что значит одушевленные имена существительные
Имя существительное
Имена существительные — это слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопрос кто? или что?
Предметы — это общее название всех вещей, растений, названий, животных, людей, явлений природы и так далее. Все предметы, так же, как и имена существительные, отвечают на вопрос кто? или что? Например:
комар, стол, врач, дом.
Для связи с другими словами у имён существительных изменяются окончания, например:
лежит ручк а, нет ручк и, ищу ручк у, рассказываю о ручк е.
Начальная форма имени существительного — это имя существительное в форме единственного числа в именительном падеже. Например:
дерево, чемодан, ложка — существительные в начальной форме.
Собственные и нарицательные имена
Имена существительные делятся на нарицательные и собственные. Нарицательные имена — это существительные, называющие однородные предметы, например:
город, собака, мальчик.
Собственные имена — это существительные, обозначающие индивидуальные названия, выделяющие предмет из группы однородных, например:
Москва, Дружок, Пётр.
Все собственные имена пишутся с большой буквы.
Одушевлённые и неодушевлённые существительные
Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. К одушевлённым относятся существительные, обозначающие людей и животных. Одушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? Например:
( кто?) комар, слон, врач, Женя.
К неодушевлённым относятся существительные, обозначающие всё, кроме людей и животных: вещи, явления, чувства и так далее. Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос что? Например:
( что?) чашка, стол, грусть, отъезд.
Синтаксическая роль
Имена существительные могут быть как главными (подлежащее), так и второстепенными (дополнение и обстоятельство) членами предложения. Существительные в форме именительного падежа выполняют роль подлежащего. Например:
На столе стояла лампа.
Медвежата дружно следовали за мамой.
Имена существительные в форме косвенных падежей (всех падежей кроме именительного) являются второстепенными членами предложения: или дополнениями, или обстоятельствами. Например:
Осенью грибники собирают в лесу грибы.
Разряды существительных
Существительные, в зависимости от того, что они выражают, делятся на конкретные, отвлечённые, вещественные и собирательные.
Конкретные существительные называют конкретные предметы, которые можно посчитать. Большинство из них имеют форму единственного и множественного числа:
Исключением являются слова, имеющие только форму множественного числа:
сливки, кле́щи, вилы и так далее.
Отвлечённые существительные называют не конкретные предметы, а отвлечённые понятия, связанные с чувствами, состояниями, явлениями и не поддающиеся счёту:
радость, покой, любовь, страх, счастье.
Вещественные существительные называют различные вещества:
нефть, соль, масло, кислород.
Собирательные существительные обозначают множество однородных предметов как единое целое:
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Узнаем, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные в русском языке. Определим, как различать одушевленные и неодушевленные существительные в соответствии с их лексическим значением и грамматическими признаками.
Одушевленные и неодушевленные существительные обозначают предмет. Они различаются грамматическими признаками и тем, какой именно предмет называют, принадлежащий к живым существам или к неживой природе.
Категория одушевленности/неодушевленности — это постоянный грамматический признак имени существительного. Чтобы выполнить морфологический разбор слова этой части речи, обязательно следует указать, одушевленное или неодушевленное имя существительное.
Одушевленные существительные
Одушевленность/неодушевленность — это лексико-грамматическая категория имен существительных. Одушевленность существительного можно определить по лексическому значению слова.
Примеры
В первую очередь одушевленные существительные называют человека:
К одушевленным существительным отнесем названия представителей живой природы:
Отметим, что названия растений и деревьев, которые растут, развиваются, стареют и принадлежат с точки зрения ботаники к живой природе, не являются одушевленными существительными в русском языке.
Грамматический показатель одушевленности
Одушевленность существительного, кроме лексического значения слова, должна соответствовать грамматическим признакам, которые определяют по формуле:
Сравним:
Род. падеж | Вин. падеж |
крылья (кого?) бабочек | поймаю (кого?) бабочек |
листья (чего?) сосен | вижу (что?) сосн ы |
У существительных мужского рода совпадают формы винительного и родительного падежа единственного и множественного числа:
Род. падеж | Вин. падеж |
писк (кого?) комар а | прихлопну (кого?) комар а |
много (кого?) комар ов | видим (кого?) комар ов |
Пользуясь этими грамматическими признаками, отнесем к одушевленным существительным предметы неживой природы:
Как видим, наши представления о живом и неживом не совпадают с лексико-грамматической категорией одушевленности в русском языке.
Неодушевленные существительные
Неодушевленные существительные называют
Чтобы определить, неодушевленное ли имя существительное, воспользуемся грамматическим признаком:
В соответствии с этим показателем названия живых существ как единое целое являются неодушевленными именами существительными.
Понаблюдаем:
Им. падеж | Вин. падеж |
(что?) ста и | видим (что?) ста и |
(что?) табун ы | смотрю (на что?) на табун ы |
Таблица с примерами
Одушевлённые | Неодушевлённые | |
---|---|---|
Вопрос | кто? | что? |
Значение | Обозначают названия предметов | |
живой природы | неживой природы | |
Формула | В.п. = Р.п (во мн. числе) | В.п. = И.п. (во мн. числе) |
Примеры | И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников | И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Видеоурок
Одушевленные имена существительные
Одушевленные имена существительные — это слова, которые обозначают живые предметы и отвечают на вопрос кто?
Одушевленные имена существительные обладают определенным лексическим значением и морфологическими признаками, в соответствии с которыми у них можно выявить эту грамматическую категорию.
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. У слов этой части речи постоянным грамматическим признаком является одушевленность или неодушевленность:
Как понять, что слово является одушевленным именем существительным?
Какие существительные являются одушевленными?
Одушевленность имен существительных связана с обозначением живых объектов окружающего мира. В соответствии с лексическим значением к одушевленным именам существительным отнесем слова, называющие
Хотя деревья и растения считают объектами живой природы, их названия не являются одушевленными именами существительными. Так сложилось в русском языке, что признаком одушевленности обладают только те существительные, к которым можно применить грамматическую формулу:
Проверим:
У неодушевленных существительных совпадают формы именительного и винительного падежа множественного числа:
Имеем в виду, что одушевленные существительные мужского рода имеют одинаковые окончания в форме родительного и винительного падежа единственного и множественного числа:
Несклоняемые имена существительные, которые называют животных и птиц, являются одушевленными:
Несклоняемые имена существительные, обозначающие предметы, различные объекты действительности, как правило, относятся к неодушевленным:
Неживое и категория одушевленности
Отметим, что одушевленность имен существительных — это лексико-грамматическая категория. Она может не соответствовать нашим представлениям о живом и неживом в природе.
В соответствии с грамматической формулой совпадения форм винительного и родительного падежа множественного числа к одушевленным существительным принадлежат
2. мифические и сказочные существа
3. названия игральных карт и шахматных фигур
4. слова, называющие человека в переносном смысле («язык», «борода»);
5. слова «мертвец», «покойник», «утопленник», кроме «труп».
Одушевленные существительные среднего рода
В русском языке одушевленными являются существительные мужского и женского рода. Эту грамматическую категорию имеют только некоторые существительные среднего рода. К ним относятся образования с суффиксом -ищ- и ряд слов, называющих живые объекты:
Слово «народ» одушевленное существительное?
В связи с категорией одушевленности рассмотрим слово «народ», которое обозначает жителей страны. На первый взгляд, эта лексема, называющая живые объекты, в соответствии с его лексическим значением следует отнести к одушевленным существительным. Но все-таки проверим это, воспользовавшись грамматической формулой:
Очевидно, что у этого существительного мужского рода совпадают формы именительного и винительного падежа единственного и множественного числа. Значит, сделаем однозначный вывод.
Аналогично неодушевленными являются существительные, которые называют живые объекты как совокупность, единое целое:
Видеоурок
Особенности одушевленных и неодушевленных существительных
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Одушевлённость — постоянный грамматический признак существительного.
Все существительные в русском языке делятся на:
Одушевлённые существительные отвечают на вопрос «кто?», а неодушевлённые существительные — на вопрос «что?».
К одушевлённым существительным относятся слова, обозначающие:
Чаще всего одушевлённые существительные мужского или женского рода.
Неодушевлённые существительные обозначают:
Определяя, одушевлённость существительного, важно обращать внимание на контекст.
По полю бегут лисички. — Слово «лисички» здесь одушевлённое, так как обозначает животных.
Как определять одушевленность и неодушевленность
В первую очередь определить, одушевлённое перед нами существительное или нет, можно, задав к нему вопрос «кто?» или «что?». Но иногда сделать это сложно.
Если одушевлённость существительного вызывает сомнения, нужно обратить внимание на грамматические признаки:
Чтобы определить одушевлённость имени собственного, можно заменить его нарицательным.
Фёдор — мальчик — одушевлённое существительное, Калининград — город — неодушевлённое существительное.
Почему нельзя ориентироваться на «живое» и «неживое»
Распространено мнение, что одушевлённые существительные называют живых существ, а неодушевлённые — неживые объекты и явления. Это не всегда так.
Приведём пример. Растения и микроорганизмы современная наука относит к живой природе. Но их названия — ель, орешник, бактерия — это неодушевленные существительные.
Другой пример: снеговик не относится к живым существам, но, тем не менее, это одушевлённое существительное.
Чтобы не ошибиться, нужно в первую очередь опираться на грамматические признаки.
Таблица с примерами
Одушевлённые существительные
Неодушевлённые существительные
Типичные ошибки в употреблении
Ошибки в употреблении существительных чаще всего возникают, когда одушевлённость определена неправильно. Ошибки могут проявляться в следующих вариантах.
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Имя существительное одушевлённое и неодушевлённое
Посмотрите на таблицу и повторите определение.
Как вы заметили, к предметам на картинке, которые обозначают людей или животных, задаётся вопрос «Кто?». Такие существительные называются одушевлёнными: корова, мышка, волк.
Ко всем остальным предметам и явлениям, которые не называют живых существ, задаётся вопрос «Что?»: ложка, мяч, карандаши. Такие существительные относят к неодушевлённым. Разберём на примерах.
Ребята, в русском языке существительные, которые называют: сказочных героев, шахматные фигуры, богов, игрушки в виде человека, считаются одушевлёнными. Посмотрите внимательно на подсказку.
Запомните эту информацию. А сейчас предлагаю выполнить несколько заданий на закрепление материала. Ответы на задания вы сможете найти в конце этого урока.
Упражнение 1 «Правильный выбор»
Укажите картинку с предметом, который относится к одушевлённому имени существительному.
Упражнение 2 «Кроссворд»
Отгадайте кроссворд и среди ответов укажите неодушевлённые существительные.
1. Предмет мебели, за которым в классе сидят ученики.
2. Человек, профессия которого связана с приготовлением пищи.
3. В этот предмет наливают сок или чай.
4. Это животное – транспортное средство для Деда Мороза.
Упражнение 3 «Связующая нить»
Соедините существительные с соответствующими вопросами.
Надеюсь, вы справились с заданием. Переходим к изучению следующей характеристики существительного.
Имя существительное собственное и нарицательное
Рассмотрите рисунки и прочитайте подписи к ним:
Детский журнал «Солнышко»
Космонавт Юрий Гагарин
Город Санкт-Петербург
Автомобиль «Лада Калина»
Сделаем вывод: существительные собственные называют людей, животных, предметы, которые неповторимы, выделяются из ряда подобных.
Существительные, которые называют не единичные, а похожие, однородные предметы, относятся к нарицательным: стол, окно, девочка, обезьянка, машина, улица, клубника. Нарицательные существительные всегда пишутся с маленькой (строчной) буквы. Посмотрите на таблицу: в левом столбике вы видите имена нарицательные, в правом – имена собственные.
Порассуждаем: девочек много, а Алёнка одна. Слово «девочки» – имя нарицательное, Алёнка – собственное. Пёсиков много, но по кличке Дружок один, получается, «пёс» – нарицательное имя, Дружок – собственное. По такому же образцу попробуйте продолжить анализ слов из таблицы.
А теперь примените полученные знания, выполнив задания.
Упражнение 1 «Столбики»
Распределите слова по двум столбикам:
Имя собственное Имя нарицательное
Слова:Щелкунчик, ёлка, лиса, Маленький Принц, космос, Юпитер, дорога, змея, Ванечка, бабушка, Ольга Степановна.
Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»
Определите, с какой буквы: заглавной или строчной начинаются слова. Объясните, почему.
А (а)встралия, м(М)ороженое, р(Р)ека, А(а)нтон Ч(ч)ехов, к(К)орабль, с(С)путник, С(с)очи.
Упражнение 3 «Найдите журнал»
В каком из квадратов вы видите название журнала? Как вы определили?
Лексическое значение имени существительного
Ребята, существительное называет разные предметы. Под общим понятием имеются в виду не только животные, люди, вещи. Это все объекты, к которым можно задать вопросы «Кто?» или «Что?» Посмотрите на таблицу.
Как вы заметили, существительные делятся на несколько групп, называют: конкретные предметы, вещества, явления природы, события, качества человека, действия, животных, людей, свойства предметов. Все перечисленное – это и есть лексическое значение существительного.
Среди всех частей речи, существительное в русском языке по количеству слов занимает первое место. В некоторых случаях оно имеет общее значение с глаголом и прилагательным.
Посмотрите на пункт «Качества человека» и прочитайте пример: Он отличался храбростью. Предложение можно заменить другим, близким по смыслу: Он был храбрым. Существительное «храбрость» заменяется прилагательным «храбрый». Смысл предложения не теряется.
Существительные, которые означают свойства предмета также заменят прилагательное без потери смысла текста: Синева неба в конце февраля говорит о приближении весны. – Синее небо в конце февраля говорит о приближении весны.
В пункте «Действие» у существительного сходное значение с глаголом. Пример: Плавание – любимое занятие Егора.Заменяем существительное глаголом.Получается предложение: Егор любит плавать.
Сделаем вывод: лексическое значение существительных– предметы в широком понимании слова.
Выполним упражнения, чтобы закрепить материал.
Упражнение 1. «Преобразование»
От перечисленных глаголов образуйте существительные:стрелять, решать, бороться, возиться.
Упражнение 2. «Соедини стрелкой»
Соедините стрелкой существительные с их лексическим значением.
Упражнение 3. «Образуем прилагательные»
От существительных, означающих свойства предмета, образуйте прилагательные: белизна, широта, высота, усталость, грусть, радость.
Ребята, урок подошёл к концу. Вы познакомились с новой информацией и выполнили практические задания. Настало время самопроверки!
Ответы на задания
Раздел «Имя существительное одушевлённое»
Упражнение 1 «Правильный выбор»: картинка с учителем.
Упражнение 2 «Кроссворд»
Упражнение 3 «Связующая нить»
Кто? Кащей Бессмертный, матрёшка, строитель, малыш, робот.
Что? Колпак, дерево, сметана.
Имя существительное собственное и нарицательное
Упражнение 1 «Столбики»
Распределите слова по двум столбикам:
Упражнение 2 «Большая, маленькая буква»
Упражнение 3 «Найдите журнал»
Красный квадрат, «Лиза».
Лексическое значение имени существительного
Упражнение 1. «Преобразование»
Стрельба, решение, борьба, возня.
Упражнение 2. «Соедини стрелкой»
Конкретный предмет: кровать, мебель, подъезд, свеча.
События: конкурс, именины, выборы.
Явления природы: метель, гром, снегопад.
Упражнение 3. «Образуем прилагательные»
Белый, широкий, высокий, усталый, грустный, радостный.