что значит первый пресс на виниле
Немного о первопрессах или почему первые и ранние издания виниловых пластинок звучат лучше?
Вы здесь
Немного о первопрессах или почему первые и ранние издания виниловых пластинок звучат лучше
Для любителей виниловых пластинок со стажем, для тех, кто давно в этой теме, здесь вопросов нет, ответ очевиден. Но в армию поклонников винила ежегодно вливается довольно больше пополнение «обращенных в эту веру», которые с недоумением задаются вопросом: «А почему это новенький, запечатанный, новодельный винил стоит значительно дешевле, чем такая же старая, видавшая виды пластинка, выпущенная в шестьдесят каком-то году. «. Или вот две одинаковые пластинки, у одной старый затертый розовый пятак с большой латинской буквой i внизу, а вторая новенькая, почти не игранная с белым пятаком, яркой пальмой слева вверху, та же фирма Island, но цена первой в несколько раз дороже, а состояние ее явно хуже? В чем тут дело?
Какие же выводы можно сделать из всего этого? Ну, если у вас есть возможность и деньги покупать только первые прессы, пользуйтесь этим и ни о чем больше не думайте. Но ведь некоторые первые прессы стоят сотни, а иногда и тысячи долларов/евро/фунтов. И что же перестать из-за этого слушать музыку на виниле? Нет, конечно! Первые, запрещенные тогда в СССР, романы Стругацких, Булгакова, Оруэлла я прочел в ужасных самиздатовских копиях, размноженных на ротаторе. Дешевая пожелтевшая бумага, мелкие расплывающиеся буквы, часть слов не разобрать, но мое эмоциональное потрясение от прочитанного было не меньшее, чем если бы я читал все это в хорошем «Посевовском» издании.
Желаю вам интересных открытий на этом увлекательном пути.
Что считать первым изданием пластинки (first pressing) и оригиналом?
Какое же издание считать первым?
Самая «строгая» версия звучит следующим образом: экземпляр можно отнести к первому изданию, если он был куплен в момент, когда альбом первый раз поступил в продажу, то есть это экземпляр из первого тиража пластинки.
Недостаток такого определения очевиден, – очень часто невозможно отделить «первый» тираж от второго и последующих. Чем больше экземпляров планировала продать звукозаписывающая компания, тем больше экземпляров отпечатывалось ДО выхода пластинки. На английском такие экземпляры называются «pre-release copy». И уже между этими, самыми ранними, экземплярами могут существовать отличия — такие, как разнообразие матриц (пример – альбом PINK FLOYD The Wall, для которого сразу было сделано 3 или 4 набора матриц). А уж порядок поступления в продажу и вовсе не очевиден, – самые ранние отпечатки могли, условно говоря, лежать в самом дальнем углу склада, а первыми в магазины могли быть отправлены чуть более поздние партии.
Проблема существует и в определении тиража: допечатывать альбом могли в первый же месяц после выхода, а могли и через год, и через три, могли допечатывать мелкими партиями, а могли и крупными, – всё зависело от продаж и политики данной компании. Кстати говоря, если английские пластинки ещё более или менее можно рассматривать с данной позиции, то с пластинками, вышедшими в США, всё намного сложнее: в США популярный альбом печатался одновременно на нескольких заводах, изначально производилось несколько матриц и здесь уж никто не разберёт, какой экземпляр был продан в первые дни, а какой через полгода.
Второй вариант трактовки first pressing: первое издание – это экземпляр, выпущенный до значительного перерыва в тираже, или до момента, как наименование исчезло из продажи. В общем, разумно, но опять же «работает» далеко не во всех случаях, а только когда допечатки сделаны значительно позже и существенно отличаются от экземпляров ранних тиражей. Часто альбомы выпускались равными и сравнительно небольшими партиями на протяжении нескольких лет. Тот же Dark Side Of The Moon уже более сорока лет продолжают печатать, а его всё покупают и будут покупать!
Мне наиболее правильным представляется следующее определение: первое издание – экземпляры пластинки, вышедшие с начала тиража и до существенных изменений в оформлении этикетки, конверта, вкладки и т.п. или же (в отдельных случаях) до смены матрицы. Это немного расширяет рамки первый вариант определения, включая в них экземпляры, вышедшие чуть позже, но по сути ничем не отличающиеся от самых первых. Если же по каким-то признакам — например, самым ранним штампам, или каким-то другим, мы видим, что экземпляр наиболее приближен к первой дате выхода или определенно является пре-релизным, будем называть его «первое издание, ранний экземпляр». В идеале, конечно, желательно указывать предполагаемое время выхода, например «экземпляр первого года выпуска», но только в случае, если мы действительно в этом уверены.
Очень важно понимать, что доподлинно мы в большинстве случаев не знаем, где закончилось одно издание (тираж) и началось другое. Мы отличаем тиражи по каким-то видимым изменениям, хотя на самом деле эти изменения могли происходить и в рамках одного тиража! Поэтому термин «издание» – весьма условное понятие. Идеальная ситуация, когда сначала произвели сколько-то пластинок, потом их продали и на этом всё закончилось, встречается крайне редко – только с совсем уж непопулярными позициями. А с хорошо продаваемыми альбомами было так: печатали определенный тираж ДО официального выхода альбома, а потом перманентно допечатывали всё новые и новые экземпляры по мере спроса, – пока спрос не сводился к нулю или близко к тому. И никто достоверно не скажет, когда и сколько допечатали, – только по косвенным признакам можно определить иногда. Те же альбомы Битлз ВООБЩЕ никогда не исчезали из каталога! Что в семидесятые, что в восьмидесятые (не удивлюсь, если и в девяностые – просто под рукой каталогов нет), вы легко могли заказать в магазине любой из «классического» набора их альбомов.
Термин «оригинал» можно трактовать ещё шире – от издания на оригинальном лэйбле (неважно, какого года) до оригинала в смысле страны производства. Многие предлагают считать оригиналом издание производства той страны, где альбом был выпущен раньше, но с этой точки зрения оригиналами всех ранних альбомов Deep Purple будут издания американские, – несколько нелепо, не правда ли? Группа-то – английская, записывалась в Англии.
Кто-то использует термин «оригинал» в смысле «не переиздание», но тогда первое французское издание Queen – оно, что, оригинальное?
Я рекомендую с осторожностью пользоваться этим термином. В идеале его имеет смысл употреблять всё же в связи с экземпляром, изданном в стране, где проживал исполнитель и где находилась звукозаписывающая компания, выпустившая альбом (которая владела оригиналом мастер-ленты!).
В чем отличие первопресного новодела от первопреса 70х годов
Все, заклеймившие себя гордым штампом меломаны, относятся к новоделу с презрением. Им подавайте первопресы, нетронутые раритеты или мадэ ин джапан. Получается, что альбомы, вышедшие на виниле буквально в этом месяце и есть новодел? И гордые меломаны принципиально их не хотят слушать? Пройдет лет 40 и только тогда, к этим пластинкам прикоснутся руки меломанов? Обьясните, пожалуйста, в чем отличие первопресного новодела от первопреса 70х годов. Меня никто не награждал медалью с почетным званием «Меломан». Слушаю то, что нравится. В коллекции есть разные по возрасту пластинки. Всем спасибо за ответы!
Ответы
есть еще одно мнение на тему:
почему пресы 70-х ценятся.
Есть новая проблема, что на волне погони за модой выпускать винил, стоЯт огромные очереди на прес, т.к. заводов и мастеров мало, иногда реанимируют старые заводы для создания бизнеса, но вот что делать с мастерами? Старые ушли, новых не было, теперь быстро надо кого-то обучать, а КОМУ?
И получается ситуация, что тот, кто застал те 70-е сейчас выступает мастером Йодой и учит падаванов, хотя в те самые 70-е ему доверяли только веником мести в цеху, от сюда и ТО самое качество.
Как-же быть?Оригиналы часто в скверном состоянии по причине своего возраста, со всеми вытекающими,а новоделы плохи по причине потери технологии.Я в растерянности.
Кстати,бобину Deep Purple,которую слушали в юности,мы с братом до сих пор вспоминаем восторженно.Возможно молодость и все с ней связанное,а может и правда-супер-теперь поди-разберись.
тот, кто застал те 70-е сейчас выступает мастером Йодой и учит падаванов
Если вы конкретно про винил, то тут три составляющие:
1. Раньше пластинки делались с аналоговых источников, а новодел делают с цифры. Поэтому адепты винилового звука часто против новодела, т.к. он противоречит самой сути, полной «аналоговости» винила;
2. Коллекционность редких изданий и меньшего тиража;
3. Ностальгия по временам молодости, когда были выпущены именно те пласты, с той самой музыкой.
Что то я сомневаюсь, что современные записи хоть кто-то пишет в аналог. Но если есть те, кто до сих пор с аналога винильчик делает, то молодцы. Но опять же. «сначала была лента»)
На многих новодельных изданиях есть шильдик «analogue recording».
Поправьте, на немногих*
В основном с цыфры нарезается, и sony, и серия back in black и переиздания пифлоев и ещё много всего, аналоговые же издания новые стоят столько, что можно несколько пластов тех лет себе купить.
Вчера заскочил в МедиаМаркт, из оставшихся пятидесяти пластинок, штук тридцать с наклейкой «аналог». А так почти ничего там и не осталось:((
Бывал я в медиамаркте, дурят людей, аналог там первоисточник, который оцифровывался. Уточните хотябы, что за издания, может и правда я чушь несу, а в медиамаркте распродают аудиофильские аналоговые издания (
все зависит от диска. что-то сейчас новодельное из переиздания старого аналоговое что-то из нового аналоговое. или как минимум вполне себе аналоговозвучащий хай рез на 192кгц а что то переиздают реально с дискретизацией в 44 кгц. но обычно даже цифровая запись на виниле это 96кгц дискретизации. что несколько лучше чем аудио цд а с учетом того что иного варианта раздобыть запись нет и выбор между цд и винилом т.е. по сути 44кгц против 96кгц то винил все равно лучше. кстати. в 1982м году вышла пластнинка на виниле. называется гленн миллер in the digital mood. в общем они прям в названии не скрвали тогда что там цифра.
ЧПУ резцом правда, ну да не суть 😉
Смотря где и у кого
Я думаю, что список студий использующий электро-механически управляемый резец будет состоять из пары пунктов. А список альбомов именно из под аналогового производства уместится на странице. В лучшем случае положение блока резца управляется аналоговым сигналом, а вот уже сам резец только по цифре.
Внесу свою лепту. Не стоит гнаться за аналогом.Музыка это наше всё. В любом виде.И ЭТО НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ
В моей коллекции есть и старые пласинки (но в основном «Мелодия») и новодел. «Мелодия» не звучит. То ли запилена прежней «Вегой 300» (хотя к дискам я всегда относился трепетно и общее состояние их отличное), то ли в Союзе писать не умели. Новодел звучит на порядок лучше, пусть и с цифры деланый.
Очень умели. Диски с классикой чуть ли не эталон.
С классикой да. Джаз отлично сделан. Козлов»Своими руками»-это что-то. А остальное левой ногой:(
Наши ВИА многие очень неплохо записаны и некоторые группы советского рока, эстрады, а вот остальное уже да, левой ногой.
Очень некоторые, я б сказал исчезающе..
Обьясните, пожалуйста, в чем отличие первопресного новодела от первопреса 70х годов.
В уникальности, других вариантов записей того времени в достойном качестве нет, не считая rip-ов. Поэтому весь цимес в игре коллекционирования, по правилам которой новодел не участвует. А ценность коллекции всегда несправедлива, потому что опять таки это игра со своими правилам, и сложно сопряженная с реальным рынком.
Совет:поставьте любой диск «Мелодии» и прослушайте иглой ММ а потом МС(уверен, разница будет полностью противоположна, даже если поставите оцифрованный диск на виниле,услышите аналог) но думаю Вы не рискнете, на это Вы скажете:зачем иглу МС портить?,»Мелодия»на цифру не писала и т.п.
Когда то я удивлялся, зачем нужны два тонарма с иглами, теперь спокойно слушаю «новодел» и «раритеты» с разных источников, и констатирую что качество норм, и на ММ и на МС!!
Здесь ранее было обсуждение уже, в качестве доказательства цифрового винила автор приводил фото яблока концерта Флоида. Выпущенного Мелодией.
не будут к этим пластинкам прикасаться через 40 лет
сейчас быстро придумывают новые игрушки
Нууу. часики настенные мастерить будут. Красиво!
Ага, печатая на 3Dпринтерах )))
О каком ремастеринг может идти речь, если виниловый альбом 2017 года, скажем Sia, к примеру. Он изначально выпущен в цифре на виниле и к тому же новодел?
Имеется в наличии винил Rock Candy Funk Party, и их же сидюк. Винил звучит несомненно круче, учитывая к тому же «уровень» моей вертушки.
Не спорю, есть мнение, что и современная музыка на виниле звучит приятнее, чем на СД, но это уже индивидуально и зависит от конкретного издания. Кроме того, при наличии хорошего ЦАПа может быть и обратный эффект..)
Гениальный пример современного первопресса, сделанного с аналоговой записи direct from master cut (Jacintha Groove Note Records)
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
«Алхимия» черного золота меломанов: мастеринг, производство, перворессы и 180 грамм недоверия
Как вы уже, вероятно, поняли из названия, речь снова пойдёт о виниле. Если точнее, то о грампластинках. Динамично растущий тренд, о причинах которого я уже излагал свои мысли, ставит перед любителями грампластинок ряд интересных вопросов, которые ежегодно муссируются на соответствующих форумах. Многие из этих вопросов связаны с самим носителем (записью пластинок, мастерингом, производством, масса-габаритными характеристиками).
Так, многие люди, неравнодушные к винилу, задаются вопросами: на каких пластинках звук лучше (33 или 45 об. в мин.), чем хороши первопрессы, влияет ли скорость записи на качество. Не редки рассуждения о более высоком качестве «тяжёлого винила» (пластинок с массой 180 – 200 гр.) по сравнению со стандартными. Много кипучих споров вызывает сравнение качества старых и новых «пластов», проблемы мастеринга и ремастеринга.
В этом посте я постараюсь детально рассмотреть, каким образом влияют на качество звука грампластинок некоторые аспекты записи и производства (в частности: скорость, мастеринг, порядковый номер пресса). А также ответить на вопрос: «имеет ли место влияние массы винилового диска на конечный результат воспроизведения?». Я последовательно пройдусь по каждому из этапов производства с лирическими отступлениями, касающимися обозначенных выше вопросов.
В этот раз постараюсь избежать рассуждений о «живости» винилового звука. Данные объективных измерений и психоакустических исследований игнорируются людьми с тяжелой степенью винилозависимости. Субъективность теплой виниловой риторики не позволяет вести сколько-нибудь полезных дискуссий на эту тему. Между тем, полагаю, что имеет смысл провести достаточно детальное «анатомирование» некоторых нюансов, дабы пролить свет на вопросы, беспокоящие растущую армию любителей грамзаписей.
Лакер – селекция и дефекты
Чтобы понять от чего зависит качество звука на виниле, имеет смысл рассмотреть весь производственный цикл создания грамзаписи. Полагаю, подобный ликбез будет полезен людям не знакомым с тем, каким именно образом создается виниловая «магия».
Первым этапом создания пластинки является изготовление лакированного эталона (лакера). Круглый алюминиевый диск покрывают слоем нитроцеллюлозного лака. После высыхания нитроцеллюлозы лакированные диски подвергаются селекции. Специалисты по контролю качества оценивают состояние покрытия. Выявление минимальных неровностей приводит к «отбраковыванию» лакера. «Выживает» не многим более 50 %.
Теоретически любой бракованный лакер, проскочивший контроль и не замеченный при «нарезке», отразится на эталонном прессе, и далее на всей серии пластинок, которые будут напечатаны с его помощью. На практике подобные дефекты крайне редки, а любой дефект замечается на том или ином этапе контроля качества. Существует мнение, что если такая пластика все-таки попадет в продажу, то дефект может существенно увеличить её коллекционную стоимость через N-цать лет.
Мастеринг — срезать частоты, оставив музыку
Перед нанесением (нарезкой) записи на лакер необходимо проведение специального мастеринга, при котором запись будет обработана таким образом, чтобы звучать на виниле максимально качественно. Именно на этом этапе формируется почти всё, что впоследствии мы будем слышать при воспроизведении пластинки.
Как материал для звукозаписи, винил достаточно «притязателен», и мастеринг для грамзаписи представляет собой своеобразный компромисс. С одной стороны, мастеринг-инженер стремится сохранить максимум из исходной записи (передав все музыкальные нюансы), с другой – сделать так, чтобы записанная дорожка не вызывала проблем при воспроизведении.
Сложность винилового мастеринга связана с тем, что более громкие и низкочастотные волны занимают на дорожке большую ширину и глубину. Соответственно, чем выше динамический диапазон и чем шире частотный, тем большую площадь будет занимать дорожка с такой записью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что максимальное качество звука на грампластинке получается при нарезании наиболее глубоких и широких дорожек, максимальным шагом между ними и использовании максимальной скорости вращения диска при записи/воспроизведении.
Идеальным форматом для высокого качества грамзаписи многими инженерами считается один трек на одной стороне 12 дюймового диска, при скорости 45 оборотов в минуту (RPM). Скорость 78 RPM практически не используется в современной грамзаписи. Подавляющее количество современных пластинок записываются/воспроизводятся на скорости 33 оборота в минуту (RPM). При этом пластинки с более высокой скоростью воспроизведения быстрее изнашиваются и, в связи с неэкономным использованием площади, содержат меньше записей. Соответственно, создание коллекции из таких дисков потребует больше вложений.
Существенным аспектом мастеринга грамзаписей является коррекция АЧХ и «смягчение» так называемых «проблемных» диапазонов. Наиболее критичным в этом отношении является участок спектра от 5800 до 7900 Гц, а также единичные резонансные частоты.
Кроме того, любая стереофонограмма, записанная на винил, имеет ряд ограничений по панорамированию. В «виниловом» мастеринге нельзя допускать противофазы левого и правого каналов в области низких частот. Подобный сигнал невозможно воспроизвести в LP формате, по причине широкой траектории записи низкочастотных волн. В случае «несфазированности» каналов грамзаписи, при воспроизведении игла проигрывателя может попросту слететь с нужной траектории. Именно поэтому НЧ-сигнал на правильно обработанных грамзаписях воспроизводится в моно, а СЧ и ВЧ в стерео.
Не менее важным нюансом считается уровень RMS (измеритель действующих значений) исходной записи. При нарезке лакера уровень RMS записи не должен превышать — 12 дБ RMS. Более высокий показатель (особенно в области ВЧ) способен привести к перегреву головки токарного резака.
Сапфиром по лаку – прессом по ПВХ
После селекции лакеры отправляют в студию, и начинается второй этап – запись эталона. Нарезка осуществляется с помощью специального станка — токарного резца, в котором использована специальная сапфировая (алмазная, рубиновая) режущая головка. Контроль осуществляется с помощью микроскопа.
При проведении записи головка резца требует постоянного охлаждения, которое проводится с использованием сжатого гелия. Лаковая стружка от вырезанной дорожки убирается своеобразным пылесосом.
Лакер с записью отправляется на производство, где аэрозольным способом последовательно покрывается двухлористым оловом и серебром. Олово позволяет серебру «прилипнуть» к диску. После этого для увеличения прочности диск гальваническим способом покрывается никелем.
После никелирования металлическая часть эталона отделяется от лакера. В дальнейшем металлический оттиск применяется для штамповки серийных пластинок.
Штамповка готового серийного диска осуществляется при помощи пресса, создающего давление около 1000 кПа или 100 тонн силы на кв.см. Горячий пресс, с установленными эталонными штампами, сплющивает куски поливинилхлорида (в профессиональном жаргоне «печенье»), отпечатывая на них запись.
После этого происходит охлаждение практически готовой пластинки. Далее происходит обрезание кромки, проводится процедура контроля качества, упаковки, и готовый винил поступает в продажу, но это уже история далёкая от вопросов качества записи.
Первопресс – целесообразно или нет
В контексте вопросов о первом прессе более всего нас интересуют процессы штамповки и мастеринга, а также то, что происходит с эталоном во время тысячекратного применения. Как уже отмечалось, характер звучания зависит от мастеринга, проведенного перед созданием эталона, качества лакера и точности записи на резаке. Но эталон не вечен и изнашивается в процессе массового производства. Поэтому поводу возникло достаточно логичное предположение о том, что звучание пластинки, которую выпустили раньше, будет лучше и точнее.
Сами производители грампластинок признаются, что технология изготовления виниловых дисков не позволяет получить два абсолютно идентичных носителя. Соответственно, каждая пластика в каких-то крошечных деталях будет звучать по-разному. При этом те самые легендарные «первопрессы» в каких-то малозначительных (для большинства людей) нюансах будут звучать ближе к исходному оригиналу.
При переиздании, особенно современном, давно записанных альбомов на виниле, необходим повторный мастеринг. Единых стандартов для мастеринга нет. Новый процесс подготовки грамзаписи к изданию, как правило, проводится новым мастеринг-инженером, который, зачастую, не связан ни с исполнителем, ни с его продюсером. У этого инженера может быть свой «взгляд» на то, что и как должно звучать. Поэтому не редки случаи, когда первое и последующие издания существенно отличаются в звучании (правда, иногда сложно определить в худшую или лучшую сторону).
Естественно, что «как бы TRUE» считается именно то издание, над которым работал мастеринг-инженер, связанный с коллективом или исполнителем. Как правило – это именно первый релиз или сверхредкая промо серия. При этом даже убежденные винилопоклонники, съевшие больше «собак» на этой теме, считают первопресс лишь относительным преимуществом. Это отношение хорошо резюмировал в своей статье автор аудиофильского ресурса inthouse.ru, Олег Бочаров:
«Порт уверен, что все современные переиздания стоимостью 30 долларов ничего не стоят вообще. Никакие плакаты, картинки и буклеты не спасают эту чепуху. Ко всем бонусам и надписям вроде «напечатано с оригинальной мастер-записи» Том Порт относится с презрением.»
Цитата: Stereo.ru
В ряде случаев взгляды Порта относительно обоснованы. Так, некоторые небольшие студии в Европе не учитывают многих особенностей мастеринга и издают откровенную халтуру. Но, вопреки его мнению — это явление не является абсолютной истиной, обязательным условием современного релиза и даже широко распространённой практикой. Более 70 % современных релизов и переизданий могут конкурировать с винтажными пластинками по качеству записи. Могу также отметить, что некоторые современные издания почти неотличимы от старых. Не мало современных мастеринг-инженеров намеренно используют саунд концепции своих коллег из прошлого, чтобы добиться того самого винтажного «true vinyl sound».
180 грамм или чего стоит масса
Многие утверждают, что тяжелые и толстые пластинки (от 180 г. и выше) звучат значительно качественнее, чем менее тяжелые. Обоснований для подобных утверждений зачастую не приводится.
Исторически сложилось, что высококачественные релизы, в момент появления тяжелых прессов, выпускались на более тяжелых «пластах» с массой 180 – 200 грамм. Там и мастеринг был более совершенным, и оригинальные мастер ленты применялись, и технология производства была совершеннее. Но это относится лишь к западным пластинкам конца 60-х – начала 70-х. Советские грамзаписи начала 60-х также были толстыми и увесистыми (в основном для увеличения прочности), но не обладали высоким качеством звучания. В традиции закрепился стереотип о том, что тяжелый винил – это хорошо, а тонкий — как получится.
Сегодня тяжелый винил (как и любой другой) может оказаться совершенно любым. Не мало компаний выпускают толстые пластинки намеренно, дабы привлечь покупателя заветной надписью «180 g», напоминая о времени, когда сахар был слаще, а трава зеленее. При этом мастеринг может оставаться совершенно никаким, как и исходник и качество самого материала пластинки.
Между тем тяжелый винил имеет ряд вполне ощутимых преимуществ: более высокая прочность, способность дольше выдерживать нарушение условий хранения, а также стабильность при проигрывании (что не слишком актуально для владельцев качественных проигрывателей с тяжелыми дисками и столами).
Говоря проще, как мы уже выяснили, наиболее существенным фактором, определяющим качество звучания грамзаписи, является мастеринг, а увеличение массы и толщины скорее служит для повышения долговечности.
В сухом остатке получаем следующие выводы:
Искренне надеюсь, что статья оказалась полезна тем, кто не ищет лёгких путей и рискует связываться с винилом или просто интересуется этой темой.
Напоминаем, что у нас можно приобрести:
dastereo.ru
dayrecords.ru
vinylrecords.ru
mixed.news
Stereo.ru
На подготовку материала оказало влияние творчество видеоблогера stalker29218 И.В.