что значит носите тяготы друг друга

«Друг друга тяготы носите» (+ВИДЕО)

Признайтесь, бывало с вами такое: узнали о чьем-то промахе, оплошности или, не дай Бог, грехе – и помыслилось: «Этого следовало ожидать от него, а вот я бы…»? И даже если нет в подобных мыслях и тени злорадства, но лишь этакое снисходительное сострадание, все равно это недостойно христианина. Более того – грех. Об этом и подобных ему грехах напоминает нам протоиерей Андрей Ткачев.

Здравствуйте, дорогие братия и сестры. Сегодня мы поговорим с вами о некоторых грехах, которые свойственны человеку и которые могут нас не пустить в рай. Грехи – это те мешки, которыми мы навьючены, с которыми невозможно верблюду пройти сквозь иглиные уши. Значит, нужно развьючиться, снять с себя лишнюю тяжесть.

Грехи явные нападают слева, грехи тайные нападают справа. Явные – это воровство, блуд, гнев, ярость, убийство и т.д. Псалом 90-й говорит нам: «Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится». В толковании святителя Афанасия Великого и «Толковой Псалтири» Евфимия Зигабена говорится, что «страной» названа здесь левая сторона, где грех обнажен, наг, и он нападает на тебя в открытую, с поднятым забралом. Нагой грех мало кого соблазняет, да и от греха, одетого в лицемерные одежды, отвратиться не так уж трудно – он противен. «Тма одесную тебе» – это 10 тысяч: славянское слово «тма» означает это число. Тысяча слева и 10 тысяч справа.

Враги, нападающие справа, более многочисленные, и они нападают именно справа, то есть они одеваются в незаметные одежды, в камуфляж. Они одеваются в какую-то одежку, которая не позволяет нам распознать грех и назвать его по имени. Так что мы не должны извинять себя отсутствием в себе и в своей жизни каких-то грубых и отвратных страстей. Нужно «прошерстить» себя на предмет осуждения, зависти, обидчивости, злопамятства, гордости, желания того, что есть у ближнего, а у меня нет; на предмет обиды на Бога – за то, что я поставлен Богом на это место, а сам я считаю, что должен был выше подняться, и т.д. Этих грехов гораздо больше, это – «тьма», которая одесную тебе.

Мы должны радоваться о покаянии человека и не радоваться о его падении

Несколько слов скажу и о том, что мы должны радоваться о покаянии человека и не радоваться о его падении, о его согрешении. Евангелие учит нас тому, что на Небесах бывает великая радость и об одном грешнике кающемся. Небо внимательно смотрит на землю и замечает на земле то, что ему, Небу, интересно. Построили мост, например, через реку или через море. Это великое вообще дело, между прочим, это непростая вещь, это торжество человеческого гения. Но Небо будет молчать в ответ на постройку моста, на перерезанную ленточку и побежавшие по мосту автомобили или поезда. Или, скажем, запустили новую линию метрополитена – хорошая вещь, людям легче будет добираться домой и на работу. Но Небо может молчать в ответ на эти человеческие достижения. Но вот где-то вдруг кто-то заплакал о грехах своих, преклонил колени, воззвал к Богу и сказал простые слова: «Прости меня, Боже! Милостив буди мне грешному. Господи, помилуй меня – мне стыдно, и страшно, и больно, и плохо. Прости меня и исцели – исцели душу мою, яко согреших Тебе!» Это не покажут по телевизору, об этом не напишут в газетах, это вообще не будет инфоповодом, это пройдет мимо общественного сознания. Но в это время весь ангельский мир содрогнется радостью от того, что один человек на земле начал каяться, – ангельский мир радуется об одном-единственном грешнике кающемся. Это заметно ангельскому миру, и это ему небезынтересно – более того, это составляет главный предмет интереса ангелов. Точно так же должны поступать и мы с вами, дорогие братия и сестры.

что значит носите тяготы друг друга. Смотреть фото что значит носите тяготы друг друга. Смотреть картинку что значит носите тяготы друг друга. Картинка про что значит носите тяготы друг друга. Фото что значит носите тяготы друг друга

Трудно это делать – молиться за врагов, благословлять проклинающих, творить добро творящим нам напасти. Очень трудное это дело. Но, как пишет преподобный Силуан Афонский, именно это и есть первый и последний критерий принадлежности к христианской Церкви. Преподобный Силуан говорил, что христианин – не тот, кто соблюдает посты, и не тот, кто в воскресенье ходит в церковь, хотя это чрезвычайно важно и без этого нельзя быть нормальным человеком в церковном отношении. Но признак, критерий того, имеешь ли ты Дух Божий или не имеешь, следующий: молишься ли ты за врагов, состраждешь ли ты падению человеческому, не радуешься ли ты беде, приключившейся с тем, кого ты не любишь, – вот это проверка нашего сердца.

На суде этой проверки мы должны стоять, время от времени проверяя свое грешное нутро и признаваясь перед Богом в том, что мы не имеем настоящей любви, но полны злопамятства, злорадства, желания зла и желания видеть посрамленным того, кто нам не очень приятен. Это признак того, что Духа Божия с нами нет в полном смысле, в котором Он должен обитать в человеке. Мы просим Его: «Прииди и вселися в ны», – а Он не вселяется. А почему? А потому, что ты полон злопамятства, обиды, гордости, разного суемудрия, – как Ему вселиться в тебя? Как может Дух Божий вселиться в жилище занятое, которое не оставлено злыми жильцами и которое, по сути, является вертепом какого-то беззакония, разврата и безобразия?

Итак, дорогие христиане, Послание к Галатам говорит нам о том, что, «аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 1–2). То есть если впадет человек в некое прегрешение, нужно к этому отнестись спокойно, по крайней мере. Лучше всего – с состраданием. Но без радости и без «ага! вот я всегда говорил, что он согрешит непременно, так ему и надо, Господь шельму метит» и т.д. – этого не надо говорить.

Нужно блюсти себя, «да не и ты искушен будеши», потому что народная мудрость точно говорит: «В чем осудишь, в том и побудешь». Осудишь толстых – растолстеешь, осудишь жадных – сам заболеешь жадностью, осудишь блудящих – сам в блуд впадешь, осудишь потерявших веру – сам веру потеряешь. Не суди никого до времени, пока Господь не придет и не осветит находящихся во тьме, – имей сострадание к человеку, блюди себя, «да не и ты искушен будеши».

Ну, и «друг друга тяготы носите» – то есть нужно подставлять свои плечи под крест, который лежит на плечах ближнего. Это признак христианства. Есть несколько признаков принадлежности к Церкви: молитва за врагов, распятие плоти «со страстьми и похотьми» (в том же Послании апостол Павел пишет: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми»). Попытка, старание распять себя греху, чтобы не царствовал грех в мертвенной плоти нашей, – это признак принадлежности к Телу Христову. И – отсутствие радости о чужом грехе.

что значит носите тяготы друг друга. Смотреть фото что значит носите тяготы друг друга. Смотреть картинку что значит носите тяготы друг друга. Картинка про что значит носите тяготы друг друга. Фото что значит носите тяготы друг друга

Надо себя сравнивать не с согрешившим человеком, а с безгрешным Господом

Часто бывает так, что человек пытается возвыситься на фоне чужого падения: «Они, вот, внизу, а я наверху; они грязные, а я – в белом; они – этакие, а я – такой». Это очень гнусная черта характера – возвыситься на фоне чужого греха. Надо себя сравнивать не с согрешившим человеком, а с безгрешным Господом и на фоне безгрешного Господа нужно окаивать себя, себя смирять, свои грехи знать – как преподобный Ефрем Сирин пишет: «Дай мне видеть свои прегрешения и не осуждать брата моего». То есть не лезть в чужую душу, не усваивать себе функцию судьи. У нас есть один Судия, о Котором в одной монашеской истории рассказывается так. Говорили некоему монаху о каком-то человеке, и он вздохнул и спрашивает: «А как этот брат живет?» – «Да плохо живет: как жил, так и живет, не исправляется». – «Ох, худо!» И был восхищен он умом пред стопы Христовы, и Христос сказал ангелам: «Выгоните его: до Моего Суда он произнес суд». То есть он дерзает судить Моих рабов до того, как Я буду судить их. И много скитался этот осудивший человек по пустыне, хлеба не едя и в кров не заходя, палимый солнцем, плача. Скитался до тех пор, пока не явился ему Христос, возвращая ему благодать монашескую и обещая Свое покровительство.

Нельзя судить человека, нельзя радоваться его падению. Согрешил человек – мало ли: сегодня он, завтра я. Каждый человек живет под страхом согрешить любым грехом до самой смерти. Блудная похоть, например, может зажечься в человеке, который готов перейти уже одной ногой в иной мир. Старик немощный, уже забывший, что это и как это, может вдруг получить силу – «обновится яко орля юность твоя», только в нехорошем смысле. И он может стать отцом на старости лет, одним глазом глядя в могилу. Бывает такое. Не надо судить. «В чем кого осудишь – в том потом и побудешь».

Поэтому будем наблюдать за собой. Явные грехи слишком отвратны, чтобы нам критиковать их. Всем понятно, что воровство, лень, неряшество, нечистоплотность духовная, телесная, блуд, разврат, обжорство – противные вещи: человеку неприятно рядом находиться. А вот тайные вещи: уверенность в своей святости, злорадство о чужих грехах, желание зла ближнему, тонкая тихая радость о чужом грехопадении – это такие бесовские вещи, которые проникают в душу очень удобно.

Будем наблюдать за собой, дорогие братия и сестры, потому что врагов справа в десять раз больше, чем врагов слева. «Тма одесную тебе», и если ты с Богом, то «к тебе она не приближется».

Итак, «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов». С радующимися радуйтесь, с плачущими плачьте (ср.: Рим. 12: 15) – проще не скажешь и глубже тоже не скажешь. В этом и заключается человеколюбие.

Источник

Апостола Павла послание к галатам 6:2

Толкования:

Блж. Августин

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Блж. Иероним Стридонский

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Блж. Феодорит Кирский

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Блж. Феофилакт Болгарский

Носите бремена друг друга

Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой.

и таким образом исполните (αναπληρώσατε) закон Христов

Лопухин А.П.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 6:1

Прп. Ефрем Сирин

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Свт. Василий Великий

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Вопрос. Что значит: «друг друга тяготы носите»? и какой исполним «закон», поступая так?

Свт. Иоанн Златоуст

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

«Носите бремена друг друга». Так как невозможно, будучи человеком, быть свободным от недостатков, то (апостол) убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, чтобы и другие сносили их собственные недостатки. Как при постройке здания не все камни получают одно назначение, но один годится для угла, а не для основания, другой для основания, а не для угла, так, без сомнения, и в теле Церкви. Равным образом и в нашем теле каждый может увидеть то же самое, однако же, один член терпит другого, и мы не требуем всего от каждого из них, потому что из совокупности разнообразного состоит и тело, и здание.

«…И таким образом исполните закон Христов». Не сказал – «исполняйте» (πληρώσατε), но – «восполняйте» (αναπληρώσατε), то есть: «исполняйте все вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого». Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же, в таком случае, его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. Таким образом, и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, да и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело. Итак, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего должны достигать. Подобно тому, как и по отношению к телу, если кто станет требовать от всех членов его одинакового служения, тело ни в каком случае не устоит, так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего.

Свт. Феофан Затворник

Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов

Наши толковники преимущественно этот общий закон и разъясняют. Феодорит пишет: «один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты переноси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы это слова: заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин. 13:34 ) ».

Вот слова святого Златоуста: «поелику невозможно, будучи человеком, прожить без пятна, то Апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, дабы и самим другие сносили их недостатки. Тот вспыльчив, а ты сонлив и вял: сноси его вспыльчивость, чтобы и он сносил твою вялость и сонливость. Таким образом, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет только судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего достигать должны (деятельной взаимной любви)».

Источник

Апостола Павла послание к галатам 6:2

Толкования:

Блж. Августин

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Блж. Иероним Стридонский

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Блж. Феодорит Кирский

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Блж. Феофилакт Болгарский

Носите бремена друг друга

Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой.

и таким образом исполните (αναπληρώσατε) закон Христов

Лопухин А.П.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 6:1

Прп. Ефрем Сирин

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Свт. Василий Великий

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Вопрос. Что значит: «друг друга тяготы носите»? и какой исполним «закон», поступая так?

Свт. Иоанн Златоуст

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

«Носите бремена друг друга». Так как невозможно, будучи человеком, быть свободным от недостатков, то (апостол) убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, чтобы и другие сносили их собственные недостатки. Как при постройке здания не все камни получают одно назначение, но один годится для угла, а не для основания, другой для основания, а не для угла, так, без сомнения, и в теле Церкви. Равным образом и в нашем теле каждый может увидеть то же самое, однако же, один член терпит другого, и мы не требуем всего от каждого из них, потому что из совокупности разнообразного состоит и тело, и здание.

«…И таким образом исполните закон Христов». Не сказал – «исполняйте» (πληρώσατε), но – «восполняйте» (αναπληρώσατε), то есть: «исполняйте все вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого». Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же, в таком случае, его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. Таким образом, и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, да и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело. Итак, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего должны достигать. Подобно тому, как и по отношению к телу, если кто станет требовать от всех членов его одинакового служения, тело ни в каком случае не устоит, так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего.

Свт. Феофан Затворник

Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов

Наши толковники преимущественно этот общий закон и разъясняют. Феодорит пишет: «один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты переноси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы это слова: заповедь новую даю вам, да любите друг друга ( Ин. 13:34 ) ».

Вот слова святого Златоуста: «поелику невозможно, будучи человеком, прожить без пятна, то Апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, дабы и самим другие сносили их недостатки. Тот вспыльчив, а ты сонлив и вял: сноси его вспыльчивость, чтобы и он сносил твою вялость и сонливость. Таким образом, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет только судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего достигать должны (деятельной взаимной любви)».

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Гал. 6:2

Свт. Василий Великий

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Вопрос. Что значит: «друг друга тяготы носите»? и какой исполним «закон», поступая так?

Ответ. Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его-то берем друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращению. А слово: «носить» вместо слова: «взять», в обычае употреблять и у здешних жителей, как сам я неоднократно слыхал от многих. А «закон» исполним Христа, сказавшего: «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:32), и нам вменившего в закон: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18:15).

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

«Носите бремена друг друга». Так как невозможно, будучи человеком, быть свободным от недостатков, то (апостол) убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, чтобы и другие сносили их собственные недостатки. Как при постройке здания не все камни получают одно назначение, но один годится для угла, а не для основания, другой для основания, а не для угла, так, без сомнения, и в теле Церкви. Равным образом и в нашем теле каждый может увидеть то же самое, однако же, один член терпит другого, и мы не требуем всего от каждого из них, потому что из совокупности разнообразного состоит и тело, и здание.

«…И таким образом исполните закон Христов». Не сказал – «исполняйте» (πληρώσατε), но – «восполняйте» (αναπληρώσατε), то есть: «исполняйте все вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого». Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же, в таком случае, его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. Таким образом, и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, да и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело. Итак, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего должны достигать. Подобно тому, как и по отношению к телу, если кто станет требовать от всех членов его одинакового служения, тело ни в каком случае не устоит, так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего.

Гомилии на Послание к Галатам.

Свт. Феофан Затворник

Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов

Наши толковники преимущественно этот общий закон и разъясняют. Феодорит пишет: «один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты переноси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы это слова: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13:34)».

Вот слова святого Златоуста: «поелику невозможно, будучи человеком, прожить без пятна, то Апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, дабы и самим другие сносили их недостатки. Тот вспыльчив, а ты сонлив и вял: сноси его вспыльчивость, чтобы и он сносил твою вялость и сонливость. Таким образом, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет только судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего достигать должны (деятельной взаимной любви)».

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Блж. Августин

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Кто любит ближнего, исполняет закон; и еще в Ветхом Завете строго указывалось на любовь к ближнему (Лев. 19:18). В другом месте апостол говорит, что все заповеди закона сводятся к любви (Рим. 13:10). Очевидно, что даже то Писание, которое дано было прежним людям, являлось законом Христа, который Он пришел исполнить любовью, ибо страхом он исполнен не был. То же Писание и тот же закон зовутся Ветхим Заветом, когда они держат в рабстве ищущих земных благ; и они же называются Новым Заветом, когда они призывают к свободе страстно ищущих благ вечности.

Изложение Послания к Галатам.

Блж. Иероним Стридонский

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Комментарий на Послание к Галатам.

Блж. Феодорит Кирский

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Толкования на послания святого Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Носите бремена друг друга

Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой.

и таким образом исполните (αναπληρώσατε) закон Христов

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Толковая Библия.

Источник

Толкование на Галатам 6:2

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Галатам 6:2 / Гал 6:2

Василий Великий (329/30−379)

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Вопрос. Что значит: «друг друга тяготы носите»? и какой исполним «закон», поступая так?

Ответ. Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово. Его-то берем друг у друга, и снимаем друг с друга, приводя согрешающих к обращению. А слово: «носить» вместо слова: «взять», в обычае употреблять и у здешних жителей, как сам я неоднократно слыхал от многих. А «закон» исполним Христа, сказавшего: «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:32), и нам вменившего в закон: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф. 18:15).

Источник: Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Иоанн Златоуст (

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

«Носите бремена друг друга». Так как невозможно, будучи человеком, быть свободным от недостатков, то (апостол) убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, чтобы и другие сносили их собственные недостатки. Как при постройке здания не все камни получают одно назначение, но один годится для угла, а не для основания, другой для основания, а не для угла, так, без сомнения, и в теле Церкви. Равным образом и в нашем теле каждый может увидеть то же самое, однако же, один член терпит другого, и мы не требуем всего от каждого из них, потому что из совокупности разнообразного состоит и тело, и здание.

«…И таким образом исполните закон Христов». Не сказал — «исполняйте» (πληρώσατε), но — «восполняйте» (αναπληρώσατε), то есть: «исполняйте все вместе совокупными силами, терпя недостатки один другого». Так, например, тот вспыльчив, а ты сонлив: сноси же, в таком случае, его бурные порывы, чтобы и он сносил твою вялость. Таким образом, и он не согрешит, когда встретит снисхождение к себе с твоей стороны, да и ты не погрешишь, раз брат твой терпит в тебе то, что для него тяжело. Итак, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего должны достигать. Подобно тому, как и по отношению к телу, если кто станет требовать от всех членов его одинакового служения, тело ни в каком случае не устоит, так и между братиями произойдет великая вражда, если мы от каждого будем требовать всего.

Источник: Гомилии на Послание к Галатам.

Феофан Затворник (1815−1894)

Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов

Первое побуждение к милостивости к согрешающим взял Апостол из опасности собственного падения, а другое берет из общего закона; друг друга тяготы носить, — вытекающего прямо из закона любви и служащего ближайшим его проявлением. Апостол говорит как бы набольшим 1) : если на всех лежит долг друг друга тяготы носить, тем паче на вас, которые на то и избраны, чтобы быть всех слугами, и это значит: не только тяготы носить, но и желания их исполнять. Но если вы не хотите такого являть совершенства в отношениях к братиям, держитесь по крайней мере крайнего в сем предела — носите тяготы других наряду со всеми.

Наши толковники преимущественно этот общий закон и разъясняют. Феодорит пишет: «один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты переноси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы это слова: заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13:34)».

Вот слова святого Златоуста: «поелику невозможно, будучи человеком, прожить без пятна, то Апостол убеждает не быть строгими судиями погрешностей других, но терпеливо сносить недостатки ближних, дабы и самим другие сносили их недостатки. Тот вспыльчив, а ты сонлив и вял: сноси его вспыльчивость, чтобы и он сносил твою вялость и сонливость. Таким образом, подавая друг другу руку помощи, когда угрожает опасность падения, исполняйте закон общими силами, восполняя каждый недостатки ближнего своим терпением. Если же не будете так поступать, а всякий станет только судить дела ближнего, то вы никогда не достигнете того, чего достигать должны (деятельной взаимной любви)».

Блаженный Иероним применяет свое толкование и к тогдашнему состоянию галатских христиан. «Тяготы — грехи суть, как свидетельствует Псалмопевец: яко бремя тяжкое отяготеша на мне (Пс. 37:5). Это бремя понес за нас Спаситель, Своим примером научая нас, как и мы должны поступать. Он неправды наши носит и о нас болезнует (см.: Ис. 53) и, обремененных грехами, призывает под легкое бремя добродетели (см.: Мф. 11:30). Итак, кто, не отчаяваясь в спасении брата, подает ему руку потребной помощи и, сколько может, плачет с плачущим, изнемогает с немощным и своими почитает грехи чужие, тот чрез такую любовь исполняет закон Христов. Кто не имеет милостивости и не обличен во утробы щедрот и сострадания, тот, хотя бы и духовный был, не исполняет закона Христова. Но надобно нам это место сообразить с предыдущим. В сем отношении Апостол говорит как бы: если кто немощен в вере и еще млеком младенческим питается и не может так скоро от подзаконной жизни перейти к духовным таинствам, вы, сильнейшие, сносите тяготу его, чтобы иначе чрез ваше знание не погиб брат, за которого Христос умер».

Источник: Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Августин (354−430)

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Кто любит ближнего, исполняет закон; и еще в Ветхом Завете строго указывалось на любовь к ближнему (Лев. 19:18). В другом месте апостол говорит, что все заповеди закона сводятся к любви (Рим. 13:10). Очевидно, что даже то Писание, которое дано было прежним людям, являлось законом Христа, который Он пришел исполнить любовью, ибо страхом он исполнен не был. То же Писание и тот же закон зовутся Ветхим Заветом, когда они держат в рабстве ищущих земных благ; и они же называются Новым Заветом, когда они призывают к свободе страстно ищущих благ вечности.

Источник: Изложение Послания к Галатам.

Иероним Стридонский (

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Что грех есть бремя, об этом свидетельствует псалмопевец: Беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне (Пс. 37:5). И пророк Захария видел, что под образом женщины на большом куске свинца сидела неправда (Зах. 5:7−8). Эту тяжесть понес за нас Спаситель, научая Своим примером тому, что мы должны делать. Ибо Сам Он носит беззакония наши и болезнует за нас (Ис. 53:3−5); и тех, которые были подавлены тяжестью грехов и закона, приглашает к легкому бремени добродетели, говоря: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Итак, кто не презирает спасения брата, но протягивает руку просящему и, насколько это в его силах, плачет с плачущим, бывает немощен с немощными и чужие грехи рассматривает как свои, — тот по любви исполняет закон Христов.

Источник: Комментарий на Послание к Галатам.

Феодорит Кирский (386/93−

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

[Это означает:] ты имеешь один недостаток, но не имеешь другого. С ближним же твоим — наоборот. Ты переноси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал апостол законом Христовым. Христовы эти слова: заповедь новую даю вам — да любите друг друга (Ин. 13:34).

Источник: Толкования на послания святого Павла.

Феофилакт Болгарский (

Носите бремена друг друга

Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой.

и таким образом исполните (αναπληρώσατε) закон Христов

Не сказал: πληρώσατε, но: αναπληρώσατε, то есть сообща все исполняйте, взаимно помогая друг другу, например, проворный пусть помогает медлительному, а медлительный пусть сдерживает его горячие стремления, и таким образом и первый не согрешит при содействии последнего, и последний — при содействии первого. Таким-то образом, подавая друг другу руки, вы при взаимной помощи исполняйте закон Христов, каждый своим содействием ближнему, восполняя то, чего недостает ему. Да и долг любви требует носить бремена друг друга, потому что в любви заключается исполнение заповедей Христовых.

Источник: Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

Не только грех брата, но и всякая тяжесть (бремена), какая чувствуется нашими братьями, должна и нами чувствоваться как бы угнетающая нас самих. Поэтому мы должны помогать брату нести его тяжесть, под которою нужно разуметь все, что удручает человека, с чем он не может сам справиться, — и духовные, и материальные его невзгоды. К такому широкому пониманию слова «бремена» побуждает и заключение стиха: «таким образом исполните закон Христов» или заповедь Христа о любви, в которой собственно и состоит существо закона Христова (Мф. 22:37 и сл., Ин. 13:34). Исполнение закона Христова Ап. и теперь уже видит со стороны Галатов, но это исполнение еще несовершенное. Оно будет совершенным только со временем (ἀναπληρώσετε — от ἀναπληρου̃ν = исполнять в совершенном виде, в противоположность к πληρου̃ν = просто исполнять. У Галатов еще, след., нельзя констатировать ἀναπληρου̃ν, а только πληρου̃ν). Это совершенное исполнение закона Христова возможно только тогда, когда Галаты будут всегда помогать братьям носить их бремена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *