что значит однозонный климат контроль
Однозонный климат-контроль
Наконец закрыл тему с упрощенной версией установки климат-контроля вместо кондея. Своим функционалом кондей меня устраивал, но пройденные дооснащения, такие как установка AID и Bolero MIB 2.5, сделали блок выделяющимся на фоне общего вида более приятного и современного интерьера.
Теперь внесу свои пару слов, касаемо данного дооснащения.
Все необходимое неспеша начинал собирать с весны этого года. Начало тому послужил увиденный на барахолке блок климата от Суперба hekspb с белой подсветкой кнопок, а также подогревом лобового (что может послужить дальнейшим оснащением стекла с подогревом).
Список, необходимых, для дооснащения с кондея на климат:
1. Блок климата, их огромное множество, начиная от Октавий (рест/дорест), Супербов, Кодиаков, заканчивая сенсорными от Тигуана.
2. Глянцевая рамка под блок от A7 FL, имеется три вида:
А) 5E0863152F041 самый дешевый вариант с надписью Air Care;
Б) 5E0863152E041 с надписью Air Care;
В) 5E0863152D041 рамка чистый глянец без надписи.
Я выбрал второй вариант, наверное, исходя из наличия.
3. Разъем для блока климата — 1K0972928A (1шт);
4. Пин — N90764701 (20шт);
5. Датчик температуры в дефлектор — 1K0907543E (2шт);
5.1. Разъем к датчику дефлектора — 1J0971972 (2шт);
6. Датчик температуры в ноги — 5Q0907543 (1шт);
6.1. Разъем к датчику в ноги — 5Q0973115 (1шт);
7. Датчик солнечной активности — 5E0907451A (1шт);
7.1. Разъем к датчику солнечной активности — 8E0971833 (1шт);
8. Датчик качества воздуха — 5Q0907643C (1шт);
8.1. Разъем к датчику качества воздуха — 4B0972883A (1шт);
8.2. Уплотнительные резинки — 06A972741D (1шт);
8.3. Клипса крепления датчика качества — 7L0907323 (1шт);
9. Мотор на заслонку лобового стекла — 5Q0907511K (1шт);
9.1. Разъем к мотору — 6Q0972706 (1шт);
9.2. Болты для мотора на лобовое — N10424102 (3шт);
10. Комплект рычагов распределителя воздуха — 5Q0898001A (1шт);
11. Мотор на рециркуляцию — 5Q0907511A (1шт);
12. Датчик дождя/света и влажности — 5Q0955547C (1шт);
13. Изолента — 000979950 (оригинал VAG), либо аналог в автомагазине;
14. 24 метра медных проводов сечением 0.5 мм.
Позиции в списке брал в Автодок, на Авито, Euro Аuto, VAGончик запчастей, а также в барахолке на драйве. Учитывайте, что не все позиции везде имеются и нужно будет поискать.
Все работы проводил с помощью сервиса K25 VAG Center в соседнем г. Новосибирск, ибо в электрике я на Вы. К тому же времени на данную работу тратить не хотелось, поэтому и доверился специалистам. Если у Вас есть время и опыт в автоэлектрике, в частности с перепиновкой разъемов, то намного проще и дешевле сделать все самому.
Поэтому, лично мое мнение: если Вы решили ставить упрощенную версию климата, не заморачивайтесь с рециркуляцией. Просто зафиксируйте рециркуляцию так, чтобы тянуло только с улицы. Сэкономите деньги на моторе, датчике качества воздуха, а также время на установку всего этого. С кондеем, за три года владения ни разу не пользовался рециркуляцией. Когда в машину начинает тянуть неприятный запах с улицы – включать рециркуляцию уже поздно, а при езде по пыльной дороге я могу про это и забыть, фильтр все равно делает свое дело.
Все стальное, помимо темы с рециркуляцией, ставить необходимо.
Как это работает: климат-контроль
Выясняем, каким образом устроен климат-контроль и в чем его преимущества над обычным кондиционером.
Как это работает: климат-контроль
Многие водители и пассажиры, наверное, обращали внимание, что если в машине, оснащенной кондиционером, включить режим охлаждения воздуха, то через какое-то время в салоне станет неестественно холодно. Обратную ситуацию можно заметить и с работающей печкой — когда через определенное время в автомобиле вместо теплого климата образуется «Ташкент». Все дело в том, что обычные кондиционер и печка не умеют измерять температуру в салоне и с упрямством осла будут работать с неизменным напором, пока водитель вручную не сбавит обороты вентилятора и не прикроет воздушную заслонку.
Климат-контроль же лишен таких недостатков — водителю достаточно задать нужную температуру (комфортными условиями для человека считаются 22-24 градусов по Цельсию) и забыть о нем, поскольку «погода» в машине будет поддерживаться автоматически. Каким же образом достигается такая благодать? Вот тут как раз резонно обратиться к устройству климат-контроля. Простыми словами, инженеры подружили между собой кондиционер и печку (отопитель), научив их работать сообща, а кроме этого установили внутри машины датчики, которые и помогают поддерживать столь желанное постоянство. Как только датчики фиксируют, что температура в салоне начинает падать, то задействуется печка, а когда становится жарко — на первый план выходит кондиционер. При детальном рассмотрении устройство и принципы работы «среднестатистического» климат-контроля, понятное дело, окажутся несколько сложнее.
В упрощенном варианте работа климат-контроля осуществляется следующим образом: воздух с улицы нагнетается вентилятором в испаритель (один из ключевых элементов кондиционера), в котором он охлаждается и сушится. Затем воздушный поток направляется в печку, в которой он прогревается и затем подается в салон. Таким образом, основной задачей климат-контроля является смешивание холодного и теплого воздуха, чтобы он отвечал заданной водителем или пассажирами температуре.
Что задействовать в тот или иной момент (кондиционер или печку) климат-контроль решает не только основываясь на показаниях температурных датчиков в салоне, но и с оглядкой на температуру воздуха за бортом. Тут ему на помощь приходит датчик наружной температуры. То есть, если на улице мороз, то комфортный климат в салоне будет создавать отопитель, а если жара — то кондиционер. Другими словами, установив однажды нужную температуру, и летом, и зимой она будет поддерживаться автоматически.
Каждый климат-контроль имеет свой алгоритм работы, совершенство которой будет зависеть от количества датчиков, потенциометров заслонок, воздуховодов, программного обеспечения. Например, в морозный период простые системы могут сразу направить в салон прохладный воздух, в то время как более продвинутые климатические установки сперва направят поток на стекла, чтобы они оттаяли и не запотевали, а потом по мере прогрева двигателя направят его в ноги и только лишь по достижению заданной комфортной температуры — в область лица. Более того, дорогие системы могут даже учитывать интенсивность солнечного излучения, влажность, а также анализировать качество забираемого с улицы воздуха, активируя в случае его загрязнения режим внутренней рециркуляции.
В режиме Auto электроника самостоятельно решает куда, с какой силой и какой температуры гнать воздух. Для достижения заданной водителем или пассажирами температуры зачастую потребуется определенное время, которое будет зависеть от уличной температуры. Современные климатические установки позволяют выбрать температуру от 14 до 28 градусов Цельсия.
Климат-контроль бывает одно-, двух- (можно установить разную температуру для водителя и переднего пассажира), трех- и даже четырехзонным. В последних двух вариантах создать свой индивидуальный микроклимат могут и задние пассажиры.
Советы по выбору климат-контроля
Если у вашей второй половинки другие температурные предпочтения, то безусловно есть смысл выбрать двухзонный климат-контроль. На самом деле, в современных машинах именно такие зачастую и устанавливают. Тут нужно не забыть поинтересоваться о максимально допустимой разнице температур. Иногда климатические установки не позволят установить для водителя, к примеру, 17 градусов, а для переднего пассажира — 25. Порой максимально возможная разница составляет 2-3 градуса по Цельсию. То есть если водитель установит 21 градус, то пассажир сможет лишь установить температуру в диапазоне между 18 и 24 градусами соответственно. Тем не менее, чем климатическая установка современней, чем она дороже, тем больше свободы получают как водитель, так и пассажир.
Кроме этого, стоит обратить внимание на количество температурных датчиков в салоне. Не секрет, что горячий воздух подымается вверх, в то время как холодный собирается в нижней части салона. Поэтому если датчик будет установлен, например, в крыше, то не исключен вариант, что вместо теплого воздуха на пассажиров будет подаваться холодный. Все дело в том, что расположенный сверху датчик будет считать, что салон прогрет до необходимой температуры, хотя на самом деле это не так. Системы, у которых датчики температуры установлены как снизу, так и сверху, понятное дело, будут работать гораздо совершенней. Компромисс — когда датчики устанавливаются непосредственно в передней панели, то есть по центру.
При выборе трех- или четырехзонного климат-контроля не лишним будет поинтересоваться, установлен ли сзади дополнительный блок отопителя/кондиционера. Нередко даже на автомобилях премиум-класса производители ограничиваются лишь дополнительным вентилятором, из-за чего в задней части салона растет погрешность между заданной и реальной температурами.
Однозонный климат-контроль.
Ставить какой-либо климат-контроль планов у меня не было. Кондиционер обычный устраивал полностью. Но начался троллинг в мой адрес, что салон с кондиционером выглядит как-то просто. На самом деле блок кондиционера на Октавии выглядит скучновато.
Вот мой список (дополненный и с ценами) того, что нужно для полноценного однозонного климат-контроля на Skoda Octavia A7 FL:
Установка и подключение.
Первым делом отключаем клеммы АКБ. Можно отключить только минусовую клемму, но я отключил обе клеммы, так как я планировал снять АКБ. Думал, что нужно будет проводить провода в салон, но по факту это делать не пришлось. Далее снимаем приборную панель, как это делать, отлично описано у Прапора. Далее снимаем ГУ, тут нам нужны 4 пластиковых ключа. Снимаем рамку кондиционера и сам блок управления кондиционера. Все это дело сидит на защелках, просто тянем аккуратно на себя, и всё. Затем снимаем бардачок и вставку под ГУ в бардачке. Как снять бардачок: снизу его снимаем с петелек, и снимаем справа фиксатор. Вставка же сидит на 6 шурупах, используем 20-ю звездочку.
После того как все сняли, имеем такой вид:
Также ещё надо снять воздуховод под ногами водителя, он сидит на одном шурупе. Сразу в нем вырезаем отверстие под датчик. Вставляем датчик и пинуем разъем. Фото воздуховода с датчиком:
Подключаем его в мелкий черный разъем по центру. Вставляем в 8-й и 14-й номер. Причем 14-й будет занят, это масса.
Далее нужно будет снять тягу, если будете ставить мотор на лобовое стекло. Она находится выше педали газа. Увидеть её нереально. В интернете писали, что она может быть синей или черной. У меня она черная, и там всё черное! Удалось мне её сфотографировать:
Полчаса я её снимал. И лежа и сидя. Получилось снять сидя на корточках с помощью удлинителя для трещотки из набора инструментов. Может быть со съемником (специальным съемным ключом) получилось бы быстрее, но она сидит очень крепко, одной рукой снять у меня не вышло.
Далее устанавливаем датчики в дефлекторы. Справа находится заглушка-резинка, которая сразу видна. А вот слева ничего не видно, даже после снятия панели приборов. Честно, после снятия тяги, могу сказать, что можно снять заглушку и установить датчик не снимая панели приборов. Она и через низ нащупывается без проблем, снять панель лучше для прокладки проводов. Вставляем два датчика и подключаем их в большой черный разъем климата. Датчик водителя в 13-й пин, датчик пассажира в 14-й, а массу обоих в 17-й пин. В последний 17-й пин массы ещё подключается минус датчика солнечной активности, так что спешить паять и закручивать провода не стоит.
Раз зашла речь о датчике солнечной активности, то расскажу про него. Снять заглушку вообще легко. Протянуть провода – тяжело. Я минут 40 пытался термоусадкой через маленькое окошко протянуть провода. Получилось, но сидеть и «играться» 40 минут не прикольно. Фото :
После проделанной работы я приступил к установке и подключению моторов. Первый мотор был лобового стекла. По личному опыту скажу, что лучше запиновать разъем и подключить его сразу, ибо я потратил минут 10 на то, чтобы подключить разъем к данному мотору. Место для данного мотора видно сразу, устанавливаем шестерни. Фото:
Далее вставляем мотор и закручиваем его. Болты были под 5.5! 5.5, Карл! Я такого ещё не встречал. Закрутить их то ещё приключение. Но я справился. Фото:
Честно, я все понял с раза 10-го. Уже понял, что покупка вентилятора – это деньги на ветер!)). Закручиваем его, пинуем три провода и тянем их. Фото:
Было решено врезаться в проводку данного датчика, а не тянуть провода в салон. Для установки датчика качества воздуха я дворники не снимал. Снял 4 защелки металлические и поднял жабо. Провод протянул в штатное отверстие. А вот защелкнуть сам датчик у меня получилось не сразу, потратил минут 15 — 20, но защелкнул его. Как правильно установить датчик, можно посмотреть в данной теме. После этого ставим жабо и все 4 защелки на место.
После большой проделанной работы я увидел свой косяк. Нужно было все разъемы климата вытянуть наверх, где экран ГУ или вниз, где блок климата. Причем, снизу слева – два мелких разъема (черный и коричневый), а справа – большой черный (там снизу перегородка). Я же вытянул наверх только большой разъем, а мелкие разъемы забыл, так как уже было темновато. Начал я пиновать через верх провода в нижние разъемы. Пришлось перепиновывать. Потратил на это дело почти час, так как было темно и жена светила фонариком. Поэтому, кто будет делать, лучше все разъемы перекинуть наверх, и не будет проблем. Далее все устанавливаем, но не защелкиваем, кроме панели приборов. И проверяем. У меня все заработало. Я так рад был, что сразу защелкнул экран ГУ без рамки климата, но вначале нужно ставить рамку климата, а потом уже защелкивать экран ГУ. Результат:
После всего этого я сделал адаптацию на кнопках климата. Затем я начал кодировку, так как блок был от дизельной РСки, то нужно было поменять несколько пунктов. И ещё я сделал адаптацию крайних положений заслонок через ОДИС (базовые установки). При адаптации крайних положений слышен был один раз небольшой щелчок. Но все работает исправно. Проверял направление воздуха несколько раз по отдельности и вместе, все работает прекрасно. Дует во всех направлениях без проблем. По температуре тоже придраться не к чему. Причем, базовая адаптация крайних положений заслонок проходит успешно, датчики температуры тоже работают исправно и показывают адекватную температуру:
После всего этого осталось пять ошибок, по некоторым у меня есть вопросы. А вот сразу после адаптации было семь ошибок, но две затем исчезают. Фото ошибок:
Ошибка по шине данных. Переводится – «датчик влажности внутри — нет сигнала». Выделил синим выше. Ушла после того, как в адаптациях 9-го блока активировал данный датчик влажности — [LO]_Feuchtesensor: [VN]_installed (было — [VN]_not_installed). Теперь датчик работает адекватно и показывает правильные значения:
Важно! После этого я обратил внимание, что есть в кодировании блока климата пункт «механизм привода заслонки рециркуляции» и два варианта выбора:
Первый — это заслонка «приточного вент./рецирк./воздухозаборника», а второй – обычная заслонка рециркуляции. Я же на свою голову выбрал второй вариант, с обычной заслонкой. После этого окна в машине начали запотевать. Когда я снял бардачок и накладку в нем, то увидел, что заслонка работает наоборот. Т.е. когда рециркуляция включена, то идет забор воздуха с улицы, а когда она выключена или находится в режиме авто, то воздух гоняет только по салону. Я попробовал поменять 5-й и 6-й пины в фишке местами, но это не дало результата. Мотор работал совсем неадекватно. Крутился на 2-3 градуса и останавливался. А после того, как я вернул назад пины, мотор закрутил мою стяжку в кашу. Вот фото:
После этого я изменил пункт, вырезал из карточки пластиковой новый вал, получилось 5 полосок (со стяжкой было 4). Все поставил и проверил, теперь работает, как надо, видео:
А на этом видео виден вал из пластиковых карточек:
Покатавшись по городу около 1.5 часа, или 50 км, окна не запотели, все работает корректно. Поэтому, кто будет кодировать блок, нужно оставить первый пункт – заслонка «приточного вент./рецирк./воздухозаборника».
Через неделю, или 600 км, придраться к работе климата не могу. Погода у нас сейчас разная, с утра от +8 до +10 градусов и пасмурно, а днем +20 и солнце. Так вот, утром ставлю 23 градуса, так как я мерзляк, а днем, когда солнце жарит, ставлю 21 градус, и никаких проблем.
Доволен ли я данным результатом? Определенно доволен! Особенно при такой цене вопроса!)
Из плюсов:
1. Это, несомненно, внешний вид. Намного гармоничнее смотрится блок климата с черными глянцевыми вставками. Выглядит все дорого-богато).
2. Больше не надо ничего крутить по 10 раз. Выставил свою температуру и забыл. Изредка можно минимально подкрутить температуру. Причем, когда крутишь температуру, сверху на ГУ идет отображение, если ты не в меню климата, фото:
Минусов нет никаких, кроме убитой субботы и порезанных рук). Также на драйве установка выглядела намного проще, чем на самом деле, но справиться можно без проблем.
Всем спасибо, кто дочитал до конца! Репосты приветствуются, так как я хочу разобраться с ошибками.
Фото готового результата при дневном свете:
Что такое климат-контроль и как он работает?
Ряд современных систем, которые разрабатываются инженерами крупных автоконцернов, призваны создать в салоне машины максимально комфортные условия – например, поддерживать оптимальную температуру воздуха. Яркий пример такого полезного оборудования – система климат-контроля.
Климат-контроль: определение и назначение
Это сложная техника, которая включает кондиционер, датчики температуры и влажности, отопитель, электронный блок управления и систему фильтрации. Основная цель климатической системы – формирование в салоне авто микроклимата, комфортного для водителя и пассажиров, а также его поддержание. Подходящими для человека признаны следующие условия: температура – от +22 до +25°С, влажность – от 65 до 80%. Климат-контроль анализирует эти показатели, а затем нагревает воздух в салоне (при помощи печки) или, напротив, снижает его температуру (благодаря кондиционеру).
Можно ли установить климатическую систему дополнительно?
Почти во всех современных автомобилях климат-контроль входит в перечень базового оборудования. Этой системой оснащаются транспортные средства разных типов – от легковых автомобилей и автобусов до самоходных машин и спецтехники.
Установить систему можно и дополнительно – как правило, многие автолюбители отказываются от кондиционера в ее пользу. Однако следует помнить, что монтаж климат-контроля возможен не на любые машины, ведь для этого требуется печка определенной конфигурации, которая позволила бы монтировать сервопривод и прокладывать проводку под «торпедой».
Отличия климат-контроля и кондиционера
Как работает система?
Несмотря на сложность механизма, принцип его работы достаточно прост:
Регулировать температуру можно посредством перемены позиции центральной и дополнительных шторок, которые находятся на панели управления климатической установкой.
Как использовать систему?
Для начала нужно активировать систему – для этого предназначена кнопка ON/OFF (в некоторых моделях авто вместо надписи на нее нанесено изображение разорванного круга). Чтобы выставить нужную температуру, следует воспользоваться кнопками или вращающимся регулятором. В большинстве установок шаг регулировки равен 0,5 градусам. Предельная разница между зонами обычно не превышает 5°. Если комфортная температура задана, нажмите на клавишу AUTO – система станет поддерживать ее автоматически.
Отрегулировать направление воздуха помогут специальные кнопки, каждая из которых соответствует определенному режиму: обдув ног, лобового стекла или головы и ног. Эти 3 режима считаются стандартными, однако есть и дополнительные:
Чтобы учесть все нюансы эксплуатации установки именно в Вашем автомобиле, тщательно изучите техническую документацию.
Специалисты рекомендуют активировать климат-контроль спустя минуту после запуска мотора авто, а деактивировать, напротив, за минуту до выключения двигателя.
Функционирование климат-контроля в холодное время
Зимой климатическая установка используется преимущественно для подогрева наружного воздуха. В этих условиях Вам хватит и печки.
В ситуации, когда нулевая температура сочетается с высокой влажностью и дополняется снегом и дождем, Вам пригодится весь потенциал системы – ее следует перевести в автоматический режим. Удалить избыток влаги поможет кондиционер.
2-, 3- и 4-зонные установки объединяются в одну группу – многозонный климат-контроль.
Плюсы и минусы системы
К достоинствам климат-контроля можно смело отнести:
Немаловажен и тот факт, что водитель, который находится в комфортных условиях (он не замерзает и ему не жарко), может полноценно сосредоточиться на вождении. Это повышает уровень безопасности эксплуатации транспортного средства.
Однако автолюбители выявили и ряд недостатков:
Вы узнали, в чем разница между кондиционером и современной климатической системой, а также проанализировали плюсы и минусы установки оборудования. Если Вы все же сделали выбор в пользу максимального комфорта, то не забывайте про уход за климат-контролем: систему нужно регулярно чистить. В этом случае она порадует Вас долгой бесперебойной работой.
Правильно пользуемся современными климат-системами
Хорошо настроенная климатическая система ― инженерный шедевр. Учитываются даже такие нюансы, как используемая в то или иное время года одежда.
Правильный микроклимат в салоне автомобиля ― это не только вопрос комфорта. Если температура в кокпите повышается с 25 С° до 35, время реакции водителя увеличивается примерно на 20%. Например, фирма SEAT считает, что «перегретый» водитель опасен в той же степени, что и пьяный с содержанием алкоголя в крови 0,5 промилле. Кроме того, климатические системы помогают держать чистыми окна. Всё это вопрос не только уюта, но и безопасности.
Парадокс заключается в том, что мощности отопителей и кондиционеров достигают 8–10 кВт, тогда как для поддержания комфортной температуры человеческого тела необходимо в 50–100 раз меньше. Дело в том, что основную энергию приходится тратить на нагрев или охлаждение самого автомобиля, в частности элементов интерьера. Около трети поверхности тела пассажира соприкасается с сиденьем ― именно поэтому подогрев или вентиляция (охлаждение) сидений при малых затратах энергии дают большой эффект. Но климатическая система в любом случае должна подавать в салон не менее пяти-десяти кубометров воздуха в минуту, в зависимости от размера машины.
Считается, что в салоне наиболее комфортна температура от 18 до 22 С°. Это среднее значение, потому что ближе к полу должно быть на пять-восемь градусов теплее, чем в области головы. Такова физиология. Не зря бабушка надевала вам в детстве тёплые носки: греть надо прежде всего ноги. А охлаждать летом эффективнее всего грудь, спину и руки. Поэтому при отоплении основной поток горячего воздуха должен быть направлен вниз, а холодный напор летом ― в центральные дефлекторы. Кстати, с их помощью наиболее эффективно остывает и задняя часть салона.
Цифры, задаваемые вами на автоматическом климат-контроле, ― всего лишь некий условный индекс уюта, а не точная температура в градусах Цельсия. В разных частях света у людей свои привычки и представления о комфорте, и автопроизводители это учитывают. Одна и та же фактическая температура в салоне может соответствовать 20–22 «градусам», выставленным на пульте европейского автомобиля и 22–24 «градусам» ― в машине азиатского бренда. Поэтому пересев из Фольксвагена в Nissan, не удивляйтесь, что будете замерзать при привычной цифре «22» на дисплее.
Ручное управление направлением обдува ― тоже в некотором роде иллюзия. Даже если речь идёт об автомобиле с прямым механическим управлением «печкой», например, перевод рукоятки в положение «в ноги» означает лишь то, что вниз пойдёт основной поток. Десять-двадцать процентов воздуха всё равно будет подаваться на лобовое и боковые стёкла, чтобы они не запотевали, а разница температур между верхними и нижними слоями не стала дискомфортной. Сейчас почти все «печки» и «кондеи» достаточно мощны, а разница между плохими и хорошими системами заключена именно в нюансах подобных тонких настроек.
Раздельный климат-контроль ― безусловный плюс. Однако под одним и тем же названием скрываются системы разной степени совершенства. В бюджетных машинах можно индивидуально менять лишь температуру. Водитель, которому нужно разморозить боковые стёкла, неизбежно заберёт тепло от ног пассажиров. Продвинутые системы позволяют позонно управлять также направлением и интенсивностью обдува. И даже тонко настраивать разницу температур по слоям.
«Лицо» климат-контроля ― его пульт управления. Мы считаем, что он должен быть организован логично и рассчитан на руки в перчатках. Хорошо, когда даже в автоматическом режиме на дисплее показывается, куда и как дует климатическая система, а не просто горит Auto ― это спасает от лишних манипуляций. Для России особенно важно, чтобы легко было на ощупь включить рециркуляцию воздуха ― вероятность «упереться» на шоссе в дымящий КамАЗ или карбюраторный пазик, не имея возможности обогнать их на протяжении нескольких километров, очень велика. Спасение от сажи и вони в салоне ― только в закрытии заслонки рециркуляции.
Даже простейшие автоматические системы имеют датчик солнечной радиации, потому что когда солнечный свет попадает на кожу, наше восприятие температуры меняется. В более дорогих автомобилях таких датчиков может быть несколько. А ещё инфракрасные сенсоры запотевания стёкол (лобового и передних боковых), качества воздуха, содержания углекислого газа в салоне, информация от навигационной системы, например, о тоннелях… Продвинутые системы оценивают температуру в разных местах внутри блока HVAC. В общем, температура в салоне на самом деле постоянно меняется ― но если климат-контроль настроен классно, мы этого не замечаем.
В большинстве автомобилей климат-контроли работают адекватнее, чем среднестатистический водитель, управляющий микроклиматом вручную. Я регулярно езжу в такси, и, по моим наблюдениям, лишь единицы шофёров понимают, что и как нужно делать. Самые распространённые ошибки ― подача горячего воздуха не в ноги, а вверх и полное отключение вентилятора. Недостаток воздухообмена и неправильное распределение температуры в салоне ― прямой путь к утомлению и той самой потере адекватного времени реакции. Смысла в выключении вентилятора ― ноль: климатическая система фактически перестаёт функционировать вовсе.
Поэтому самый важный совет: не мешай машине работать! Выставить комфортный индекс температуры, нажать кнопку Auto и ничего не трогать. Но сначала надо позволить автоматике работать максимально эффективно ― открыть все дефлекторы, не заслонять датчики и не открывать окна и люк. Правда, если нежарко и нет опасности запотевания стёкол, можно вручную отключить кондиционер. Многие современные компрессоры регулируются по производительности плавно и не увеличивают расход топлива так драматически, как было лет 20 назад. Однако физику не обманешь: несколько процентов роста расхода всё равно «кондей» даёт.
Современные блоки HVAC (Heating, Ventilation, Air conditioning) ― то есть собственно «комбайны», готовящие и поставляющие воздух в салон, ― рассчитаны на постоянное использование кондиционера. Понятие «кран печки» фактически ушло в прошлое ― на большинстве машин охлаждающая жидкость циркулирует в радиаторе отопителя и зимой, и летом. Порой отопитель последовательно «врезан» в малый круг системы охлаждения, через него проходит вся жидкость, и на морозе «печка» начинает греть раньше и сильнее. Так сделано даже на вазовских машинах. Но летом раскалённый радиатор, пусть и перекрытый заслонками, тоже частично подогревает забортный воздух ― и рука тянется к кнопке A/C.
Вообще, отапливать автомобиль проще не становится. Чем эффективнее и экологичнее оказываются современные двигатели, тем меньше тепла они отдают. Чтобы скорее протопить салон, приходится идти на хитрости ― играть опережением зажигания, использовать частичную рециркуляцию воздуха и более дорогие паяные радиаторы. Эффективны электрические догреватели, некогда применявшиеся только с холодными дизелями, а сейчас необходимые и для экономичных малообъёмных турбомоторов.
Это вовсе не спиральные ТЭНы, как у бабушки на даче, а так называемые PTC-резисторы, где PTC переводится с английского как «позитивный температурный коэффициент». Нагревательный элемент изготавливается из легированной поликристаллической керамики на основе титаната бария, а смысл в том, что его производительность сама меняется в зависимости от температуры. Работают они при температуре около 270 С°, а КПД может превышать 90%! Обычно в легковушках применяются PTC-догреватели мощностью около одного-полутора киловатт.
Чисто конструктивно блоки HVAC почти не меняются, но совершенствуются в мелочах. Например, работают всё тише и эффективнее ― благодаря бесщёточным электродвигателям вентилятора, установленным на мягких опорах, а также специальному покрытию дефлекторов. Системы старт-стоп вынуждают применять испарители кондиционера с термоаккумуляторами ― запаянными трубками с жидкостью, встроенными в соты: чтобы прохлада была доступна и какое-то время после выключения двигателя. Всё чаще используются дефлекторы, в которых можно менять не только направление и интенсивность потока, но и его «фокусировку».
Новые подходы появляются разве что в связи с распространением электромобилей. Здесь от климатики требуется экономичность. Пяти минут работы шестикиловаттного отопителя автомобиля Tesla Model S достаточно, чтобы «украсть» примерно три километра запаса хода. Вместо традиционных систем есть смысл использовать «тепловые насосы», то есть «кондиционер наоборот».
Экономить начинают даже в мелочах: автоматика активнее использует режим рециркуляции, чтобы не тратить энергию на приведение «в должный вид» воздуха с улицы. Есть системы, отключающие воздухообмен в тех или иных зонах кузова, если там никто не сидит. В целом ― хорошо, когда важные системы автоматизируются и забирают у водителя часть рутины. Проблема только в том, что полностью адекватные климатические установки встречаются разве что в премиальных сегментах. И дело не только в числе датчиков или мощности РТС-догревателя ― но и в настройках, и в опыте автопроизводителя. Поэтому нажимая кнопку Auto, не теряем бдительности.