что значит омовение у мусульман
Омовение в Исламе, как правильно делать
Перед тем, как приступить к совершению намаза или взять в руки Коран от человека требуется провести определенную процедуру омовения. Это является не просто физическим очищением, а обязательным условиям для поклонения.
Аллах говорит в Коране:
«О вы, которые уверовали, когда встаете, чтобы [выполнить] молитву, умывайте свои лица и предплечья до локтей и протрите головы, и вымойте ноги до щиколоток.» (Сура Аль-Маида: 5)
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Молитва ни одного из вас не будет принята в состоянии нечистоты, пока человек не совершит омовение.» (Сахих Муслим: 225)
Большое и малое омовение — Гусль и Вуду
Существует два вида омовения:
Полное омовение — «Гусль»
Необходимо иметь намерение и произнести «Бисмилляхир-Рахманир-Рахиим».
Стоит понимать что если не было испорчено полное омовение, то перед намазом или взятием в руки Коран, достаточно сделать малое омовение.
Что портит полное омовение у мужчин:
Что портит полное омовение у женщин:
Так же Гусль необходимо совершить совершить после принятия Ислама и для покойного перед погребением.
Малое омовение — «Вуду» (Тахарат)
Вуду – это ритуальное омовение, которое совершается при подготовке к молитве и другим видам поклонения. Слово вуду в арабском языке означает использование воды для мытья определенных частей тела.
Порядок совершения малого омовения:
Дуа после омовения
После окончания омовения сунной (желательным действием) является произнесение шахады и следующего дуа (мольбы):
Обязательные действия при малом омовении
Вуду имеет несколько определенных фардов (обязательных действий), не выполнение которых намеренно или по забывчивости делают омовение недействительным:
Фардом является выполнение каждого из перечисленных действий хотя бы по 1 разу. Правильным считается совершение омовения с соблюдением всех рекомендуемых действий, являющихся сунной. Это увеличивает награду верующего.
Сунны малого омовения:
Что нарушает малое омовение
Взяв малое омовение мужчина (или женщина) остается в состоянии чистоты до того времени, пока оно не будет нарушено следующими действиями:
Достоинства омовения
Вуду – это не простое физическое очищение тела, а акт поклонения. Его обязательность, как и процесс выполнения указаны в аятах Корана. Поэтому совершение омовения надлежащем образом – это выполнение веления Аллаха, за что верующие получают Его довольство и награду.
В Судный день, когда все будет покрыто тьмой, те части тела, которые были омыты вуду, будут сиять и служить источником света для верующих. И пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сможет таким образом узнать и встретить своих последователей.
Хадис: «Поистине, моя умма (община) в Судный день будет созвана с излучающими свет лицами, руками и ногами от омовения. И кто может умножить свет, пусть делает это». (Бухари, Муслим).
Также при выполнении омовения прощаются грехи человека
«Когда верующий омывает свое лицо (в ходе вуду), каждый грех, который он созерцал глазами, будет смыт вместе с водой. Когда он омоет свои руки, каждый грех, который они совершили будет стирается из его рук вместе с водой. И когда он омывает свои ноги, и каждый грех, к которому он шел, будет смыт. С последней каплей (омывшей его) он выходит чистым от грехов.» (Сахих Муслим: 244)
Таким образом омовение не только условие для совершения поклонения, но и само по себе является деянием, за которое верующий получает огромную пользу и награду от Аллаха.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Полное омовение тела
Полное омовение тела (гусль), согласно Шариату, – это мытье проточной водой всего тела с определенным намерением, то есть обязательное ритуальное купание.
Существует пять обстоятельств, после возникновения которых необходимо выполнить купание для совершения намаза и т.п. Эти пять обстоятельств сами по себе не являются причиной для немедленного выполнения купания. То есть, если человек находится в состоянии осквернения (джунуб), он не обязан сразу делать полное омовение тела, хотя это весьма желательно. Обязательным купание становится с наступлением времени совершения намаза.
Передал имам аль-Бухарий в своем сборнике о том, что Абу Саляма сказал: «Я спросил ‘Аишу, засыпал ли Пророк (мир ему и благословение) в состоянии джунуб (в результате полового акта). ‘Аиша ответила: «Да, но перед этим он совершал частичное омовение». Так Пророк (мир ему и благословение) поступал редко, чтобы люди знали, что это не запрещено в Шариате.
Некоторые невежественные люди говорят, что если человек, находящийся в состоянии осквернения, вышел из дома, не выполнив полное омовение тела, то каждый волос на его теле проклинает его. Это ложь, противоречащая религии. Доказательством служит рассказ Абу Хурайры, переданный в сборнике имама аль-Бухарий: «Когда меня встретил Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я был в состоянии осквернения, он взял меня за руку, и мы пошли вместе. Когда мы присели, я незаметно ушел в свое жилище, сделал полное омовение тела, после чего вернулся к Пророку (мир ему и благословение). Он еще сидел. Когда я подошел, он спросил: «Где ты был о Абу Хурайра?» Я ответил ему, что был в состоянии джунуб, поэтому ушел. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Субханаллаh! О, Абу Хурайра, воистину, верующий не становится наджасой».
Однако следует отметить, что очень рекомендуется искупаться сразу же после осквернения, и чем быстрее это сделаете, тем лучше.
Ритуальное купание необходимо выполнить в следующих случаях:
1. После выделения спермы. Его признаки:
— удовольствие при выделении;
— запах свежего теста, если сперма еще не засохла;
— запах яичного белка, если сперма засохла;
— толчкообразное выделение с напором.
2. После полового акта, даже если не было выделения спермы. Половым актом, согласно Шариату, считается проникновение головки полового органа во влагалище.
3. После смерти человека.
4. После прекращения менструации – цикличных выделений крови из матки у здоровой девушки, женщины.
5. По завершении послеродовых выделений (выделение крови после освобождения матки от плода).
6. После родов или выкидыша, ввиду происхождения ребенка из смешивания мужской и женской спермы. То есть, даже если роды были сухими и, после них не было выделений, то все равно необходимо искупаться.
Человек, которому необходимо выполнить купание по причине первого или второго обстоятельства, называется джунуб. А состояние того, кто находится в одном из этих пяти обстоятельств, называется «большим хадасом». Джунубу запрещено все, что запрещено делать при нарушении частичного омовения, а также чтение Корана (даже не дотрагиваясь до него) и пребывание в мечети.
Примечание: Следует отметить, что при выполнении полного омовения необходимо соблюдать те же самые условия (шуруты), которые следует соблюдать и при выполнении частичного омовения (см. на стр. 19). Также и нежелательные (караха) действия в обоих омовениях в основном идентичны (см. на стр. 28).
Обязательные действия купания
Обязательными действиями ритуального купания, без выполнения которых оно считается недействительным, являются:
1. Намерение. Оно отличает привычку от поклонения (‘ибада), его место в сердце, и оно совершается мысленно. Однако желательно его произнесение вслух. Намерение делается одновременно с началом мытья тела: «Я намереваюсь совершить обязательное полное омовение ради Аллаха» или «…снять большой хадас» и т. п. Если человек сделал намерение только после того, как помыл какую-либо часть тела, то необходимо помыть ее заново вместе с намерением.
2. Промывание всех наружных частей тела (кожи и волос независимо от их густоты) чистой и пригодной для очищения водой. Вода обязательно должна обтекать все тело полностью.
Примечание: Человеку, который уверен, что у него нет причин для выполнения полного омовения тела, ни в коем случае нельзя совершать купание с намерением снять большой хадас.
Желательные действия купания
Желательными действиями при выполнении ритуального купания являются:
1. обращение лицом в сторону Киблы;
2. произнесение: «Исти‘азы», «Шахады» и «Басмалы» перед купанием. Нежелательно (макрух) не произносить эти слова перед полным омовением;
3. выполнение частичного омовения перед купанием. При этом мытье ног можно отложить на конец купания, чтобы не расходовать лишнюю воду;
4. начало омовения с правой стороны. Предварительно смочить волосы трижды, потом мыть правую половину спереди и сзади, затем левую половину и повторить это трижды;
5. полоскание рта и носа, даже если вы сделали это и при частичном омовении;
6. мытье тела с протиранием;
7. мытье следующего органа до того, как высохнет предыдущий;
8. экономия воды (нежелательно расходовать ее сверх меры);
9. чтение «Шахады» и молитвы после купания (той же молитвы, которая читается и после частичного омовения).
Тому, кто моется полностью обнаженным, при раздевании желательно сказать:
بِسْمِ اللهِ الََّذي لا اِلهَ اِلاّ هُوَ
«Бисмилляhи-ллязи ля иляhа илля hува»
(С именем Аллаха, кроме Которого нет ничего достойного поклонения). Эти слова ограждают человека от глаза джиннов.
Из книги «Намаз —
опора религии»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Правила совершения омовения
Первым условием намаза является нахождение человека в состоянии ритуальной чистоты. Согласно Шариату, ритуальное очищение (тахара) – это выполнение определенных обязательных действий, для того чтобы мусульманину стало дозволенным совершение намаза. Оно включает в себя:
1. Удаление нечистот (наджасы).
2. Совершение частичного омовения тела (вузуъ).
3. Выполнение полного омовения тела (гусль).
4. Очищение чистой землей (таяммум), если нет воды, а также в некоторых других ситуациях.
Воистину, изучение правил ритуального очищения и их выполнение соответствующим образом является одной из важнейших заповедей в религии. Потому что только при соблюдении всех этих правил можно добиться требуемой чистоты для намаза. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Очищение – это ключ к намазу». Следовательно, кто пренебрегает очищением, тот пренебрегает и намазом.
Согласно Шариату, для ритуального очищения используется вода.
Разновидности воды
Вода подразделяется на три вида:
1. Вода чистая и очищающая: то есть чистая сама по себе и пригодная для очищения. Такая вода используется для совершения как полного, так и частичного омовения (т. е. она устраняет хадас ) и для удаления нечистот (наджасы). Это обычная природная вода, не изменившая свое название в результате смешивания с чем-либо, например: дождевая, морская, речная, родниковая, талая и колодезная.
2. Вода чистая, но не очищающая: то есть вода чистая сама по себе, но непригодная для ритуального очищения. Она не снимает хадас и не удаляет нечистоту. К такой воде относится:
а) вода, использованная для выполнения обязательного ритуального очищения: частичного омовения, полного омовения, а также для удаления нечистот и при этом не изменившая свои качества (вкус, цвет или запах). Если же качества воды изменились, то она нечистая (наджис).
б) вода, изменившаяся в результате попадания в нее чего-либо чистого (тахир). Если вода смешалась с каким-либо чистым веществом и при этом явно изменилась, то она непригодна ни для частичного омовения, ни для полного омовения, ни для удаления нечистот. Такой является, например, вода, в которую попало молоко или сахар, явно изменившие ее цвет, вкус или запах. Если же изменения воды незаметны – она пригодна для очищения. Исключением являются минеральные соли, которые не влияют на пригодность воды, используемой для очищения, даже если сильно изменяют ее качества. То есть, это соли, которые попали в воду из почвы. Но если соли мы добавляем в воду сами, то это делает воду непригодной.
3. Нечистая вода (наджис): Согласно богословско-правовой школе имама аш-Шафи‘ий, объем воды бывает большой и малый.
Малый объем – это меньше двух куллей.
Большой объем – два кулля и больше.
Два кулля равны примерно 216 литрам.
Если в малое количество воды попала непростительная наджаса, вода становится нечистой (наджис), даже если не изменилось ни одно из трех ее качеств – вкус, цвет, запах.
Простительной наджасой является мертвое насекомое, у которого не течет кровь, такое как муха, муравей и т. п. Например, если муха попала в воду и умерла в ней, вода остается чистой до тех пор, пока не изменится ее цвет, или запах, или вкус.
Если в большое количество воды попадает нечистота, не изменившая ни одно из трех ее качеств – вкус, цвет, запах, – то она остается чистой. А если изменилась хотя бы немного одно из этих качеств, то вода становится нечистой и непригодной для ритуальных очищений, согласно учению имама аш-Шафи‘ий.
О нечистотах
Наличие нечистот (наджаса) на теле, одежде или на месте совершения намаза делает намаз недействительным. Поэтому очищению от них необходимо уделять особое внимание.
Нечистотами, согласно Шариату, являются: кровь, гной, сукровица (жидкость желтоватого цвета, смешанная с кровью, а также гнойная кровянистая жидкость, вытекающая из нарывов, язв), рвота, алкоголь, моча, кал, мазью (почти прозрачная слизистая жидкость, выделяющаяся из полового органа при возбуждении), вадью (густая белая жидкость, иногда выделяющаяся после мочеиспускания или вследствие поднятия тяжести), собака, свинья, труп животного, его кости и шерсть. Не считаются нечистотами мертвые рыбы, саранча и человек.
Все, что отделяется от живого животного, рассматривается как мертвое, исключением являются волосы, шерсть, перья, слюна и пот животных, мясо которых можно употреблять в пищу, а также слюна и пот других живых животных, кроме собаки и свиньи и всего, что рождается у них. Отделенная кошачья шерсть – нечистая. Шерсть, отделенная от живых животных, мясо которых можно употребить в пищу, является чистой, а если от такого животного отделилась конечность (лапа) и оно осталось живым, то эта конечность – наджаса.
Живые животные (кроме собаки, свиньи и всего, что от них рождается) все чистые.
Нечистота бывают незаметная и заметная:
Незаметная нечистота – это та, которая утратила свой объем и качества – вкус, цвет, запах. Для очищения места, загрязненного такой нечистотой, необходимо, чтобы вода протекла по нему.
Заметная нечистота – это видимая нечистота, которая имеет объем и качества – вкус, цвет, запах. Очищая место, загрязненное подобной нечистотой, необходимо вначале удалить ее, а затем промыть это место водой до исчезновения ее вкуса, цвета и запаха.
Если моча мальчика в возрасте до двух лет по лунному календарю, который питается только материнским молоком, попала на что-либо, то это место достаточно сбрызгивать водой до тех пор, пока оно не намокнет. В данном случае протекание воды необязательно. Сказано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «При удалении мочи девочки загрязненное место необходимо промывать водой, а при удалении мочи мальчика достаточно лишь сбрызнуть водой». Моча маленькой девочки рассматривается, как моча взрослого человека.
Для удаления мочи надо поливать загрязненное место чистой, пригодной для очищения водой до полного исчезновения нечистоты и ее свойств – вкуса, цвета, запаха. В случае, если не удается удалить полностью цвет или запах (но не оба вместе), это считается простительным.
Нечистота от собаки и свиньи, например, моча, кал и слюна, удаляется семикратным промыванием, в том числе один раз водой, смешанной с чистой землей.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Очищение посуды, которую облизала собака, осуществляется семикратным промыванием водой, одно из которых смешано с землей». Желательно, чтобы промывание водой, смешанной с землей, не было последним из этих семи.
Заметная нечистота не становится чистым веществом. Исключением является обработанная и окрашенная, то есть дубленая кожа мертвого животного, кроме собаки и свиньи, а также вино, которое в результате брожения преобразовалось в уксус. Если же оно превратилось в уксус в результате добавления или попадания в него чего-либо, например, хлеба и т. п., то такой уксус не является чистым. Шкуры и шерсть животных, мясо которых можно употреблять в пищу, зарезанных по мусульманским ритуалам, чисты и без обработки.
О подмывании
Подмывание (по-арабски истинджа) – это обязательное удаление до полного очищения всех мокрых выделений из переднего и заднего проходов.
Выделения могут быть обычными (моча, кал) и необычными (мазью, вадью). Если человек испустил только кишечные газы, то подмывание необязательно. Неполное очищение от мочи является одной из причин мучения в могиле. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Оберегайте тело и одежду от попадания на них мочи, так как большинство мучений в могиле – из-за пренебрежительного отношения к очищению от нее».
После того, как мочеиспускание прекратилось, для полного удостоверения в этом, желательно (сунна) выполнить истибра путем откашливания, сдавливания мочеиспускательного канала, приседаний и т. п. Истибра – это освобождение от оставшейся в мочеиспускательном канале мочи после прекращения ее выделения. Если человек знает, что выделение мочи не прекратилось, то он обязан избавиться от нее до конца.
Истинджа выполняется чистой, пригодной для очищения водой либо подтиранием камушками (тремя или одним, который имеет не менее трех граней), последнее при условии, что нечистоты не распространились за пределы прохода и не засохли. Если это произошло, то для очищения необходимо использовать воду.
Заменить камень может любой предмет, если он шершавый, плотный (не сыпучий), чистый (не загрязненный наджасой), непочетный. Например, бумажные салфетки. Гладкие предметы, такие как стекло, не годятся для этой цели. Почетный предмет, например, лист бумаги, содержащий информацию об Исламе и т. п., также нельзя использовать для удаления нечистот. При их удалении необходимо протереть загрязненное место не менее трех раз, до полного очищения. Если нечистоты не удалились за три раза, то следует протереть четвертый раз. Если после этого нечистота была удалена, то желательно протереть и пятый раз (чтобы количество было нечетным).
Выполняя истинджа, предпочтительно использовать сначала твердый предмет – камень или бумагу, а потом воду. Можно использовать и одно из них: или воду, или камень, но лучше использовать воду.
При справлении нужды в открытой местности, нельзя обращаться лицом или спиной в сторону Каабы. Это разрешено лишь в том случае, если впереди, не далее чем за три локтя (около 1,5 м) есть какой-либо предмет высотой не менее 2/3 локтя (около 35 см). Что касается мест, специально предназначенных для этой цели (туалеты), то в них не запрещено обращаться в сторону Каабы, но лучше этого не делать. Также нежелательно опорожняться под плодоносящими деревьями, потому что плод может упасть на нечистоты и испачкаться. Если же дерево принадлежит какому-либо чужому человеку, то опорожняться под ним (без разрешения) является грехом.
Также нежелательно опорожняться на дороге и в тени, где люди могут остановиться для отдыха, так как это может стать причиной проклятия. Посланник Аллаха s говорил: «Остерегайтесь двух проклятий». Его спросили: «О, Посланник Аллаха s, каких двух проклятий?» Он ответил: «Справлять нужду на дороге или в тени». Это правило также касается мест, где человек может согреться зимой под солнцем.
Говоря кратко, нужно избегать того, что создает неудобства для людей.
Нежелательно мочиться и опорожнять кишечник в норы, как в малые, так и в большие, потому что они могут быть жилищем джиннов, опасных зверей или других слабых живых существ. Также нежелательно разговаривать при справлении нужды. Запрещается мочиться в мечети, даже в сосуд. Нельзя вносить с собой в туалет предметы, на которых написаны имена Аллаха и Его Посланника s.
Желательно (сунна) перед входом в туалет просить защиты у Аллаха, произнося следующие слова:
«Бисмилляh, Аллаhумма инни а‘узу бика миналь-хубси валь-хабаис».
(Начинаю с именем Аллаха. О Аллах, я прошу у Тебя защиты от джиннов мужского и женского пола).
Заходить в туалет желательно с левой ноги, а выходить с правой, в отличие от того, как заходят в мечеть и выходят из нее. После выхода из туалета желательно произнести:
«Гуфранака, аль-хамду лилляhи-ллязи азhаба ‘анниль-аза ва ‘афани».
(Прошу у Аллаха прощения. Хвала Аллаху, который освободил меня от вреда и дал мне здоровье).
Хадас – причина, нарушившая ритуальную чистоту. Хадас бывает большим и малым. При большом хадасе необходимо совершить полное омовение тела, а при малом – частичное омовение тела (см. дальше).
Вода, использованная для выполнения полного или частичного омовений во второй и третий раз, является чистой и пригодной для ритуального очищения.
Следует отметить, что все молитвы, в том числе и читаемые в намазе, необходимо читать только на выдохе, то есть выдыхая воздух из легких.
Ритуальное омовение
Раздел шестой. Ритуальное омовение (вуду).
Омовение – это ритуальное очищение мусульманина, которое устраняет так называемое состояние хадас. Иными словами, омовение – это использование воды на определённых частях тела, начинающееся с намерения. Состояние человека без омовения называют хадасом. При совершении ритуального омовения (вуду) с человека снимаются все запреты, которые возлагались на него во время его отсутствия: разрешается совершать намаз, таваф, прикасаться к Корану и т. д. У омовения есть обязательные, желательные и нежелательные действия. Обязательные составляющие омовения делятся на две категории – обязанности, которых нужно соблюдать до омовения (шурут) и те, которые необходимо соблюдать после омовения.
Обязательные элементы омовения до вступления в него:
1. Наличие обычной воды (мау мутлак) (о пригодной для ритуального очищения воде читайте в первом разделе);
2. Протекание воды по органам, следовательно, не хватает простого прикосновения воды.
3. Отсутствие на теле всего, что может изменить свойства воды, из-за чего она становится непригодной для ритуального очищения. Например, наличие косметики, которая при смешении с водой меняет её вкус, цвет, или запах;
4. Чтобы органы омовения не были прикрыты чем-либо, что не пропускает воду до кожи. Например, слой какого-нибудь крема или лака, в частности, лак для ногтей. Это, в основном, касается макияжа. Пока макияж, изменяющий или не пропускающий воду не будет удалён, омовение не является действительным. Но если места омовения будут масляными из-за чистого и жидкого масла, то омовение считается. Тут стоит обратить внимание и на то, что омовение не принимается, если вода свободно не проникает под ногти человека из-за налипшей туда грязи, муки, мазута и т.п.
5. Для человека, который не в состоянии контролировать свои выделения, (например, страдающий недержанием мочи), условием омовения является наступление времени намаза. Следовательно, такой человек не может совершить омовение, скажем, для вечернего намаза, до наступления его времени (до захода солнца). Омовение такого типа людей имеет еще и другие отличия, о которых будет указано ниже.
Обязательные составляющие омовения:
Первое: намерение, связанное с мытьем лица, т.е. конец намерения должен быть увязан с началом мытья лица. Необходимо иметь одно из следующих намерений: «Я намереваюсь совершить обязательное омовение», «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения» или же «Я намереваюсь избавить себя от состояния хадаса». Последний вид намерения недопустим для человека, который не может контролировать свои естественные выделения. Он должен намереваться сделать дозволенным совершение намаза. Страдающие такими болезнями, как было сказано ранее, должны учесть и другие особенности;
— Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо обертывать половой член чем-либо, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует использовать прокладки, не пропускающие выделения наружу.
— Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.
— Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой.
— если он знает, что у него омовение сохранится в течение определённого времени (например, у него омовение не нарушается в течение получаса после двенадцати), то он обязан совершить намаз в это время, по мере возможности;
— совершив омовение, он обязан совершить намаз не откладывая, хотя ему и разрешается откладывание, связанное с намазом, например, для ожидания джамаата в мечети. Если же он отложит свой намаз по причинам, не имеющим отношение к намазу, то его омовение портится и для совершения намаза он обязан возобновить его;
— если он будет соблюдать вышеперечисленные условия и при совершении намаза у него нарушится омовение, то его намаз считается. Например, если страдающий недержанием мочи совершит омовение, придёт в мечеть, будет ждать джамаат, потом совершит намаз, то его намаз считается действительным, даже если в период ожидания джамаата или во время намаза у него выйдет моча.
Второе: омовение лица. Границами лица в омовении является: по вертикали – участок между обычным местом вырастания волос и там, где заканчивается подбородок (но не низ подбородка, его промывать желательно), а по горизонтали – участок между ушами. Следовательно, необходимо промывать волосы бровей, ресниц, усов, эспаньолку. Необходимо промывать как волосы, так и кожу под ними. Что касается бакенбард и бороды, то их нужно мыть и кожу под ними, если они не густые. Если же бакенбарды и борода густые, то необходимо помыть их сверху, а доводить воду до кожи под ними является сунной. Густыми считаются волосы, через которые не видна кожа.
Третье: омовение рук и локтей. Следует промывать кожу, волосы и ногти. Если часть руки отсутствует, то нужно промыть оставшуюся часть. Если рука отрезана по локоть, то необходимо омывать край оставшейся руки. Если же рука отрезана еще дальше, то нет необходимости промывать предплечье, но это является желательным.
Четвертое: протирание части головы – кожи или волос при условии, чтобы протираемые волосы были непосредственно на границе головы.
Пятое: мытье ног, включая щиколотки.
Шестое: выполнение этих обязательных пунктов омовения в строгой последовательности. Если помыть ноги до обтирания головы или обтереть голову до промывания рук, то такое омовение не считается.
Если человек без омовения окунётся в воду с намерением омовения, то у него омовение считается.
Если вместе с правильным намерением омовения иметь намерение освежиться или очиститься, то такое намерение тоже подходит для омовения.
Желательные действия омовения
— До омывания лица и до обязательного намерения, омовение желательно начать с мытья кистей рук, причем желательно знать, что их моют для ритуального очищения, а не просто так. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляхи мина щайтани рраджим» и «Бисмилляхи ррахмани ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза. Если вы забудете произнести «Бисмилях» в начале омовения, то желательно его произнести во время омовения.
Затем рекомендуется прополоскать рот и нос три раза, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, а затем оставшуюся часть – в нос. Высморкаться желательно левой рукой, повторить три раза.
Далее сердцем делается намерение для обязательного омовения, когда вода касается вашего лица: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вуду) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).
При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду». «ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия.
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)).
В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы, которые мы приведем ниже. Лицо желательно омыть больше положенного, включая обе стороны шеи, ибо передаётся, что все омытые части тела украсятся и будут сиять на том свете. Желательно разделять густую бороду. Для этого берут горсть воды и раздвинутыми пальцами из-под челюсти разделяют бороду. Промывая лицо, желательно прочитать следующее:
اَللَّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهِي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُهٌ وَ تَسْوَدُّ وُجُوهٌ
О Аллах! Освети моё лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица] Твоих любимцев[, и не очерняй мое лицо, ]когда очернятся лица Твоих врагов[.
Затем желательно мыть правую руку, разделяя пальцы, включая локти, до уровня плеча, три раза. Промывая правую руку, желательно прочитать следующую молитву:
اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا
(О Аллах, вручи мне свитки моих земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчётом лёгким).
Затем также моют левую руку, читая следующую молитву:
اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري
(О Аллах, не вручай мне свитки моих деяний слева и сзади.)
Затем смоченной в воде рукой желательно протереть три раза всю голову. Для этого желательно поставить большие пальцы на виски, а кончиками других пальцев обеих рук, соприкоснув друг с другом, обтереть голову, начиная от лба и до затылка, а после повернуть руки в обратную сторону. Если не получается протереть всю голову из-за головного убора, то желательно протереть голову, сколько получается, а далее провести рукой по головному убору. При этом желательно прочитать следующую молитву:
اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ
«Аллахумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».
(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).
Затем рекомендуется также три раза протирать ушные раковины, как с внутренней, так и с внешней стороны Для этого нужно снова увлажнить руки после обтирания головы.
اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ
(О Аллах, сделай меня из тех, кто прислушивается к сказанному и следует (придерживаются) за лучшим из услышанного).
Затем моют правую ногу, включая щиколотки, до колена, три раза. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. При мытье ног читают:
اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ
(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).
Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу.
Желательно промывать все органы подряд, не прерываясь на столько, чтобы при обычной температуре тела и климата один орган мог высохнуть до промывания следующего.
Не желательно без причины просить кого-то наливать воду для своего омовения, а просить, чтобы другой человек омыл твои органы тела ещё более нежелательно. Но если это делается по причине слабости или болезни, то в этом нет ничего нежелательного.
Не желательно без надобности вытираться после омовения, но в целях сохранения здоровья в холодное время года или же в целях сохранения чистоты в мечети разрешается пользоваться полотенцем.
После завершения омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُوَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْنيمِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَأَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِهوَسَلَّمْ
О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие).
Ахмад Магомедов
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди