что значит понижающая передача

Понижайка или доступно о сложном

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

В наш нелегкий век нано технологий и добычи нефти в Арктике счастливые обладатели «джипов» начинают привыкать включать полный привод красивой кнопочкой на торпеде и радоваться как дети тому что у них «настоящий» внедорожник, но как только большинство этих монстров офроада съезжают с асфальта владельцы начинают вспоминать о таком атавизме как понижайка и громко материться на перегретую вискомуфту.

Но мы то с вами настоящие джиперы и знаем, что без понижайки это совсем не джип и без нее живется плохо, и именно поэтому при выборе машины предпочитаем пусть и из прошлого века и гнилой как прошлогодний помидор, но все-таки настоящий джип.
Не так давно, в процессе постройки железного коня пришлось вникать в вопрос что и зачем и с чем это едят.
Все с умным видом вещают про какие то ньютоны, кстати про них и в тест драйвах любых машин любят упоминать с таким видом, как будто средний автолюбитель просто обязан знать как они влияют на поведение машины. Забегая вперед скажу, что ничего эти цифры не скажут, если нет понимания о том что в итоге дойдет до колес. Больше всего меня добили рассуждения более опытных товарищей о том какое понижение раздатки лучше 4,16 или 4,9. Вот лично для меня это просто цифры и смысловой нагрузки в них не больше, чем в данных о населении Аргентины. От странных цифр и умных слов закружилась голова и захотелось кнопку на торпеде, вместо всей этой заумной фигни. Но это не наш метод, поэтому я решил разобраться что это за фигня и полез изучать вопрос, в процессе и родилась эта статья, так как ни одного вменяемого источника где по простому рассказано не нашлось, вернее нашлись, но тоже срывающихся в «заумные дали». Постараюсь объяснить все максимально просто и доступно. Сразу оговорюсь, во всех расчетах будет много допущений из серии «берем одного белого коня в вакууме», в частности не будем учитывать потери на трение, КПД агрегатов и прочее иначе формулы и выкладки будут очень длинными, кому надо точные цифры разберется и сам, мы же ограничимся «общим обзором в идеальных условиях». Итак, глубокий вдох и поехали!

Будем считать, что все знают общий принцип работы коробки передач и объяснять его не надо, но если кто не в курсе, то ее задача передавать вращение двигателя, преобразовав его в зависимости от выбранной передачи на карданный вал, а дальше на редуктор и колеса. Но для движения без дорог зачастую получается, что «надо бы пониже» для этого ставят раздатку, то есть по сути еще один промежуточный блок шестеренок, который позволяет еще раз преобразовать вращение и понизить частоту вращения. Как это работает? Самый простой и понятный пример – велосипед. Катались когда-нибудь на велосипеде с переключалкой скоростей? Помните, как себя чувствуете, когда спереди стоит самая большая шестеренка, а сзади самая маленькая? Велосипед очень трудно сдвинуть с места, но если сдвинули, то на один оборот педалей он делает несколько оборотов колеса и летит стрелой. А если наоборот? Да, да вы в мыле крутите педали, а велосипед ползет как черепаха, зато ползет и в горку и по грязи и куда угодно. Ну вот с понижайкой то же самое, только вместо вас работает двигатель. На пониженной передаче нагрузка на двигатель становится заметно меньше, скорость движения тоже, зато ползет где угодно и как угодно.

Но на велосипеде все просто – две шестеренки, на авто тоже ничего сложного, но шестерёнок больше и чуть ли не в каждом узле вращение преобразуется на ту или иную величину. Но давайте по порядку. Сначала двигатель у нас раскручивает БОЛЬШУЮ шестеренку, которую называют маховиком. На картинке ниже это такая большая шестеренка справа.

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Дальше это вращение передается на коробку передач, за ней в раздаточную коробку (если есть), потом уже через карданный вал на дифференциал и потом уже на колеса.

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Теперь математика и физика.

Как только начинаешь разбираться с вопросом, то всплывают какие-то страшные цифры, которыми собеседники оперируют, а ты как дурак ничего не понимаешь, но уже уловил, что столько то процентов понижение это круто, а если 1к еще сколько то, «ваще трактор», а заодно и в мостах можно понизить. Все эти разговоры начинаются когда встает вопрос о настоящем бездорожье, когда штатного понижения уже не хватает, что бы вращать колеса от трактора, которые вы насмотревшись на более опытных товарищей зачем то поставили на машину.

Итак, пробуем вместе разобраться, на примере Suzuki Jimny.

Сразу оговорюсь, цифры примерные и взятые из интернета, могу ошибиться.
Для начала мы открываем мануал и находим следующие данные:

— Передаточные числа в коробке передач
-Передаточные числа в раздаточной коробке
-Передаточные числа в дифференциалах

Еще нам потребуется вращающий момент на ДВС и Диаметр колеса.
Конкретно для джимника это выглядит так:

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

— В штатных дифференциалах (редукторах, называйте как угодно) это 4.3 (хотя бывают и другие)
— Так же из книжки максимальный момент силы у Suzuki Jimny 110Нм при 4500 оборотах двигателя.

Остается вопрос диаметра колеса. Можно просто померять рулеткой или посчитать по формуле.

Стандартный размер колес Джимни – 205/70/15. Это означает, что диаметр колеса составляет 2 профиля+диаметр диска=205мм х 70% х 2 + 15 х 25,2 = 665 мм или примерно 26,4 дюйма.

Ну вот вроде всеми исходными данными мы запаслись начинаем считать страшные цифры. Хотя нет, прежде чем забивать себе голову этой фигней надо объяснить зачем это все. А нужно это для того что бы вы могли лучше понять физику движения автомобиля, могли рассчитать оптимально понижение при возросших нагрузках. Ведь производитель совершенно не рассчитывал, что его продукцию будут запихивать по стекла в болото и соответственно, если вы хотите большей проходимости без ущерба для агрегатов, то стоит задуматься о занижении штатных значений.

Для начала у нас есть двигатель, который передает вращение на коробку передач, с какой частотой он вращается мы можем посмотреть на тахометре. Дальше мы лезем в ТТХ коробки передач и выясняем, что на первой передаче понижение составляет 2.962 (для коробки АТ) то есть на выходе после коробки карданный вал будет делать почти в три раза меньше оборотов, грубо говоря на 1000 оборотов двигателя мы получим 337 оборотов карданного вала. Дальше идет раздатка на пониженной передаточное число составляет 2,145, то есть за раздаткой мы имеем уже 157 оборотов, и дальше уходим на мосты, на главную пару, которая имеет понижение 4.3 итого на выходе на колесах 36.5 оборотов колеса в минуту с тысячи оборотов на двигателе. Общее понижение составляет: iоб=2,962×2.145×4.3=37.32

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Еще мы можем посчитать крутящий момент на колесах – эта характеристика куда реальнее, чем абстрактные лошадиные силы или крутящий момент двигателя.

Разобраться, что такое крутящий момент, можно на простом примере. Возьмем палку и один ее конец зажмем в тисках. Если надавить на другой конец палки, на нее начнет воздействовать крутящий момент (Мкр). Он равен силе, приложенной к рычагу, умноженной на длину плеча силы. В цифрах это выглядит так: если на рычаг длиной один метр подвесить 10-килограммовый груз, появится крутящий момент величиной 10 кг*м. В общепринятой системе измерения СИ этот показатель (умножается на значение ускорения свободного падения – 9,81 м/с2) будет равен 98,1 Н*м. Из этого следует, что получить больший крутящий момент можно двумя путями – увеличив длину рычага или вес груза.

Двигатель создает крутящий момент Mдв. После преобразования трансмиссией этот момент передается на каждое ведущее колесо машины в виде Mк и заставляет колесо вращаться, т. е. создает сдвигающую силу Fкт=Mк/R в точке контакта колеса с дорогой, причем эта сила через колесо приложена к дороге. Поверхность дороги препятствует вращению колеса силой трения Fрт той же величины, но приложенной к колесу и направленной противоположно. Чтобы показать, что силы действуют на разные объекты, точки приложения сил на рисунке условно немного разнесены по вертикали:

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Эта сила реакции трения Fрт, умноженная на число ведущих колес, и движет машину. Применительно к jimny разгоняющим усилием будет величина 4Fрт. Определим эту величину.
Максимальный крутящий момент Mдв=110 Н.м двигатель развивает при 4500 об/мин Значит, на первой передаче в КПП при всех наших понижаниях:

4Mк=Mдв.iт=110×37.32 = 4105.2 Н.м.

При колесах штатного размера тяговое усилие всех четырех колес составит:

4Fрт=Mдв.iт/R=4105/0,332=12364 Н=1236 кГ.

То есть, немногим больше тонны.
Для сравнения для 1й передачи без понижения это будет всего 557кг, а для третий 437кг

Ну вот во общих чертах мы и разобрались. Конечно в реальных условиях все эти цифры сильно меняются в зависимости от рельефа, грунта и прочих факторов, но хотя бы в общих чертах стало понятно, что и зачем. Опять же, если вы хотите понизить передаточное число в раздатке или главных парах, то теперь может подставив свои цифры посчитать что из этого может получится. Вообще считается что для автомобилей которые покоряют тяжелое бездорожье общее передаточное число должно быть с механической коробкой передач – от 50:1 до 80:1 и с автоматической коробкой — от 40:1 до 70:1.

Так что включайте понижайку и вперед!

PS При написании материала использованы всякие разные источники, в частности этот
Очень рекомендую для тех кто хочет глубже влезть в вопрос с точки зрения физики процесса.

Источник

Понижение, Главные пары, передаточные числа или все что вы хотели бы знать о передачах внедорожных трансмиссий)

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Мой друг озадачился вопросом установки 35-х колес и естественно со мной советовался.
Я в процессе поиска информации наткнулся на очень интересную статью, которую счел нужным перевести и выложить здесь.
Оригинал статьи называется — Crawl Ratios And Off-Road Gearing: Everything You’ve Ever Wanted To Know!

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Что означает раздатка четыре к одному (4:1) на Jeep Wrangler Rubicon? Что в этих 4.10 передачах в этих мясистых мостах Dana 44? Почему когда люди ставят большие колеса на свои машины им надо сменить передаточные числа? Хорошо, цель всех этих изменений помочь транспортному средству передать больше силы на поверхность. Попробуем разобраться почему это так важно.

Передача Силы поверхности

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Для ускорения любого объекта должна существовать сила приложенная к этому объекту. То же самое верно для Wrangler YJ обутого в 37″ колеса пытающегося залезть на крутую скалу. Что-бы заставить авто двигаться через препятствия колесам необходимо передать силу скале, что-бы скала смогла произвести реактивную силу, которая толкает машину вверх и через препятствие. Максимизация этой силы и есть важная задача всех оффроад энтузиастов с начала времен.

Вероятно самая известная компания, которая наиболее часто заявляет о своем внедорожном кредо — это JEEP. Одно из модных словечек, которое они любят разбрасывать вокруг, когда представляют “Trail Rated” автомобили — это “Crawl Ratio” или конечное передаточное число (КПЧ). Они расскажут вам, как их новые джипы имеют большое КПЧ — 73:1, которое делает их лучшими внедорожниками со времен Willys MB. Но КПЧ не то, что реально имеет значение на бездорожье. Что действительно имеет значение — как много силы ваши шины могут применить против поверхности земли.

Конечно, большее КПЧ помогает получить больше силы на земле, но также существуют другие факторы в игре, такие как например размер шин и крутящий момент двигателя. Мы поговорим об этих «других» факторах, но сперва обсудим КПЧ (crawl ratio).

Конечное/Финальное передаточное число — Crawl Ratio

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

По простому КПЧ — это отношение момента на колесах к моменту на маховике двигателя. Оно показывает во сколько раз увеличивается крутящий момент двигателя прежде чем он достигнет места его актуального применения. Существует только три компонента которые определяют КПЧ автомобиля: трансмиссия (transmission), раздаточная коробка (transfer case) и дифференциал (differential) (см. картинку выше).

Мощность от двигателя идет через трансмиссию, далее через раздатку и наконец через дифференциал. При этом мощность «законсервирована» в двигателе — вы не можете получить больше мощности просто применив набор шестеренок, но вы можете получить больше крутящего момента. А так как мощность пропорциональна моменту умноженному на обороты (мощность = момент*RPM/5252 (формула для lb-ft)), используя понижение передач мы увеличиваем крутящий моменты на выходе, но должны уменьшить обороты (RPM) на тоже передаточное значение, чтобы сохранить мощность постоянной.

Мощность двигателя проходя через трансмиссию, раздатку и дифы передает угловое ускорение (обороты двигателя) для крутящего момента. Другими словами, каждый раз при передаче мощности через понижение передач выходная скорость оси ниже скорости на входе (на маховике), но Момент на выходе — выше.

Как найти увеличение момента на колесах по сравнению с моментом на маховике? Довольно просто. Умножая крутящий момент на передаточные числа в трех наборах передач мы можем прийти к КПЧ.
В форме уравнения:

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Jeep Cherokee 1992 года выпуска имеет AW4 4-скоростную автоматическую коробу со следующими передаточными числами (с первой по четвертую): 2.80, 1.53, 1.00 & 0.75. Jeep оборудован раздаткой NP231 с 2.72 к одному “понижайкой” и 3.55 на мостах.

Для расчета КПЧ (crawl ratio) просто перемножаем самое короткое передаточное числе коробки (первая передача) на передаточные числа раздатки и мостов (одного дифа).

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Для сравнения: новый Wrangler Rubicon с механикой имеет ПЧ первой передачи 4.46, 4-к-1 раздатку, и 4.10 на диференциалах. Это дает огромное КПЧ равное 73!
Для Pajero 4 3.8, 3.0 КПЧ=3,789*1,9*4,3=30,95, 3.2 КПЧ=3,789*1,9*3,917=28,19
Prado 150 4.0 КПЧ=3,52*2,56*3.72=33,5
Sequoia 2004 4.7 КПЧ=2,8*2,56*4,1=29,15

Крутящий момент на Low End Torque

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Но КПЧ само по себе значит очень мало без упоминания крутящего момента двигателя. Вам нужно знать, какой момент вы реально умножаете с помощью КПЧ, чтобы действительно понять, как хорошо ваш автомобиль будет управляться в тяжелых условиях. КПЧ равное 27, которое мы рассчитали для XJ идеально и достаточно для его 4.0 двигателя производящего около 200 lb-ft (270 Нм) крутящего момента уже на холостых. А мы знаем, что крутящий момент на колесах это КПЧ умноженное на крутящий момент двигателя. Итак для XJ, на холостых при пониженном ряде передач:

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Это довольно много момента на колесах. Это хорошо, потому что нет необходимости раскручивать двигатель для получения момента и означает, что Jeep может ехать приятно и медленно через скалы. Если бы мой XJ имел анемичную (читаем дохлую) 2.5-литровую рядную четверку и имея при этом тот-же КПЧ crawl = 27 он получал бы гораздо меньше момента на колесах и скорее ускорял бы камни под колесами — довольно сомнительное удовольствие. Вот почему 4-х цилиндровые XJ идут с главными парами 4.10.

Итак, крутящий момент на колесах это хорошо, но не дает нам общей картины. Шины также играют большую роль в сцеплении.

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Переход от лысых 30″ колес к бугристым 37″-м отличное решение для дорожного просвета и сцепления, но это может повлиять на ускорение автомобиля. Почему? Перестраивая второй закон Ньютона мы знаем, что ускорение автомобиля равно силе действующей на машину разделенной на его массу:

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Причина почему авто двигается вперед в действительности в том, что земля «толкает» ее благодаря реакции на силу прикладываемую к поверхности колесами. Это третий закон Ньютона: Сила производимая колесами встречается с равной и противоположной силой от дороги к шинам (каждой силе действия есть равная ей сила противодействия):

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Как показано на рисунке выше ваш мост производит момент, τwheel, на колесах. Как мы знаем этот момент — это крутящий момент двигателя увеличенный благодаря КПЧ (crawl ratio). Для определения силы, которую шины оказывают на дорогу Ftr, нам надо вспомнить, что момент сокращается от расстояния. Подумайте об этом как о рычаге: если вы прикладывает силу на длинном рычаге — это дает больше момента, чем прикладывание той-же силы на коротком рычаге.

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Крутящий момент производимый на колесах приводит к силе у поверхности земли, равной моменту деленному на радиус шины. Это означает, что большие шины производят меньше силы. И так как масса остается неизменной, второй закон Ньютона (см. перестроенное уравнение выше) гласит, что ускорение будет падать. Вот почему возникает желание сменить передачу, когда вы имеете большие колеса: вы хотите увеличить τwheel (момент на колесах) для сохранения силы Frt достаточно высокой для сохранения приличного ускорения.

Также следует отметить, что принципы приведенные выше крайне упрощены и не принимают в расчет увеличивающиеся моменты инерции больших шин. Но большие шины в самом деле имеют более высокие моменты инерции, что требует больше момента для их вращения. Мы не будем углубляться в этот вопрос, но это еще одна причина почему смена передаточных чисел так важна.

Больше контроля при медленном движении

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Еще одна огромная выгода от верно подобранных передаточных чисел, кроме большей силы на поверхности это возможность пересекать препятствия более медленно и в более контролируемой манере. Двигатели как правило производят максимум мощности в верхнем диапазоне оборотов (что влияет как, мощность=момент х обороты). Для того, чтобы автомобиль имел достаточно момента для преодоления крутых подъемов на низких скоростях, вы захотите что-бы двигатель мог крутиться быстро при низкой скорости колес. Это удержит двигатель у пиковой мощности в то время как автомобиль будет двигаться на низкой, контролируемой скорости.

В этом преимущество большого КПЧ crawl ratio: оно не только увеличивает крутящий момент вашего двигателя, но также позволяет получать больше мощности находясь в диапазоне высоких оборотов маховика и низких скоростях авто. Мощность может пройти через большое количество передаточных понижений, что в конечном счете произведет много момента на колесах.

Иметь достаточно мощности для медленного преодоления препятствий одно дело, но даже имея достаточно мощности на холостых вы может быть ограничены в том, как медленно вы можете двигаться прежде чем двигатель заглохнет. А медленное движение по бездорожью может быть именно той разнице между курсированием между сложными препятствиями и срезанием валов моста. Низкие скорости — особенная проблема автомобилей с механической коробкой передач, где колеса жестко соединены с двигателем. Двигатель имеет определенную минимальную скорость холостого хода, обычно около 600-800 rpm. Скорость холостого хода ωEngine напрямую связана с минимальными оборотами колеса следующим уравнением:

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Это означает, что высокое КПЧ crawl ratio приводит к низким оборотам колес. Это важно: когда вы имеете действительно короткие передачи, ваши колеса будут крутиться очень медленно по сравнению с коленвалом. И низкие обороты колес означают низкую скорость автомобиля, так как скорость авто связана с RPM шины через радиус, r:

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Итак если вы имеете огромные колеса ваша минимальная скорость движения будет довольно высокой, если вы не измените передаточные числа.

При высокой скорости движения можно получить проблемы при движении в тесных, сложных участках. Конечно есть возможность ехать более медленно на механической коробке если у вас «плохие» передаточные числа, но вам придется использовать стартер)) или позволять шинам или сцеплению проскальзывать. Совсем не интересная перспектива, когда под боком обрыв в 50 метров.

Эта минимальная скорость движения не дает столько проблем в случае автоматической коробки передач, так как вы можете двигаться медленно как хотите, без риска заглохнуть, благодаря большому проскальзыванию в гидротрансформаторе. Он позволяет двигателю работать на холостых даже если колеса совсем не будут крутиться, думаю будет иметь место небольшое вспенивание масла, что приведет к значительному нагреву трансмиссии. Радиатор АКПП хорошего размера справится с этим. На самом деле, когда гидротрансформатор проскальзывает и вспенивает жидкость, существенно увеличивается крутящий момент двигателя с коэффициентом до 2-х. А больше момента равняется больше «лучше».

Управляемость на дороге

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Другой аспект — как передаточные числа влияют на то, как автомобиль едет по обычной дороге. Короткие передачи позволят иметь больше крутящего момента на колесах, соответственно лучшего ускорения, но может ограничить максимальную скорость. Высокое КПЧ (читай короткие передачи) означает ваши колеса будут крутиться очень медленно в то время как обороты двигателя будут очень высокими. Это может привести к снижению максимальной скорости, за исключением случая если вы скорректируете размер колес. Вспомним что скорость колеса, равна радиусу умноженному на обороты. Итак, даже с высоким КПЧ crawl ratio, большие шины могут снизить скорости двигателя и сделать езду по трассе достаточно приятной.

Высокие передаточные теоретически позволяют получить лучшую экономичность, но увеличивают минимальную скорость движения и влияют на скорость разгона. Думаю высокие ПЧ не обязательно приведут к низким оборотам на трассе и лучшей топливной экономичности. Очень часто люди ставят огромные колеса и не утруждаются заменой передач. Большие шины снижают осевую нагрузку? которая двигает машину вперед и когда это сила не может преодолеть сопротивление трансмиссии надо переключиться пониже, что-бы предоставить больше крутящего момента колесам. Это приведет к плохой топливной экономичности и громкой езде по трассе.

Прелесть в том, что КПЧ дает лучшее: достаточно короткое что-бы дать хорошее ускорение и низкую скорость на бездорожье, но достаточно высокое что-бы позволить двигателю сохранить низкие обороты на трассовых скоростях. Понимание баланса между передачами и размером шин ключ к успеху на бездорожье!

Разбирал вопрос бывший Fiat Chrysler инженер и подписчик Jalop David Tracy’s
Оригинал статьи

Источник

Пониженная передача: что это такое

Пониженная передача – это понятие, применимое по отношению к тракторам и небольшим грузовикам.

Под ней следует понимать специальный составной элемент трансмиссии, монтируемый в раздаточную коробку и отвечающий за распределение крутящего момента от силовой установки на ведущие колеса транспортного средства. О понятии понижающей передачи, о том, что о ней следует знать и как правильно использовать, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

Для чего нужна пониженная передача

Благодаря понижающей коробке передач транспортное средство обретает внедорожные качества – улучшается его проходимость, появляется способность преодолевать препятствия, которые для машин, не оснащенных такой функцией, станут непреодолимым барьером.

Включенная пониженная передача дает колесам возможность совершать меньшее число оборотов при находящейся на прежнем уровне мощности двигателя.

Двигатель любого транспортного средства демонстрирует максимальную мощность, достигнув нужного количества оборотов в минуту. По достижению конкретного числа оборотов достигается и максимальный крутящий момент, передаваемый на ведущие колеса.

В подавляющем большинстве случаев, а если речь идет о легковых автомобилях, то всегда, КПП сконструированы таким образом, чтобы при разной скорости движения силовая установка равномерно обеспечивала максимальную мощность и крутящий момент. 1-я скорость (передача) предназначена для приведения транспортного средства в движение, здесь важен максимальный крутящий момент, а вот на 5 передаче машина способна ехать быстро на оборотах максимальной мощности.

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Если в такой ситуации резко надавить на педаль акселератора, перемещаясь при этом по далекому от идеала покрытию (грязь, песок, бездорожье), авто начнет буксовать. Переключиться на 2 передачу будет невозможно – двигатель заглохнет из-за недостатка оборотов.

В подобных случаях, когда нужны максимальные обороты двигателя на небольшой скорости движения при нечастом вращении колес, вступает в действие пониженная коробка передач. Она снижает частоту вращения колес и при этом не тормозит двигатель, позволяя ему раскручиваться до максимальных показателей.

Как результат – машина может ехать медленно на максимальных оборотах, демонстрируя чудеса тягловитости и проходимости. Это свойство особенно актуально для грузовой техники – она обретает способность выполнять свои функции в сложных дорожных условиях.

Как физически реализуется пониженная передача

Пониженной передачей могут оснащать как механические, так и автоматические КП, однако, повторимся: наилучшим решением для повышения проходимости является именно наличие отдельной раздатки, которую устанавливают только на небольшие грузовики, трактора и прочую подобную технику. Если же дополнительного рычага в машине нет, пониженная передача включается нажатием специальной кнопки.

На разной технике пониженная передача характеризуется разным передаточным числом, и чем оно выше, тем выше проходимость авто, тем больше у него будет шансов выбраться из заноса или пробуксовки, будучи при этом загруженным «под завязку».

Увеличиваем крутящий момент

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Описывая преимущества, которыми наделяет машину наличие раздатки, а также говоря о том, что понижает понижающая передача, нельзя обойти вниманием демультипликатор. Он является важнейшим элементом конструкции раздаточной коробки, а в некоторых случаях может выполняться в виде отдельно стоящего агрегата.

Роль демультипликатора сводится к увеличению крутящего момента и повышению силы тяги, которая передается на ведущие колеса. Он необходим для повышения крутящего момента, устанавливается обычно на машинах, эксплуатация которых происходит в сложных условиях.

При частой езде по бездорожью, во время движения на крутой подъем или спуск, а еще если в кузове находится тяжелый груз, классического количества передач может оказаться недостаточно. Вот и возникает необходимость в получении промежуточного передаточного числа.

Объясним на примере. Машина движется на 4 скорости, она идет на подъем, мотор перегружен. Если переключится на 3 передачу, двигатель будет «перекручен», поэтому дополнительная коробка в такой ситуации придется как нельзя кстати.

Особенности использования пониженной передачи

Все преимущества от применения понижающей передачи можно оценить лишь при условии правильного ее использования. Если не уметь пользоваться столь удобным техническим решением и действовать неверно, высок риск преждевременного выхода КП из строя.

Переключение пониженной передачи выполняется следующим образом:

Если в машине отсутствует дополнительный рычаг для включения понижающей передачи, (это значит, что нет там и раздатки), в ней наверняка есть рычажок.

Он позволяет включить пониженную передачу, но прежде так же, как было описано выше, нужно перевести основной рычаг в нейтральное положение. В противном случае из строя выйдет и коробка передач, и мотор.

что значит понижающая передача. Смотреть фото что значит понижающая передача. Смотреть картинку что значит понижающая передача. Картинка про что значит понижающая передача. Фото что значит понижающая передача

Чтобы автомобиль, оснащенный раздаточной коробкой, верой и правдой служил как можно дольше, необходимо соблюдать ряд простых требований:

Важно уметь правильно пользоваться педалью сцепления, не нажимать на нее без надобности, не «втапливать» педаль газа в пол, держа при этом мотор на максимальной мощности при интенсивной работе педалью сцепления.

Заключение

Изо всего описанного выше можно сделать вывод о том, что роль понижающей передачи в конструкции небольших грузовиков и тракторов переоценить невозможно. Она повышает проходимость автомобиля в сложных условиях, позволяет ему эффективно выбираться с заносов и выполнять свои функции даже на максимальных нагрузках.

Пониженная передача

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *