что значит обработать фото
Как и зачем редактировать фотографии. Гайд для новичков
Фотокамера — всего лишь инструмент для записи данных. Не важно, снимаешь ли ты на телефон, любительскую камеру или на крутую профессиональную — это все еще бездушная машина. Задача фотографа — передать через снимок свое видение мира, показать момент именно таким, как он его увидел. Как раз в этом и помогает обработка. Меня зовут Таня, я фотограф и сейчас я расскажу, как потратить на ретушь как можно меньше времени, не теряя в качестве.
Только вы знаете, какой должна получиться картинка: чего не хватает в исходнике и что стоит спрятать. Представьте себе (хотя бы примерно) желаемый результат и только после этого приступайте к делу.
Хочу напомнить, что у изображения в RAW гораздо больше потенциала при обработке. В этом формате сохраняется вся информация с матрицы фотоаппарата, а значит, и редактирование пройдет без потери качества. В RAW умеют снимать практически все современные смартфоны, не говоря про любительские и тем более профессиональные камеры.
Мода на стили обработки меняется, а вот порядок редактирования всегда один:
0. Подбираем удачный кадр;
2. Настраиваем свет, тень, полутона и контраст;
3. Настраиваем баланс белого;
4. Настраиваем цвета;
5. Скрываем недостатки;
6. Добавляем фактурности;
7. Сохраняем свои настройки на будущее, чтобы упростить себе жизнь.
С отбором удачных кадров все понятно: из серии почти одинаковых фотографий выбираем самую интересную, а дальше по плану.
Правильная обрезка поможет обратить внимание зрителя на ключевую деталь кадра. Существуют разные композиционные приемы, следуя которым можно сделать кадр интереснее. Самый простой из них — правило третей. Кадр мысленно делим на три части по горизонтали и вертикали, ключевые объекты снимка размещаем на пересечении этих линий (если объектов несколько) или в центральном квадрате (если объект один).
На пересечении линий также могут находиться вспомогательные объекты, необходимые для раскрытия основного объекта съемки. Инструменты для кадрирования есть в любой программе для работы с изображениями, в них автоматически включена сетка вспомогательных линий либо ее можно включить самостоятельно.
2. Настраиваем свет, тень, полутона и контраст
Свет — важнейший инструмент фотографа. Неправильное освещение убьет даже самую хорошую композицию. В зависимости от кадра и желаемого результата, вы можете выровнять общую освещенность кадра или работать только со светлыми или темными областями.
Для работы с общей освещенностью кадра нужен параметр «экспозиция», уменьшая или увеличивая его вы влияете на весь свет сразу. Для более тонкого воздействия на картинку можно работать отдельно со светлыми участками (светлые участки / highlights / whites) или только с темными (тени / shadows / darks).
Работая с разными участками освещения по отдельности, вы получаете больше контроля над изображением, создавая более интересный и сложный рисунок в отдельных областях кадра, никак не затрагивая другие. К примеру, можно убрать избыточное освещение на лице человека, при этом не трогать красивую тень от листвы.
На фотографии в RAW из темных участков можно восстановить куда больше деталей, чем из пересвеченных. Но помните, даже в RAW, чем сильнее вы освещаете темные участки при обработке, тем больше шума появится на изображении. С шумом можно бороться, но об этом чуть позже. А вот понижать освещение в кадре можно вообще без потери качества.
3. Настраиваем баланс белого
Профиль баланса белого поможет приблизить снимок к реальности (или превратить обычный земной пейзаж во что-то инопланетное, зависит от ваших целей). Безусловно, баланс белого нужно выставлять на камере при съемке, но корректировка все равно необходима.
Ноутбук сфотографирован под «холодной» лампой, но, похимичив с балансом белого, можно сделать свет похожим на солнечный.
Баланс белого можно выставлять вручную, двигая ползунки соотношения синего / желтого и зеленого / розового, и при помощи инструмента «пипетка». В большинстве графических редакторов этот инструмент есть, пользоваться им очень удобно: просто тыкаешь пипеткой в серую область на изображении, и все — баланс белого максимально приближен к реальности.
Для RAW баланс белого можно выбрать из пресетов условий съемки («дневной свет», «лампы накаливания» и так далее). Правильный баланс белого крайне важен для портретных снимков: зеленоватый оттенок кожи или краснота по всему лицу никого не красят.
4. Настраиваем цвета
Основные инструменты работы с цветами это Saturation (насыщенность) и Vibrance (тон / красочность). «Насыщенность» отвечает за изменение цветности всего изображения. При увеличении этого параметра, цвета будут становиться сочнее, что может привести к неестественному виду, так что пользуйтесь аккуратно, как острым соусом. А вот инструмент «Красочность», наоборот, бережнее относится к изображению и подтягивает только наименее насыщенные цвета, не затрагивая яркие.
Усиление цветов инструментом «Насыщенность» — картошка стала неестественно желтой.
Работа инструментом «Красочность» — цвета более гармоничны, без неестественных оттенков.
В профессиональных графических редакторах есть инструмент для еще более тонкой работы с цветом — коррекция отдельного оттенка на фотографии. Он позволяет изменить насыщенность или освещенность конкретного оттенка, не затрагивая остальные. Например, для обработки портретов, полезно немного приглушить насыщенность и поднять освещенность оранжевого, красного и розового цвета. Это поможет выровнять тон кожи, не ломая при этом цвета на других объектах в кадре.
5. Скрываем недостатки
Лишние предметы отвлекают зрителя от главного объекта в кадре, а мелкие недостатки кожи нет желания сохранять для потомков. Время убрать все ненужное! Для этого используем инструмент «Точечное восстановление». Просто выделяем неугодную деталь, и алгоритм программы сам предложит подходящий участок для «заплатки». Да, вот так просто.
На этой фотографии главный герой — HP Envy, а хвост Мелочи (это имя!) оказался лишним и создает перевес композиции на левую часть. Воспользовавшись «Точечным восстановлением», я исправила эту ошибку.
На сложных текстурах системе понадобится больше времени и результат может быть не так хорош, как на однотонном участке картинки. Но ошибку алгоритма можно исправить вручную, выбрав более удачную заплатку.
Вот мы и добрались до шумов, которые могут вылезти, если пересветить изображение на этапе обработки. Еще они неизбежно появляются при съемке в условиях плохого освещения, даже на мощных камерах. Чтобы избавиться от этого дефекта, нам понадобится инструмент Reduce noise («Устранение шума» / «Яркостное подавление шума»). Двигаем ползунки инструмента и не забываем, что все должно быть в меру, ведь при слишком высоком подавлении шума с фотографии пропадут все мелкие детали и четкость.
6. Добавляем фактурности
Итак, мы у финишной черты. Композиция идеальна, баланс белого в норме, цвета насыщены, недостатки спрятаны — осталась пара завершающих штрихов, которые добавят фотографии изюминку.
• Чтобы сымитировать пленочный снимок, используйте инструмент Grain («Зерно»).
• Чтобы сделать фото более четким и поднять микроконтраст контуров предметов (чтобы объекты «прорезались» на снимке), — инструмент Clarity («Четкость»).
• Чтобы подчеркнуть текстуры предметов, не повышая контрастность, — инструмент Textures («Текстуры»).
На портретных фотографиях четкость и текстуры можно немного понизить, тогда кожа будет выглядеть более гладкой и свежей. Главное, не перестараться, иначе люди превратятся в пластмассовых кукол.
Когда работаете «в поле», не забывайте блокировать ноутбук. Это важная мера безопасности, которой многие почему-то пренебрегают. Если лень каждый раз вводить пароль, в Windows 10 можно настроить разблокировку через веб-камеру. В HP Envy 13-ba0024u (2020) есть альтернативный (и наиболее безопасный) вариант — сканер отпечатка пальца.
7. Сохраняем настройки на будущее, чтобы упростить себе жизнь
Пресеты — это очень удобный инструмент. Допустим, вам необходимо обработать не один портрет своего друга, а целую пачку фотографий с вечеринки. Если все фото сделаны в похожих условиях съемки (допустим, тусовка была в баре с неоновым освещением), то можно обработать одну фотографию и сохранить настройки в собственный пресет (фильтр). Дальше просто выделяем все оставшиеся фото и применяем к ним этот пресет. Потом, конечно, надо проверить, что получилось — где-то наверняка придется что-то подправить руками, но это все равно экономит кучу сил и времени. Это и есть потоковая или пакетная обработка фото, о которой я упоминала в начале гайда, когда говорила про ноутбук HP Envy.
Видеокарта принимает на себя обработку внесенных изменений, помогает работе многих инструментов (например, «Пипетка») и сложных фильтров. В моем HP Envy стоит GeForce MX350, она вытягивает пакетную обработку без проблем, на ней даже поиграть можно: DMC 5 на «средних» держит в районе 40 кадров в секунду, а GTA 5 на «высоких» почти упирается в 60 FPS.
На плечи центрального процессора ложатся все сложные вычисления графического редактора. От тактовой частоты зависит, как быстро они будут происходить. В HP Envy 13-ba0024u (2020) стоит Intel® Core™ i7-10510U на 1,8 ГГц, но с возможностью буста до 4,9 ГГц (а это много!).
От объема оперативной памяти зависит, насколько легко и быстро графический редактор будет подгружать следующее изображение при сортировке отснятого материала и как быстро изменения в параметрах инструментов редактирования будут «проявляться» на изображении. Дело в том, что современные графические редакторы вносят изменения не в исходный файл, а в его кэшированный слепок. В моем HP Envy 16 ГБ оперативной памяти, этого как раз достаточно для мгновенного отображения всех изменений на фотографии. Но «Хром» на фоне лучше не открывать все равно.
Быстрый компьютер это комфорт в ежедневной работе и серьезная экономия собственных ресурсов. Маломощный ноутбук будет день ото дня выедать вам мозг маленькой ложечкой, особенно «в поле», куда не возьмешь мощный домашний десктоп. А мне нравится получать удовольствие от своей работы не только глядя на результат, но и в процессе. Желаю этого и вам!
Одну половину мы помыли Fairy.
Счастье
Цитата, которая просится в народ!
Таксист
Зато без налога
Новый элемент в фигурном катании
Вчера на гран-при Франции. Венгерская пара Юлия Щетинина и Марк Мадьяр.
Доказательство ОТО!
Можно ли не поститься?
Пошутила, называется
После ДТП с обочечниками на МКАДе
Ответ на пост «Пара слов об агрессивных комментаторах»
Он вышел из дома и открыв огонь из своего дедовского ружья, отстрелил Алёше мужские причиндалы, отчего тот и помер в машине скорой.
Телевидение
Ответ на пост «Общенациональный локдаун и обязательная вакцинация»
Вы прячете невакцинированных людей под своими половицами не так ли?
Такие дела
Нет ничего приятнее осознания того, что ты красивее новой девушки своего бывшего
Тот факт, что он больше не ведется только на внешность, означает, что ты преподала ему ценный урок
Подгон видоса из Махачкалы
Яблоки
— Сынок, купи яблочки, свои, домашние, не кропленные.
Именно это «не кропленные» и заставило Александра остановиться и обернуться. Так говорила всегда его бабушка в далёком детстве: не опрыскать, а покропить.
Старушка с кучкой яблок оживилась и быстро затараторила:
Александр невольно рассмеялся после этих слов:
— Так они у Вас все червивые?
Александру эти яблоки были и даром не нужны, он просто, проходя через вечерний базар, срезал угол на пути к дому. Но что-то в облике этой бабки, в её манере говорить, в открытом бесхитростном взгляде, в её способе убеждения червячком в правдивости своих слов напоминало его родную бабушку. Какое-то, давно забытое, чувство тёплой волной разлилось в груди, и Сашке захотелось сделать что-нибудь хорошее для этой старушки, торговавшей на базаре. Поэтому, не торгуясь, он купил два килограмма этих яблок, сам не зная зачем, рассказав, что у него дома сынишка приболел (он вообще здоровьем слабенький), кашляет и жена в положении, и что, наверное, им будет полезно не кропленные яблочки поесть. В общем, сам не понимая почему, Александр поделился с этой незнакомкой самым сокровенным, что мучило его душу.
Бабка охала, вздыхала, качала головой, приговаривая, что сейчас старики здоровее молодых, потому как, разве в городах сейчас еда? Это ж сплошная химия, и сам воздух тут тяжёлый и больной. Он кивал и соглашался. Когда уже собрался уходить, бабка вдруг схватила его за руку:
— Слушай, приходи завтра сюда же, я тебе липы сушёной привезу да баночку малины с сахаром перетёртой, от простуды первое дело. Так я привезу, ты приходи завтра.
Александр шёл с яблоками домой и улыбался, на душе было хорошо, как в детстве, когда бабушка гладила по голове своей шершавой натруженной рукой и говорила: «Ничего, Сашок, всё будет хорошо».
Родителей своих Сашка не знал. Бабушка говорила, что отца его она и сама не знает, а мать… мать непутёвой была. Как привезла его однажды из города, в одеяльце завёрнутого, так и укатила обратно. Обещала забрать, как жизнь свою наладит, да так и сгинула.
Бабушку Сашка любил. Когда она, бывало, зимними вечерами тяжело вздыхала, вспоминая дочь свою пропащую, прижимала голову внука к груди, целовала в макушку, он говорил:
— Не плачь, ба. Я когда вырасту, никогда тебя не брошу, всегда с тобой жить буду. Ты мне веришь?
А когда Сашке исполнилось двенадцать лет, бабушки не стало. Так он очутился в школе-интернате. Бабушкин дом продали какие-то родственники (это когда они вдвоём с бабушкой жили, то Сашка думал, что они одни на белом свете, а когда речь о наследстве зашла, претендентов оказалось немало).
Кто жил в детдоме, тому не надо рассказывать все «прелести» пребывания в подобных учреждениях, а кто не жил, тот до конца всё равно не поймёт. Но Сашка не сломался и по кривой дорожке не пошёл. Отслужил в армии, приобрёл профессию. Вот только с девушками ему не везло. И хотя сам Сашка был высоким, спортивного телосложения, симпатичным парнем, все его подруги, узнав о том, что он сирота, быстро исчезали с его горизонта. Поэтому, когда пять лет назад он случайно столкнулся в супермаркете со Светкой (они воспитывались в одном детдоме), то обрадовался, как самому родному и близкому человеку. Света тоже была очень рада встрече. А через полгода они поженились, родился сын, вот сейчас дочку ждут. И, в общем-то, жизнь наладилась.
Света, выросшая с рождения в детском доме, пропустила все эти эпитеты мимо ушей. Она помыла яблоки, положила в большую тарелку и поставила на стол. А спустя полчаса в комнате уже витал яблочный аромат.
— Так домашние же, не кропленные…
Этой ночью Александру снилась бабушка. Она гладила его по голове, улыбалась и что-то говорила. Сашка не мог разобрать слов, но это было и не важно, он и так знал, что бабушка говорила что-то хорошее, доброе, ласковое. От чего веяло покоем и счастьем, забытым счастьем детства.
Звук будильника безжалостно оборвал сон.
Весь день на работе Александр ходил сам не свой. Что-то беспокоило, какая-то непонятная тоска грызла душу, к горлу периодически поднимался ком. Возвращаясь домой, он поймал себя на мысли о том, что очень хочет опять увидеть ту бабку с яблоками на базаре.
Евдокия Степановна (так звали бабку, торговавшую яблоками) слонялась по двору, тяжело вздыхала, раз за разом вытирая набегавшие на глаза слёзы. Давным-давно её старший сын погиб при исполнении служебных обязанностей (пожарником был), даже жениться не успел, а младшая дочь, красавица и умница, когда училась в институте в столице, вышла замуж за африканца и укатила в жаркий климат, где растут бананы и ананасы. Муж её покойный долго бушевал и плевался по этому поводу. А она что? Она только плакала, предчувствуя, что не увидит свою девочку больше никогда. Так и вышло. Пока ещё был жив муж, держалась и она. Ну, что же делать, раз жизнь так сложилась? А как два года назад мужа не стало, померк свет в душе Евдокии Степановны. Жила больше по привычке, прося бога, чтобы забрал её побыстрее в царство покоя.
Этот молодой человек, что купил вчера яблоки, растравил ей душу. Ведь чужой совсем, а как хорошо с ней поговорил, не отмахнулся… Что-то было в его глазах… какая-то затаённая тоска, боль, она это сразу почувствовала. Её материнский инстинкт прорвался в словах: «Приходи завтра сюда же, я тебе липы сушёной привезу да баночку малины с сахаром перетёртой, от простуды первое дело. Так я привезу, ты приходи завтра».
И вот сейчас, заворачивая в газету банку с малиновым вареньем, Евдокия Степановна непроизвольно улыбалась, думая, что бы ещё такого захватить для этого парня и его семьи. Очень уж хотелось ей порадовать человека и, конечно же, ещё немного поговорить, как вчера.
Вчерашнее место за прилавком было занято, и Евдокия Степановна пристроилась неподалёку, в соседнем ряду. Выложив кучкой яблоки, она всё внимание сосредоточила на проходящих людях, чтобы не пропустить.
Саша свернул в ту часть базара, где вчера стояла бабка с яблоками, пошёл вдоль прилавка, не видно бабки. «Тьху, дурак, развели, как малого пацанёнка, хорошо что вчера, с дуру, Светке не похвастал обещанной малиной». Настроение мгновенно испортилось, не глядя по сторонам Саша ускорил шаг.
Она радостно схватила его за локоть, потянула за собой и всё тараторила:
— Место занято было, я тут рядом пристроилась, боялась, пропущу, думала, придёшь ли? Я ж всё привезла, а думаю, вдруг не поверил бабке…
Бабка всё «тарахтела» и «тарахтела», но Александр не прислушивался к словам, он на какой-то миг душой перенёсся в детство. Эта манера разговора, отдельные слова, выражения, движения рук, взгляд, в котором затаилось желание обрадовать человека своими действиями, всё это так напоминало его родную бабушку.
Он спросил: сколько должен, Евдокия Степановна замахала руками, сказав, что это она со своих кустов для себя варила, и принимать это надо, как угощение. А ещё говорила, что малина у неё не сортовая, а ещё та, старая, не такая крупная и красивая на вид, но настоящая, душистая и очень полезная. И Сашка вспомнил бабушкину малину, её запах и вкус, а ещё ему почему-то вспомнилась картошка. Жёлтая внутри, она так аппетитно смотрелась в тарелке, а вкусная какая. После смерти бабушки он никогда больше не ел такой картошки.
— А картошка жёлтая внутри у Вас есть? – перебил он старушку.
— Есть и жёлтая, и белая, и та что разваривается хорошо, и твёрденькая для супа.
— Милок, завтра суббота, выходной. А ты приезжай ко мне в деревню, сам посмотришь какая у меня картошка есть, у меня ещё много чего есть… Старая я уже, тяжело мне сумки таскать, а ты молодой, тут и ехать-то недалече, всего сорок минут на электричке. Приезжай, я не обижу…
И Сашка поехал. Не за картошкой, а за утраченным теплом из детства.
— Наташа, печенье точно свежее? – озабоченно вопрошала уже второй раз Евдокия Степановна.
— Да, говорю ж Вам, вчера привезли, ну, что Вы, ей богу, как дитё малое? – отвечала продавщица.
— Дети ко мне завтра приезжают с внучатами, потому и спрашиваю. Дай-ка мне одно, попробую.
— Ой, и не говори. Чужие люди, оберут до нитки, а то и по башке стукнут, дом-то хороший. Василий покойный хозяином был. Говорила ей сколько раз, отмахивается.
— Взвесь мне кило, хорошее печенье.
Евдокия Степановна, не спеша, шла домой и улыбалась. Что ей разговоры? Так, сплетни всякие. Родные – не родные, какая разница. Где они эти родные? За столько лет и не вспомнили о ней. А вот Саша со Светой помогают, да и не в помощи дело…
Александр посмотрел на своё семейство, улыбнулся, махнул рукой:
Они сидели в электричке, дети смотрели в окно, периодически оглашая вагон восторженными криками: «Смотри-смотри!» А Саша со Светой просто улыбались, ни о чём особо не думая. Ведь это так здорово, когда у тебя есть бабушка, которая всегда ждёт!
Полезные статьи на волнующие темы о фотосъемке
Я написала ряд полезных статей и опубликовала их в этом разделе для того, чтоб внести для вас ясность по самым популярным темам, которые возникают в обсуждениях при подготовке к фотосессии. Но это совсем не означает, что вы не можете задавать мне вопросы, собираясь на нашу съемку, даже если ответы уже есть здесь на сайте. Я всегда с радостью отвечу вам, все подскажу и проконсультирую. Все советы, которые можно прочесть в этом разделе основаны исключительно на моем профессиональном опыте, накопленном за годы работы фотографом.
Чтобы было удобнее сориентироваться и выбрать интересующие статьи, можно воспользоваться разделами, которые посвящены моим рекомендациям по следующим темам:
СТАТЬИ
Обработка фотографий и какие фотоснимки я отдаю после фотосессии.
Для начала хочу уточнить, что речь пойдет именно о моей работе над снимками и моем субъективном мнении.
С каждой съемки, если не оговорено иное, я отдаю все хорошие фотографии. Думаю, что на этом понятии останавливаться не стоит. Уточню лишь, что это кадры без технического брака, без абсолютно идентичных дублей, без закрытых глаз. Т.е. удачные снимки со всей фотосессии.
Фото в ретуши.
Более подробно хочется рассказать о фото в ретуши. Я выбираю самые лучшие снимки с нашей съемки. Далее опишу более подробно что именно входит в обработку и ретушь фотографий.
> Выбранные кадры проходят настройку яркости, контрастности, цвета и конечно ретушь. Именно эти действия над фотографиями я могу смело называть авторская обработка. Это мой уникальный стиль, который я выработала за годы работы фотографом.
> Работая над детальной ретушью, я убираю временные недостатки кожи в пределах разумного, стараюсь максимально подчеркнуть красивую фактуру и ровный тон кожи.
> Особое внимание уделяю глазам, подчеркиваю выразительный взгляд и красоту.
> Обращаю внимание на зубы и тоже делаю небольшую коррекцию их цвета при необходимости.
> Работаю над фигурой модели, когда это действительно нужно.
Если вы хотите скорректировать важные для вас нюансы (родинки, родимые пятна, немного поправить фигуру и пр.), пожалуйста, обратите мое внимание на них до фотосессии. Некоторые из этих моментов мы сможем исправить уже на съемке!
Я никогда самостоятельно не удаляю родинки и родимые пятна., потому что убеждена, что без них человек становится менее узнаваем. Поэтому еще раз повторюсь, если важно их убрать, предупредите меня.
Кадрирование. Это не скромно, но, тем не менее, считаю себя опытным фотографом и снимаю готовые фотографии, от которых ничего не надо отсекать. Если все же есть такая необходимость, то безусловно, выстрою гармоничный кадр при обработке.
Пример фото до и после ретуши и обработки
Что не входит в ретушь.
Можете быть уверены, что ваше фото по этическим соображениям никогда не появится в разделе ДО и ПОСЛЕ обработки. Я отдельно спрашиваю модель о возможности размещения фото в этой статье.