что значит пломбированный вагон

Кто отправил Ленина в «пломбированном вагоне» в Россию?

Операцию по заброске Ленина со товарищи из Швейцарии в Россию после Февральской революции обычно приписывают немцам, снабдившим также лидера большевиков большими деньгами, а тот расплатился с ними «похабным» Брестским миром, выведя уничтоженную революцией Россию из Великой войны. А как всё было в действительности?

9 апреля 1917 года с Цюрихского вокзала в сторону Германии отправился поезд. На нём уезжали из эмиграции через вражескую территорию в Россию, новое правительство которой заявляло о войне до победного конца, 29 революционеров во главе с Владимиром Лениным и ещё несколько детей. Ленин и его спутники желали поражения России в Великой войне и этого не скрывали. Они жаждали этого от всей души, чтобы потом построить на развалинах огромной страны «свой новый мир», в котором те, кто был ничем, станут всем. Создать коммунистическую химеру в мирное время не было никаких шансов. Их могла дать только «империалистическая» война, превращённая в гражданскую, а потом – кровавая диктатура и уничтожение миллионов тех, кто не желал жить в этом «новом мире», распространение его на всю планету.

Кто такой Ленин на самом деле?

Ленин находился в состоянии экзальтации. Он сотрудничал с британскими спецслужбами с 1895 года, но провалился в революцию 1905-1907 годов. Она сошла на нет не только благодаря уступкам самодержавия, «столыпинским галстукам» и тому, что армия осталась верна трону, но во многом потому, что после завершения Русско-японской войны в 1905 году и внешнего урегулирования противоречий между Англией и Россией в 1907-м революционерам резко сократили внешнее финансирование. На членские взносы мизерных по численности революционных партий, если они у них предусматривались, на «реквизиции» (грабежи банков), а также финансовые дотации средней руки парочки оригиналов-капиталистов вроде Саввы Морозова революцию было не совершить. Так Ленин и другие «перспективные» революционеры оказались «на сохранении» у «союзников» России – англичан и французов. Они жили в Европе, где исправно получали щедрое содержание, ничего не делали, разве что писали брошюрки да занимались внутрипартийными склоками. Жили в достатке, ни в чём не нуждаясь. Это потом, после большевистской революции, русским эмигрантам – князьям, графам, гвардейским офицерам – пришлось в Европе работать таксистами, шахтёрами, стоять у станка или батрачить на фермах.

Англичане вместе с американцами, к которым присоединились французы, готовили мировую войну. Её целью было сокрушение – на первом этапе – их «союзника», России, руками Германии и её союзников, а потом, вместе с США, – Центральных держав. Чтобы ликвидировать во имя «свободы и прогресса», а на самом деле торжества чистогана, три великие империи – Российскую, Германскую и Австро-Венгерскую.

Революционеров оттуда и держали про запас, под рукой, в нейтральных странах, чтобы пустить в ход в нужный момент, когда эти империи будут надорваны войной, патриотизм пошатнётся и возникнет недовольство, обострятся межнациональные отношения.

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагонРусские революционеры на деньги западных спецслужб проживали в Европе, ничего не делая, с большим комфортом, ожидая своего часа. Фото: www.globallookpress.com

Мечтания «вождя»

9 января 1917 года, выступая в Швейцарии с «Докладом о революции 1905 года», прижившийся там Ленин сказал:

Мы, старики, может быть, не доживём до решающих битв этой грядущей революции. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодёжь, которая работает так прекрасно в социалистическом движении Швейцарии и всего мира, что она будет иметь счастье не только бороться, но и победить в грядущей пролетарской революции.

Ленин не имел никакого отношения к Февральской революции. Её совершили думцы, генералитет, великие князья, не желавшая отправляться на фронт солдатня, после того как британское посольство в Петрограде щедро проспонсировало не имевшие никакого реального повода уличные протесты столичного плебса под предлогом нехватки определённых сортов хлеба. Хотя положение с продовольствием в России было намного лучше, чем в других воюющих странах. Но Ленину, несколько дней не верившему газетам, что в России произошла революция, быстро стало понятно: наступает наконец его час, всё, на него потраченное за долгие годы, он должен будет отработать сполна. Тем более что его собственные цели и цели его спонсоров совпадают – сокрушение России…

Кто ехал в «пломбированном вагоне»?

Из известных сегодня личностей в первой группе отправлявшихся в Россию революционеров были также супруга вождя Надежда Крупская, его любовница Инесса Арманд, будущий глава Коминтерна Григорий Зиновьев, главный советский номенклатурный шутник Карл Радек. Другие еврейские и несколько грузинских фамилий-псевдонимов ничего современнику уже не говорят, даже – Григорий Сокольников (Бриллиант). Несмотря на то что отъезд этих лиц не афишировался, на цюрихском вокзале собралась большая толпа патриотически настроенных русских эмигрантов. Они громко обвиняли запевших Интернационал отъезжающих в предательстве и предсказывали, что те будут казнены по возвращении в Россию как провокаторы. Эти предсказания сбылись… через 20 лет. Об этом позаботился Иосиф Сталин, сидевший, пока эти господа-товарищи шиковали на деньги иностранных спецслужб в Европе, в сибирской ссылке. Однако тогда у них получилось.

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагонРеволюционеров после Февраля в Россию завозили и её «союзники», и противники в Великой войне после, заинтересованные по своим причинам в том, чтобы её на стало. Фото: www.globallookpress.com

Как возвращались в Россию революционеры и кто им это позволил?

Долгое время бытовала не вызывавшая никаких сомнений версия, откуда появился «пломбированный вагон», в который пересели спутники Ленина, когда достигли немецкой границы. О том, что таких вагонов было несколько, что таким же образом в Россию въехали сотни желавших её окончательной погибели революционеров и что был также «пломбированный пароход», на котором в обход Германии плыл уничтожать Россию с американским паспортом в кармане, огромными деньгами, мощной радиостанцией и целым сонмом местечковых соратников-революционеров «дублёр» Ленина Лев Троцкий, широкая публика не знала. Особенно последнее не укладывалось в общепринятую версию, что операцией по погружению в хаос и обнулению России руководили немцы. Эту версию вроде бы подкрепляет тот факт, что в ленинском вагоне ехали также ещё два «товарища» – «Рубаков» и «Егоров». Это русскоговорящие майоры немецкого генштаба Андерс и Эрих, прибывшие вместе с вождём в революционный Петроград, в то время как Радека и швейцарского социал-демократа Фрица Платтена, организатора технической стороны вояжа (тоже казнён впоследствии Сталиным), из-за проблем с документами завернули на русско-шведской границе.

Это они, немцы, гласит официальная версия, оказавшись в безвыходном положении, решили уничтожить Россию с помощью революционного яда и большевиков, снабдили их большими деньгами (3 миллиона марок). А те, взяв власть, расплатились с ними «похабным» Брестским миром, вывели уничтоженную революцией Россию из Великой войны, снабдили голодающую Германию продовольствием, позволили перебросить основную часть войск с Восточного фронта на Западный и едва не взять Париж в 1918 году. Выиграть Великую войну у немцев всё равно не получилось, хотя они очень старались…

Эпопея с отъездом

Весьма показательно, что немцы ответили изначально отказом на предложение Ленина добраться в Россию через Германию.

– с горечью писал Ленин Арманд. Если бы он был немецким агентом, у него и его людей не было бы с этим никаких проблем. Целые две недели немцы отказывались обсуждать проезд Ленина со товарищи в Россию через свою территорию. 25 марта вождь снова писал Арманд:

В Россию, должно быть, не попадём! Англия не пустит. Через Германию не выходит.

Между 30 и 31 марта ситуация кардинально изменилась. Ленину сообщили, что немцы его пропустят.

1 апреля преисполнившийся радости и надежд «вождь» пишет своей возлюбленной Арманд: «Вы скажете, может быть, что немцы не дадут вагона. Давайте держать пари, что дадут!» После того как немцы отказались сначала иметь дело с Лениным и указали ему на дверь, теперь он торгуется с ними с позиции силы, требуя проезда не только для себя и небольшой группки единомышленников, но для большой компании революционеров. Потому что боится, что его одного политическим противникам будет легче записать в немецкие шпионы, чем целый вагон революционеров с жёнами и детьми.

4 апреля ленинские требования переданы в немецкое посольство в Берне. Из его условий самые важные следующие: вагон пользуется правом экстерриториальности, при въезде и выезде из Германии никакого контроля пассажиров и паспортов не должно проводиться, никто не должен по собственному желанию и по приказу покидать вагон. Немцы приняли эти и другие требования, а Ленин взял на себя «политическую ответственность» за вояж, который находившийся в контакте с немцами Платтен гарантировал только до Стокгольма. Запомним это.

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагонЕсли Ленин кого-то и любил в своей жизни, это была Инесса Арманд. Фото: www.globallookpress.com

«Пломбированный вагон», двери которого охраняли немецкие часовые, направился от швейцарской границы по маршруту Штутгарт – Франкфурт-на-Майне – Берлин – Засниц. В этом немецком порту Ленин и его спутники, получившие от немецкого казначейства (запомним и этот факт) 3 миллиона марок на антивоенную пропаганду в России, сели на шведский паром, следовавший в порт Треллеборг, откуда через Мальмё добрались до Стокгольма. Там они получили в… российском генеральном консульстве заранее подготовленную групповую въездную визу для проезда в Россию и оплаченные билеты до Петрограда, по прибытии в который 16 апреля на Финляндском вокзале Ленину и его спутникам организовали торжественную встречу. Там практически не известный тогда никому в России «вождь» взобрался на броневик и призвал солдат и матросов к «социалистической революции во всём мире». Через семь месяцев Ленин – действуя заодно и под руководством одних и тех же кураторов с другом детства Александром Керенским – добьётся того, что России не станет.

Что это было?

Источник

Ленин, запломбированный вагон и немецкое золото

Вообще-то сказок о пломбированном вагоне уже столько, что их вполне можно было бы издать отдельной книгой. Конечно, необходимо сказать о том, что пломбированным-то вагон был чисто символически: задняя дверь свободно открывалась. Так что это просто фигуральное выражение. Но это выражение прижилось, так что не будем отступать от традиции.

У истории с пломбированными вагонами есть ряд аспектов и главный из них – получил ли В.И.Ленин вместе с правом проезда по территории воюющей с Россией Германии еще и немецкое золото для ведения подрывной работы в России.

Что же здесь правда, а что ложь? Как разобраться в этом человеку, не являющемуся профессиональным историком? Многие авторы, затрагивающие данную тему, отмечают, что серьезнейшая работа создателя научной школы историков русских революций и Гражданской войны профессора Г.Л.Соболева, и весьма немногие другие профессионально честные публикации на эту тему, теряются в море клеветнических поделок, издаваемых огромными тиражами, которыми уставлены полки книжных магазинов.

Пройдем мимо февральского переворота. История февральских дней не приоткроет крышки таинственного ларца с немецким золотом. Правда, русский посол в Швеции Неклюдов рассказал в своих воспоминаниях о знаменательной беседе, которую он имел в середине января 1917 года в Стокгольме с болгарским посланником в Берлине Ризовым, пытавшимся нащупать у него почву для заключения сепаратного мира.

С.П.Мельгунов отмечает, что можно не сомневаться, что немецкая агентура должна была ловить рыбу в мутной воде, провоцировать всякого рода беспорядки и разжигать народные страсти в момент начавшейся смуты. И, конечно, не без основания. Алексеев в телеграмме 28 февраля писал, что «быть может, немцы проявили «довольно деятельное участие в подготовке мятежа».

Подобная догадка, однако, чрезвычайно далека от того, чтобы признать февральскую революцию продуктом немецкого творчества, как склонны к тому некоторые из современников-мемуаристов. «Внутреннее» убеждение Гучкова, Родзянко и многих других, что из Германии к нам в заготовленном виде завезены были даже документы образца довольно знаменитого «приказа № I», не принадлежит к числу серьезных исторических аргументов, заслуживающих рассмотрения по существу.

По словам самого Ранцау, идея Парвуса нашла поддержку в МИДе у барона фон Мальцана и у депутата Эрцбергера, руководителя военной пропаганды; они убедили канцлера Бетман-Гольвега, который и предложил Ставке (то есть кайзеру, Гинденбургу и Людендорфу) осуществить «гениальный маневр» (там же, с.89).

Эти сведения нашли подтверждение с опубликованием документов германского МИДа. В книге Земана-Шарлау приводится обширный отчёт Брокдорфа-Ранцау о встрече с Парвусом, который поставил вопрос о необходимости приведения России в состояние анархии путем поддержки наиболее радикальных элементов.

В меморандуме, составленном по итогам бесед с Парвусом, Брокдорф-Ранцау писал: «я считаю, что, с нашей точки зрения, предпочтительнее поддержать экстремистов, так как именно это быстрее всего приведет к определенным результатам. Со всей вероятностью, месяца через три можно рассчитывать на то, что дезинтеграция достигнет стадии, когда мы сможем сломить Россию военной силой» (Соболев Г.Л. Тайна «немецкого золота». СПб.). В результате канцлер уполномочил германского посла в Берне фон Ромберга войти в контакт с русскими эмигрантами и предложить им проезд в Россию через Германию».

Забегая вперед, также отметим, что через четыре года после большевистского переворота, знаменитый немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн опубликовал в берлинской газете «Форвертс», центральном органе германской социал-демократии, большую статью, в который утверждал, что он может с документами в руках доказать, что после падения царского режима в России Ленин получил от правительства Вильгельма II огромную сумму денег на ведение большевистской пропаганды в русской армии и на организацию большевистского восстания.

Ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ А.И.Колганов отмечает, что Парвус действительно, действуя сначала через германского посла в Константинополе, а затем через сотрудника имперской канцелярии Рицлера, посланного для встречи с ним в Берлине, представил в марте 1915 года документ под заглавием «Подготовка массовой политической забастовки в России» (обычно называемый «Меморандум д-ра Гельфанда»). В этом документе Парвус предлагал подорвать Россию изнутри, опираясь на национал-сепаратистские и радикальные социалистические организации, в том числе социал-демократов (большевиков), занявших антивоенные позиции. Парвус действительно имел коммерческие связи с некоторыми российскими социал-демократами, работавшими в представительстве его торговой фирмы в Дании (в частности, с Я.С.Ганецким). Ганецкий, действительно, имел контакты с Лениным. А вот дальше факты заканчиваются, и начинаются чистые домыслы (Колганов. А.И. Миф о «немецком золоте»,- СПб. М., 2002, с.5).

31 марта Ленин от имени партии телеграфирует швейцарскому социал-демократу Роберту Гримму, первоначально выступавшему посредником в переговорах между большевиками и немцами (затем эту роль стал играть Фридрих Платтен) решение «безоговорочно принять» предложение о проезде через Германию и «тотчас же организовать эту поездку».

На следующий день он требует от Ганецкого денег на поездку: «Выделите две тысячи, лучше три тысячи крон для нашей поездки. Намереваемся выехать в среду (4 апреля) минимум 10 человек». Вскоре он пишет Инессе Арманд: «Денег на поездку у нас больше, чем я думал, человек на 10-12 хватит, ибо нам здорово (подчеркнуто в тексте) помогли товарищи в Стокгольме».

Заинтересованность немцев была так велика, что кайзер лично распорядился дать Ленину копии официальных германских документов (как материал для пропаганды о «миролюбии» Германии), а Генеральный штаб был готов пропустить «пломбированный вагон» непосредственно через фронт, если Швеция откажется принять российских революционеров.

Однако Швеция согласилась. Условия проезда были подписаны 4 апреля. Текст договора гласил:

1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.
2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.
3. За вагоном признается право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.
4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.
5. Платтен берет на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.
6. По возможности, проезд должен быть совершен без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.
7. Разрешение на проезд дается на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.
8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.
9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.

Между тем, многие участники поездки (например, Карл Радек), отрицали факт пломбирования вагонов и утверждали, что имело место лишь обещание не покидать вагонов. Этот вагон по возможности безостановочно проследовал через Германию до станции Засниц, где эмигранты пересели на пароход «Королева Виктория» и переправились в Швецию. В Мальмё их встретил Ганецкий, в сопровождении которого Ленин 13 апреля прибыл в Стокгольм. В пути Ленин старался воздерживаться от всяких компрометирующих контактов; в Стокгольме он категорически отказался от встречи с Парвусом, потребовав засвидетельствовать это трех лиц, включая Карла Радека.

Повидимому, первый опубликованный список пассажиров «пломбированного вагона», приехавших с Лениным, был составлен Бурцевым, который, кстати, уточнил, что это только один поезд, за ним последовали еще два с сотнями пассажиров. (Бурцев Владимир Львович (1862-1942) русский публицист и издатель, дворянин Уфимской губернии, заслуживший за свои разоблачения секретных сотрудников Департамента полиции («провокаторов царской охранки») прозвище «Шерлока Холмса русской революции»).

Другой список пассажиров «пломбированного вагона» был составлен шведской полицией и приведен в книге Ханса Бьёркегрена «Скандинавский транзит». В основном он совпадает со списком Бурцева, но имеются незначительные различия. Некоторые авторы отмечают, что список № 2, опубликованный в русском переводе книги Э. Саттона «Уолл-стрит и большевицкая революция» («Русская идея», 1998) в несколько раз больше. Многие из них станут членами партийного руководства, советского правительства, карательных органов, послами, видными литераторами и т.п.

Некоторые из них по сей день покоятся у Кремлевской стены; их имена, как и многих других (Эренбурга, Усиевича и др.) все еще украшают улицы русских городов, есть и станция метро «Войковская». Некоторые фамилии (их потомков) вновь замелькали с 1990-х годов в среде предпринимательской, культурной, журналистской и прочей демократической общественности (Абрамович, Вайнберг, Лернер, Маневич, Миллер, Окуджава, Рейн, Шейнис, Шмулевич, Шустер и др.).

Ленин прибыл в Петроград вечером 3 (16) апреля. Сразу же по приезде в Россию, 4 (17) апреля, Ленин выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами», направленными против Временного правительства и «революционного оборончества». В первом же тезисе война со стороны «Львова и Ко» характеризовалась как по-прежнему «грабительская, империалистическая»; содержались призывы «организации широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии» и братаний. Далее содержалось требование перехода власти в руки Советов…». На следующий день после публикации «Тезисов» в «Правде», 21 апреля (н.ст.), один из руководителей немецкой разведки в Стокгольме телеграфировал в МИД в Берлин: «Приезд Ленина в Россию успешен. Он работает совершенно так, как мы этого хотели бы».

Впоследствии генерал Людендорф писал в своих мемуарах: «Посылая Ленина в Россию, наше правительство принимало на себя особую ответственность. С военной точки зрения это предприятие было оправдано, Россию нужно было повалить».

Противники версии «немецкого золота» указывают, что Парвус не был посредником в переговорах о проезде российских политэмигрантов через Германию, а от посредничества Карла Моора и Роберта Гримма, вполне обоснованно заподозрив в них германских агентов, эмигранты отказались, предоставив вести переговоры Фрицу Платтену.

Не добившись официального разрешения Петроградского совета и ощутив себя «нежелательными эмигрантами», меньшевики и эсеры проехали через Германию без разрешения. И если сам факт проезда призван доказать связь большевиков с германским Генштабом, то придется признать, что с ним были также связаны и меньшевики, и эсеры.

Наконец, противники этой версии обвиняют своих оппонентов в некритическом и откровенно одностороннем подборе источников; в частности, сомнения вызывает и подлинность документов, которыми оперируют сторонники версии «немецкого золота», поскольку многие из них уже давно признаны фальшивками (Колганов. А.И. Миф о «немецком золоте»,- СПб. М., 2002, с.12). Что же касается знаменитых документов МИДа Германии, то, охотно ссылаясь на них, сторонники версии «немецкого финансирования» весьма неохотно их цитируют, поскольку никаких прямых доказательств финансирования большевиков в них нет.

Проезд революционеров по железной дороге через Германию наиболее известен, так как этим путём следовал Ленин. Однако большинство политических эмигрантов приехало в Россию после Февральской революции не через вражескую Германию, а через союзную Англию, откуда они отправлялись в Россию в Архангельск, Мурманск или через Скандинавию морским путём. Из-за опасности от немецких подводных лодок, пассажирские пароходы следовали под охраной военных кораблей британского флота и все перевозки контролировались британским адмиралтейством, министерством иностранных дел и полицией.

Большую помощь приезду революционеров в Россию оказывало само Временное правительство. По его приказу российским посольствам были выделены крупные денежные фонды для оплаты проезда и других нужд эмигрантов. Однако великодушие правительства распространялось лишь на сторонников «войны до победного конца»; по поводу противников войны Н.Н.Суханов пишет: «С начала революции прошло уже больше двух месяцев, но путь в Россию „нежелательным эмигрантам“ был всё ещё закрыт. Наша революционная власть до сих пор не умела и не хотела добиться свободного пропуска русских интернационалистов через союзные страны».

Наивным февралистским обещаниям «бурного развития России после сбрасывания оков царизма» не было суждено осуществиться. В том числе и из-за внутренних русских особенностей.

В августе 1917 года, то есть еще при Временном правительстве, банкиры Уолл-стрита из собственного кармана (а не в счёт немецкого кредита) выдали большевикам первый миллион долларов и послали в Россию группу своих представителей, которая была замаскирована под «гуманитарную миссию Красного Креста».

Их планы и действия в первые годы советской власти имеют немалую аналогию с нынешними действиями тех же иностранных сил в России, начиная с эпохи «перестройки».

Источник

Пломбированный вагон

Содержание

«Пломбированный вагон» — установившееся в историографии название трёх поездов, в которых, следуя из Швейцарии через Германию в Россию в апреле 1917 года, проехала большая группа российских революционеров-эмигрантов. В более узком употреблении под «пломбированным вагоном» подразумевается только тот вагон первого из поездов, прибывшего в Петроград, в котором перемещался В. И. Ленин.

Идея поездки через Германию

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

Отказ Ленина Парвусу

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

Организация поездки

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

31 марта Ленин от имени партии телеграфирует швейцарскому социал-демократу Роберту Гримму, первоначально выступавшему посредником в переговорах между большевиками и немцами (затем эту роль стал играть Фридрих Платтен) решение «безоговорочно принять» предложение о проезде через Германию и «тотчас же организовать эту поездку». [6]

На следующий день он требует от Ганецкого денег на поездку: «Выделите две тысячи, лучше три тысячи крон для нашей поездки. Намереваемся выехать в среду (4 апреля) минимум 10 человек». [7] Вскоре он пишет Инессе Арманд: «Денег на поездку у нас больше, чем я думал, человек на 10-12 хватит, ибо нам здорово (подчеркнуто в тексте) помогли товарищи в Стокгольме». [6]

Немецкий левый социал-демократ Пауль Леви уверял, что именно он оказался посредствующим звеном между Лениным и посольством в Берне (и МИДом Германии), одинаково горячо стремившимися первый — попасть в Россию, вторые — переправить его туда; когда Леви связал Ленина с послом, Ленин сел составлять условия проезда — и они безоговорочно принимались. [1]

Условия проезда русских эмигрантов через Германию
1. Я, Фриц Платтен, сопровождаю за полной своей ответственностью и на свой риск вагон с политическими эмигрантами и беженцами, возвращающимися через Германию в Россию.
2. Сношения с германскими властями и чиновниками ведутся исключительно и только Платтеном. Без его разрешения никто не вправе входить в вагон.
3. За вагоном признается право экстерриториальности. Ни при въезде в Германию, ни при выезде из нее никакого контроля паспортов или пассажиров не должно производиться.
4. Пассажиры будут приняты в вагон независимо от их взглядов и отношений к вопросу о войне или мире.
5. Платтен берет на себя снабжение пассажиров железнодорожными билетами по ценам нормального тарифа.
6. По возможности, проезд должен быть совершен без перерыва. Никто не должен ни по собственному желанию, ни по приказу покидать вагона. Никаких задержек в пути не должно быть без технической к тому необходимости.
7. Разрешение на проезд даётся на основе обмена на германских или австрийских военнопленных или интернированных в России.
8. Посредник и пассажиры принимают на себя обязательство персонально и в частном порядке добиваться у рабочего класса выполнения пункта 7-го.
9. Наивозможно скорое совершение переезда от Швейцарской границы к Шведской, насколько это технически выполнимо.
Берн — Цюрих. 4 апреля (22марта. Н. М.) 1917 г.
(Подписал) Фриц Платтен
Секретарь Швейцарской Социалистической Партии [1] [10] [11]

Поездка

Понимая двусмысленность полученного официального разрешения на проезд через территорию враждебной страны, ведущей войну против государства, чьим гражданином он являлся, Ленин принял меры для того, чтобы не допустить чрезмерной огласки самого факта отъезда. Однако, этого избежать не удалось, и даже Вильгельм II, узнав об этом мероприятии из газет, высказал пожелание снабдить отъезжающих полезными для антироссийской пропаганды материалами. [12]

Тем не менее, как отмечал немецкий атташе, обязанный доложить об успехе начала операции, на вокзале в Цюрихе собралась внушительная толпа патриотически настроенных эмигрантов числом около сотни человек, выкрикивающих обвинения отъезжающим в национальном предательстве и предсказания, что все они будут повешены в России, как еврейские провокаторы. В ответ на это при отходе поезда его пассажиры исполнили хором «Интернационал».

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

В 15 часов 10 минут 9 апреля, 32 российских эмигранта выехали из Цюриха до пограничной германской станции Готтмадинген. Там они пересели в запломбированный вагон, сопровождавшийся двумя офицерами германского Генерального Штаба — капитаном фон Планец (Captain von Planetz) и лейтенантом фон Бурингом (Lieutenant von Buhring), который бегло говорил по-русски, купе которых находилось у единственной незапломбированной двери (из четырёх дверей вагона пломбы были на трех [13] ).

Между тем, многие исследователи и участники поездки (например, Карл Радек [14] ) отрицали факт пломбирования вагонов и утверждали, что имело место лишь обещание не покидать вагонов

Уинстон Черчилль как-то язвительно заметил, что Ленин был ввезён в Россию в пломбированном вагоне «как чумная бацилла». Тщательные исследования ранее неизвестных документов последнего времени показали, что это заявление преувеличено. На самом деле в вагоне были опломбированы лишь три из имевшихся в нём четырёх дверей. Последняя использовалась для общения с внешним миром, проводимого под контролем Платтена и двух сопровождающих немецких офицеров, в том числе для получения газет и покупки молока для детей. По идее Ленина в коридоре была проведена по полу мелом черта, означавшая границу экстерритриальности, отделявшая немцев от большевиков. Им же была установлена выдача входных билетов на посещение туалета, что предотвратило его блокирование на длительное время любителями покурить. Некоторое время пассажиры исполняли и другие песни из революционного репертуара, в том числе «Марсельезу», чем весьма досаждали сопровождающим офицерам не только проявляемой бестактностью, но и нарушением маскировки. В результате Платтен был вынужден запретить эту практику [12]

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

Затем поезд проследовал около 1000 км в городок Хапаранда на шведско-финской границе, где находилась таможня и который был одновременно бойким местом контрабанды. Через этот же город шли в Россию пропагандистские материалы и в обе стороны денежные суммы, однако в этом транспорте не хватало чёткости, имела место коррупция и потому не всегда посылки доходили до адресата. [12]

Список пассажиров

Список взят из газет В. Бурцева «Общее дело» за 14.10.1917 и 16.10.1917. [16]

Ленинский вагон

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше, России (БУНД)

Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ)

Латышская социал-демократическая рабочая партия

Литовская социал-демократическая партия

Польская социалистическая партия (ППС)

Партия социалистов-революционеров (эсеры)

Анархисты-коммунисты

Еврейская социал-демократическая рабочая партия «Поалей цион» (ЕСДРП ПЦ)

Сионистско-социалистическая рабочая партия (ССРП)

«Дикие» (заявили себя как не принадлежащих к какой-либо партии)

Списки даются в том виде (с возможными погрешностями), в каком они напечатаны В. Бурцевым в газете «Общее дело». Даты рождений приводятся у Бурцева, очевидно, по старому стилю. В других справочных источниках встречаются иные даты рождений для отдельных лиц.

Прибытие Ленина в Россию

Ленин прибыл в Петроград на Финляндский вокзал вечером 3 (16) апреля. [12]

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

12 (25) апреля Ленин телеграфирует Ганецкому и Радеку в Стокгольм просьбу о высылке денег: «Дорогие друзья! До сих пор ничего, ровно ничего: ни писем, ни пакетов, ни денег от Вас не получили». 10 дней спустя он уже пишет Ганецкому: «Деньги (две тыс.) от Козловского получены. Пакеты до сих пор не получены… С курьерами дело наладить нелегко, но все же примем все меры. Сейчас едет специальный человек для организации всего дела. Надеемся, ему удастся все наладить» [3] [18]

Сразу же по приезде в Россию, 4 (17) апреля, Ленин выступил со знаменитыми «Апрельскими тезисами», направленными против Временного правительства и «революционного оборончества». В первом же тезисе война со стороны «Львова и Ко» характеризовалась как по-прежнему «грабительская, империалистическая»; содержались призывы «организации широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии» и братаний. Далее содержалось требование перехода власти в руки советов с последующим «устранением армии, чиновничества, полиции».

Доводы противников версии «немецкого золота»

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

что значит пломбированный вагон. Смотреть фото что значит пломбированный вагон. Смотреть картинку что значит пломбированный вагон. Картинка про что значит пломбированный вагон. Фото что значит пломбированный вагон

Не добившись официального разрешения Петроградского совета и ощутив себя «нежелательными эмигрантами», меньшевики и эсеры проехали через Германию без разрешения. И если сам факт проезда призван доказать связь с германским Генштабом, придется признать, что с ним были также связаны и меньшевики, и эсеры.

Жертвой таких обвинений в июле 1917 г. стал, например, Виктор Чернов, хотя в Россию он возвращался из Франции, соответственно, через союзную Англию. Когда же возмущённое руководство партии эсеров предъявило Временному правительству ультиматум, все обвинения тотчас оказались «недоразумением». В шпионаже в пользу Германии был обвинен и Л. Д. Троцкий, причём единственным аргументом обвинения оказался его проезд через Германию, — хотя ни для кого не было секретом, что Троцкий в Россию возвращался из США и через Германию проехать не мог при всем желании (в итоге Керенскому пришлось отстранить от дела оскандалившегося прокурора).

Другие пути проезда эмигрантов-революционеров

Проезд революционеров по железной дороге через Германию наиболее известен, так как этим путём следовал Ленин. Однако, большинство политических эмигрантов приехало в Россию после Февральской революции не через Германию, а через Англию, откуда они отправлялись в Россию в Архангельск, Мурманск или через Скандинавию морским путём. Из-за опасности от немецких подводных лодок, пассажирские пароходы следовали под охраной военных кораблей британского флота и все перевозки контролировались британским адмиралтейством, министерством иностранных дел и полицией. При этом далеко не все эмигранты физически могли воспользоваться таким путём, так как английское правительство рассматривало дело каждого индивидуально, и Ленин, например, на такой вариант рассчитывать не мог.

Большую помощь приезду революционеров в Россию оказывало само Временное правительство. По его приказу российским посольствам были выделены крупные денежные фонды для оплаты проезда и других нужд эмигрантов. Однако великодушие правительства распространялось лишь на сторонников «войны до победного конца»; по поводу противников войны Н. Н. Суханов пишет:

См. также

«Пломбированный вагон» в искусстве

1988 год — двухсерийный телевизионный художественный фильм Д. Дамиани «Ленин. Поезд».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *