что значит освященный кулич

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, — виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем. Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог. И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.

Кулич является подобием церковного артоса — большого хлеба с изображением креста с терновым венком (в знак победы Христа над смертью) или образом Воскресения. Он является одним из древнейших символов Воскресения Христа (апостолы за трапезами оставляли среднее место за столом пустым и клали на него хлеб, предназначавшийся Иисусу). В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в субботу светлой седмицы после благословения раздают верующим.

Кулич — домашний эквивалент артоса. Для его приготовления используются дрожжи. Кулич заменяет опресноки из Ветхого Завета. По этой причине квасной кулич — символ замены Ветхого Завета на Новый.

Освящение куличей – это в некотором смысле символический обряд. Освящается вообще переход на другую пищу – от постового режима питания к скоромному. Специально о куличах в требнике ничего не говорится.

Но мне кажется, для церковного человека, как-то это очень естественно – чтобы моя еда, тем более, в день пасхальный, стала бы не просто моим личным делом: вот я бутербродик с сыром сейчас съем, наконец-то! — а чтобы она стала, чем-то соединяющим меня с тем, что я как христианин считаю, самой главной радостью и смыслом моей жизни, и с жизнью всей Церкви, которая вкушает именно эти яства в этот день на утро Пасхи.

Еда для религиозного сознания – это больше, чем просто еда. Это еще и знак выражения некой общности. В данном случае, общности с Церковью.

Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это — хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.

В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба — Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел. Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли — это не принципиально. Вопрос в другом.

Смотрите, хлеб символичен — это тот продукт, без которого человек не мог существовать: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания. Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем.А кулич — это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы. Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички — понятно, что все это освящается молитвой…

Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название. Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха — сырной пасхой. Но смысл в употреблении их один и тот же — это отражение нашей радости.

В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа — вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы — это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях. Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости — радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.

Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.

Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь. Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения — как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу. Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета.

Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой. Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их. Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.

Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу. Вот Плащаница, которая стоит посреди храма. Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.

После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.

Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить. Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа. И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.

Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.

Источник

Что символизирует пасхальный кулич и при чем здесь язычество

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Христианская Пасха полна смыслов и традиций. Но немногие задумываются о них, накрывая праздничный стол. Славя воскрешение Христа, мало кто знает, что означает кулич и яйца на Пасху. А ведь главными героями праздника они стали не просто так. Эти символы прошли долгий путь, который начался еще в языческое время.

История приготовления

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Слово «кулич» имеет несколько трактовок. По одной версии, оно появилось в греческом языке и означает «хлеб круглой формы». Другая отсылка переносит в Древнюю Русь. Здесь было слово «колача», его можно расшифровать как «дитя солнца». Возможно, это отсылка к обрядовому хлебу, который пекли весной для подношения языческим богам.

У древней пасхальной выпечки есть два больших отличия: она была без глазури и не такой пышной. Долгое время блюдо выпекалось в печи прямо на поду. Поэтому вместо высоких пышных куличей получались сдобные буханки.

Рецепт, приближенный к современному, встречается в Польше XVII–XVIII веков и на Западной Руси. Там на Пасху пекли баб из дрожжевого теста. По рецепту, желтков брали больше, чем белков, а изделие выпекалось в специальной форме. Баба получалась пышной, рыхлой и щедро украшалась глазурью, как привычный нам кулич. Кстати, эта же рецептура легла в основу ромовой бабы, получившей большую популярность во Франции.

Что означает кулич на Пасху

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

По преданию, когда Иисус разделил пасхальную трапезу вместе с апостолами, он провозгласил хлеб «телом своим». Надо сказать, что речь идет о ветхозаветной пасхе, связанной с исходом евреев из Египта. Является ли эта трапеза Тайной вечерей, ученые и богословы до сих пор не могут определить.

Важным остается одно — хлеб превращается в атрибут Христа. Уже после вознесения никто из апостолов не занимал место Иисуса за столом, в пустое пространство ставили хлеб. Так обозначали незримое присутствие Всевышнего. Если кратко ответить, что символизирует пасхальный кулич, то частичку сына Господа за столом верующих.

Кулич является домашней вариацией артоса. Это хлеб цилиндрической формы, выпеченный на закваске в храме. О том, нужно ли добавлять ее в церковный хлеб, до сих пор ведутся споры. Дело в том, что пасхальная трапеза с Христом пришлась в разгар иудейского праздника Песах. Так как точные даты неизвестны, сложно понять, был ли тогда в домах квасной хлеб или нет. Отсюда вопрос — какое изделие Христос назвал «телом своим»?

В православии придерживаются мнения, что хлеб был на закваске, поэтому именно на ней выпекают артос. Сверху его украшают печатью с оттиском иконы Воскресения Христова. Хлеб освящают на Пасху, после изделие шесть дней стоит в церкви, чтобы в Светлую Субботу попасть к прихожанам.

А пока хлеб находится на алтаре, верующие разговляются, то есть завершают Великий пост, с помощью кулича, яиц и пасхи.

Яйца на праздничном столе

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Участниками пасхального пиршества они стали благодаря легендам. Одна версия гласит, будто Мария Магдалина принесла вареные яйца к захоронению. Когда к женщине явился воскресший Иисус, яйца чудесным образом окрасились в красный цвет.

Другое поверье повествует о Магдалине и Тиберии. Святая пришла к императору, чтобы рассказать о воскрешении Христа и подарить яйцо как символ новой жизни, но тот не поверил. Мол, это такое же чудо, как если бы яйцо окрасилось в красный. Несложно догадаться, что произошло.

С символической точки зрения яйцо у христиан ассоциируется со смертью и воскрешением. Твердая непроницаемая скорлупа подобно гробу скрывает жизнь внутри. Когда становится понятно, что символизируют кулич и яйца на Пасху, остается рассказать о последнем герое на праздничном столе.

Чем отличается кулич от пасхи

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

В центральной и северной части России это два абсолютно разных блюда. Кулич — пряная сдоба, украшенная помадкой сверху, в то время как пасха — творожное блюдо в форме усеченной пирамиды, символизирующей гроб Господний. Готовят его один раз в специальных формах, а вот кулич раньше выпекали не только на Пасху. Как уверяет В. В. Похлебкин, это хлебное изделие могло появляться на столах два-три раза в году.

Наследие язычников

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

На самом деле сакральность хлеба и яиц возникла далеко не в христианстве. К примеру, яйца красили и считали символом жизни еще до крещения Руси, а праздничный хлеб выпекали весной для подношения богу плодородия. Им же после совершения ритуала могли угощать друзей и знакомых. Напоминает традицию освящать куличи и яйца на Пасху.

Существует даже мнение, будто высокая форма куличу досталась в наследство от выпечки, символизирующей мужское начало.

Вокруг изготовления кулича было немало поверий. К примеру, по качеству сдобы предсказывали судьбу семьи. Кулич у хозяйки поднялся пышный — быть успешному году, а если дрожжевое тесто опало, то бед не миновать.

Пасхальный кулич на сливках

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Попробуйте приготовить на Пасху традиционную выпечку по новому рецепту. За счет сливок кулич получается с нежным молочным привкусом.

Ингредиенты:

Способ приготовления:

Больше рецептов куличей вы найдете в подборке «Любимая пасхальная выпечка от „Едим Дома“».

Источник

О главном символе Пасхи — куличе: история происхождения, когда печь и освящать

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Пасха — то главный христианский праздник, символ которого — куличи и крашеные яйца. Традиция освящать эти продукты появилась еще во времена язычества. Ритуал, проводимый раз в году, прочно вошел в жизнь православных верующих.

В преддверии Пасхи ФАН рассказывает о происхождении главного символа праздника — кулича, а также, в какой день необходимо его печь и освящать.

Как кулич попал на пасхальный стол

Вспомним придание о том, как Иисус после своего воскрешения отведал пищу вместе с апостолами. Когда апостолы садись трапезничать, центральное место за столом всегда оставалось свободным, туда они ставили свежий хлеб, который предназначался для Христа. Он символизировал то, что Спаситель их не оставил. Такая традиция в Русской православной церкви осталась и по сей день: на пасхальном богослужении в конце литургии происходит освящение артоса — это круглый хлеб. На нем изображен крест и венец из терна, который находился на голове у Иисуса.

Артос освящается в день Пасхи, после чего его ставят на стол. Каждый, кто приходит в храм, может отведать небольшой кусочек этого хлеба. Именно он символизирует воскрешение Господа, а кулич — домашняя версия артоса.

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

В какой день печь куличи

Выпечка куличей разрешается уже в среду, 28 апреля, и в четверг, 29 апреля. Перед приготовлением теста необходимо помолиться и очистить мысли, иначе кулич не получится.

Большинство верующих предпочитают готовить выпечку в Великий четверг. В этот день хозяйки также начинают варить, красить яйца и приводят дом в порядок.

Если не получается уделить время окрашиванию яиц и выпеканию куличей в среду и четверг, то можно приступить к процессу и в Страстную пятницу, но делать это можно только после 15:00. Согласно Священному Писанию, в это время Христос уже был распят, поэтому физические нагрузки уже не считаются греховными.

Великая суббота — крайний срок для приготовления куличей. Выпечкой лучше заняться с самого утра, ведь этот процесс не такой быстрый.

Когда вы будете трапезничать за пасхальным столом, вспомните, что кулич — символ Христа.

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Когда освящать кулич

Рекомендуется освящать куличи и яйца в субботу, 1 мая. Ритуал начинается с утра — с 11 до 12 часов дня — и продолжается до вечера — с 20 до 21 часа. После этого начинается подготовка к ночному богослужению.

В каждой церкви священнослужители сами выбирают время для освящения куличей и яиц. Расписание всегда можно найти на информационном табло или на сайте храма. В небольших церквях обряд принято проводить на улице.

Тот, кто не успел посетить церковь в субботу, может это сделать в Светлое воскресение, но желательно до полудня.

Важно!

В вашей пасхальной корзине для освящения ни в коем случае не должно быть алкоголя, в том числе и красного вина.

Категорический запрет на продукты, которые содержат кровь: кровяная колбаса, гематоген, лечебные хлебцы от анемии.

Принято освящать соль, куличи и творожные пасхи. Можно добавить и другие продукты — сыр, овощи, сливочное масло, — но лучше обсудить этот момент заранее со священнослужителями. Также в корзину можно положить церковную свечу.

Ранее ФАН рассказывал о Страстной неделе 2021: что вспоминают, когда печь куличи и красить яйца, запреты.

Источник

Освящение куличей, яиц и творожных пасх – обязательно ли?

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Речь не о магии, а о благодарности Богу

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Протоиерей Александр Агейкин

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, — это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасх.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

что значит освященный кулич. Смотреть фото что значит освященный кулич. Смотреть картинку что значит освященный кулич. Картинка про что значит освященный кулич. Фото что значит освященный кулич

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, — это становится неправильным.

Но содержание не может существовать без формы. Это общефилософская истина.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасх, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасх, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасх полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, ни пасх. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа.

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *