что значит остроумный человек
Как развить остроумие или зачем людям чувство юмора
Остроумие – это буквально «острый ум»
«Сохраняй чувство юмора.
Особенно в отношении себя самого.
Это – безграничная сила.»
Люди, наделенные таким даром, легко и непринужденно шутят, от души смеются, часто и по делу юморят, заряжая своим настроением окружающих. Остроумием также называют тонкость ума, изобретательность, что всегда отражается в речи говорящего (оратора). Можно ли развить эту способность, или человек, над шутками которого никто и никогда не смеется, обречен до конца дней слыть в обществе «сухарем» и неостроумным?
Зачем людям чувство юмора
Ученые связывают способность смеяться и даже улыбаться с определенным геном, транспортером серотонина. С другой стороны, ДНК обуславливает особенности поведения или определенные качества, но ни в коем случае не обязывает человека проявлять их. Можно родиться с чувством юмора, но так и не посчитать нужным проявлять остроумие.
На заметку. Умение смеяться над шутками или ситуациями, или над самим собой – самая настоящая «прививка», которая закаляет «душевный иммунитет», спасает от тягот, помогает пережить трудности и наладить контакт с другими. Его однозначно можно и нужно развивать.
Философы, психологи и ученые связывают способность шутить, подмечать смешное и смеяться над собою с высшими ступенями развития личности.
Принципы остроумия
Эстетическое наслаждение, которое человек получает от способности подмечать, воспринимать и понимать комические моменты, огромно. Оно несет в себе великий оздоравливающий эффект. Не зря говорят, что юмор и смех продлевают жизнь.
Остроумие – понятие комплексное. Оно включает в себя как минимум три составляющих:
внимание к окружающему;
умение подмечать «острые» моменты;
способность своевременно реагировать на происходящее.
Остроумных людей отличают высокие интеллектуальные качества, к коим можно причислить:
Основной принцип остроумия – не навреди. Если над шуткой в компании смеются не все, значит, чьи-то чувства задеты либо человек попросту «не въехал» в тему. Высмеивать кого-то одного из массы – плохо, это больше тянет на сарказм или черный юмор, который не имеет ничего общего с остроумием.
Что дает человеку остроумие:
Возможность справиться с пугающими жизненными обстоятельствами. Юмор – отличный защитный механизм.
Улучшение общего самочувствия. Смех, улыбка, хохот – психофизиологические реакции, которые являются ответом на комичную ситуацию – нечто, что смешит человека. Никто не учит людей улыбаться – это врожденный рефлекс, который является ответом на юмор.
Здоровые нервы. Психическая функция определяет поведенческий паттерн – шаблон, по которому действует человек остроумный. Он часто шутит, забавляя других, смеется над собой и чужими рассказами, повествует о забавных случаях, «травит» анекдоты. Таких людей довольно сложно вывести из себя, разозлить, потому что они все переводят в шутку.
Психотерапевтическая функция. Сегодня юмор включают в многие психологические практики, рассматривают возможности использовать это психосоциальное явление в терапии раковых больных.
Это интересно. В мозгу не выявлено какой-то особой части, отвечающей за присутствие чувства юмора, но повреждения и травмы любого из полушарий негативно сказываются на восприятии смешных моментов.
Сколько форм у остроумия и почему шутки должны быть добрыми
Юмор – понятие емкое. Оно объединяет шутки, каламбур, анекдоты, игру слов, сатиру, иронию, сарказм. Наряду со словесными формами остроумия существует и графическое его выражение, карикатуры и шаржи, к примеру. Но вот сарказм, черный юмор – весьма своеобразный способ развеселить окружающих.
Отмечено, что склонность человека недобро шутить, внезапное увлечение «юмором висельников» часто свидетельствует о надвигающейся деменции или слабоумии. Кроме того, злые шутки не доставляют эстетического удовольствия. Сарказм пробуждает в человеке агрессию, желание защититься, оскорбить «шутника». Остроумие же стремится развлечь, развеселить, но не обозлить или обидеть.
Черный юмор может быть пугающим и отвратительным. Такими же являются по сути анекдоты, которые подчеркивают и культивируют вредные стереотипы, принижая человеческое достоинство, как таковое. Задача же остроумия и главный его принцип – «сделать смешно всем» и облегчить жизнь, примирив человека с острыми аспектами с одной стороны, а с другой подтолкнуть на разумное сопротивление дурному и нежеланному.
Иными словами, любая шутка должна быть доброй, но не «беззубой». Остроумие не может быть стерильным, но высмеивать человека – дурно, а вот вредные привычки – полезно.
Помните. Золотое правило, которое должен соблюдать любой, даже самый остроумный человек – мера. И шутки, и ироничные замечания можно отпускать даже во время деловых совещаний. Но чрезмерное увлечение юмором может указывать на желание человека отстраниться, неумение вникать в проблему.
Приемы остроумия или как «довести» шутку до разрядки
Остроумные люди часто в совершенстве владеют приемами, при помощи которых доносят смысл послания до окружающих:
Намек – это целое искусство. Использовать его следует дозированно и только по обстоятельствам. Если человек не умеет общаться с другими кроме как путем намеков, то это признак не остроумия, а паранойи.
Ирония или насмешка. С их помощью человек выражает свое отношение к сложившейся ситуации или моменту, сравнивая то, что случилось с тем, что могло бы быть.
Сравнение определенных качеств. В его ходе у разных вещей подмечаются общие черты.
Абсурдные мысли, намеренные оговорки. Они в корне меняют смысл послания, превращая его в остроумную синтенцию.
Парадоксальные замечания. Они появляются порой из обычных высказываний о здоровье, погоде, отношениях и тоже забавляют и развлекают окружающих.
Полезно знать. Остроумный человек – всегда хороший оратор. В древности искусству риторики обучали в специальных школах. Сегодня умению излагать мысли уделяют незаслуженно мало внимания, тогда как остроумие напрямую зависит от ораторских способностей человека.
Во всем нужна сноровка… или как повысить чувство юмора и остроумие
Ниже приведены способы, которые помогут развить чувство юмора и остроумие:
Чтение произведений классиков и современных писателей. Это обязательный пункт, который помогает увеличить словарный запас, научиться лаконично и ясно излагать мысли. Краткость – сестра не только таланта, но и остроумия.
Просмотр комедийных шоу, стенд ап выступлений. Нет ничего дурного в том, если человек подражает комедиантам, шоуменам, известным личностям, славящимся остроумием. Повторять чужие шутки в духе «Я слышал кое-что смешное сегодня» вполне уместно. Кстати, подражатель вносит свою лепту в пересказ «хохм», ведь и лингвистика, и язык тела индивидуальны.
«Спарринг» с остроумным партнером, будь то коллега по работе, сосед, знакомый кассир, подруга или родственник – прекрасное упражнение, которое помогает развивать чувство смешного. Избегать стоит глупых шуток, хотя и на «туалетный юмор» найдется аудитория. Но приверженцы подобного «остроумия» слывут незрелыми личностями.
Поиск смешного. Заключается в том, чтобы понять, что увлекает человека, который хочет развить остроумие. Невозможно развеселить кого бы то ни было, если никакой аспект беседы или происшествия не захватывает и не интересует.
Спонтанность. Помните, главные составляющие остроумия – неожиданность, непринужденность и непосредственность.
Умение остановиться. Это нужно уметь делать, если шутка не производит впечатления, окружающие не улыбаются, а скорее скучают или вымученно ждут окончания «смешного» рассказа.
Отказ «шутить на заказ». Остроумие «спонтанно» и нужно понимать, что смешить всех вокруг сутками напролет невозможно. Необязательно и «анонсировать» смешную историю, которую человек собирается рассказать. Достаточно просто взять и поведать ее.
Упражнения для развития остроумия
Их существует масса. Каждый человек может придумать собственную систему тренировок, и это не удивительно, ведь тут важна индивидуальность, а не перепевки чьих-то шуток и колкостей. Один умный человек назвал умение остроумно реагировать на происходящее вокруг «мышцей юмора» и посетовал, что если ее не развивать, можно на всю жизнь остаться закостенелым индивидуумом с плоскими шутками, от которых всем только тошно.
Что важно развивать, если хочется прослыть остроумным:
моментальную реакцию на происходящее;
креативный подход к стандартным ситуациям.
Следующие 8 упражнения поданы как эффективные в одном из курсов по развитию остроумия. Отнеситесь к ним с юмором, но возьмите на заметку.
Выберите для себя предмет. Допустим, это будет какое-то растение, например, крапива. Теперь постройте логическую цепочку от меньшего (род) к наибольшему (домен). Поначалу будет сложно, потому что потребуются новые знания. Как только мозг их пополнит, строить логические цепочки станет гораздо проще. Как только научитесь, попробуйте аналогичный эксперимент с ручкой для письма.
И польется речь рекой
Развивайте ораторские способности, которые включают в себя, в том числе, ассоциативное мышление. Если человек за словом в карман не лезет, это упражнение дастся ему легко. Попросите друга или знакомого выбрать предмет, и расскажите о нем что-нибудь занимательное.
Попросите напарника рассказать какую-нибудь историю до середины, а затем продолжите ее. Намного интереснее, если участвовать в упражнении будет несколько человек. На выступление каждого отводится не более 5 минут.
Это упражнение по развитию остроумия проводится один на один со своим отражением в зеркале. Задача сосредоточиться, а затем начать говорить все, что думаешь, обильно пересыпая речь шутками и веселыми моментами.
Если впервые слышите про фиолетовое настроение, печальный суп или веселенькие сапожки – это упражнение подойдет в самый раз. Упражняться нужно с помощником. Один называет существительное, второй подбираем к нему совершенно неадекватные прилагательные. Научившись ощущать «кислую шляпу» или «радостный обед», острить будете без труда.
Решение проблемы неординарным способом
Здесь к прочтению в самый раз будет «Алиса в Стране Чудес». Помните, как там про мюмзиков и зелюк. Вот в таком духе сначала нужно придумать нереальных помощников, затем наделить их несуществующими умениями, а потом еще и заставить их говорить на тарабарском языке, но с соблюдением всех норм традиционного.
Самая сложная задача – вырвать себя из привычного мира, состоящего из атомов и молекул, и перенести в другой, где правят, например, подсолнухи разных форм, цветов и размеров. Но не переусердствуйте, иначе придется вызывать санитаров и усмирять разбушевавшуюся фантазию.
Что читать, чтобы отточить ум: книги и статьи для развития остроумия
Ильф и Петров обязательны к прочтению людям, желающим повысить остроумие и развить чувство юмора. Но помимо похождений харизматичного авантюриста Остапа Бендера и напыщенного глуповатого Воробьянинова, массу удовольствия доставит и прочтение следующих авторов:
Что значит остроумный человек
Автор: Виктор Всеволодович Билевич, драматург и сценарист, президент Санкт-Петербургского Дома юмора и сатиры, член Союза литераторов России.
Можно ли научить человека стать по-настоящему остроумным? Многие считают, что воспитать чувство юмора невозможно. Это, мол, от природы — или оно есть, или его нет.
Если при встрече знакомый выдает вам массу анекдотов, при этом заходясь от хохота, уверяем вас, это не имеет никакого отношения к настоящему остроумию. Просто он коммуникабельный, легкий, веселый человек, с хорошей памятью и отсутствием комплексов.
По-настоящему остроумный человек выберет и запомнит только одну остроту из только что услышанного. Он настроен избирательно. У него творческий склад ума. Так что распространенное мнение, что остроумие — это активное проявление чувства юмора, ошибочно.
Чем юмор отличается от остроумия
Под юмором чаще всего подразумевается беззлобная насмешка. Чувство юмора проявляется, обычно, в умении отыскать что-то смешное в той ситуации, где нет, казалось бы, ничего смешного. Это чувство как бы оберегает мозг от сильных эмоциональных потрясений.
Суть же остроумия лучше всего сформулировать так: остроту создают, а смешное находят. В остроумии эмоциональный компонент — только фон, побуждающий мотив, а «действие» происходит в области интеллекта, в то время как в чувстве юмора соотношение обратное — «действие» происходит в эмоциональной сфере, а мыслительные операции лишь запускают реакцию.
Есть, конечно, люди, обладающие и тем и другим. Несомненно, есть и такие, у которых нет ни того, ни другого. Тут уже дело плохо. Остроумным бывает и изобретение, и оригинальный проект архитектора, и музыкальное произведение, и научное открытие. Как правило, легко отыскать смешное даже в самой неприятной ситуации, если она приключилась с кем-нибудь другим.
Я обладаю чувством юмора
В этом убеждено большинство людей.
Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: «Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии — и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей».
Немногие люди нашли бы в себе достаточно душевной силы, чтобы в подобной ситуации не прибегнуть к брани, к бесполезным упрекам, а ограничиться шуткой.
С одной стороны, чтобы подняться над трагической ситуацией, суметь взглянуть на себя как бы чужими глазами и отыскать смешное в трагическом — для этого нужно обладать большой силой духа. Развитое чувство юмора бывает лишь у душевно стойких людей.
Вас наверняка интересует, как рождаются такие « перлы»? Технология, если так можно выразиться, такова.
Человек « отчуждается» от самого себя, смотрит на себя как бы со стороны, находит смешное в себе самом, и эта вначале чисто интеллектуальная операция отчуждения ( кстати, одно из высших проявлений человеческого сознания) смещает его « эмоциональную равнодействующую» в положительную сторону. Если же человек к тому же и остроумен, то в этой ситуации он может создать словесную остроту ( подобную приведенной чуть выше шутке Бернарда Шоу).
Чувство юмора и остроумие оказываются в этом случае слитыми воедино. Неиссякаемый оптимизм Великого комбинатора Остапа Бендера — одна из главных причин неотразимого обаяния этого симпатичного всем авантюриста — неотделим от его великолепного юмора. Ильф и Петров, не поскупившись, наделили его этим качеством, и чувство юмора не покидает Остапа ни в каких, даже самых трудных переделках, помогает ему перенести всевозможные невзгоды и крушения планов.
Даже потерпев полное фиаско при попытке перейти границу и безбедно зажить миллионером в Рио-де-Жанейро, ограбленный и избитый Остап не лишается чувства юмора, о чем красноречиво свидетельствует его громогласно провозглашенное намерение переквалифицироваться в управдомы. Без чувства юмора он просто не в силах был бы перенести все выпавшие на его долю передряги и злоключения. Функция чувства юмора в данном случае — обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации.
Юмор ситуации и юмор характера
Следует различать эти два вида юмора. В первом случае юмор улавливается только зрителями, а действующие лица сами остаются вполне серьезными. Во втором случае юмор улавливается одним из действующих лиц и уже через его восприятие доходит до читателя.
Приведем пример. Юмор первого типа мы находим у Джером К. Джерома в книге « Трое в одной лодке». Все действующие лица сохраняют полную серьезность, и читатель сам — с помощью автора — проделывает всю работу по отысканию смешного. А вот Илья Ильф и Евгений Петров наделили чувством юмора своего героя, и многие смешные черточки читатель как бы видит глазами Великого комбинатора.
Таким образом, можно дать следующее определение: остроту создают ( работа остроумия), а смешное находят ( функция чувства юмора).
В остроумии можно выделить два основных компонента — способность к избирательным ассоциациям и к мгновенной критической оценке собственной речевой продукции. Однако остроумие проявляется не только в создании остроты, но и в ее восприятии, оценке. Рассмотрим элементарную и весьма распространенную ситуацию — восприятие анекдота.
Анекдот — это короткий рассказ, устный или письменный. После краткой экспозиции излагается заключительная мысль, для уяснения которой требуется некоторое усилие, умственная работа. Если мысль эта станет сразу же ясна или, напротив, понадобится слишком долго доискиваться до нее, то эффект остроумия в значительной мере ослабеет, а иногда и вовсе улетучится.
Случаи, когда острота « доходит» до слушателей спустя несколько дней и вызывает смех, не так уж редки. Но все же существует некоторое оптимальное время « уяснения». Можно возразить на это, что время реакции ( или время уяснения остроты) зависит от способностей и подготовки слушателя. Верно. Оценить остроту, воспринять ее соль — это не пассивный процесс, а активная работа мышления.
Чтобы оценить шутку, нужно быть остроумным. Но это остроумие уже другого рода, если можно так выразиться, остроумие восприятия. Оно отличается от творческого остроумия, которое требуется, чтобы шутку создать. Это « остроумие восприятия» неодинаково у разных людей. Поэтому одна и та же шутка одному кажется пределом остроумия, а другого заставляет недоуменно пожимать плечами.
Марк Твен в очерке « Публичные чтения» рассказал, как, путешествуя по Европе и выступая с чтением юмористических рассказов, заметил любопытную вещь: один из рассказов иногда вызывал гомерический хохот, изредка — недружелюбный смех, а иной раз реакции вовсе не было, не удавалось вызвать даже подобие улыбки.
Оказалось, что все зависело от того, какую паузу он выдерживал перед последней фразой рассказа. Если он угадывал паузу точно, все оглушительно смеялись. Если чуть-чуть не додерживал — то смех был не столь громким. А если пауза оказывалась хоть немного длиннее — никто не смеялся, эффект пропадал.
В мировой литературе есть множество блистательных острот, настоящих жемчужин. Но когда их сводят воедино, издавая сборники, то, как правило, такие коллекции острот не очень привлекательны, читаются с трудом и быстро надоедают. Происходит это потому, что наш мозг « тормозит» при постоянном и длительном давлении и реакция на раздражитель угасает. Это мы доходчиво попытались объяснить то, что доказал академик И.П. Пaвлoв. Можно восстановить угасшую реакцию только после некоторой паузы, отдыха. При этом отдых не должен быть пассивным — нужны другие условные раздражители.
Непрерывный поток острот вместо смеха начинает вызывать скуку, утомляет, а иной раз даже вызывает досаду.
Разграничение чувства юмора и остроумия может показаться непривычным, но оно уже и не ново. Так, английский писатель Джордж Мередит критерием чувства юмора считал способность найти смешное в том, что человек любит. Другой, более трудный критерий — найти смешное в себе самом, представить себя смешным в глазах другого человека.
Вполне последовательное различие между чувством юмора и остроумием проводил австрийский психоневролог Зигмунд Фрейд. Фрейд выводит это различие из представлений об экономии психической энергии. Остроумие экономит психическую энергию за счет того, что уменьшается необходимость тормозить свои побуждения и импульсы. Остроумие — это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом.
Комическое по Фрейду отличается от остроумия тем, что оно неумышленно. Неловкое движение может быть комично, но неостроумно. Восприятие комического Фрейд сводит к такой последовательности: он поступает так — я поступаю по-другому — он поступает так, как я поступал в детстве. Комизм экономит психическую энергию за счет « экономии мышления».
Наконец, чувство юмора, позволяя увидеть смешную сторону неприятного явления, преобразует боль и гнев в улыбку и смех. Это экономия чувств. Таким образом, Фрейд отличал юмор, остроумие и комизм. Общее здесь — смех и экономия психической энергии: остроумие экономит торможение, комизм — мышление, юмор — чувства.
Анализировать возникновение смешного — дело неблагодарное. Тем не менее ученые в разные годы пытались это делать. Можно выделить по крайней мере три уровня анализа: синтаксический, семантический и прагматический.
Синтаксический анализ определяет правильность или неправильность предложения с точки зрения грамматики. На семантическом уровне определяется разница между осмысленным и бессмысленным, а анализ на прагматическом уровне находит различие между приемлемым и неприемлемым.
Классификация юмористических приемов
Величайшие юмористы и сатирики великолепно обходились без всякой теории. Обходятся без нее и современные юмористы-профессионалы. Они используют эту теорию подсознательно, абсолютно не задумываясь о том, что получилось — абсурд, метафора или гипербола. Говорят, острый язык — единственный инструмент, который от постоянного употребления становится еще острее. Остроумие требует тренировки! Bлaдимиp Маяковский считал, что остроумие можно оттачивать самостоятельно, и даже мечтал о школах, где будут обучать его приемам.
Остроумие — это свойство психики, а очень часто просто талант. Но и талантливому человеку не приходят сами собой ни умение, ни тем более мастерство. Нужны обучение, труд и своеобразная тренировка. Существует целая дюжина приемов, освоив которые, вы непременно станете остроумным человеком.
Остроумие — явление разнообразное и неистощимое, и всякая попытка представить классификацию остроумия покажется не только претенциозной, но и обреченной на неудачу.
Тем, кому эта аналогия покажется слишком простой и доступной, напомним, что английский поэт Джон Китс испытывал величайшее раздражение против Исаака Ньютона за то, что Ньютон объяснил причину радуги. Китс считал, что Ньютон тем самым уничтожил очарование этого прекрасного зрелища, сняв с него покров таинственности. Но ошибочно думать, что знание уничтожает эстетическое восприятие — скорее наоборот.
Итак, вот эта классификация:
Ложное противопоставление.
Ложное усиление.
Доведение до абсурда: преувеличение ( гипербола); преуменьшение или смягчение ( эвфемизм).
Остроумие нелепости: соединение двух логически несовместимых высказываний; паралогический вывод.
Смешение стилей, или « совмещение планов»: смешение речевых стилей; перенос терминологии; несоответствие стиля и содержания; несоответствие стиля речи и обстановки, где она произносится; псевдоглубокомыслие.
Намек, или точно наведенная цепь ассоциаций.
Двойное истолкование: игра слов; двусмысленность.
Ирония.
Обратное сравнение: «чистое» обратное сравнение; буквализация метафоры.
Сравнение по случайному или второстепенному признаку: перечисление разнородных предметов и явлений в «едином списке».
Повторение: «чистое» повторение; повторение с изменением грамматической конструкции; повторение с изменением смысла.
Парадокс.
Специальные стилистические ( риторические) фигуры.
Приведенная классификация, разумеется, не исчерпывающая. Тем не менее, она достаточно полно описывает диапазон душевного дарования человека, которое называется остроумием. Главное, что во всех приемах остроумия есть общего — это выход за пределы формальной логики.
Отыскание и внезапное осознание логической ошибки, особенно чужой, и есть та пружина, которая включает положительную реакцию и сопутствующую ей реакцию смеха — при условии, если нет причин, подавляющих это положительное чувство. Смех в данном случае — это выражение интеллектуального триумфа.
Остроумие Остроумный
Истинное остроумие — качество столь редкое, что многие им восхищаются,большинство к нему стремится, все его боятся, а если ценят, так только в себе самом.
Острить и занимать деньги нужно внезапно.
Остроумие как качество личности – склонность проявлять изощрённость мысли, изобретательность в нахождении удачных, колоритных или смешных выражений, а также успешных решений, действий.
Чтобы являть весёлое остроумие, нужно обладать определённым букетом качеств личности, рождающим неповторимый аромат игры слов. Бесспорно, острослов наблюдателен, «острым глазом» он видит в заурядных жизненных эпизодах комическую составляющую, а в нерешенных задачах – неожиданное решение. «Реактивные мозги» в купе с нестандартным мышлением позволяют ему быть проницательным, независимым и уверенным в себе. Жизнерадостность и оптимизм служат помощниками в нахождении смешного и забавного в себе и окружающих. Острослов – интеллектуал, хорошо владеющий словом и разбирающийся в психологии человека. Суть остроумия можно выразить фразой: «остроту создают, а смешное находят».
На одном из приемов Марк Твен беседовал с дамой. У него было веселое настроение, и он сказал: — Вы очаровательны. Нелюбезная особа ответила: — К сожалению, я не могу вас отблагодарить таким же комплиментом. Писатель засмеялся: — А вы сделайте, как я: соврите.
Сила остроумия, зачастую, проявляется в безжалостном уничтожении проблем. Как говорил М. Жванецкий: «Все проблемы мы уже решили, осталась последняя – сигналы из космоса. Так все-таки: отвечать или отмалчиваться?» Когда острослова пытаются подавить грубостью, он делает неожиданный выпад: «Начальник входит в кабинет и орет на сотрудников: — Я же сказал: во время работы курить запрещается! На что получает ответ: — А кто работает?»
Остроумие не сводится к юмору, оно распространяется на все сферы жизни. Многие фундаментальные догадки в науке можно считать остроумными, например, догадка о квантовании энергии и света (Планк), модель атома, догадка о вращении электронов только по неизлучающим орбитам (Бор).
Как всякое искусно приготовленное блюдо, остроумие использует для приготовления своих словесных блюд определённые рецепты, например ложное противопоставление. Конструкция остроты основана на противоречащим по смыслу началу фразы заключении, а на самом деле оно только усиливает его. Вот один из самых ярких примеров этого приема – фраза Остапа Бендера: «Никто нас не любит, кроме уголовного розыска, который тоже нас не любит». Или: «В подъезде сидел комендант. У всех входящих он строго требовал пропуск, но если пропуска ему не давали, то он пускал и так». Не менее эффективен приём ложного усиления, состоящий в том, что заключительная часть остроты по форме подтверждает начальную, но в действительности опровергает её. Например, высказывание Марка Твена: «Бросать курить легко. Я бросал пятьдесят раз». Или у Дж.К.Джерома есть такая шутка: «Все имеет свои теневые стороны, как сказал человек, у которого умерла теща, когда от него потребовали денег на похороны». Последнее замечание в корне меняет смысл предложения, хотя всего лишь является его продолжением.
Остроумный человек – это внезапное озарение, вспышка ума, догадка разума и абсурдное мышление. Вот несколько примеров остроумия. Когда Пушкин учился в Царскосельском лицее, одному из его товарищей надо было сочинить стихи. Кроме первой неуклюжей фразы: «От запада встает великолепный царь природы» — у него дело не шло, и он попросил Пушкина помочь ему. Пушкин тотчас приписал: «Не знают — спать иль нет? — смущенные народы».
Рассказывают, что однажды престарелый драматург Бернард Шоу был сбит с ног на дороге лихим велосипедистом. К счастью, оба отделались легким испугом. Когда смущенный виновник столкновения стал сконфуженно извиняться, Б. Шоу прервал его словами: «Да, вам не повезло. Прояви вы чуть больше энергии — и вы бы заработали себе бессмертие, став моим убийцей».
Остроумный человек обожает посредством гиперболы довести трактовку той или иной ситуации до абсурда и нелепости. Из русских писателей наиболее охотно этим приемом пользовался Н.В.Гоголь. В «Мертвых душах» есть такая фраза: «Трактирный слуга был живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо». Иллюстрацией остроумия нелепости служит случай из жизни Марка Твена. Когда пресса распространила ложные слухи о его смерти, он выступил с таким опровержением своей кончины: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Едва ли нужно пояснять, что именно нелепость формулировки делает данную фразу очень остроумной и смешной.
Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен недолюбливал своего младшего брата Иоганна. Будучи аптекарем, Иоганн скопил солидный капитал, купил имение и очень этим гордился. На новый 1823 год он послал старшему брату свою визитную карточку, на которой размашисто подписался «Иоганн Ван Бетховен. Землевладелец». На обороте этой карточки композитор написал: «Людвиг Ван Бетховен. Мозговладелец» и отослал ее кичливому братцу.