что значит подготовить детали кроя швейного изделия к обработке
Конспект урока технологии «Подготовка деталей кроя к обработке»
Учитель технологии МАОУ СОШ №31 г. Тамбова Шершнева О.В.
Тема урока: Подготовка деталей кроя к обработке.
Цель урока : ознакомить учащихся с последовательностью обработки фартука; сформировать навыки по обработке фартука, воспитывать самостоятельность, аккуратность, эстетический вкус, культуру труда. Оборудование: рабочая тетрадь, крой фартука, набор ручных инструментов. Ход урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала.
Девочки, вы научились снимать мерки, с помощью которых выполнили основу чертежа фартука. Затем мы с вами выполнили раскрой деталей фартука. А сейчас мы повторим ранее изученный материал и перейдём к изучению нового материала.
1.Какие мерки вы снимали для построения чертежа основы фартука? (Ст; Сб; Ди)
2. Что называют конструированием? (Это построение выкройки основы изделия)
3. Что называют моделированием? (Это создание новых моделей)
4. По какой стороне фигуры человека снимают мерки? (По правой)
5. Какие мерки используют для расчёта длины пояса и ширины фартука? (Ст и Сб)
6. Как проходит нить основы в деталях кроя фартука? (По длине деталей кроя)
7. Какая ширина припуска необходима при обработке нижней части фартука? (1,5 см).
III . Изучение нового материала.
Технологическая последовательность обработки фартука после раскроя:
Подготовка деталей фартука к обработке.
Обработка боковых и нижнего срезов ткани.
Обработка верхнего среза ткани.
Окончательная обработка фартука.
IV . Практическая работа «Подготовка деталей кроя к обработке »
Выполняя работу необходимо соблюдать правил техники безопасности. Повторяем правила ТБ:
• Нельзя ножницы близко подносить к лицу, размахивать ими, класть на край стола, передавать друг другу их можно только кольцами вперёд.
• Нельзя оставлять иголку без нитки в ушке: как только нитка закончилась, необходимо вдеть новую и по окончании работы держать её в игольнице.
Что значит «подготовить детали кроя к обработке»?
1.Отметить местоположение карманов
Для этого мы будем пользоваться копировальными строчками. Сразу вспоминаем, что копировальные строчки – это те же прямые стежки, но при прокладывании их нитки не затягивают, а оставляют петельки высотой 7-10 мм. Длина стежков 5-10 мм
После того, как стежки будут проложены, детали кроя раздвигают, при этом нитки стежков натягиваются. Нитки разрезают между двумя деталями. Местоположение карманов отмечаются сразу на двух половинках нижней части фартука.
2.Проложить контрольные линии строчками прямых стежков по линиям середины нижней части фартука и пояса (длина стежков 10-15 мм).
Все контурные линии должны быть переведены правильно, строчки прямых стежков проложены точно по линиям середины деталей, прямые стежки должны быть ровные.
Есть вопросы по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступаем к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия и технические условия.
V . Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выполняют практическую работу
Текущий инструктаж. Контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения работы, соблюдение техники безопасности. В ходе работы учащимся оказывается помощь, исправляются ошибки.
VI . Подведение итогов занятия.
По мере завершения работы принимаю и оцениваю работу, выполненную учащимися. Анализирую типичные ошибки учащихся при выполнении работы.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, вызвавших их.
Объявление оценки по результатам работы. Критерии оценок: без замечаний – «5», одно замечание – «4», два замечания – «3», три или более замечаний – «2».
Задание на дом: повторить план работы по пошиву фартука
4. Подготовка деталей кроя к пошиву
Проверка деталей кроя
Перед проверкой деталей кроя необходимо ознакомиться с нормативной технической документацией. Проверку начинают с определения наличия деталей кроя: полочек, спинки, верхних и нижних половинок рукавов, подбортов, воротников, клапанов, обтачек и т. д. Согласно модели уточняют конструктивные линии, рисунок ткани, проверяют направление ворса, правильность раскроя деталей по направлениям основных и уточных нитей и нет ли текстильного брака в деталях кроя.
Точность размеров деталей проверяют путем наложения лекал. При необходимости детали кроя уточняют, обводя их по лекалам тонко отточенным мелом. Толщина линий обводки не должна превышать 0,1 см. Внутренняя сторона линии обводки должна точно совпадать с контуром лекал. Излишки ткани обрезают и вновь ставят надсечки (контрольные знаки) на глубину, не превышающую 0,5 см. Проверяют наличие и правильность всех контрольных знаков. На деталях кроя по вспомогательным лекалам намечают места расположения карманов, складок, петель, вытачек, рельефных швов и др.
При проверке деталей по лекалам отклонения от заданной формы по срезам не должны быть выше допускаемых:
Участки деталей | Отклонения, ± мм |
Плечевые срезы, срезы пройм, воротника, горловины, окатов рукавов | 1 |
Боковые срезы, средний шов спинки, локтевые и передние срезы рукавов, срезы накладных карманов и т.п. | 2 |
Срезы низа рукавов, полочек, спинки, срезы деталей подкладки и прокладок | 3 |
Несовмещение надсечек | 2 |
Нумерация кроя
В условиях ателье при изготовлении изделий по индивидуальным заказам на правую полочку пальто пришивают талон (паспорт заказа) с указанием номера квитанции заказа, фамилии заказчика, наименования изделия, фасона, мерок, снятых с заказчика.
При серийном производстве пошива одежды закройщик выдает вместе с кроем тканевые печатные ярлыки, которые впоследствии в готовом изделии заменяются на маркировочные ярлыки. В тканевом ярлыке указывают наименование и номер изделия, артикул ткани верха, подкладки, размер, рост, полноту, дату раскроя, фамилию закройщика.
В условиях массового изготовления верхней одежды на швейных предприятиях из одного настила выкраивают большое количество изделий (до 40 единиц). Чтобы не перепутать детали в процессе обработки и сборки, их нумеруют.
Детали кроя верха нумеруют, прикрепляя на специальной машине талон с номером на лицевой стороне. На деталях подкладки номер наносят цветным карандашом или мелом по изнаночной стороне. Порядковые номера должны быть хорошо видны и не мешать обработке изделия (см. табл. 5).
На всех деталях кроя одного изделия должны быть одинаковые номера.
В верхнем воротнике нить основы проходит параллельно линии середины воротника. Отклонения от нити основы допускаются только для гладкокрашеных тканей до 5%. Выкраивание верхнего воротника из двух частей со швом посередине допускается только в изделиях с воротником, цельнокроенным с подбортами.
Клапаны, листочки, манжеты, накладные карманы должны быть выкроены так, чтобы их нити основы совпадали с нитями основы полочек, рукавов при наложении на изделие верхних срезов данных деталей. Отклонения на 8% от нити основы допускаются только для гладкокрашеных тканей.
Обтачки карманов, листочки, обтачки петель выкраивают так, чтобы нити основы проходили параллельно линии, проведенной посередине вдоль детали. Отклонения на 2% допускаются для гладкокрашеных тканей и для тканей с рисунком.
Детали подкладки (см. рис. 3). Крой подкладки проверяют по количеству деталей и разнооттеночности в той же последовательности, что и детали верха.
В полочках нить основы проходит параллельно срезу борта на участке ниже уровня перегиба лацкана.
Верхние и нижние половинки рукавов выкраивают с расположением нити основы параллельно прямой линии, соединяющей верхние и нижние углы передних срезов.
Плечевую накладку выкраивают по форме верхней части бортовой прокладки с расположением нити основы под углом к плечевому срезу.
Перенос линий с одной симметричной детали на другую
Нанесение линий вытачек, контрольных надсечек в женских изделиях выполняют по изнаночной стороне правых деталей. В зависимости от организации производства и структуры ткани существуют следующие способы перенесения линий на левые симметричные детали: при помощи копировальных строчек, резца, портновских булавок, спецмашины 2222 кл. и путем отбивания коротких меловых линий.
Способ перевода линий резцом заключается в следующем: парные детали, сложенные лицевыми сторонами внутрь, располагают изнанкой левой детали на картон, поверхность которого покрыта слоем мела. Проводя резцом по линиям правой детали, получают симметричные изображения на левой. Сняв детали с картона, уточняют перенесенные линии. Способ производительный, но требует аккуратности в работе. Он приемлем для изделий из тонких тканей.
Способ переноса линий на спецмашине 2222 кл. заключается в прокладывании ниточных строчек цепного стежка по линиям правой детали. На левую деталь, ориентируясь на ниточные строчки, наносят меловые линии, после чего строчку удаляют.
При переносе меловых линий с одной детали на другую путем отбивания на одну из деталей четко наносят необходимые линии. Вторую деталь накладывают изнаночной стороной на изнаночную сторону первой детали, уравнивают срезы или рисунок и легким нажатием или постукиванием отпечатывают мел. Затем меловые линии уточняют и прокладывают по ним ниточные строчки. Этот способ не точный, так как может произойти смещение деталей.
На швейных предприятиях при массовом производстве одежды намелку необходимых линий производят с помощью вспомогательных лекал на каждой детали из пачки кроя.
Последовательность изготовления изделий
Швейные изделия могут быть изготовлены в такой последовательности.
1. Подготовка деталей кроя к пошиву.
2. Обработка бортовой прокладки.
3. Обработка полочек.
4. Обработка и сборка карманов.
5. Соединение полочек с бортовой прокладкой.
6. Обработка бортов.
7. Обработка спинки.
8. Соединение полочек и спинки по боковым срезам.
9. Обработка низа.
10 Соединение плечевых срезов.
11. Обработка и соединение воротника с горловиной.
12. Обработка рукавов.
13. Соединение рукавов с изделием.
14. Влажно-тепловая обработка изделия перед соединением с подкладкой.
15. Изготовление и соединение плечевых накладок и подокатников.
16. Обработка подкладки.
17. Соединение подкладки с изделием.
18. Обработка пройм.
19. Окончательная отделка изделия.
Подготовка деталей кроя к обработке
Тема: “Подготовка деталей кроя к обработке”.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: компьютер, презентация.
1.2.Создание положительной мотивации.
Вы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Глубоко вдохните и выдохните.
1.3. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
Вы спокойны, и настроены на работу.
— Итак, над каким изделием мы с вами сегодня будем работать? (плечевое изделие с цельновыкроенным рукавом)
2. Актуализация знаний
— Чтобы приступить к дальнейшей работе с кроем, необходимо уточнить, из каких деталей он состоит. (Крой плечевого изделия с цельновыкроенным рукавом состоит из передней и задней половинки( полочки и спинки))
— Сможете ли вы отличить переднюю половинку от задней? Каким образом?
( Спинку от полочки можно отличить по вырезу горловины. У передней половинки она вырезана более глубоко, чем у задней.)
-На слайде нет названий линий. Сможете восполнить недостаток чертежа? (слайд 1, 2)
3.А нужно ли контурные линии на деталях кроя перевести на другую сторону? Почему? ( линию плеча, линию рукава, линию бока, линию низа, линию талии.)
2.1 Подводящий к теме диалог:
Для этого поиграем в игру «Цветик – семицветик». Из этого цветка будем отрывать, по очереди, по одному лепестку, где написан план работы по изготовлению плечевого изделия.
Подготовить детали выкройки к раскрою.
Раскроить детали изделия.
Подготовить детали кроя к обработке.
6. Выполнить работы по пошиву и отделке изделия.
— Какие этапы уже проделаны?
— Какой этап нам необходимо изучить?
3. Сообщение темы и целей урока.
— Итак, тема нашего урока.
Тема: Подготовка деталей кроя к обработке
Какая группа сделает это быстрее?
Цель: Научиться переводу контурных линий с одной стороны детали на другую.
— А теперь давайте вместе с вами определим задачи нашего урока.
Задача: 1. выяснить способы перевода контурных линий
2. освоить технологию выполнения перевода контурных линий с одной стороны на другую в зависимости от структуры ткани
— На слайде различные технологические операции. (слайд 6)
— Подумайте, почему их несколько и отчего это зависит?
( Способ зависит от цвета и структуры ткани.)
-Предлагаю разобраться в этом, поработав с информацией и выполнив задания.
Работа с информацией и выполнение заданий-5-7 мин.
Проверим себя, ответив на вопросы:
Есть ли ограничения, недостатки? Какие инструменты используются?
1 . булавками : Каким образом после скалывания отметить контурную линию на другой стороне? Есть ли ограничения, недостатки? ( Нет недостатков).
4. Способ отбивания рукой меловую линию. Есть ли ограничения, недостатки?
Предлагаю всем я встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать,Затем разжать
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
и беритесь вновь за дело
5.ПРАКТИЧЕСКАЯ работа (20 мин.)
5.1 Повторение правил безопасной работы.
1.Перед началом работы сосчитать количество иголок и булавок.
2.Во время работы с иглой быть осторожными и внимательными.
3.Вкалывать иголку после работы только в игольницу.
4. Не брать иглу в рот.
5. Передавать ножницы только сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
6. По окончании работы прибрать место, сосчитать иглы, булавки.
5.2 Вводный инструктаж к практической работе.
— Какие инструменты и материалы нам понадобятся?
— На столах у вас лежат детали кроя и инструкционно-технологические карты. Каждый из вас должен изучить один из способов и научить остальных. Распределите у себя в группе кто каким способом будет выполнять и подберите соответствующий материал, но способы должны быть должны использованы все.
По мере окончания работы каждая группа должна будет оформить свой результат либо в виде схемы, либо в виде таблицы.
В ходе выполнения работы не забывайте соблюдать технику безопасности.
-В ходе вашей работы будут звучать произведения П.И.Чайковского
музыка для релаксации.
6. Оценивание работы.
На доске различные способы перевода контурных линий в виде схем и таблиц.
— Кому эта информация может пригодиться?
-А вам полезны были, полученные знания? Где вы сможете их использовать?
— Украсьте руку (наденьте колечко или накрасьте ногти), если вам эти знания пригодятся.
— Произведения какого композитора звучали в процессе вашей работы? Понравились ли вам они?
— Оцените работу своей группы смайликами, прикрепите его под своей работой.
Ну а мы с вами должны подвести итог.
Чем мы сегодня занимались и что нового узнали?
Посмотрите на экран
Какая цель и какие задачи стояли перед нами в начале урока?
Что нового вы узнали, чему научились?
С каким настроением вы работали?
Понравился ли вам урок?
Спасибо за ответы. Оценку за работу вы себе поставили. Но я хочу сказать, что вы все поработали на отлично. Мне было очень интересно с вами общаться и сотрудничать. Поставленная цель и задачи на уроке были нами выполнены. Результат нашей работы налицо.
9. Итог. В заключение хочу сказать:
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, девчонки, огромное вам.
Зато что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Спасибо за работу на уроке!
Тип урока: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике)
Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
Предметные: понимание и определение понятий «куклы», «обереги», «обряды», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): Умеют использовать полученные знания в повседневной жизни.
Личностные : Умеют сотрудничать с учителем, доброжелательны, эмоционально отзывчивы, проявляют интерес к истории русского народа, к творческой деятельности, умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Л)
Регулятивные : понимают смысл заданий; принимать и сохранять учебную задачу, слышат вопросы и умеют отвечать на них; вносят коррективы, умеют анализировать и оценивать результат своей деятельности. (Р)
Коммуникативные : Излагать свою точку зрения, формулировать ответы и вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока; участвуют в коллективной деятельности. (К)
Познавательные – находить необходимую информацию в технологических картах, наблюдать, сравнивать, рассуждать (П)
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер
Презентация: «Куклы-обереги в русском народном творчестве »;
Технологическая карта по выполнению практической работы «Изготовление туловища»;
Технологическая карта по выполнению практической работы «Изготовление рук»;
Технологическая карта по выполнению практической работы «Изготовление юбки»;
Технологическая карта по выполнению практической работы «Изготовление дополнительных аксессуаров»;
комплект инструментов и принадлежностей для ручных работ;
Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы, презентация, технологическая карта), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание последовательности работы и конечного результата).
— математика (нахождении середины)
— изобразительное искусство (подбор цветовой гаммы)
— музыка (использование музыкального сопровождения)
— литература ( развитие устной монологической речи)
Терминология: сметать, сшить, оформить.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС
Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….
Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).
Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).
На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.
В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….
Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.
Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….
Учащиеся имели возможность выбора ….
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….
Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….
Цель урока можно считать: …, план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….
Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что ….
Подготовка деталей кроя к обработке
Цель: научить подготавливать детали кроя к обработке;
Задачи:
обучающая: способствовать осознанному восприятию материала о последовательности изготовления изделия; познакомить учащихся с правилами и последовательностью подготовки деталей кроя к обработке;
воспитывающая: способствовать закреплению практических навыков работы иглой, ножницами, содержать своё рабочее место в порядке; способствовать воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи;
развивающая: приучать к точности и аккуратности при выполнении работы.
Тип урока: комбинированный
Объект труда: детали кроя
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
Наглядность и МТО: чертёж фартука, детали кроя, различные
варианта раскладок выкроек на ткани, таблицы «Безопасные приемы
работы»,«Последовательность работы над изделием», инструкционно-
технологическая карта «Подготовка деталей кроя к обработке».
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Приветствие. Контроль посещаемости. Организация рабочего места.
Проверка готовности к занятию.
2.Повторение ранее изученного материала.
На прошлом уроке мы с вами раскраивали фартук, Давайте вспомним материал прошлого урока.
Беседа по вопросам.
1.Что такое раскрой? (процесс получения деталей из ткани путем вырезания их из лоскута ткани)
2.Прежде чем раскроить детали, что необходимо выполнить на ткани?
3.Выполняя раскладку необходимо учитывать ряд правил раскроя изделия, каковы же они, эти правила?
4.Вам предлагаются варианты раскладки выкроек на ткани. Определите, где раскладка выполнена правильно, а где допущены нарушения правил раскроя. Какие это нарушения?
5.В ходе раскроя, что мы получаем?
6.Что такое детали кроя? (детали выкройки из ткани с учетом припусков на швы)
7.Назовите полученные при раскрое детали кроя.
8.Покажите на деталях кроя нижней части фартука – боковые, нижний, верхний срезы; на детали кроя кармана – верхний срез.
Итак, основная задача нашего прошлого урока заключалась в том, чтобы произвести раскрой и получить детали кроя.
Какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? Учащиеся записывают тему урока в рабочих тетрадях.
3.Изучение нового материала.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Подготовка деталей кроя к обработке». Учащимся предлагается внимательно рассмотреть стенд и определить в чём же заключается наша задача.
Что значить подготовить детали кроя к обработке?
Значит, задача нашего урока заключается в перенесении контурных линий с оодной стороны детали на другую (прокладочными или копировальными стежками).
-С какой целью используются копировальные стежки? Почему они так называются?
Кроме прокладывания контурной линии необходимо проложить КОНТРОЛЬНУЮ ЛИНИЮ ПРОКЛАДОЧНЫМИ СТЕЖКАМИ.
-Каково назначение этой линии?
4.Вводный инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа учащихся.
Текущий инструктаж. Целевые обходы:
2-ый обход Соблюдение правил техники безопасности;
3-ый обход Соблюдение технологической последовательности;
5.Заключительный инструктаж.
6.Домашнее задание.
Проложить контрольные линии прокладочными стежками на всех деталях кроя.