что значит окормляться у священника
Окормление духовное
Окормле́ние духо́вное (от “кормило” — руль корабля (однокоренные: корма, кормчий). Окормлять — направлять по верной дороге, избегая опасностей. Главный кормчий — Христос.) — 1) пастырское попечение о спасении, заключающееся в духовном наставничестве и молитве; 2) духовное наставничество вообще (может осуществляться духовно опытным христианином, не обладающим степенью священства, например, старцем в монастыре, крёстным и т. п.).
2471061 01.08.2014 Священник и прихожанка в храме Георгия Победоносца на Поклонной горе. Сергей Пятаков / РИА Новости
Окормление духовное есть особая форма пастырского служения, заключающаяся как в смиренном учительском действии пастыря, так и в содействующем ему действии благодати Божией.
«Существенный Деятель в пастырском служении – Дух Святый, а пастырь лишь посредник излияния благодати на верующих», – говорит Епископ Вениамин (Милов). Окормление духовное неразрывно связано с представлением о пастырстве как благодатном посредничестве в деле возрождения людей. Суть пастырства выражается посредничеством не человеческим, а благодатным. Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим.8:9 ).
«Мысль о Божественном, благодатном посредничестве пастырей апостол Павел защищает в первых четырех главах Первого послания к Коринфянам против ложного взгляда некоторых коринфских христиан, привязывающихся к человеческим преимуществам своих духовных отцов. В связи с этим сущность пастырского служения Господа наиболее правильно усматривать в благодатном посредничестве (см.: Ин.10 ; 1Пет.2:25; 5:4 ; Евр.13:20 ).
О продолжателях Своего служения – Апостолах и их преемниках, пастырях, Спаситель сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас ( Ин.20:21 ). По выражению апостола Павла, пастыри – соработники, споспешники, слуги Христовы, посланники Божии, от имени Христова, то есть те же посредники и продолжатели дела Христова (см.: 1Кор.3:9–10; 4:1–2, 9 ; 2Кор.5:20 ). Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения…»
епископ Вениамин (Милов). Пастырское богословие с аскетикой.
Пастырское окормление военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации
Доклад и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на Учебно-методическом сборе с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации в Благовещенске
Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!
Религиозность как потребность в общении с Богом, как доверие Ему и Его Промыслу, является одной из наиболее устойчивых черт духовной жизни каждого народа. Для России формой религиозности, определившей ее историю, государственность, самосознание, стало Православие. Более тысячи лет Православие освящает и духовно питает бытие России как самобытной и уникальной цивилизации. Неудивительно, что обеспечению одного из важнейших условий жизнедеятельности общества — его военной безопасности — с древнейших времен уделялось огромное внимание во взаимоотношениях Российского государства и Русской Православной Церкви. На протяжении веков Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников.
Церковь всегда рассматривала земное Отечество как преддверие Отечества Небесного, и видела в защите Родины, в самоотверженном выполнении воинского долга освященную Церковью обязанность, допускающую в случае крайней необходимости взять в руки меч и покарать захватчиков.
Церковь, в отличие от институтов политической системы, оказывает влияние на политическую жизнь через сферу духовную. Это происходит посредством сопричастности Церкви не только клириков, но и других граждан, занятых практически во всех областях деятельности, в том числе и на государственной и военной службе.
Как показывает практика, военная служба предоставляет уникальный шанс для проповеди среди молодежи в тот момент жизни человека, когда еще возможно правильно сориентировать ее в духовной жизни, предупредив негативные последствия отклонения и преступления заповедей Божиих. Раскрытие перед военнослужащими основ духовной культуры человечества и, в первую очередь, христианских ценностей в оптимальной обстановке вывода воинов из привычного окружения сверстников, улицы и средств массовой информации, насаждающих псевдо-духовные ценности — замечательная возможность для духовно-просветительской работы.
Выполнение задач воинской службы в сложных, подчас угрожающих жизни условиях, являет уникальные предпосылки в жизни человека, приводящие его к вере, к оценке и переосмыслению имеющегося жизненного опыта и обращения к Богу.
Следует признать, что в некоторых органах военного управления и воинских формированиях Вооруженных Сил Российской Федерации бытует ложное представления о функциональном предназначении священника в войсках. Это проявляется в желании командиров использовать потенциал священнослужителей в первую очередь для решения задач по укреплению воинской дисциплины, борьбе с неуставными взаимоотношениями, предупреждению случаев суицида в армейской среде.
В силу сакрального наделения священника властью от Бога, что признается и верующими, и государством, священник в войсках осуществляет пастырское служение, отличное в основе своей от функций воспитателя. Его служение может существенно оказывать помощь должностным лицам Вооруженных сил в воспитании военнослужащих, однако не должно ограничиваться этим.
Церковь строится не администрацией, не организованностью, а пастырским трудом. Военный священник должен обладать духовным авторитетом. Если человек свят, его святость сама по себе свидетельство, доказательство и имеет силу авторитета, — не власти, а убедительности. В этом разница между властью и авторитетом: власть имеет тот, кто может заставить, авторитет есть у того, чьи слова являются истиной и жизнью и духом, — как говорили о Христовых словах.
Само присутствие священника в воинской части должно стать присутствием молитвы и того измерения, которое называется Божественным присутствием.
Крайне важно для священника — оставаться образцом поведения и нравственного авторитета. В воинском коллективе все внимание обращено на духовное лицо, от него ждут не только проповеди, но, в первую очередь, образца поведения, которому хотелось бы следовать.
Для военных еще не стала естественной общественная молитва, утеряны традиции полковых молитв, регулярная исповедь и Причастие. Часть руководящего офицерского состава была воспитана на атеистических традициях и не считает возможным их изменение. В большинстве гарнизонов еще отсутствуют православные храмы, а молитвенные комнаты только создаются в соединениях и частях.
Как показывает опыт пастырской работы в войсках, верующие военнослужащие относятся с большей симпатией к своим сослуживцам, чем неверующие военнослужащие. Подтверждено их положительное отношение не только к единоверцам, но и к верующим других конфессий. Такой вывод социологического исследования однозначно показывает возможный положительный результат в создании крепких и сплоченных воинских коллективов, способных решать сложные боевые задачи. Несколько выше среднего значения негативное отношение у всех религиозных военнослужащих к атеистам.
Опыт военного духовенства и органов воспитательной работы позволяет сделать вывод, что отношение военнослужащих к религии в настоящее время во многом стало более осмысленным, что определяется сменой основных побудительных мотивов, способствовавших обращению к Богу.
В войсках наметилась положительная тенденция по созданию условий для свободного выражения военнослужащими своих религиозных убеждений и участия в религиозных обрядах.
Священнослужители свою помощь военнослужащим видят, прежде всего, в духовной поддержке — «окормлении». Эта поддержка находит свое проявление во многом: профилактике суицидов и других девиантных поступков, нравственном совершенствовании военнослужащих, расширении культурного кругозора и др.
Каким образом должно быть организовано пастырское окормление военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях?
Центром духовной жизни военнослужащих должна стать Божественная Литургия. Насущной и первоочередной задачей для штатного и внештатного духовенства должно стать обеспечение конституционного права военнослужащего на свободу вероисповедания, заключающуюся, в том числе, и в возможности участия в богослужениях. Оборудование храмов для регулярного совершения Божественной Литургии и причащения воинов Тела и Крови Христовых – есть главный приоритет нашего служения в войсках. При отсутствии храма на территории воинской части должен быть определен порядок, согласованный с командованием части, в соответствии с которым военнослужащие срочной службы, желающие участвовать в богослужениях, имели бы возможность посещения близлежащего храма.
Периодичность участия желающих военнослужащих в Божественной Литургии должна быть не реже одного раза в месяц в условиях, когда количество военнослужащих превышает вместимость храмового пространства.
Пастырское окормление предполагает регулярное проведение занятий с военнослужащими по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания в соответствии с утвержденным планом работы с определением времени и места проведения занятий. Если в плане работы командования священнослужителям не выделяется времени для занятий с личным составом, вопрос должен ставиться на самом высоком уровне, а подобную ситуацию рассматривать как недопустимую. Ответственность за качество планирования в этом вопросе возлагается на начальников отделений военных округов.
Повседневная забота военного духовенства – проведение индивидуальных пастырских бесед с личным составом в местах несения дежурства, в нарядах, в свободное от несения службы время, когда военнослужащие готовы к разговору по душам. При этом особое попечение должно быть о военнослужащих, имеющих склонность к нарушению уставного порядка и воинской дисциплины.
Знание обстановки в воинском коллективе – верный путь к решению возникающих проблем и профилактике неуставных взаимоотношений. Видится целесообразным начинать исправление имеющихся недостатков с обсуждения их с командованием, офицерским и сержантским составом, когда доброе слово и молитвенное предстательство уврачует негативные тенденции быстрее дисциплинарных воздействий.
Формирование библиотек духовной литературы должно быть в поле постоянного внимания военного духовенства, при этом предлагается шире использовать новые средства (электронные книги, планшеты, смартфоны) с закаченными книгами православного содержания. В казарменных помещениях должны быть видео-диски духовно-просветительской тематики, лучшие фильмы, которые врачуют душу, ведут человека к обожению, а не растлевают и приводят к одержимости.
При оборудовании молитвенных комнат, полевых походных храмов следует использовать возможность аудио-записей духовных песнопений в период между уставными богослужениями, когда желающие смогут помолиться самостоятельно.
В соответствии с решением руководства Минобороны Синодальным отделом в соединения и части разосланы видео-диски «Земное и небесное» и «Паломничество в Вечный город», которые следует использовать военному духовенству в качестве рекомендуемых фильмов исторического содержания по Основам православной культуры.
Успешно продолжается формирование православных библиотек на электронных книгах, которые передаются штатному военному духовенству в качестве образцов для дальнейшего копирования желающими. Данные электронные книги должны находиться в казарменном помещении и быть доступными для духовного просвещения военнослужащих срочной службы. Офицерскому составу и военнослужащим по контракту следует рекомендовать скачивать с сайта Синодального отдела pobeda.ru книги православного содержания для копирования на индивидуальные электронные носители, или пользоваться библиотеками рекомендуемых православных ресурсов, каталог которых также выставлен на нашем сайте pobeda.ru.
Новостные материалы о значимых мероприятиях, проводимых с участием военного духовенства крайне желательно направлять на сайт отдела kapellan.ru.
Хочется пожелать всем участникам Учебно-методических сборов духовной радости и помощи Божией в нашем общем служении на благо Отечества.
Значение слова «окормление»
окормле́ние
1. религ. попечение, руководство, осуществляемые священником по отношению к верующим; духовная помощь, забота
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова завихриться (глагол), завихрились:
Синонимы к слову «окормление»
Предложения со словом «окормление»
Понятия, связанные со словом «окормление»
Данная статья разъясняет значение и использование термина и не излагает сведений о Русской православной церкви (Московском патриархате).Московский патриархат (сокращённо МП) — другое официальное наименование Русской православной церкви, признающей своим предстоятелем патриарха Московского и всея Руси. В терминологии, принятой в Уставе РПЦ от 2000 года, термины Московский патриархат и Московская патриархия имеют разное значение, что было отражено уже в «Уставе об управлении Русской православной церкви.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «окормление»
В современном мире и без того много факторов, отвлекающих людей от религии, чтобы давать пастве ещё одну возможность задуматься над тем, а нужно ли им вообще духовное окормление.
Тысячи людей, искренне ищущих спасения, находили у него духовное окормление.
Послушание духовничества и окормление такого огромного числа людей не могло не сказываться на его физическом и душевном состоянии, но он почти не давал себе послаблений и не делал перерывов для отдыха.
Значение слова «окормлять»
окормля́ть
1. устар. направлять кого-либо, чаще всего духовно
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: возобновлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «окормлять»
Цитаты из русской классики со словом «окормлять»
Понятия, связанные со словом «окормлять»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «окормлять»
Священнику в пастырской деятельности приходится иногда встречаться с проявлениями психических расстройств и духовно окормлять нервно- и психически больных.
Если же кто-то смотрит на вещи иначе и убеждён, что дело церкви окормлять институции, воздействовать не на общество, которое составлено из самостоятельно мыслящих и добровольно делающих выбор людей, а на государство со всем его аппаратом насилия – что ж.
А на этой почве были утрачены и материальные эффекты духовного производства, которое бизнес, в отличие от прошлых времён, тоже прекратил окормлять.
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
О духовном окормлении больниц и больных
27 ноября в рамках регионального этапа Рождественских чтений состоялся семинар «Организация духовного окормления стационарных лечебных заведений».
В нем приняли участие священники, сотрудники больничных храмов и иконных лавок в учреждениях, а так же добровольцы.
Идея подобного семинара возникла не случайна. Окормление болящих в больницах — дело вовсе не новое. С самых древних времен существования церкви одним из основных и трудных дел милосердия была именно помощь болящим. Например, преподобный Авва Дорофей пребывая в монастыре, выбрал для себя послушание – он ухаживал за больными. «Поверьте мне, – говорил он о немощных, – я так уважал их, словно от них зависело мое спасение. Более больной благотворит служащему, нежели он больному».
До 1917 г. в России при строительстве больницы в первую очередь возводился и освещался храм.
В относительно недавнем времени свт. Иоанн Шанхайский регулярно ходил в больницу, и все священники его епархии обязаны были это делать. «Пастырь, — считал он, — должен приобщаться к страданиям людей, чтобы учиться сочувствовать, учиться любви».
Благое дело окормления больных, конечно, продолжается и сейчас. На сегодня в Хабаровске есть 5 храмов, находящихся при больницах и медицинских учреждениях (краевой онкологический центр, 2 краевая больница, детская краевая больница им. Пиотровича, дом ветеранов, перинатальный центр)
Как и в любом серьезном деле, здесь тоже важно обменяться опытом, определить приоритеты, да и просто обсудить какие-то нестандартные ситуации.
Почему так важно именно духовное окормление больных?
Об этом говорил в своем выступлении руководитель социального отдела иерей Николай Ворожбит:
У человека в больнице появляется свободное время, чтобы подумать о своей жизни, о ее смысле, о смысле страданий и смерти. Перед ним приоткрывается то, что было сокрыто за рутиной ежедневной суеты.
Врачи могут исцелить, но вряд ли смысл болезни станет понятнее. Присутствие священника или добровольца помогает найти выход, встретить и перенести болезнь уже иначе.
Нигде, как в больнице, так не востребована духовная поддержка и напоминание о том, что Бог есть Любовь. И очень важно понимать, что окормление не заключается только в проповеди»
Эта мысль и стала одной из основных тем семинара. Духовное окормление больниц священником не должно сводиться только к проведению таинств и треб. Очень важно, чтобы для больного были доступны не только исповедь и Причастие по расписанию, но и простые, доверительные, человеческие беседы со священником. Духовный пастырь должен не только исповедовать и соборовать, появляясь в больнице, в основном, в экстренных случаях. Главное, он должен сострадать людям, показывать им путь к радости. Если душа радуется, то и тело легче переносит страдания.
Духовное окормление священника обязательно должно быть доступно и для персонала больниц. Общение с медперсоналом должно быть регулярным. Когда в больницу приходит не просто священник, а знакомый, свой батюшка, знающий и сопереживающий трудностям врачей, медсестер и санитарок, находящий для каждого совет или просто доброе слово, тогда его приход в больницу – это уже не просто привычная для них формальность, а радость. Так, постепенно, отношение медперсонала к больным выходит за рамки просто служебных обязанностей.
А это значит, что и в палате медсестра не просто посоветует больному «свечку поставить» или позвать некоего абстрактного священника, а предложит поговорить с «нашим батюшкой», который «знаете какой хороший! Обязательно поможет!». И больной, после такого совета, не будет ждать с опасением кого-то бородатого в рясе, а понадеется на эту встречу, с готовностью поделится самым сокровенным.
Еще одна важная вещь – привлечение добровольцев. Церковь не может ограничиваться исключительно духовным окормление страждущих. Помощь добровольцев незаменима в самых насущных вещах. Тяжелые больные нуждаются не только в медицинском в уходе, но и в постоянном внимании. Доброволец, находящийся в палате, это тот, кто принесет пить, поправит подушку, подаст утку, покормит, просто посочувствует и сделает еще массу мелких, но незаменимых дел, проявляя ту самую Любовь, о которой так много говорят. Так, например, в 11 больнице работает пост приходской сестры.
А еще, часто практикуется, что перед приходом священника в палаты для совершения таинств исповеди и причастия, добровольцы информируют больных, разговаривают с ними, узнают, кто хотел бы, например, исповедоваться, объясняют суть таинств. Польза этих бесед в том, чтобы помочь подготовиться ко встрече со священником всем желающим, но и чтобы отложить эту встречу для тех, кто не желает ее. Ведь заранее сказать о своих сомнениях добровольцу – это одно, а отказать священнику – это уже сложнее. Таких моментов «принуждения» добровольцы тоже помогают избежать.
Говорили на семинаре и о том, что для работы в больнице и несения там послушания требуется призвание, необходима масса смирения и терпения. Желание творить добро и оказывать милость другим – это не достояние человека, это дар Божий.