что значит pax romana
Pax Romana
Pax Romana («Пакс Рома́на», лат. Римский мир ) или «Августов мир» — длительный период мира и относительной стабильности в пределах Римской империи эпохи Принципата. В переводе с латыни термин означает «римский мир». Происхождение этого названия связано с тем, что жёстко централизованная администрация и римское право «утихомирили» регионы, которые ранее переживали беспрестанные вооружённые конфликты (например, перманентные войны греческих полисов между собою).
Чаще всего этот период определяется следующими временными рамками: 27 год до н. э. — 180 год н. э. Период открывает император Октавиан Август, который постарался свести к минимуму количество конфликтов в своей империи; в 180 году скончался последний из «пяти добрых императоров» — Марк Аврелий. Французский историк Морис Грифф считает, что этот период длился с 70 по 253 гг. н. э.
Это был период относительного затишья, во время которого не было ни серьёзных гражданских войн, сотрясавших Европу в I веке до н. э., ни крупных конфликтов с иностранными державами (вроде Пунических войн III—II вв. до н. э.). Август дважды, в 29 и 25 годах до н. э., закрывал двери храма Януса, символически провозглашая тем самым окончание гражданской войны в государстве. Состояние мира относилось только к территориям в пределах границ империи, в то время как на периферии продолжались боевые действия с германцами, парфянами, даками и другими народами.
В рассматриваемый период Римская империя подчинила себе всё Средиземноморье и часть Северной Европы. Изначально это был период равновесия (спокойствия, в общем — гармонии). Абсолютная власть императоров была ограничена сенатом и магистратурами (разумно осуществлялась). Безопасность дорог способствовала торговле. Экономический расцвет наблюдался в городах, которые украшались и обновлялись в ущерб сельскому хозяйству в качестве центров латинизации (романизации) и культуры.
Литература
Современные | Pax Americana • Pax Germanica • Pax Sinica |
---|---|
Исторические | Pax Britannica • Pax Assyriaca • Pax Chazarica • Pax Mongolica • Pax Ottomana • Pax Romana • Pax Sovietica |
Полезное
Смотреть что такое «Pax Romana» в других словарях:
Pax romana — La Paix romaine ou Pax Romana en latin, désigne la longue période de paix imposée par l Empire romain sur les régions contrôlées. L expression provient du fait que l administration et le système légal romain pacifiaient les régions qui avaient… … Wikipédia en Français
Pax Romana — Pax Ro|ma|na die; <aus lat. pax Romana »römischer Friede«>: 1. in der röm. Kaiserzeit der befriedete Bereich röm. griech. Kultur. 2. 1921 gegründete internationale kath. Studentenbewegung … Das große Fremdwörterbuch
Pax Romana — [päks rō mä′nä, paks rō mā′nə] n. [L, Roman peace] 1. the comparative peace brought about by Roman rule over the Mediterranean world (27 B.C. A.D. 180) 2. any such relatively peaceful political condition resulting from the dominance of a large… … English World dictionary
Pax Romana — it is sometimes called Pax Augustus. Its timing was approximately from 27 BC to 180 AD.The idea of Pax Romana was first presentedFact|date=April 2008 by Edward Gibbon. Gibbon proposed a period of moderation and peace under Augustus and his… … Wikipedia
Pax Romana — La Paix romaine ou Pax Romana en latin, désigne la longue période de paix imposée par l Empire romain sur les régions contrôlées. L expression provient du fait que l administration et le système légal romain pacifiaient les régions qui avaient… … Wikipédia en Français
Pax Romana — Pạx Romana [lateinisch »römischer Friede«], Bezeichnung für die durch Rechtsnormen und ethischen Grundwerte gesicherte Friedensordnung des Römischen Reiches besonders im 1. und 2. Jahrhundert n. Chr. Da die allgemeine Wohlfahrt dem Kaiser zu… … Universal-Lexikon
Pax Romana — Geltungsbereich des Pax Romana Das Römische Reich zur Zeit seiner größten Ausdehnung unter Kaiser Trajan 117 Der Ausdruck Pax Romana (lat.: römischer Friede) bezeichnet einen Aspekt der Herrschaftsideologie des römischen Reiches; der Begriff ist… … Deutsch Wikipedia
Pax romana — Der Ausdruck Pax Romana (lat.: römischer Friede) bezeichnet die Herrschaftsideologie des römischen Reiches; der Begriff ist deckungsgleich mit dem augusteischen Frieden (Pax Augusta). Basierend auf der Pax Augusta des Kaisers Augustus umfasste… … Deutsch Wikipedia
Pax Romana (Римская империя)
Подкидная политика |
Реиграбельность: да
Классный сюжет: нет
Оригинальность: нет
Легко освоить: нет
Оправданность ожиданий: 100%
Дождались? Необыкновенно удачный синтез глобальной стратегии и политического симулятора. Пожалуй, лучшая глобальная историческая стратегия на сегодняшний день.
Геймплей: 9
Графика: 4
Звук и музыка: 5
Интерфейс и управление: 7
Рейтинг “Мании”: 9.0
Pax Romana: культура набожных юристов
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
Об отличиях римлян от других народов античного Средиземноморья
Томас Коул. Путь Империи. Расцвет. 1836
Термин Pax Romana («римский мир») впервые употребляет философ-стоик Луций Анней Сенека. Выражение прочно прижилось в исторической литературе, где оно обозначает в узком смысле эпоху относительного мира и процветания в период ранней империи, а в более широком – многовековую римскую гегемонию в западной части Евразии и тот порядок, который она с собой несла. Именно римская культура и римский порядок будут предметом этого очерка – в чем была их новизна и какое влияние на развитие мира они оказали.
Судить о том, как древние представляли себе мир и себя в нем, достаточно непросто, и в большей степени это будут наши догадки и проекции, чем реальные факты. К тому же современное отношение к человеку как к индивиду и личности, а не как к исполнителю определенной роли в обществе, возникло несколько столетий назад, так что задача становится еще сложнее. На наше счастье, римская культура оставила достаточно большой массив текстов, и этот объем информации позволяет нам несколько лучше понять особенность римской жизни.
Римляне отличались от других народов античного Средиземноморья тем, что в основе их культуры и миросозерцания лежал нормативизм. Римляне были людьми порядка, правил и закона. Представление о порядке в небесах и на земле пронизывает все культурные памятники римлян. Римские легенды содержат истории про Ромула, убившего брата за то, что тот перепрыгнул через священную борозду, обозначавшую будущую стену Рима, и тем сделал город уязвимым для врагов; про отца-консула, казнившего за неисполнение приказа собственного сына; про царя-жреца, который торгуется с Юпитером, требующим человеческого жертвоприношения. Комментарий к римскому праву включает упоминание, что «в старые времена» при слушании дела о порубке виноградников тот, кто первый называл их «виноградными лозами», а не «деревьями» (как гласил параграф закона), проигрывал дело автоматически – в том числе и оттого, что закон связан с божественной справедливостью, его нормы подобны молитвам и заклинаниям, и справедливость не восторжествует в высшем мире, если хотя бы буква в произнесенном слове будет иной.
Вергилий в «Энеиде» вложил в уста предка римской императорской династии Анхиза такие слова:
Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,
Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,
Тяжбы лучше вести и движения неба искусней
Вычислить или назвать восходящие звезды, – не спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно –
В этом искусство твое! – налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!
П. Вергилий Марон. Энеида, VI, 847
Эти строки были написаны, когда Рим был уже непобедимым гегемоном Средиземноморья, покорившим Карфаген, Македонию и Грецию, Испанию, Понтийское царство, Галлию и Египет; в будущем римские границы прирастут современной западной Германией, Британией, Балканами, Мавританией и различными территориями Восточного Средиземноморья, включая Иудею.
Римляне осмысляли свое господство как священную миссию по установлению мира и права, утверждение лучших порядков. Историк Тацит описал, как римский полководец Квинт Петиллий Цериал, подавив восстание кельтских племен, обратился к побежденным в городе Августа Тревиров (современный немецкий Трир) с речью:
«Борьба за власть и междоусобные войны терзали Галлию, пока вы не приняли наши законы. С тех пор, сколько бы раз вы ни бунтовали, мы использовали свое право победителей для единственной цели – взыскивали с вас лишь то, что необходимо для поддержания мира… Во всем остальном мы с вами равны: вы командуете многими из наших легионов, вы управляете провинциями, и этими, и другими; нет ничего, что было бы доступно нам и недоступно вам. Добро, которое творят хорошие государи, приносит пользу и вам, хотя вы живете вдали от Рима; жестокость дурных обрушивается только на нас, стоящих рядом… Восемьсот лет сопутствовала нам удача, восемьсот лет возводилось здание Римского государства, и всякий, кто ныне попытается разрушить его, погибнет под развалинами… Любите же и охраняйте мир, любите и охраняйте Город, который все мы, победители и побежденные, с равным правом считаем своим. Перед вами выбор между покорностью, обеспечивающей вам спокойную жизнь, и упорством, таящим смертельную опасность…». (П. Корнелий Тацит. История, IV, 74)
Римская империя в начале IV века
В. Николаев, www.ostu.ru
Римский «мир» был далеко не полным: Римскую республику, а затем Римскую империю не раз ослабляли изнутри гражданские и династические войны, а на внешних границах регулярно случались более или менее серьезные конфликты. Но в целом – в сравнении с другими эпохами – это был период продолжительного спокойствия, которое позволило поднять экономику и культуру Средиземноморья на небывалый до тех пор уровень.
Pax Romana
— Луций Торквентий, профессор истории Римского имперского университета
Содержание
Развилка
В 454 году в дворец императора Валентиниана III был приглашен военачальник Аэций. В тот день последняя надежда Римской империи вполне могла умереть, но то-ли божественное послание, то-ли простая интуиция подсказали Аэцию взять с собой к императору небольшую свиту в размере нескольких телохранителей.
Аэций оказался прав. Император Валентиниан готовил убийство своего найлучшего военачальника. Благодаря помощи своей небольшой свиты, Аэций пережил покушение и сбежал с дворца императора. Аэций обьявил об этом покушении в Риме. Императора Валентиниана к тому моменту уже недолюбливали за его распутный способ жизни, после известия об покушение на Аэция, пользовавшегося большим уважением и авторитетом, против императора единодушно выступили и Сенат и народ и войска Рима.
Валентиан был схвачен и казнен в тот же день. Новым императором провозгласили Аэция Флавия.
Конец Античности
Во многом версии даты раздела Средневековья и Античности поддерживаются разными полтически заинтересоваными группами. Так «Галльская теория» поддерживается галльским правительством, в то время как «Каталаунская» римскими националистами.
Некоторые берут за точку отсчета приход к власти в Риме Аэция, считая, что таким образом было остановлено разрушение Римской империи, но большинство не воспринимает эту теорию всерьез, считая это лиш очередными переворотом.
Рим после переворота Аэция
Реформы Аэция и походы Гауденция
Деньги на эти дорогостоящие реформы Аэций в первую очерель брал с общественых зданий. На благоустройство италийских городов тратилось все меньше и меньше, в то время как расходы на армию достигали огромных размеров.
Но покончить с вандалами Аэцию было не суждено. Он умер в 469 году. После него императором стал его сын, Гауденций.
Гауденций, сын Аэция
Гауденций был истинным сыном своего отца. Он имел задатки хорошего полководца, отличное образование и неплохое телосложение. Аэций оставил своему сыну боеспособную армию, сосоящию из тяжелых всадников и дисциплинированой пехоты. В гаванях достраивался римский флот.
В отличии от старого и уставшего Аэций, Гауденций был полон энергии и решимости чтобы использовать свои силы. Подобного очень боялись варварские короли. В 466 году, убив Теодориха II, вестготами начал править Эйрих, имевший антиримскую позицию.
Эйрих не признал Гауденция и вторгся в Галлию. Сам Гауденций использовал это как предлог чтобы самому вторгнутся в Галлию и восстановить там римскую власть, кторая к тому моменту там уже практически исчезла. Но на стороне Эйриха выступили бургунды, что не дали Гауденцию пройти в Галлию.
Так в 470-472 годах Гауденция должен был воевать против бургундского короля Гундиоха. Разбив войска Гундиоха в 472, Гауденций взял Женеву и перебил всех находившихся там бургундов.
В Галлии в это же время шла война между Эйрихом и галльским правителем Сиагрием. Тогда же Сиагрий вынужден был оборонятся от франков на Севере. Прибывшая армия Гауденция, вместе с силами Сиагрия, встретился с армией Эйриха у города Ним, где разбил силы вестготов.
В последуйщие года Гауденций смог отбить у вестготов часть юга Галлии и в 474 году взял в плен самого Эйриха. Эйрих вынужден был пойти на большие уступки Риму. Он признал за собой статус римского федерата и выплатил большую контрибуцию Риму.
Гауденций вернулся в Италию с триумфом. Следующим своим шагом начал подготовку к походу в Африку. В 476 году Гауденций, во главе флота, начал войну против вандалов. По итогу войны 476-479 годов Гауденций смог уничтожить вандальское королевство, восстановив римскую власть в Африке.
Потомки Гауденция
Монета с изображением императора Фауста
Подобные реформы оечнь не нравились римской знати и многим влиятельным лицам империи, которые за годы упадка городов получили огромное влияние и власть. В 515 году император Фауст был убит во время посещения Рима.
Конфронтация между Равенной и Римом закончилась с бегством Папы Римского, Гормизда, из Рима. Гормизд был сторонником фаустовских реформ и не признал императором Мария. Когда-же Облоний обьявил императором Петра, Гормизд покинул Рим. И уже на следующий день провозгласил императором Петра. Восточный император Анастасий последовал примеру Гормизда, с которым имел хорошие отношения, и также признал императором Петра.
Так правление Мария продлилось всего месяц, после чего он был свергнут пришедшими из Равенны войсками.
После смерти Мария власть разделили между собой Папа Гормизд и Облоний. Но уже в 516 году Облоний был убит в результате интриг и Гормизд получил полную власть. Гормизд переселили императора из Равенны обратно в Рим, что дало ему абсолютную власть над императором. Петру на тот момент было всего 3 года.
Гормизд умер в 523 году, когда императору было всего 12 лет. После него опекуном императора становится Папа Иоанн I. Иоанн продолжил политику децентрализации. Особенно это касалось Галлии, где на тот момент открыто призывали к отделению от Рима. Иоанн проводил переговоры с галльской знатью и пошел на несколько компромиссов. Так в галльских провинциях было позволено вести документацию на галльском языке. Подобные действия возмутили римскую знать и в 527 году Папа Иоанн был отравлен.
Знать поставила Папой Фелика IV. Феликс отменил реформы Иоанна, что возмутило галльскую знать. Суассонский епископ Юлиан не признал Феликса и провозгласил себя Папой Иоанном II. Напряжение между Галлией и Римом все усугублялось и влюбой момент могло вылится в войну.
Pax Romana
Все сказанное выше составляло лишь одну сторону дела. Непосредственной предпосылкой возникновения принципата явился кризис полиса, вызванный несоответствием его политического механизма изменившемуся характеру Римской державы. Главной целью политики принцепсов было устранение такого несоответствия. Суть ее выражалась в формуле pax Romana.
В первом своем значении слово рах выражает «мир» как противоположность bellum — «войне». Императоры с самого начала подчеркивали, что целью их политики является не столько покорение новых территорий, сколько освоение и романизация уже занятых, отказ от грандиозных и непрерывных завоевательных походов республиканского времени. Двери храма Януса, которые по римскому обряду полагалось держать открытыми, пока государство находится в состоянии войны, и которые стояли распахнутыми более двухсот лет, при Августе закрывались трижды. Август отстроил грандиозный Алтарь Мира, и, явно подражая ему, соорудил свой Форум Мира Веспасиан. Монеты с легендой «мир», «Августов мир», «мир во всем мире» представлены многочисленными сериями на протяжении всего I века. Связь принципата с идеей мира подчеркивали римские историки самых разных направлений — от Веллея Патеркула до Тацита.
Политика отказа от новых широких завоеваний была обусловлена объективно: захват новых рабов и богатств перестал быть условием развития римской экономики; империя достигла предельных размеров, и дальнейшее ее расширение могло оказаться несовместимым с самим принципом управления из единого центра; рост завоеваний предполагал рост и усиление армии, которые империя могла не выдержать ни экономически, ни политически; между римским и внеримским миром установилось то равновесие сил, нарушать которое было нецелесообразно и — как показал парфянский поход Траяна — чрезвычайно опасно. Поэтому политика pax Romana, несмотря на ряд более или менее значительных походов и почти непрерывные боевые действия на границах, в общем оставалась стабильной и осуществлялась успешно — для большинства областей Римской державы период от рубежа нашей эры до середины II в. действительно представляется эпохой мира.
Но кроме «войны» понятию рах могло противополагаться и еще одно — discordia — «вражда, распря, смута». В эпоху кризиса республики социальные и общественно-политические противоречия в, Риме обострились до предела и превратили государство в арену борьбы знатных родов, соперничества сенатских клик, междоусобных войн. Обеспечение «гражданского мира» было главным лозунгом Августа в его борьбе за власть, и созданный им строй оказался столь прочен еще и потому, что он удовлетворил эту общую потребность. В основе Августова «умиротворения» лежал принцип личной диктатуры императора, призванного не столько учитывать интересы той или иной местной группы, сколько обеспечивать развитие империи в целом. На практике такое «умиротворение» означало широко и глубоко проведенную монополизацию политических решений принцепсом и его ближайшим окружением и соответственно отделение народа от политики, переставшей быть близким и жизненно важным для него делом. Как следствие этого центром сопротивления императорскому «умиротворению» явились общественные группы, сам смысл существования которых состоял в политическом руководстве, т. е. раньше всего сенаторы; и реализация политики pax Romana потребовала осторожного, но неуклонного ограничения роли сената и постепенного создания внесенатского аппарата управления империей.
На первых порах императоры пытались создать такой аппарат из своих вольноотпущенников. При Тиберии, а особенно при Клавдии и Нероне эти люди много сделали для налаживания имперской администрации, независимой от сенатских страстей и интриг. Из них состоял своеобразный «кабинет министров» при императоре, где каждый отпущенник руководил отдельным ведомством — финансами, прошениями, деловой перепиской и пр., из них же комплектовался штат каждого такого ведомства — помощники, поверенные, писцы, счетоводы. Уже очень рано, однако, рядом с внесенатской отпущеннической администрацией начинает складываться внесенатская администрация из всадников. Август назначил в каждую провинцию помимо наместника из сенаторов так называемого прокуратора из всадников. Задача его состояла в сборе налогов в императорскую казну — фиск, но в не меньшей степени и в наблюдении за наместником вплоть до — если понадобится — его устранения. Соответственно прокураторы чаще всего находились с наместниками в лютой вражде, которая вызывалась разницей в их происхождении, традициях, психологическом облике. Наместником, как правило, был пожилой или средних лет сенатор, в I в. н. э. еще обычно из старого римского рода, относившийся к императору опасливо и настороженно, выше всего ставивший свои привилегии и независимость и ненавидящий самую мысль о том, чтобы стать винтиком в безликой государственной машине. Прокуратором почти всегда — провинциал, десятилетиями тянувший лямку в легионах, дослужившийся до средних командных должностей, после демобилизации, уже старым человеком, получивший прокуратуру (и солидное жалованье) прямо от императора и ответственный только перед ним, не привыкший иметь собственное мнение по вопросам, его не касающимся, готовый выполнить любой приказ своего государя. Люди этого последнего типа столь же явно подходили для создания единого, чуждого всему местному и традиционному аппарата управления империей, сколь люди первого типа были для него малопригодны.
На протяжении I и начала II в. прокураторская администрация складывается, упорядочивается, растет вширь и вглубь. При Августе прокураторов было 25, при Веспасиане уже 55. В 53 г. Клавдий приравнял прокураторов к магистратам и дал им право юрисдикции и военного командования. В 69 г. Вителлий(Вителлий — один из недолго правивших императоров периода гражданской войны 68–69 гг.) стал замещать всадниками также и те посты в имперской администрации, которые до тех пор занимали отпущенники. Полувеком позже Адриан дополнил и развил эти меры. Внесенатская администрация становилась единой системой государственного управления.
В главную политическую формулу ранней империи входило кроме слова рах и другое — Romana. Оно означало прежде всего, что земли, образующие империю, — «римские», т. е. находятся в прямом подчинении Риму, управляющему ими на основе военной силы. Но вместе с тем слово Romana передавало и то общее качество, которое на протяжении эпохи принципата постепенно приобретали все земли империи в результате романизации.
Забота о превращении империи в единообразную систему пронизывает деятельность римской администрации на протяжении всей эпохи. Империя организована вокруг единого центра — Рима. Рим разделен на 14 районов; во главе каждого — свой прокуратор; все прокураторы подчинены префекту столицы; в его руках когорты городской стражи, пожарники, тайные агенты, которые вместе обеспечивают беспрекословное выполнение его указаний. В империи множество городов, каждому из которых подчинена определенная территория с определенным населением — как Риму вся империя.
Города делятся на разряды. Есть колонии, с самого начала заселенные полноправными римскими гражданами; есть муниципии, в провинциях обычно существовавшие до прихода римлян и лишь постепенно добивавшиеся гражданского полноправия. Повторяя деление Рима на районы, империя делится на провинции. Во главе каждой из них стоит римская администрация, которая обеспечивает сбор налогов, контролирует выполнение законов, следит за денежно-финансовым положением, строит дороги и города. Деньги, дороги, градостроительство — все направлено к единой цели: созданию механизма, стирающего местную самостоятельность и подчиняющего жизнь, господству римлян.
Трудно представить себе то бесконечное многообразие монет и денежных систем, которое царило в отдельных областях средиземноморского мира в доримскую эпоху. С установлением империи города и области, сохранившие право на собственные эмиссии, чеканят только медную монету местного обращения. Над этими многообразными, Местными и потому в массовом сознании не совсем полноценными деньгами стоят единственные подлинные, всеобщие деньги: римский серебряный сестерций, серебряный денарий (4 сестерция), золотой аурес (100 сестерциев).
Право на их чеканку — монополия императора, и его изображение всегда и всюду украшает их лицевую сторону. Содержание благородных металлов в них на протяжении описываемого периода до середины II в. меняется мало, и люди воспринимают их как единый и неизменный эталон ценности. Зримо и конкретно воплощают они единство жизни в империи — сделки с уплатой в денариях засвидетельствованы документами из самых отдаленных уголков Сирии и Испании, Италии и Дакии.
Столь же простым и непреложным выражением единства империи и постоянной взаимосвязи всех ее частей были знаменитые римские дороги. Общая протяженность их составляет 150 тыс. км (при расстоянии между крайними точками империи 5 тыс. км), и все они как бы расходятся от единого центра— позолоченного дорожного столба, расположенного в северо-западном углу, римского форума. Построены дороги одинаково — на. основании из больших каменных плит лежит толстый слой гравия, косо поставленные боковые плиты образуют кювет. Они имеют примерно одинаковую ширину — 4–5 м; одинаково оформлены — дорожными столбами с указанием имени императора, года его правления, в который столб был установлен, расстояния до ближайшего города; служат единой цели — максимально быстрой переброске войск, товаров, почты; подчинены единому режиму эксплуатации — размещенные вдоль них станции по стандартно оформленным подорожным предоставляют государственным чиновникам и курьерам лошадей и носилки. Такие дороги вызваны практической необходимостью, но есть в них и некоторое символическое значение: проложенные раз и навсегда, неподвластные времени (многие из них используются до сих пор), идущие через горы, реки, болота, пустыни, они завершают и скрепляют завоевание, накладывают на пеструю аморфность этнографии и природы каркас и контур империи. Римляне долго пытались покорить воинственные племена лигуров, населявших приальпийские территории на северо-западе Италии и востоке Галлии; сочтя, что покорение лигуров наконец завершено, Август в 7 г. н. э. проложил через их земли дорогу, которую назвал «Юлиевой — Августовой» и где установил трофей — символ завоевания. Юго-восточная граница римских владений стала считаться окончательной лишь со 137 г., когда по северному берегу Красного моря прошла 800-километровая Адрианова дорога.
Основание новых городов было самой массовой и самой радикальной формой романизации. Число городов в империи составляло несколько десятков тысяч, в одной Италии при Флавиях их было 1200. Непрерывно возраставшее городское население достигало цифр по античным масштабам огромных: в Риме жило никак не менее миллиона человек, в Карфагене к концу II в. — 700 тыс., в Александрии — 300 тыс. уже на рубеже нашей эры, в Антиохии эта последняя цифра должна была быть превзойдена к концу I в., население Эфеса составляло 225 тыс. человек, Пергама — 200 тыс., в Великой Галлии существовало не менее 15 городов с населением от 40 тыс. до 200 тыс. человек.
Формы урбанизации отличались значительным многообразием. Одной из самых распространенных во все времена было выведение колоний ветеранов, превращавшихся позже в такие значительные города, как Лугдунум (Лион), Агриппинова колония (Кельн), Колония тревиров (Трир), Эмерита Августа (Мерида). Наряду с этими новыми городами бурно развивались, притягивая массы пришлого населения, древние, культурные центры, сложившиеся задолго до римского завоевания, вроде Массилии в Галлии (Марсель), Гадеса в Испании (Кадис), Милета в Малой Азии. Города возникали естественно, из разросшихся небольших селений или из поселков, складывавшихся вокруг лагерей легионов, а также создавались искусственно — закладывались наместниками и полководцами в честь императора. Достаточно взглянуть на карту империи и обратить внимание на многочисленные города, в названиях которых фигурируют слова Августа, Флавия, Ульпия, Элия, чтобы в этом убедиться.
Формы муниципализации были многообразны, сущность ее одна. В городах концентрировались наиболее зажиточные и влиятельные люди из местных народов и племен. Раздача прав римского гражданства и других привилегий привлекала их на сторону империи, открывала пути продвижения и карьеры, сливала с местными римлянами. В силу своего положения эти люди образовывали социальную базу раннего принципата, резерв местной администрации, низших и средних командных кадров армии. Город представлял собой четко организованную местную общественную структуру, включенную в столь же четкую всеобщую структуру империи. Если в городах Востока с их вековыми традициями положение это осложнялось многими обстоятельствами, то в западной половине империи оно реализовалось совершенно ясно. Во главе города стоял сенат, избиравшийся из местных богачей собранием граждан, воспроизводивший в местном масштабе сенат римский. Подобием римских консулов были два дуовира, возглавлявшие исполнительную власть в городе, тогда как местные эдилы, ответственные за порядок и снабжение, и местные квесторы, ведавшие хозяйственными вопросами и сбором налогов, копировали соответствующих римских магистратов.
Завершением и самым непосредственным воплощением муниципального единства огромной империи были те специфические для этой эпохи общие формы, которые принимали градостроительство, быт, повседневная жизнь. Здесь опять-таки города, сосредоточенные в Греции и на востоке империи, нередко сохраняли свою индивидуальность, до подавляющее большинство их в западных провинциях, как и в Италии, обнаруживает множество общих черт. План города в целом совпадает с планом римского военного лагеря: одна главная магистраль пересекает его с севера на юг, другая — с запада на восток; в пределах образованных ими квадратов — более мелкие квадраты кварталов; у перекрестка основных магистралей расположена центральная площадь — форум. По периметру прямоугольного форума почти всегда размещаются общественные здания — базилика, курия, храмы, вся площадь окружена портиком, проход на нее оформлен одними или несколькими воротами. Неподалеку от форума возведены сооружения, предназначенные для зрелищ, — амфитеатр для гладиаторских боев и травли диких зверей, цирк, где происходят ристания, театр. Близ форума находятся и бани, без которых римляне, а вслед за ними и провинциалы не мыслили себе жизни. «В банях жизнь тратится, да без них ее и нет», — говорилось в одном популярном стишке. Наконец, жилые кварталы, занятые многоквартирными инсулами или особняками, которые при всех местных отличиях также обнаруживают множество общих черт. Больше всего поражает массовость, вездесущность этого римского уклада жизни. Между современными Тулузой и Бордо, например, лежит группа мелких городков, сравнительно недавно раскопанных французскими археологами. В римские времена то было глухое галльское захолустье, и тем не менее почти в каждом из них обнаруживаются водопроводы, бани, базилики и форумы, декоративные мозаики, статуи на площадях и произведения местного искусства в жилых домах.
Отсутствие опустошительных войн на протяжении жизни многих поколений, постепенное укрепление правовых норм, налаживание ответственного аппарата управления, установление торговых связей между отдаленными районами империи, интенсификация и изощрение ремесленного производства, распространение цивилизации — все это сообщало ранней римской империи определенное положительное историческое содержание. Pax Romana была жизненной реальностью, оправдывала себя, приносила плоды — по крайней мере до середины II в.
Читайте также
Глава 1. Ecclesia Catholica Romana
Глава 1. Ecclesia Catholica Romana Римско-католическая Церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana) – крупнейшая по численности своих приверженцев, а так же по охвату территорий распространения своего учения ветвь христианства на нашей планете. Вот что говорят о своей Церкви сами католики (цитирую
PAX ROMANA
Pax Romana
Pax Romana Все сказанное выше составляло лишь одну сторону дела. Непосредственной предпосылкой возникновения принципата явился кризис полиса, вызванный несоответствием его политического механизма изменившемуся характеру Римской державы. Главной целью политики