что значит обнуление президентского срока простыми
«Путин, по сути, превращается в монарха». Эксперты об обнулении сроков действующего президента
Эта поправка наряду с другими была принята Госдумой во втором чтении. Она вступит в силу после того, как все изменения будут приняты в третьем чтении, затем одобрены Советом Федерации, региональными парламентами, подписаны президентом и если в ходе всенародного голосования за него проголосует более 50% избирателей, принявших участие в этом голосовании.
«Поправка Терешковой» позволит Путину баллотироваться в президенты еще на два шестилетних срока – в 2024 и 2030 гг.
Николай Петров, политолог:
Дмитрий Бадовский, руководитель фонда «Институт социально-экономических и политических исследований»:
Вариант с обнулением сроков связан с поправкой, исключающей слово «подряд» из статьи, ограничивающей президентские полномочия двумя сроками, а такое дополнительное ограничение права быть избранным не должно иметь обратной силы. Это приводит к тому, что наряду с новыми конституционными полномочиями президента возникает правовое основание избираться вновь. Окончательно правовую позицию зафиксирует Конституционный суд. Но даже если бы «поправки Терешковой» не было, то ближе к 2024 г. пришлось бы вносить правовую ясность в этот вопрос, так что рано или поздно это бы произошло.
Что касается досрочных выборов в Госдуму, то президент высказал свою позицию еще 26 февраля на заседании рабочей группы по поправкам в Конституцию, когда в диалоге с сенатором Андреем Клишасом ответил на вопрос, когда должны вступать в силу поправки – на новом сроке полномочий власти или немедленно. Президент сказал, что немедленно. Логика Путина в том, что если проходит общероссийское голосование, то мнение народа как источника власти является решающим, поскольку на голосовании одобряются поправки и обновляется мандат президента и парламента, что позволяет поправкам действовать сразу без новых выборов. Какие-то соображения о целесообразности досрочных выборов могли быть, однако в данном случае учли совокупность факторов и на этот шаг не пошли. Во-первых, нужно провести всероссийское голосование по поправкам в Конституцию, оно требует широкой политической мобилизации, и после этого провести повторную федеральную мобилизацию осенью было бы затруднительно. Во-вторых, еще не завершено структурирование партийно-политического поля к выборам, к ним не совсем готовы как парламентские партии, так и новые партийные проекты. В-третьих, на фоне осложнений в экономике мог бы быть рост протестного голосования. Кроме того, новое правительство, запуск нацпроектов и социальных программ, выдвинутых в послании президента, должны как раз сработать в следующем году и повысить рейтинги власти. Наконец, до окончания срока полномочий Госдумы остается чуть более года, у «Единой России» в нынешней Госдуме большинство, поэтому логично потратить это время на принятие необходимых законов и поправок, которые вытекают из поправок в Конституцию.
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»:
«Думаю, что были разные варианты транзита власти, было видно, как их смотрели. В итоге вариант с обнулением президентских сроков показался самым простым в исполнении, самым понятным и надежным. Более того, этот вариант, как утверждают социологи, пользуется поддержкой значительной части населения.
Виталий Иванов, политолог:
«У меня не хватает фантазии представить, что кто-то из серьезных людей в самом деле ставил на уход Путина. Уверен, все, кто мало-мальски вовлечен в процесс принятия решений, исходили из того, что так или иначе будет найден юридически безупречный вариант для его выдвижения на очередной президентский срок.
10 марта, наверное, войдет в историю как «день одураченных». Во Франции в один из дней в ноябре 1630 г. все ждали, что король отправит кардинала Ришелье в отставку. И некоторые начали обращаться с ним так, будто он уже в отставке. А король неожиданно заявил, что Ришелье остается, и все, кто в это дело «инвестировали», соответственно, остались в дураках. Вот и у нас тоже случился такой «день одураченных». Если, конечно, считать всех, кто верил в «транзит», «трансфер», сколько-нибудь серьезными людьми. Серьезные люди как минимум допускали обнуление президентских сроков со всеми вытекающими.
При этом надо понимать, что обнуление не означает, что Владимир Владимирович непременно будет избираться в пятый раз. Это для него опция».
Илья Шаблинский, профессор кафедры конституционного и муниципального права Высшей школы экономики:
«Есть юридическая проблема. Если сохраняется норма Конституции об ограничении президентских полномочий двумя сроками, то каким образом может быть закреплена норма, которая, по сути дела, блокирует действие этого ограничителя еще на 12 лет? С правовой точки зрения это будет просто полный абсурд.
Норма об обнулении президентских сроков лишает смысла саму Конституцию. Потому что в таком случае к ней можно в любой момент прицепить такое же переходное положение, в котором указать, что «все перечисленные выше права и свободы действуют, но лишь с того момента, с какого мы посчитаем нужным, а пока они все не действуют». То есть поправка об обнулении сроков ставит под вопрос смысл Конституции как таковой. Ведь Конституция – это ограничитель. Последний ограничитель, который еще действовал».
Кто автор законопроекта об «обнулении» президентских сроков
Рассматривается законопроект, установивший условия для избрания Президента РФ.
Авторы инициативы
Законопроект № 1057340-7 был подготовлен следующими лицами:
Условия для избрания Президента
Законопроект вносит изменения в Закон «О выборах Президента Российской Федерации» и устанавливает следующие требования к кандидату:
Обнуление президентских сроков
В Законопроекте указывается, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин, занимавший должность Президента два срока.
Однако указанное требование действует после вступления в силу поправок в Конституцию. Соответственно, сроки президентства до поправок в Конституцию не учитываются.
Положение Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
Другие материалы
Запрет на использование школ и учителей при проведении выборов — ссылка
Отмена трехдневного голосования — ссылка
Ответственность за фальсификацию голосования — ссылка
Обнуление президентских сроков, или Законом властвовать возможно! // Партикулярный amicus curiae к предстоящему заключению КС РФ касательно ч.3.1 ст. 81 Конституции РФ
О том, как поправка к Конституции России, призванная повысить гарантии сменяемости власти, используется для её несменяемости
(a) говоря «мы должны предусмотреть для людей такую возможность, а люди примут окончательное решение», она обратилась от имени людей, которые заведомо для неё в текущих условиях автократии ничего не решают;
(b) в преодолении современных вызовов депутат уповает на личность, а не публичные институты, «чтобы соответствовать высочайшей динамике в мире»;
(c) депутат просит «помочь юридически сформулировать необходимую поправку», проявляя отношение к праву как набору слов официальной письменной речи, а не универсальной ценности, в которой заключена особая, юридическая рациональность.
Спикер В.В. Володин объявил перерыв, чтобы обсудить вопрос с действующим президентом, то есть в сущности спросить заинтересованное лицо о его желании править страной ещё дюжину лет. Можно было подумать, что мы стали свидетелями эксцесса поклонников вождизма. Но инициатива была с готовностью встречена аплодисментами парламентариев, а президент тут же отозвался выступить перед ними. По мере того, как развеивались наши сомнения в спланированной театральной постановке, мы узнали, что гарант конституции, мотивируя тем, что ему ещё не удалось «преодолеть всех последствий развала Союза», не против инициативы депутатов, если Конституционный суд признает обнуление сроков законным. Заодно в качестве ответного жеста была высказана мысль о том, что народ, голосуя за поправки, тем самым легитимирует продолжение работы парламента в прежнем составе и после перераспределения ему полномочий.
3 Избранная процедура, состав рабочей группы по подготовке конституционных поправок и неудачные формулировки, по всей видимости, загодя разработанного законопроекта, во многом предопределяют невысокое качество содержания нормативного текста. Тем не менее, идейный смысл самих поправок, полагаю, не может не устроить консервативно настроенное большинство, за исключением двух моментов, имеющих принципиальное значение:
При этом бросалось в глаза только то, что некоторые заложенные в конституционный проект идеи (сменяемость, запрет накопления чиновниками капитала за рубежом), уже были попраны самой властью в лице бесчестных чиновников nomen illis legio на протяжении двух десятилетий.
5 Использование нормы ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ станет суть злоупотреблением действующим президентом своим пассивным избирательным правом. Действительно, Конституционный суд уже однажды высказался по поводу порядка течения законных сроков занятия высших должностей субъектов РФ в том ключе, что они не имеют обратной силы и применяются только с момента вступления в силу федерального закона, устанавливающего условие о сроках.[1] Более того, эта позиция в 2015 году была реплицирована в закон после отказа от назначения губернаторов региональными заксобраниями по представлению Президента России и возвращения прямых выборов глав субъектов РФ.[2] Однако ознакомление с мотивировкой решения Конституционного суда позволяет выделить ряд принципиальных отличий (distinguishing the facts) в обстоятельствах дела 2002 года и новой повесткой для конституционно-правового высказывания в условиях существующей правовой реальности:
6 Таким образом, если закон стал запрещать большее, то он по-прежнему запрещает и меньшее. Дополнительно к этому нельзя не обратить внимание, что предлагаемая норма ч. 3.1 ст. 81 Конституции РФ без достаточных на то исторических причин и правовых (в смысле ius naturale) оснований закрепляет прямо противоположный подход в сравнение с п. 3 Раздела II «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ, которым срок избрания действующего на момент принятия Основного закона страны президента засчитывался как первый, а его новое избрание после вступления в силу нормы ч. 3 ст. 81 Конституции РФ рассматривалось как второй законный срок. Отражённый в Заключительных и переходных положениях подход был принят в относительно более напряжённый исторический период развития России. То обстоятельство, что п. 3 Заключительных и переходных положений имел ненормативный характер, был исчерпан летом 1996 года и прямым регулятором общественных отношений к настоящему времени не является, не умоляет значимости и необходимости учёта ранее закреплённого подхода, который обязывает к выявлению весомых в сравнительной исторической перспективе политико-правовых оснований отказа от него, в особенности, учитывая размещение схожей по своему индивидуальному характеру предлагаемой нормы в основных, а не переходных положениях Конституции РФ. Примечательно также, что Конституционный Суд, высказываясь о конституционных пределах президентских сроков, принял во внимание публичные высказывания Б.Н. Ельцина, который заявлял (и в последующем сдержал данное им слово), что «на очередных выборах в 2000 году не будет баллотироваться на должность Президента Российской Федерации на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции Российской Федерации, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры».[3] Вряд ли от официального лица такого ранга разумно ожидать освобождения себя от публичного обещания посредством импровизированных, в прошлом легально непредусмотренных процедур заключения Конституционного суда и одобрения большинством голосов на скоро организованном плебисците, на который не распространяются требования Федерального конституционного закона от 28.06.2006 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
[1] Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2002 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 18 и статьи 30.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 108 Конституции Республики Татарстан, статьи 67 Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия) и части третьей статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах Президента Республики Саха (Якутия)».
[2] Федеральный закон от 29.06.2015 № 174-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
[3] Абзац седьмой п. 3 определения КС от 05.11.1998 № 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 Раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ».
[4] Статья 10 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».
В чем смысл «обнуления» президентских сроков Путина
Тема с коронавирусом напрочь вытеснила из информационной повестки все то, что было прямо не связано с инфекцией. Оно, впрочем, понятно — почему: здоровье все-таки на первом месте. Но вместе с новостями о постепенном выходе из «режима самоизоляции» (не прописанном в российском законодательстве), которое намечено на 12 мая, в информационную повестку будут возвращаться те темы, которые присутствовали в ней до. И самая главная: «всенародное голосование» (как форма, отсутствующая в российской Конституции) со скандальной «поправкой Терешковой» об обнулении президентских сроков Владимира Путина, одновременно поднимающая вопрос о том, зачем российский президент пошел на такую меру.
По мысли политолога, единственной причиной, послужившей на внесение и утверждении этой поправки, стал страх Путина перед Пересройкой-2, что, собственно, уже вытекает из названия: «Именно через призму страха перестройки-2 следует толковать принятое Путиным решение проблемы 2024 года. Выбор происходил между тем, чтобы остаться у власти самому или передать власть надежному преемнику, сохранив за собой функции и инструменты контроля, которых не было во времена Горбачева», — пишет он.
Тем не менее президент «поправку Терешковой» одобрил. Спрашивается, зачем (не будем пока брать во внимание международный фактор)? Здесь тоже стоит вспомнить, когда была оглашена поправку: 10 марта, когда коронавирус уже вовсю пошел гулять по планете. А что в этот момент было в российской внутренней политике? Верно: обострение борьбы за место в постпутинской России между условно «партией Совбеза» и «партией Госсовета». Не сложно было предположить, чем это противодействие кремлевских элит обернется на фоне распространения пандемии. Мы и так могли наблюдать очень агрессивные попытки столичного градоначальника по перехвату повестки и распространению своего влияния на регионы (в частности, его инициатива о внедрении «цифровых пропусков» на всей территории страны). А что было бы, если бы коронавирус пришелся на одну из жестких фаз соперничества «кремлевских башен»? Это могло бы привести к очень нехорошим последствиям. Вплоть до попытки госпереворота.
Таким образом, «обнуление» президентских сроков — это сигнал о том, что трансфер «заморожен», если не заглох вообще: элиты показали свою неспособность к консолидации. К ней привело как раз общероссийское бедствие — коронавирус. Впрочем, и то не стопроцентно, как свидетельствует опыт Сергея Семеновича, который, по всей видимости, стал играть в свою собственную игру, не без оснований надеясь, что в случае положительного исхода его бы как минимуму поддержала «Семья» и «партия Госсовета», а, следовательно, и США с Западом.
С этим отлично коррелирует и то наблюдение, что «поправка Терешковой» — это ответ США, означающий, что страна идет прежним курсом, поскольку именно с именем президента и связана идея стабильности (прежний политический и социально-экономические курсы), пусть и перешедшей в разряд негативной.
Да, страх перестройки-2 — он в высших эшелонах власти присутствует. Будет небезосновательным считать, что многие высшие чины (особенно — среди силовиков) считают Россию правопреемницей СССР, о чем, допустим, свидетельствует противопоставление России Западу и США, от которых, как рассказывает нам отечественная пропаганда (что в ряде случаев соответствует действительности: взять тот же «Северный поток-2»), исходит постоянная угроза. Но видеть в этом страхе причину «обнуления» — нельзя.
Страх перестроки-2 — это фон, на котором и происходят внутренние политические процессы. С ним можно связывать все, что угодно, то есть любую репрессирующую инициативу власти. Тогда как «обнуление» — это конкретный сигнал, что транзит власти накрылся медным тазом. Даже не сигнал, а буквально заявление — громкое (что называется «во весь голос») и однозначное. Тем не менее транзит власти проводить надо (для дальнейшего существования авторитарного режима — это проблема № 1). И вот тут поднимается очень интересный вопрос: как? Какую схему разработает Владимир Владимирович или кремлевские стратеги? Думается, мы это увидим уже в самом ближайшем времени.
Что такое обнуление президентских сроков простыми словами
Обнуление президентских сроков простыми словами – это изменение конституции с целью продления максимальных сроков президентства для конкретного человека. На практике обнуление реализовывается за счёт изменения конституции, что проявляется во внесении поправок или принятии нового издания основного закона страны. С позиции публичного права обнуление президентских сроков рассматривается как политический вопрос, который выдвигается на повестку со стороны конкретного политика с целью увеличения сроков своего правления.
Важно! Для практической реализации обнуления требуется проведение референдума с участием населения, где граждане выражают свои позицию по этой инициативе.
Примеры обнуления президентских сроков
На сегодняшний день практика обнуления президентских сроков была использована многими политическими деятелями из различных стран. В первую очередь можно выделить руководителя Белоруссии – Александра Лукашенко, который на протяжении всего своего правления использовал различные способы для удержания власти.
Также можно выделить президента Боливии, который тоже выступал с инициативой изменения конституции с целью продления своего правления. Данный политик использовал все возможности для того, чтобы получить доступ к избранию на ещё один срок, вплоть до нарушения конституционных норм, в данный момент он скрывается от правосудия.
Следующим примером является президент Буркина-Фасо, который пришёл к власти в результате военного переворота. За счёт изменения конституции захвативший власть политик увеличил срок президентства, что позволило ему занимать должность руководителя страны несколько раз. После очередной попытки сохранить свои позиции политик был изгнан из страны.
Важно отметить пример Венесуэлы. В данном случае речь идёт об Уго Чавесе, который изменял конституцию каждый раз, как приходил к власти. В результате ему удалось занимать должность руководителя страны на протяжении многих лет, вплоть до своей смерти.
Практика обнуления президентских сроков активно использовалась в Казахстане, когда у власти был Нурсултан Назарбаев. За счёт изменения конституции он смог избраться на 4 срока, при этом многие граждане поддерживали эту инициативу.
Стоит отметить, что это далеко не полный список прецедентов, связанных с попыткой консолидировать власть в руках одного человека.
История возникновения обнуления президентских сроков
Практика показывает, что первые попытки изменить основной закон с целью сохранения власти были применения лидерами стран Южной Америки, также сюда можно отнести страны бывшего СССР. В качестве примера можно рассмотреть опыт Белоруссии и Перу. Именно лидеры этих государств запустили тенденцию, связанную с обнулением посредством изменения основного закона страны.
Стоит отметить, что в некоторых случаях политический деятель находился у власти вплоть до своей смерти. Также важно отметить прецеденты, связанные с обнулением, которые приводили к тому, что их инициатор был вынужден покинуть страну, в противном случае его бы ожидало тюремное заключение. Ещё одним важным опытом из практики является снятие ограничений со сроков президентства, другими словами политик мог находиться у власти без каких-либо регламентаций касательно сроков правления.
На сегодняшний день обнуление активно используется в африканских странах, для которых свойственна приверженность к авторитарному режиму власти, поэтому такая практика применяется повсеместно. Можно сказать о том, что в современных реалиях обнуление сроков уже не воспринимается как что-то необычный, ведь каждый руководитель стремится сохранить своё место. Ярким примером является инициатива Путина, который после принятых поправок может вновь избираться на должность президента, вплоть до 2036 года.