что значит погодки дети
9 важных советов маме детей-погодок
Десятки вопросов обуревают женщину, которой предстоит стать мамой детей-погодок. Как на последних сроках беременности справляться с шустрым первенцем? Как всё успеть? Хватит ли сил и любви? Алёна Лисицына написала 9 самых важных советов, которые помогут ответить на эти вопросы.
Первая беременность для женщины – это особый период. Будущие мамы много гуляют, спят и отдыхают, правильно питаются, с загадочной улыбкой обустраивают детскую, покупают приданое. Одним словом – готовятся к долгожданной встрече с крохой.
С чего же начать и как сберечь силы? 9 советов из моего личного опыта
В одежде и с большим животом даже просто ходить тяжело, а уж гулять с малышом и вовсе испытание. Помню, что за час прогулки, в течение которого я вытаскивала дочь из сугробов, усаживала и снимала её с качелей, ловила с горки, я так уставала, что едва могла шевелиться. До кровати я в прямом смысле слова добиралась ползком. Поэтому прогулки с детьми лучше доверить мужу, бабушкам и дедушкам, дядям и тётям или другим родственникам. Можно нанять няню. Ещё вариант: назначить на это же время встречу с подругой или со знакомой, у которой ребёнок примерно одного возраста с вашим. Цель всё та же: найти того, кто присмотрит за непоседой, пока мы вы блаженно будете отдыхать на скамеечке рядом или грациозно пить чай с конфеткой дома. Свежий воздух нужен будущей маме, но не ценой её здоровья.
— малыша можно не брать на руки, а присесть рядом и крепко-крепко обнять (иногда мы обнимались с дочкой по несколько минут, после этого она переставала плакать или капризничать, и необходимость взять её на руки отпадала сама собой);
— второй вариант: сесть на скамейку, диван или стул и взять ребёнка на колени.
Согласна на все 100% с рекомендациями не ограждать новорождённого от старшего ребёнка. Наоборот, как можно чаще привлекать его к уходу за братом или сестрой. Дочка у меня так наловчилась, что к концу первого месяца жизни сына без всякой подсказки с моей стороны выкидывала использованные подгузники, относила грязное бельё в стирку, вытирала брату личико и одежду, когда он срыгивал молоко. Дошло до того, что она отталкивала меня от сына, когда я пеленала его или играла с ним – дочь всё хотела делать сама.
Желая остудить её пыл, я купила пупса. Небольшого, всего 20 см ростом, но хорошо детализированного. После долгого изучения подарка и сравнения его с оригиналом пупс был благосклонно принят. С тех пор дочь не мешала мне, когда я пеленала сына – она пеленала своего пупсика. Во время прогулок пупс неизменно лежал рядом с сыном, а мелкая деловито катила коляску по улице или усердно трясла её. Пару раз дочь даже пыталась заставить меня кормить своего пупсика грудью и искренне не понимала, почему я так возмущенно отказываюсь. В результате уже через пару недель дочь снова начала ходить на горшок, истерики прекратились, на ручки она стала проситься редко, а брата полюбила всей душой.
Клуб многодетных: Погодки — секреты воспитания
Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное — как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков — детей с разницей в возрасте до 2 лет.
Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук
Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.
Дети-погодки — это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух — они тоже растут как погодки.
Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев — это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).
Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?
Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.
Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.
Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.
Например, 3 и 4 года — колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.
У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия — нет, не водить.
А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?
В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, — это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».
Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).
Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго — что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», — и они показывают перекрестно: «Это он», — «Нет, это он». И не потому, что они врут — они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.
Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.
И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), — ничего, сойдет.
Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.
В плане занятий подумайте, что ему более интересно — что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.
Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей — понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.
Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.
Кровать — это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.
Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря — до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.
Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму — не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет — это магическое понятие, магическое число)?« — «Мне четыре», — «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».
Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа — возраст — они воспринимают с очень большим доверием и почтением.
Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил — а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик — всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, — конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.
Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».
Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.
Но есть такое понятие — «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.
Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.
Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то — вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.
Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же — та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.
Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.
Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это — огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».
Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы — это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.
Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.
И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, — сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.
Дети- погодки, особенность второй беременности.
Итак, вчера мы начали обсуждать вопрос, касающийся рождения второго ребенка сразу вслед за первым, порой с промежутком не более нескольких месяцев. Это почетная и тяжелая работа воспитывать малышей-погодок, так как это серьезное испытание и для родителей, и близких, и родных. Есть определенные нюансы в формировании и течении второй беременности, особенно на фоне лактации и кормления первенца. Есть и тонкости психологического плана, физические особенности в здоровье матери и в течение самой второй беременности, возникшей так скоро.
Если вы забеременели при лактации.
Иногда беременность возникает на фоне достаточно активного кормления первенца грудью, и тогда у мамочки сразу возникают вопросы о том, будут ли какие-либо трудности со здоровьем, кормлением грудью и развитием второй беременности. Конечно, на лактацию организм женщины тратит достаточно много сил и энергии, ведь в сутки женщина производит как минимум литр грудного молока – это немалый объем, в нем есть все питательные вещества, часть которых организм отдает из своих запасов. А беременность вторым малышом – это дополнительные расходы этих же питательных веществ еще и на нужды новой, зарождающейся жизни. Но все вполне можно совместить, если правильно за собой следить.
Вынашивание первенца, роды и процесс лактации расходуют много сил и энергии, женщина тратит много питательных веществ, теряет кровь, расходует запасы витаминов и железа. Роды – это тоже стресс для организма, и ему необходимо полноценное восстановление и отдых. Но, если беременность смогла уже наступить, значит вполне можно ее нормально выносить, следя за своим здоровьем и полноценно вскармливания первого ребенка. Хотя, конечно, нелегко одновременно кормить первого ребенка и вынашивать второго. Во время лактации женщина расходует питательные вещества, что может приводить к ухудшению строения зубов и ногтей, волос, а вторая беременность еще больше расходует витамины и минералы.
Стоит ли бросать кормление грудью, если наступила вторая беременность? Однозначного ответа быть не может – все зависит от самочувствия матери, количества молока и потребности в нем первенца, ее питания, и многих факторов, влияющих на течение новой беременности. Если все идет хорошо, многие мамы кормят первенцев почти до родов, а затем могут практиковать даже тандемные кормления – то есть едят грудь и новорожденный, и подросший первенец. Но в некоторых случаях, если беременность протекает с угрозами, могут быть рекомендованы и постепенные сворачивания кормления грудью. В некоторых случаях на фоне сосания груди и раздражения зоны соска могут быть сокращения стенки матки, что вызовет угрозу прерывания беременности. Поэтому, вопрос о продолжении кормления в каждом случае решается индивидуально с врачом-гинекологом.
Для пополнения запасов питательных веществ, минералов и витаминов кормящей беременной женщине необходимо будет полноценно питаться. Принимать дополнительно витамины, железо и кальций, и достаточно отдыхать, чтобы не загнать себя до истощения. Стоит обратить особое внимание на здоровье при возникновении особых ситуаций, тогда нужно будет решать вопрос с кормлением. Это могут быть кровотечения из половых путей, повышение тонуса матки, проблемы расположением плаценты, сильная анемия.
Какие осложнения могут быть при скорой второй беременности.
При скором возникновении после первых родов новой беременности возможно развитие ряда осложнений в здоровье, которые потребуют особого наблюдения и даже лечения. Это может быть развитие или прогрессирования варикозной болезни ног, так как вены при беременности снижают тонус, а большая матка усиливает застой крови. При появлении сосудистых звездочек или венок необходим контроль врачом флебологом и ношение особого белья и колгот.
Если в родах были осложнения в виде надрывов или деформации шейки матки, рубцы пока еще не зажили и не сформировались окончательно, а это значит, что может снижаться удерживающая в закрытом состоянии способность шейки матки, что может привести к шеечной недостаточности. Это может приводить к опусканию плодного пузыря в область шейки, открытию ее и началу преждевременных родов. Не менее серьезно будет стоять вопрос о второй беременности и родах при наличии болезней сердца или легких. На фоне повторной, быстро наступившей, беременности они могут обостриться и дать осложнения для жизни и здоровья обоих. Тогда нужны консультации акушеров и специалистов по основному заболеванию и индивидуальный подход к ведению беременности и родов.
Опасна для второй беременности сильная анемия после первых родов, с количеством гемоглобина ниже 90 г\л. Новая беременность при не восстановленном количестве железа и гемоглобине может протекать крайне тяжело, анемия будет прогрессировать, что приведет к страданию и организма матери, и малыша в утробе из-за дефицита кислорода. При тяжелых анемиях иногда рекомендуют прерывания второй, рано наступившей, беременности. Опасны и воспалительные послеродовые осложнения – эндометриты и распространение инфекции на другие ткани. Эти явления могут существенно осложнить течение новой беременности, приводя к угрозам ее прерывания и проблемам с вынашиванием, плацентой и плодными оболочками.
Если было кесарево сечение?
Если первые роды были оперативными, путем проведения кесарева сечения, вопрос со скорой второй беременностью будет особенно острым: рубец на матке и рубец на коже – это совсем не одно и то же. В случае, когда ткани матки еще недостаточно зажили, новая беременность может привести к разрыву матки по рубцу, что смертельно опасно для малыша и самой женщины. Особенно опасным будет в плане скорой второй беременности продольный рубец на матке, он заживает длительно и может мешать в дальнейшем нормальному течению следующей беременности. Может неправильно крепиться плацента, будет возникать угроза прерывания, формируется недостаточность плаценты, что приведет к гипоксии плода и проблемам в здоровье. А присоединение сюда ослабленности организма после первых родов и анемии – это вообще тяжелые сочетания. В каждом конкретном случае судьбу второй беременности будет решать врач и вы сами с осознанием всех возможных осложнений.
Вторые роды могут также существенно отличаться от первых, если они возникают достаточно скоро по меркам организма. Могут быть преждевременные роды, слабость родовой деятельности и потуг, так как тонус в области мышц передней брюшной стенки еще ослаблен. Также более вероятны кровотечения в послеродовом периоде, плохая сократимость матки и опасность для жизни мамы. Особенно это проблематично с рубцом на матке от предыдущего кесарева сечения. Вопрос о способе родов и их ведении будет решаться врачами на основании многих факторов, при кесаревом и небольшом интервале между родами отдадут предпочтение также повторному кесаревому.
Все эти особенности течения родов и беременности вовсе не повод отказываться от рождения второго малыша, если вы узнали о беременности. Это повод для более внимательного отношения к своему здоровью и состоянию, правильного питания. Аборт в такой ситуации тоже не самое хорошее решение и не пройдет без последствий для организма, особенно на фоне кормления первенца грудью.
У рождения погодок, не смотря на все трудности и хлопоты, есть много больших плюсов. Два малыша с небольшой разницей в возрасте – это трудности только в первое время, в дальнейшем малыши растут и могут вместе играть, у них близкие интересы, общие игры и игрушки, они могут позаботиться друг о друге пока мама делает дела. Вторые роды обычно протекают проще первых, плюс у вас есть все необходимое для малыша и бесценный опыт воспитания и ухода, еще не подзабытый.
Меньше будет проблем ревности старшего к младшему, так как разница в возрасте незначительна и психологические особенности таковы, что малыш легче адаптируется к новому члену семьи. Малыш будет считать, что младший как бы и был всегда, так как плохо помнит события раннего детства. Плюс, родители еще находятся в тонусе, не успели расслабиться и перестроить жизнь с постоянных забот о малыше на более «вольную». Как уже писали мамочки, трудными будут первые год-два, а потом это буде море удовольствия и два любящих вас сердечка, которые всегда будут с вами!
И если судьба вам дает шанс родить второго малыша разу после первого, и у вас хватит сил и здоровья – удачи!
Воспитание детей погодок: все плюсы и минусы
Всем известно, что в большинстве семей воспитываются дети погодки – детки с маленькой разницей в возрасте. В момент, когда маме нужно отвезти деток на занятия, в секции, подготовить их к школе, начинают возникать некоторые трудности.
Когда в семье дети погодки, возникает особенная ситуация их развития. Дети считаются погодки, если у них разница в возрасте не больше 2 лет.
Нужды таких деток похожи, но совсем не одинаковы. Дошкольник через каждые несколько месяцев преодолевает очередной шаг в развитии. А дети погодки в таком положении, будто младший ребенок может догнать старшего (но это только по его мнению).
Эмоциональное состояние детей
Разнополые погодки, погодки одного пола счастливы от того, что у них есть брат и сестра. Им никогда не бывает скучно, есть с кем играть и хулиганить, особенно в тот момент, когда родители чем-то отвлечены. Дети погодки с раннего детства набираются опыта и знаний в общении, заботе. Им гораздо легче удается налаживать контакт с другими детьми, а это помогает быстро всесторонне развиваться. Если родители поздно отдают этих деток в садик, то для них психологическая потеря будет минимальна.
Положительные стороны
До того времени, как появится второй карапуз, по прошествию большого отрезка времени, все пройденное быстро забывается. А если у родителей дети погодки, то все приобретенные знания используются в воспитании второго ребенка.
Отрицательные стороны
Не все так просто, как кажется по первой. Дет. сад в доме имеет и негативные моменты.
В доме будет царить хаос, а мама станет или роботом, или истеричкой.
Основные советы на заметку родителям
Многие «кошмары» можно предугадать раньше времени и провести подготовку к ним, этим вы упростите себе и так не самый легкий отрезок времени.
Этого может и не произойти, но продумать это на всякий случай нужно. Если погодки пока в планах, то заранее спросите у родственников, друзей помогут ли они вам в случае чего. Если будут отрицательные ответы, то не стоит рисковать, лучше отложить рождение второго малыша пока старшему не будет лет 5-6.
Сложности будут возникать только на протяжении первых трех-четырех лет. Но время пройдет очень быстро. Малыши подрастут и пойдут в садик, затем начнут ходить в школу и трудности будут такими же, как и в семьях, где двое деток. Но детки погодки всегда будут очень дружны и преданными друзьями.
Но решать рожать ли погодок предстоит только Вам. Если Вы не боитесь трудностей и уверенны в своих силах, то смело решайтесь на этот шаг. Однако стоит проконсультироваться с доктором после рождения первого малыша, если доктор не найдет противопоказаний, можно приниматься за дело. Бояться не нужно. Дети это главное счастье в нашей жизни.