что значит номер рейса самолета
Что означают номера авиарейсов: расшифровываем абракадабру
Нет желания читать? Теперь то же самое можно посмотреть:
Буквенная часть формируется довольно просто: она обозначает перевозчика по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА. К примеру, «Люфтганза» использует аббревиатуру LH, «Американские авиалинии» — AA, «Британские авиалинии» — BA, «Эйр Франс» — AF.
Номер обратного рейса обычно на одно значение больше, нежели первоначального. Например, «Джетблю Эйрвэйс» запускает самолеты из Нью-Йорка в Лос-Анджелес под комбинацией JBU523, а обратно — под JBU524. Четырехзначные номера, начинающиеся с цифры 3 и выше, чаще всего код-шеринговые — иными словами, эксплуатируются одновременно двумя и более авиакомпаниями: продавцом билетов может выступать один перевозчик, а владельцем самолета и персонала — другой, его партнер.
И напоследок: для нумерации авиарейсов применяются не все числа из диапазона 1-9999. Под запретом комбинация 747 — чтобы не вышло путаницы с моделью самолета. Популярный рейс «Американских авиалиний» из Бостона в Лос-Анджелес долгое время обозначался AA11, но после теракта 11 сентября 2001 г. номер изменили, дабы не вызывать печальных ассоциаций. А еще серьезным авиаторам не чужды суеверия: «несчастливые» цифры 13 или 666 вряд ли когда-нибудь высветятся на табло аэропорта.
О чем молчат самолеты? Честное интервью с тем, кто их чинит:
Как расшифровывается номер рейса самолета и почему ПОЛЕЗНО уметь его читать в закладки 2
Обращали ли вы внимание на то, как в авиабилетах обозначаются номера рейсов? Сперва они кажутся случайным набором букв и цифр, но на самом деле к таким обозначениям сотрудники авиакомпаний подходят с умом, а за каждым символом скрывается определенная информация.
Буквы
Каждый номер рейса начитается с 2 букв. Иногда буквы указываются отдельно от чисел, иногда в одном ряду без пробела.
Буквы означают авиакомпанию, осуществляющую перевозку, но не всегда соотносятся с ее нынешним названием.
Номера
Каждая авиакомпания нумерует рейсы по-своему, но ни одной не разрешается использовать числа из 5 и более цифр. Поэтому самое большое число, которое можно встретить в названии рейса, — 9999.
Престижные рейсы
По словам опытного пилота и автора книги «Конфиденциальный кокпит» Патрика Смита, большинство авиакомпаний стараются присваивать самые маленькие числа наиболее престижным рейсам.
Самые престижные маршруты не обязательно тройные. Есть и те, что просто летают из пункта А в пункт Б.
Обратные направления
Обозначение обратного направления, как правило, образуется путем прибавления к номеру рейса единицы.
Четырехзначные числа
Иногда перевозчики присваивают рейсам длинные номера. В них могут быть спрятаны дополнительные подсказки.
Как использовать
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при покупке билетов стоит:
Бонус: самые редкие номера
По словам все того же Патрика Смита, существуют номера рейсов, которые практически невозможно увидеть.
Но иногда и работники авиакомпаний подходят к нумерации рейсов с юмором. Например, однажды компания Finnair удивила своих пассажиров, присвоив одному из рейсов номер 666. Примечательно, что вылетал он в пятницу, 13-го, в 13:00 и направлялся в город Хельсинки, сокращенно обозначающемся как HEL (созвучно с английским hell — «ад»).
Оказывается, во всех этих буквах и цифрах смысла куда больше, чем кажется на первый взгляд. Если у вас остались старые или новые билеты на самолеты, напишите обозначения рейсов в комментариях. Давайте попробуем расшифровать их вместе.
Как присваювают номера и буквы к авиарейсам
Никогда не задумывались, почему код «Аэрофлота» — SU, а «Победы» — DP или почему в Краснодар вы летаете рейсом UT523, а обратно — UT524, как вообще формируются эти номера и что значат буквы? Давайте разбираться.
В авиации нет ничего случайного. Практически всё, от сленга пилотов до приёма пищи лётным экипажем, должно подчиняться определённым стандартам. Свои правила есть у номеров рейсов авиакомпаний.
В мире существует две глобальные и несколько региональных систем кодирования названий авиакомпаний. Основые ICAO и IATA. Первую используют лётчики и авиадиспечеры. Код — это четыре латинские буквы, имеющие строгую структуру, привязывающую эти данные к конкретному региону.
IATA — используются в системах бронирования и, например, пишутся на корешках авиабилетов. Цифры и буквы, которые вы видите на вашем посадочном талоне, не являются случайной комбинацией. Каждая авиакомпания использует определённую систему для обозначения букв и цифр на каждом рейсе.
Буквенная составляющая номера рейса довольно проста: она представляет перевозчика. Например, Delta обозначается как DL, American Airlines – как AA, а United Airlines – как UA. Здесь интересен пример «Аэрофлота». Код SU, используемый национальным перевозчиком, появился ещё в советские времена и расшифровывается как Soviet Union. При этом у «Аэрофлота» есть ещё код AFL, который практически не используется.
С числами сложнее. У каждой авиакомпании есть свои правила о том, как составлять номера, но ни одна не может использовать более четырёх цифр для обозначения рейса. Номер рейса должен помещаться в диапазоне чисел от 1 до 9999.
Как правило, номера рейсов на север и на восток — чётные, а на юг и запад — нечётные, но бывают и исключения. Авиакомпании обычно делают номер обратного рейса на одну цифру больше, чем номер исходящего рейса. Например, Utair выполняет рейс из московского Внуково в Краснодар — это UT523. Номер обратного рейса будет UT524.
Как правило, чем меньше номер рейса, тем важнее маршрут для авиакомпании. Рейс из аэропорта Джона Кеннеди в лондонский Хитроу — главный для Delta и обозначается как DL1. Британская столица была первым международным пунктом назначения этого авиаперевозчика, правда, тогда рейс выполнялся из Атланты.
Есть несколько номеров рейсов, которые вы никогда не встретите. Чтобы не создавать путаницу с моделью самолёта Boeing-757, вылетам не присваивают номер 757. Кроме того, исключительно из суеверия, компании ни за что не будут выполнять рейсы 13 или 666. Только Finnair оказались выше своих страхов и несколько раз отправляли рейс 666 в пятницу, 13-го (последний раз в октябре 2017 года). Вылет из Копенгагена в Хельсинки (аэропорт обозначается как HEL, что созвучно с английским hell – «ад») прошёл более чем успешно.
В России у авиакомпаний также встречаются русскоязычные двухбуквенные код. Кроме того, в России у авиакомпаний, совершающих внутренние рейсы, также встречаются русскоязычные двухбуквенные коды. Например, авиакомпания «Алроса» — это ЯМ, «Северсталь» — Д2, а «Ижавиа» — ИЖ. Бывает и так, что у таких авиакомпаний нет кода IATA — он им просто не нужен, так как эти перевозчики не летают за границу.
Ещё одна интересная особенность кодов IATA — дубли. Например, код российского лоукостера «Победа» — DP. Точно такие же буквы использует и британский перевозчик First Choice Airways, специализирующийся на полётах по курортным направлениям.
Коды могут задублить, если на момент регистрации авиакомпании, она не осуществляет и планирует в обозримом будущем осуществлять рейсы по направлениям, куда летает её «двойник» (чтобы избежать путаницы). Правда, система иногда даёт сбои. В случае с той же «Победой» и First Choice Airways — сейчас в маршрутной сети обоих перевозчиков есть кипрские Ларнака и Пафос, а также турецкая Анталья. Но перепутать рейсы туристам всё равно сложно: First Airways — чартерный перевозчик из Британии, «Победа» — лоукостер из России, айдентика у обоих компаний на данный момент не пересекается даже в цветах.
Вообще проблема дублей связана с связана с дефицитом двухбуквенных кодов IATA — сочетание двух латинских букв не может дать более 576 уникальных вариантов. Цифры в составе кода увеличивают общее число возможных вариантов примерно до 1000, но это не решает проблемы в целом из-за большого количества авиакомпаний-перевозчиков.
Расшифровка электронного билета на самолет
У всех авиакомпаний при бронировании пассажирам выдается электронный билет, который является действительным для прохождения на борт самолета. Это лист А4, на котором указывается информация о самом пассажире и деталях выбранного им рейса. Данные представлены на английском языке с кодами и цифрами, которые могут быть понятны далеко не всем.
Если вы в первый раз летите на самолете, то вам просто необходимо знать расшифровку электронного авиабилета. При незнании этих вещей у вас могут возникнуть проблемы с поиском информации о времени вашего рейса, номера терминала и прочих важных деталей.
Электронный билет — общие данные
Электронный билет — это договор между авиакомпанией и пассажиром о воздушной перевозке. Его ключевое отличие от бумажного заключается в том, что сведения о пассажире заносятся в базу данных компании. Поэтому в аэропорту вам даже необязательно предъявлять сам билет.
Это маршрут-квитанция, для которой нет каких-то регламентированных правил. У каждой компании есть свои примеры таких билетов. Главное, чтобы там была указана вся необходимая информация.
Вы можете распечатать его на обычном листе А4 — особых бланков не требуется. Такая система была введена специально для удобств пассажиров.
Преимуществ у электронного билета очень много.
Он присылается на вашу электронную почту, после того, как вы произвели оплату. Обычно это документ в формате PDF. Если вы не нашли письма с билетом, то не спешите сразу обращаться в сервисный центр с гневными обвинениями. Поищите в папке “Спам” — оно могло попасть туда.
Расшифровка электронного билета на самолет
Когда вы получаете билет, то сразу трудно сориентироваться, где и что указано. Найти номер рейса на электронном билете или время его прибытия и отбытия очень сложно. Внизу, на фотографии, вы можете увидите пример билета. Все важные данные на нем отмечены синими цифрами.
Информация о ваших фамилии и имени обозначена цифрой один. Они указываются латинскими буквами. При перелетах заграницу проверьте, чтобы их написание совпадало с тем, как они указаны в вашем загранпаспорте. Если они не одинаковые, то вас могут не пустить на борт самолета.
Под номером два вы найдете название компании, у которой вы покупали билет. Цифрой три — обозначена та организация, которая продала вам билет с ее географическим положением.
Номер четыре — это ваш индивидуальный код бронирования. Он состоит из набора латинских букв. Если вы хотите узнать статус вашего билета или уточнить какие-то детали о перелете, то именно его нужно называть работнику компании.
Под цифрой пять указан номер вашего документа, по которому вы приобретали билет. Проверьте, чтобы он совпадал с тем, что указан в вашем паспорте. Они тоже не должны отличаться один от другого.
Номер шесть — это дата вашего рождения, а семь — это тот день, когда вам был оформлен билет.
Под цифрой восемь вы найдете город отбытия и прибытия. Названия могут быть сокращены, но это не играет особой роли. Рядом может быть написано название аэропорта, если такое у него есть.
Девятка означает номер вашего рейса, которые состоит из кода авиакомпании и набора из трех цифр.
Под номером десять указана код класса бронирования. Если вы видите буквы — F, P или А, то это первый класс. Разница между ними есть:
Увидели буквы J, C, D, I, Z? Это Бизнес-класс. Каждая из них обозначает определенный уровень обслуживания на борту самолета. J — это бизнес-класс, но с улучшенным вариантом обслуживания, приближенным к первому. С — обычный бизнес-класс. D, I, Z — то же самое, но со скидкой.
Буквы W, S, Y, B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X обозначают Эконом-класс. Если вы видите первую букву, то это премиальный Эконом-класс. S и Y — обычный Эконом. B, H, K, L, M, N, Q, T, V, X — Эконом со скидкой.
Под номером 11 обозначены время прибытия и отбытия. Обратите внимание, что указывается местное время.
Цифра 12 — это количество багажа, которые вы можете брать с собой бесплатно.
Номер 13 — это сумма стоимости вашего билета, указываемая в той валюте, в которой вы оплачивали ее. Она состоит из двух частей — тарифа (fare) и различных сборов (tax).
Четырнадцать — это общая сумма, уплаченная вами за билет, с указанием валюты оплаты.
Последняя цифра — общая сумма тарифа.
В билетах pnr обозначается, как номер заказа.
Есть еще так называемое обозначение PNR. Что такое pnr в электронном билете? Это аббревиатура с английского языка — “Personal Name Record”. По-русски — обозначение вашего заказа, которое состоит из набора цифр и букв. Оно является уникальным для каждого билета.
В самом низу билета перечисляются правила авиакомпании, по которым осуществляется перелет. Если вы не понимаете английского языка, то всегда можете обратиться в сервисный центр компании, где вам обязательно их разъяснят.
Если вы летите с пересадкой, то ко всей информации, перечисленной выше, добавляется та, что касается ваших пересадок.
Как узнать номер рейса самолета
Photo by chuttersnap on Unsplash
Изучая электронный или обычный авиабилет, вы обязательно увидите номер рейса самолета. Именно по нему вы можете выяснить, не задерживается лишь ваш рейс, и узнать другую важную информацию о перелете. Но далеко не все путешественники знают, что скрывается за этими обозначениями. Поговорим о том, как присваиваются номера тем или иным маршрутам и как по номеру рейса отследить нужный вам самолет.
Что такое номер рейса?
Номер рейса состоит из двух частей. Первая — набор букв. Вторая — цифр.
Буквы в номере рейса обозначают авиакомпанию, выполняющую данный рейс. Как правило, это внутренний или внешний код перевозчика. К примеру, рейсы «Аэрофлота» обозначаются буквами SU, «Ютэйр» — UT, «S7 Airlines» — S7, «Белавиа» — B2 и т.д. Само собой коды авиакомпаний повторяться не могут, так что путаница здесь исключена.
Как присваиваются номера?
С цифрами история более интересная. Присваивают номера рейсам сами авиакомпании. Но вольностей здесь, как правило, не встретишь — есть общие правила назначения номеров.
Во-первых, количество цифр, которое используется в номере, не должно быть больше четырех. Так что используется числовой ряд от 1 до 9999.
Обычно чем меньше цифра — тем более важный и престижный рейс.
Номера рейсов по маршрутам в северном и восточном направлениях обычно четные, в южном и западном — нечетные.
Номера рейсов «туда» и «обратно» обычно отличаются на одну цифру. Например, если вы летите из Москвы в Санкт-Петербург рейсом № 46, то обратный рейс той же компании будет № 47.
Если номер вашего рейса четырехзначный и начинается с цифры 3 и выше, это означает, что рейс выполняется несколькими компаниями одновременно по код-шеринговому соглашению.
Цифра «8» довольно часто встречается на азиатский направлениях, поскольку она считается счастливой. А вот номеров 6, 13 и 666 авиакомпании стараются избегать. Чтобы не возникло путаницы с популярной моделью самолета, также не используется комбинация 747.
Как узнать номер своего рейса?
Узнать номер своего рейса просто — достаточно заглянуть в ваш авиабилет или посмотреть маршрутную квитанцию электронного билета, которая приходит на вашу электронную почту сразу после бронирования.
Что делать, если у вас билета нет? Например, вы забыли маршрутную квитанцию дома или просто кого-то хотите встретить в аэропорту. Узнать номер в таком случае можно несколькими способами.
Как отследить самолет по номеру рейса
Современные технологии позволяют не только узнать время вылета и посадки, но и отследить любой самолет, который находится в воздухе. Для этого есть специальные сервисы, которые в режиме реального времени выдают информацию, в какой точке земного шара сейчас летит интересующий вас лайнер.
Таких сервисов несколько. Наиболее известные: Flightradar24, Plane Finder RadarBox24, FlightAware и RadarVirtuel. Чтобы найти конкретный лайнер, нужно зайти на сайт одного из них и воспользоваться формой поиска. Наведя курсор на пиктограмму интересующего вас лайнера, можно узнать подробности: название авиакомпании, пункты отправления и назначения, высота полета и скорость, тип самолета, возраст и другие. Подробнее о работе указанных сервисов вы можете узнать из нашей статьи.
Как узнать время прилета/отлета по номеру рейса?
Бывают случаи, когда родные просят их встретить в аэропорту и называют только номер рейса. Как же выяснить время прилета? Здесь также вам пригодится Яндекс.Расписание или онлайн-табло аэропорта или авиакомпании. Вам останется только в поисковой строке вбить имеющийся номер, а система выдаст всю информацию по данному рейсу.