что значит номинальные обороты
Как определить скорость вращения электродвигателя
Мощность двигателя или крутящий момент? Какая характеристика важнее?
Материал подготовлен автором проекта АвтобурУм. Графики можно увидеть здесь: https://autoburum.com/user/stas90/blog/609-moshhnost-dvigate.
Большинство автолюбителей судят о ходовых характеристиках авто по мощности двигателя. Обычно ее измеряют в киловаттах или лошадиных силах. Чем она больше, тем солиднее. Максимальную мощность двигатель внутреннего сгорания развивает на определенных оборотах. Обычно для бензиновых автомобилей это около 6000 оборотов в минуту, для дизельных – около 4000 об./мин. Именно поэтому дизельные движки относятся к классу низкооборотных, бензиновые – высокооборотные. Однако и среди бензиновых двигателей есть низкооборотные, и наоборот – есть дизельные высокооборотные.
Часто водитель сталкивается с ситуацией, когда необходимо придать авто значительное ускорение для выполнения очередного маневра. Жмешь педалью акселератора в пол, а автомобиль практически не ускоряется. Вот тут-то и нужен мощный крутящий момент на тех оборотах, на которых работает в данный момент двигатель. Именно он характеризует приемистость автомобиля. Поэтому каждый автовладелец должен знать, на каких оборотах его авто имеет максимальный крутящий момент перед тем, как садить красивую девушку в свою машину и показывать чудеса пилотирования.
Крутящий момент двигателя, что это?
Из курса физики за 9 класс многие помнят, что крутящий момент М равен произведению силы F, прикладываемой к рычагу длиной плеча L. Формула:
Длина в системе СИ измеряется в метрах, сила – в ньютонах. Нетрудно определить, что момент измеряется в ньютон на метр.
Основная сила в двигателе внутреннего сгорания вырабатывается в камере сгорания в момент воспламенения смеси. Она приводит в действие кривошипно-шатунный механизм коленвала. Рычагом здесь является длина кривошипа, то есть, если эта длина будет больше, то и крутящий момент тоже увеличивается. Однако, увеличивать кривошипный рычаг бесконечно нельзя. Во-первых, тогда надо увеличивать рабочий ход поршня, то есть размеры движка. Во-вторых, при этом уменьшаются обороты двигателя. Двигатели с большим рычагом кривошипного механизма применяют в крупномерных плавательных средствах. В легковых авто с небольшими размерами коленвала не поэкспериментируешь.
В технических характеристиках, указанных на модель двигателя, параметр максимального крутящего момента указывается совместно с величиной оборотов (либо пределами величин оборотов), при которых такой крутящий момент может быть достигнут. Обычно считается: если максимальный крутящий момент может быть достигнут на оборотах до 4500 об./мин., то двигатель низкооборотный, более 4500 – высокооборотный.
От величины крутящего момента напрямую зависит характеристика мощности двигателя автомобиля. Почему считается, что бензиновые движки заведомо могут обеспечить большую, чем дизельные, мощность. Дело в том, что в силу конструктивных особенностей и управляемости системы зажигания бензиновые двигатели могут длительное время работать на оборотах 8000 об./мин и более. Дизельные движки достигают максимального крутящего момента на более низких оборотах. В городском ритме движения, когда нет необходимости развивать предельные обороты, дизельные авто нисколько не уступают бензиновым, наоборот, на малых и средних оборотах спокойно можно двигаться в ритме от 30 до 60 км/час, не переключая третью либо 4-ю передачу.
Пересчитать крутящий момент в мощность двигателя и наоборот можно, руководствуясь упрощенной физической формулой:
По этой формуле получится мощность Р в киловаттах. Вводить надо М – крутящий момент двигателя в ньютон на метр, n– величина оборотов двигателя. Здесь 9549 — число, которое получается после упрощения основной формулы в результате перемножения констант (ускорения свободного падения, числа Пи и т.п.).
Для перевода киловатт в лошадиные силы следует результат умножить на 1,36. В некоторых случаях в технических характеристиках указывается крутящий момент на холостых оборотах.
Зависимости мощности двигателя и крутящего момента от количества оборотов
Типовые характеристики зависимости мощности и крутящего момента от оборотов двигателя приведены на рис.1
Из графика видно, что крутящий момент стабильно увеличивается до 3000 оборотов, затем наступает относительно пологий участок. На оборотах около 4500 об/мин достигается максимум крутящего момента около 178 ньютон*метр. В то же время мощность двигателя продолжает расти до достижения оборотов около 5500 об/мин, и на этих оборотах достигает около 124 лошадиных сил. Это понятно, если обратиться к формуле, в которой видно, что мощность пропорциональна произведению крутящего момента на величину оборотов. После 5500 оборотов в минуту уменьшение крутящего момента превышает крутизну увеличения оборотов, и мощность начинает уменьшаться.
Как это объяснить физически, то есть, без формул. На малых оборотах в область сгорания поступает небольшое количество воздушно-топливной смеси в единицу времени, соответственно, крутящий момент и мощность небольшие. Увеличивая обороты, количество смеси (а вслед за ним и мощность, крутящий момент) возрастает. Достигая больших значений, мощность уменьшается по следующим причинам:
механические потери на трение механизмов;
Характеристики двигателей постоянного тока
Классификация и основные уравнения двигателей постоянного тока
Двигатели постоянного тока находят широкое применение в тех случаях, когда по условиям работы исполнительного механизма требуется широкое изменение частоты вращения, и при этом часто имеют преимущества по сравнению с двигателями переменного тока. Используются они в металлургической промышленности, станкостроении, системах автоматического регулирования, широко применяются на электрическом транспорте, в авиации и автомобилестроении. Двигатели постоянного тока могут иметь мощность в пределах от нескольких ватт до нескольких тысяч киловатт.
Как и генераторы, двигатели постоянного тока классифицируют по способу включения обмотки возбуждения. Различают двигатели независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения. Электрические схемы этих двигателей аналогичны схемам соответствующих генераторов. Отличие заключается в том, что ток якоря Iа
в двигателях независимого и последовательного возбуждения равен сетевому току
I
, а в двигателях параллельного и смешанного возбуждения из сети потребляется и ток возбуждения
I
в.
Рассмотрим основные уравнения двигателей постоянного тока.
1. Уравнение равновесия напряжений для цепи якоря в режиме двигателя:
Упрощение уравнения производится так же, как для генераторов:
2. Уравнение баланса токов для двигателей параллельного и смешанного возбуждения:
3. Уравнение движения:
— момент инерции якоря двигателя и вращающихся частей приводного механизма;
М—
электромагнитный момент, развиваемый двигателем,
Мс
— момент сопротивления, равный сумме моментов приводимого механизма
М2
и тормозного момента
Mo,
обусловленного потерями внутри самого двигателя.
Уравнение частоты вращения двигателя можно получить если в(24.2) подставить вместо ЭДС его значение
Разрешив полученное уравнение относительно n
Характеристики двигателей постоянного тока
Основными характеристиками, по которым оценивают рабочие свойства двигателей, являются:
— зависимость частоты вращения от тока якоря,
— зависимость электромагнитного момента от тока якоря,
зависимость частоты вращения от электромагнитного момента,
п =f(M).
Двигатели независимого и параллельного возбуждения.Все характеристики этих двигателей получают при постоянных значениях напряжения сети и тока возбуждения, обычно соответствующих своим номинальным значениям: U= U ном; IB = I
Обороты двигателя: характеристики и особенности
Начинающие и профессиональные автовладельцы интересуются вопросом, на каких оборотах (высоких или низких) лучше ездить. Этот актуальный вопрос чаще всего провоцирует вызов ожесточенной полемики среди автолюбителей, которые предпочитают высказать свою точку зрения.
Данная статья позволит ознакомиться с основными оборотами двигателей и в устранении проблем, возникших в ходе нестабильности оборота. Поэтому предлагаем внимательно прислушаться к советам профессионалов, которые подскажут, какие обороты двигателя допустимы для вождения современного автомобиля.
Самой распространенной проблемой современных агрегатов считается нестабильночть оборотов холостого хода. Следовательно, отсутствие холостых ходов, может, вызывать серьезные хлопоты на дорогах. Управлять подобным авто становится практически невозможным. Чтобы избежать аварийных ситуаций, автовладелец обязан мочь учесть несколько важных правил.
В процессе движения автомобиль, всегда определяется частота вращения вала колес и двигателя. Когда увеличивается частота вращения вала двигателя, соответственно, увеличивается и скорость движения авто. Поэтому частота движения вала определяется делением передаточного числа текущей передачи.
Также, не стоит забывать, что на некоторых автомобилях установлен ограничитель оборотов двигателя, который снижает количество оборотов коленвала в зависимости от разных условий.
При запуске системы холостого хода происходит мощностный режим. В подобном случае необходимо огромное внимание уделяется инжекторному и карбюраторному мотору. Автомобильный карбюратор более раннего выпуска обладает зависимым холостым ходом. Благодаря новейшей разработанной конструкции, во время вождения авто, у водителей не должно возникать лишних хлопот.
Но так как стоимость на нефть увеличилась, мировые производители транспортных средств, выпустили автономный экономичный холостой ход, который уменьшает расходы топлива. В основном число оборотов не должно превышать 60.
По мнению специалистов, после внедрения карбюратора автономного холостого хода, обслуживание данного устройства заметно усложнилось. Так как система питания нуждается в вождении фильтров, которые предназначены для очищения горючего. Стоит отметить, что отсутствие фильтров положительно сказывается на стабильности функционировании двигателя. Поэтому обороты (по асфальту) нужно держать между 2000 до 3000.
Ранее, на карбюраторах устанавливали холостой ход с помощью специального винта, приоткрытый дроссельной заслонкой. Но на данном этапе, процесс установки значительно усложнился. Отдельная система с наличием собственных каналов и жиклеров, отвечают за процесс подачи воздуха и дозировки горючего. После установления системы холодного хода, намного снизилась надежность.
При попадании хотя бы одного волоса или соринки, могут возникнуть перебои. Работоспособность двигателя ухудшиться и возникнут серьезные проблемы. Если вовремя не обратить внимания, то можно полностью заглушить работу двигателя. Новейшие карбюраторы, которые имеют электроклапан холодного хода, отличаются:
Основные характеристики электродвигателей
Номинальный режим электродвигателя соответствует данным, указанным на его щитке (паспорте). В этом режиме двигатель должен удовлетворять требованиям, установленным ГОСТом.
Существует восемь различных режимов работы, из них основными можно считать:
· продолжительный номинальный режим;
· кратковременный номинальный режим с длительностью рабочего периода 10, 30 и 90 мин;
· повторно-кратковременный номинальный режим с продолжительностью включения (ПВ) 15, 25, 40, 60%, с продолжительностью одного цикла не более 10 мин.
Номинальной мощностью Р
н электродвигателя называется указанная на щитке полезная механическая мощность на валу при номинальном режиме работы. Номинальная мощность выражается в Вт или кВт.
Номинальная частота вращения nн
вала электродвигателя называется указанное на щитке число оборотов в минуту, соответствующее номинальному режиму.
Номинальный момент вращения
— момент, развиваемый двигателем на валу при номинальной мощности и номинальной частоте вращения:
н — номинальный момент вращения, Н·м (1 кгс·м = 9,81 Н·м ≈ 10 Н·м);
н — номинальная мощность, кВт;
н — номинальная частота вращения, об/мин.
hн электродвигателя — отношение его номинальной
мощности к мощности, потребляемой им из сети при номинальном напряжении:
н — номинальная мощность, кВт;
н — номинальное (линейное) напряжение, В;
н — номинальная сила тока, А;
cosφн — номинальный коэффициент мощности.
Номинальной силой тока
электродвигателя называется сила тока, соответствующая номинальному режиму. Действительное значение силы тока при номинальном режиме может отличаться от указанного на щитке электродвигателя в пределах установленных допусков для к.п.д. и коэффициента мощности.
Максимальный вращающий момент
электродвигателя — наибольший вращающий момент, развиваемый при рабочем соединении обмоток и постепенном повышении момента сопротивления на валу сверх номинального при условии, что напряжение на зажимах двигателя и частота переменного тока остаются неизменными и равными номинальным значениям.
Начальный пусковой вращающий момент
электродвигателя — момент вращения его при неподвижном роторе, номинальных значениях напряжения и частоты переменного тока и рабочем соединении обмоток.
Минимальным вращающим моментом
электродвигателя в процессе пуска называется наименьший вращающий момент, развиваемый двигателем при рабочем соединении обмоток и частоте вращения в пределах от нуля до значения, соответствующего максимальному вращающему моменту (напряжение на зажимах двигателя и частота переменного тока должны оставаться неизменными и равными их номинальным значениям).
Номинальная частота вращения
вала электродвигателя является следующим за мощностью параметром, от которого в значительной мере зависят конструктивное оформление, габариты, стоимость и экономичность работы электропривода. Наиболее приемлемыми в диапазоне мощностей от 0,6 до 100 кВт являются частоты вращения 3000, 1500 и 1000 об/мин (синхронные). Электродвигатели с частотой вращения 750 об/мин (восьмиполюсные) малых мощностей имеют низкие энергетические показатели. При одинаковой мощности электродвигатели с более высокой частотой вращения имеют более высокие значения к.п.д. и cosφ, а также меньшие размеры и массу, что определяет их меньшую стоимость.
основного исполнения относительное значение силы тока холостого хода
= (0,2—0,6)
I
н (оно тем больше, чем меньше номинальная частота вращения и мощность электродвигателя). Зависимость тока холостого хода от частоты вращения электродвигателя приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Токи холостого хода для двигателей основного исполнения
Среднее значение токов холостого хода
(в долях от силы номинального тока) при синхронной частоте вращения, об/мин
Инжекторные двигатели с плавающими оборотами
Следует отметить, что дроссельный узел часто загрязняется. После чего в дальнейшем происходит нестабильное функционирование оборотов холостого хода. Канал полностью забивается грязью и происходит перекрытие байпасного канала. По мнению профессионалов, дроссельные узлы можно с легкостью разобрать и очистить, то это не представляет особой опасности для устройства.
Если происходит посторонний подсос воздуха, то в датчике отображаются неправильные данные. То есть это, может, привести к убытию или добавлению горючего. Что приводит в заблуждение водителя. Поэтому для выровнения соотношения смеси, проводится полноценная очистка. Таким образом, можно урегулировать соотношение оборотов. Прежде чем осуществляется процесс нормализации подачи воздуха, специалисты осматривают устройство.
Как запустить мотор с использованием эфира
Ограничитель агрегата ограничивает максимальные обороты копенчатого вала двигателя. Поэтому чтобы запустить двигательно и привести в нормально состояние, необходимо воспользоваться диэтиловым эфиром.
Высокая летучесть концентрата и температура воспламенения отлично реагируют на процесс и помогают в запуске двигателя. Если вы не умеете пользоваться коварным веществом, тогда лучше доверить дело профессионалам, чтобы избежать серьезных последствий.
Скорость сгорания эфира достаточно велика. Поэтому при неправильном применении соотношения, можно вызвать взрывной эффект. Чтобы предотвратить подобные последствия, специалисты пользуются дополнительными компонентам, которые отлично взаимодействуют с эфиром. Если процесс проводится в зимний период, тогда следует подумать об эксплуатации двигателя.
Многие специалисты рекомендуют использовать бензиновый, качественный движок. Чтобы не перезагружать свой бюджет лишними затратами, желательно хорошо подумать обо всех деталях и только после этого подобрать соответствуюбщий автомобиль. Рекомендуемый предмет, позволит передвигаться без лишних затрат.
Основные показатели двигателя
Сгорание топлива происходит внутри ДВС, в специальной камере цилиндра. Это приводит в движение поршень, который, совершая циклические возвратно-поступательные движения, проворачивает коленчатый вал. Таков упрощенный принцип работы любого поршневого двигателя внутреннего сгорания.
Основные характеристики ДВС можно оценить тремя основными показателями:
Основные показатели ДВС
Рассмотрим более подробно каждый из этих показателей.
Что такое мощность двигателя
Под мощностью следует понимать физическую величину, которая показывает совершаемую двигателем работу за единицу времени. При вращательном движении мощность определяется как произведение крутящего момента на угловую скорость вращения коленчатого вала. Обычно она указывается в лошадиных силах (л.с.), но встречается измерение и в кВт.
Существует несколько единиц измерения под названием «лошадиная сила», но, как правило, имеется в виду так называемая «метрическая лошадиная сила», которая равная ≈ 0,7354 кВт. А вот в США и Великобритании лошадиные силы, касающиеся автомобилей, приравнивают к 0,7456 кВт, то есть как 75 кгс*м/с, что приблизительно равно 1,0138 метрической.
Способы определения характеристик электромотора.
Чтобы определить, к какой из этих групп относится двигатель, не нужно разбирать его, как это советуют некоторые специалисты, чтобы обеспечить себе заказ на работу. Дело в том, что разбор электродвигателя может осуществить только мастер достаточной квалификации. На самом же деле достаточно открыть защитную крышку (другое название подшипниковый щит) и найти катушку обмотки. Таких катушек может быть несколько, но достаточно одной. В случае если к валу прикреплены полумуфта или шкив, потребуется снять еще и нижний щит.
Если катушки соединены при помощи деталей, которые мешают рассмотреть информацию, эти детали ни в коем случае нельзя отсоединять. Нужно попробовать определить на глаз соотношение размера катушки и статора.
Статором называется неподвижная часть электромотора, подвижная же имеет название ротор. В зависимости от конструктивных особенностей, в качестве ротора может выступать как сама катушка, так и магниты.
Если катушка закрывает собой половину кольца статора, такой двигатель относится к третьей группе, то есть способен выдавать до 3000 оборотов. Если размер катушки составляет треть от размеров кольца, это мотор второго типа, соответственно, он способен развить 1500 оборотов в минуту. Наконец, если катушка только на четверть закрывает собой кольцо, это первый тип. Электромотор развивает мощность в 1000 оборотов.
Существует еще один способ определения частоты вращения вала роторной части. Для этого также нужно снять крышку и найти верхнюю часть обмотки. По расположению секций обмотки и определяется скорость. Обычно внешняя секция занимает 12 пазов. Если сосчитать общее количество пазов и разделить на 12, можно получить число полюсов. Если число полюсов равно 2, двигатель имеет скорость вращения около 3000 об/мин. Если полюсов получилось 4, это соответствует 1500 оборотам в минуту. Если 6, то 1000 об/мин. Если 8, то 700 оборотов.
Третий способ определения количества оборотов внимательно осмотреть бирку на самом двигателе. Цифра на маркировке в конце и соответствует числу полюсов. Например, для маркировки АИР160S6 последняя цифра 6 указывает, сколько полюсов использует катушка.
Проще же всего измерить число оборотов специальным прибором тахометром. Но в силу узкой специализации применения данный способ нельзя рассматривать как общедоступный. Таким образом, даже если не сохранилось никакой технической документации, существует как минимум 4 способа определить число оборотов электрического мотора.
При поступлении в ремонт электродвигателя с отсутствующей табличкой, приходиться определять мощность и обороты по статорной обмотке. В первую очередь нужно определить обороты электродвигателя. Самый простой способ для определения оборотов в однослойной обмотке это посчитать количество катушек (катушечных групп).
Количество катушек (катушечных групп) в обмотке шт. | Частота вращения об/мин. При частоте питающей сети f=50Гц. | ||
Трёхфазные | Однофазные в рабочей обмотке | ||
Односл. | Двухсл. | ||
6 | 6 | 2 | 3000 |
6 | 12 | 4 | 1500 |
9 | 18 | 6 | 1000 |
12 | 24 | 8 | 750 |
15 | 30 | 10 | 600 |
18 | 36 | 12 | 500 |
21 | 42 | 14 | 428 |
24 | 48 | 16 | 375 |
27 | 54 | 18 | 333 |
30 | 60 | 20 | 300 |
36 | 72 | 24 | 250 |
По таблице у однослойных обмоток на 3000 и 1500 об/мин. одинаковое количество катушек по 6, визуально отличить их можно по шагу. Если от одной стороны катушки к другой стороне провести линию, и линия будет проходить через центр статора, то это обмотка 3000 об/мин. рисунок №1. У электродвигателей на 1500 оборотов шаг меньше.
2p | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 |
об/ мин f=50Гц | 3000 | 1500 | 1000 | 750 | 600 | 500 |
2p | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 |
об/ мин f=50Гц | 428 | 375 | 333 | 300 | 272 | 250 |
2p | 26 | 28 | 30 | 32 | 34 | 36 |
об/ мин f=50Гц | 230 | 214 | 200 | 187,5 | 176,4 | 166,6 |
2p | 38 | 40 | 42 | 44 | 46 | 48 |
об/ мин f=50Гц | 157,8 | 150 | 142,8 | 136,3 | 130,4 | 125 |
Что такое крутящий момент
Крутящий момент двигателя рассчитывается по формуле: M = F*R, где F – это сила, с которой давит поршень, R — длина плеча (рычага). В нашем случае плечом будет расстояние от оси вращения коленчатого вала до места крепления шатунной шейки. Этот параметр измеряется в ньютонах на метр (Hм). 1H соответствует 0,1 кг, который давит на конец рычага длиной в метр.
Крутящий момент ДВС характеризует показатель силы вращения коленчатого вала и определяет динамику разгона автомобиля.
Синхронные и асинхронные электромашины
Двигатели переменного напряжения есть трёх типов: синхронные, угловая скорость ротора которых совпадает с угловой частотой магнитного поля статора; асинхронные – в них вращение ротора отстаёт от вращения поля; коллекторные, конструкция и принцип действия которых аналогичны двигателям постоянного напряжения.
Синхронная скорость
Скорость вращения электромашины переменного тока зависит от угловой частоты магнитного поля статора. Эта скорость называется синхронной. В синхронных двигателях вал вращается с той же быстротой, что является преимуществом этих электромашин.
Для этого в роторе машин большой мощности есть обмотка, на которую подаётся постоянное напряжение, создающее магнитное поле. В устройствах малой мощности в ротор вставлены постоянные магниты, или есть явно выраженные полюса.
Скольжение
В асинхронных машинах число оборотов вала меньше синхронной угловой частоты. Эта разница называется скольжение «S». Благодаря скольжению в роторе наводится электрический ток, и вал вращается. Чем больше S, тем выше вращающий момент и меньше скорость. Однако при превышении скольжения выше определённой величины электродвигатель останавливается, начинает перегреваться и может выйти из строя. Частота вращения таких устройств рассчитывается по формуле на рисунке ниже, где:
Такие устройства есть двух типов:
Регулировка частоты вращения
В процессе работы появляется необходимость регулировки числа оборотов электрических машин. Она осуществляется тремя способами:
Внимание! Скорость вращения коллекторных электродвигателей, работающих от сети переменного тока, не зависит от частоты сети
Внешняя скоростная характеристика (ВСХ)
Внешняя скоростная характеристика двигателя показывает зависимость мощности, расхода топлива и крутящего момента от числа оборотов коленвала. Все эти параметры показываются графически в виде кривых.
Внешняя скоростная характеристика
На рисунке можно видеть кривые с обозначениями Pe – мощность двигателя, Mе – крутящий момент, ge – удельный расход топлива. Как видно, с ростом числа оборотов и мощности увеличивается расход топлива. Крутящий момент растет до определенного уровня, а затем идет на спад. В точке, где наиболее эффективный крутящий момент и мощность двигателя, будет самый оптимальный показатель расхода топлива.
Производители моторов борются за то, чтобы максимальный крутящий момент двигатель развивал в как можно более широком диапазоне оборотов («полка крутящего момента была шире»), а максимальная мощность достигалась при оборотах, максимально приближенных к этой полке. Такой двигатель и из болота вытянет, и в городе позволяет быстро ускоряться.
Внешняя скоростная характеристика дает оценку динамическим характеристикам автомобиля, определяет КПД и топливный расход при разных параметрах.
Высокий крутящий момент на более низких оборотах увеличивает тяговую силу агрегата, грузоподъемность и проходимость.
Номинальные обороты двигателя
Стр 1 из 5Следующая ⇒
Введение
Тяговый расчет проектируемого трактора проводится с целью определения мощности двигателя, необходимой для получения расчетной силы тяги при различных рекомендуемых скоростях движения. С помощью тягового расчета делают выбор числа передач и наиболее рациональной разбивки передаточного отношения, обеспечивающих получение минимальной для данного типа и класса тракторов скорости, а также промежуточных и максимальных скоростей.
Основными этапами тягового расчета являются: определение силы тяги трактора по балансу мощностей и составление тяговой характеристики трактора, с помощью которой определяют возможности наиболее рационального его использования. Кроме того, рассматриваются вопросы, связанные с выбором основных параметров проектируемого трактора и структуры ряда передаточных чисел его трансмиссии.
Тяговый расчет трактора производится на основании данных задания.
Графическая часть работы включает в себя:
а) скоростную характеристику двигателя и лучевую диаграмму загрузки двигателя на передачах;
б) кинематическую схему трансмиссии трактора;
в) совмещенные потенциальную и тяговую характеристики трактора.
Анализ исходных данных
Назначение трактора
Слово «трактор» произошло от латинского слова «трако» – «тащу», «тяну». В этом и заключается главное назначение трактора: он или тащит на себе различные машины – орудия, или тянет их за собой. Но одно дело – тянуть легкую повозку по хорошо укатанной дороге и совсем другое – тянуть плуг по целине. Кроме того, трактор должен еще передавать энергию прицепленным к нему или навешенным на него машинам-орудиям (плугам, сеялкам, культиваторам) и уборочным машинам.
Трактор выполняет многочисленные виды работ в сельском и лесном хозяйстве, в промышленности и строительстве. Трактор-экскаватор, трактор-бульдозер, трактор-канавокопатель, трактор-погрузчик, трактор-тягач, трактор- трубоукладчик, лесосплавный трактор-амфибия это далеко не полный перечень существующих тракторов.
Больше всего тракторов в сельском хозяйстве, здесь они являются основой механизации производства.
Существуют сельскохозяйственные тракторы нескольких видов: тракторы общего назначения, используемые в соединении агрегата с прицепными и навесными машинами для пахоты, посева, культивации, уборки; универсально-пропашные, с помощью которых проводят междурядную обработку (рыхление, окучивание, опыливание, опрыскивание) и уборку картофеля, сахарной свеклы, подсолнечника и других пропашных культур; специальные, приспособленные для работы на крутых склонах, болотистых почвах, в садах, виноградниках, на плантациях хлопчатника.
Все эти тракторы не похожи один на другой по внешнему виду, развивают разную мощность, передвигаются с разной скоростью, соединяются с разными машинами. Но каждый из них обязательно состоит из одних и тех же основных частей: двигателя, силовой передачи (трансмиссии), ходовой части, рабочего оборудования и органов управления.
Трактора различного назначения представлены на рисунке 2.1.1
Вес трактора [Q]
Вес машины. В исходных данных указана масса трактора (кг), для расчета нам потребуется вес (Н).
где m – масса трактора,
g – ускорение свободного падения.
Рисунок 2.1 – Образцы тракторов различного назначения
Для гусеничного трактора сцепным весом является рабочий вес всего трактора, а для колесного – рабочий вес, приходящийся на ведущие колеса.
Коэффициент самоперекатывания [f]
Гусеничный трактор при сопротивлении перекатыванию должен учитывать возникающие потери в процессе трения элементов движителя и деформации грунта в связи с действием различных нагрузок от поверхности гусениц.
Внутренние потери обусловлены трением направляющих колес и различных катков в подшипниках, трением имеющихся звеньев гусениц, находящихся в шарнирах, а также биением самих гусениц. Учет данных потерь ведется коэффициентом, а компенсация происходит посредством подведения к гусеницам ведущего крутящего момента. Деформация грунта, возникающая во время угловых поворотов, и вертикальное прессование почвы вызывают внешние потери. Таким образом, нагрузка опорных катков передается на гусеницы и образуется колея.
Внешние потери учитываются также коэффициентом. Их компенсирует касательная сила тяги. Среди всех потерь именно внутренним потерям, возникающим в гусеничном движителе, отводится 60%. Именно поэтому необходимо создать требуемое натяжение гусениц с соблюдением всех правил техобслуживания. Потерям от вертикальной деформации почвы отводится лишь 20%, а от буксования гусениц итого меньше – 3%.
Коэффициент равен примерно 0,08…0,12 и 0,06…0,08 для гусеничного и колесного тракторов соответственно. Коэффициент самоперекатывания может меняться в значительных пределах 0,05…0,3 при нагрузках типа бульдозерных и на слабых грунтах.
Коэффициент сцепления [φ
кр max]
Величина, соответствующая коэффициенту трения скольжения колеса (трака гусеницы) по поверхности, т.е. при коэффициенте скольжения, равном единице. Обычно это понятие распространяют на все значения при коэффициентах скольжения от единицы до значения, соответствующего максимальному коэффициенту сцепления. Коэффициенты сцепления указаны в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Коэффициенты сцепления
Материал | Резиновые шины | Траковая лента |
Сила сцепления | ||
Бетон | 0,90 | 0,45 |
Глинистый суглинок, сухой | 0,55 | 0,90 |
Глинистый суглинок, влажный | 0,45 | 0,70 |
Изрезанный колеями тяжелый суглинок | 0,40 | 0,70 |
Сухой песок | 0,20 | 0,30 |
Влажный песок | 0,40 | 0,50 |
Карьерный грунт | 0,65 | 0,55 |
Плотный снег | 0,20 | 0,27 |
Лед | 0,12 | 0,12 |
Плотный грунт | 0,55 | 0,90 |
Рыхлый грунт | 0,45 | 0,60 |
Уголь в отвале | 0,45 | 0,60 |
Тип трансмиссии
Трансмиссия трактора, как правило, многопоточная, то есть передает мощность двигателя не только на ходовую часть, но и для привода агрегатируемых машин и вспомогательных механизмов.
Современные тракторы оборудуются трансмиссиями нескольких различных типов:
При выполнении курсовой работы будут рассматриваться 2 вида трансмиссий – МСТ и ГМТ.
1) механические ступенчатые трансмиссии (МСТ). Механические ступенчатые трансмиссии имеют наименьшую стоимость и наиболее компактны при одинаковой величине передаваемой мощности, но не позволяют плавно регулировать скорость и тяговое усилие трактора. Механическая трансмиссия трактора состоит из главной фрикционной муфты сцепления, коробки передач, центральной (главной) передачи, конечных передач, передачи механизма отбора мощности. Дополнительно в механическую трансмиссию могут входить: увеличитель крутящего момента, ходоуменьшитель, редуктор-умножитель числа передач, раздаточная коробка. На гусеничных тракторах, кроме того, в состав трансмиссии входит механизм поворота.
2) гидромеханические трансмиссии (ГМТ) состоят из гидротрансформатора и механической ступенчатой коробки передач. Применение гидротрансформатора позволяет более полно использовать мощность двигателя в условиях переменной нагрузки на трактор и упрощает процесс управления им. Ступенчатая коробка передач позволяет выбирать нужный диапазон скоростей. В отличие от автомобилей, где гидромеханические трансмиссии обычно автоматические, на тракторах такая автоматизация не нужна и переключение передач осуществляется оператором. Изначально, гидромеханической трансмиссией оснащались тяжелые промышленные тракторы (например, Т-330 или Caterpilar), но в настоящее время, ею оснащаются практически все новые типы тракторов. Ступенчатые коробки передач могут быть как планетарными, так и обычного типа. К недостаткам таких трансмиссий относится низкий КПД и высокая сложность.
КПД трансмиссии
КПД трансмиссии представляет собой отношение мощности на ведущих звездочках трактора к мощности двигателя, передаваемой в трансмиссию.
Количество передач
Количество ступеней в КП.
Радиус ведущего колеса [Rвк]
Ведущие колеса служат для преобразования крутящего момента, подводимого к ним от двигателя, в касательную силу тяги, необходимую для передвижения трактора и буксирования прицепов. В целях обеспечения надежного сцепления ведущих колес с почвой на них передается большая часть (примерно 70…75 %) веса трактора. Размерность – метры.
Номинальные обороты двигателя
Обороты, при которых двигатель набирает максимальную мощность.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Роль мощности и крутящего момента двигателя
Для обеспечения лучших динамических показателей двигателя, производители стараются наделить силовой агрегат максимальным крутящим моментом, который будет достигаться в более широком значении оборотов двигателя.
Чтобы правильно оценить роль этих двух понятий, стоит обратить внимание на следующие факты:
Переход от угловой к линейной скорости
Существует различие между линейной скоростью точки и угловой скоростью. При сравнении величин в выражениях, описывающих правила вращения, можно увидеть общее между этими двумя понятиями. Любая точка В, принадлежащая окружности с радиусом R, совершает путь, равный 2*π*R. При этом она делает один оборот. Учитывая, что время, необходимое для этого, есть период Т, модульное значение линейной скорости точки В находится следующим действием:
Так как ω = 2*π*ν, то получается:
Следовательно, линейная скорость точки В тем больше, чем дальше от центра вращения находится точка.
К сведению. Если рассматривать в качестве такой точки города на широте Санкт-Петербурга, их линейная скорость относительно земной оси равна 233 м/с. Для объектов на экваторе – 465 м/с.
Числовое значение вектора ускорения точки В, движущейся равномерно, выражается через R и угловую скорость, таким образом:
а = ν2/ R, подставляя сюда ν = ω* R, получим: а = ν2/ R = ω2* R.
Это значит, чем больше радиус окружности, по которой движется точка В, тем больше значение её ускорения по модулю. Чем дальше расположена точка твердого тела от оси вращения, тем большее ускорение она имеет.
Поэтому можно вычислять ускорения, модули скоростей необходимых точек тел и их положений в любой момент времени.
Понимание и умение пользоваться расчётами и не путаться в определениях помогут на практике вычислениям линейной и угловой скоростей, а также свободно переходить при расчётах от одной величины к другой.