что значит овцы съели людей
что означает поговорка овцы съели людей
Смысл заключался в следующем: в эти времена Англия стала производить хорошую шерсть, которую охотно и в больших количествах покупали во всей Европе. Спрос потянул за собой предложение, Англии понадобилось всё больше овец, а овцам нужны пастбища. Помещики-землевладельцы стали отбирать у крестьян земли, которые сдавали им в аренду под пахоту. А самим крестьянам оставалось идти куда глаза глядят – на земле им места больше не было.
Ещё можно прочитать ЗДЕСЬ.
«О овцы, такие ручные и неприхотливые в еде. Они становятся настолько жадными и необузданными, что поглощают самих людей, опустошают и делают безлюдными поля, дома и города»
— Томас Мор, «Утопия»
Революция и свержение феодальных порядков произошли в Англии очень рано. Уже в 1649 Кромвель казнил короля и парочку тысяч залупавшихся на тему сохранения самодержавия. В дальнейшем королевский дом вроде как остался, но сами «августейшие» были согласны с тем, что монархия — говно, а они тут вообще не при делах.
После того как монархисты укоротились на голову, в стране произошел невиданный подъем производства изделий из шерсти. Шерсть, понятное дело, дропается с овец. А овцам надо где-то пастись. Но есть проблема: в стране много грязных крестьян, которые выращивают какую-то ненужную хуиту (с примерно нулевой окупаемостью) и занимают ценные площади, где бы могли пастись няшные овечки. Овечки выглядели не в пример кошернее грязного и необразованного населения.
О «первоначальном накоплении» или как овцы съели людей. Огораживание. XV—XIX в. НВ.
Уже Томас Мор в своей «Утопии», датированной 1516 годом, нарисовал впечатляющую картину социальных последствий процесса огораживаний. Экспроприированное крестьянство превращается в нищих бродяг:
Современники Мора писали: «Там, где сорок человек имели средства к жизни, там теперь всё имеет один человек и его пастух».
В отчетах правительственных комиссий, производивших обследование огораживаний при Генрихе VIII, типичны фразы об их жертвах, исчисляемых десятками семей, даже в случаях огораживания в каком-либо одном маноре (поместье) или селе: «Ушло отсюда с плачем 60 человек, которые вынуждены были стать бродягами и, впав в праздность, частью погибли от голода».
Ранние Тюдоры, будучи монархами абсолютными, в подражание французским коллегам изображали заботу о низших слоях населения, поэтому в 1489 и 1515 принимали акты против огораживаний, которые, впрочем, оказались формальными и безрезультатными.
Уже закон от 1495 года наказывал местным властям усилить борьбу с нищенством и бродяжничеством, не останавливаясь перед самыми жестокими мерами. Шерифам (чиновникам короны), мэрам, бейлифам и констеблям надлежало произвести на подведомственной им территории поиски бродяг, неработающих и вообще всех «праздных подозрительных» лиц, арестовать их и посадить в колодки, «так, чтобы они (бродяги) оставались в таком положении без всякой пищи, хлеба и воды». Если бродяга будет схвачен еще раз на том же месте, тогда предписывалось снова его арестовать и посадить в колодки уже на шесть суток и содержать истощенного человека на той же голодной диете. Ну и так далее, пока не умрет.
И вот оказывается, что «родина свободы» является страной кнута. Да и безмерные похвалы либеральных авторов в честь ранней отмены английского крепостничества тоже натянуты. Нет в Англии свободы передвижения, ограбленного пролетаризованнного крестьянина прикрепляют, да только не к земле, которой у него уже нет, а к капиталистам по месту жительства.
Дальнейшим развитием акта 1530-31 года был акт того же Генриха VIII от 1535-1536 года.
Статут запрещал беднякам собирать самим милостыню и предписывал прекратить раздачу индивидуальной милостыни отдельными лицами («чтобы никто не давал открытой милостыни ни деньгами, не чем либо другим иначе, как через общественные ящики. «). Нарушители подвергались штрафу в размере десятикратно превышающем ту милостыню, что они подали «незаконным способом». В воспетом англофилами «обществе индивидуалистов» не дозволяется индивидуально проявлять свои добрые наклонности и помогать людям.
Все эти решительные меры не помогали избавлению от нищеты и бродяжничества, ведь сама система массово производила обездоленных.
Постаравшись поскорее пробежать тему огораживаний при Тюдорах, Тревельян в главе о более поздних парламентских огораживаниях 18 века вынужден объяснять, что «Кент, Эссекс, Суссекс, северные и западные графства и Уэльс были мало затронуты законами об огораживании, потому что значительная часть их земельной площади состояла из полей. огороженных много лет назад.» И в числе тех областей, что были особенно затронуты огораживаниями при Тюдорах, самые густонаселенные в стране.
Писавший в 70-х годах XVI века У. Гаррисон, ссылаясь на подсчеты итальянского врача Кардана, служившего при дворе Эдуарда VI, сообщил колоссальную цифру воров (то есть согнанных с кормилицы-земли и обреченных на нищенство крестьян), которых казнили при Генрихе VIII: до 72 тысяч.
Современники были практически единодушны в том, что неимущие люди, лишенные своего участка земли и средств производства, уже в 16 в. составляли наиболее многочисленную часть английского общества. (И в этом отношении оно было явно впереди планеты всей.) Получается, что тюдоровское законодательство против бродяг и нищих было инструментом насилия, которым закреплялись результаты разорения большинства населения жадным властвующим меньшинством, причем содеянного в исторически кратчашие сроки. Вот так она и росла, западная «демократия».
У бродяг отнимали их детей, которых также обращали в рабов под предлогом «обучения их труду». Хозяева могли на законном основании подвергать их любым наказаниям, бить плетьми и заковывать в цепи.
Нищий, если хотел избежать наказания, должен был остаться навсегда в своем приходе и брать любую работу, которую дадут приходские власти. Закон явно рассматривал его как «раба прихода» (roundsmаn).
В этом по своему шедевральном законе поражает и запредельная жестокость к несчастным, и превращения пролетария в прямого раба капитала.
Тюдоровское законодательство ясно показывает, что «освобождение» крестьян от крепостной зависимости означает только то, что они больше на земле не нужны. Это было освобождением от источников пропитания, дома и двора, но отнюдь не освобождением от работы на хозяина. Прикрепление к земле заменялось прикреплением к приходу (месту жительства), а фактически к сообществу местных капиталистов, здесь бывший крестьянин должен был отдать свой труд ближайшему нанимателю за гроши. А другой оплаты капиталист и не предложит, зная, что работник никуда от него не денется.
«Овцы съели людей»
Нормальным отношениям бизнеса и власти содействовало также то, что Елизавета не сильно напирала на налоги. На военные действия она тратила лишь 3% национального дохода Англии, тогда как Филипп Испанский извлекал из Кастилии все 10%. Покрывать дыры в английском бюджете удавалось за счет займов и приватизации королевских земель. Заметим попутно, что такая политика лишала корону собственной финансовой базы в будущем, а значит, все больше ставила ее в зависимость от парламента, вотировавшего налоги. Не исключено, что это стало одной из важнейших причин будущей демократизации страны.
Нормальные отношения бизнеса и властей оказались чрезвычайно важны для Англии, поскольку к елизаветинскому времени там уже начались позитивные процессы в сельском хозяйстве, которые со временем должны были сильно преобразить структуру экономики страны. Речь идет о так называемом огораживании.
У огораживания в экономической истории — плохая репутация. Особенно в марксистской науке. Суть этого процесса состоит в том, что энергичные помещики-джентри, начинавшие мыслить по-новому, огораживали большие земельные участки под пастбища для того, чтобы развивать в своих хозяйствах овцеводческую специализацию. Благодаря этому Англия сначала стала важнейшим поставщиком шерсти для бурно развивавшихся фламандских шерстяных мануфактур, а позднее сама оказалась одним из европейских лидеров в производстве сукна.
Огораживание сделало из убогого северного английского сельского хозяйства (где невыгодно хлеб сажать, а виноград вообще расти не станет) основу мощного агропромышленного комплекса. Однако попутно огораживание прошлось катком по судьбам тысяч крестьян, которые теряли возможность арендовать у джентри клочки земли, а потому стали нищими бродягами или обитателями работных домов с тяжелыми условиями существования. Великий гуманист Томас Мор по этому поводу грустно заметил, что «овцы съели людей».
Однако, как часто бывает в экономике, бесчеловечный процесс структурной перестройки заложил основы будущего процветания. Причем «съеденные» люди (или их потомки) стали базой для формирования городского пролетариата, без которого не смогла бы появиться знаменитая английская промышленность.
Простым людям в елизаветинское время жилось трудно, зато коррупционеры процветали. В частности, представители власти охотно раздавали монопольные права на ведение отдельных видов бизнеса. Цены от этого увеличивались, прибыли возрастали, а чиновники получали откаты. При всех очевидных минусах данного явления надо заметить, что коррупция является косвенным признаком развития денежной экономики. Общество постепенно менялось, Англия модернизировалась, новая жизнь обретала как позитивные, так и негативные черты рыночного хозяйства.
Читайте также
Неплатежеспособность людей
Неплатежеспособность людей Финансовый крах 2007 года был вызван чрезмерным количеством долгов, скопившихся у неплатежеспособных (субстандартных)
17.2. Волки сыты, овцы целы: брачный договор
17.2. Волки сыты, овцы целы: брачный договор Вы никогда не узнаете мужчину, пока не разведетесь с ним. С. Габор, кинозвезда Вы никогда не узнаете женщину, пока не встретитесь с ней в суде. Н. Мейлер, публицист Семья – такая хорошая вещь, что многие мужчины заводят две семьи
Не хуже людей
Не хуже людей Еще не так давно было довольно просто разобраться, кто богат в финансовом отношении, а кто беден, отличить имущих от неимущих. Семья с машиной, новейшими игрушками и самой современной техникой, безусловно, богата. А та, у которой всего этого нет, бедна. Богатые
Порядок для свободных людей
Порядок для свободных людей Для России эта развилка имеет решающее значение: конкурентоспособными в постиндустриальном обществе могут быть только страны, населенные свободными людьми. Другие будут прозябать и завидовать, искать на стороне виновников своих несчастий.
Волки, овцы и коровы
Волки, овцы и коровы «Пастух спасает овцу от волка, вцепившегося ей в горло, и она видит в пастухе своего избавителя. В то же время волк обличает его как нарушителя свободы, тем более что овца-то черная. Ясно, что у овцы и волка нет согласия в определении слова «свобода». В
Начинай с подбора людей
Начинай с подбора людей «Здесь покоится человек, знавший, как собрать вокруг себя людей. которые были умнее его самого». Эпитафия, которую предложил написать на своей могиле Эндрю Карнеги. Что же является решающим фактором при приеме человека на работу? В большей части
Привлекайте других людей
Привлекайте других людей Иногда, даже если задача разделена на маленькие порции и вы оценили все свои ресурсы, необходимо прибегнуть к «тяжелой артиллерии»: помощи других людей. Когда кто-то на нас рассчитывает, мы не можем подвести. Это называется гордым словом
Знание людей и бизнеса
Знание людей и бизнеса Руководители должны жить своим бизнесом. В компаниях, где нет культуры результативного управления, руководители обычно оторваны от повседневных реалий. К ним поступает масса информации, но она тщательно отфильтрована – непосредственные
Учет людей
Учет людей Пока информационная система организации, наряду с материальными активами, не принимает во внимание людей, мы управляем нашей организацией в потемках. Конечно, кого-то это вполне устраивает, особенно приверженцев «грибного менеджмента», чью управленческую
От сбережения людей к меньшему числу людей
От сбережения людей к меньшему числу людей Когда разразился нефтяной кризис 1973 г., автомобилестроители поняли, что возможности роста их отрасли ограничены. С падением производства автомашин задача сокращения персонала путем автоматизации утратила свою актуальность.
Глава 4 КАК ЗНАКОМИТЬ ЛЮДЕЙ
«Поспешишь — людей насмешишь»
«Поспешишь — людей насмешишь» Том Сивер: «Сколько времени?» Йоги Берра: «Вы имеете в виду сейчас?» Пример Джона Элвея из «Denver Broncos» — одного из величайших квотербеков в истории американского футбола — полностью опровергает данное утверждение. Если до конца матча
Исходный сюжет: улучшение водоснабжения в Иордании – для людей, силами людей, через партнерство
Исходный сюжет: улучшение водоснабжения в Иордании – для людей, силами людей, через партнерство Проблемы Одно из наименее обеспеченных водными ресурсами государств мира – Хашимитское королевство Иордания – серьезно пострадало в 1999 г. от одной из самых жестоких
Как вдохновлять целеустремленных людей
Как вдохновлять целеустремленных людей Вопросы для руководителя• Что я делаю, чтобы отмечать каждодневный вдохновенный труд моих людей?• Насколько хорошо мне удается показывать, как высоко я ценю свой коллектив?Советы руководителю• Доведите видение организации до
Эра Т-образных людей
Эра Т-образных людей Вспомните, как в начале 1999 года, после сообщения о первых убытках в истории Группы, она уволила более тысячи штатных сотрудников. Среди них были ветераны, которые много лет занимались созданием и сбытом продуктов на основе кирпичика, входящих в
Насколько тяжелые последствия имело т.н огораживание в Англии для крестьян? Действительно «овцы съели» людей? Что почитать на эту тему?
Английские законы о бродяжничестве
«Налагая на всех, способных к труду, обязанность трудиться, законодатель исходит из представления, что работы хватает на всех и что праздность есть проявление злой воли, с которой должно бороться суровыми уголовными карами. Нечего и говорить о том, что бродягой, негодяем, сильным нищим, по статутам Елизаветы, объявлялся всякий бедняк, отказывающийся работать за установленную властями плату. Статуты XVI в. причисляют к бродягам всякого, кто в известный срок не нашел себе работы, каковы бы ни были причины этой праздности. Статут 1536 г. Генриха VIII разрешал рабочему передвигаться только с аттестатами от хозяина: но и с аттестатом он может бродить, только месяц в поисках нового места, после этого он бродяга. Только по статуту 1572 г. Елизаветы льготный срок для приискания работы увеличен до 6 месяцев. А положение бродяги очень опасное». 49
Закон 1530 г. устанавливал, что только старые и неспособные к труду нищие получили разрешение собирать милостыню. Прошение милостыни здоровым мужчиной было объявлено преступлением. Нищие и бродяги, не получившие разрешение на сбор милостыни в качестве лиц, впавших в бедность не по своей вине, подлежали битью плетьми. Причём их следовало обнажёнными привязывать к тачке и бить до тех пор, пока кровь не заструится по телу. Затем с них следовало брать клятву возвратиться на родину или туда, где они провели последние три года, и «приняться за труд». Закон 1535 г. усиливал наказание. Если бродяга попадался во второй раз, наказание плетьми повторялось и, кроме того, отрезалась половина уха. Если же бродяга попадался в третий раз, его подвергали смертной казни.
В борьбе с бродяжничеством были предприняты такие чрезвычайные меры, как устройство рабочих домов («домов ужаса») и ссылка. С целью избавиться от бродяг, нищих стала применяться в административном порядке как мера безопасности ссылка во вновь открытые колонии в Северной Америке. По закону 1597 г. пожизненная ссылка стала заменять смертную казнь. Таким образом, американская ссылка способствовала ограничению смертной казни в Англии.
ltraditionalist
VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК
ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ
Как овцы съели людей.
Селькнамы – индейский народ, ведший кочевой образ жизни и населявший территорию Огненной Земли на протяжении 7000 лет. Основными занятиями для этих людей были охота, собирательство и рыбная ловля.
У селькнамов не было вождей, главными считали мудрецов («отцов мира»), которые, как предполагалось, могли влиять на людей, погоду и события. Самый священный обряд племени был связан с достижением совершеннолетия. В течение нескольких дней или даже недель они проводили сложный обряд инициации, чтобы мальчики становились мужчинами. Одна из последних таких церемоний состоялась в 1920 году. Её задокументировал миссионер Мартин Гусинде (Martin Gusinde).
Вскоре индейцев Огненной Земли истребили европейские наёмники под руководством Джулиуса Поппера, которые в буквальном смысле слова охотились за индейцами, получая за это деньги. Крупные овцеводческие компании и аргентинское правительство платили фермерам и наёмникам по одному фунту стерлингов за каждого мёртвого селькнама, в качестве доказательства убийства нужно было принести две кисти руки, два уха или череп трупа. Уничтожение селькнамов – один из самых чудовищных и малоизвестных геноцидов в истории человечества.
Джулиус Поппер во время охоты на селькнамов. У его ног лежит обнажённый труп убитого индейца.
Ну, собственно, не овцы, а богатые люди съели бедных. В Америке те же богатые и как бы «цивилизованные» съели нецивилизованных. И этот геноцид является бесспорным актом каннибализма. Причём, что поразительно, именно в то время, когда европейцы занимались форменным людоедством, была пущена «чёрная легенда» о каннибализме в традиционных обществах охотников и собирателей. Пример того, как вор громче всех кричит «держи вора!»