что значит петь высоко
Как петь высокие ноты или смыкания голосовых связок при пении.
Все ученики, с которыми мы разбираем, как петь высокие ноты, говорят одно: «Почему наверху мой вокал такой тонкий и некрасивый?!» Высокий голос непривычен им на слух, и неопытные певцы стараются сомкнуть связки плотнее наверху, оставить их толстыми и короткими, чтобы звук был мощнее. Это ошибка!
Голосовые связки как струна: чем выше звук, тем она тоньше
При пении голосовые связки работают точно также, как и при разговоре. Они эластичны, могут удлиняться и становиться тоньше на верхних нотах, как натянутая струна. Брать высокие ноты дано любому человеку от природы.
Механика голосовых связок: как петь высокие ноты и низкие?
На верхних нотах голос звучит выше, потому что голосовые связки становятся тонкими и длинными. Наверху они смыкаются самыми краешками. А на низких звуках связки укорачиваются, выглядят толще, смыкаются всей массой. Размер голосовых связок влияет на высоту голоса.
Посмотрим видео, как смыкаются голосовые связки при пении.
Послушайте примеры известных вокалистов, как меняются их голоса на высоких нотах. Вверху певцы позволяет связкам стать тоньше, а не «давят» звук на горле. Вокал выходит собранным и аккуратным. Техника тонкого смыкания связок помогает петь высокие ноты чисто, без надрыва и подъездов:
Как поют высокие ноты знаменитые певцы?
Помимо тонкого смыкания голосовых связок, современные вокалисты поют на высокой гортани. Поднятая гортань создает тванг в голосе. С этим приемом связки остаются тонкими, но голос все равно звучит плотно и звонко. Это идеальное сочетание, чтобы брать высокие ноты легко.
Невозможно петь высоко, если рот не открывается, а челюсть зажата!
Гортань — еще один важный инструмент в работе над голосом. При правильном положении гортани голос звучит объемнее и “мясистее” на верхних нотах. Мышцы гортани натягиваю т или ослабляют голосовые связки, и поэтому получается разная высота звука. Еще — гортань обеспечивает давление воздуха под связками. Контролировать гортань при пении необходимо, если хотите развить вокальную технику.
Когда связки меняют режим смыкания, на слух нам кажется, что голос стал «грудным» или «головным». На самом деле, нет никакого грудного или головного звука!
Тонкое смыкание голосовых связок создает резонанс высоких частот. Вокал звучит прозрачно, связки смыкаются краями. А мы принимаем это за «пение головой». Тоже самое с низкими нотами – связки становятся короткими и производят много низких обертонов, которые вибрируют в грудной клетке.
Поразительный факт, но брать высокие ноты на тонком звуке «головным» голосом никому не составляет никакого труда. Гораздо сложнее и опаснее тянуться к верху «грудным» регистром и плотным смыканием.
Высокий-низкий: какие факторы влияют на высоту голоса, и можно ли ее изменить? (4 фото)
Бархатный, глубокий, низкий голос – это яркая индивидуальная черта, привлекательная для окружающих. Что делать, если голос высокий, и хочется сделать его более низким и привлекательным? Как можно повлиять на его высоту и звучание?
Где-то на уровне подсознания обладатель низкого голоса воспринимается как уверенный и авторитетный человек, вызывающий уважение и чувство безопасности у окружающих. От каких факторов зависит его высота и звучание?
Факторы, определяющие высоту голоса
То, каким будет голос, зависит от длины и толщины голосовых связок. Чем выше эти показатели, тем более низким будет голос у человека. В период полового созревания у мальчиков гортань быстро растет и немного опускается вниз, поэтому мутация так заметна. У девочек этот процесс сглажен и происходит более мягко, поэтому голос меняется незаметно.
Нередко бывает, что высота и тембр голоса как бы не соответствуют внешности человека: высокий атлет может говорить фальцетом, а миниатюрная девушка – чуть ли не баритоном. Это варианты нормы, обуславливаемые индивидуальными особенностями организма. В случае с мужчинами высокий голос может быть косвенным признаком нехватки тестостерона, определить который можно, сдав анализ.
Что способно повлиять на высоту голоса?
1. Осанка. Постоянно сгорбленная спина, сутулость – это прямой путь к сдавливанию грудной клетки. Это мешает голосу проявиться во всей природной красоте и может свидетельствовать о психологических проблемах: тихое, невнятное, приглушенное бормотание характерно для неуверенных в себе людей. В результате голос меняется и может остаться таким навсегда.
2. Вредные привычки. О вреде курения уже сказано много. И, помимо прочего, курильщики рискуют и голосом, поскольку табачный дым влияет на состояние слизистой, вызывая ее воспаление, и провоцирует спазм сосудов. В итоге голос приобретает характерную хрипотцу (так называемый прокуренный голос), особенно заметную у женщин-курильщиц.
3. Психологические проблемы. Нервное перенапряжение и стресс могут не только изменить тембр голоса, но и спровоцировать его потерю. Обычно он становится более высоким, громким, с истеричными нотками, что отталкивает. При затяжном стрессе эти характеристики могут остаться навсегда.
4. Заболевания дыхательных путей. Ангины, фарингиты, ларингиты, трахеиты, тонзиллиты могут как временно изменить голос, так и сделать его другим навсегда. Он становится более низким, сиплым, гнусавым, охриплым.
5. Повышенная нагрузка. Представители таких профессий как педагог, артист, оператор колл-центра, журналист и других, чья деятельность связана с высокой нагрузкой на речевой аппарат, нередко ощущают дискомфорт и даже проблемы из-за сильной нагрузки на связки. Поэтому важно делать 10-минутные перерывы каждый час. Полезным будет и навык так называемого грудного голоса: овладев им, можно существенно понизить нагрузку на связки, поскольку звук идет непосредственно из груди.
6. Вредная еда и напитки. Фастфуд, газировка, алкоголь, горячая и острая пища вредны для связок. Нежелательно слишком увлекаться орехами и семечками, поскольку они оставляют на связках крохотные травмы. В результате тембр может измениться, а голос – потерять былую чистоту и глубину.
7. Гормональный фон. С возрастом у женщин голос становится ниже, а у мужчин, наоборот, выше. Это обусловлено изменением гормонального фона.
8. Влияние окружения. Нередко люди неосознанно копируют голос другого человека: авторитетного члена семьи, кумира, подстраиваются под характерные интонации местных жителей при переезде в другую местность. У женщины часто меняется голос после рождения ребенка.
Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1
Но сначала небольшое лирическое отступление.
В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.
Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.
Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?
Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.
Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.
Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил
Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.
Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.
Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.
Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».
Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.
Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?
Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.
Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.
Как заниматься (на примере SingingTutorApp):
Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.
Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).
В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.
Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).
Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.
В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?
Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.
Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?
Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.
Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!
Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.
Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!
Как петь громко? Голосовые резонаторы и вокальный резонанс.
Многие хотят узнать, в чем секрет громкого пения и как сделать голос звонким. Чтобы это понять, нужно разобраться, как устроен голос. Процесс пения довольно прост и логичен.
- мы выдыхаем воздух выдох проходит через голосовые связки связки начинают вибрировать от вибраций появляется волна звука звуковая волна поднимается по глотке вверх попадает в рот и носовые пазухи они отражат звук и усиливают его происходит резонанс голоса и вокал становится громким.
как резонирует голос:
Если хотя бы один пункт из этого процесса нарушается, вся система перестает работать. Например, вокалист слишком много выдыхает. От этого связки смыкаются не плотно, и звуковая волна получается слабой. Такой вокал звучит тихо и зажато, а человек считает, что не умеет петь. Хотя в большинстве случаев, у таких людей прекрасные вокальные данные —
они просто не знают, где допускают ошибку! Поэтому, если вы хотите петь громко, первым шагом — научитесь распределять воздух при пении. Чтобы связкам было комфортно смыкаться и создавать ровную волну звука. Вторым шагом — разберитесь, как работают резонаторы, ведь именно они усиливают голос, которые рождают связки.
Почему резонанс делает голос громче?
Голос попадает в резонаторы (полости) и звук отражается в них десятки раз. Из-за отражения в вокале возникает много высоких и средних частот. Именно к высоким частотам очень чувствителен наш слух. Это не значит, что вы начали петь громче. Просто в тембре голоса у вас появилось много «цепляющих» нот (усиленных средних и высоких частот). И такое изменение в тембре ухо воспринимает как повышение громкости.
Какие голосовые резонаторы существуют?
Посмотрим, какие резонаторы используются в вокальном искусстве. Ранее считалось, что основных резонаторов два — головной и грудной. Высокие звуки резонируют в голове и ее пустотах, выше голосовых связок. А низкие звуки резонируют в груди — трахее и бронхах, ниже голосовых связок.
В последние десятилетия проводится много исследований резонаторов голосового аппарата у человека. Появились научные доказательства, что в груди звук не резонирует, а лишь вибрирует. Так как звуковая волна, рожденная на связках, поднимается под давлением воздуха вверх. А не спускается вниз, в грудную клетку. В легких, трахее и бронхах мы чувствуем лишь отголоски резонирования. То же происходит и с «головным» резонатором.
Многие педагоги вокала советуют направлять звук в лобные пазухи на верхних нотах для лучшего резонирования. Однако, лоб и его пустоты не имеют прямого воздушного соединения с горлом. Значит, колебания воздуха и звука не могут напрямую туда попасть! При пении вокалист чувствует лишь вибрации в лицевых костях, зоне лба и в затылке, которые возникают от резонанса в глоточном и носовом резонаторах.
Какие резонаторы голосового аппарата есть:
Каких резонаторов в пении нет:
Резонирующие полости, которые мы перечислили, составляют вокальный тракт — ваш голосовой аппарат. Влияя на одну часть вокального тракта, вы управляете голосом целиком и лучше контролируете свое пение. Как научиться управлять резонированием звука при пении мы поговорим в следующей статье .
Как получить резонанс при пении?
Чтобы возник резонанс нужны три вещи (вспоминаем курс физики!):
Источник энергии, которая вызывает резонанс.
Движущееся тело, которое колеблется и создает резонанс.
Пустота, резонирующая полость.
Весь секрет громкого пения!
Не путайте голосовые регистры и резонаторы!
Начинающие вокалисты путают головной регистр и головной резонатор. Или грудной регистр и грудной резонатор. Это большая ошибка!
Что значит петь выше? Регистры голоса у вокалиста.
Почему голос звучит то ниже, то выше — зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту. В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров и диапазон в разделе OVOCALE «Лайфхаки для голоса».
Какие регистры голоса есть у человека?
3 певческих голосовых регистра у вокалистов:
Регистры у вокалиста — это то, какой отрезок голосового диапазона он использует, верхний или нижний. Насколько сильно натянуты голосовые связки при пении, настолько выше будет певческий регистр. Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент.
Как понять, в каком регистре звучит голос?
Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).
У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).
Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.
Средний регистр голоса, так называемый «микст», вызывает больше всего вопросов у новичков. Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются. Отсюда и происходит название«микст».
Микст — это не верх и не низ, а нечто среднее. Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым. Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».
Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Он же vocal speech. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения, чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.
Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.
Границы регистров у женского и мужского голоса
За счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу.
Как использовать голосовые регистры в пении?
Вот несколько советов, как развить вокальные регистры голоса:
Какие регистры бывают в эстрадном вокале?
Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах делят их на три типа, которые мы уже обсуждали — высокий, средний и низкий.
- Высокочастотные: свистковый, фистульный, фальцетный регистры. Средние частоты: Модальный, речевой, микстовый регистр, speech voice Низкочастотные: шумовой и штро-бас
К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения. Я советую не увлекаться терминами.
Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике. Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.
Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге OVOCALE есть ряд упражнений из моей практики, которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.
Так что бегом тренироваться!
Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.
То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст.
Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.
Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.