что значит перераспределение ресурсов
Логика распределения ресурсов в экономике
Общество всегда стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого ему надо находить ответы на вопросы что, как и для кого производить.
Методы распределения ресурсов в закрытой экономике
Закрытой называется экономика, при которой страна не ведет международной торговли. В современном мире таких стран уже нет, но наличие международной торговли мало меняет логику распределения ресурсов. Мы будем использовать модель закрытой экономики, чтобы упростить пояснения. Рассмотрим три метода распределения:
В этих условиях ответ на вопрос о том, что производить, вытекает из техпредпочтений, которые потребители свободно выражают на рынке. Свои предпочтения потребители доводят до сведения производителей через деньги. На рынках ежедневно проводится как бы общее голосование, при котором потребители отдают «голоса» своих денег за миллионы различных товаров и услуг.
Решение вопроса о том, как производить, происходит в ходе конкуренции между фирмами за доступные факторы производства. В зависимости от цен фирмы выбирают наиболее выгодные для себя комбинации факторов производства. Фирма может достичь максимальной прибыли путем минимизации затрат и применения наиболее эффективных методов производства.
Наконец, решение вопроса о том, для кого производить тоже происходит на рынках. Фирмы производят для тех, кто способен платить, т. е. для тех, у кого есть доходы. Доходы получают домашние хозяйства, продавая фирмам факторы производства. Распределение доходов зависит от того, как распределена собственность на факторы и от цен факторов. Большинство семей получают доход, продавая фирмам свой труд. Продажа факторов производства происходит на свободных рынках факторов. Продавцы на этих рынках и являются теми людьми, для которых фирмы производят.
Мы рассмотрели случай, когда ценовой механизм работает без внешнего вмешательства, или, говоря языком экономистов, находится в совершенных условиях.
2. Распределение ресурсов в смешанной экономике. Смешанная экономика занимает промежуточное положение между чисто рыночной и командной. В условиях именно этой экономики живет большинство стран мира. Все зависит от того, в какой мере правительство участвует в экономике.
Наиболее масштабное вмешательство со стороны правительства имеет место в странах, которые избрали социалистический путь развития. В них обычно все факторы производства распределяются правительством, а продукты потребления выпускаются на рынок, но рыночные цены опять-таки контролируются правительством.
В странах, которые принято называть капиталистическими, правительство тоже вмешивается в экономику и тем самым ставит препятствия на пути развития рыночных отношений. Вмешательство правительства заключается в директивных ограничениях на некоторые цены и в контроле ряда производств.
Помимо вмешательства правительства, есть в этих странах и другие факторы, которые мешают рынку находиться в совершенных условиях:
Методы распределения через решения ЦПО применялись во всех социалистических странах. Распределению подлежали факторы производства, жилые помещения, образовательные услуги и даже личные доходы. Что касается таких предметов потребления, как продукты питания, одежда, бытовая техника, для них существовал рынок, но рыночные цены регулировались правительством.
Есть страны, в которых директивно распределяются все ресурсы, включая потребительские товары и услуги. Так, например, организована экономическая жизнь в КНДР.
Преимущества и недостатки различных методов распределения ресурсов
И рыночный механизм, и командное управление имеют свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные особенности каждого из методов распределения.
1. Преимущества рыночного механизма. В индустриально развитых странах приблизительно две трети ресурсов распределяется на рынках под воздействием ценового механизма. Назовем преимущества этого способа распределения:
Эффективность и справедливость распределения ресурсов
Распределение ресурсов при разных экономических системах, будь то смешанная или командная экономика, имеет свои недостатки. Может возникнуть вопрос: какое же распределение следует считать идеальным? Наверное, то, при котором наилучшим образом использованы все возможности ресурсов в интересах благосостояния общества. Это значит, что ресурсы должны быть, во-первых, распределены эффективно,т. е. так, чтобы общество получало от них максимальную суммарную пользу, и, во-вторых, они должны быть справедливо распределены между людьми.
Сейчас в среде экономистов утвердилось определение эффективности, которое дал известный итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Он предложил считать распределение ресурсов экономически эффективным, если ни одно перераспределение не может сделать кого-то из членов общества лучше обеспеченным без того, чтобы кто-то другой ни стал хуже обеспеченным. Согласно теории Парето, для того чтобы достичь экономической эффективности (экономической оптимальности), следует соблюсти три главных условия:
Рассмотрим названные условия на примере простой модели. Представим себе экономическую систему, в которой:
Эффективным распределением ресурсов в производстве считается такое, которое нельзя изменить так, чтобы появились возможности увеличить объем производства у одних фирм без сокращения этих возможностей у других фирм.
Эффективным распределением ресурсов в потреблении считается такое, которое нельзя изменить таким образом, чтобы было улучшено благосостояние одних потребителей без ухудшения его у других потребителей. Обратите внимание: речь идет об изменении благосостояния, а не об изменении количества товаров и услуг, которыми потребители владеют. Жители южных районов могут передавать друг другу меховую одежду; при этом количество товаров, которыми они владеют, будет меняться, а благосостояние нет, так как никто из них этой одеждой не пользуется.
Справедливость распределения
Благосостояние человека зависит не только от того, каким богатством он располагает, но и от того, как он оценивает свое материальное положение относительно других людей. Если человек видит, что он живет приблизительно на том же уровне, что и его окружающие, это, как правило, его удовлетворяет. Но если он видит, что большинство людей вокруг живут значительно лучше него, то условиями своей жизни бывает не удовлетворен. Общество должно заботиться о том, чтобы людей, недовольных жизнью, было как можно меньше. Это значит, что оно должно принимать меры к тому, чтобы блага распределялись между людьми справедливо. Концепция справедливости принадлежит скорее к нормативной, чем к позитивной экономике. Рассуждения по поводу того, каким образом национальный доход и национальное богатство должны быть поделены между разными членами общества, базируются на субъективных мнениях о существовании некого «социально желательного» распределения. Экономисты в этих рассуждениях мало чем отличаются от остальных граждан. Настоящих экспертов по вопросам справедливости распределения не существует.
Для того чтобы оценивать благосостояние с позиций справедливости, надо иметькритерии справедливого распределения доходов и богатства. При командной экономике такие критерии обычно разрабатываются в виде конкретных числовых показателей и все хозяйственные руководители должны строго их придерживаться. Например, в Советском Союзе были определены уровни зарплаты для всех категорий работников, и разница между верхним и нижним уровнями была относительно небольшой.
В странах, где основная часть экономики базируется на рыночных отношениях, строгих правил распределения доходов и богатства установить не удается. При решении политических вопросов, касающихся справедливости, рассматриваются разные подходы Базовые принципы этих подходов в экономике назвали стандартами. Рассмотрим основные из них.
1. Стандарт равноправия. В основе стандарта лежит вера в равную ценность любого человека в обществе, т. е. справедливым является такое общество, которое проявляет одинаковую заботу о всех своих гражданах. Согласно стандарту равноправия одно распределение дохода и богатства считается справедливее другого, если оно ближе к «идеалу» абсолютного равенства.
Следует заметить, что равенство не всегда является лучшим решением для общества. Рассмотрим снова наш пример простой экономики с двумя индивидуумами А и В и предположим, что индивидуум А заработал доход 10 000 руб., а индивидуум В был болен и не заработал ничего. Чтобы обеспечить абсолютную справедливость, надо обложить индивидуума А налогом 50% и всю сумму полученного налога передать индивидууму В. Очевидно, что такой высокий уровень налога может отрицательно воздействовать на желание индивидуума А работать. Он может начать большую часть времени уделять отдыху и тогда общий доход снизится, например, до 6 000 руб. Меньший уровень налога будет иметь меньший негативный эффект на желание работать и на общий доход. Значит, для достижения максимального дохода индивидуума В налог должен быть таким, чтобы передача части дохода не оказывала отрицательного влияния на желание индивидуума А работать.
Стандарт равноправия может быть подвергнут критике и на том основании, что он предполагает наличие у всех людей одинаковых оценок полезности. Полезность — это понятие субъективное, и люди отличаются друг от друга в своих оценках той степени удовлетворенности, которую они получают от одного и того же объема одинаковых товаров и услуг.
Для преодоления трудностей, которые возникают при намерении реализовать стандарт равноправия, экономисты предложили использовать метод общественной оценки. Согласно этому методу должны оцениваться общие издержки и выгоды политических решений на основе опроса общественного мнения. Если по результатам опроса издержки окажутся меньше, чем выгоды, решения будут направлены на подъем благосостояния общества и могут быть приняты. Сейчас такой подход приобретает все большее значение при принятии решений, касающихся общественного сектора.
2. Стандарт «Социального сознания». Согласно этому стандарту распределение доходов и богатства считается справедливым, если за неговысказывается большинство жителей, т. е. если оно соответствует «социальному сознанию».
Люди постоянно общаются друг с другом, их жизнь зависит не только от них самих, но и от тех, кто их окружает, и у них есть свое представление о справедливости распределения, которое они могут выразить при опросе общественного мнения.
Благосостояние богатого человека может зависеть не только от того, каким количеством товаров и услуг он владеет, но и от количества товаров и услуг, доступных бедному человеку. А это значит, что богатый человек может иметь «социальное сознание», подсказывающее ему, что если он достиг некоторого уровня благосостояния, то он может повышать его дальше, только делясь тем, что он приобретает, с менее обеспеченным. Именно на этой основе появляются благотворительные акции.
3. Стандарт «обездоленности». Этот стандарт предполагает установление нижнего уровня семейных доходов. Заработки не должны быть ниже этого уровня. О справедливости судят по относительной доле «нижних» групп в национальном доходе.
4. Стандарт «Связи поколений». Стандарт предполагает справедливое отношение к последующим поколениям. Сейчас становится ясно, что решения о том, что и как производить, принятые одним поколением, могут оказаться как благоприятными, так и неблагоприятными для следующего поколения. Например, когда живущее поколение ускоряет использование невосполнимых природных ресурсов и вызывает своей деятельностью разрушение окружающей среды, это приводит к ухудшению благосостояния следующего поколения. С другой стороны, следующее поколение может выиграть в благосостоянии, если получит в наследство запасы капитала, научные и технологические достижения. Применение стандарта «Связь поколений» означает, что при распределении доходов и богатства следуетучитывать, какое воздействие на следующие поколения оказывает деятельность, приносящая доходы.
Разрешение конфликта между эффективностью и справедливостью
Из изложенного выше можно сделать вывод, что желание распределять ресурсы в интересах достижения максимальной эффективности экономики и желание соблюдать при этом справедливость распределения могут противоречить друг другу. Принимать политические решения для повышения справедливости означает перераспределять доходы и богатство, а это может снижать эффективность. С другой стороны, оценивать благосостояние общества только на основе критерия эффективности означает уклоняться от вопросов справедливости, а значит, не полностью учитывать интересы общества.
Формально, благосостояние общества улучшается, когда экономические изменения приносят выгоду одним и оставляют на прежнем уровне других. Критерии эффективности не накладывают никаких ограничений на величину разрыва между хорошо и плохо обеспеченными. Но политические меры должны приниматься с учетом сравнительной оценки благосостояния различных групп. Поэтому их нельзя принимать только на основе критериев эффективности.
Поиск компромисса между эффективностью и справедливостью является делом сложным и требует проведения большой работы.
Казалось бы, что для разрешения конфликта между справедливостью и эффективностью можно было бы выбрать из всех вариантов, отвечающих условиям эффективности по Парето, тот, который представляется наиболее справедливым, и посредством политических решений реализовать этот вариант. Но такой путь был бы возможен, если бы удалось измерять полезность, получаемую членами общества, в абсолютных единицах. К сожалению, люди способны делать лишь сравнительные оценки полезностей.
С другой стороны, по мнению экономистов, люди способны давать денежные оценки выигрышей и проигрышей, которые они будут иметь в случае тех или иных изменений. На этом основании многие экономисты предлагают проводить предварительное тестирование предполагаемых решений. Они считают целесообразным публиковать проекты решений и просить жителей дать свои денежные оценки выигрышам и проигрышам, которые они будут иметь в случае реализации проектов. Принимать решения экономисты предлагают на основе анализа ответов. Рассмотрим несколько вариантов тестов, предложенных экономистами.
1. Тест Хикса — Кэлдора. Тест разработан экономистами Хиксом и Кэлдором. Они предложили публиковать проекты решений, и если те, кто ожидают выиграть, суммарно оценят свои выигрыши на большую сумму, чем проигрывающие оценят свои проигрыши, то проект следует принимать. По их мнению, при таком подходе будут приниматься те решения, от которых общество в целом выиграет. Суммарный выигрыш будет достаточным для того, чтобы компенсировать проигрыш тем,кто понесет потери, и при этом появятся средства для повышения общественного благосостояния.
Тест критикуют за то, что он игнорирует вопросы справедливости. По мнению критиков, при такой политике выигравшие могут не компенсировать потери проигравших, и богатые могут стать еще богаче, а бедные — беднее.
2. Двойной тест Ситовского. Экономист Ситовский отметил, что, поскольку у проигрывающих не будет веры в компенсацию потерь, они могут преднамеренно завышать размер проигрышей, с тем чтобы проект не прошел. Для того чтобы защититься от подобных акций, Ситовский предложил проводить двойной тест:
При такой двойной проверке, также как в тесте Хикса-Кэлдора, вопрос справедливости игнорируется. Допускается, что часть населения после принятия решения может жить хуже.
3. Тест Литтла. Экономист Литтл указал на недостатки обоих рассмотренных выше тестов и предложил учитывать справедливость при оценке проектов решений. Суть его предложения сводится к следующему:
Перераспределение средств внутри группы компаний
«Финансовая газета», 2011, N 3
В российском экономическом пространстве работает огромное количество различных групп компаний. Такие группы могут быть как связаны между собой юридически, иметь доли в капитале друг друга, так и не обладать откровенной юридической связью, но иметь одних и тех же собственников. Соответственно, при работе таких групп возникает много вопросов, связанных с перераспределением ресурсов внутри группы. Грамотное, рациональное и своевременное перераспределение финансовых ресурсов между организациями, входящими в состав группы компаний, позволяет снизить потребность группы в оборотном капитале и, как следствие, снизить издержки группы на обслуживание этого капитала, а следовательно, повысить эффективность его использования.
В ряде случаев группа предприятий, планируя перераспределение средств между своими участниками, может столкнуться либо с дополнительными затратами в виде налогов, либо с дополнительными рисками в виде вероятности получения претензий со стороны налоговых органов. В таких случаях необходимо проводить сравнительный анализ потенциальных выгод от рационального использования оборотного капитала по группе компаний в целом с возможными негативными налоговыми последствиями.
Выделяют способы перераспределения ресурсов, различающиеся по:
направлению перераспределения денежных ресурсов;
регулярности совершения операций;
затратности для организаций, участвующих в перераспределении ресурсов;
временным параметрам передачи ресурсов.
Наиболее важными, по нашему мнению, являются классификационные признаки по затратности перераспределения средств и по временным параметрам передачи ресурсов, поскольку они напрямую влияют не только на процесс планирования расходования финансовых ресурсов в группе компаний, но и оказывают влияние на уровень расходов, которые несет организация и, соответственно, и вся группа организаций.
Рассмотрим основные классификационные группы.
между дочерними компаниями. Перераспределение средств между дочерними компаниями чаще всего напрямую не происходит, оно осуществляется через материнскую компанию или специально созданное в рамках группы предприятий казначейство. Движение средств между такими организациями может быть обусловлено наличием между ними хозяйственно-экономических связей (тогда движение происходит через трансфертное ценообразование) или единичными временными причинами (тогда движение средств в основном происходит на заемной основе).
Иногда в силу неоднозначности действующего законодательства тот или иной способ бывает сложно отнести к затратному или бесплатному. В каждом таком случае организация должна принимать индивидуальное решение в целях классификации, исходя из своего видения действующего законодательства и оценки вероятности отстаивания своих позиций в судебном порядке. Примером спорного способа могут служить проценты по займам. Поскольку займы осуществляются между взаимозависимыми организациями, то в силу положений НК РФ у налоговой инспекции может возникнуть соблазн по переклассификации процентов в выплату дивидендов с соответствующим пересчетом налогов как у выплачивающей стороны, так и у принимающей.
Четкое понимание различий между теми или иными способами перераспределения ресурсов между участниками группы позволяет:
оптимально выбрать необходимый способ перераспределения;
минимизировать затраты, возникающие при перераспределении;
минимизировать возможные негативные налоговые последствия;
своевременно применять тот или иной способ;
грамотно составлять финансовые и кассовые планы.
Исследовав основные классификационные признаки возможных способов перераспределения ресурсов между участниками группы компаний, мы можем перейти к непосредственному распределению доступных, с точки зрения российского законодательства, способов перераспределения ресурсов по основным классификационным группам.
Действующее законодательство предоставляет не так много возможностей по перераспределению ресурсов между различными юридическими лицами. Отметим, что во многих странах мира таких возможностей за счет более четко прописанных норм и более жесткого налогового контроля, к примеру за трансфертным ценообразованием, еще меньше. С другой стороны, законодательство многих экономически развитых стран признает группу организаций при соблюдении определенных условий как некоторый самостоятельный субъект, к которому применяются свои отдельные правила налогообложения. Тем самым для группы компаний, юридически взаимосвязанных между собой, снижаются налоговые риски и упрощается перевод ресурсов от одной компании к другой.
Российские законодатели также делают определенные шаги в сторону признания группы компаний. Так, достаточно давно проходят обсуждения законопроекта по единому налогоплательщику, рассматривающего группу компаний как единого плательщика по налогу на прибыль. При этом все внутригрупповые обороты между организациями, входящими в соответствующую группу, в целях обложения налогом на прибыль и НДС не рассматриваются. Одновременно с этим обсуждается и законопроект по трансфертному ценообразованию, в рамках которого предполагается ужесточить контроль за трансфертными ценами с целью борьбы с уходом от налогообложения и выводом прибыли в низконалоговые юрисдикции.
При принятии решения по окончательному выбору способа перераспределения ресурсов необходимо принимать во внимание его затратность по отношению к группе в целом, а также возможное возникновение налоговых рисков, связанных с применением такого способа. Только после всестороннего изучения последствий применения того или иного способа, сопоставления получаемых выгод с возможными рисками следует остановиться на том или ином варианте.
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ
Переливы ресурсов, или побочные эффекты
Идея, согласно которой конкурентные рынки автоматически обеспечивают эффективное использование ресурсов, основана на допущении, что все выгоды и издержки производства и потребления каждого продукта полностью отражаются кривыми рыночного спроса и предложения соответственно. Предполагается, что производству или потреблению Любых товаров или услуг не сопутствуют переливы, или побочные эффекты.
Перелив происходит, когда некоторые выгоды или издержки производства или потребления товара перемещаются к «третьей стороне», не являющейся непосредственно продавцом или покупателем. Переливы называют также побочными (внешними) эффектами, так как они представляют собой выгоды или издержки, выпадающие на долю «третьей стороны», не имеющей отношения к данной рыночной сделке.
Издержки перелива. Когда производство или потребление товара порождает некомпенсируемые издержки для третьей стороны, которые называются издержками перелива. Примером издержек перелива может служить загрязнение окружающей среды. Когда химическое предприятие или мясоперерабатывающий завод спускают свои промышленные отходы в озеро или реку, все те, кто в это время купается, ловит рыбу и катается на лодках, не говоря уже о предприятиях водоснабжения, несут издержки перелива. Подобные действия могут создать угрозу здоровью людей и нанести ущерб дикой природе, а то и вовсе разрушить ее.
Каковы же экономические последствия переливов? Вспомним, что издержки лежат ниже кривой предложения фирмы. Когда фирма, загрязняя окружающую среду переносит часть своих издержек на население, ее кривая предложения оказывается правее, чем когда она несет свои издержки производства полностью. Это приводит к расширению производства и к избыточному выделению ресурсов на производство данного товара.
Коррекция издержек перелива. Правительство способно корректировать такое избыточное выделение ресурсов двумя способами. Оба призваны перевести внешние издержки во внутренние, то есть заставить фирму-нарушителя саму нести эти затраты, а не перекладывать их на общество.
1. Законодательство. В наших примерах загрязнения воды и воздуха самой прямой мерой будет принятие законов, запрещающих или ограничивающих загрязнение. Подобное законодательство принуждает потенциальных загрязнителей брать на себя расходы на надлежащее уничтожение промышленных отходов. Фирмы должны покупать и устанавливать дымоуловители и установки для очистки промышленных стоков. Идея состоит в том, чтобы вынудить потенциальных нарушителей под угрозой судебного преследования нести все затраты, связанные с производством.
частный и государственный секторы
2. Специальные налоги. Менее прямое воздействие правительства основано на том факте, что налоги представляют собой издержки и, следовательно, определяют положение кривой предложения фирмы (гл. 3). Правительство может ввести специальный налог, который примерно равен издержкам перелива на единицу продукции. С помощью этого налога оно пытается вновь возложить на фирму- нарушителя те внешние издержки или издержки перелива, которых в противном случае частная фирма избежала бы, и таким образом устранить избыточное выделение ресурсов.
Выгоды перелива. Но переливы могут проявляться и в форме выгод. Производство или потребление определенных товаров и услуг может обусловить не требующие денежной компенсации выгоды перелива, или внешние выгоды для третьих лиц или населения в целом. Вакцинация против кори и полиомиелита приносит прямую выгоду непосредственному потребителю. Но иммунизация против таких инфекционных заболеваний приносит всеобъемлющие и значительные выгоды перелива и обществу в целом. Открытие вакцины против СПИДа было бы выгодно всему обществу, а не только получившим прививки. Люди, не прошедшие вакцинацию, также получают очевидные выгоды в связи с замедлением распространения заболевания.
Образование служит еще одним примером выгод перелива. Образование приносит выгоды индивидуальным потребителям: «более образованные» люди, как правило, получают более высокие доходы, чем «менее образованные». Вместе с тем образование приносит также выгоды всему обществу. Экономика в целом выигрывает от наличия более гибкой и более производительной рабочей силы, с одной стороны, и от меньших расходов на предотвращение преступлений, обеспечение законности и на благотворительные программы — с другой. Существуют доказательства того, что производительность труда любого работника с данным уровнем образования или квалификации окажется выше, если он работает с более образованными людьми. Другими словами, у работника X повысится производительность труда просто потому, что работающие вместе с ним У и Z лучше образованны. Важное значение имеет также тот факт, что политическая активность населения находится в прямой зависимости от уровня образования; так, доля лиц, принимающих участие в голосовании, увеличивается от группы к группе по мере повышения образовательного уровня избирателей, входящих в данную группу.
Выгоды от перелива капитала могут быть хорошо видны на кривой спроса, на которой в большей степени отражаются частные преимущества, чем преимущества в целом. Кривая спроса на продукт смещается влево от ситуации, когда рынок учитывает все преимущества.
Введение В ЭКОНОМИКС и экономику
продукции, иными словами, наблюдается нехватка ресурсов на данный продукт.
Коррекция выгод перелива. Каким образом можно исправить ситуацию, связанную с недостаточным выделением ресурсов, которое сопутствует выгодам перелива? Можно либо субсидировать потребителей (увеличить спрос), либо субсидировать производителей (увеличить предложение), либо, в крайнем случае, организовать производство необходимого продукта в государственном секторе экономики.
1. Увеличение спроса. В сфере высшего образования государство обеспечивает студентов с низким доходом ссудами и фантами, которые позволяют этим студентам заниматься учебой. Второй пример: про- фамма продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона семей с низкими доходами. Предоставляемые правительством продовольственные талоны могут быть потрачены только на еду. Магазины, принимающие талоны на питание, получают от правительства денежную компенсацию их стоимости. Смысл этой профаммы отчасти состоит в том, чтобы посредством улучшения рациона питания помочь детям из бедных семей лучше учиться в школе, а низкооплачиваемым взрослым — лучше работать. Помогая своим несостоятельным членам стать производительными участниками экономического процесса, общество в целом выифывает.
2. Увеличение предложения. В некоторых случаях правительство может счесть, что удобнее и организационно значительно проще субсидировать производителей. Это относится и к высшему образованию, когда правительства штатов финансируют значительную долю бюджетов государственных колледжей и университетов. Эти субсидии снижают затраты для студентов и увеличивают объем предложения образования. Предоставление государственных субсидий программам вакцинации, госпиталям и исследованиям в области медицины служит дополнительными примерами подобных мер правительства.
3. Государственный сектор. Третий вариант политики правительство избирает в том случае, когда выгоды перелива очень велики.
Общественные товары и услуги
Индивидуальные блага (товары индивидуального пользования), которые производятся в рыночной системе, обладают свойством делимости в том смысле, что они производятся в виде достаточно малых единиц, чтобы быть доступными индивидуальным покупателям. Кроме того, индивидуальные блага подвержены действию принципа исключения, который состоит в том, что те, кто хочет и может заплатить равновесную цену, получает данный продукт, а те, кто не хочет или не может, исключаются из числа получающих выгоду от данного продукта.
Но существуют определенные товары и услуги — так называемые общественные, или социальные, блага (товары и услуги), которые рыночная система вообще не стала бы производить, потому что их характеристики противоположны тем, какими обладают индивидуальные блага. Общественные блага неделимы, они состоят из столь крупных единиц, что, как правило, не могут быть проданы частному покупателю. Люди могут покупать на рынке гамбургеры, компьютеры и автомобили, но не ракеты «пэтриот», скоростные автострады, космические телескопы и системы управления воздушным транспортом.
Более того, на общественные блага не распространяется принцип исключения. Это значит, что не существует эффективного способа отстранить индивидуумов от получения выгоды, приносимой общественными благами, едва лишь они возникают. Получение выгоды от индивидуальных благ происходит после их приобретения’, выгоды от общественных благ начинают поступать к обществу сразу после производства последних.
Примеры. Классическим примером общественных благ служит маяк, установленный на опасном побережье. Строительство маяка экономически оправданно, если выгоды от него (уменьшение числа кораблекрушений) превышают издержки его производства.
Поскольку принцип исключения здесь не действует, частные предприятия не имеют никаких экономических стимулов для производства маяков. Если на услуги маяка нельзя установить цену и если их невозможно продать, то частным фирмам невыгодно направлять ресурсы на строительство маяков. Это пример услуги, которая приносит значительную выгоду, но на производство которой рынок сам по себе не выделит никаких ресурсов. Национальная оборона, система паводкового контроля, здравоохранение, спутниковые навигационные системы и борьба с вредными насекомыми — все это тоже примеры общественных благ. Если общество хочет иметь такие
товары и услуги, обеспечить их производство должен государственный сектор, а источником финансирования этого производства должны служить принудительные сборы в форме налогов.
Крупные выгоды перелива. Хотя коренное различие между индивидуальными и общественными благами связано с неприменимостью принципа исключения, государство производит также многие другие товары и услуги, к которым принцип исключения может быть применен. Такие товары и услуги, как образование, улицы и автострады, полицейская и пожарная службы, библиотеки и музеи, профилактическая медицина, канализация, подчиняются принципу исключения, то есть частные производители могут устанавливать на них цены и предлагать их потребителям в рамках рыночной системы. Но, как было отмечено ранее, они представляют собой услуги, которым сопутствуют крупные выгоды перелива и которые не могла бы производить в достаточном количестве рыночная система. Поэтому, дабы предотвратить недостаточное выделение ресурсов на эти цели, которое произошло бы в таком случае, государство берет на себя их производство. Подобные товары и услуги называются квазиобщественными благами. Можно понять непрерывные споры вокруг здравоохранения и жилищного строительства. Должны ли индивидуальные блага предоставляться через рыночную систему или это квазиобщественные блага и их должно предоставлять государство?
Распределение ресурсов на производство общественных благ
Ценовая система не способна выделять ресурсы на производство общественных благ и выделяет недостаточно ресурсов на производство квазиобществен- ных благ. Каков же в этих условиях механизм производства таких товаров и услуг?
Общественные блага приобретаются через посредство государства на основе группового, или коллективного, выбора в отличие от индивидуальных благ, которые приобретаются у частных предприятий на основе индивидуального выбора. Виды и количество производимых общественных благ при демократии определяются политическим голосованием. Объем потребления различных общественных благ — это вопрос государственной политики[20]. Эти групповые
решения, принимаемые на политической арене, дополняют решения домохозяйств и фирм при ответе на пять фундаментальных вопросов.
Как ресурсы перераспределяются из производства индивидуальных в производство общественных благ? В экономике полной занятости государству приходится высвобождать ресурсы из частного сектора, с тем чтобы они стали доступны для производства общественных благ. Способ высвобождения ресурсов из частного сектора заключается в сокращении частного спроса на них. Для этого правительство взимает с фирм и домохозяйств налоги, отвлекая тем самым часть их доходов — часть их потенциальной покупательной способности — из потока «доходы — расходы». По мере понижения доходов в результате налогообложения фирмы и домохозяйства вынуждены сокращать свои расходы на инвестирование и потребление. Налоги снижают частный спрос на товары и услуги, что в свою очередь вызывает спад в частном спросе на ресурсы. Перенося покупательную способность от частных потребителей к правительству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения.
Государственные расходы, источником которых служат налоговые поступления, позволяют затем вовлечь эти ресурсы в производство общественных товаров и услуг. Налог на прибыль корпораций и личный подоходный налог высвобождают ресурсы из производства инвестиционных товаров (печатных станков, товарных вагонов, складов) и потребительских товаров (продовольствия, одежды, телевизоров и т.д.). Государственные расходы позволяют направить эти ресурсы в строительство почтовых отделений, военных самолетов, новых школ и скоростных автострад. Правительство осуществляет целевое перераспределение ресурсов, внося существенные изменения в структуру совокупного общественного продукта. (Ключевые вопросы 9 и 10.)
С исторической точки зрения новейшей функцией правительства является стабилизация экономики — то есть помощь частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Здесь мы лишь вкратце обрисуем (не вдаваясь в исчерпывающие объяснения), каким образом правительство достигает этой цели.
Уровень производства прямо зависит от общих, или совокупных, расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что предприятиям выгодно производить большое количество товаров. Это означает также, что и материальные, и людские ресурсы используются в максимальном объеме. Но совокупные расходы могут оказаться ниже того конкретного уровня производства, который обеспечивает полную занятость и стабильность цен, либо, напротив,
превосходить его. Это в свою очередь может привести либо к безработице, либо к инфляции.
2. Инфляция. Возможна и другая ситуация, когда уровень расходов в экономике превышает ее производственные возможности. Если такое происходит, то есть если совокупные расходы становятся выше уровня производства при полной занятости ресурсов, то цены будут расти. Избыточные совокупные расходы приводят к инфляции. В таком случае правительство обязано устранить избыточные расходы. Оно может добиться этого путем сокращения своих собственных расходов и путем повышения налогов с целью уменьшения расходов частного сектора.
Краткое повторение 5-2
♦ Правительство усиливает и облегчает действие рыночной системы, обеспечивая необходимую правовую базу и способствуя конкуренции.
♦ Правительство способно корректировать избыточное выделение ресурсов, связанное с издержками перелива, посредством соответствующего законодательства или специальных налогов; недостаточное выделение ресурсов, связанное с выгодами перелива, может быть устранено с помощью государственных субсидий.
♦ Государство обязано обеспечивать общественные блага, поскольку они неделимы и к ним неприменим принцип исключения.
♦ Государственные расходы и налоговые поступления могут быть использованы для стабилизации экономики.