что значит понятие экзистенциальный образ жизни
Что значит экзистенциальный и что такое экзистенциализм
Латинское существительное e xistentia по-русски значит “существование”. В английском языке то же самое значит слово existence.
Соответственно, прилагательное “экзистенциальный” восходит к латинскому existentiali s – “относящийся к существованию”. Синоним этого прилагательного в русском языке – “бытийный”.
Экзистенциализм
В русский язык это слово проникло с экзистенциальной философией, которую также называют экзистенциализмом. Она зародилась в XIX веке, ее родоначальником считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Он первым из западных философов отказался от объективного понятия истины и заявил, что истина экзистенциальна, т.е. личностна, уникальна для каждого человека. Она должна быть не понята умом, а пережита. Появление экзистенциализма было резким поворотом в философии от исследования объективной природы вещей к внутреннему миру человека.
Сёрен Кьеркегор. Фото: Wikimedia
Жан Поль Сартр. Фото: скриншот YouTube
Произведениям Сартра и Камю свойственен атеизм, абсурд, философские размышления, исследование страха, одиночества и проблемы самоубийства. Их произведения были очень популярны в СССР. Некоторые литературоведы находят признаки экзистенциализма в романах Достоевского.
Экзистенциальный кризис
В XX веке экзистенциализм получил развитие и в психологии. В современном мире очень многие специалисты говорят о появлении у людей так называемого экзистенциального кризиса, т.е. кризиса бытия, страха за существование. Его главные отличительные черты: тревога, бессонница, депрессия, утрата смысла жизни.
Depositphotos До появления экзистенциальной философии считалось, что человеческой жизнью руководят высшие силы. Экзистенциальная революция XIX века сосредоточила все внимание на самом человеке, поставив его в центр мира. Это освободило людей от многих предрассудков, но одновременно вызвало сильное одиночество и страх. Многие люди сталкиваются с тем, что не знают, зачем живут и важна ли их жизнь вообще. Иногда это приводит к суициду.
Читайте подробнее:
Распространенные ошибки
Для русского языка исконно латинские слова экзистенциализм и экзистенциальный непросты для произношения. Очень часто по-русски в конце этих слов добавляют лишний слог. Получается экзистенциОНализм и экзистенциОНальный. Так говорить неверно.
Некоторые, чтобы показать псевдообразованность, используют слово экзистенциальный в неправильном контексте: экзистенциальное бытие, экзистенциальная душа, экзистенциальное существо. Такие фразы в русском языке называются плеоназмами, т.е. несут в себе избыточное значение (“масло масленое”).
Экзистенциальный образ жизни
Смотреть что такое «Экзистенциальный образ жизни» в других словарях:
ВЕРА — один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою. весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни… … Православная энциклопедия
Образование — (англ. education) составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных … Педагогический терминологический словарь
Мэй, Ролло — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
Мэй Ролло — Ролло Мэй Rollo May Известный американский экзистенциальный психолог. Дата рождения: 21 апреля, 1909 … Википедия
Ролло Мэй — Rollo May Известный американский экзистенциальный психолог. Дата рождения: 21 апреля, 1909 … Википедия
ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия
Таннер, Ален — Ален Таннер Alain Tanner … Википедия
Неопсихоаналитическая школа (neopsychoanalytic school) — Семь теоретиков, первонач. сторонников Зигмунда Фрейда, разошлись по ряду вопросов с ортодоксальным психоан. подходом; нек рые из них порвали с Фрейдом в результате этих расхождений. Каждый из них модифицировал и в каком то отношении расширил… … Психологическая энциклопедия
Плахов, Владимир Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Плахов. Плахов Владимир Дмитриевич [[Файл … Википедия
АНАЛОГИЯ СУЩЕГО — (лат. analogia entis), аналогия бытия понятие в философии и богословии, означающее особый тип отношения между объектами или же особый тип предикации, при котором основанием соотнесения предметов являются не принципы тождества или различия, а… … Философская энциклопедия
Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир
Философское течение, именуемое экзистенциализмом, начало свое формирование в 30-х годах прошлого столетия. Основоположником считается датский писатель Сёрен Кьеркегор. Во многом его идеи были созвучны кантовским, но расходились в основном: Кьеркегор не считал самодостаточными этические нормы. Человек, по его мнению, должен стремиться к Богу и нести ответственность за каждый свой поступок.
Будучи религиозным философом, С. Кьеркегор не считает принятие веры лишь данью традиции, но свободным осознанным выбором, до которого необходимо дорасти, проходя определенные стадии. Рациональное знание философ считал менее важным, чем отношение личности к своему бытию.
Понятия экзистенциализма
Экзистенциальная философия пристально рассматривает человеческое существо, но не как одного из массы себе подобных. Каждая личность является духовной, наделенной разумом. Попадая в конкретные ситуации, человек должен выходить из них более опытным. Его состояние является ничем иным, как результатом самостоятельных решений.
Философы экзистенциалисты
Экзистенциализм глазами обывателей
На просторах интернета много как доморощенных, так и дипломированных философов. Интересно ознакомиться с их мнениями:
Основные уроки
Экзистенциализм после своего появления вызывал много критический замечаний, учение казалось бесперспективным. Время показало, что это не совсем так. Люди не потеряли интереса к вопросам свободы, самоопределения. Нахождение человека в «пограничных» ситуациях все еще вызывает интерес философов и обычных людей.
Не являясь какой-то раз и навсегда определенной концепцией, экзистенциализм признает человека творцом собственной судьбы, ставит его в центр собственного мира. Беда только в том, что не каждый может и хочет принять на себя ответственность за подобное положение вещей.
Экзистенциализм и экзистенциальный подход в философии жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Экзистенциализм обычно связывают с мрачным мировосприятием: жизнь — тлен, смысла в ней нет, человек трагически одинок.
Экзистенциальная философия отразила и определила настроение XX века на Западе, когда гуманистические представления о величии человека сильно пошатнулись.
Произношение и смысл слова «экзистенциальный»
Для русского языка слово экзистенциализм — труднопроизносимая скороговорка. Многие произносят его с ошибкой, добавляя лишний слог — «экзистенциОНализм». Чтобы правильно употреблять все формы этого слова, нужно понять его происхождение.
Экзистенциализм образован от латинского слова экзистенция (existentia) — существование.
Сложность в том, что синонима для него в русском языке нет, поэтому самыми простыми словами экзистенциализм — это философия существования, а экзистенциальный — это относящийся к существованию.
Экзистенциализм — это.
Экзистенциализм — это направление, в котором предметом изучения становится существование человека с его обыкновенными проблемами, трагедиями, эмоциями.
Перекос в сторону трагичности человеческого существования делает экзистенциализм «философией отчаяния». Это одно из самых популярных течений западной философии XX века.
«Умер мужик, перед райскими вратами видит апостола Петра и говорит ему:
— Извините, апостол, у меня к вам есть один вопрос. Я долго жил, но так и не понял, в чем был смысл моей жизни?
— Ты действительно хочешь это знать?
— Очень!
— Помнишь в 1975 году ты ехал в поезде Воркута–Москва?
— Ну… кажется, припоминаю.
— Вы еще с попутчиком разговорились.
— Что-то такое было.
— А потом вы с ним пошли отметить знакомство в вагон-ресторан.
— Возможно…
— Там за соседним столиком сидела рыжеволосая женщина.
— Да-да, что-то такое было…
— Она попросила тебя передать ей соль.
— Точно! Вспомнил, попросила солонку передать!
— И ты передал ей соль.
— Да-да, передал.
— Ну и вот. »
*Бородатый экзистенциальный советский анекдот
Экзистенциализм сформировался как отдельное философское направление перед Первой мировой войной и просуществовал до середины 1960-х годов, пройдя через все катастрофы XX века.
Но истоки этой философии нужно искать в XIX столетии — в творчестве Ф.М.Достоевского, идеях Ф.Ницше, учении датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, которого называют основоположником экзистенциализма.
*Сёрен Кьеркегор (1813–1855)
Именно Кьеркегор выводит понятие экзистенции, ставшее центральной категорией экзистенциальной философии.
Датчанин впервые за всю историю философии ставит вопрос ребром — почему, собственно, философы занимаются чем угодно — сущностью бытия, первичностью материи, Богом, познаваемостью мира, универсалиями, волей и прочими туманными понятиями — но воротят нос от насущных проблем простого человека с его переживаниями, проблемами, страхами?
Кьеркегор повернул философию лицом к обычным людям. Отныне она должна помогать человеку делать внутренний выбор, нащупывать свое Я, находить идею, ради которой стоит жить.
Неудивительно, что экзистенциальные вопросы часто звучат в произведениях художественной литературы. Пожалуй, это философское направление как никакое другое отразилось в литературном творчестве.
Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Райнер Мария Рильке, Альберто Моравия — далеко не полный список писателей, поднимающих экзистенциальные темы в своих произведениях.
Большинство людей живут в условиях неподлинного существования, они плывут по течению, не задумываясь зачем и куда. «Быть как все» — вот девиз такой жизни.
В противовес Кьеркегор ставит подлинное существование — экзистенцию, жизнь, где человек делает осознанный выбор, управляет своей судьбой, находит себя и свое призвание.
Таким образом, цель человеческой жизни — экзистенция, обретение себя. Экзистенциальная истина — это не то, что познается, а то, что переживается каждым человеком индивидуально.
Атеистический и религиозный экзистенциализм
Внутри философии экзистенциализма выделяют два течения, хотя разделение это весьма условно:
Для этого направления характерно представление о «богооставленности» человека, который следует свободно выбранному пути развития вне зависимости от внешних обстоятельств.
Но выбирая путь ответственности за себя, человек взваливает на свои плечи ответственность за все человечество, подобно Богу. Отсюда ощущение непосильной ноши, осознание свободы как кошмара.
«Бог умер», заявил Ницше, но теперь его роль выполняет человек. Точкой отсчета экзистенциальной философии становится фраза Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено».
Религиозные экзистенциалисты не считают веру способом убежать от реальности.
Вера для них — это испытание, попытка понять сущность человека, открыть для себя Бога-личность, с которым можно вести бесконечную внутреннюю беседу.
Человек — со-творец Бога. Он сам творит свою жизнь и мир вокруг.
Проблемы экзистенциализма
Экзистенциализм в философии — это реакция на кризис рационализма (это что?).
Экзистенция не может быть препарирована рационалистическими методами анализа, разложена по полочкам и структурирована.
Человеческое существование абсурдно и не поддается логике. Сам человек может прозреть только в условиях пограничных ситуаций, когда сознание отключается и открывается истинная сущность личности.
Главные проблемы, интересующие экзистенциалистов:
Экзистенциальная психология
Из философии в область психологии экзистенциализм попал благодаря работам немецкого мыслителя и психолога Карла Ясперса и швейцарского врача Людвига Бинсвангера, который, по сути, бросил вызов Фрейдовской модели анализа, заявив об уникальности существования каждой личности.
Экзистенциальная психология строится на философских понятиях жизни и смерти, одиночества и смысла существования.
С экзистенциальным психоанализом связаны имена многих известных психологов. Виктор Франкл, Ролло Мэй, Альфрид Лэнгле, Ирвин Ялом — каждый из них разрабатывал собственные оригинальные методики в ключе экзистенциализма.
Немецкий психолог Эрих Фромм в 1955 году в работе «Здоровое общество» пишет о том, что человек никогда не сможет ощутить полноту жизни, удовлетворяя лишь свои базовые физиологические потребности.
Фромм выводит формулу из пяти экзистенциальных потребностей, утоляя которые человек двигается по пути самосовершенствования.
Заключение
Экзистенциализм — это философия, ставящая во главу угла уникальность человека, наверное поэтому здесь так много самобытных концепций (это что?), представленных яркими личностями. Каждый из экзистенциалистов по-своему понимает и объясняет главные категории философии существования, объединяет их всех одно — интерес к человеческому бытию.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Лучше держаться как можно дальше от таких «учений» и их последователей. Настрой должен быть всегда положительным и предельно оптимистичным.
Сейчас же есть такие науки, как психология, психиатрия, социология, маркетинг, в принципе, они и занимаются вопросами человеческого бытия, а эта философия уже устарела.
М-да. Вроде люди прочитали статью, но о чём она, не поняли. Насколько у всех нас разное восприятие.
Способность мыслить дана всем людям. Только ничтожно малая часть людей понимает, что мыслить эта работа. И очень тяжёлая. Вот и живут постоянно заглядывая в гороскоп, календарь и прогноз погоды. Аминь, амёбы.
Четыре важных вопроса. Экзистенциальный анализ. Лекция
Одно из направлений, которое я практикую в своей работе и жизни, это Экзистенциальный анализ.
Это удивительно стройная и четкая структура, опираясь на которую можно прийти к осмысленной и хорошей жизни.
Цель такой психотерапии – привести человека к свободному переживанию своей внутренней жизни, к принятию органичных и свободных решений, к открытию по-настоящему ответственного способа обращения со своей жизнью и миром, жить с чувством собственного согласия или говорить своей жизни четыре «Да»
Размещаю для вас лекцию лекцию про теорию фундаментальных мотиваций.
Добрый день, сегодня мы начинаем разговор об одном из интересных направлений в современной психологии – о венской школе экзистенциального анализа. Эта школа широко представлена в Европе, Америке, активно развивается в России.
Что же такое экзистенциальный анализ? Это персонально или личностно ориентированная психотерапия, и цель такой психотерапии – привести человека к свободному переживанию собственной ментальной и эмоциональной жизни, к принятию аутентичных, т.е. органичных для данной личности решений, к открытию по-настоящему ответственного способа обращения с собой, со своей жизнью и миром.
Альфрид Лэнгле, австрийский психотерапевт – основоположник данного метода. Идеи современного экзистенциального анализа Альфрида Лэнгле представляют собой развитие подхода Виктора Франкла.
Учение Виктора Франкла называлось «логотерапия», это терапия смыслом, или психотерапия, сосредоточенная на смысле. Виктор Франкл был убежден, что поиск смысла пробуждает свободу человека и его ответственность. Логотерапия как теоретическая и как терапевтическая практика сформировалась во время и после Второй мировой войны, т.к. в это время особенно остра была потребность обнаружения смысла. Собственно, и сам Виктор Франкл во время войны попал в концлагерь, там помогал заключенным найти смысл жизни, помогал справляться с этими, казалось бы, невыносимыми условиями. Его теория была основана на по-настоящему драматичном жизненном опыте.
Значительно позже, уже в 90-е годы ХХ в. Альфрид Лэнгле развил логотерапию до уровня самодостаточного направления психотерапии. Представления Виктора Франкла о благотворном значении поисков смысла он дополнил учением о так называемых фундаментальных мотивациях, или, в более широкой формулировке – об экзистенциальной теории мотивации.
В рамках этой лекции мне хотелось бы дать общий обзор экзистенциальной теории мотивации, а затем уже в последующих лекциях подробней остановиться на каждой мотивации. Рассказать о том, как они понимаются уже в теории экзистенциального анализа, как они рассматриваются в практике.
Первая фундаментальная мотивация
Итак, существуют четыре предпосылки, четыре условия, которые необходимы человеку для полноценного проживания своей жизни, полноценного существования.
Первая фундаментальная мотивация связана со способностью присутствовать в этом мире. Перед человеком встает вопрос: могу ли я быть в этом мире? Безопасно ли это для меня?
И для реализации этой простой базовой возможности быть, требуется ряд предпосылок. Это защита, пространство, опора. Если человек чувствует внутреннюю опору, если ему достаточно пространства внутри себя и вовне, если это пространство не таит в себе угроз, то он может принять условия своей жизни и быть в этом мире с фактом своего существования.
Но когда человек не чувствует безопасности, у него нет достаточной опоры в себе, то его мысли, действия и всё, как правило, всё направлено на то, чтобы максимально обезопасить себя. Тогда жизнь представляется сплошной угрозой. У человека могут возникать страхи, тревога, панические атаки, панические реакции. И у человека остается очень мало возможностей для реализации своего потенциала: для радости, для плодотворной деятельности. Непрерывная борьба за возможность «просто быть» в этом мире, за чувство безопасности блокирует развитие человека, его отношения с другими людьми.
Рассмотрим пример, который достаточно часто встречается: когда у человека есть постоянное беспокойство за материальную составляющую жизни. Т.е. у него есть фоновый страх, что он может лишиться своей работы, или не найти нужной работы, или жизнь может повернуться так, что у него не будет средств к существованию. Этот страх даже не всегда осознается человеком. Тогда, как правило, он пытается всеми способами воссоздать себе внешнюю опору. Это может проявляться в том, чтобы искать именно стабильную работу, не всегда интересную, но именно стабильную, получать дополнительное образование, делать сбережения на черный день.
Но, как правило, эти усилия не приводят к желаемому результату. Они помогают немного создать чувство безопасности, но тревога находится на более глубинном уровне и внешние действия не дают человеку нужных гарантий. И тогда в жизни, как правило, уже нет места для активной самореализации, потому что страшно менять работу, страшно совершить ошибку или потерпеть неудачу, страшно шагнуть в неизвестность. Эти страхи мешают найти работу по душе, начать свой бизнес или получить новую профессию.
Или же другой пример. Ребенок, имеющий низкую успеваемость в школе. В его семье наблюдается постоянная конфликтная ситуация между родителями, в школе постоянно критикуют учителя. Из-за всего этого у ребенка нарастает внутренняя тревога. Ему требуется гораздо больше сил, чтобы просто находиться в школе или просто находиться в квартире в то время, когда ругаются взрослые. Попытки справиться со стрессом отнимают ресурс, может возникать ощущение беспомощности, опасности. Это не дает ребенку расслабиться. Отсюда возникает быстрая утомляемость, плохая концентрация внимания, возможно, и общее физическое самочувствие ухудшается.
«Принять» и «выдержать»
В тесной связи с первой фундаментальной мотивацией экзистенциальный анализ содержит такое понятие, как «принять и выдержать», или же мы говорим про принятие и выдерживание. Что это такое?
Мы можем принять нашу жизненную ситуацию, принять отношения, которые у нас есть, или же принять свои индивидуальные особенности и слабости. Если же человек не принимает жизненные условия, то он утрачивает связь с действительностью, теряет почву под ногами. Если нет чувства защищенности, то расходуются силы, останавливается личностный рост и человек впадает в некое такое состояние выдерживания жизни, выдерживания отношений, текущих условий и порой самого себя.
Принять – это не значит внутренне согласиться с ситуацией. Это скорее сказать себе, что да, я могу с этим жить. Это не значит, что мы даем положительную оценку ситуации или соглашаемся с ней. Принять – это не значит сдаться или покориться судьбе. Скорее это означает проявить некое доверие к жизни, доверие к ситуации, сказать: «да, сейчас это так в моей жизни». Или же: «Сейчас эта ситуация разворачивается таким образом, и я принимаю эти условия».
А выдержать – значит признать, что такая ситуация в моей жизни есть, но она для меня трудная, мне требуются порой все доступные силы, чтобы находиться в таком состоянии и преодолевать его. Я пытаюсь бороться с тем, что происходит, и не вполне могу отдавать себе отчет по происходящему.
Например, человек порой вынужден выдерживать работу, которая ему не нравится, но в силу разных обстоятельств у него нет сейчас возможности поменять ее. Или же приходится выдерживать конфликтные отношения с партнером. Важно отметить, что если ситуация критичная, чрезмерно нагружающая человека, то может случиться так, что уже не будет сил, не будет внутренних ресурсов, чтобы выдерживать такую жизнь. И тогда необходима своевременная помощь специалистов, психологов или же неврологов, психотерапевтов.
В контексте первой фундаментальной мотивации задача психотерапии – выявить скрытые ресурсы человека, укрепить его, сформировать внутреннюю опору, помочь справиться со страхами и тревогой, принять сложившиеся условия жизни.
Вторая фундаментальная мотивация
Что такое вторая фундаментальная мотивация?
Через принятие человек приходит к чувству «Я могу быть в этом мире». Дальше перед ним встает другой вопрос: а нравится ли мне моя жизнь? Здесь речь идет о полноте эмоциональной жизни, о способности испытывать печаль и грусть, когда утрачивается что-то ценное и важное, а также об искусстве наслаждаться жизнью, замечать то хорошее, что в ней есть. Здесь речь идет, скажем так, о возможности быть включенным в жизнь.
Для второй мотивации важна тема близости, отношений с собой, отношений с другими и в целом с миром. Если человек не испытывает радости, не способен наслаждаться тем, что просто живет, что он есть, то у него возникает вопрос: хороша ли моя жизнь, стоит ли вообще жить такой жизнью? Раскрытие второй фундаментальной мотивации способствует повышению жизненной энергии, осуществлению своих ценностных установок, развитию близких отношений с собой и с другими людьми.
В современном обществе у человека очень много обязательств. Он должен одно, другое, третье… И в этой гонке дел мало внимания уделяется желаниям, чувствам. Иногда нет времени делать то, что действительно нравится и хочется. Т.е. нет времени жить полноценной жизнью. А ведь возможность делать то, что нравится, — это ресурс, это топливо для нашей психики, это повышает витальность, дает силы.
Если человек постоянно игнорирует свои желания, это приводит к тому, что желания перестают явно чувствоваться и могут вообще исчезнуть. Возникает эмоциональная глухота. Более того, мало-помалу теряется понимание, что же мне действительно приносит в жизни радость? Именно так зачастую развивается депрессия.
Третья фундаментальная мотивация
Следующая важная предпосылка для проживания исполненной жизни – это возможность быть собой. Т.е. перед человеком стоит вопрос: имею ли я право быть таким, какой я есть? Осознаю ли я собственные чувства? Имею ли я право на свои чувства и желания? Ощущаю ли я свою фундаментальную ценность?
Что вообще такое фундаментальная ценность? Здесь хотелось бы, наверное, пояснить. Есть практическая ценность, когда человек ценит себя или другого за определенные достижения. Например, за повышение на работе, хорошо сданные экзамены или прибитую на кухне полку. В принципе это, конечно, очень важно – ценить себя за достижения. Но если ценность человека определяется только этими достижениями, к сожалению, возникает большое напряжение. Человек не может остановиться, не может расслабиться, потому что он постоянно должен доказывать себе и другим свою ценность.
Поэтому важно ощущение собственной ценности независимо от внешних успехов. И здесь мы говорим про фундаментальную ценность. Это чувство можно описать так: «Я есть в этом мире, и это само по себе ценно». Если человек не чувствует, что имеет право быть собой, ему гораздо сложнее взаимодействовать с внешним миром.
Часто происходит нарушение границ, нарушение личного пространства со стороны других людей. В принципе такому человеку сложно сказать «нет», сложно понять, что он действительно хочет. Тот, кто не чувствует своей сердцевины, не понимает, где проходит граница его личного пространства, испытывает, как правило, состояние пустоты и потерянности. У такого человека не развито чувство собственной ценности и, как правило, наблюдается низкая самооценка.
Также здесь хотелось бы отметить, что в рамках третьей фундаментальной мотивации важно сказать о центральном понятии экзистенциального анализа Альфрида Лэнгле – теории персональности, центральная конструкция, Person. Мы этот термин даже не переводим с немецкого языка. Данным термином фактически обозначается внутренняя природа человека, духовный источник человека.
Для полноты бытия важно реализовать свою возможность проживать бытие Person, т.е. проживать свою жизнь персонально. Это значит умение принимать аутентичные решения, возможность строить открытый диалог, уважительно относиться и к себе, и к другому, жить в согласии с собой, в согласии со своими чувствами, решениями, слышать и принимать свою личную позицию.
Но, к сожалению, это не всегда легко, потому что мы часто прибегаем к защитным механизмам, защитным реакциям, опираемся на какие-то внутренние установки, на общие стереотипы. Все это не дает нам оставаться в состоянии открытости по отношению к миру и к другим людям, реализовывать наши персональные отношения с жизнью. Если у человека есть много внутренних дефицитов, болезненных тем в биографическом опыте, то такой человек, как правило, часто прибегает к защитному поведению. Иногда этого защитного поведения так много, что уже очень сложно выстроить какой-то персональный, открытый диалог, очень сложно добраться до вот этой центральной конструкции человека, до его Person.
Четвертая фундаментальная мотивация
Четвертая предпосылка, необходимая для исполненной жизни, четвертая фундаментальная мотивация включает в себя учение Виктора Франкла, логотерапию. Четвертая мотивация состоит в том, чтобы включиться в жизнь, обнаружить свой личный жизненный контекст. Перед человеком встает следующий вопрос: а в чем смысл моей жизни? Что мне следует делать?
В этом случае нужно прояснить свои личные задачи, понять запрос, который ставит передо мной жизнь. Без такой деятельной самореализации невозможно испытать чувство экзистенциальной полноты, чувство глубокого удовлетворения собственной жизнью. Есть такое понятие – экзистенциальный вакуум. Речь идет о том, что человек проживает жизнь, ощущая ее пустой, бессмысленной, выполняет какие-то определенные задачи, действия и не может обнаружить в них для себя свой личный смысл.
Человек мотивирован фундаментальным вопросом непрерывного становления и изменения. «Я здесь нахожусь на какое-то время. Но с какой целью? Для чего? Для чего вообще я живу и каковы мои перспективы в жизни в этом постоянно меняющемся мире? Что здесь для меня ценного?» Реализация четвертой мотивации позволяет открыть и пройти свой уникальный жизненный путь.
Так выглядят четыре фундаментальные мотивации, и если хотя бы одна из вышеперечисленных предпосылок у человека не реализована, данные задачи не разрешены, то, как я уже говорила, формируется защитное поведение, накапливаются внутренние дефициты, а от этого могут возникать неврозы.
Следствия дефицита мотиваций
Скажу несколько слов о том, что вообще может произойти, если не будут реализованы данные предпосылки. Трудности, связанные с реализацией первой фундаментальной мотивации, как правило, приводят к развитию страхов, повышенной тревожности, беспокойству. Когда человеку сложно проживать в своей жизни ценное, приятное, то его сопровождает состояние апатии или даже депрессии. А если еще при этом нет понимания своих жизненных задач, человек не чувствует, что он достаточно включен в жизнь, то складываются предпосылки для зависимого поведения. Это может быть игровая, алкогольная, наркотическая или даже эмоциональная зависимость.
Дефицит третьей фундаментальной мотивации способствует развитию истерических и нарциссических черт личности. Непонимание себя, низкая самооценка, невозможность осознать свой потенциал – все это делает человека ранимым, эгоцентричным, с острой потребностью во внешней поддержке и одобрении. И если ситуация в жизни у человека угрожающая, то он, как правило, прибегает к копинговым защитным реакциям, и в повседневной жизни эти реакции часто используются как некий способ уйти от внутренней боли, от определенного страха, от неуверенности.
К наиболее распространенным защитным реакциям мы относим агрессию, уход и активизм. Также есть еще защитная реакция, которая в экзистенциальном анализе называется «реакция мнимой смерти». Рассмотрим эти реакции подробнее.
Активизм – это совершение активных суетливых действий, например, перескакивание в разговоре с одной темы на другую. Или выполнение каких-то действий, которые не приводят к решению поставленной задачи. Например, женщина после ссоры с мужем, вместо того чтобы попробовать прояснить отношения, идет и моет квартиру.
Или же человек, который обеспокоен своим профессиональным ростом, не может понять, что он хочет, что для него важно. Вместо этого он постоянно посещает различные тренинги и мероприятия, и у него складывается впечатление, что он что-то все-таки делает, чтобы решить проблему. Но если мы посмотрим глубже, то увидим, что тем самым проблема не решается, а лишь создается видимость того, что человек что-то предпринимает.
Реакция мнимой смерти – это достаточно сильная реакция. Можно сказать, что человек находится в некоем параличе, состоянии ступора. Так очень часто бывает, когда испытывается состояние ужаса или страха. Человек не знает, как действовать, и замирает. Внутреннее состояние его – «меня здесь нет». Это самая сильная защитная реакция, скажем так – последняя защитная реакция, поэтому в повседневной жизни она, как правило, применяется в очень критичных ситуациях.
Уход. Такую защитную реакцию мы наблюдаем достаточно часто. Это может быть физический уход – просто покинуть помещение, уйти после ссоры. Например, человек может находиться в магазине или любом другом общественном месте и будет ощущать себя плохо – он может просто покинуть это помещение. Кроме физического ухода есть и другой вариант, когда человек не может покинуть помещение, хотя ему очень хотелось бы. Тогда он может мысленно выключиться из ситуации. Такое часто бывает с детьми, например в школе. Нет ресурсов, нет сил слушать, что говорит учитель, воспринимать эту информацию. Нет и возможности покинуть класс. Ребенок просто погружается в свои мысли, может думать о том, какой он мультик смотрел или что он будет делать, когда придет домой. То, что мы называем «витать в облаках» — это и есть защитная реакция ухода. Когда человек не может активно противостоять тому, что ему не нравится, но может самостоятельно выключиться и перейти в какой-то свой воображаемый мир.
К сожалению, на практике часто встречаются люди, которые очень много в повседневной жизни используют защитную реакцию ухода. Эти люди не могут включиться в жизнь, которая происходит, не всегда могут включаться в диалог, в котором они задействованы, не удается им порой включиться в работу. Т.е. вообще не удается прочувствовать жизнь. Человек может несколько минут находиться в реальной ситуации, а потом уже мысленно уже уйти в какой-то свой воображаемый мир. И тогда здесь речь идет о том, что для человека очень эмоционально, по каким-то причинам нагрузочно и некомфортно находиться в реальном мире, и он очень быстро сбегает, пытается уйти от внешней реальности.
Защитные механизмы помогают временно справиться с болезненными переживаниями, но они, к сожалению, не улучшают качества жизни. Если в силу жизненного опыта, личностных особенностей у человека очень много дефицитов, много болезненных тем, то защитное поведение включается постоянно. Это, в свою очередь, к сожалению, приводит к тому, что человек начинает ощущать себя внутренне несвободным, не может почувствовать себя, свои истинные желания, вообще не очень понимает свой внутренний мир.
Открытая личность. Краткий итог
Если человеку удается в ситуации или общении не прибегать к копинговым защитным стратегиям, то тогда мы говорим, что такой человек является открытым по отношению к себе, открытым по отношению к другим и к миру, становится более личностно-ориентированным и персональным. И здесь задача экзистенциального анализа – прийти к возможности открыто и персонально проживать свою жизнь.
Итак, давайте еще раз сформулируем четыре экзистенциальных вопроса, найти ответы на которые важно, чтобы человек мог проживать полноценную, исполненную жизнь. Первый: могу ли я быть в этом мире, безопасно ли это? Второй: нравится ли мне моя жизнь, хочу ли я жить такой жизнью? Третий: имею ли я право быть таким, какой я есть? И четвертый вопрос: в чем смысл моей жизни, для чего я живу? На следующих лекциях мы будем более подробно рассматривать каждую фундаментальную мотивацию, будет приведено больше практических примеров и рекомендаций.