что значит перебортировать колесо
Плюсы и минусы перебортовки колес
Несмотря на долгий срок службы, автомобильная резина является таким же расходным материалом, как воздушный фильтр, салонный фильтр или технические жидкости, залитые внутрь агрегатов. При частой смене транспортного средства, владелец, как правило, использует один комплект покрышек, с которыми он и приобрёл автомобиль, потому что ходимость их в пределах 60-80 тысяч километров при гражданской эксплуатации сегодня не редкость. Если автомобилист не живёт в южных широтах, то ему всегда приходится сталкиваться с сезонной сменой колёс.
Многие предпочитают иметь второй комплект дисков, чтобы самостоятельно менять летние колёса на зимние без использования услуг шиномонтажных автомастерских. Если финансы не позволяют или есть на то какие-либо другие причины, водитель занимается перебортировкой шин. Это вынужденное снятие покрышки с диска для её замены на другую, из-за повреждения, для ремонта шины или диска.
Преимущества перебортировки
Она требуется иногда любому колесу, независимо от того: всё с ним в порядке или нет. Для чего применяется эта процедура и какое положительное влияние оказывает, рассмотрено далее:
Недостатки перебортировки
Выводы
Перебортировка колёс – необходимая процедура, которая хотя бы раз в год должна проводиться с колёсами даже при наличии нескольких их комплектов на лето-зиму или на разные случаи жизни. Все негативные последствия связаны с криворукими мастерами или непреодолимой силой, случайными событиями. Всё это невозможно предугадать и исправить, оно не может являться поводом полностью отказываться от обслуживания колёс, ведь последствия незамеченной трещины в диске или пореза шины станут куда более печальными, чем покупка нового датчика давления, сорванного мастером.
Как забортировать колесо
Это страшное слово «разборт»
Как правильно вернуть шину на колесный диск
Любой начинающий джипер слова «разборт» боится больше огня. Очень часто в ответ на вопрос: «Ты чего колеса не спускаешь?» — слышишь — «разбортироваться боюсь». А ведь ничего страшного в этом нет. Обычная мелкая неприятность, на разрешение которой у бывалых джиперов уходит всего несколько минут.
Покрышка в подавляющем большинстве случаев сначала слезает с внешней стороны диска, но если сразу этого не заметить и не остановиться, то спустя некоторое время шина сойдет и с внутренней. Если это случилось, то забортировать колесо, не снимая с машины, скорее всего не получится. Нужно будет его демонтировать, положить диском на какое-нибудь возвышение, например на пень, так, чтобы шина повисла в воздухе, потом встать на покрышку (лучше вдвоем), чтобы она зафиксировалась на внутренней стороне диска. Затем, не кантуя колесо, приступить к процедурам, рассмотренным ниже.
Если увлечься борьбой с бездорожьем не обращая внимания на то, что машина уже давно не едет а руль болтает в руках, то можно доиграться до полного снятия покрышки с диска, если это случилось, пугаться не стоит, точно так же как и в первом случае, снимаем диск с машины и кладем на возвышение, затем при помощи двух монтировок надеваем покрышку на место и следуем инструкции данной выше. Единственное, на что обязательно следует обратить внимание: покрышку следует одевать с внешней (лицевой) стороны диска, там меньше бортик, через внутреннюю сторону натянуть покрышку не удастся.
Но типичным для этой неприятности является все же разборт только с внешней стороны, о нем мы и поговорим. Среди джиперской братии бытует мнение, что забортировать колесо посредством взрыва паров бензина проще и быстрее. На самом деле это не так. Для «взрывной бортировки» все равно необходимо вывесить колесо с помощью домкрата, а подготовка к забортированию бензином занимает столько же времени, сколько и при помощи компрессора. К тому же ударные нагрузки от взрыва могут деформировать корд или привести к возгоранию шины. Посему настоятельно рекомендую обходиться при бортировке без игр с пиротехникой.
После того как вы забортировали колесо в полевых условиях, дальше ехать нужно с максимальной осторожностью, потому что как бы тщательно вы ни протирали диск перед тем, как накачать колесо, на нем все равно остается влага, а значит, опасность разбортировать его снова возрастает. Теперь перейдем непосредственно к процессу забортирования бескамерной шины.
Для того чтобы забортировать колесо, его надо сначала вывесить над землей, чтобы покрышка приняла свою естественную форму. Если шина уперта в грунт, забортировать ее не получится.
Перед тем как начинать поднимать машину реечным домкратом, зафиксируйте противоположное колесо «башмаками» или любыми другими подручными средствами, чтобы машина не «уехала» с домкрата».
Когда колесо вывешено и покрышка приняла свою естественную форму, удалите грязь, набившуюся за закраину диска и прилипшую к ободу шины, затем по возможности насухо протрите поверхность в месте контакта диска и шины. Если не удалить грязь и влагу, то нормально забортировать покрышку не получится. Даже если она встанет на место, из-за неплотного прилегания быстро спустит и снова разбортируется. После того как диск и шина подготовлены, подсоедините автомобильный компрессор.
Если вас двое, то для экономии времени можно поделить обязанности: пока один работает с домкратом, второй подключает компрессор и удаляет грязь с диска. Так можно существенно сократить продолжительность работ.
Перед тем как присоединить компрессор, обязательно удалите ниппель из соска. Если этого не сделать, компрессор не сможет быстро создать в шине нужное давление, а значит, процедура забортирования растянется на долгое время и потребует больших физических усилий.
И вот все готово, и мы приступаем непосредственно к забортированию колеса. Подав воздух в шину, возьмитесь за ее тыльную часть и надавите таким образом, чтобы прижать переднюю боковину к диску.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ЗАСОВЫВАЙТЕ ПАЛЬЦЫ МЕЖДУ ШИНОЙ И ДИСКОМ, КОГДА ПОДАЕТЕ ВОЗДУХ, иначе можете сильно травмироваться. Прижимать покрышку лучше вдвоем, потому как, если делать это в одиночку, то одной свободной рукой равномерно прижать не получится. Совершая эту процедуру, прислушивайтесь, не травит ли воздух.
Если покрышка прилегает к диску неплотно, то вы услышите свист выходящего воздуха. Для того чтобы ликвидировать щель, попробуйте изменить места приложения силы, переместив руки по поверхности шины. Как только свист исчезнет, покрышка сразу начнет набирать воздух — это будет хорошо заметно по тому, как она изменит форму.
После этого можно убирать руки с колеса и продолжать качать. По мере возрастания давления боковина шины будет все плотнее садиться на диск. Остается дождаться хлопка, свидетельствующего о том, что покрышка полностью встала на свое место. Обычно это происходит при давлении около двух атмосфер.
После того как колесо забортировано, остается выравнять давление в шине сообразно остальным колесам, и можно снова продолжать движение.
Помните: недавно разбортированная покрышка в состоянии снова повторить свой «подвиг», но это совершенно не означает, что ее не надо спускать.
Перебортировка колес
Перебортировка колес – это вынужденное, повторное снятие шины с диска, которое осуществляют по причине повреждения камеры, диска и ската. Также перебортировка проводится при наступлении нового сезона смены шин (так называемое «переобувание» автомобиля с зимней резины на летнюю и наоборот).
Процесс перебортировки колес
Как проводится бортировка колес? Колесо снимается со ступицы, аккуратно кладется на землю. Затем с помощью специальных щипцов с кромки диска удаляются балансировочные грузы. Это необходимо делать для того, чтобы шиномонтажный станок не ободрал ими краску диска. Колесо нужно очистить перед балансировкой. Перед разбортировкой посадочное место ската покрывают мыльным раствором, что способствует уменьшению степени трения шины и диска. Это позволяет минимизировать риск мелких и едва заметных разрывов резины.
Новая покрышка продувается компрессором, чтобы были удалены грязь и пыль. В протекторе шины не должно быть никаких инородных предметов, например, камней, гаек и т.п. Если покрышка уже была в употреблении, то нужно внимательно осмотреть ее на наличие острых предметов. Камерные шины должны иметь тальковое покрытие. Оно необходимо для предотвращения приваривания шины к покрышке. Перед тем как накачать колесо, нужно обработать герметиком место прикосновения шины и диска, чтобы исключить утечку воздуха.
Для того чтобы при перебортировке легкосплавных дисков не возникли царапины и другие повреждения, нужно использовать пластиковые накладки на лапах шиномонтажного станка. К сожалению, ни одна перебортировка колеса не может пройти без повреждений. Главная задача специалистов, выполняющих шиномонтажные работы, – сделать их минимальными и незначительными. Идеальный вариант – приобрести еще один комплект дисков, на который установить зимнюю или летнюю резину. Это позволит избежать сезонной перебортировки колес.
Профессиональная перебортировка
На шиномонтаже уже давно не проводят перебортировку колес вручную. Для этого используется специальное оборудование, которое за короткий промежуток времени позволяет переобуть колесо. Самостоятельная перебортировка очень сложна и трудоемка, но, если случится такая ситуация, когда станции шиномонтажа нет поблизости, то без определенного набора инструментов будет не обойтись. Например, понадобятся монтировка, резиновый молоток, монтажные лопатки, жидкое мыло и щипцы для удаления балансировочных грузиков.
Бортировка колес
Сегодня владельцы автомобилей привыкли обращаться в шиномонтаж в случае появления проблем с колесами. Но такие услуги можно найти только в больших городах, и существует немало «глухих» мест, где трудно найти мастерскую по ремонту шин. В такой ситуации запасное колесо может выручить водителя, но иногда проблемы случаются сразу с несколькими покрышками. Поэтому автовладелец должен знать, как выполняется бортировка колес своими руками. Тем более, что многие водители не доверяют слесарям шиномонтажных сервисов, и предпочитают выполнять подобные работы самостоятельно.
Как бортировать колесо домкратом и тросом
Это один из простых способов самостоятельной разбортировки и бортировки колеса. Если действовать по приведенной ниже инструкции, то можно легко выполнить эту работу своими руками.
Внимание! Если ниппель исправен, то его можно выкрутить и использовать для новой камеры, либо положить в запас.
Установка новой камеры
Работа по бортировке занимает меньше времени и сил, но выполнять ее нужно также в определенном порядке.
Теперь остается установить ниппель, накачать шину до требуемого заводом-изготовителем давления, и поставить колесо на автомобиль.
Разбортировка наездом на колесо
Главная сложность работы заключается в том, что для отделения покрышки от диска даже веса человека недостаточно. На это влияет также снижение эластичности резины со временем. Водители иногда используют наезд автомобилем на дефектное колесо, когда другой возможности ремонта нет.
Чтобы нагрузка распределялась более равномерно, можно использовать отрезок широкой доски длиной не менее 1 метра. Такой способ хорош тем, что отсутствуют ударные нагрузки, однако часто резина приходит в негодность. Эту работу рекомендуется выполнять с помощником, чтобы регулировать скорость наезда и создаваемое усилие.
Разбортировка кувалдой
Наиболее распространенным способом разбортовки колес стал ударный. В нем применяется металлический уголок, кувалда или большой молоток. Таким методом пользовались слесари шиномонтажных мастерских и водители, когда не было специальных приспособлений.
Внимание! Уголок не должен иметь острых кромок, чтобы не повредить резину.
Разбортировка досками
Если под руками нет никакого инструмента и приспособлений, но есть деревянные доски, то можно использовать их. Бруски при этом выполняют роль рычага, который воздействует на покрышку. Большая сила на нее появляется из-за разности длин плеч рычагов, которая отрывают резину от диска.
Шиномонтажный станок своими руками
Для изготовления станка потребуются следующие материалы и инструменты:
Все устройство состоит из 2-х частей: отбивка борта и монтаж шины.
Основание рамы делается из профиля прямоугольного сечения.
Круглая 2-дюймовая труба крепится к перемычке сваркой на расстоянии 30 см от края. Высота должна быть около 150 см. Чтобы усилить прочность сварных швов, можно использовать треугольные косынки. Для возможности установки колеса приваривается ступица на высоте пояса человека.
Верхний край трубы должен располагаться над колесом на расстоянии 30 см. Под ступицей необходимо приварить кронштейн для фиксации устройства отбивки. Он делается из листа железа, в котором сверлится отверстие. Труба, которая будет играть роль рычага, должна иметь достаточный диаметр, чтобы в нее можно было воткнуть рычаг-удлинитель. Наконечники для него должны быть из стального круга 20 мм в диаметре.
Они делаются путем выпиливания шлифовальной машинкой, либо вытачиваются на токарном станке.
Все размеры наконечников указаны на фотографиях.
Демонтаж шины
Чтобы снять резину с диска действуйте в следующем порядке:
Как бортировать колесо
Чтобы установить шину на диск, выполните действия:
После этого останется только накачать колесо.
Внимание! Чтобы в гараже было удобнее работать на станке-зафиксируйте его на полу болтами или большими саморезами.
Советы профессионалов
Бортирование колес– непростая работа, требующая определенных навыков. Поэтому нужно выполнять рекомендации специалистов для самостоятельной бортировки шин.
Если в дороге колесо стало спускать, и Вы обнаружили в нем острый гвоздь, не торопитесь его сразу вытаскивать. Он позволит на некоторое время сохранить давление, и доехать до ближайшей авторемонтной мастерской.
Перебортировка занимает немало времени и сил, и требует наличия удобных монтажных лопаток. Новички часто используют для разбортировки острую отвертку и молоток, что делать категорически запрещено. Вначале повреждения могут быть незаметными, но впоследствии они себя проявят. Монтажки должны иметь закругления на концах, чтобы не повреждать резину.
Внимание! Для ремонта колес удобно использовать отрезок металлического уголка сечением 40х40 мм. Его используют для вставки между диском и покрышкой.
Особенности монтажа камерных и бескамерных покрышек
Сегодня бескамерные колеса стоят на многих грузовиках и легковых автомобилях, но и камерные шины находят свое применение. Их ставят на велосипеды, мотоциклы, мопеды и скутеры. Колеса со спицами не могут нормально поддерживать необходимое давление и герметичность. Кроме того, к камерам привыкли старые водители, которые считают, что проще заменить ее, или отремонтировать своими силами.
Недостатком камерных шин является больший вес, по сравнению с бескамерной. Также при повреждении она быстро спускает, и доехать до автосервиса или шиномонтажа времени уже не хватит. Чтобы заклеить камеру приходится полностью разбирать колесо.
Достоинства бескамерной резины:
Недостатки бескамерных шин:
В камерной покрышке камера должна точно соответствовать требуемому размеру. Если он будет больше- образуются складки, которые способствуют повреждению. Установка камеры в бескамерную покрышку может привести к ее повреждениям, так как между ними появляется воздушный слой. При резком торможении или крутом повороте покрышка может разрушиться. При установке бескамерной шины места соприкосновения с диском необходимо промазывать специальным герметизирующим составом. На камерных колесах этого делать не нужно.
Как разбортировать колесо?
Проколотая шина — одна из самых популярных проблем среди автовладельцев. И хорошо, если поблизости оказалась станция техобслуживания. Но не всегда получается обратиться на СТО. Поэтому необходимо учитывать такие ситуации и знать, как разбортировать колесо своими руками. Попробуем разобраться, как это сделать и что для этого понадобится.
Особенности разбортировки
Перед тем как как быстро разбортировать колесо, определяют вид автопокрышек:
Обратите внимание. С течением времени покрышка в месте контакта с ободом «прилипает» к металлической поверхности. Чтобы разорвать такую «сварку», понадобится специальный пресс.
При разбортировке необходимо вытащить кромку резины из диска по всей окружности с каждой стороны.
В каком случае бортируют колесо:
Что используют для бортировки: монтировку, большие гаечные ключи, уголки, лопатки для монтажа, домкрат.
Способы разбортирования
Как разбортировать колесо в домашних условиях ударным способом
Понадобятся домкрат, тяжелая кувалда, уголок и лопатки для монтажа. Способ подразумевает отбивку тяжелым предметом по окружности шины.
Нанесение ударов кувалдой позволяет легко отделить «прикипевшую» автопокрышку от металла.
Разбортировку проводят с каждой стороны колеса. При ударном методе запрещено использовать отвертку.
Применение ударов считается простым способом, но требует аккуратности. В процессе можно повредить покрышку и диск.
Как разбортировать колесо с помощью домкрата
Потребуется автомобильный домкрат, стропа для буксировки, большой гаечный ключ (монтировка).
Работа с домкратом также требует аккуратности. Нельзя допустить деформации резины и диска.
Как бортировать колесо с помощью двух автомобилей
Использование двух автомобилей для разбортировки — безопасная гаражная технология. Метод не приведет к повреждению автопокрышки и деформации диска.
Чтобы воспользоваться таким способом, потребуется два автомобиля.
Резину от диска отделяют с каждой стороны.
Бортировка колес специальным инструментом
В условиях профессиональной мастерской для бортировки применяют специальное оборудование — разбортировочные станки.
Автоматические и полуавтоматические станки позволяют безопасно бортировать колеса для легковых и грузовых автомобилей.
Как правильно разбортировать камерное колесо
Чтобы не совершить ошибку с бортировкой камеры, необходимо знать:
Как разбортировать бескамерное колесо
В работе с бескамерными покрышками также учитывают ряд нюансов:
Шиномонтаж должен проводиться со строгим соблюдением правил технической безопасности. Не используйте неисправные инструменты, не проводите демонтаж без должной подготовки.
Если разбортировка колеса невозможна в гаражных условиях, обратитесь за помощью к специалистам шиномонтажа, которые располагают специальным оборудованием и инструментом.