что значит плотская брань
Что значит плотская брань
Хорошо познав, что охотник за нашими душами везде поставил и расстелил свои сети, не будем предаваться дреме. И на рынке, и на площади, и в семейном кругу, и в самой церкви Божией будем подмечать расставленные сети, даже если они искусно прикрыты благочестием. Кто же может избавиться от этих замаскированных сетей и посмеяться над их страшным мастером?
Вот, великий опыт наших преподобных отцов свидетельствует, что только смиренномудрие, эта высокая и всесильная добродетель, меч духовный, с корнем выкорчевывает зло и легко разрушает искусительные сети врага. Посему возьмем на себя небольшой труд стяжания этой спасительнейшей, уничтожающей диавола
Чадо мое, и в радости, и в скорби — всегда будь осторожен. Ни в радости не выходи из границ, выказывая ее оживлением и смешками, ни в печали не помрачай лица настолько, чтобы это было заметно, потому что сатана пускает свои помыслы, как стрелы, но не может понять, приняли ли мы их в свое сердце. Он, как мастер, посредством прилога запустив стрелу злого помысла, наблюдает за нашим лицом и всеми движениями нашего тела и по ним определяет, насколько стрела уязвила наше сердце. Если он увидит, что душа уязвлена, тогда сильнее пускает стрелы, чтобы умертвить ее. Если же по характерным признакам он увидит, что душа не ранена, тогда изменяет тактику. Поэтому, когда у тебя радость, скрывай ее в своем сердце, чтобы диавол не узнал о ней по твоей невнимательности и не украл ее у тебя каким-нибудь искушением. И в скорби поступай так же, чтобы он не увеличил тебе ее, узнав о ее причине. Когда и в радости, и в скорби ты находишься в уравновешенном состоянии, диавол, не ведая точно о том, что происходит внутри тебя, не знает и как с тобой воевать.
Мы ходим посреди сетей многих, и, дабы избежать их, нам не разрешается жить нерадиво. Соделаем очи свои трезвенными, уподобляясь многоочитым Херувимам, чтобы, посмеявшись над злохудожными кознями сатаны, вознестись в духовный эфир на крыльях божественных помыслов и принести живущему на небесах Богу, как благоугодный фимиам, здравие наших душ. Как здоровье чад радует родителей, так и радость нашего доброго Бога Отца заключается в том, чтобы здоровы были наши души.
Великого Макария встречает демон и говорит ему:
— Макарий, что ты, сидя в пустыне, делаешь более меня? И я живу в пустыне. Ты постишься, я же не ем никогда. Ты стремишься к нестяжанию, я же не имею ничего. Ах, Макарий, в одном ты меня превосходишь, чего я не могу и видеть.
— В чем? — спрашивает Макарий.
— Смирение! Оно пожигает меня!
И сказав это, он стал невидим.
Итак, восприимем небольшой труд для стяжания этой спасительной добродетели, труд непрестанного прошения к могущему все нам даровать Богу. И будем верить, что получим ее, когда с болезнью, терпением и настойчивостью будем стучаться в двери милосердия Божия, которые открываются легко — ключом евангельской обиженной вдовицы [1]. Сбросим с себя тяжесть лени и будем подражать зоркой лани, чтобы в каждом искушении поспешно прибегать к Богу, прося Его помощи, чтобы ниспровергнуть иноплеменного Голиафа и прославить державу царства, которой принадлежим,— державу Царства Божия.
Всегда молюсь Господу, дабы Он дал вам правый суд; сначала подумайте о том, что произнесут ваши уста. У вас еще нет опытного знания ухищрений диавола, цель которого — никогда не оставлять вас в покое. Когда справа, а когда слева, когда вашими собственными, а когда чужими вещами он будет занимать вас, чтобы не дать покоя вашей душе, дабы вы не увидели дна, на котором еще много мусора. Не занимайтесь ничем внешним по отношению к вам самим. Станьте глупцами, чтобы быть умными. Станьте неучами, дабы Господь открыл вам Свою премудрость.
Советы старца некоторым душам, учредившим братство
Без помощи Божией мы не можем сделать ничего доброго. Посему необходимо многое смиренномудрие, дабы обрести душевный покой.
Сего человека диавол подтолкнул воевать с тобой, дабы заставить тебя преступить святые заповеди Божии. Он хотел через это принести вред твоей душе, но главное — оскорбить Бога и таким образом побороться с Ним. Если же мы, несмотря ни на что, подвизаемся в хранении слова Божия и подвизаемся сильно, то и свою душу спасаем, и сподобляемся того, чтобы через нас прославился Бог: Я прославлю прославляющих Меня [2].
Посему, чадо мое, подвизайся с любовью, с терпением, со смирением, чтобы с помощью Божией разрушить диавольские сети. Возможно, через тебя Бог просветит этого человека покаянием. Побеждай зло добром [3].
Чадо мое, ты пишешь мне о своей плотской брани. Знай, что произошла она у тебя от гордости, чтобы ты смирился и научился тому, что если нас оставит благодать, то мы падаем и делаемся жалким зрелищем.
Посему смиряйся, укоряй себя, проси у Божией Матери даровать тебе дух смиренномудрия, чтобы в чувстве познать, что ты ноль, ничто, ибо Христос говорит: без Меня не можете делать ничего [4].
В этом искушении, пришедшем к тебе, научись тому, как падает человек и как глубоко падает. Но для более гордых есть падения и похуже. Не огорчайся: это искушение и оно пройдет. Бог попускает это для нашей пользы, чтобы посредством искушений мы научились мудрости. Терпи, мужайся, не отчаивайся, дерзай; это пройдет. Это шторм, и море выбросит весь мусор, который скопился на дне во время штиля!
Не огорчайся чрезмерно, ибо это от диавола и такая печаль приведет тебя к небрежению и охлаждению. Только подвизайся и не бойся. Презри сатану и покажи, что ты не считаешься с ним, и он, как гордый, уйдет, ибо доколе ты считаешься с ним, он не отстанет.
Когда приходит к тебе плотская брань, особенно остерегайся постыдных мечтаний, от которых происходят нечистые помыслы. Прогоняй, разрушай мечтания, как только они придут. Сразу твори молитву с душевной болью, и тотчас получишь избавление от брани.
Не думай, что это ты помыслил такое о старце. Нет, чадо, это от диавола. Твоя душа чиста. Диавол нечист и приносит это нашему уму, стараясь убедить нас в том, что это мы сами помыслили, дабы ввергнуть нас в скорбь. Скорбь эта диавольская, что доказывает нерадение о духовных обязанностях, ибо если бы она была от Бога, то мы имели бы усердие во всем.
Ты не огорчил старца, как тебе кажется, потому что старец по опыту знает, что это не твое, а демона. Тебе это так показалось, чтобы ты огорчился и не имел дерзновения сказать о своем помысле. Нет, сколько бы раз ни приходили к тебе такие и подобные помыслы, иди и говори о них свободно, ибо искуситель приносит такие помыслы для того, чтобы мы устыдились и не говорили о них, не исповедовались, чтобы впоследствии поглотить нас целиком. Будь осторожен, не скрывай помыслов, ибо падешь в сети.
Не страшись, чадо мое. Это брань, и она пройдет. Все святые были боримы. Брань их доходила до того, что в отчаянии они брали ядовитых змей и клали их на себя, желая умереть от их укуса. Но нам, как немощным, Бог не попустит брани, превышающей наши силы, и подаст помощь. Однако, поскольку у нас есть гордость, Бог попускает нам брань, чтобы мы смирились. Не скорби чрезмерно, но с великим смирением повергни себя пред Богом и укоряй себя. Любой злой помысл прогоняй, как только он придет, и я верю в то, что благодать Божия подаст тебе облегчение.
Не бойся, ничего с тобой не случится. Прочь гони трусость, дерзай, все пройдет, ты увидишь. Брань же эта принесет тебе много пользы, и многую благодать даст тебе Бог. Только не трусь, потому что так мы проигрываем игру.
С великим вниманием должны проводить мы свои дни. Диавол очень коварен и поджидает удобного случая, чтобы во время нашей духовной дремы уловить нас в свои сети и сделать повинными пред Богом и своей совестью. О, если бы Бог упразднил его, чтобы он не мог творить нам зло! Но, будучи справедливым, Бог не может нарушить свободы человека. И таким образом мы, и я первый, по своему произволению слушаем лукавые внушения диавола и согрешаем.
Всеблагий Бог принимает нас даже в единонадесятый час. А нам хотя бы в тот час понять это. Но лукавый враг нашей души не бездействует, ничто не ускользает от него, ибо он знает безмерную цену времени и старается излишними попечениями, мирскими приманками и удовольствиями укоренить в нас неведение и забвение, дабы в последний час повергнуть в совершенное отчаяние. Таким образом он, окаянный, приобретает бессмертные души, за которые Христос умер на Кресте!
О бранях своих не скорби, не бойся, но дерзай. У демонов нет власти причинить тебе зло. Но это перст Божий, и благодари от сердца, ибо посредством сего отверзутся очи твоей души и направят тебя на истинный путь. Трудноисцелимые страсти врачуются горчайшими лекарствами.
Умоляй Бога: «И не введи нас во искушение». Эта брань, как говорит авва Исаак, от гордости, от возношения, от черствости сердца. Исцеляются сии страсти смирением и признанием собственных ошибок, послушанием и доверием духовному отцу.
Смиряйся, чадо мое, только это лекарство спасет тебя. Бог по любви Своей послал тебе эти искушения, дабы устрашить тебя, чтобы ты пришел в себя, образумился, смирился и попросил прощения.
Посему, когда ты молишься, эти лукавые приходят в ярость: они видят, что ты начинаешь разрубать их сети, и боятся, как бы ты не убежал от них. Они желают устрашить тебя или привести в отчаяние.
Поэтому вооружайся верой в Бога и надеждой на Него и будь уверен в том, что ничего они не могут сделать без повеления свыше, от Бога.
Знай, что если ты претерпишь эту брань, смиришься пред Богом и братией, то Бог дарует тебе великую благодать и просвещение, откроются очи твоей души и ты узришь, в какой тьме ты находился.
Дерзновение, которое чувствуешь,— это благодать Божия, помогающая тебе в сих искушениях, ибо оказаться в такой брани без дерзновения, надежды и веры — великая опасность.
Не бойся ничего, возлагай все свои надежды на Христа. Не прекращай молитвенного вопля и узришь, какую получишь помощь.
Бойся Бога, а не демонов. Бойся Бога в Его судах, ибо, когда Он решит наказать нас за гордость, кто может воспрепятствовать Ему? Посему, когда зло мало, позаботимся о его исцелении, иначе оно возрастет, и тогда, даже если будут помогать тебе и другие люди, не смогут спасти тебя.
Итак, больше возлюби Бога, пославшего тебе лекарства от твоих немощей — терпение, смирение, дерзновение, и постарайся принять их.
Пока борет нас лукавый дух гордыни, падения наши не прекратятся. Когда же падения даруют нам познание своего окаянства и мы удостоимся смирения, тогда с нами Христос, смиренный сердцем и кроткий душой. Тогда в душе нашей будут царствовать радость, мир и сладость и наше сердце согреет блаженство.
Понуждайте себя, чада мои, к духовному подвигу. Не забывайте о великой опытности диавола и о нашей немощи. Как осенний лист падает от малого ветерка, так и мы падаем при малейшем искушении и испытании, когда благодать Божия не сражается вместе с нами. А когда же содействует нам благодать Божия? — Только тогда, когда смиренное мудрование руководит каждой нашей мыслью и каждым нашим делом.
Да умножится в душе твоей истинное смиренномудрие, которым охраняется душевный плод. Сатана покушается украсть у подвизающихся цель подвига. И кража заключается в том, чтобы ввергнуть человека в гордость: тогда, что бы он ни делал, он будет мнить о себе, что усердием и понуждением приобрел ту или иную добродетель. Таким образом, труд остается без награды, подвиг — без надежды и работа — без оценки по достоинству.
Не бойся незримых врагов, когда облекся ты во Христа. Трепещи тогда, когда по причине осуждения ты не видишь хранящей тебя благодати. Но и тогда «нет худа без добра». Постарайся служить Богу в страхе и трепете, ибо лукавый запинатель подвизающихся ожидает времени нашего нерадения и тогда набрасывается с яростью — Бог да упразднит его! — и старается нас, если возможно всех, низвести во ад.
Диавол является источником всякой лжи, обмана, лукавства и всякого зла. Поэтому всякий нехристианский помысл есть по сути своей ложь и обман.
Молодому человеку он посредством мечтательных помыслов обещает всяческое благоденствие, вводя его в заблуждение обманчивыми снами, богатством, всевозможными наслаждениями, внушая мысль о бесконечности этой жизни, ибо так лукавый действует по своему плану, заставляя забыть человека о смерти, доколе не поверит ему человек, как своему лучшему и возлюбленному другу. Потом, оплетя его своими сетями, как паук свою жертву, он без труда высасывает из него все духовное, делая его мертвым для Бога.
Услышанный тобой голос, сказавший тебе: «Христос очистил тебя от греха и умертвил твои страсти»,— от диавола. Это первая ступенька, которая ведет человека к прелести и погибели. Если человек послушает диавола, обратит на него свое внимание, если сердце его усладится и согласится с тем, что эти диавольские слова — истина, тотчас сатана приходит более ощутимо и постепенно-постепенно берет власть над человеком. Тогда нужен великий труд, чтобы освободиться от него.
Посему, чадо мое, ты хорошо сделал, что не обратил на то внимания и укорил себя. В другой раз, если услышишь что-нибудь подобное, скажи:
— Я передам это своему старцу, и что посоветует он, то я и сделаю.
Диавол очень боится исповеди старцу, ибо знает, что так будут расторгнуты все его сети!
Знай, чадо мое, что в тебе пророс помысл возношения, то есть гордыни, потому и случилось это с тобой. Будь осторожен, имей многое смирение, каждый день молись, чтобы Бог даровал тебе дух смиренномудрия. Как не прорастает ничего на утоптанной тропинке, так и на «тропинке» смиренномудрия не прорастает никакая прелесть.
Неверие и хула происходят от зависти диавола. Единственное избавление от них — презрение к этим помыслам, как к собачьему гавканью. Нет у человека в этом греха. Иные люди не знали того, постились, совершали бдения, плакали, чтобы освободиться от них. Но помыслы хулы покидают человека только через презрение к ним.
И авва Агафон был борим хульными помыслами и молил Бога, дабы Он освободил его. И слышит голос, говорящий ему:
— Агафон, Агафон, позаботься о своих грехах и позволь диаволу лаять. Ты не виновен в этом.
Если не презреть эти помыслы, то никогда не освободишься от них.
Сколько бы нас ни тиранил по зависти и злобе страшный мучитель наших душ, придет час, когда Бог осудит его злобу, а нам, обремененным, дарует вечное упокоение.
Терпи, чадо мое, оденем и мы терновый венец житейских скорбей, как это сделал и Христос, с Которого мы берем пример. Терния пусть глубоко вонзятся в нашу голову и вместе с болью пусть потечет кровь, чтобы эта боль и эта кровь украсили и прославили одеяние наших душ, дабы нам не постыдиться, когда явимся пред Христом, видя другие души, исполненные славы и чистоты. Терпение! Зима скорбей пройдет, и прекрасная весна принесет благоухание благодати Божией.
Чадо мое, не придавай значения тому, что шепчет тебе обманщик диавол, пытающийся с помощью своих уловок играть с тобой в одни ворота, дабы привести тебя к бездействию и отчаянию. Отчаяние приносит горечь — предвкушение геенны, потому что находящиеся в геенне пребывают в отчаянии, ибо никогда не выйдут оттуда: ведь в аду нет покаяния!
Ради любви Христовой подвизайтесь со всею силою души.
Диавол подвизается день и ночь, чтобы соделать нас своими сосудами, недостойными святого Бога. Будем подвизаться и мы, чтобы стать сосудами Распятого, постыдить диавола и прославить ту Любовь, Которая ради нас пролила Свою всесвятую Кровь!
О, в какой осторожности мы нуждаемся! Диавол рыщет, кого бы поглотить и низвести на дно ада. А мы (и я), его добыча, по собственной воле впали в летаргический сон и проснемся тогда, когда будет уже поздно.
Святая Гора, 30.06.1958
Возлюбленный во Христе брат, я получил твое письмо и увидел, что ты обуреваем помыслами той брани, которую терпит человек от лукавого духа блуда.
Послушай, брат, человека, бедного в познании и в душе обнаженного всякого добра. Когда кто-либо подвизается против греха со смирением и страхом Божиим, трудясь с теплотой духовной под руководством опытного духовника, невозможно, чтобы Бог попустил ему погибнуть.
Только когда человек будет пренебрегать своими духовными обязанностями, особенно же когда возгордится, помышляя, что он что-то из себя представляет, тогда может поскользнуться. Но и снова, если припадет со смирением, вновь восстает, вновь врачуется. Милость же Господня близ сокрушенных сердцем.
Однако много испытаний попускается и для приобретения опыта и духовной мудрости, ибо без искушений невозможно стяжать опыт. Опытом называется искусство, полученное не от учения, а от практического постижения того, что приносит вред, а что пользу. Если человеку не будет попущено хотя немного впасть в искушение, то он не сможет измениться к лучшему.
Когда человек из добрых побуждений сделает что-то, а потом поймет, что сделал неправильно, Бог, призирающий на сердце и испытующий намерение каждого поступка, приведет снова все в установленный порядок и просветит человека, дабы он понял, что нужно было делать.
Непогрешимость свойственна лишь Богу. И святые, как бы ни были они совершенны, не были безупречны. Даже им попускались искушения для смирения, внимания, терпения немощи своего естества. Небольшой гнев, или смех, или праздное слово не лишают святого его святости.
Необходимо иметь в виду, что никогда не нужно отчаиваться в самом себе. Сколько бы раз человек ни поскользнулся и ни пал, пусть даже десять тысяч раз в день, пред Богом неправедно отчаиваться в себе, но пусть имеет добрую надежду и уготовляется к брани, доколе не придет милость Божия и не освободит его.
Некоему подвизавшемуся брату случалось впадать в грех наедине с собой. Но он тотчас восставал и совершал свое правило. Диавол же, ввергнувший его в грех, наконец потерял терпение, видя дерзновение брата и его благую надежду. Он является явно и с беспокойством говорит:
— Разве не боишься Бога, ты, скверный? Сейчас ты согрешил, и с каким же лицом ты стоишь пред Богом? Разве не боишься, что Бог попалит тебя?
Брат же, имея мужество в душе, ответил демону:
Услышав такое вопреки своему ожиданию, диавол сказал:
— Больше не буду воевать с тобой, чтобы не стать причиной твоих венцов.
С тех пор брат освободился от брани и сидел в келии, оплакивая свои грехи.
Когда Бог просветит человека и он покается в своих грехах и будет проводить жизнь смиренную и внимательную, Бог не попустит его погибели. Естественно, что прежде совершенные грехи станут для него жалом и преткновением. Но, видя высоко вздымающиеся волны, пусть не отчаивается, помышляя о том, что падет и погибнет, но пусть уповает на Бога и противоборствует с верой, со смирением, с духовным подвигом, доверившись водительству духовного отца, и да не страшится он, видя разыгравшуюся бурю.
Молитовку твори все время. Затворяйся в себе посредством молчания и поучения. Заботься о своей душеньке, дочь моя; в своем доме стань более духовной. Бог же наблюдает за тобой, и час благодати пробьет чудесным образом, когда это решит «верховное главнокомандование».
Молясь, плачь смиренно. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? [5] Сатана использует все средства, чтобы воспрепятствовать восхождению душ. Блаженна та душа, которая избегнет его и посмеется над ним.
Размышляй о суетности преходящих вещей и о подлинности и постоянстве небесного жительства, где водворяется торжествующая Небесная Церковь, ожидая и молясь о земной, подвизающейся нынешним суровым подвигом. Сегодня, как никогда, мы нуждаемся в горячей вере во Христа и правых догматах наших святых отцов. Настало время, когда диавол будет прельщать и избранных.
Диавол, конечно, во время брани бездействовать не будет. И у него есть свои орудия. Какие? Вот, например, он шепчет нам: «Ты ничего не сможешь сделать, я снова низвергну тебя. Разве ты не видишь силы такой-то страсти, великое множество немощей? Имей в виду, что одержать надо мной победу не так-то легко и что отступать я не буду. Кроме того, разве смог ты до сего дня сделать что-нибудь? Ничего! Но я и не дам тебе сделать. Напрасны будут все твои труды, я непобедим. Разве ты не видишь моего величия?». И тут же он представляет постыдные мечтания с сильным плотским услаждением. Он кажется вооруженным, как скорпион. Так диавол внушает подвижнику чувство, что спастись невозможно, что нужно поднять руки и сдаться!
Тогда обращаются в бегство отчаяние, нерадение, эгоизм, бесстыдство, и подвижника охватывает ревность. Тогда отступает сатанинское надмение и лопается, как мыльный пузырь.
Что такое блудная брань и как с ней бороться
А. Из Палладия
Некогда блаженному диакону Евагрию так досаждал бес блуда, как он сам нам рассказывал, что каждую ночь зимой он нагим залезал в колодец, чтобы ночной стужей усмирять свою плоть.
Б. Его же
А вот что рассказывали о блаженном Аммонии, ученике преподобного Памво. Он никогда не щадил своё тело, когда оно бессмысленно восставало против него плотским вожделением. Раскалив железо, он жег им своё тело: поэтому всегда ходил в ожогах.
В. Его же
Благороднейший епископ Филором, когда ещё только отрекся от мира, испытывал сильнейшую блудную брань, как он сам нам рассказывал. Эту мучившую его страсть он решил загасить трудом, как пожар тушат потоком воды. Он стал крайне суров к себе, носил вериги, затворялся в своей келье, не ел никаких яств и белого хлеба, как и всего, приготовленного на огне. Так он терпел восемнадцать лет и, в конце концов, с помощью Божией победил эту страсть.
Г. Из Григория Двоеслова
Однажды, когда святой Венедикт совершал подвиг безмолвия, приступил к нему искуситель: стала летать пред самым его лицом небольшая черная птица, называемая в народе дроздом, и так близко вертелась перед ним, что можно было достать рукой, если бы святой муж захотел поймать её; но он сотворил крестное знамение, – и птица улетела. Когда же птица улетела, последовало такое искушение плоти, какого никогда не испытывал святой муж. Вдруг он увидел женщину, которую злой дух привёл перед его мысленным взором: при виде её сердце раба Божия воспылало таким огнем, что пламень страсти едва умещался в сердце, и, соблазняемый страстью, он чуть было не оставил пустыню.
Д. Из жития святого Павла Фивейского
Во времена нечестивых императоров Деция и Валериана неверные схватили одного святого и подвергли множеству пыток, среди которых была и такая. Нечестивые видели, что христианин очень юн, благоухает ароматом молодых лет и цветет красотою едва наметившейся зрелости. И эти лукавые гонители, уцепившись за это, решили погубить не только тело, но и душу благородного юноши. Что же они сделали, какую коварнейшую уловку замыслили? Они привели его в тенистый утопающий в цветах сад, там приготовили мягчайшее и приятнейшее для тела ложе и на него положили связанного по рукам и ногам мученика.
А у них был замысел мерзостный и ненавистный. Они привели в сад некую девицу, видом благообразную, а душой бездарную и распущенную. Она легла рядом с юношей и стала изливать на него свои гнусные ласки. Она щекотала его, обнимала, покрывала поцелуями, дотрагивалась паршивой своей рукой до тайного уда юноши, всячески склоняя его к сладострастию.
И как же поступила та целомудренная душа? Как он освободил себя от зла, если прогнать мерзавку не мог? Он не замедлил показать, что он ненавидит порок. Одной любви он противопоставил другую любовь: низкой – божественную. Он показал, что чистый и боголюбивый человек не пощадит даже своей плоти ради своего целомудрия. Он откусил себе язык и, вместо поцелуя, выплюнул его в лицо блудницы. Он принял единственное верное решение: погасить страсть страданием, а наслаждение – болью.
Е. Из Отечника
Кто-то спросил старца:
– Почему меня искушает блудная страсть?
– Потому что ты много ешь и спишь, – ответил старец.
Он же сказал: «Природа воздвигает вожделения, но напряженный подвиг гасит их».
Ж. Из аввы Марка
Юноша должен обязать свою молодость слову Божию, как требует Сам Бог. В Писании сказано: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). Все всплески плотского вожделения нужно истребить и иссушить малоядением, малопитием и всенощным бдением. Как сказал Пророк: «Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл» ( Пс. 118:83 ). Поняв, что он Христов, юноша должен распять плоть со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ). И ещё: «умертвите земные члены ваши» ( Кол. 3:5 ) не только для блудных дел, но и нечистоты, воздвигаемых лукавыми духами во плоти.
Но не только до такой степени должен вершить борьбу готовящий себе истинный и непорочный венец совершенного девства. Он должен, следуя апостольскому учению, старательно умерщвлять само напоминание о страсти и её действия. Но даже это ещё не говорит о том, что человек, страстно стремящийся к Богу, дал поселиться в своём теле непорочному ангельскому девству. Ведь человек должен молиться об истреблении даже самого воспоминания, любого помысла о вожделении, который входит в ум даже без всякого движения и действия телесной страсти, просто из-за непостоянства ума. Этого можно добиться только благодаря высшей силе, помощи и содействию Духа, если только есть такие люди, которые удостоились столь высокой благодати.
Поэтому кто предназначает для себя венец чистого и непорочного девства и ради него преисполнен страстной любови к Богу, тот распинает подвижническими трудами свою плоть. Он умерщвляет свои члены напряженным и непоколебимым воздержанием. Он изнуряет внешнего человека, истощает его, будто цепом бьет, так что оставляет одни кости от него, чтобы благодаря вере, подвигам и содействию благодати, внутренний человек обновился, со дня на день преуспевая в благих делах. Он возрастает любовью и надеждой, сияет духовной радостью, вознаграждается миром Христовым, руководим благостью Христовой, просвещен разумом и ведением, осиян премудростью, направляем смирением.
Когда ум вновь обретет благодаря Духу эти и подобные им добродетели, он распознает в себе начертание боговидного образа, осознает умопостигаемую несказанную красоту Владычнего подобия и воспримет богатство самообучающей и самодействующей премудрости влагаемого в нас закона.
З. Из святого Максима
Блудный бес свиреп. Он часто нападает на тех, кто борется со страстями, особенно, если те неразборчиво питаются и встречаются с женщинами. Они забываются, и наслаждение всё легче овладевает умом. Затем, когда они возвращаются к подвигу безмолвия, страсть властвует в их памяти, воспламеняя тело и представляя уму различные образы. Страсть призывает такого монаха разрешить себе грех. Если ты не хочешь, чтобы эти образы в тебе задерживались, возьми на себя пост и труд, совершай бдение и доброе безмолвие с продолжительными молитвами. Если бесы гонят из твоего ума целомудрие и окружают его помыслами блуда, со слезами воззови ко Господу: «На всяком шагу нашем ныне окружают нас» ( Пс. 16:11 ), «окружаешь меня радостями избавления» ( Пс. 31:7 ).
И. Из Отечника
Брат спросил авву Палладия:
– Отче, скажи мне, что мне делать, ибо три года я уже пощусь через день и не могу освободиться от беса блуда?
– Чадо, пророк Исаия, когда был послан к потомкам Израиля от Господа, сказал им так: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе. «Почему мы постимся, а Ты не видишь?».. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою» ( Ис. 58:1–5 ). Ты, чадо, как проводишь жизнь, когда постишься?
– С утра, – ответил ученик, – замачиваю лозу и работаю, повторяя псалмы. Когда я заканчиваю первое лукошко, молюсь и в полдень немного дремлю. И встав, выхожу из кельи, и опять работаю, пока не сделаю три лукошка. Когда смеркается, молюсь и, совершив сто земных поклонов, засыпаю. К чтению монашеского правила я просыпаюсь и на следующий день в девятый час варю себе пищу и ем досыта.
– Это, чадо, не пост, – сказал старец, – Если ты воздерживаешься от пищи, но злословишь или осуждаешь, или помнишь зло, или принимаешь лукавые помыслы, или в помышлении вожделеешь что-то из этого осуществить, то много полезнее тебе есть пять раз в день, но бояться таких дел, чем не есть, но погрязать в этих лукавствах. Ибо зачем нужно воздерживаться от яств, погрязая при этом во всех прочих желаниях? Разве ты не знаешь, что всякий исполняющий свое желание в помышлении, даже без мирских яств уже насытился и захмелел? Но если хочешь воздерживаться и поститься, чтобы твой пост был принят Богом, то постясь, более всего опасайся всякого лукавого слова, любого оговора и осуждения, лукавого слушания и очисти свое сердце от всякой скверны плоти и духа и всякого злопамятства и бесстыдного стяжания.
И в тот день, когда ты постишься, довольствуйся хлебом и водой и овощами и благодари Бога. Сосчитай расходы на завтрак, который бы ты съел в этот день и отдай эти деньги нищему брату, страннику или вдове с сиротой. И получивший милостыню сможет себя прокормить и помолиться за тебя ко Господу. Укрощай своё тело множеством покаянных поклонов и бдений и сокровенным деланием молитвы. Засыпай сидя. Оставь мягкие лукошки и примись за большие короба. Ибо молодость, если не будет укрощена великим трудом и тяготами, постами и бдениями, сном на земле и сухоядением, не обучит себя избегать беса блуда. Поэтому отцы во времена нашей молодости не разрешали нам жить в кельях и в местах безмолвного подвига, но посылали учиться выдержке и терпению в общежительный монастырь и требовали носить не мягкую одежду, а жесткую и колючую и обезопасить себя от помыслов полным подчинением настоятелю. Ибо безделье, легкая жизнь, еда дважды в день и сон дают проникнуть в нас не только бесу блуда, но и бесам уныния, тщеславия и превозношения.
Авва Антоний сказал: «Я считаю, что у тела бывает природное движение, свойственное ему, которое не воздействует на душу человека, если душа сама того не желает. Это единственное, что можно назвать бесстрастным движением в теле. Но существует и другое движение, которое зависит от питания и услаждения тела яствами и напитками. Случающееся от них разгорячение крови возбуждает в теле стремление к действию. Поэтому апостол сказал: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ). И Господь ученикам заповедовал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» ( Лк. 21:34 ). Существует и третье движение, которое бывает в подвижниках из-за коварства и зависти бесов. Итак, мы должны знать, что есть три телесных движения. Одно природное, другое из-за неразборчивости в пище, а третье от бесов. Подвижник должен знать это различие и не забывать о причинах каждого из трех движений: тогда он сможет надлежащим и правильным образом совершать подвиг».
Брат спросил авву Пимена:
– Что мне делать, когда со мной сражается блудное искушение, навлекающее на меня гнев?
– Об этом, – ответил старец, – и Давид говорил: «Я льва поразил и медведя задушил» (Ср.: 1Цар. 17:35 ). Это означает: гнев он отсек, а блуд придавил тяжелыми трудами.
Авва Фока рассказывал, как авва Иаков, поселившись в Скиту, мужественно выдерживал битву с бесом блуда.
– И когда он был в опасности, то пришёл ко мне и рассказал, что происходит с ним: «С понедельника я буду в затворе в такой-то пещере. Прошу тебя ради Господа никому об этом не говорить, даже моему духовному отцу, но только отсчитай сорок дней и когда они пройдут, будь любезен, приди ко мне и принеси святое Причастие. И если найдешь меня умершим, то похорони, а если живым, я смогу причаститься», – и, сказав это, ушёл.
Когда прошло сорок дней, я взял Святое Причастие, обычный белый хлеб, немного вина и отправился к нему. Только я приблизился к пещере, как ощутил сильное зловоние, исходившее от входа, и сказал про себя: «Почил блаженный». Но когда я подошёл к нему, то увидел, что он жив. А он, заметив меня, немного пошевелил правой рукой, насколько мог, знаком спрашивая, есть ли у меня святое Причастие. Я ответил: «Есть».
Затем я постарался раскрыть хоть немного его уста и вложить в них честное Тело и Кровь, измельчив их насколько возможно было. Приняв Святое Причастие, он обрел силы. Через несколько часов, окропив вином кусочки простого хлеба, я дал ему. А вскоре я уже смог дать ему ещё хлеба. И так по благодати Божией спустя несколько дней он вернулся со мной в Скит и пошёл в свою келью, с помощью Божией освободившись от губительной страсти.
Один брат вёл битву с блудным искушением, и была эта битва, как огонь, пылавший в его сердце ночью и днем. Он боролся, чтобы не сочетаться с помыслом. Много времени прошло, прежде чем враг бежал, ничего не добившись, благодаря стойкости подвижника. И тотчас же в его сердце стало светло.
Другой ученик великого старца страдал от блудного искушения. Старец, видя, как он страдает, спросил:
– Хочешь, я умолю Бога, чтобы Он облегчил твою битву?
– Нет, авва, – ответил ученик, – ибо хоть я и страдаю, но вижу, какой плод это приносит мне. Поэтому помолись Богу, чтобы Он дал мне терпение выдержать это.
– Теперь я понял, – сказал старец, – что ты преуспел в духовной жизни и уже превзошёл меня.
Старец спросил брата, которого смущало блудное искушение: «Ты хочешь спастись, улегшись на ложе? Иди, трудись, бегай, ищи и найдешь; бодрствуй, стучись и отворят тебе (Ср.: Лк. 11:9–10 ). Есть в мире те, кто умеет биться врукопашную. Они, получая много ударов, отражают их, укрепляются духом и, наконец, получают победный венец. Часто один получает удары от двух кулачных бойцов сразу, но отражает нападения со всех сторон и побеждает обоих. Посмотри, как они напряжены и как жаждут этой мирской награды! И ты стой непоколебимо и сопротивляйся, и Бог за тебя победит врага».
Брата, подвизавшегося в Скиту, враг постоянно смущал напоминанием об одной очень красивой женщине. По домостроительству Божию, из Египта в Скит пришёл другой монах и из разговора с ним брат узнал о смерти жены одного человека. Это и была та женщина, из-за которой страдал подвижник. Услышав о её смерти, он взял плащ и ночью пошёл в Египет. Открыв гробницу, он пропитал плащ жидкостью, сочившейся из её останков, и вернулся к себе в келью. Как только блудный помысел начинал ему досаждать, он клал рядом с собой плащ и начинал борьбу с наваждением, приговаривая: «Вот твоя страсть, которую ты хотел, она перед тобой, насыщайся ею». И так он мучил себя этим зловонием, пока битва совсем не прекратилась.
Некий человек пришел в Скит, чтобы стать монахом. А с ним был сын, которого только что отняли от груди. Они долго прожили в келье. Когда сын подрос, бесы стали нападать и на подростка. Мальчик сказал отцу:
– Уйду в мир – я не могу выдержать этой битвы.
Отец же настойчиво просил его этого не делать.
– Авва, – умолял юноша, – я не выдерживаю, разреши мне уйти.
– Послушай меня, чадо, хотя бы один раз, – сказал отец. – Возьми с собой сорок связок сухарей и лозы на сорок дней, иди во внутреннюю пустыню и оставайся там сорок дней, и пусть будет на все воля Господня.
Сын послушался отца, встал и пошёл в пустыню. Там он работал двадцать дней, плел сухую лозу и ел сухой хлеб.
Так он провел в безмолвии двадцать дней и ночей, и тут он увидел, как бесовское действие движется к нему. Бес предстал перед ним в виде эфиопки, столь зловонной, что невозможно было перенести её запаха – юноша прогнал её прочь. А бес сказал ему:
– Я в сердцах людей кажусь сладостной. Но ради твоего послушания и твоего труда Бог попустил мне не обманывать тебя, а только явить тебе моё зловоние.
Брат встал и, воздав благодарность Богу, вернулся к своему отцу и сказал:
– Не хочу идти в мир, отче. Я видел бесовское действие и его зловоние.
А отец уже был извещен об этом и сказал:
– Если бы ты пребыл сорок дней, соблюдая мою заповедь во всем, то увидел бы большее.
Другой старец пришёл в Скит и привел с собой сына, только что отнятого от груди и не знавшего, что такое женщина. Когда он возмужал, бесы однажды показали ему ночью видения женщин. Он поведал об этом отцу, и тот был изумлен. Как-то раз они вместе пришли в Египет, и сын, увидев женщин, сказал:
– Авва, это те, что приходили ко мне ночью в Скит.
– Это монахи из деревень, чадо, – сказал отец. – У них один облик, а у пустынников – другой. И тотчас же отец с сыном вернулись к себе в келью.
Брат спросил старца:
– Что мне делать, отче, меня убивает скверный помысел?
– Когда мать собирается отнять младенца от груди, – ответил старец, – то мажет горчицей сосцы, и тот, принимаясь по привычке сосать молоко, от горечи больше не берет грудь. Вот и ты помажь себя горчицей.
– Что же это за горчица, – спросил брат, – которой я должен намазаться?
– Это память о смерти и о мучениях будущего века, – был ответ.
Тот же брат спросил другого старца о своем помысле, а старец ответил:
– С этим помыслом я никогда не сражался.
Брат смутился и, придя к другому старцу, сказал:
– Тот старец сказал мне, что никогда не сражался со скверным помыслом, а я был смущен, ибо он говорил, что это превосходит человеческую природу.
– Это человек Божий, – сказал старец, – и слова его не просты. Иди, покайся перед ним, чтобы он разъяснил тебе смысл своих слов.
Брат тотчас пошёл к старцу и покаялся перед ним, сказав:
– Прости меня, авва, что я неразумно поступил и ушёл без пользы для себя. Прошу тебя, объясни мне, как такое вышло, что никогда ты не сражался с помыслом блуда?
– С тех пор, как я стал монахом, – ответил старец, – ни разу не насыщался ни хлебом, ни водой, ни сном, и мысль об этих вещах весьма меня занимала, не позволяя чувствовать брань, о которой ты говорил. И брат вышел, получив пользу.
Один брат был сильно искушаем бесом блуда. Четверо бесов, приняв образ прекрасных женщин, двадцать дней боролись с ним, чтобы вовлечь его в постыдное смешение. А он мужественно сражался с ними и не был побежден. Бог, видя его доблестный подвиг, избавил его от разжения плоти.
Брат спросил старца:
– Что мне делать, если моя утроба угнетает меня уже много лет, и мне еле удаётся сдерживать себя, и поэтому тело моё всё больше разжигается.
– Если не вменишь себе в обязанность страх и пост, – сказал старец, – не преуспеешь на пути Божием, – и рассказал притчу: – Был у одного человека осёл. И когда человек садился на него, осёл шёл, сбиваясь с пути то в одну сторону, то в другую. Человек взял палку и ударил осла. Осёл сказал:
– Не бей меня, я теперь буду ходить верным путем.
Они прошли ещё немного. Человек слез с осла и засунул палку в мешок, а осёл не знал, что палка всё ещё у хозяина. Когда осёл увидел, что палка ему больше не грозит, то свернул с дороги и стал пастись на молодых посевах. Тогда хозяин подошёл и достал из мешка палку. Он бил осла до тех пор, пока тот не пошёл верным путем. Так нужно поступать и со своим телом: когда оно упрямится и сходит с пути Божьего, бей его постом, и тело пойдет прямо. Пусть оно всегда прилежит посту, совершаемому со страхом Божиим.
Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»