дней рамадана и говорил:
«تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ».
«Ищите Ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана»[3].
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) также передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
« تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى الْوِتْرِ مِنَ الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ».
«Ищите Ночь предопределения в числе нечётных ночей из последних десяти ночей рамадана»[4].
Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى السَّبْعِ الأَوَاخِرِ».
«Ищите Ночь предопределения среди последних семи ночей рамадана»[5].
А в другой версии говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«الْتَمِسُوهَا فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ يَعْنِي لَيْلَةَ الْقَدْرِ فَإِنْ ضَعُفَ أَحَدُكُمْ أَوْ عَجَزَ فَلَا يُغْلَبَنَّ عَلَى السَّبْعِ الْبَوَاقِي».
«Ищите её в последние десять ночей рамадана, а если кто-то из вас слаб. Пусть не упускает хотя бы последние семь ночей»[6].
Абу Са‘ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) неотлучно пребывал в мечети среднюю декаду рамадана в ожидании Ночи предопределения, до того, как ему были даны разъяснения относительно неё. Потом он велел убрать навес (палатку), а потом ему было разъяснено, что Ночь предопределения нужно искать среди последних десяти ночей рамадана.
Тогда он велел заново поставить палатку, что и было сделано. А потом он вышел к людям и сказал:
« يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّى أُنْبِئْتُ بِلَيْلَةِ الْقَدْرِ فَخَرَجْتُ كَيْمَا أُحَدِّثَكُمْ بِهَا أَوْ أُخْبِرَكُمْ بِهَا. فَتَلاَحَى رَجُلاَنِ يَحْتَقَّانِ مَعَهُمَا الشَّيْطَانُ فَأُنْسِيتُهَا فَالْتَمِسُوهَا فِى التَّاسِعَةِ وَالسَّابِعَةِ وَالْخَامِسَةِ ».
“О люди! Мне было сказано, когда наступает Ночь предопределения, и я вышел к вам, чтобы сообщить о ней. Однако ко мне явились два человека, которые препирались, и с ними был Шайтан, и я забыл о ней (по воле Всевышнего). Ищите же её среди последних десяти ночей рамадана, а именно, в девятую, седьмую или пятую ночь (последней декады)”».
Передатчик этого хадиса от Абу Са‘ида рассказывал: «Я сказал: “О Абу Са‘ид! Ты знаешь, как вести отсчёт, лучше нас”. Он ответил: “Да. У нас на это больше прав, чем у вас”. Я спросил: “Что же такое девятая, седьмая и пятая ночи?”
Он ответил: “Когда пройдёт двадцать первая ночь, то следующая за ней будет двадцать вторая. Она и есть девятая. А когда пройдёт двадцать третья, то следующая за ней и будет седьмая. А когда пройдёт двадцать пятая, то следующая за ней и будет пятая”»[7].
‘Абдуллах ибн Унайс передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
« أُرِيتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ ثُمَّ أُنْسِيتُهَا وَأَرَانِى صَبِيحَتَهَا أَسْجُدُ فِى مَاءٍ وَطِينٍ ».
«Мне была показана Ночь предопределения, а потом я забыл её (по воле Всевышнего), и я знаю, что утром этой ночи я совершал земной поклон в воду и глину».
Он сказал: «А дождь шёл ночью двадцать третьего числа, и потом Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву с нами, и когда мы уходили, мы видели следы воды и глины у него на лбу и носу».
Он сказал, что ‘Абдуллах ибн Унайс говорил, что это была ночь двадцать третьего числа[8].
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«الْتَمِسُوهَا فِى الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِى تَاسِعَةٍ تَبْقَى وَفِى سَابِعَةٍ تَبْقَى، وَفِى خَامِسَةٍ تَبْقَى».
«Ищите её в последние десять ночей рамадана — Ночь предопределения. Это либо девятая[9] с конца месяца, либо седьмая[10], либо пятая[11]»[12].
Му‘аз ибн Джабаль (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о Ночи предопределения, и он сказал:
«هِيَ فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ أَوْ فِي الْخَامِسَةِ أَوْ فِي الثَّالِثَةِ».
«Это одна из последних десяти ночей рамадана, либо пятая, либо третья»[13].
Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
« هِىَ فِى الْعَشْرِ، وَهِىَ فِى تِسْعٍ يَمْضِينَ أَوْ فِى سَبْعٍ يَبْقَيْنَ».
«Это одна из последних десяти ночей рамадана — либо девятая (с начала)[14], либо уж точно седьмая (с начала)[15]».
Му‘авийа передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«اِلْتَمِسُوا لَيْلَةَ القَدْرِ آخِرَ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ».
«Ищите, Ночь предопределения. Это последняя ночь рамадана»[16].
В «Маджму аль-фатава» говорится (с небольшими сокращениями), что Ибн Таймиййу (да помилует его Аллах) спросили о Ночи предопределения, когда он сидел под стражей в Кальат аль-джабаль в 706 году, и он ответил: «Её следует искать среди последних десяти ночей рамадана, а именно — среди нечётных ночей, то есть это ночи нечётных чисел последней декады рамадана, а именно, ночь двадцать первого числа ночь двадцать третьего числа ночь двадцать пятого числа ночь двадцать седьмого числа ночь двадцать девятого числа.
Ночи можно отсчитывать и с конца, поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«لِتَاسِعةٍ تَبْقِى، لِسَابعةٍ تبقى، لخامِسةٍ تَبْقَى، لِثَاِلثةٍ تَبْقَى».
“Девятая с конца, седьмая с конца, пятая с конца или третья с конца”[17]. Таким образом, если в месяце тридцать дней, то это будут чётные ночи, то есть девятая с конца — это двадцать вторая, седьмая с конца — это двадцать четвёртая. Так разъяснил порядок отсчёта Абу Са‘ид в достоверном хадисе. Так следует из хадиса Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Если же в месяце двадцать девять дней, тогда, что с конца, что с начала, считать одинаково — получатся нечётные ночи.
Исходя из этого, верующий должен искать Ночь предопределения среди последних десяти ночей рамадана, как чётных, так и нечётных, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел искать её среди последних десяти ночей рамадана».
Чаще всего она выпадает на последние семь ночей рамадана, и чаще всего это бывает ночь двадцать седьмого числа. Убайй ибн Ка‘б клялся, что Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого рамадана. Бывает, что Всевышний Аллах открывает эту ночь некоторым людям во сне и наяву и он видит её свет. Или же он видит того, кто говорит ему, что это — Ночь предопределения. А иногда человек вдруг чувствует. Что эта ночь и есть Ночь предопределения. А Всевышний Аллах знает обо всём лучше».
И его спросили, какая из ночей лучше: Ночь предопределения или ночь вознесения Пророка r (исра)? Он ответил, что относительно Пророка r ночь вознесения лучше, а для общины лучше Ночь предопределения, поскольку в ночи вознесения доля Пророка r больше, нежели в Ночи предопределения. Верно и обратное: в ночи предопределения доля мусульманской общины больше, нежели в Ночи вознесения. Доля мусульман в ночи вознесения также велика, однако величайшая честь и возвышение принадлежали в эту ночь тому, кто был вознесён.
Определение Ночи предопределения
Большинство хадисов указывают на то, что Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого рамадана[18].
Зирр ибн Хубайш сказал: «Я спросил Убаййа ибн Ка‘ба: “Вот твой брат Ибн Мас‘уд говорит, что кто проводит весь год в поклонении, тот непременно застанет Ночь предопределения”. Он ответил: “Да помилует его Аллах. Он хотел чтобы люди не оставляли поклонение и в другое время… Известно, что она в рамадане в его последней декаде, и это ночь двадцать седьмого рамадана”. Сказав это, он поклялся, что это ночь двадцать седьмого рамадана, не говорят: “Если пожелает Всевышний Аллах”.
Я спросил: “На основании чего ты утверждаешь это, о Абу аль-Мунзир?” Он ответил: “На основании приметы, о которой сообщил нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
«إِنَّ الشَّمْسَ تَطْلُعُ مِنْ ذَلِكَ الْيَوْمِ لاَ شُعَاعَ لَهَا».
на следующий день после этой ночи солнце встаёт, не испуская лучей”»[19]. А в другой версии говорится, что Убаййу ибн Кабу сказали, что ‘Абдуллах ибн Мас‘уд говорит, что кто проводит весь год в поклонении, тот непременно застанет Ночь предопределения. Убайй сказал: «Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, это ночь в рамадане (он поклялся, не сделав оговорку: “Если пожелает Всевышний Аллах”). И, клянусь Аллахом, я знаю, что это за ночь. То ночь, которую Посланник Аллаха r велел нам выстаивать. Это ночь двадцать седьмого рамадана, а приметой её является то, что наутро после неё солнце встаёт белым, не испуская лучей».
Выстаивание Ночи предопределения и обращение к Аллаху с мольбами в эту ночь
Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
« مَنْ قَامَ لَيْلَةَ الْقَدْرِ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ».
«Кто выстаивал Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллах, тому простятся его прежние прегрешения»[20].
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт:
«يَا نَبِيَّ اللَّهِ أَرَأَيْتَ إِنْ وَافَقْتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ مَا أَقُولُ؟ قَالَ تَقُولِينَ: اللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي».
«Я спросила Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Если я узнаю эту ночь, то что мне говорить в неё?” Он ответил: “Говори: ‹О Аллах! Поистине Ты — Прощающий и любишь прощение, прости же меня!›”»[21].
Описание Ночи предопределения
1. Это прекрасная ночь, не жаркая и не холодная.
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«إِنِّي كُنْتُ أُرِيْتُ لَيْلَةَ القَدْرِ، ثُمَّ نُسِيتُهَا، وَهِيَ فِي العَشْرِ الأَوَاخِرَ مِنْ لَيْلَتِهَا، وَهَيَ طَلِقَةٌ بَلِجَةٌ، لاَ حَارَّةٌ وَلاَ بَارِدَةٌ».
«Мне была показана Ночь предопределения, а потом я забыл её по воле Всевышнего. Это одна из последних десяти ночей рамадана. Это прекрасная ночь, ясная, ни жаркая и не холодная»[22].
2. Наутро после этой ночи солнце встаёт белым, не испуская лучей.
Многочисленность ангелов на земле в эту ночь
Абу Хурайра передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«إِنَّهَا لَيْلَةُ سَابِعَةٍ أَوْ تَاسِعَةٍ وَعِشْرِينَ إِنَّ الْمَلَائِكَةَ تِلْكَ اللَّيْلَةَ فِي الْأَرْضِ أَكْثَرُ مِنْ عَدَدِ الْحَصَى».
«Ночь предопределения — это ночь двадцать седьмого или двадцать девятого рамадана, и поистине, в эту ночь ангелов на земле больше, чем мелких камешков»[23].
Продолжение по воле Всевышнего Аллаха следует